Святые источники в дивеево

Дивеевские святые источники

Служба бронирования (883134)(883134) 4-30-77 607320, Нижегородская область, с.Дивеево, ул.Полевая,д. 2 Режим работы: ежедневно, круглосуточно

Святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери, именуемый местными жителями Казанским источником находится в поселке Северном, разделенном от Дивеево Голубинным оврагом. В настоящее время поселок Северный входит в с.Дивеево.

Это самый старинный из святых дивеевских источников. Рядом с источником находится приходская Казанская церковь.
Перед войной в 1939 году церковь разрушили. Дивевские жители рассказывают, что в 1939 году местный житель нашёл около источника старинную икону Казанской Божией Матери. В настоящее время икона находится в дивеевском монастыре в Свято-Троицком храме.
После возрождения Дивеевского монастыря в 1991 году над Казанским источником возведена часовня, а также купальня. На праздники Крещения и Казанской иконы Пресвятой Богородицы воды Казанского источника освящаются во время крестного хода.

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери ежегодно является местом паломничества тысяч православных христиан, приезжающих сюда со всей России и из зарубежных стран за исцелением от болезней.

Источник Матушки Александры находится рядом с монастырем, в пойме реки Вичкинзы. По преданию источник проистекает из могилы Матушки Александры Дивеевской. В начале 1960-х годов прежний источник был затоплен, но рядом с ним появился новый источник, который считается вновь пробившимся источником Матушки Александры. К 100-летию канонизации Преподобного Серафима Саровского над источником была обустроена купальня и часовня. В праздники Крещения, иконы Божией Матери «Живоносный источник», Преполовение Пятидесятницы сюда совершаются крестные ходы и освящается вода.

Источник Преподобного Серафима Саровского — самый известный из дивеевских источников, находится в 17 км от Дивеево. Раньше местом паломничества был родник, расположенный в Сарове. В связи с появлением в Сарове военного объекта город закрыли.Саров стал недоступен для паломников. По рассказам местных жителей в 1961 году солдату, охранявшему военную зону города Сарова , явился старичок в белом балахоне. Трижды ударил старец о землю — и из земли забил родник. Хотели родник засыпать бульдозером — трактор сломался. Явился трактористу старец и наказал: «Не засыпай мой источник». Так Серафим Саровский перенес свой родник в доступное для паломников место. В настоящее время на этом месте устроено озеро из святой ключевой воды, а на озере установлены купальни. Известно немало случаев исцеления после купания в источнике преподобного Серафима Саровского.

Святой источник в честь Иверской иконы Божьей Матери, в народе Иверский источник, находится неподалеку от источника матушки Александры. История происхождения источника такова. Матушка Александра собственными руками вырыла этот источник для утоления жажды рабочих, добывавших известковый камень для строительства Казанской церкви. Считается, что этот источник обладает целебными силами для больных детей. На источнике в XIX веке была построена небольшая часовенка. В настоящее время над источником обустроена купальня.

В непосредственной близости от Казанского источника находится Источник святого великомученика и целителя Пантелеимона, врачевателя IV века, безвозмездно оказывавшего помощь больным, схваченного и казненного по доносу ненавидевших его врачей. В 2004 году источник был оборудован купальней, разделенной на две части: для братьев и для сестер. Источник знаменит целебными свойствами от болей в суставах.

Святой источник во имя иконы Божией Матери «Умиление» (источник Умиление или источник Умиление Божьей Матери) расположен недоалко от Казанского источника, в Голубином овраге, разделяющим центр Дивеево от микрорайона поселок Северный. Над источником возведены три купальни, объединенные в одно строение, и часовня. Источник известен своими лечебными свойствами от сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний нервной системы.

Источник Явления Божией Матери, в народе Явленный источник, находится в 12 км от Дивеево в селе Кременки и является старейшим из святых дивеевских источников. Предание народа, передающееся из поколения в поколение гласит, что на закате дня перед кровопролитным сражением, произошедшим между царским войском и войском Степана Разина 09 октября 1670 года, вода в источнике покраснела, и в ней появился лик Богородицы, плачущей над погибшими. С той поры источник стал называться Явленным.

Также существует предание, что местным жительницам явился преподобный Серафим Саровский, который сказал, что Божия Матерь умывает лицо в этом источнике прежде, чем пройти по Святой Канавке в Дивеево.

В 1903 году источник посетил государь Николай II, проезжавший через село Кремёнки в Саров на открытие мощей преподобного Серафима. Здесь он подарил местным жителям облаченную в серебрянный оклад икону преподобного Серафима Саровского.

Издавна источник известен лечебными свойствами от болезней души и тела. В 2003 году источник обустроен купальней. Чуть поодаль возведена часовня.

ПРАВИЛА КУПАНИЯ В СВЯТЫХ ИСТОЧНИКАХ

1. Перед купанием нужно перекреститься с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» и трижды окунуться с головой в источник (либо можно троекратно облиться водой из ведра).

2. Паломницам следует купаться в рубашках. Белье, в котором погружались в источник, отжимается и убирается в пакетик. Купаться в источнике без белья категорически запрещено.

3. Женщинам в критические дни нельзя посещать святые источники.

4. На источнике нельзя курить, распивать спиртные напитки, громко разговаривать, мусорить.

    Дивеевские источники и источник Серафима Саровского близ Цыгановки

    Нижегородская область · 24.07.2013 · 16

    Издревле в русском православии почитались источники. Места около них облагораживались, ставились часовни, сооружались купальни. Считалось, что вода в них обладает особыми целебными свойствами, врачует тело и душу. Многие легенды повествуют о том, как появился родник: либо на этом месте вдруг появилась икона (как, например, в Ильинском), либо святой самолично ударил посохом и забил ключ (Гремячий ключ в Подмосковье)… Из Дивеево мы запланировали поездку на один из Дивеевских источников.

    ♦ По теме: Экскурсии по Нижнему Новгороду и Нижегородской области

    Источник Серафима Саровского близ Цыгановки

    Дивеевские источники

    В окрестностях Дивеево расположено немало источников. Наиболее известные среди них следующие:

    Источник в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Дивеево (старинный, на окраине села Дивеево, близ поселка Северный). Считается, что он возник еще во времена Ивана Грозного, после явления в Казани иконы Божией Матери в июле 1579 года.

    Источник Матушки Александры в селе Дивеево (новый). Ближайший к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. Первоначально бил напротив Казанской церкви, за дорогой. Верили, что он исходит от могилы матушки Александры. В начале 60-х годов была устроена плотина, источник был затоплен. Но ключ забил в другом месте, ниже по реке.

    Источник в честь Иверской иконы Божией Матери в селе Дивеево (новый). Некогда здесь било несколько ключей, в XIX веке рядом с ними построили часовню Иверской иконы Божией Матери. В середине 1970-х годов в яме, образованной завязшим трактором, стала собираться ключевая вода. Недавно источник облагородили. Считается, что вода из этого источника особо помогает одержимым недугом беснования.

    Источник «Явленный» близ села Кремёнки. По преданию, накануне битвы 9 октября 1670 года между царскими войсками и отрядами Степана Разина, вода в источнике покраснела и явился лик Божией Матери. Также верят, что здесь каждое утро является сама Богородица, чтобы омыть свое лицо, прежде чем пройти по Святой Канавке.

    Источник в честь Святой Троицы близ села Автодеево. Рядом находится Никольский скит. По преданию, в этом месте одной женщине было явление Пресвятой Троицы.

    Самый известный из Дивеевских источников — источник Преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка. Находится около деревни Цыгановка, близ хутора Хитрый, на берегу реки Сатис. Расположен он в Саровском лесу и, строго говоря, является уже не Дивеевским, а Саровским источникам.

    По преданию, источник этот забил в 60-е годы XX века. Рассказывают, что солдатам, которые несли службу в Саровском лесу, на границе охраняемой зоны (Саров до сих пор является закрытым городом), явился старец в белом балахоне. На вопрос, что он здесь делает, старец лишь трижды ударил посохом о землю и исчез. А в тех местах забили три ключа. Многие описывают случаи чудесного исцеления от болезней и бесплодия, произошедшие после омовения в водах этого источника.

    Наша поездка к источнику Серафима Саровского

    Из Дивеево мы, поскольку были несколько ограничены во времени, поехали только на один источник, самый дальний — источник Серафима Саровского. В самом Дивеево никаких указателей мы не нашли. Местные жители объяснили дорогу. Правда, это объяснение было таким: «Езжайте прямо, никуда не сворачивайте, километров двенадцать». И когда на выезде из Дивеево мы уткнулись в Т-образный перекресток, в нерешительности остановились. Поблизости работал трактор, и мы спросили тракториста, куда ехать. Видимо, мы были не первыми с этим вопросом, потому что тракторист лишь устало махнул рукой в одном из направлении и буркнул: «направо».

    Проехав какое-то расстояние, я засомневалась, туда ли еду. Около какой-то деревушки, где был небольшой автосервис, остановились, чтобы спросить дорогу. На мой вопрос, туда ли мы едем, дяденька из автосервиса показал на табличку на столбе, которую он самолично приделал и которую я не заметила: «На источник — прямо». Зато он подробно объяснил нам дорогу. Выяснилось, что почти в конце будет перекресток. Его надо пересечь, но пропустить все машины справа, куда уходит главная дорога. Проехать через строительный рынок, дальше в лесу будут скиты. Дорога сама приведет к источнику. Поблагодарив доброго человека, мы отправились в путь. Кстати, навигатор, который я подключила, все время глючил, отключался от питания. То ли сказывалась близость закрытого Сарово, то ли батюшка Серафим постарался.

    И вот, мы у источников. Пропустить их невозможно — рядом огромная стоянка для машин и автобусов, много людей. Мы взяли канистры для воды и отправились к источнику. В речке плавали ужи — значит, вода чистая. Сам источник прекрасно оборудован, есть купальни. Мы не рискнули погружаться в воду — уж слишком она холодная. Только омыли лицо. Воду из ключей сначала набирают в ведра, а уже из них ковшиками переливают в канистры и бутылки.

    Источник Серафима Саровского близ Цыгановки, домик

    Источник Серафима Саровского близ Цыгановки. Речка, в которой плавали ужи

    Источник Серафима Саровского близ Цыгановки

    Источник Серафима Саровского близ Цыгановки

    Источник Серафима Саровского близ Цыгановки

    Солнце клонилось к закату, а нас ждала долгая дорога в Муром. Поэтому мы заторопились в путь.

    Источник Серафима Саровского на карте

    Координаты: 54°54’50″N 43°16’4″E

    © «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

    Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, RSS, Tripadvisor

    Если мой сайт оказался вам полезным, вы можете поблагодарить меня, купив туристические услуги по моим рекомендациям и . Эти сервисы опробованы мною лично. Вы ничего не переплачиваете.

    Дивеево, природа, храмы и монастыри

    Поделиться в социальных сетях

    Что еще почитать:

    Мистика, или принесем Брамса в жертву

    Что еще почитать:

    Одиссея «Авроры»

    • Архив
    • Друзья
    • Личная информация
    • Memories

    Наши путешествия

    Дивеевские источники. Про купание и Книжку Из Люпинов

    • 17 июн, 2014 at 7:33 PM

    Из рассказа «Дивеево – Русская Земля Обетованная»
    …Это сейчас легко писать, а до этого мы никогда не были на таких источниках, и не имели о них ни малейшего, ни приблизительного представления.
    …Подходим к источнику. Это довольно большое, скорее овальное озеро с водой изумрудного цвета и кажущейся какой-то плотной консистенцией. На противоположном от нас береге – линия бревенчатых домиков-купален, и там же сходы в воду с деревянных мостиков, на которых толпится народ.
    …Я решительно спускаюсь по лесенке. Но как только мои ещё только пятки очутились в этой воде – я почувствовала непреодолимую инстинктивную силу (как отдёргивают руку из огня), которая просто выдавливала меня из воды. Вода – л-е-д-я-н-а-я!!! В этом источнике всегда постоянная температура – 5-6˚, и зимой, и летом. А я то – не морж, я простой слабосильный и среднезакалённый городской индивидуум, который, заходя в море, сначала окунает палец ноги и пять минут стоит, привыкает, а тут ТАКОЕ!
    …Сторож вытащил из-под мышки какую-то голубую книжку и вежливо осведомился, не хочу ли я у него её купить, потому что «ежели я православная, то книжка очень дельная». Я уже давно срисовала этот предмет и его намерения получить хоть что-нибудь на бутылку, и вообще, дала бы ему денежную бумажку и так. Вот таким образом ко мне попала потрясающе добрая книжка про нижегородского старца Григория Долбунова. Нашла меня в лесу.
    Мы были на 2х источниках – открытом источнике преп. Серафима на речке Сатис близ д. Цыгановка (14км от Дивеево) и источнике явления Божией Матери близ с. Кременка (10км от Дивеево).
    Узнали о них так – купили на лотках книжечки про Дивеево и в одной («Святые источники Дивеева и округи») увидели описание источников. Всего их 8.
    Первый — Серафимовский – самый известный. Но это сейчас нам легко писать, а до этого мы никогда не были на таких источниках, и не имели о них ни малейшего, ни приблизительного представления. Мотив был один: «время есть, что будем делать, давай поедем на источники – давай поедем».
    Кое-как разобрались с дорогой. Указатели, понятное дело, в дефиците. Из Дивеева мы выехали по улице Октябрьская, у бензозаправки на развилке поворот направо в сторону Сарова и Сатиса. Будьте внимательны, на карте есть ещё один Сатис, но в сторону Арзамаса. До источника ехать ~14км, и надо отметить, что при подъезде к нему видели один-единственный указатель: Саров — налево, источник — прямо, Сатис — направо. Откровением почему-то для нас стал тот факт, что кроме нас в направлении источника двигалась целая кавалькада машин. Мы пристроились за ними. Дорога к источнику идёт через густой лес, который скоро закончился и мы выехали на большую площадку – сувенирно-парковочную.
    Мы остановились осмотреться и почему-то очень шокировались ассортиментом на сувенирных лотках: ситцевые ночные рубашки и семейные трусы соседствовали с иконами и картинами на камнях с ликом святого Серафима. «Совсем обалдели», — подумала я.
    Мы уже поняли, что источник находится впереди и решили не парковаться здесь на обочине, а проехать всю эту достаточно длинную дорожку, с обеих сторон уставленную лотками, и по возможности подъехать поближе (мы хотели набрать воды в источнике и не хотели бегать потом туда-сюда с полными канистрами).
    Подъехали. Припарковались. Зашли за металлические ворота с надписью «Собственность Серафимо-Дивеевского монастыря». Место очень красивое. Видим впереди деревянный крутой мостик через журчащую по камням речушку, бревенчатую часовню и густейший, в основном сосновый лес стеной вокруг.
    И ещё очень удивило, что навстречу нам, немного скованным из-за проблем ориентирования на местности, шли толпы народу с мокрыми волосами или полотенечными тюрбанами на головах, розовощёкие, с блестящими глазами и довольные. Впереди слышатся визги, и вообще атмосфера такая, какую дарит лето, хорошая погода и вода.
    Мы подходим ещё ближе и наконец-то видим сам источник. Это довольно большое, скорее овальное озеро с водой изумрудного цвета и кажущейся какой-то плотной консистенцией. На противоположном от нас береге – линия бревенчатых домиков-купален, и там же сходы в воду с деревянных мостиков, на которых толпится народ.
    Люди делятся на одетых – тех, кто пришёл сюда за водой, т.е. чтобы налить водички из святого источника в свои ёмкости, и раздетых – тех, кто пришёл сюда окунуться в источник. Эти люди как раз и облачены в те самые ночные рубашки и семейные трусы, которые мы только что видели на лотках. Я чуть не шлёпнула себя ладонью по лбу: «Эх, Семён Семёныч! Это ведь источник-купальня!» Ну, надо же, вот оказывается в чём причина столь странного лоточного соседства – как мы сразу не догадались!?
    На нашей стороне тоже есть раздевалка, но сход в воду просто с берега – он предназначен для торопыжек и нелюбителей стоять в очереди.
    Мы с открытыми ртами наблюдаем процесс купания. Держась руками за перила, люди, осторожно, по ступенькам заходят в воду и ныряют с головой по нескольку раз, кто-то с визгом, кто-то мужественно, кто-то вылетает мгновенно, как ошпаренный, кто-то сидит в воде подолгу, булькая, как бегемот.
    Но про купаться– мы даже и не думали, даже близко такой мысли не было. Мы стоим с канистрами, которые захватили с собой из дома. Вообще-то, как выяснилось, можно было их с собой и не тащить – они в изобилии и любого размера продаются на лотках (~20-30р. штука). Поэтому мы топаем под деревянный навес к источнику-роднику (он за спинами купающихся). Оказывается, здесь действуют свои правила и методы наливания воды.
    Источник-ключ – это глубокий колодец в деревянном полу. Надо общее ведро (кочует из рук в руки) зацепить специальным багром, опустить в колодец, зачерпнуть воды и вытащить. Потом взять общую воронку (кочует из рук в руки) и на деревянных длинных столиках, изловчась, наливать воду из ведра в свои бидоны-канистры. При этом всё делается в большой толчее, повсеместном пихании и толканием локтями друг друга (без этого не обойтись, навес над ключом небольшой, а желающих много), также надо сторожить (:))) все нужные ещё общественные предметы у вас в руках, так как за ними уже ведётся охота новоприбывшими. Всё надо делать аккуратно и не заливать водой себя и соседей, а также отмахиваться от здоровенных комаров, которые вовсю пользуются своей мобильностью и вашим статичным положением. 🙂
    Наконец мы набрали воды и потащили канистры в машину. А я не могу оторвать глаз от купающихся. И тут понимаю – тоже хочу. Хочу не просто окунуться в воду, а физически просто смыть себя все тревоги, которые навалились на нас в Дивеево. Я загорелась. Муж – толерантен. Мы скинули водичку в багажник и помчались к лоткам. Там я выбрала себе среди ивановских ситцевых рубашек одну симпатичную и ещё ярко-жёлтый цыплячьего цвета тоненький полотенчик, и мы пошли обратно.
    В женской крохотной раздевалке, толкаясь попами, быстренько переоделась, отдала мужу вещи, наказала меня сфотографировать и, раздувая рубаху пузырём, погнала на мостик. Как назло! – только что стояла очередь из желающих окунуться, а сейчас никого! Я одна. То есть вот ни потоптаться, ни поразмышлять, ни поёжиться, как следует – а вот так прямо бултых и в воду. Ойй! Ну что делать. Я решительно спускаюсь по лесенке. Но как только мои ещё только пятки очутились в этой воде – я почувствовала непреодолимую инстинктивную силу (как отдёргивают руку из огня), которая просто выдавливала меня из воды. Вода – л-е-д-я-н-а-я!!! В этом источнике всегда постоянная температура – 5-6˚, и зимой, и летом. А я то – не морж, я простой слабосильный и среднезакалённый городской индивидуум, который, заходя в море, сначала окунает палец ноги и пять минут стоит, привыкает, а тут ТАКОЕ! Главное, что народ уже набежал, как по заказу – и выстроилась очередь, которая меня ждёт. Я читала, что перед тем, как окунуться в эту водичку, надо, во-первых, мысленно настроиться, перекреститься, сказать «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» и с этими словами нырнуть с головой, и так три раза. Чтобы сделать ЭТО – я отключила все мысли, они только мне мешали, и вопили, как черти, ей-богу, «ты что делаешь, а ну, вылезай немедленно, простудишься!». Перекрестилась – «Во имя Отц…» — бултых в воду – вылетела как пробка – «и Сына…» — опять бултых – «и Святаго Духа!» — и опять нырок в ледяную купель. Не помню, как выскочила, помню, только, что махала мужу руками и кричала: «Только не фотографируй!». Но своё первое ощущение после купания, запомнила отлично – мне стало жарко. Я чувствовала себя очень комфортно, быстро переоделась, и мы пошли на выход – я с мокрыми кудряшками, розовощёкая с блестящими глазами и довольная. А навстречу нам скованные новоподъехавшие туристы. 🙂
    Эту ночную рубашку (трусы для мужчин :)) в которых вы окунались нельзя стирать и надо спрятать. Одевать нужно в трудные минуты или если заболеешь. Об этом мне сказали женщины в раздевалке.
    После Серафимовского источника мы решили заехать в Саров, благо он совсем рядом. Но муж меня сразу предупредил, что хотеть не вредно, а в Саров – закрытый город – и вряд ли мы в него попадём. Так оно и оказалось. Мы подъехали к какой-то целой системе КПП, со всеми военными делами: вооружёнными солдатами, пятнистыми машинами, закрытыми воротами и колючей проволокой. Посмотрели, почувствовали себя агентами 007 и поехали дальше.
    Второй источник – «Явленный» — мы выбрали по интуиции. Мы ещё вполне располагали временем до вечера, и поэтому поехали искать эту деревню Кременку и источник. Чтобы выехать на правильную дорогу мы практически вернулись обратно в Дивеево, проехали прямо через бензозаправку (о ней писала выше), и выехали, на спрятанную за ней дорогу в Кремёнки. Видимо, это не особо туристическая дорога, потому что там не то чтобы указателя на источник, там даже названия деревень встречаются через один. Но дорога – Красота. Не знаю, как описать. С обеих сторон тянутся бескрайние поля, но не равнинные, а немножко холмистые, как волны, а всё вокруг до самого горизонта заросло синим люпином. Мы, буквально, плывём по этой синеве как корабль (ну, на крайний случай, лодка :)). Там где нужно – встречается лес. Небо – дивное – глазами не объять. И фигуры облаков, белоснежных пухлых булок и целые хороводы неведомых существ плывут над нами.
    Доехали до Кремёнки, напугали местную бабулю своим вопросом из машины: «а где источник». Она помахала нам: «Туды, — говорит, — милаи, на горушку, а оттедова направо». Мы так и сделали, и теперь повторяем подвиг Карачарово – пылим по длинной деревенской улице, объезжаем лужи и ухабы. Единственное отличие – очень широкая (а не узкая, как в Карачарове) улица, и народу ни души. Только неуклюжий смешной щенок местный за нами увязался. Мы обратили внимание, что дома здесь, в Нижегородской области отличаются от муромских и очень сильно. Во-первых, никаких тебе особо резных наличников, всё очень строго и просто, а потом, здесь неокрашенные деревянные дома, то есть цвет у них седовато-тёмный. И вот по такой деревне с домами из тёмного от времени дерева мы упорно пилим. Доехали до конца деревни, до самого жёлтого пшеничного поля. Источника нет и не видно. Вышли, хотели плюнуть от досады – но полюбовались на эту райскую благодать – отошли и повернули обратно. Из людей увидели только одного промелькнувшего в саду мужика.
    Выехали обратно на шоссе. И тут муж сказал, что, наверное, знает куда ехать – видел какой-то поворот перед самой Кремёнкой, когда мы ехали из Дивеево. Точно. Нашли поворот, немного проехали и очутились на непонятном месте в лесу. Карьер не карьер, завод не завод, но явно остатки чего-то раньше приличного и цивилизованного. Мы остановились на вершине горы, вниз ведёт широкая проезжая дорога, по бокам берёзовый лес и нескончаемый люпин.
    Вдруг слышим за спиной ор: «Эй, эге-гей, там-там источник, езжайте вниз». Перепугано оглянулись – но это было не видение, а реальный мужик-сторож из сторожки-вагончика, расположенной метрах в 50 от нас и запрятанной в тени от песчаной насыпи, вышел и орёт нам. Мы тоже заорали ему в ответ: «Спасибо, сейчас пойдём». В подтверждение его слов, откуда-то сзади вынырнул джип и ломанулся вниз под гору. Мы решили не ехать, а спуститься пешком. Меня мучило неутолимое с Дивеева ещё желание влететь в люпиновую поляну и нарвать букетик, а муж помчался прочёсывать симпатичные берёзовые обочины в поисках земляники. Так мы спустились вниз, в долину-лужайку. Внизу течёт узкая чистая речка, прикрытая кустами, и выглядывает кончик крыши бревенчатого домика-купальни. Стоит несколько машин. Слава Богу, нашли!
    Мы проходим по мосточкам в прохладную глубь деревьев. Из купальни слышны детские визги и перед нами вылетели два пятилетних голопопых пацанчика, а родители их, видимо, остались ещё внутри. Я с искренней уважухой на них посмотрела – какие молодцы, такие маленькие, а не испугались ледяного купания. К домику, к одной его стене, пристроена маленькая терраса. Здесь две иконы – Божией Матери Умиление и преп. Серафима Саровского. Под террасой бьёт ключ. Песчаная чаша заботливо и красиво выложена маленькими камнями-булыжничками. Вода – кристально чистая и необыкновенно вкусная. Это точно, самая вкусная вода, которую мы здесь попробовали. Люди её тоже набирают в канистры. Мы прошли ещё чуть-чуть вперёд, дальше начинается высокий холм с деревянной лесенкой, которая ведёт к маленькой часовне на его макушке. А у подножия стоит небольшой деревянный крест с подобием иконостаса – наклеенными простыми бумажными изображениями икон. Тут я поняла, что вот этот люпиновый букет у меня в руках, я собирала именно для того, чтобы оставить его здесь.
    Мы поднялись наверх. Ещё раз повторю слова – Красота. Лето. Солнце. Небо. Облака. Июнь. Холмы. Берёзовые рощи. Люпин. Речка. Купальни. Раздолье. Простор. Всё золотое, голубое, белое, зелёное, разноцветное. Всё благоухает на солнце (трава, цветы). Всё звучит (речка, птицы, кузнечики). Благодать. Не зря есть легенда, что именно из этого источника умывается Божия Матерь, и в этом прозрачном роднике является её лик – поэтому то и его назвали «Явленный».
    Когда мы возвращались к машине, то опять муж исчез в березовой роще – помчался за земляникой, а я кинулась на свою люпиновую поляну – ещё нарвать цветочков.
    Тут передо мной нарисовался тот самый горластый сторож. Мы побеседовали о том, о сём, о люпине — «люпин ентот ядовитый, его даже коровы не едят», об этом месте – «здесь раньше был асфальтовый (цементный) завод, а сейчас всё порушили», об источнике – «вот, сколько прошу, поставьте хоть какой-нибудь указатель, сколько людей ведь едут и все плутают», и, наконец, он приступил к главному. Вытащил из-под мышки какую-то голубую книжку и вежливо осведомился, не хочу ли я у него её купить, потому что «ежели я православная, то книжка очень дельная». Я уже давно срисовала этот предмет и его намерения получить хоть что-нибудь на бутылку, и вообще, дала бы ему денежную бумажку и так. Представьте себе картину – берёзовый лес, солнцепёк, я в люпиновых зарослях с букетом, и посреди всего этого ещё и сторож с книжкой. Ну, как не уважить человека. Уважила. Он довольный, я удивлённая.
    Вот таким образом ко мне попала потрясающе добрая книжка про нижегородского старца Григория Долбунова. Нашла меня в лесу.
    Рассказ «Дивеево – Русская Земля Обетованная»
    Посты по русским монастырям:
    Дивеево. Канавка Пресвятой Богородицы
    Серпуховские зарисовки: Красная Гора. Монастыри. Павлины. Вкусный хлеб
    Муром. Спасо-Преображенский монастырь. Про муромские калачи
    Над рекой во ржи. Спас-на-Угре (Калужская область)
    Колюпаново. Свято-Казанский женский монастырь. ЧуднОе место
    Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
    Стефано-Махрищский монастырь (15км от г.Александров, Владимирская область)
    Кирилло-Белозерский монастырь. Сиверское озеро
    Мини-путеводитель по Вологодской области: Ферапонтово, Горицы и гора МаУра
    Кострома. Ипатьевский монастырь
    Оптина Пустынь. Батюшка Амвросий Оптинский
    Солотча. Солотчинский монастырь. Про сосны, ландышевые и земляниные поляны и кафе «Лесная сказка»
    Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря

    Метки:

    • Муром и Дивеево,
    • РОССИЯ

    Поездка в Дивеево. Пять святых источников

    Реклама

    Дивеево в нашей жизни существует девятый год. И, что бы то ни случалось, раз в год мы едем за 500 километров, чтобы побывать у батюшки Серафима. Что же такого есть в этом селе, чтобы делать крюк в 1000 километров? Во-первых, в Дивеево находится монастырь, на территории которого можно поклониться мощам батюшки Серафима, помолится на Канавке Божьей Матери. А ещё рядом с Дивеевым есть источник батюшки Серафима. Но об этих трех святынях Дивеево я уже рассказывала, так что повторяться не буду. А вот про пять источников, расположенных в самом Дивеево с удовольствием расскажу.

    1. Источник в честь иконы Божией Матери Умиление
    2. Источник святого Пантелеймона
    3. Источник в честь Казанской иконы Божией Матери
    4. Источник Матушки Александры
    5. Источнику в честь Иверской иконы Божией Матери

    Как я уже говорила ранее, по традиции мы ездим в Дивеево каждый год, но на этот раз всё сложилось немного по-другому: отдельную поездку в Дивеево мы делать не стали, а добавили традиционное посещение к сентябрьскому путешествию в Казань.
    Между Казанью и Дивеево 500 километров пути по очень загруженной и непростой трассе, поэтому было очевидно, что приедем мы поздно, а значит, надо было где-то ночевать. Остановились мы в гостевом доме «Светоч». А с утра пораньше отправились к трем источникам. Так уж получилось, что раньше на эти источники мы никак не попадали, то одно, то другое, то третье. А тут ночевали всего в 500 метрах, ну как не дойти? Три источника Дивеева располагаются в районе улицы Родниковой.
    Схема села Дивеево.

    Мы пошли к ним от гостиницы по мостику.

    Вокруг – тишина, народу никого, благодать!

    Первым нас «встретил» источник в честь иконы Божией Матери Умиление. Это один из так называемых «новых» источников Дивеева. Но на самом деле просто — в свое время источник был скрыт под слоем земли, а потом вновь обретен благодаря стараниям монастыря. Источник посвящен главной иконе Серафима Саровского, именно перед ней он проводил долгие часы в молитве. Здесь оборудованы просторные купальни, отдельно для женщин и мужчин. Когда пришли мы, народу никого не было, поэтому с удовольствием окунулась в источник.
    Совсем рядышком располагается источник святого Пантелеймона. Святой Пантелеймон был врачом, помогал болящим, не беря денег, что, конечно же, вызвало наветы злопыхателей, и в итоге его казнили. Но даже после своей смерти этот святой исцеляет тех, кто к нему обращается. Конечно же, и источник этого святого помогает исцеляться. Самым ближним к дороге является источник в честь Казанской иконы Божией Матери. Источник появился ещё во время царя Ивана Грозного, а часовню над ними поставили ещё в середине XIX века. Правда сейчас над источником высится уже новая часовенка. И именно у этого источника в прошлом веке случилось чудо: на дне реки нашли икону Казанской Божьей Матери. Умыться в этом источнике нам не удалось, он находится на ремонте. Обратно мы возвращались уже по дороге, а я всё никак не могла расстаться с источниками.
    После посещения источников, мы благополучно вернулись в гостиницу, собрали вещи и поехали в сторону монастыря.
    Сразу извиняюсь, но фотографий Дивеевского монастыря не будет. Монастыри я посещаю, чтобы пообщаться с Богом, а когда у тебя фотоаппарат на шее, то полноценно это не получается: идешь, молишься, а взгляд невольно ловит красивый кадр, так что весь настрой куда-то пропадает. Именно поэтому в этот раз фотоаппарат просто остался лежать в машине.
    Так что же изменилось в самом монастыре?
    Во-первых, вокруг монастыря поставили очень много знаков «стоянка запрещена», так что теперь машину проще и лучше оставлять на стоянке самого монастыря, благо это бесплатно (пожертвование делается по желанию). По сравнению с прошлым годом, приложиться к мощам батюшки Серафима опять можно в Соборе Троицы Живоначальной.
    А ещё в Дивеево построили новый храм. Внутренняя отделка ещё не сделана, но скверик со скульптурами и фонтанчиками уже открыт. Там можно посидеть передохнуть. И, кстати, растения в этом скверике помогали садить Лёва с Витей, так что частица и их труда осталась в Дивеево.
    Что ещё — на сентябрь 2015 часть Канавки Божьей Матери ремонтируется. Ну вот, пожалуй, и все.

    После монастыря мы пошли пешком к двум оставшимся источникам: Матушки Александры и в честь Иверской иконы Божией Матери. Это самые близкие к монастырю источники, а как к ним пройти, смотрите карту выше.
    Самый ближний из них источник Матушки Александры. Старый источник матушки Александры находился около её могилки, но после строительства водохранилища он пропал на дне Вичкинзы, а его название забрал новый ключик, который сам появился на другом берегу реки. Купальня над этим источником самая маленькая, одна и на мужчин и на женщин, очень неглубокая, в воду приходится практически ложиться, поэтому здесь всегда очереди.

    Если пойти по дорожке от источника Матушки Александры, то она выведет к источнику в честь Иверской иконы Божией Матери. Иверский источник считается новым. Первоначально это было несколько ключиков, которые по воле случая объединились в один. Старый Иверский источник выкопала сама матушка Александра, но он также он исчез под водами Вичкинзы, а его название перешло к новому.
    После того как мы умылись и у этого источника, нужно было возвращаться к машине, но Дивеево продолжало дарить тихие, деревенские виды.

    Итог

    Я часто слышу противоречивые мнения о том, стоит ли посещать Дивеево. Позволю высказать и свое.
    Да, Дивеево достаточно дорогое удовольствие. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. В монастыре очень чисто, на всех 6-ти источниках тоже чистота. И это несмотря на то, что поток людей в Дивеево очень большой. Поэтому да, монастырь получает деньги за требы, иконы, лампадки, сухарики и т.д. Но, во-первых, те же сухарики, масло в небольших количествах можно получить абсолютно бесплатно. Во-вторых, представьте себе, сколько денег тратится на содержания самого монастыря, источников, той же стоянки, охрану всего этого.
    Да, я не отрицаю, что церковь всё больше и больше приобретает черты коммерческого предприятия (наверное, поэтому-то я и не люблю ходить на службы, для меня милее просто зайти в церковь в неурочный час и постоять, помолиться, побыть с Богом), но это проблема всей церкви, а не только Дивеева.
    И ещё, в монастырь я еду именно как паломник и это предопределяет мое отношение ко всему окружающему и, видимо, их отношение ко мне. Поэтому грубости в свой адрес я не слышу, и даже скорее попадаю на хорошее отношение.
    И напоследок хотелось сказать, что само по себе Дивеево очень сильное место. Поверьте, с человеком здесь действительно происходит что-то необъяснимое, недаром нас сюда тянет уже который год подряд.
    Не хотите пропустить новую статью?
    Подпишитесь на новости!

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *