Святые места Ярославской области

Не стоит думать, что странные и необычные вещи могут происходить только в холодных английских замках или далеких неизведанных землях. В Ярославской области тоже хватает таинственного и загадочного. В сегодняшнем обзоре мы как раз и расскажем о таких местах.

Начнем со столицы нашей области — Ярославля. Город с тысячелетней историей накопила за эту самую историю множество тайн, порождающих слухи и легенды. Представляем вашему вниманию 9 самых таинственных мест города.

1. «Нехороший» дом на Красной площади.

Здание было построено в период 1934 по 1936 гг. по проекту московских архитекторов Михаила Парусникова и Ивана Соболева. «Дом-убийца» — вот так грубо иногда называют здание с аркой рядом с памятником Ленину. А дело в том, что этот дом видел немало неестественных смертей.
Жильцы говорили о том, что дом построили «на костях», найдя под собой религиозную опору. Действительно, в 17 веке на этом месте стояла церковь Семеновского прихода. Традиционно во времена коммунизма храм снесли, построили на его месте дома и поставили памятник Ленину.
Там, где находится внутренний двор дома, было церковное кладбище. В новом доме жили представители партийной элиты. Жили они хорошо, но вскоре спокойному существованию наступил конец. С наступлением периода репрессий этот дом стал для сотрудников НКВД буквально любимым местом на карте города. Говорят, ни одну из квартир они не обошли своим вниманием. Кто-то отправился в лагерь, кто-то был расстрелян, а некоторые заканчивали жизнь самоубийством, вешаясь и прыгая из окон.

Когда прошла волна репрессий, смерти не прекратились, но стали случайными. В 90-е годы в доме снова начались насильственные смерти и несчастные случаи. Сегодня все спокойно, но жители жалуются на то, что периодически слышат шорохи, стоны и видят призраков.

2. Бизнес-центр «Ярославль»

На месте этого административно-офисного здания в начале улицы Свободы в XX веке была построена гостиница «Ярославль». Считается, что постояльцы гостиницы неоднократно слышали голоса и песни, происхождение которых они не могли объяснить. Гостиница была построена на месте церкви святого Власия, снесенной в 1933 году. По традиции, вокруг гостиницы находилось кладбище. Но это еще не все. Тысячу лет назад на ярославской земле жили язычники. Именно на месте сегодняшнего бизнес-центра в прошлом находилось языческое капище бога Велеса. Здесь приносили человеческие жертвоприношения.
«Капище находилось во дворе бывшего ресторана «Медведь». Бог Велес — это покровитель животного мира. А во главе животного мира у нас, в нашей полосе был медведь. И они ему поклонялись, как медведю. В клетке жил медведь. Когда Ярослав увидел капище бога Велеса, он ужаснулся. Это было деревянное изваяния из огромного дерева в несколько обхватов, а наверху было четыре лика в разные стороны, — рассказывает писатель и краевед Ирина Грицук-Галицкая. — Потом Ярослав Мудрый повелел снести это капище, низвергнуть Велеса и поставить на этом месте христианскую церковь. Самая первая церковь — это церковь Святого Власия. Поэтому и знаем, где было капище, где была церковь Власия. Она стояла на этом месте до 30-х годов. Ее взорвали, а на ее месте поставили сооружение сталинского типа, помпезное, громоздкое. На первом этаже был ресторан «Медведь». То есть Велес «вернулся» в образе медведя, в его имени».

3. Знаменская башня

Здесь обитает сразу несколько привидений, не связанных между собой. Во-первых, во времена ополчения башня была пунктом сбора военных и в ней принимались стратегические решения. Якобы посетители башни видели, как по лестницам ходили военные из ополчения Минина и Пожарского. Причем, это не единственный призрак Знаменской башни.

По легенде, раз в год ровно в полночь у стен башни со стороны Волковской площади появляется худой мужчина в длинном пальто, черных перчатках и с «маузером» руке. Это призрак красного комиссара. Несколько минут он стоит у башни, преклонив колена. Во время белогвардейского мятежа 1918 года восставшие захватили Волковский театр и держали оборону. Когда взять крепость не удалось, этот комиссар пообещал сохранить жизнь всем сдавшимся в плен. Условия были приняты, но, как только мятежники вышли из театра, их расстреляли у стен Знаменской башни. К слову, этот комиссар после этого прожил недолго — вскоре и сам был застрелен. По легенде, он теперь навеки проклят и теперь каждый год появляется у места, где совершил это преступление.

4. Магазин «Яхонт»

Находится в сердце исторического центра Ярославля — на улице Кирова. Улица шумная и одна из самых дорогих, но есть и у нее свое привидение. По легенде, богатый ярославский купец Ерыкалов, известный меценат, взял к себе жить нищего мальчика-сироту, которого встретил на улице. Купец часто уезжал из дома по делам, и вернувшись однажды, не увидел ребенка. Пока хозяин дома был в отъезде, мальчик погиб при невыясненных обстоятельствах.

Другая версия легенды располагает более яркими подробностями: якобы ребенка забили до смерти управляющий и его сын — ровесник бывшего бродяжки. Ночью тело в мешке сбросили в Волгу. Ерыкалову сказали, что ребенок сбежал. Найти его так и не удалось. Так или иначе, считается, что периодически у дома появляется призрак мальчика, который клянчит у прохожих пятачок.

5. Божедомка

Место в районе современных улиц Свободы, Лисицына и Рыбинской раньше называлось Божедомка. В XVII веке это была окраина города. Здесь до сих пор стоит церковь Владимирской Божьей Матери.

Как известно, самоубийц и утопленников у нас хоронят за церковной оградой. Но мало кто знает, что по правилам, делать это надо не сразу — существует особый ритуал молитв. То есть в рай-то самоубийца всяко не попадет, но замолвить за него словечко перед Господом православные все же считают делом обязательным. Вернее, считали — теперь это уже подзабылось.

Ну так вот. В каждом крупном городе было по одному храму, специализирующемуся на совершении такого рода ритуалов. У нас этим занимались в церкви Владимирской Божией Матери. Рядом с храмом была выкопана глубокая яма, обнесенная невысоким заборчиком. Туда стаскивали самоубийц — и оставляли под открытым небом. Вернее, если уж быть точным, под навесом, который располагался на высоких столбах. Только клали лицом вниз и слегка присыпали сверху известью, как требовали тогдашние санитарные правила.

А раз в неделю настоятель храма совершал особый чин, обходя несколько раз вокруг ямы с кадилом. Затем отмоленных таким образом слегка присыпали землей, а сверху клали очередных повесившихся, утопившихся, зарезавшихся, неудачно сыгравших в «русскую рулетку», — и всё повторялось…

В общем, там наверняка слоев десять костей. Ныне на месте ямы находится аккуратная асфальтовая площадка. И иногда, за полночь, по ней носятся как бы тени, всякие фосфоресцирующие огоньки, синие искорки. Местный батюшка прямо так и говорит — это грешные души, которые никак не могут упокоиться с миром… Кстати, он — единственный в городе священник, занимающийся экзорцизмом. Человек интереснейшей судьбы: родился в Бухенвальде. Впрочем, это уже другая история.

6. Ярославский театральный институт

До революции это здание имело довольно дурную репутацию. Дело в том, что здесь находился публичный дом. Его сторожем был один карлик, который очень сильно любил одну девушку, работающую в этом доме. Естественно его любовь оставалась безответной.

А в 1917-м хозяева новой жизни, красноармейцы или иные представители новой власти, как-то навестили этот публичный дом. Они изнасиловали и убили ту самую девушку, которую так любил карлик. Он ничем не смог ей помочь и… не смог найти для себя ничего лучшего, как уйти из жизни.

В здании общежития имеется местная достопримечательность — комната, где повесился карлик. Ну никто бы не вспоминал эту историю, если бы в здании института и общежития не творились странные вещи. По многим свидетельствам по ночам в общежитии часто слышат странные шаги, стуки, шорохи. Источник этих звуков при большом желании студентов никто не может объяснить.

А однажды в одной из комнат общежития раздался крик. Пришедшие туда люди увидели студентку, лежащую без сознания, которой даже была вызвана машина скорой помощи. Позже она рассказала, что видела его, идущего по коридору, ищущего свою возлюбленную.

7. Храм Петра и Павла

Призрак хозяина Петропавловского парка.

Сам парк был разбит владельцем мануфактуры Иваном Затрапезновым в 1742 году рядом с новоотстроенным двухэтажным храмом Петра и Павла. Красивым дополнением стали пять прудов, соединенных ирригационными каналами.

После революции церковь закрыли, пруды загадили, а саму территорию переименовали в «Парк шестнадцатого партсъезда». Как раз по его аллеям, говорят, болтается ночами дяденька в старорежимной черной одежде. Его иногда называют барином — мол, ходит и смотрит, что сделали с парком неблагодарные потомки. На самом деле, барина тут не было, а за парк отвечал перед Затрапезновыми непосредственно управляющий мануфактурой. Он, видимо, и совершает ночные прогулки.

Особенно часто призрак видят у четвертого пруда — так как, по другой легенде, в его илистом дне после революции были зарыты серебряные оклады от храмовых икон. Кстати, это действительно самый чистый из местных водоемов. Некоторые предполагают, что как раз из-за обилия серебра. В общем, призрак управляющего сторожит этот пруд особо тщательно, пугая своим видом случайных прохожих и затаившиеся в кустах парочки…

Кровь священника

Еще одна легенда связана с самим храмом Петра и Павла. При советской власти настоятелем собора был отец Михаил Некрасов. Затем при невыясненных обстоятельствах его убили. Произошло это на лестничном пролете, между первым и вторым этажами храма. А когда службы возобновились — здесь стало проступать красное пятно. Его пытались замывать, закрашивать — всё бесполезно. Прихожане считают, что это кровь невинно убиенного отца Михаила и даже ставят рядом с пятном свечи.

8. Почтамп

Легенда гласит, что иногда в полнолуние можно увидеть на его внутренней лестнице девушку в платье конца девятнадцатого века. Считается, что это гувернантка купца Пастухова, дом которого ныне занят «почтарями». Хозяин, якобы, не удержался в отношении девушки от известных вольностей, а его мстительная жена в ответ довела гувернантку в 1894 году до самоубийства. Та бросилась в пролет лестницы, где теперь и появляется порой.

9. Гостиница Чайка

Рассказывают, что в советские времена на тогда еще строящемся здании не было сторожа — и один из студентов местного педуниверситета назначил романтическое свидание своей девушке именно в кирпичной цитадели. Местные обитателя недостроенной еще в советское время гостиницы зовут ласково Андрюшей.

В ожидании возлюбленной он решил совершить прогулку по темным коридорам и провалился в темноте в шахту одного из лифтов. Любимая не дождалась кавалера, тело которого было обнаружено только спустя два дня. И сегодня там любит потусоваться молодежь, которая, по рассказам, часто видит Андрюшеньку — с наступлением сумерек он внезапно вырастает перед тем, кто в поисках приключений пытается приблизиться к опасному месту. Человек пугается и меняет курс, тем самым спасая свою жизнь. Андрюшеньку так и называют — студент-хранитель.

Но не только в городе Ярославле можно найти таинственное, в нашей области тоже много мест, в которых творятся необъяснимые вещи.

Берендеево болото

К сожалению, не все объекты, представляющие ценность для этого обзора, доживают до наших дней. О некоторых остается только людская память да приблизительное место где они находились. Такова, например, история «Синей Бабы» — идола, хозяйки Берендеева болота, расположенного на самой границе Ярославской и Владимирской областей.

Само по себе Берендеево болото один из уникальнейших уголков Ярославской области. Место известное и, наверное, мало болот в центральной России сможет сравнится с ним по исторической и сакральной значимости. Например, одна из глав эпохального творения Василия Яна «Батый» описывает битву в которой гибнут Евпатий и Ратибор, так и называется Берендеево болото и описывает данную местность. Болото «засветилось» даже в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, который сообщал о ней следующую информацию: «в Александровском уезде Владимирской губернии, на границах Переяславского и Юрьевского, длина 10 версты, ширина 4 — 5 вёрст. Есть следы жилья; по местному преданию, здесь был город Берендеев, где жил царь Берендей». Кстати у слова Берендей существует несколько значений, но в целом этим словом обозначали нелюдимых лесных жителей. Есть версия, что слово идет от славянского «Бер» т.е медведь, потому что часто берендеями называли людей-оборотней, умевший превращаться в волков и медведей. Уже позже берендеи стали племенем, обитавшим на южной границе России. Есть версия, что запорожские казаки являются их современными потомками.
Над бескрайними просторами болота возвышается небольшой холм, который получил амбициозное название «Волчья гора». Место было облюбовано людьми еще в очень древние времена. Особое внимание следует уделить истории «Синей бабы», которую приводит в своей работе «Старые боги» М.И. Смирнов. По его словам, существовал каменный идол, имеющий женские антропоморфные черты которому с древних пор поклонялись местные жители. Сила «Бабы» была столь велика, что поклонение ей продолжалось даже после разрушения капища. Как пишет Смирнов: «…бабу эту решено было при постройке каменной церкви в селе Лаврове взять для фундамента, но вследствие большой тяжести увезти не удалось; тем не менее, будто бы при наваливании на подводу опрокинули её и часть отбилась». Там же добавляет, что даже после разрушения: «…Деревенские бабы, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву в Берендеевом болоте, кладут перед камнем ягоды и, выворотивши наизнанку платье, задом уходят от неё; бывают будто бы приношения сюда и по другим поводам, так что временами там можно находить, кроме ягод, и хлеб…». В некоторых источниках даже приводятся её приблизительные размеры: 2×2,5×1,5 метра. Идол искали, но терпели неудачу многие исследователи на протяжении уже двух с лишним столетий. Конечно, такой ажиотаж был вызван не только желанием найти исторический артефакт. Искали еще и несметные сокровища, которые по преданию спрятал на Волчьей горе мифический царь Берендей. Первое упоминание в массовой печати о каменной бабе и Волчьей горе произошло в 1830 году в журнале «Пешеходцы от Москвы до Ростова». Краеведы в своих работах указывают на многовековую традицию совершения Крестного хода во круг Берендеева болота с целью «умиротворения» хозяйки болот. Кроме того, существуют легенды, согласно которым Берендеево болото раньше болотом не было. На его месте, якобы раньше было озеро, но после того как «на этом самом месте, когда — то в старину мать прокляла дочь, вот дочь то и превратилась в камень», озеро заросло и превратилось в опасное болото. По другой версии, в озере муж утопил жену-грешницу. Сохранилось даже название озера — «Волчёнка» и свидетельство что находилось оно, у самого подножья Волчьей горы.

К сожалению, кроме историй и суеверий, связанных с «Синей бабой» никаких реальных подтверждений её существования не сохранилось. Точного место положения капища установить, тоже не удалось. Кончиной идола, возможно, следует считать послевоенные годы, когда немецкие военнопленные, занимающиеся обустройством железной дороги, разбили остатки «бабы» и использовали её в строительстве. Последние следы и какие-то надежды отыскать следы Синей бабы, уничтожил масштабные лестные пожары нового века. Однако многие кладоискатели и любители приключений не теряют надежду и как знать возможно, однажды она будет найдена и займет свое замечательное место в древнерусской истории, наравне с Переславским Синем Камнем.

Озеро Неро и Синь-камень

На берегу Плещеева озера вблизи города Переславль-Залесский на юге Ярославской области лежит гранитный валун сероватого цвета. Он зовется Синь-камнем. Вот что говорится о нем в «Энциклопедии непознанного»: «Согласно древнерусским преданиям, в этом камне живет дух, исполняющий мечты и желания. В начале XVII в. церковь вступила в борьбу с языческой религией. Дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий велел выкопать большую яму, и скинуть в нее Синь-камень. Но через несколько лет валун загадочным образом выглянул из-под земли. Через 150 лет церковные власти Переславля-Залесского решили заложить волшебный камень в основание фундамента местной колокольни. Камень погрузили на сани и повезли по льду Плещеева озера. Лед проломился, и Синь-камень затонул на глубине пяти метров. Но вскоре рыбаки стали замечать, что валун неведомым образом меняет свое местоположение, медленно перемещаясь по дну. Через полвека он оказался на берегу у подножия Ярилиной горы, где и лежит до сих пор».

Людям никак не удается подловить Синь-камень во время движения. Даже с точными инструментами в руках, специально проводя наблюдения.

Версии. Версий много. Здесь и «мистические» объяснения, и вполне «научные», объясняющие феномен самопроизвольного движения камня под воздействием неизвестных физических полей. Но ни одна гипотеза не проработана до конца. Но стоит ли об этом сожалеть: подумайте, какой скучной и пресной стала бы наша жизнь, если бы в ней не оставалось тайн?!

Болото под Ташлыками или Фроловский блудный лес

Деревня Ташлыки находится в 27 километрах от города Мышкина.

Болото под Ташлыками — аномальная область, где в треугольной зоне, образованной болотами, человек теряет ориентацию и вынужден долго ходить кругами. Считается, что деревенские жители, более привычные к походам в лес, менее подвержены подобному «блуждению», чем городские.

Появлению такой закономерности способствуют аномалии магнитного поля — компас в этой зоне часто показывает неверное направление.

Местные жители считают, что в здешних местах бродят так называемые блудни — души самоубийц, людей, погибших без покаяния, невинно убиенных или похороненных с нарушением обычаев. Подобные случаи фиксируются в различных странах мира, особенно в местах, где происходили бои с большим количеством жертв и где солдаты остались на поле боя незахороненными. Таких призраков бояться не стоит, но надо помнить, что они могут утянуть за собой. Причем их зов может до конца не осознаваться.

Святые источники Ярославской области

Вода – это материя, которая позволяет существовать всему живому на Земле – растениям, животным, людям, именно она является источником жизни. Тем не менее, воду из-под крана сложно сравнить с живительной влагой из колодца или родника. А говорить о святых источниках и вовсе не приходится. Именно вода из святых источников обеззараживает и обладает целебными свойствами.

Многие любители воды из святых источников предпочитают отправляться в Ярославскую область, ведь именно в этом районе расположены самые известные родники – Варварин и Никитин. Вода из этих источников наделена чудодейственными свойствами, об этом свидетельствуют рассказы тысяч людей.

Располагается Варварин святой источник по дороге в Углич, в полутора километрах от известного старинного села Купань. Этот святой источник полностью оборудован для посетителей, около него есть красивая беседка и купель. Добраться до святого Варвариного источника довольно просто: можно доехать непосредственно через село Купанское или же Кухмарь.

У святого Варвариного источника, как и у любой достопримечательности, есть своя история. По преданию, в этих краях когда-то давно жил богатый помещик, у которого была единственная дочь Варвара. Отец хотел выдать ее замуж за богатого помещика, но Варвара влюбилась в бедного паренька. Тогда отец запер ее в качестве наказания в бане, где Варвара и проплакала всю ночь, а к утру сбежала. Отец настиг ее и в порыве гнева зарубил топором. Именно на этом месте спустя какое-то время появился золотой песок, из которого пробивалась тоненькая струйка воды – чистейшие Варварины слезы. С тех пор этот святой источник стал привлекать множество людей. Позднее недалеко была даже выстроена часовня как знак надежды и веры людей на исцеление. Варварин источник ежегодно привлекает тысячи людей из разных уголков не только России, но и всего мира. А о его чудодейственных свойствах ходят легенды.

Не менее известным в Ярославской области стал и Никитин святой источник. Он находится недалеко от Плещеева озера, в одном километре от Никитинской слободы. Назван этот источник в честь святого Никиты Переславского, который обнаружил два родника во второй половине двенадцатого века. Один из них, к сожалению, не сохранился, а второй действует и по сей день. Житие святого Никиты Переславского повествует о том, что человек, бравший воду из этого источника, «здравие приемлет». Неподалеку от святого Никитиного источника выстроены две купальни – одна мужская, а вторая женская. Согласно легенде, этот источник уникален, ведь он способен исцелить не только православного христианина, но и любого человека. Достаточно лишь окунуться в источник или попить воды и человек вновь обретет здоровье. При этом возраст, пол и вероисповедание совершенно не играют роли.

Некоторые люди, даже проделавшие огромный путь до Варвариного или Никитиного источника, зачастую не решаются окунуться в священную воду. Связано это с тем, что вода в святых источниках ледяная, а значит, чтобы исцелиться, необходимо преодолеть свой страх, перешагнуть через боль и чувство ужасного холода. Тем не менее, именно ощущения от ледяной воды наполняют душу счастьем, а тело – здоровьем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *