Святые отцы церкви имена

Список православных священнослужителей, убитых в России с 1990 года

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Список содержит имена православных священнослужителей, убитых в России в современное время — с 1990 года до настоящего времени. Используется хронологический порядок.

# Имя Дата, место убийства Обстоятельства убийства
1. Протоиерей Александр Мень, настоятель Сретенской церкви в Новой Деревне (микрорайон Пушкино) 9 сентября 1990, Семхоз, Московская область Рано утром по дороге в церковь получил удар тяжелым предметом сзади по голове. Дошёл до своего дома, рядом с которым умер от потери крови. Убийца не найден.
2. Игумен Лазарь (Солнышко), секретарь митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 26 декабря 1990, Москва Убит при загадочных обстоятельствах. Убийство не раскрыто.
3. Игумен Серафим (Шлыков), настоятель храма Рождества Богородицы в Путинках 2 февраля 1991, Москва Найден убитым в своей квартире. Предполагаемая цель убийства — ограбление. Убийство не раскрыто.
4. Иеромонах Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарёв) 18 апреля 1993, Оптина пустынь Все трое убиты ударом кинжала ранним утром на Пасху. Убийца — Николай Аверин, судебно-медицинской экспертизой признан невменяемым с диагнозом шизофрения, направлен в спецлечебницу закрытого типа.
5. Иеромонах Нестор (Савчук), настоятель храма Рождества Богородицы в селе Жарки 31 декабря 1993, село Жарки (Ивановская область) Зверски убит в келье настоятельского дома. Найден лежащим лицом вниз в луже крови, распростёртый у распятия, тело полностью обескровлено. После убийства пропала пожертвованная на строительно-ремонтные работы в храме крупная сумма денег. Убийца пойман, признан не вполне вменяемым и приговорен к четырем годам лишения свободы.
6. Священник Андрей Шумов, настоятель Покровского храма в г. Хабаровске. между 20 и 25 ноября 1995 года, Хабаровск Убит ножом в своей квартире в г. Хабаровске. Убийство не раскрыто.
7. Священник Анатолий Чистоусов, настоятель Михаило Архангельского храма г. Грозного, благочинный православных церквей Чеченской республики 14 февраля 1996, Чечня Захвачен в чеченский плен, где ему приказали потребовать у российских солдат, державших оборону на грозненском вокзале, сдаться. Священник отказался, благословив солдат на оборону. Под пытками не отрёкся от веры. Расстрелян.
8. Священник Мануил Бурнацев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владикавказе (Северная Осетия) 12 сентября 1997, Владикавказ Убит вечером в подсобном помещении при храме.
9. Священник Георгий Зяблицев, сотрудник Отдела внешних церковных связей 22 или 23 сентября 1997, Москва Убит по возвращении из-за границы в арендованной для него квартире после нескольких часов жестоких истязаний.
10. Диакон Олег Спиридонов, клирик астраханского храма РПЦЗ в честь Державной иконы Божией Матери 14 мая 1998, Астрахань Убит в своей квартире. Сообщалось, что на теле и шее погибшего были следы от побоев, но милиция отказалась от проведения обстоятельного расследования убийства и формально не признала насильственный характер смерти.
11. Протоиерей Борис Пономарёв, настоятель храма Илии Пророка в деревне Ильинская Слобода 16 июля 1999, деревня Ильинская Слобода, Можайский район (Московская область) Убит тремя рецидивистами, посещавшими храм и иногда бывавшими в гостях у священника. Убийство совершено с целью ограбления — похищения бывших в храме старинных икон.
12. Протоиерей Петр Сухоносов, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы в станице Орджоникидзевская (Ингушетия). 1999, Чечня Похищен 28 марта 1999 года четырьмя бандитами, напавшими на церковь. Погиб в плену, тело не найдено.
13. Иеромонах Григорий (Яковлев), настоятель церкви Святой Троицы в поселке Тура Красноярского края 21 марта 2000, Эвенкия Убийца, 26-летний Руслан Любецкий, сообщил, что, убивая священника, действовал по указанию «бога Кришны». Голову жертвы убийца положил на престол алтаря. Любецкий был признан судом невменяемым и помещён в психиатрическую лечебницу на принудительное лечение.
14. Иеромонах Симеон (Аносов), настоятель храма Андрея Первозванного в Барнауле 23 августа 2000, Барнаул Убийца — бывший водитель иеромонаха Константин Шиленков, ранее неоднократно судимый. Находясь в состоянии наркотического опьянения, Шиленков, придя к отцу Симеону домой, стал требовать денег на дозу наркотиков. После отказа кухонным ножом нанес священнику несколько ударов, от которых тот скончался на месте. Уходя, Шиленков снял с убитого золотую цепь с нательным крестом и забрал из квартиры деньги.
15. Иеромонах Александр (Кулаков) (Макаровский Иоанно-Богословский монастырь) 8 января 2001, село Сабаево (Мордовия) Убит скрывавшимся в монастыре дезертиром.
16. Священник Игорь Розин, настоятель храма Георгия Победоносца (Тырныауз) 13 мая 2001, Тырныауз, Кабардино-Балкария Убит в храме вблизи алтаря 23-летним Ибрагимом Хапаевым, нанёсшим иерею три удара ножом. До убийства неоднократно получал угрозы расправы от местных жителей.
17. Игумен Иона (Ефимов), настоятель сельской церкви Тихвинской иконы Божией Матери 14 октября 2002, село Тюрняево, Татарстан Убит в палисаднике собственного дома ударом тяжелым предметом в висок. Причина убийства — ограбление.
18. Иеромонах Нил (Савленков), настоятель Водлозерской Ильинской пустыни 8 августа 2003, Карелия Тело обнаружено спустя три месяца после пропажи. Убийца — 38-летний уроженец Тольятти Андрей Наседкин, ранее судимый.
19. Иеромонах Исаия (Яковлев) 2 ноября 2003, село Раиф, Татарстан Убит ударом ножа в сердце на стоянке около Раифского монастыря. Убийца — находившийся в состоянии алкогольного опьянения ранее судимый 19-летний местный житель Дмитрий Новиков. Убийца приговорен к 12 годам колонии строгого режима.
20. Иеромонах Александр (Тыртышный) 25 декабря 2003, село Колосовка, Омская область Убит ранее судимым 23-летний местным жителем Дмитрием Литвиновым с целью ограбления. Убийца приговорен к 16 годам в колонии строгого режима.
21. Архимандрит Герман (Хапугин), настоятель Вознесенской Давидовой пустыни, благочинный церквей Чеховского округа Московской епархии 26 июля 2005, Чеховский район, Московская область Найден убитым в своей келье. У убитого были связаны руки; кроме того, у него были обнаружены черепно-мозговые травмы. Вещи в келье были разбросаны, а сейф, находившийся там же, вскрыт. Убийство не раскрыто.
22. Священник Владимир Ивусов, священник церкви архангела Михаила г. Новокузнецк. 1 июля 2005, Тяжинский район, Кемеровская область Убит во время ограбления в своем доме.
23. Священник Евгений (Адигамов), настоятель храма Николая Японского Чудотворца в пос. Мирный Олененского района Тверской области 5 июля 2005, Тверская область Занимался строительством храма. Во время поисков денег на последние работы нашел жертвователей, на встречу с которыми отправился. Пропал, был найден спустя неделю повешенным в заброшенной квартире.
24. Священник Андрей Николаев, настоятель Троицкой церкви села Прямухино и Христовоздвиженской церкви села Заовражье 2 декабря 2006, село Прямухино, Кувшиновский район, Тверская область Боролся с воровством из церквей и алкоголизмом среди селян, получал угрозы. Погиб во время пожара в своем доме вместе с супругой и тремя детьми, по некоторым сведениям, в результате поджога.
25. Священник Олег Ступичкин, настоятель храма Петра и Павла в пос. Нейво-Шайтанка 7 января 2007, посёлок Нейво-Шайтанский, Алапаевский район, Свердловская область Тело обнаружено в храме после пожара. Из храма были похищены более 20 икон. Преступление раскрыто по «горячим следам».
26. Игумен Авенир (Смолин), настоятель храма Вознесения Господня в г. Фурманов 22 августа 2007, Фурманов, Ивановская область Священник был зверски убит, на теле обнаружено множество колотых ран. Отцу Авениру было 29 лет.
27. Иеромонах Ефрем (Гаценко) 3 января 2009, деревня Волобуевка, Рыльский район, Курская область Избит ночью в скиту двумя молодыми людьми, которым отказался дать денег на алкоголь. Утром обнаружен мертвым. Преступники найдены.
28. Священник Даниил Сысоев, настоятель московского храма апостола Фомы на Кантемировской 19 ноября 2009, Москва Неоднократно получал угрозы от исламских фундаменталистов. Убит несколькими выстрелами из пистолета в храме апостола Фомы. Убийца неизвестен.
29. Священник Александр Филиппов, настоятель Вознесенской церкви 22 декабря 2009, село Сатино-Русское, Подольский район, Московская область Возвращаясь домой после собрания духовенства, сделал замечание трём находившимся на лестничной клетке мужчинам, в состоянии алкогольного опьянения нарушающим общественный порядок. Когда священник стал открывать дверь в свою квартиру, один из стоявших убил его выстрелом в спину.
30. Протоиерей Анатолий Сорокин, протоиерей, благочинный V благочиния (Батыревский и Шемуршинский районы) Чебоксарской епархии, настоятель храма Святителя Николая в селе Янтиково, православный миссионер. 24 апреля 2010, село Янтиково, Яльчикский район, Чувашия Застрелен во дворе церкви из самодельного огнестрельного оружия. Убийца был задержан очевидцами преступления.
31. Иеромонах Вадим (Смирнов), настоятель храма Михаила Архангела в селе Артеменкино Вурнарского района 5 мая 2010, Чебоксары Тело с ножевыми ранениями было обнаружено в его доме. По подозрению в убийстве задержан 22-летний житель Новочебоксарска.
32. Игумен Виссарион (Глазистов) 17 января 2011, село Кадышево, Ульяновская область Избит до смерти взятым к себе в дом алкоголиком. Преступник был найден на месте преступления без сознания от спиртного.
33. Протоиерей Павел Адельгейм 5 августа 2013, Псков По сообщению СМИ зарезан «одержимым сатаной»
34. Игумен Макарий (Лошкарёв) 5 августа 2013, Тюмень Скончался в результате черепно-мозговой травмы, после избиения неизвестными на улице
35. Протоиерей Николай Меденцев, настоятель Свято-Покровского храма города Белореченска (Краснодарский край) 19 октября 2013, Белореченск Убит во время разбойного нападения на его дом
36. Протоиерей Анатолий Мешков 3 января 2015, Нижний Новгород Убийство с целью ограбления
37. Игумен Даниил (Соколов), настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском 7 июля 2016, Переславль-Залесский Убит в своей келье, вероятнее всего с целью ограбления

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Хроника убийств русских священников // Аргументы и факты : газета. — 6 декабря 2009.
  2. ↑ Убийства и нападения на священников в России в 1990—2009 гг.. РИАН (20 ноября 2009). Проверено 6 июня 2012. Архивировано 1 июля 2012 года.
  3. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Убийства и нападения на священников в России в 1990—2010 гг. Справка. Православие и мир (6 декабря 2009). Проверено 6 июня 2012. Архивировано 1 июля 2012 года.
  4. ↑ 1 2 Убийства священнослужителей в России. Скорбный список продолжает расти. Правая.ру (27 августа 2007). Проверено 6 июня 2012. Архивировано 1 июля 2012 года.
  5. ↑ Убийства и нападения на священников в России в 1990—2009 гг. Справка. Газета Татьянин день. Проверено 6 июня 2012. Архивировано 1 июля 2012 года.
  6. ↑ 1 2 3 4 Максимов Ю. Почему убивают священников?. Единое отечество (25 ноября 2009). Проверено 6 июня 2012. Архивировано 1 июля 2012 года.
  7. ↑ Убийца отца Серафима не пойман. И, похоже, не вор. Коммерсантъ, №6 (56) (4 февраля 1991). Проверено 6 июня 2012. Архивировано 1 июля 2012 года.
  8. ↑ Священник Анатолий Чистоусов принял мученическую кончину в чеченском плену (недоступная ссылка — история). Сайт Московской Патриархии (26.04.2000). Проверено 30 апреля 2012. Архивировано 1 июля 2012 года.
  9. ↑ http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=news&id=19957
  10. ↑ Александра Самарина. Подвиг отца Игоря (Розина). Общая газета (25.06.2002). Проверено 30 апреля 2012. Архивировано 1 июля 2012 года.
  11. ↑ Священника убили, когда его матушка лежала в роддоме с новорожденной дочерью. Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева. Проверено 30 апреля 2012. Архивировано 1 июля 2012 года.
  12. ↑ Помощь семье о. Евгения Адигамова. Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева. Проверено 30 апреля 2012. Архивировано 1 июля 2012 года.
  13. ↑ Николаев, Андрей Анатольевич. Lenta.ru. Проверено 30 апреля 2012. Архивировано 1 июля 2012 года.
  14. ↑ Гибель священника Андрея Николаева: факты и комментарии // Православие и мир, 8 декабря 2006.
  15. ↑ В Иваново убит игумен Авенир // Православие и мир, 24 августа 2007.
  16. ↑ Татьяна Владыкина, Елена Яковлева. Опасное служение. В Ивановской области убит священник. Федеральный выпуск №4449. Российская газета (24.08.2007). Проверено 30 апреля 2012.
  17. ↑ Священник Александр Филиппов убит за сделанное хулиганам замечание. Православие и мир (23.12.2009). Проверено 30 апреля 2012. Архивировано 1 июля 2012 года.
  18. ↑ В Чувашии убит протоиерей Анатолий Сорокин. Православие и мир. Проверено 6 июня 2012. Архивировано 1 июля 2012 года.
  19. ↑ Убит иеромонах Вадим (Смирнов). Православие и мир. Проверено 6 июня 2012. Архивировано 1 июля 2012 года.
  20. ↑ В Пскове «одержимый сатаной» зарезал православного священника — МИР24.
  21. ↑ В Тюмени после избиения неизвестными скончался священник.
  22. ↑ Кубанский священнослужитель обнаружен мертвым в багажнике собственной машины.
  23. ↑ Скончался протоиерей Анатолий Мешков.
  24. ↑ Убит настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском игумен Даниил (Соколов).

Ссылки

  • Хроника убийств русских священников // Аргументы и факты : газета. — 6 декабря 2009.

ОТЦЫ И УЧИТЕЛИ ЦЕРКВИ

ОТЦЫ И УЧИТЕЛИ ЦЕРКВИ — в христианстве традиционное наименование выдающихся богословов и церковных деятелей, сыгравших важную роль в развитии христианской догматики и организации Церкви и вы­ра­зив­ших цер­ков­ное уче­ние и свой хри­сти­ан­ский ду­хов­ный опыт в осо­бен­но яс­ной, глу­бо­кой и убе­ди­тель­ной фор­ме.

Вероучительный авторитет Отцов и учителей Церкви признаётся в православной, католической, несторианской и монофизитской традициях (хотя перечень Отцов и учителей Церкви может быть разный). Протестантизм его отвергает, считая единственным источником вероучения Священное Писание. Научно-богословской дисциплиной, занимающейся изучением жизни, произведений и учения Отцов и учителей Церкви, а также церковных писателей, является патрология (смотри Патристика).

Название «отец» по отношению к духовному наставнику встречается как в Ветхом Завете (4 Цар. 13:14), так и в Новом Завете (1 Кор. 4:15). В таком же значении его использовали раннехристианские авторы (Климент Александрийский, святой Ириней Лионский и другие). В христианской древности отцами Церкви именовались преемники авторитета апостолов. Первоначально отцами Церкви называли почти исключительно епископов, так как именно они несли в древней Церкви учительское служение. С IV-V веков отцами стали называть и церковных учителей, не имевших епископского сана (однако, как правило, монашествующих). В V веке преподобный Викентий Леринский в сочинении «Памятные записки» выдвинул 3 критерия принадлежности к категории отцов Церкви: православное учение (ортодоксальность), личная святость, древность. Впоследствии в церковной науке был добавлен 4-й критерий — признание Церковью. Авторов, не удовлетворяющих одному или более из этих критериев, но тем не менее принадлежавших к Церкви (Евсевий Кесарийский, Лактанций и многие другие), принято относить к категории «церковных писателей».

Первый список из 13 отцов Церкви (3 восточных и 10 западных) содержится в письме Псевдо-Геласия (V-VI века). Среди всех отцов Церкви Священное Предание со временем стало выделять некоторых особо выдающихся, или «избранных отцов». Один из первых списков выдающихся отцов Церкви был приведён императором Юстинианом I на заседании V Вселенского собора (553) и утверждён этим собором. В него вошли 12 отцов Церкви (8 восточных и 4 западных): святители Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Лев I Великий, Августин, а также Феофил Александрийский и Прокл Константинопольский.

Понятие «учитель Церкви» употребляется как в качестве синонима словосочетания «отец Церкви», так и в других значениях. В патрологической литературе XIX- начала XX веков учителями Церкви было принято именовать церковных авторов, которые не были причислены по некоторым критериям к категории отцов Церкви, но либо несли служение дидаскалов в древней Церкви (например, Климент Александрийский, Ориген), либо оказали значительное влияние на развитие богословия (например, Тертуллиан). Иногда учителями Церкви называют особо выдающихся и избранных отцов Церкви. Так, в православной Церкви «великими вселенскими учителями и святителями» именуются святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. В Римско-католической церкви в 1298 году папа Бонифаций VIII утвердил список из 8 «великих учителей Церкви»: 4 латинских (святые Амвросий Медиоланский, Иероним Блаженный, Августин, Григорий I Великий) и 4 греческих (святые Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст). В то же время в католической традиции существует тенденция на основании критерия древности ограничивать эпоху отцов Церкви I-VIII веками (последним отцом Церкви на Западе считается святой Исидор Севильский, на Востоке — преподобный Иоанн Дамаскин). После них следует эпоха учителей Церкви (католической), отвечающих всем критериям святоотеческого авторитета, кроме древности. Причислить богослова к учителям Римско-католической церкви может только Вселенский собор или папа Римский. В православной традиции критерий древности не имеет решающего значения, так как считается, что благодать Святого Духа, вдохновляющая отцов Церкви, действует в любую эпоху бытия Церкви. Поэтому в православном богословии отцами Церкви признаются и те церковные деятели, которые жили намного позднее VIII века (преподобный Симеон Новый Богослов, святой Григорий Палама и другие).

Для Церкви велико значение письменного наследия Отцов и учителей Церкви: в нём по преимуществу содержится Священное Предание и даётся общепризнанное в Церкви толкование Священного Писания (смотри Экзегеза библейская). Поэтому, согласно христианской традиции, все вопросы о вере, о правилах благочестия и церковном устройстве следует решать в свете учения Отцов и учителей Церкви. Считается, что труды Отцов и учителей Церкви написаны под воздействием благодати Святого Духа, но в то же время в них присутствует и свойственный отцам, как носителям индивидуальности и как представителям определённой эпохи, культуры и так далее, человеческий элемент. В церковной традиции важную роль играет принцип «согласия отцов» (лат. consensus patrum), согласно которому все Отцы и учителя Церкви не могут ошибаться в одном и том же вопросе вероучения. Богословские мнения, отличающиеся от согласных между собой вероучительных определений всех или большинства Отцов и учителей Церкви, однако не признанные явно еретическими, принято именовать теологуменами, не имеющими общеобязательного авторитета.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991
  • Quasten J. Patrology. Westminster (Maryland), 1992. Vol. 1
  • арсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., 1994
  • Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об Отцах Церкви. М., 1996. Т. 1–3
  • Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. 4-е изд. Клин, 2001
  • Фаррар Ф.В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви: В 2 т. М., 2001
  • иприан (Керн), архим. Патрология. К., 2003
  • Попов И.В. Патрология: Краткий курс. М., 2003
  • Сагарда Н.И. Лекции по патрологии: I–IV вв. М., 2004
  • Столяров А.А. Патрология и патристика. М., 2004
  • Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. М., 2007. Т. 1
  • Епифанович С.Л. Лекции по патрологии. СПб., 2010
  • Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. М., 2011. Т. 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *