Святые о смерти

О смерти

Муж ушел и пропал без вести. Сына приговорили к расстрелу. Как же тут благодарить Господа?

Скорбеть и отчаиваться нельзя. У многих людей скорби. Мы должны помнить, что идет спасение человека. Человек живет, постоянно поднимается вверх по духовной лестнице, и Господь видит, что человек достиг самой высшей для него духовной точки. После нее он лучше не станет. Тогда-то и приходит человеческой жизни конец, Господь забирает его из этой жизни. Некоторых Он забирает в младенчестве, зная наперед, что если этого ребенка не забрать, он может много зла принести окружающим и себе. Порой Господь забирает в средних годах, а многих в старости — когда человек созреет. Как в саду — яблоня стоит, и яблоко, созревая, падает. Время пришло. Так и человек — дожил до определенного возраста, дальше он уже лучше не будет, его и забирают из этой жизни. Надо помнить об этом, не роптать на Господа, а сказать: «Господи, да будет святая воля Твоя».

Объясните, что происходит с моей знакомой: у нее погиб сын, он был некрещеным. Каждую ночь, в час его смерти она просыпается.

Одни люди умирают в юных летах, другие — в средних, а иные — в старости. Господь призывает к Себе всех, но не все к Нему приходят, а если приходят, то все идут по-разному. Сколько людей, столько в Царствие Божие путей… Порой, человек омрачен грехом так, что не знает, как ему от греха проснуться. Бывает, стоит погибнуть сыну, и мать от греховной жизни. Приходит в церковь, к Богу — кается. Господь — сама Любовь, Он не желает смерти грешника; Он забирает человека, зная, кого когда забрать. Человек достигает расцвета своего, он уже не станет лучше — и Господь в этот момент его забирает из жизни. А сколько человеку — 100, 50 или 20 — неважно. Богу виднее. Он — Творец. Мы не имеем права указывать Ему. Если сказано «не упивайся», то не садись за руль пьяным, погибнешь — сам виноват; Бога в этом обвинять нельзя.

Что Вы посоветуете, матери, потерявшей ребенка (младенец не был крещен)?

Следует себя осудить, что не думала должно о духовной жизни младенца, не крестила его. Но убиваться не надо, надо взять себя в руки и больше плакать о своих грехах. А то, что младенец умер некрещеным (по нашему нерадению), он в том не виноват, и зла он никакого никому не сделал, а у Бога обителей много, есть там место и некрещенным младенцам. В ад такие души не идут. Почему? Да потому, что, как сказала одна монахиня: «Туда добровольцев хватает, а я туда не хочу, я стараюсь исполнять все заповеди, стараюсь любить Господа и ближних, что мне там делать?»

Как объяснить неверующим, что жизнь за гробом действительно существует?

Мы знаем, что в истории Церкви было много случаев, когда Господь показывал чудеса возвращения из загробного мира. Всем известно воскрешение евангельского четверодневного Лазаря, И в наши дни, среди наших современников, таких случаев немало. Обычно люди, которые возвращались из потустороннего мира, рассказывали, что их душа продолжала мыслить, чувствовать, переживать. Рассказывали, как душа входила в общение с ангелами или с бесами, видела обители Рая и ада. Память об увиденном не исчезала, и, когда душа возвращалась назад в своё тело (видимо, еще не пришел срок для их окончательного ухода), они свидетельствовали об этом.

Такие «путешествия» в загробный мир даром для души не проходят. Многим они помогают пересмотреть свою жизнь, исправиться. Люди больше начинают думать о спасении, о своей душе.

Таких случаев немало. Но обычные мирские люди, которые живут в суете, в трудностях нашего времени, мало верят таким рассказам и говорят: «Ну, мы не знаем! Есть жизнь или нет ее в том мире — как знать? Сюда еще никто не возвращался. Мы, по крайней мере, с такими людьми не встречались. У нас нет опыта духовного общения с теми, кто умирал и вернулся».

Мне вспоминается такой случай. Мы с одним журналистом ехали в машине и проезжали мимо кладбища.

— Это наш будущий городок. Мы все здесь будем, — сказал я.

Он улыбнулся и ответил:

— Если бы хотя один человек возвратился из того мира, о котором Вы говорите, в земной, то можно было бы и поговорить об этом, и поверить в это. Но никто не возвратился еще из гроба.

Я сказал ему:

— Мы с тобой рассуждаем как два близнеца, которым вскоре предстоит выйти из утробы матери. Один говорит другому: «Слушай, дорогой брат. Сроки кончаются. Скоро мы выйдем в тот мир, где живут наши родители. Он такой великий!» А второй, атеистически настроенный, говорит: «Знаешь, ты говоришь какие-то странности. Какой может быть там мир? Какая самостоятельная жизнь? Мы сейчас полностью зависим от матери, питаемся от нее кислородом. А если выйдем, то наша связь с ней прервется и кто знает, что с нами будет. Может, погибнем? Ведь в утробу еще никто не возвратился!»

Вот что я рассказал маловерующему журналисту. Когда мы жили без веры, были воспитаны в атеистическом духе, то так и рассуждали. Все силы диавола были направлены на то, чтобы атрофировать в человеке самый главный орган — веру. Человек стал пустым. Никакие напасти, беды, вроде Чернобыльской аварии, спитакского землетрясения, московского урагана, наводнений на Западной Украине, террористических актов, не способны пробудить спящий в атеистическом гробе народ. Господь постоянно дает знать, что конец жизни у каждого близок, что все мы ходим и живем только по Его великой милости. Он Один нас хранит и ждет, когда же мы исправимся.

Неверующие как себя ощущают? Они обычно говорят: «Можно верить в то, что есть, что можно пощупать, увидеть». Что же это за вера? Это знание, да и то необъективное, неточное, невсеобъемлющее. Это знание материалистическое. А знать все обо всем может только Высший Разум, Которым является Сам Творец.

Неверующие говорят: «Мы, люди, продукт материи. Умер человек, рассыпался в прах в могиле, и никакой жизни больше не может быть». Но человек состоит не из одной только плоти. В каждом человеке есть безсмертная душа. Это исключительно духовная субстанция. Найти ее в теле, пощупать, увидеть, измерить пытались многие исследователи, но результата быть не могло, потому что они смотрели на потусторонний духовный мир нашими земными, материальными глазами. Как только душа выходит из умершего тела, так сразу у нее открывается видение потустороннего мира. Она видит оба мира вместе: духовный мир пронизывает материальный, земной. И устроен духовный мир гораздо сложнее, чем мир видимый.

Недавно одна молодая женщина позвонила из Киева и сказала:

— Батюшка, помолись за меня: мне будут делать операцию.

Через три дня сообщает, что операция прошла благополучно. Когда ее положили на операционный стол, то она спросила хирурга:

— Можно себя крестить рукой? Он ответил:

— Лучше мысленно крестись. И рассказывает дальше:

— Когда я мысленно перекрестила себя, то почувствовала, что вышла из тела. Вижу свое тело на операционном столе. Мне стало так свободно, так легко и хорошо, что даже забыла о теле. И увидела тоннель, а в конце его яркий свет. И оттуда слышу голос: «А ты веришь, что Господь тебе поможет?» Спрашивали меня так трижды, а я трижды отвечала: «Верю! Верю, Господи!» Очнулась — уже лежу в палате. И я сразу оценила земную жизнь. Все мне показалось пустым, суетным. Все это ничто по сравнению с потусторонним, духовным миром. Там истинная жизнь, там истинная свобода.

Как-то священник беседовал в роддоме с медсестрами, с врачами. Он им рассказал про доктора Моуди, который описал в книге «Жизнь после смерти» случаи клинической смерти. Люди возвращались к жизни и рассказывали о том, что они видели, будучи… мертвыми. Все как один говорили: «Да, видели тоннель, видели свет в конце его».

Услышав это, один врач сказал:

— Батюшка, как интересно! Вы знаете, когда ребенок находится в утробе матери, то ему тоже надо пройти тоннель, чтобы выйти в наш мир, в свет. Здесь светит солнце, здесь все живет. Наверное, и человеку, чтобы перейти в потусторонний мир, надо пройти тоннель, а после тоннеля в том мире будет настоящая жизнь.

Святые отцы говорят, что смерть — это благо, избавление от страстей и страданий, но почему мы часто воспринимаем смерть ближнего как зло, как скорбь?

«Конец настоящей жизни несправедливо, думаю, называть смертью, — говорит святой преподобный Максим Исповедник, — а скорее избавлением от смерти, удалением из области тления, освобождением от рабства, прекращением тревог, пресечением брани, выходом из тьмы, отдохновением от трудов, укрытием от стыда, убежанием от страстей, и вообще, пределом всех зол».

Все в жизни проходит. Постоянна только смерть. «Сего никто не избежит».

На днях один человек очень скорбел: «У меня мама умирает…» Я говорю: «А зачем скорбеть? Ведь скорбь только для того, кто находится вне Церкви, вне Бога. Он нераскаянный, может быть, даже некрещенный. И это, действительно, скорбь, и скорбь великая. А тот человек, который жизнь прожил в Боге, постоянно был в храме, исповедовался, соборовался, достойно причащался, разве он умирает? Это выход души в вечность»! Человек, живя на земле, украсил свою душу добрыми делами, молитвой, любовью к Богу и к ближнему, потому он не умирает. Для него смерти нет. Для него смерть — это рождение.

Христос, говоря про семя, брошенное в землю, пояснил: «Если пшеничное зерно, павши в землю не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12,24). Так и человек. Прежде рождения в потусторонний мир он должен умереть в мире материальном. Наша душа оставляет тленную плоть и переходит в вечность, поэтому для каждого человека важно закончить жизнь свою в Боге, ибо только в Нем жизнь и смерти нет.

Среди нас очень много людей, у которых душа уже близка к смерти, хотя телом они живы и даже здоровы. Они подобны гусенице в куколке, которая вдруг попадет на мороз и замерзнет, из нее никогда уже не вылетит бабочка. Так и душа, не возженная Духом Святым, мертва. Господь сказал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10, 28).

Когда будет Всеобщее Воскресение, все люди, жившие на земле во все времена, от первого до последнего, восстанут, оживут. Человек, который при жизни на земле не воскресил, не очистил свою душу, в день Всеобщего Воскресения не воскреснет для Бога. Он оживет, но для вечных страданий, для вечных мучений.

Как узнать, кто из нас душой жив, а кто мертв? Это очень престо. Живые душой те, у кого есть постоянное желание молиться, творить добрые дела, посещать церковные службы. А те, кто в церковь не ходит, Богу не молится, в грехах не кается, не причащается, живет без молитвы, услаждая свою плоть, мертвы. Им тошно от святости, от молитв, от церковного звона. Все их заботы — пить да спать. Это страшное состояние души человеческой.

Как православный христианин должен встретить смертный час?

Это самый главный вопрос, который должен интересовать каждого человека.

Все мы вызваны из небытия в бытие для вечной блаженной жизни, а чтобы ее обрести, нужно здесь на земле потрудиться, подготовиться.

Каждому человеку, особенно тому, кто находится в преклонном возрасте или же смертельно болен, надо очистить душу в таинстве покаяния.

Надо постараться осмыслить всю свою жизнь, найти положительные и отрицательные ее моменты, понять, что те злые дела, какие нам пришлось кому-либо сделать, есть грехи и в них надо принести покаяние. Для этого необходимо осудить себя, а не того человека, против кого мы согрешили, пусть даже он и был пред вами виноват. А потом все эти грехи записать, подготовиться к генеральной исповеди. Если нет возможности пойти в храм, надо пригласить священника на дом. Но лучше было бы найти в себе силы пойти на исповедь в храм. После исповеди попросить вас пособоровать и после этого принять Тело и Кровь Господни — Святое Причастие. Выше этого на земле ничего нет.

После исповеди человек должен внутренне переродиться, стать добрым, уподобиться Господу. Господь всем творит добро, и мы должны открыть свою душу для добра и делиться этим добром с ближними.

Православные люди особо готовят себя к переходу. И не в тот крайний момент, когда душа вот-вот покинет тело, они до такой крайности не доводят, а готовят себя всю жизнь. Приятно и радостно бывает, когда человеку на день Ангела или день рождения дарят свежие, благоухающие цветы, особенно в бутонах. Хотя они и срезаны, но еще долго могут радовать глаз именинника. Но мало кому понравятся засыхающие цветы: тряхнул букетом — и лепестки осыпались.

Так же ценно, когда человек с юности отдает себя на служение Господу. А Богу можно служить везде: работаем ли мы на производстве, имеем ли семью или пошли в монастырь, центром нашей земной жизни везде должен быть Господь. Остальное все — преходяще, тленно.

Как Вы думаете, будет ли полностью счастлив спасенный, если знает, что его родные и ближние попали в ад?

Если человек входит в обители Рая, то от полноты благодати он забывает земные страдания, его не мучают воспоминания и мысли о погибших ближних. Душа каждого соединяется с Богом, а Он наполняет ее великой радостью. Святой человек, обретший блаженства Рая, молится за тех, кто остался на земле, но за тех, кто попал в ад, он молиться уже не может. За них надо молиться нам, живым. Милостыней, молитвами и добрыми делами спасать наших родных и близких. И самим, пока еще есть возможность, стараться жить свято, не грешить, не противиться Богу, не хулить Его. Ведь если будем бросать грязь на солнце, эта грязь упадет на нашу дурную голову. А Бог поругаем не бывает. Надо смириться перед Ним: «Я немощной, я слабый, помоги мне!» Будем просить Его, и Он даст то, что просим. Ибо сказано в Евангелии: «Просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам» (1 Кор.11,9).

У меня погиб отец под машиной, долго мучилась парализованная бабушка. Есть такое мнение, что тяжестью смерти Господь очищает душу от грехов и в будущем душа бывает прощена. Это так?

Обращаясь ко Господу, мы молимся: «Дай нам, Господи, кончину благую, христианскую, непостыдную». Мы не просим тяжелой, но быстрой смерти, но знаем, что нам полезно поболеть, полежать перед смертью годик-другой, чтобы подготовиться в тот мир, очиститься от грехов.

Если человек в болезнях страдает и не ропщет, никого не обвиняет, а считает, что он этого достоин, благодарит Бога за болезни, то Господь прощает его и душа быстро очищается. Любая болезнь, особенно рак, дает человеку возможность проанализировать всю свою жизнь: что правильно он делал, а что неправильно. Человек начинает видеть свои ошибки, грехи, идет в церковь и кается в них. Только в таинстве покаяния очищается душа.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что есть три пути спасения: первый — не грешить, второй — если согрешил, должен покаяться и принести плоды покаяния, третий — если плохо каешься, необходимо терпеть болезни, скорби и всякого рода неприятности.

Израильский народ четыреста лет находился в плену, и Бог через пророка Моисея вывел его из плена. Сорок лет израильтяне ходили по Египетской пустыне и роптали на Моисея. За то, что они роптали и обвиняли Моисея, никто из них не вошел в обетованную землю. Они не очистили души покаянием и смирением, и потому только те, кто был рожден во время странствования и не знал египетского плена (плена грехов и страстей), вошли в землю, обещанную Богом израильскому народу. Даже сам пророк Моисей напоследок возопил к Богу: «Господи, что за народ! Забери мою душу!» И Господь сказал ему: «За то, что ты ропщешь, ты только увидишь обетованную землю, но не войдешь в нее».

Мы сейчас тоже живем в египетском плену. В таинстве крещения мы освободились от плена фараонского — плена прежних грехов. А фараон — это диавол, и войско фараона — полчища демонов. Чермное (Красное) море, через которое прошел израильский народ, является прообразом крещения. Если мы не будем роптать в болезнях, в скорбях, во всех бедствиях, а будем Бога благодарить, то Господь нас никогда не оставит. И для нас откроется обетованная земля — блаженная вечная жизнь, вечная радость. Никогда не надо роптать и отчаиваться. За все благодарите Бога и радуйтесь!

Некоторым людям Господь дает знать время кончины. Люди говорят: я умру такого-то числа в таком-то году. Таким людям легче готовиться, они успевают и покаяться, и пособороватъся, и причаститься…

Надо особо угодить Богу, чтобы удостоиться уведомления от Господа о дне и часе своей кончины. Многие святые были извещены о своей смерти, но редко точно указывались год, число и месяц. Чаще «в пятницу», «после такого-то праздника»… Потому эти люди перед пятницей всегда готовятся, исповедаются, соборуются, причащаются, ждут. А будет конец или нет, одному Богу ведомо… Человек всегда должен быть готов отойти в тот мир.

Праведным людям Господь открывает время кончины. А нерадивым это знать вредно. Скажут: «Ну, еще есть время, погрешу напоследок. А перед смертью покаюсь».

Вся наша жизнь должна быть подготовкой и покаянием.

Конечно, тяжело бывает тем людям, которые никогда в церковь не ходили, Богу не молились. Вдруг, внезапно к ним приходит чувство покаяния. Они обращаются к священнику, но не знают, что сказать. У всех на устах одно: «Я никого не грабил, не убивал. Я человек очень добрый, хороший». Этим и заканчивается добрый порыв к покаянию. Это страшно.

Бывает, что человек преклонных лет живет очень долго. А сравнительно молодого, смотришь, завтра уже нет. Не значит ли это, что готовиться к смерти нужно только тем, кто знает час своей кончины?

А кто знает время своей кончины? Только некоторые святые люди были об этом извещены ангелами Господними, потому что уже обрели безстрастие и могли спокойно и благопристойно окончить свою жизнь в Боге. Страстным людям неполезно знать час смерти, им надо постоянно готовиться к ней. Бывали случаи, когда люди, больные раком, извещенные о грядущей кончине, начинали усиленно «жить»: спиртное, женщины, развлечения и умирали прежде обещанного срока от сердечной недостаточности. Вот так «пожили» напоследок…

Бывает, по молитвам верующих родных Господь и грешникам возвещает кончину, чтобы они остановились, покаялись.

Готовить себя к смерти нужно с юных лет. Когда будете на кладбище, обратите внимание: на могилах даты рождения и смерти. Там похоронены и молодые, и старые, дети и взрослые. За одну минуту в мире умирает более ста человек. Неизвестно, когда кого Господь заберет. И мы должны быть готовы каждый день, каждый час.

Может ли Господь предупредить о грядущей смерти человека маловерующего?

Однажды мне в монастыре на вечере вопросов и ответов задали вопрос о Г.Старовойтовой, которую убили.

Цель Господа — спасение каждого человека. Все вопросы, которые решаются в Думе, в правительстве — это вопросы земного уровня. Они связаны с обустройством жизни на земле. Но самое главное не в том, чтобы одеться, обуться, прокормиться. Главное — спасти душу. Человек должен войти в обители Рая и вечно в молитве пребывать с Богом.

Старовойтову, как и каждого человека, Господь тоже любит. И ее спасения желает. В одной из передач перед смертью она сама говорила, что мать ее звонила и рассказывала странный сон: «С горы шла лавина, тебя подхватила и унесла. Я материнским сердцем чувствую, что тебя ожидает какая-то опасность. Будь осторожна, береги себя.» О чем это говорит? О том, что Старовойтовой через ее мать была весточка из потустороннего мира. Господь ее предупредил. А к такому предупреждению надо относиться серьезно. Любой христианин, услышав такое, поспешит поисповедаться, причаститься. А тот, кто не крещен, покаяться и принять крещение, пособороваться, причаститься. То есть примириться с Богом. Ведь неизвестно, кого когда Господь призовет к ответу. Надо быть готовым в любую минуту жизни. Господь сказал: «В чем застану, в том и буду судить.»

В «Новостях» объявили о дне похорон, о минуте молчания, но это язычество. Предложили даже по всей стране выключить на три минуты свет — и это язычество. Одна православная верующая догадалась, позвонила в редакцию «Новостей»: «Выключить свет — ничего не даст. Лучше я эти три минуты помолюсь об упокоении ее души. Это будет реальная польза для нее. А если вся Россия помолится? Все мы под Богом ходим.»

Самое страшное выступать против Бога, против веры. Те, кто выступали против Церкви, разрушали монастыри и храмы, сжигали святые мощи и иконы, поднимали руки и голоса против Бога, сами себя удалили от Бога во тьму адскую. И здесь они толком не жили, и после смерти они воскреснут не для радости, а для геенских мучений. И весь род их уничтожится. Но если найдется среди рода тот, кто покается, Господь может этот род продлить. Нечистое Господу неугодно. Нечистое никому не нужно.

Семья наша муж, я и дочь- инвалид. Муж пьет. Я боюсь, что умру раньше, и дочь останется без присмотра.

Вы забываете о Боге. Господь промышляет больше о нашем спасении, нашей жизни, здоровье, нежели мы сами. Вспоминаю, когда служил в селе Жарки, недалеко в деревне жила бабушка Мария. Рядом с ней никто не жил, все уже поумирали. Дороги нет. Зимой снег — в метр высотой. Вешки ставили, чтоб знать, где идти. Многие говорили ей: «Ну вот, Мария, умрешь, и никто зимой до тебя не доберется, не узнаем, как ты — жива ли. Весной придем, только косточки увидим». Я им отвечал: «Не волнуйтесь. Господь никого не оставляет, тем более верных Ему. Он о каждой душе, которая тянется к Нему, печется «.

Пришла весна. Навестили ее, оказалось, что она жива. Один человек на краю той деревни купил маленький домик, под дачу. Привез туда отца, чтобы отдыхал у речки. Надо же так случиться, на праздник апостола Иоанна Богослова бабушка Мария пришла в церковь (ей где-то километра полтора идти пришлось), исповедалась и причастилась. Подошла взяла благословение. А через день, на праздник святителя Николая, тот человек приходит и говорит: «Батюшка, Мария умерла». Спрашиваю: — Как умерла?

— Раньше я никогда к ней не заходил, а тут зашел, вижу — она у печки. Топила, и тут, видать, ее настигла смерть.

Еще тепленькая. Я положил ее на кровать. Наверное, надо ее отпеть?

Отпели ее, похоронили. Вот так заканчиваются дни жизни душ праведных. Господь таких не оставляет.

Знаю и другие смерти. Человек всю жизнь жил без Бога, со всеми во вражде. И заканчивал свою жизнь в полном одиночестве. В большом городе Москве, где миллионы людей, не нашлось ни одного, кто бы навещал его. И никто не знает, жив он или уже скончался. Были такие случаи, что из-под двери квартиры уже насекомые выползали. Дверь ломали, а тело уже разложилось. Это вот позорная смерть.

Вы не волнуйтесь ни о дочери, ни о муже. Господь ее не оставит, пошлет человека, который будет за ней ухаживать.

Обязательно ли читать Псалтирь над усопшим у его изголовья и прочитывать в девятый, сороковой дни и в годину целиком? Не навлекает ли человек, читающий Псалтырь, на себя и на семью какие-то искушения?

Бояться искушений не надо. Господь будет хранить эту семью. Молитва никогда и никому не вредила. Она приносит только пользу нашей душе. Вредит нам хвастовство: «Я Псалтырь за усопшего прочитала «. Хвалимся, а это есть грех.

Принято читать Псалтирь у изголовья усопшего. Чтение Псалтыри очень полезно для души того человека, который постоянно в церковь ходил и с покаянием перешел в тот мир. Святые отцы говорят: когда мы читаем Псалтырь над усопшим, допустим, в течение сорока дней, то грехи слетают с усопшей души, как осенние листья с дерева.

Если тело — одежда нашей души и по смерти рассыпается в прах, почему не рассыпаются тела у святых?

Нетление тел святых — это чудо. Простые тела рассыпаются, а святые сохраняются. Для нас, живущих на земле, это знак святости усопшего. Слабая у нас вера, потому мы ждем чудес для ее укрепления. На Святой горе Афон вера у иноков крепкая, им такие чудеса не нужны, потому там нетления тел нет.

Господь создал землю и наше тело из праха земли, и это не значит, что оно уничтожится. В день Всеобщего Воскресения тело будет обновленное, прекрасное. Хотя наша земля сгорит, но будет обновленной. И земля, и тело приобретут первозданный вид, такой, какими их создал Господь первоначально.

Старец Паисий Святогорец: «О жизни после смерти»

Православная
газета Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (381) → Старец Паисий Святогорец: «О жизни после смерти»

№12 (381) / 22 марта ‘06

Духовные поучения

Осужденные усопшие
– Геронда, когда человек умирает, то он сразу же понимает, в каком состоянии находится?

– Да, он приходит в себя и задает себе вопрос: «Что же я натворил?». Но – «файда йок» («бессмысленно» — тур.) – то есть в том, что он задаёт себе такой вопрос, ему уже нет пользы. К примеру, пьяный, убив свою мать, смеётся, распевает песенки, потому что не понимает, что наделал. А когда хмель выветривается из головы, он начинает плакать, рыдать, спрашивать себя: «Что же я натворил?» То же самое происходит и с теми, кто живёт греховно. Эти люди подобны пьяным. Они не понимают, что делают, не чувствуют своей вины. Однако когда они умирают, из их головы выветривается хмель и они приходят в себя. У них открываются душевные очи, и они осознают свою вину, потому что душа, выйдя из тела, движется, видит, ощущает всё с непостижимой скоростью.
Некоторые обеспокоены тем, когда будет Второе Пришествие. Однако для человека умирающего Второе Пришествие, если можно так выразиться, уже наступает. Потому что человек судится в соответствии с тем состоянием, в котором его застигает смерть.
– Геронда, а что испытывают сейчас те, кто находится в адской муке?
– Эти люди осуждены. Находясь в темнице, они испытывают мучения в соответствии с теми грехами, которые совершили в жизни земной. Эти люди ждут окончательного суда – грядущего Суда Христова. Но среди них есть осуждённые строгого и особого режима, а есть и осуждённые на более мягкие наказания.
– А где сейчас святые и благоразумный разбойник?
– Святые и благоразумный разбойник сейчас в Раю, но они ещё не восприяли конечную славу, подобно тому как и осуждённые в аду еще не восприяли конечное осуждение. Бог ещё сколько веков назад сказал: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное». Но, несмотря на это, Он всё продлевает и продлевает время, потому что ждёт нашего исправления. Но мы, продолжая пребывать в наших страстях и грехах, проявляем тем самым несправедливость к святым, потому что они не могут восприять конечную славу, которую восприимут после грядущего Страшного Суда.

Молитва за усопших и заупокойные службы
– Геронда, могут ли молиться осуждённые усопшие?
– Они приходят в чувство и просят помощи, однако помочь себе уже не могут. Те, кто находится в аду, хотели бы от Христа только одного: чтобы Он дал им пять минут земной жизни, чтобы покаяться. Мы, живущие на земле, имеем запас времени на покаяние, тогда как несчастные усопшие уже не могут сами улучшить своё положение, но ждут помощи от нас. Поэтому мы обязаны помогать им своей молитвой.
Помысл говорит мне, что только десять процентов осуждённых усопших находятся в состоянии демоническом и, будучи в аду, хулят Бога, подобно тому как это делают демоны. Эти души не только не просят помощи, но и не приемлют её. Да и зачем им помощь? Что может сделать для них Бог? Представьте, что ребёнок уходит из дома своего отца, растрачивает всё его имущество и вдобавок ко всему ещё и поносит отца последними словами. Э-э, чем тогда может помочь ему отец? Однако другие осуждённые в аду – те, у кого есть немного любочестия, ощущают свою вину, каются и страдают за свои грехи. Они взывают о помощи и получают существенную помощь от молитв верующих. То есть сейчас Бог даёт этим осуждённым людям благоприятную возможность получать помощь до тех пор, пока не наступит Второе Пришествие. В жизни земной друг царя может походатайствовать перед ним, чтобы помочь какому-то осуждённому. Подобно этому, если человек «друг» Бога, то он может походатайствовать своей молитвой перед Богом и исходатайствовать осуждённым усопшим перевод из одной «темницы» в другую – в лучшую, из одной «камеры» в другую, более удобную. Он даже может исходатайствовать им перевод из «камеры» в какую-нибудь «комнату» или «квартиру».
Подобно тому как, навещая заключённых, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ. Молитвы живых об усопших и совершаемые об их упокоении службы – это последняя возможность получить помощь, которую даёт усопшим Бог – до Второго Пришествия. После конечного Суда возможности получить помощь у них уже не будет.
Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако Он не делает этого, потому что у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу права сказать: «Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?». Однако, молясь за усопших, мы даём Богу «право» на вмешательство. Надо сказать и о том, что в большее «умиление» Бога приводят наши молитвы об усопших, чем о живых.
Поэтому наша Церковь и установила освящение заупокойного колива, заупокойные службы, панихиды. Заупокойные службы – это самый лучший адвокат о душах усопших. Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада. И вы после каждой Божественной литургии освящайте коливо за усопших. В пшенице есть смысл: «Сеется в тлении, восстаёт в нетлении», – говорит Священное Писание. В миру некоторые люди ленятся сварить немного пшеницы и несут в церковь изюм, печенье, бисквиты, чтобы священники прочитали над всем этим молитву об упокоении усопших. А на Святой Горе старенькие монахи за каждой Божественной литургией освящают коливо и за усопших, и за празднуемого святого, для того чтобы иметь его благословение.
– Геронда, а люди, умершие недавно, имеют большую нужду в молитве?
– Ну а как же! Когда человек только попадает в тюрьму, разве вначале ему не особенно тяжело? Будем молиться об усопших, которые не благоугодили Богу, чтобы Бог как-то помог и им. Особенно если мы знаем, что человек был жёстким или жестоким – точнее, если он казался жестоким, потому что иногда мы считаем человека жестоким, а в действительности он не таков. А если такой человек еще и жил греховно, то нам надо за него много молиться, подавать его имя на поминовение за Божественными литургиями, записывать его на сорокоусты и давать беднякам милостыню о спасении его души, для того чтобы, услышав молитву бедняков: «Да будет благословен его прах», Бог приклонился на милость и помиловал этого человека. Таким образом, то, что не сделал сам человек, сделаем за него мы. А вот если у человека была доброта, пусть он и не жил хорошо, – то от малой молитвы он получает большую пользу. Это происходит потому, что он имел доброе расположение.
Я знаю случаи, свидетельствующие о пользе, которую усопшие получают от молитвы духовных людей. Один человек пришёл ко мне в каливу и с плачем сказал: «Геронда, я перестал молиться за одного усопшего знакомого, и он явился мне во сне. «Ты, – сказал он, – не помогал мне уже двадцать дней. Ты забыл меня, и я страдаю». И действительно, я забыл о нем как раз двадцать дней назад от множества забот, и в эти дни не молился даже о себе».
– Геронда, когда кто-то умирает и нас просят помолиться о нём, то правильно ли будет совершать о его упокоении одну чётку первые сорок дней после кончины?
– Если ты молишься об усопшем по чёткам, то вместе с ним молись и о других усопших. Зачем поезду ехать в такую даль только с одним пассажиром? Ведь он может взять и других. Знаете, сколько усопших нуждаются в молитве? Несчастные просят помощи, и у них нет никого, кто бы за них помолился! Некоторые люди очень часто совершают панихиду о ком-то из своих усопших сродников. Но от этого не получает помощи даже тот человек, о котором совершается молитва, потому что такая молитва не очень-то угодна Богу. Раз они совершили об этом усопшем столько заупокойных богослужений, то пусть одновременно молятся и за других усопших.
– Геронда, иногда я начинаю беспокоиться о спасении своего отца, потому что он не имел с Церковью никакой связи.
– Ты до последнего момента не можешь знать того, каким будет Суд Божий. Когда тебя это беспокоит? Каждую субботу?
– Я не следила. А почему каждую субботу?
– Потому что суббота – это день усопших, усопшие имеют на него право.
– Геронда, а те усопшие, за кого некому помолиться? Получают ли они помощь от молитв людей, которые молятся об усопших вообще – не называя конкретных имен?
– Конечно, получают. Я, молясь обо всех усопших, вижу во сне и своих родителей, потому что они радуются молитве, которую я совершаю. Каждый раз, когда у меня в келье служится Божественная литургия, я совершаю и общую заупокойную литию обо всех усопших, молюсь об усопших королях, архиереях и так далее. А в конце говорю «и о их же имён не помянухом». А если иногда я опускаю молитву об усопших, то мои знакомые умершие являются мне. Один мой родственник был убит на войне, и я не записал его имя для поминовения на заупокойной литии, потому что оно было записано для поминовения на проскомидии вместе с другими, павшими смертью храбрых. И вот я увидел этого человека во весь рост стоящим передо мной во время заупокойной литии. И вы подавайте для поминовения на проскомидии не только имена больных, но и имена усопших, потому что усопшие имеют в молитвах большую нужду.

Самое лучшее поминовение усопших
Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу. Ведь результатом нашей свободы от вещей материальных и от душевных страстей будет не только то, что сами мы почувствуем облегчение. Облегчение получат и усопшие праотцы всего нашего рода. Усопшие испытывают радость, если их потомок живёт с Богом. Если мы не находимся в добром духовном состоянии, то наши усопшие родители, дед и прадед, все наши предки страдают. «Посмотри-ка, как живёт наш потомок!» – говорят они и расстраиваются. Однако, если мы находимся в добром духовном устроении, они радуются, потому что были сотрудниками Бога в нашем рождении и Бог некоторым образом обязан им помочь. То есть усопшим доставит радость, если мы предпримем подвиг и постараемся благоугодить Богу своей жизнью. Поступая так, мы встретимся с нашими усопшими в Раю, и все вместе будем жить в жизни вечной.
Из этого следует, что стоит трудиться и вести брань с нашим ветхим человеком, чтобы став новым, он уже не вредил ни себе, ни другим людям, но помогал и себе, и другим – будь они живые или усопшие.

Дерзновения праведников к Богу
– Геронда, в письме к новоначальным монахам Вы пишете: «Хотя истинные монахи понимают, что то, что они получают в этой жизни, есть лишь часть райской радости и что в Раю она будет больше, но при этом из-за большой любви к своему ближнему хотят ещё пожить на земле, чтобы помочь людям молитвой, для того чтобы в дела мира вмешался Бог и мир получил помощь».
– Читай: «Монахи хотят пожить на земле, для того чтобы страдать вместе с людьми и помогать им молитвой».
– Геронда, а в жизни иной настоящий монах тоже своей молитвой будет помогать людям?
– Он будет помогать им своей молитвой и в жизни иной, но тогда он не будет страдать, тогда как сейчас он им сострадает. Он не живёт на земле припеваючи, «со счастливыми глазами и сияющим лицом»! Однако, чем большее страдание монах испытывает за своего ближнего, тем большим божественным утешением ему воздаётся, и это воздаяние некоторым образом извещает монаха, что его ближний получил пользу. Эта райская радость есть божественное воздаяние за боль, которую он испытывает за своего брата.
– Геронда, то есть святые, которых мы просим о помощи, не сострадают вместе с нами?
– Да, брат ты мой, – ведь там же нет боли! Где им страдать? В Раю? «Идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание». Разве не так говорится о Рае? Кроме того, святые знают о том божественном воздаянии, которое восприимут люди, мучающиеся в этой жизни, и это знание доставляет им радость. Ведь иначе и Сам Бог, имея столько любви, столько сострадания, как бы мог переносить эту великую человеческую боль? Он может её переносить, потому что знает о том божественном воздаянии, которое ждёт страдающих людей. То есть, чем больше мучаются люди здесь, тем большую небесную мзду Бог откладывает им на Небе. А вот мы всего этого не видим и поэтому сострадаем тем, кому больно. Но если человек хотя бы немного видит, что ждёт страдающих в жизни иной, и знает о том божественном воздаянии, которое они получат, то его страдание не столь велико.
– Геронда, а если мы просим Бога помочь усопшему, который не нуждается в этой помощи? Тогда наша молитва совершается впустую?
– Как же она может совершаться впустую? Когда мы говорим: «Упокой раба Твоего (имярек)», а этот человек в жизни иной находится близ Бога, то он на нас не обижается. Наоборот: наша молитва приводит его в умиление. «Погляди-ка, – говорит он, – я в Раю, близ Бога, а они переживают». Так наша молитва действует на любочестие этого человека, и, молясь о нас Богу, он помогает нам ещё больше. Но, кроме того, откуда ты знаешь, в каком состоянии находится тот или иной усопший? Конечно, прежде всего надо молиться о тех, о ком ты знаешь, что своей земной жизнью они огорчили Бога. Потом надо молиться о других подобных ему усопших, а после этого – молиться о всех усопших вообще.

Грядущий Страшный Суд
– Геронда, как очищается душа?
– Если человек потрудится в хранении и возделывании заповедей Божиих, если он совершает работу над собой, если он очищается от страстей, то его ум просвещается. Он возносится на высоту созерцания, и его душа становится такой, какой была душа человека до падения первозданных людей. В таком состоянии человек будет находиться после воскресения мёртвых. Однако, совершенно очистившись от страстей, человек может увидеть воскресение своей души ещё до общего воскресения. Если это произойдет, то его тело будет ангельским, бестелесным и материальная пища его не будет заботить.
– Геронда, а как будет происходить Страшный Суд?
– На Страшном Суде в одно мгновение будет открыто, в каком состоянии находится каждый человек. Каждый сам пойдёт в то место, которого он достоин. Каждый, как по телевизору, будет видеть и свое собственное непо-требство, и духовное состояние другого. Человек как в зеркало будет смотреться в своего ближнего и, приклонив голову, пойдёт на своё место. К примеру, невестка в жизни земной сидела перед своей свекровью нога на ногу, а свекровь со сломанной ногой заботилась о её, невесткином, сыне – своём внуке. Если на Страшном Суде эта невестка увидит, что Христос помещает её свекровь в Рай, а саму её туда не берут, то она не сможет ничего возразить и спросить Христа, почему Он это делает. Ведь та земная сцена будет стоять у неё перед глазами. Она будет помнить, как её свекровь со сломанной ногой ухаживала за внуком, и не дерзнёт пойти в Рай. Да и сама она не сможет поместиться в Раю. А, к примеру, монахи увидят те трудности, те испытания, которые испытывали люди мирские, увидят, как они их преодолевали. Если монахи жили неправильно, то они, потупив голову, сами пойдут в то место, которое засуживают. Монахини, которые не угодили Богу, увидят на Страшном Суде матерей-героинь, которые не давали монашеских обетов, не имели тех благословений и благоприятных возможностей, которые имеют монахини, и, несмотря на это, подъяли подвиг и достигли высокого духовного устроения. Как же, видя всё это, устыдятся монашки за мелочность и низость, которыми они занимались и от которых сами же мучались! Вот так, – говорит мне помысл, – пройдет Страшный Суд. То есть на Страшном Суде Христос не станет говорить: «Иди-ка сюда, что ты там натворил?» или «Ты пойдёшь в ад, а ты в Рай». Нет: каждый человек, сравнивая себя с другим, сам пойдёт на то место, которое он заслуживает.

Будущая жизнь
– Геронда, я принесла сладости, чтобы Вы угостили сестёр.
– Погляди-ка, как они радуются! В жизни иной мы будем говорить: «Каким же мы радовались глупостям! Как же нас тогда эти глупости волновали!» А сейчас, у-у-у, наше сердце просто прыгает от этих радостей.
– Геронда, а как нам понять уже сейчас?
– Если вы поймёте это сейчас, то не скажете так в жизни будущей. Что ни говори, но те, кто живут там, на Небе, живут хорошо. Знаешь, каким на Небе занимаются рукоделием? Непрестанным славословием Бога.
– Геронда, почему мёртвое тело называется «останками»?
– Потому что тело – это то, что остаётся на земле после человека, после его смерти. Основной человек – душа – уходит на Небо. На грядущем Суде Бог воскресит и тело человека, чтобы он был судим вместе с ним, потому что человек вместе с ним жил и грешил. В жизни иной все будут иметь одинаковое тело – тело духовное, все будут одинакового роста: и маленькие, и высокие, все будут одинакового возраста: и юноши, и старики, и младенцы – поскольку у всех людей одинаковая душа. То есть в жизни иной у всех людей будет один и тот же ангельский возраст.
– Геронда, а в будущей жизни те, кто будет находиться в аду, смогут ли видеть тех, кто будет в Раю?
– Представь, что ночью в комнате горит огонь. Те, кто стоит на улице, видят тех, кто находится в этой светлой комнате. Так же и те, кто будет находиться в аду, будут видеть тех, кто будет находиться в Раю. И это будет для них ещё большей мукой. И представь опять: те, кто ночью находится в свете, не видят тех, кто стоит на улице в темноте. Так же и находящиеся в Раю тех, кто в аду, не увидят. Ведь если бы те, кто находится в Раю, видели мучающихся грешников, то им было бы больно, они скорбели бы об их горькой участи и не могли бы наслаждаться Раем. Но в Раю «несть болезнь…». Те, кто в Раю, не только не будут видеть тех, кто в аду – они даже не будут помнить, имели ли они брата, или отца, или мать, если и те не будут в Раю вместе с ними. «В той день погибнут вся помышления его», – говорит псалмопевец. Ведь если находящиеся в Раю будут помнить о своих мучающихся в аду родственниках, то какой же это для них будет тогда Рай? И мало того: те, кто в Раю, будут думать о том, что других людей нет. Так же они не будут помнить и о тех грехах, которые совершили в жизни земной. Если они будут помнить о своих грехах, то от любочестия не смогут вынести мысль, что огорчили Бога.
Надо сказать и о том, что количество радости, которую будет испытывать каждый человек в Раю, не будет одинаковым. У одного будет напёрсток радости, у другого – чашка радости, у третьего – целое озеро радости. Однако каждый будет чувствовать себя наполненным, и никто не будет знать – сколько радости, сколько божественного веселья испытывает другой. Благий Бог устроил так, потому что, если бы один человек знал о том, что другой испытывает большую радость, чем он, то Рай не был бы Раем, потому что тогда и в Раю начались бы «почему он испытывает большую радость, а я меньшую?». То есть каждый в Раю увидит славу Божию в соответствии с чистотой своих душевных очей. Однако эта острота духовного зрения не будет определена Богом. Она будет зависеть от чистоты каждого отдельного человека.
– А вот некоторые, Геронда, не верят в то, что существует ад и Рай.
– Не верят в то, что есть ад и Рай? Но если нет Рая и ада, то как мертвые могут существовать в небытии? Ведь они – души! Бог бессмертен , а человек бессмертен по Благодати. Следовательно, и в аду он тоже останется бессмертным. Кроме того, даже в сей земной жизни наша душа в какой-то степени переживает Рай или ад – в соответствии с тем состоянием, в котором находится. Если человека мучает угрызение совести, если он испытывает страх, смущение, душевную тревогу, отчаяние или же одержим ненавистью, завистью и тому подобным, то он живёт в адской муке. А вот если в человеке есть любовь, радость, мир, кротость, доброта и подобное этому, то он живёт в Раю. Вся основа – это душа. Ведь это она чувствует и радость, и боль. Попробуй-ка подойди к умершему и начни говорить ему самые приятные для него вещи, к примеру: «Приехал твой брат из Америки», или что-нибудь подобное этому. Он ничего не поймёт. Если же ты набросишься на него и переломаешь ему руки и ноги, то он тоже ничего не поймёт. Из этого следует то, что в человеке чувствует не что иное, как душа. Разве всё это не заставляет задуматься тех людей, которые сомневаются в существовании ада и Рая? Или предположим, что ты видишь прекрасный приятный сон. Ты радуешься, твоё сердце сладостно бьётся, и ты не хочешь, чтобы этот сон заканчивался. Ты просыпаешься, и тебе жалко, что ты проснулся. Или же ты видишь сон дурной. К примеру, тебе снится, что ты упал и сломал себе ноги, во сне ты страдаешь и плачешь. От страха просыпаешься с мокрыми глазами, видишь, что с тобой ничего не произошло и радостно восклицаешь: «Слава Богу, что это был сон!» То есть этому причастна душа. Видя дурной сон, человек страдает больше, чем он страдал бы в действительности, подобно тому как больной ночью страдает больше, чем днем. Так же, когда человек умрёт и пойдёт в адскую муку, для него это будет более скорбным . Представьте, что человек вечно переживает кошмарный сон и вечно мучается. Тут и нескольких минут не можешь вытерпеть дурной сон. А представь – Боже упаси! – находиться в скорби . Поэтому в ад лучше не попадать. Что вы на это скажете?
– Геронда, мы столько времени бьёмся, чтобы не попасть в ад. Так что же, по-Вашему, мы туда все-таки попадём?
– Если у нас не будет ума, то попадём. Я нам вот чего пожелаю: уж если в Рай, так всем, а уж если в ад – так никому… Правильно говорю или нет? Будет очень неблагодарным, если после всего того, что Бог сделал для нас, людей, мы попадём в адскую муку и Его огорчим. Да Боже упаси – чтобы не только человек в ад попал, но даже и птичка.
Пусть Благий Бог даст нам доброе покаяние, чтобы смерть застала нас в добром духовном устроении и мы снова вернулись в Его Небесное Царство. Аминь.

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

Духовные поучения

На заре жизни

Епархия

В селе Меркушино состоялся семинар по обсуждению «Стратегической программы образовательной деятельности»

Екатеринбург, 29 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Несколько дней назад в резиденции Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии состоялось рабочее совещание руководителей епархиальных отделов и других структур.

Великий пост

В первой половине Великого Поста богослужения состоялись в небольших селах и деревнях Полевского района

Екатеринбург, 9 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Всю первую седмицу Великого Поста настоятель Покровского прихода села Косой Брод Полевского района священник Андрей Аллес совершает чтение Великого Покаянного Канона.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Сообщение

Закрыть

© 17.02.1999 — 2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Создание сайта — RMC

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *