Святые жены руси

LiveInternetLiveInternet

-Рубрики

  • История России (138)
  • Народные обычаи, традиции, нравы (47)
  • История (36)
  • Исторические личности (34)
  • Романовы (25)
  • История храма (13)
  • Известные личности (13)
  • Россия в живописи (5)
  • Архитектура (5)
  • Труд и быт (4)
  • Русская культура (4)
  • Поэзия (124)
  • Духовное (57)
  • Времена года (20)
  • О России (16)
  • Стихи о танцах (11)
  • Женский образ (7)
  • Стихи о матери (7)
  • О природе (2)
  • Живопись (122)
  • пейзажи (81)
  • художники (72)
  • Портреты (53)
  • Женский образ (25)
  • Дети (13)
  • Натюрморты (2)
  • Декоративно — прикладное искусство (96)
  • Народный костюм (68)
  • История вещей (9)
  • Иконы (5)
  • Фарфор (5)
  • Ювелирное искусство (4)
  • лаковая миниатюра (3)
  • Эмаль (2)
  • бисер (2)
  • Мебель (2)
  • финифть (2)
  • Майолика (1)
  • Палех (1)
  • Перламутр (1)
  • Праздники (82)
  • День Победы (18)
  • Рождество (18)
  • Пасха (17)
  • пасхальные открытки (6)
  • Крещение Господне (5)
  • Троица (4)
  • Благовещение (4)
  • Троица (3)
  • День защитника Отечества (3)
  • Новый Год (3)
  • Вербное воскресенье (2)
  • Полезная информация для дневника (75)
  • Рамочки (43)
  • Рекомендации (21)
  • Сайты (7)
  • Клипарты (4)
  • Русский костюм (74)
  • История костюма (59)
  • Женский костюм (50)
  • Головной убор (19)
  • Мужской костюм (14)
  • Свадебный костюм (13)
  • Живопись (2)
  • Духовный мир (37)
  • Истории из жизни (15)
  • Советы (10)
  • Духовные песни (8)
  • Проза (7)
  • Личное (32)
  • Времена года (27)
  • Осень (27)
  • Молитва (23)
  • Пейзажи (21)
  • Музыка (18)
  • Полезная информация (17)
  • Украина (13)
  • Поздравления (13)
  • История (3)
  • Просьба о помощи, просьба молитв (1)
  • Ангелы (1)
  • Православие (398)
  • Иконы Божией Матери (83)
  • Притчи (62)
  • Праздничные иконы (51)
  • Поучения (37)
  • Поминовение усопших (34)
  • Иконы святых (29)
  • Храмы, соборы, монастыри (21)
  • Живопись, искусство (19)
  • Проповедь (18)
  • День Ангела, именины (5)
  • Посты (2)
  • Православные сайты (1)
  • Кутья (1)
  • Секты, псевдосвятые, псевдоиконы (1)
  • Святые (59)
  • Церковные праздники (106)

-Музыка

Стас Михайлов. Уходите. Слушали: Комментарии: 0 Иеромонах Роман. В келии лампаду затеплю… Слушали: 43 Комментарии: 0 Поль Мориа — Поль Мориа Падает снег. Слушали: 68074 Комментарии: 6

-Статистика

Создан: 12.08.2012
Записей: 1002
Комментариев: 126
Написано: 1347
Отчеты:
Посетители
Поисковые фразы

Святые заступницы Руси.

Воскресенье, 25 Августа 2013 г. 11:17 + в цитатник

Святые жены Руси
Держа светильники зажжены,
Шли до конца на Божий глас
Святой Руси святые жены,
С икон глядящие на нас.
Равноапостольная Ольга –
Первоугодница еси,
Монахини, княжны… О, сколько
Святых заступниц на Руси!
Какие бури и метели –
Людскую зависть, гнев и злость
Им, о душе, а не о теле
Радевшим, претерпеть пришлось!
В духовной битве пораженный,
Враг отступал от них не раз.
Святой Руси святые жены,
Молите Господа о нас!
Одни за веру жизнь отдали,
Другие – в подвиге святом
Терпеньем Богу угождали,
Трудом, молитвою, постом.
Мгновеньем пронеслись столетья.
Но, не забыв земли родной,
Вы были с нею в лихолетья
Глотком воды в духовный зной.
И ныне, в век наш прокаженный,
Не слушающий Божий глас,
Святой Руси святые жены,
Молите Господа о нас! Монах Варнава (Евгений Санин) Женщина без веры жить не может! Преподобный Варсонофий Оптинский

«… И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. … И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа». (Быт., 2, 18, 21-23).

Известный латинский богослов и философ, один из великих западных учителей Церкви, блаженный Августин Аврелий так прокомментировал это место из Ветхого Завета: «Если бы Бог назначил женщине быть госпожой мужчины, Он сотворил бы ее из головы; если бы – рабой, то сотворил бы из ноги; но так как Он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил ее из ребра».

Нет никаких сомнений в том, что женщина – уникальное в очах Божиих существо. Ведь душа имеет особые дарования: она чувствительна, нежна, ранима, но и очень терпелива. Оттого женщине свойственнее жить сердцем и верой, чем рассудком и логикой. Ведь рассудок легче обмануть и запутать – истинно «зорко одно лишь сердце». Она созерцает картины и события жизни, питая от созерцания свою интуицию, и нередко ее женской интуиции открываются ошибки и неточности в рассудочных построениях мужчины. По своему достоинству женщина ничем не ниже мужчины, но не одинакова с ним. «Она всё может, но это ей ни к чему», – писал Иван Александрович Ильин. Особенность женщины — всечасно видеть и слышать, или хотя бы угадывать гармонию мира. Беспрестанно желать ее и тем сдерживать мужской рационализм, не давая ему изгнать из мира прекрасное… Про женщину сказано, что ее первое предназначение — быть источником любви. При этом ее служение любовью не исчерпывается семьей, супружеством и материнством, но простирается на весь мир. Это чисто женское – желание всех накормить, одеть, обогреть, исцелить, — окутать всех и всё своей любовью.

О русских женщинах, их кротости, мудрости, преданности, любви и способности ценить все самое прекрасное в мире веками слагались стихи, предания и легенды, им посвящали самые сокровенные свои строки поэты, писатели…

В истории нашей страны, как впрочем, и в истории любого государства, подвиг женщины-христианки во все времена был не так ярок и заметен, как подвиг святых мужей, чаще всего он тих и неприметен, это подчас не бросающийся в глаза, но тоже великий подвиг послушания мужу, воспитания детей в вере Христовой и хранения домашнего очага. За долгую историю Церкви женщинам не раз приходилось спасать положение в тот момент, когда меркли и оказывались бесполезными мужская доблесть и сила. И тогда женская кротость, нежность и любящее сердце творили поистине чудеса!

О роли женщины в русской истории, в процессе утверждения Христианства на Руси хорошо написал архиепископ Нафанаил (Львов) в своей книге «Ключ к сокровищнице», вышедшей в серии «Духовное наследие русского зарубежья», изданной Сретенским монастырем в 2006 г.

Крещение Руси… Это праздник всех русских людей, но особенно – женщин. Ибо сугубо беспросветной была жизнь женщин в языческом обществе.

Летопись говорит, что у древних славян отец, а потом муж был высшим правителем, над которым не было высшей власти. На женщин, наравне с рабами, возлагались самые тяжелые работы. После смерти мужа женщина часто следовала за ним в могилу, не только по принуждению, но и добровольно, потому что после ухода из семьи ее единственного защитника жизнь в чужом семействе становилась невыносимой. В сколько-нибудь обеспеченных семьях было принято многоженство, делавшее положение женщины еще более тяжелым.

И вдруг все изменилось с принятием Христианства русским народом, с того момента, когда впервые на всю Русскую землю прозвучали слова апостола Павла на понятном народу церковно-славянском языке: «Несть мужеский пол, ни женский, вси бо вы едино есте во Христе Иисусе» (Гал., 3, 28).

Но еще задолго до того, при проникновении в русскую среду первых лучей зари Света Христова, начала оживать душа русской женщины. Свидетельство тому — святая княгиня Ольга.

На кого ссылаются вельможи Владимира, когда он колеблется, какую веру ему принять? Они говорят: «Если бы был плох закон греческий, его не приняла бы бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».

Не мужчину, а женщину, но женщину, принявшую Крещение, умудренную учением Христовым, называют старейшины русские «мудрейшею всех людей».

На подъем своего положения, на духовное освобождение свое русская женщина ответила тем, что всей душой полюбила новую веру, став с древнейших пор и до нынешнего времени покорной велениям веры, и многое сделала для того, чтобы вера глубже проникла в русскую среду.

Утверждение христианства на Руси совершалось постепенно. Язычество господствовало в некоторых частях России до самого XII в.

По свидетельству древнерусских песен, женщины участвовали вместе с мужчинами в пирах княжеских, похваляясь своей хитростью и мудростью.

У полоцкого князя Рогволода была дочь — Рогнеда. И Владимир и его старший брат Ярополк посватались к ней. Рогволод предоставил решение Рогнеде. Она гордо ответила, что не хочет выходить замуж за Владимира: «Не хочу за рабынича», то есть сына рабы, так как Владимир был сын Ольгиной рабыни Малуши.

Владимир тогда захватил Полоцк, убил Рогволода и женился на Рогнеде. Она затаила озлобление на Владимира и решила его убить. Однажды, когда Владимир заснул у нее, она подняла руку с ножом, чтобы зарезать его. Но Владимир вдруг проснулся и схватил ее за руку. Владимир вышел и собрал бояр и старейшин, чтобы судить ее.

Бояре единогласно сказали, что она достойна смерти. Владимир решил самолично убить ее. Она же подучила своего малютку-сына Изяслава выступить на ее защиту. Когда Владимир с мечом вошел в комнату, маленький Изяслав тоже с мечом обратился к нему:

— Разве ты думаешь, что ты здесь один?!

Владимир, сказав: «Кто же знал, что ты здесь?» — бросил меч и велел позвать бояр. Бояре сказали:

— Не убивай ее ради этого ребенка.

Когда святой Владимир принял христианство, он пришел к Рогнеде и сказал ей:

— Я отныне крещен, и мне можно иметь только одну жену. Поэтому избери себе кого-либо из моих бояр, и я выдам тебя за него замуж.

Но Рогнеда отвечала:

— Или ты хочешь и земное царство и небесное себе забрать, а мне ни здешнего, ни небесного дать не хочешь? А я, бывши царицею, не хочу стать рабой земному царю или князю, но хочу уневеститься Христу, а для этого приму ангельский образ (монашество).

Ее сын Ярослав (Мудрый), сидевший тут же, ибо не мог ходить, воскликнул:

— О, мати моя, воистину еси царица царицам и госпожа госпожам.

И с этими словами вернулась к нему способность ходить. От болезни у него осталась хромота и та мудрость, которой он прославился впоследствии, почерпнутая им от тесного многолетнего общения с матерью.

Рогнеда постриглась с именем Анастасии. Украинская Церковь причислила ее к лику святых.

В русском обществе в киевский период его истории господствовали рыцарские нравы и представления. Этому способствовало то, что Россия тогда была в тесном общении с Западной Европой. Сестра и дочери Ярослава Мудрого вышли замуж за западных королей. Сестра Доброгнева (ее имя значило, что она и в гневе была доброй) вышла за польского короля Казимира, Елизавета Ярославна – за норвежского короля Геральда. Он выразил свою любовь к ней в романтической песне, переложенной А. Толстым. Она вместе с мужем была убита в Англии в сражении при Старфорд Бридж, предшествовавшем битве при Гастингсе.

Андрей, король венгерский, женился на Анастасии Ярославне. Французский король Генрих I Капет женился на младшей дочери Ярослава Анне. До сих пор хранятся подписанные ею документы: «Анна регна», то есть «королева».

Великий князь Владимир Мономах, очень любимый и чтимый всем русским народом, женился на Гиде, — дочери последнего англо-саксонского короля Англии Гарольда, убитого норманнами в Гастингской битве в 1066 г. После этой битвы Гида бежала к родственникам в Данию, где встретилась с русским князем Владимиром и вышла за него замуж.

Очень красочен эпизод из жизни жены князя Ярослава, дочери шведского короля Олафа, носившей княжеское имя Ингигерды, в крещении – Ирины и в монашестве, которое она приняла позднее, — Анны.

Когда Ярослав объединил под своей властью русский народ, кроме дальних мест, на него предпринял нападение его младший брат Мстислав, князь Тмутараканский. В первой решительной битве он разбил ополчение Ярослава и захватил всю левую сторону Днепра.

Тогда он послал предложение Ярославу: «Зачем нам проливать русскую кровь, выйдем на поединок, кто одолеет, тот и будет владеть всей Русской землей».

Но Мстислав был опытный боец, а Ярослав был хромым и, будучи талантливым полководцем, был неспособен к единоборству. Поэтому, когда Мстислав подъехал к назначенному им месту на Днепровском острове, вместо князя его ждала там княгиня, которая сказала:

— Мужу моему недосуг сражаться с тобою, вот я приехала, чтобы вместо мужа сразиться с тобою.

Мстислав смутился и решил:

— С тобой я сражаться не буду, отменим поединок. Пусть брат Ярослав владеет землей по ту сторону Днепра, а я буду владеть этой стороной.

Все мы помним трогательную песнь Ярославны, жены князя Игоря Святославича, оплакивавшую бедствия своего мужа, захваченного в плен половцами:

«О, ветро ветрило, почему ты сильно веешь?! Почему несешь ханские стрелы на воинов моего любимого? Мало ли тебе под облаками веять, мало лелеять корабли на синем море? Зачем, господин мой, радость мою по ковылю развеял?»

Вдохновенная поэма «Слово о полку Игореве» свидетельствует о высоком уровне литературы на Руси тогда. Об этом же говорит и «Сборник Святославов» 1076 г. Он раскрывает нам и причину такого литературного богатства русского: «Не бывает праведника без книжного чтения и без устремления помыслов к своим родителям… Воздавайте честь матери вашей и творите ей всякое добро. Не забывайте матерей ваших и творите волю материнскую, послушайте ее со страхом Божиим».

Этот высокий культурный уровень и высокое значение женщины в русском обществе сохранились до монгольского нашествия. Татарское иго изломало все. Культурный уровень неизмеримо упал. Внешне воцарилась грубость и примитивность. Женщины в высших слоях были загнаны в терема, в низших слоях они стали предметом пренебрежения. Русское общество стало подражать татарскому.

Но внутренне, духовно русские не опустились, не сдались. Если мы сравним судьбу русских людей с другими народами, попавшими под власть монголов, особенно с более богатыми культурно, чем русские, с народами Средней Азии, мы увидим, насколько более глубоко они внутренне поработились монголо-татарам, приняв их обычаи. Русский народ был от этого спасен Православной Церковью, и русские женщины, в наибольшей степени сохранившие верность Православию, сыграли в этом большую роль.

Хотя, сравнивая число святых мужей с числом святых жен, мы видим значительное превосходство числа мужчин, но надо помнить правило, отмеченное у церковного писателя С. А. Нилуса, что в подвиге каждого святого незримо заключается и подвиг его матери, воспитавшей его.

Свидетельством крепкого стояния русских людей за свою Церковь, именно за Православие, является то, что с XIV в., с эпохи утверждения монгольского ига, русские стали подчеркнуто называть себя православными, и это наименование стало синонимом слова «русский»…

Что же ценилось на Руси в женщинах выше всего?

Ореолом святости окружались в нашем народе не лучезарные и прекрасные дамы, а матери, жены, хозяйки, преданные своим мужьям и их делу, устроительницы дома, церквей и монастырей, подвижницы, мученицы во имя веры, во славу своего народа. Начиная с XVII в., к ним прибавились еще блаженные и юродивые.

Многие канонизированные святые князья Древней Руси вошли в Царство Божие в сопровождении своих жен: это были жены Константина Муромского, Ярослава Владимирского, Димитрия Заозерского, Димитрия Донского, Михаила Тверского и многих других.

Канонизации удостаивались также матери, сестры и дочери православных святых. Мать Сергия Радонежского Мария, мать князя — мученика Михаила Тверского Ксения, мать патриарха Иова Пелагея Ржевская, дочь Александра Невского Евдокия, сестра святого Артемия Верковского Параскева.

История праведной жизни и верности своему супружескому долгу супружеской четы муромских князей Петра и Февронии вдохновила известного публициста XVI в. Ермолая Еразма написать «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которых церковные соборы 1547-1549 гг. причислили к лику святых.

Канонизированы были и русские православные мученицы, среди которых можно назвать сгоревших заживо в церкви при взятии города Владимира татарами в 1238 г. Владимирскую княгиню Агафию, ее дочь Феодору и ее снох Марию и Христину. Подобной же чести за мученическую смерть были удостоены и 35 монахинь монастыря в Угличе, убитых в 1609 г. интервентами Речи Посполитой.

В XIX в. православные традиции святого подвижничества поддержала жительница светского Петербурга блаженная Ксения. Ее признали святой даже современники, но канонизирована Ксения Петербургская была лишь в конце прошлого века, на Соборах 1988 и 1992 гг.

Из московских святых нового времени, пожалуй, самую большую известность снискала блаженная Матрона, или Матрена Дмитриевна Никонова (1885 — 1952).

На открытии Форума православных женщин (он проходил в храме Христа Спасителя в декабре 2009 г., тема его была «Миссия женщины в духовно-нравственном становлении России») Святейший Патриарх Кирилл выступил с приветственной речью к участницам форума – нашим современницам. Позволим себе объемную цитату: «… Христианское вероучение отличается от иных религиозных воззрений своим особым, возвышенным отношением к женщине. Церковь неизменно высоко оценивала женское служение, и именно женщины, наравне с мужчинами, украсили Церковь сонмом мучеников.

Вся история Церкви Христовой свидетельствует о том, что на женщин возложена особая миссия — по мере своего призвания быть благовестницами Царствия Божиего. И если говорить о нашем Отечестве, то в числе первых русских святых мы также встречаем женщину — святую равноапостольную княгиню Ольгу, воспитавшую великого крестителя Руси, а также преподобную Евфросинию Полоцкую, стоявшую у истоков женского монашества в нашей Церкви.

В тяжелые годы богоборчества именно женщины составляли основу приходов Русской Православной Церкви. Стойко и самоотверженно они совершали исповеднический подвиг, свидетельствуя окружающему миру о незыблемости своей веры. Имена многих из этих подвижниц, большинство из которых давно отошли в мир иной, ведает лишь Господь, однако для всех последующих поколений они явили добрый пример жертвенного следования за Христом. Именно они чисто физически спасли Церковь — наши матери и бабушки, которые втайне от своих мужей, братьев, отцов крестили своих детей и внуков, которые передавали им тепло христианского благовестия, воспитывая их в христианском духе и тем самым сохраняя преемство православной веры.

За два минувших десятилетия произошли большие перемены. На смену «белым платочкам» 1950-х — 1970-х гг., большинство из которых составляли простые работницы и крестьянки, пришло новое поколение женщин — образованных, обладающих активной жизненной позицией. Принципиально иными оказались и задачи, вставшие перед ними. Многие храмы, возвращенные Церкви после десятилетий запустения, было необходимо восстановить, воздвигнуть новые, и этот огромный созидательный труд был бы невозможен без активного участия наших прихожанок.

Одновременно женщины несут на своих плечах и другой, не менее важный труд — созидание общин, выстраивание подлинных христианских отношений между людьми, посещающими храм. Мы видим наших благочестивых женщин и в больницах, где они заботятся о страждущих. Мы видим, как они оказывают помощь жертвам бедности, боли или стихийных бедствий. Мы видим, как в их служении осуществляется заповедь Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

Сегодня женщины по — прежнему составляют большинство паствы Русской Православной Церкви, и этому есть простое объяснение: именно женщина, с ее отзывчивым сердцем и чуткой душой, в большей мере оказывается способной откликнуться на евангельский призыв.

Нередко приходится слышать, что роль благочестивой женщины должна сводиться только к домашним делам, что она должна быть неслышной и незаметной. Такое гиперпатриархальное отношение может казаться традиционным, однако историческая истина говорит совсем о другом. Образы святых жен Руси — это образы женщин мудрых и сильных, женщин, ставших воплощением христианских идеалов правды и милосердия.

Глубоко убежден, что сегодня православная христианка должна занимать активную общественную позицию, выступая хранительницей христианских нравственных ценностей в семье и в обществе. Помимо призвания жены и матери, женщины-христианки должны осознавать себя полноправными членами гражданского общества, ответственными за судьбу страны. Необходимо их активное участие во всех сферах общественной жизни, позволяющее сделать так, чтобы голос верующих был услышан. И одновременно роль жены, матери, хранительницы очага никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть деформирована, потому что это — реальный физический и духовный фундамент человеческого общежития. Ничто не может предаваться в жертву ценностям семьи и материнства — тем ценностям, от которых действительно зависит реальное существование человеческой цивилизации.

Ошибки часто предлагаются нам парами — чтобы мы, избегая одной, как бы впали в другою. И гиперпатриархальность, о которой я упомянул, часто становится реакцией на атмосферу современного мира, который навязывает женщине совершенно чуждое ей отношение к жизни, когда «равенство» с мужчинами понимается как подражание худшим мужским качествам — агрессии, воле к соперничеству, стремлению к карьере и профессиональным достижениям за счет пренебрежения к семье и детям.

Каждый человек может быть счастлив, только живя сообразно своей природе — и счастье женщины, прежде всего, в том, чтобы быть супругой и матерью. Я хотел бы подчеркнуть, что в любом нравственно здоровом обществе материнство окружено глубочайшим почтением, и если наше общество не научится глубоко чтить и поддерживать женщину — мать, у него не станет будущего.

Женщина, какой ее замыслил Создатель, далека и от униженного положения в семье и обществе, и от неразумного мужеподобия. Как говорит Священное Писание, «уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (Притч., 31:26).

Церковь, Отечество, не побоюсь сказать — весь мир ожидает активных действий верующих женщин, действий, от которых зависит, найдет ли общество те духовные и нравственные основы, на которых только и возможна мирная и процветающая жизнь, или скатится на путь греха и саморазрушения.

Пусть же для всех вас будут внятны слова Господа: «Дерзай, дщерь!»

В дореволюционный период Российской истории были общецерковно прославлены всего 13 святых жен: святая равноапостольная великая княгиня Ольга; преподобная (святая благоверная княгиня) Анна Новгородская; преподобная (святая благоверная княжна) Евфросиния Полоцкая; благоверная княгиня (преподобная) Феврония (в иночестве — Евфросиния) Муромская; преподобная (святая благоверная княжна) Евфросиния Суздальская; преподобная (святая благоверная княжна) Харитина Литовская; преподобная (святая благоверная княгиня) Анна Кашинская; святая благоверная княгиня (мученица) Иулиания Вяземская и Новоторжская; преподобная (святая благоверная княгиня) Евфросиния Московская; святая праведная Гликерия, дева Новгородская; святая праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская; святая праведная Иулиания Лазаревская Муромская; святая праведная София, княгиня Слуцкая.

Кончина последней из них — святой праведной Софии, княгини Слуцкой — приходится на 1612 г., то есть рубеж, отделяющий времена Древней Руси от рождения из ее недр новой общности — Российского государства. После этого более трехсот лет не было канонизаций святых жен.

Нетрудно заметить, что почти все канонизированные жены Древней Руси — княгини. Именно на них с первых веков христианства в Русской земле промысел Божий низложил особый подвиг — явить своим сестрам образцы христианкой женственности, стоять «светильником горящим и светящим» (Ин., 5, 35), свечой на подсвечнике и светить всем в доме (Мф., 5, 15). Среди них — семь святых инокинь.

На соборах Русской Православной Церкви 1988 и 1992 гг. были прославлены: святая блаженная Ксения Петербургская (начало XIX века, память 24 января/6 февраля), преподобная Мария — мать преподобного Сергия Радонежского (1337 г., память 28 сентября/11 октября), святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета (1918 г., память 5/18 июля), святая преподобномученица Варвара (1918г., память 5/18 июля).

Святые и праведные жены, как в Древней Руси, так и в послепетровской России, создавали ту среду благочестия и чистоты, особую семейную обстановку, которые взрастили многих подвижников Русской Церкви. Образы таких святых матерей и жен проходят через всю нашу церковную историю. Во многих житиях святых упоминаются благочестивые родители, воспитавшие великих подвижников и старцев.

… В выпуске «Воскресного благовеста» (№ 16 за 1909 г.) была напечатана статья протоиерея С. Остроумова. Называется она «Ангел маленьких жертв». Приведем лишь небольшой отрывок из нее:

«Счастлива та семья, в которой пребывает «ангел маленьких жертв» – дух жертвенности и христианского терпения. Ко всякой христианской семье Бог посылает ангела маленьких жертв, вынимающего занозы, залечивающего уколы, облегчающего нашу жизнь и поддерживающего утомленных. Этот ангел внушает людям одно лишь простое правило: добро не производит шума, шум не производит добра. Этот ангел подобен солнечному лучу, светящему, согревающему, оживляющему всех и никого не стесняющему. Присутствие ангела узнается по свободе от раздражения, рассчитанно-холодных и язвительных слов, мелкой мстительности, помрачающих семейную жизнь».

Далее автор пишет, что этот светлый ангел живет в той семье, где нет эгоизма и грубой чувственности, ищущих только своего покоя и благополучия… Этот ангел – спутник семейной жизни – он из тех, о которых Пророк говорит, будто они убирают камни с дороги, чтобы не потерпели вреда путешественники. И руководимые им бодро переносят всякое неудобство, с чистейшим удовольствием уступают другим все лучшее и удобнейшее; они доставляют в семье окружающим покой совершенно неприметно, неслышно; незаметно разгоняют они тучу неудовольствия, тактично погашают возникающие пререкания.

«С кем же чаще всего пребывает этот ангел — мироносец в семье?» — спрашивает батюшка. И сам же отвечает: «Это жена, мать…» Кто перечтет уколы, от которых страдают их руки в трудах умиротворения? Кто поведает нам об их незаметных и нелегких трудах, о скорбях сердец их, об унижениях, на которые обрекает их подчас любовь ко Христу? Но на их устах всегда – кроткая улыбка, и она непритворна, потому что жертва их искренняя и приносит утешение…

Автор пишет о том же, о чем две тысячи лет назад говорил Спаситель и о чем написали в Евангелиях и своих Посланиях апостолы: мир и согласие в семье во многом зависят от женщины. Когда жена, как и муж, будет исполнять свои обязанности и оказывать покорность в повиновении мужу – ради Бога, – когда она готова будет кротко сносить гнев супруга, тогда и он не станет оскорблять и унижать ее, тогда во всем будет у них мир и лад, и дом их будет пристанью, не возмущаемой никакими волнами. Так всегда, исстари, было в добропорядочных русских семьях, где каждый исполнял свое, не указывая на обязанности ближнего, а скрепляла все это Любовь…

У всех, кто интересуется духовной историей России, возникает вопрос: почему столь невелико число святых жен в Русской Церкви?

Но ведь в духовной жизни и духовной брани побеждают не числом. И «малая закваска заквашивает все тесто» (Гал 5.9). Прославляет святых Господь, а не человек, и на примере святых жен Руси мы видим подтверждение тому. Прославление их совершалось после явных знамений, чудесных исцелений, открытий нетленных мощей, подтверждающих их святость.

Малое число прославленных святых жен Древней Руси не умаляет их подвига — они стали достойными помощницами своих святых братьев, отцов, мужей, сыновей. Через их подвиг на примере бытия великого народа раскрывается духовная лествица, устроенная Благодатью Божией и любовью Божией Матери. Мы должны помнить, что они — лишь малая часть святых жен и дев, утаенных от мира и совершивших свой подвиг в полной безвестности, подражая Пресвятой Богородице. Их завет был воспринят и исполнен: бесчисленный сонм праведных инокинь и мирянок воссиял на Русской земле.

http://www.onb.kursk.ru/our-booke/sv_jen/dok/wst.html

Рубрики: Православие/Святые

Метки: православие святые
Процитировано 4 раз
Понравилось: 4 пользователям

&laquo Пред. запись — К дневнику — След. запись » Страницы:

Святые семьи и святые, которым молятся чтобы семьи созидались

Девять лет назад в России появился один очень правильный праздник, направленный на популяризацию в обществе целомудрия, семейных ценностей, супружеской верности,

Просмотров публикации 5 157

Девять лет назад в России появился один очень правильный праздник, направленный на популяризацию в обществе целомудрия, семейных ценностей, супружеской верности, чадородия и соборности. Его назвали Днём семьи любви и верности и приурочили ко дню памяти святых Петра и Февронии Муромских — почитаемых покровителей брака.

День памяти этих святых приходится на 8 июля (25 июня по старому стилю). Муромские чудотворцы Петр и Феврония издавна почитаются покровителями семейного благополучия, хотя их история и нетипична для идеала христианской семьи.

Христианский брак имеет два глубинных смысла. Первый из них заключается в искусстве или если отите науке, ежедневно из года в год видеть в своём спутнике жизни Образ Божий. В умении поступаться ради него частью собственных интересов и сглаживать ради близкого негативные черты характера, постепенно избавляясь от последних. В желании постигнуть его внутренний мир. То есть в воспитании в себе личности.

Второй же смысл заключается в исполнении заповеди Божией «плодитесь и размножайтесь». В выращивании потомства, воспитании его в христианском духе и передаче ему своего бесценного жизненного опыта, опыта любви друг ко другу и к Господу. Пётр и Феврония Муромские совершенно не реализовали второе предназначение брака, но очень хорошо исполнили первое, за что и почитаются в лике святых.

Эта статья будет посвящена им и другим святым семействам, у которых можно поучиться строить свою семейную жизнь по-христиански, а также тем святым, которым молятся об успешном заключении брака.

Святые супруги Пётр и Феврония Муромские

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь изгнал её. Тогда Пётр отказался от княжеской власти и супруги вместе отправились в изгнание. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре в Муроме началась смута, и бояре призвали князя обратно смирившись с тем, что Феврония останется их княиней.

После возвращения князь и княгиня правили долго и счастливо, несмотря на то что не имели детей, и прославились благочестием и милосердием.

В преклонных летах святые приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час 25 июня 1228 года. Вопреки воле усопших, их тела были положены в разных обителях, но произошло чудо: уже на следующий день тела святых оказались вместе. Больше разлучать их не дерзнули. Позже к мощам святых потянулись паломники, желающие испросить благословения на брак.

Семья святых Богоотцов Иоакима и Анны

Святые Иоаким и Анна являются наиглавнейшими покровителями супружества, потому что своим благочестием и надеждой на Бога превысили всякую меру и настолько угодили Ему, что сподобились чести стать родителями величайшей из людей — Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

Иоаким и Анна жили праведной жизнью, творили добрые дела, однако люди презирали их за бездетность, которая считалась у израильтян наказанием за грехи, ведь из каждой семьи мог произойти давно ожидаемый еврейским народом Мессия и все хотели, чтобы он появился на свет именно в их роду.

Святые супруги не теряли надежды, ежегодно ходили в храм молиться Богу о даровании чада, а между собой имели глубокое понимание, уважение и согласие. В преклонном возрасте Господь даровал Иоакиму и Анне дитя — архангел Гавриил возвестил Анне, что она родит девочку.

Предание гласит, что Господь этим укреплял веру других людей, которые могли видеть, что Бог не оставил праведников даже тогда, когда все решили что надежды не осталось. Дочь благочестивой четы была названа Марией, как повелел Ангел и стала самой значимой женщиной в человеческой истории.

Теперь праздник Рождества Пресвятой Богородицы служит великим утешением для бездетных супругов.

Семья святых Захария и Елисаветы

Родители святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Праведные супруги долгое время страдали бесплодием, что, как уже отмечалось выше, считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим.

Елисавета была родственницей Девы Марии, а её муж Захария служил священником. Однажды, служа в храме, Захария увидел ангела, который предсказал ему рождение сына-пророка.

Помня о семейном горе, Захария усомнился в ангельском предсказании о рождении у его пожилой супруги сына и был за маловерие наказан немотой. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она объявила, что назовет младенца Иоанном, cпросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. После этого к нему возвратился дар речи и он стал славить Бога.

Семья святых праотцев Авраама и Сары

Их история похожа на две предыдущие. Долгое время у Сары не было детей, пока явившийся Аврааму в образе трех странников Господь не предсказал ей в скором времени рождение Исаака.

При этом Авраам и Сара пережили вместе множество трудностей и испытаний в ходе своих путешествий по чужим странам. Всё время вместе Сара ободряла и поддерживала своего мужа Авраама, а Авраам защищал свою супругу и часто прислушивался к её советам.

Когда у праотцев израильского народа родился сын, они также постарались воспитать его в духе любви к Богу и передать ему на своём примере искусство семейной жизни. Им это удалось и Исаак также построил счастливый брак со своей женой Ревеккой, которую нежно любил.

Семья святых Кирилла и Марии Радонежских

Боярин Кирилл служил сначала Ростовскому князю Константину II Борисовичу, а потом Константину III Васильевичу, которых не раз сопровождал в Золотую Орду. Несмотря на боярский достаток святой со своей супругой жил довольно просто и часто работал в поле вместе с крестьянами.

Пре­по­доб­ные Ки­рилл и Ма­рия очень любили богослужения и за всёблагодарили Бога, так что по­доб­но свя­тым Иоакиму и Анне да­ли обе­ща­ние по­свя­тить Богу очередного ребёнка. Гос­подь да­ро­вал им сы­на, ко­то­ро­го на­зва­ли Вар­фо­ло­ме­ем — будущего великого подвижника, ставшего известным под монашеским именем Преподобного Сергия Радонежского. Помимо будущего святого у четы было ещё двое сыновей, также воспитанных ими в христианской вере и благочестии.

Пра­вед­ность Ки­рил­ла и Ма­рии бы­ла из­вест­на не толь­ко Бо­гу. Бу­дучи стро­ги­ми блю­сти­те­ля­ми всех цер­ков­ных уста­вов, они по­мо­га­ли бед­ным и странникам и тому же учили детей.

Под старость, по рас­про­стра­нен­но­му на Ру­си обы­чаю, Кирилл и Мария приняли иночество в Хотьковском монастыре и там провели оста­ток сво­их дней в по­дви­ге по­ка­я­ния, го­то­вясь к вечной жизни.

Святые супруги Адриан и Наталья

Мученики Адриан и Наталия вступили в брак молодыми. Они жили в Никомидии Вифинской при императоре Максимиане (305-311), который начал очередное гонение на христиан.

Язычник Адриан был чиновником и возглавлял судебную палату императора. Его жена Наталия тайно исповедовала христианство. Восхищаясь мужеством христиан, страдающих за веру, Адриан сам решил стать христианином, объявил об этом и был схвачен палачами. Его жена, святая Наталия, узнав, что муж страдает за Христа, поспешила в темницу и стала ободрять мужа.

Святого Адриана вместе с другими мучениками подвергли жестоким истязаниям и убили. Святая Наталия скрылась в Византию, чтобы избежать нового насильственного замужества и вскоре умерла, воссоединившись со своим супругом.

Семья святителя Василия Великого

Мать святого, Эмилия, была дочерью мученика, нежно любила своего мужа и воспитывала в благочестии своих десятерых детей. Отец святого, Василий, был известным христианским адвокатом, оратором и законоведом. Его родители тоже мученически пострадали во время Диоклетианова гонения.

Супруги регулярно посещали храм Божий и старались во всём помогать друг другу, за что Господь наградил их обильным потомством. Муж и жена относились к своим детям со вниманием и старались развить в них лучшие склонности характеров.

Пятеро из десяти детей Василия и Эмилии также стали святыми и глубоко почитаются Церковью — это сам святитель Василий, его брат Григорий Нисский, сестра Макрина, брат Петр Севастийский и сестра Феозва.

Семья царственных страстотерпцев Николая II и Александры Фёдоровны

Семья последнего русского императора Николая Второго также может служить наилучшим примером христианского брака.И сам император и императрица и их дети всегда нежно любили друг друга и старались облегчать друг другу общие труды.

Многое об их удивительной семейной идиллии можно узнать из дневников царственной четы и их детей, а также из их личной переписки и сохранившихся мемуарных свидетельств ближайшего окружения.

Дочери царя настолько любили друг друга, настолько желали всегда быть вместе, что даже придумали для своей компании общую аббревиатуру «ОТМА» — «Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия». Они были единодушны всю жизнь и остались едиными и после смерти, разделив печальную судьбу отца-государя и матери.

Дети императора проявляли искреннее благочестие по отношению к святыням и заботу о бедных и больных, например служили сёстрами милосердия в Первую мировую. Цесаревич Алексей также принимал участие в делах милосердия, несмотря на тяжелейшее генное заболевание, которым страдал, а также был очень скромен в быту.

Сами царь и царица постоянно слали друг другу нежные письма и старались максимально большее время проводить вместе, особенно в храме или совершая домашнюю молитву. Самые сложные решения в жизни государь также принимал, советуясь со своей супругой.

Святой Иоанн Кронштадтский и его супруга Елизавета

Иоанн Кронштадтский был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте. Свою проповедь о Господе Иисусе Христе он направил к людям со сложной судьбой, среди которых много было отчаявшихся людей, подверженных страсти пьянства, насилия, жестокости. Помощью Божией и большими трудами добился он того, что многие принесли Богу искреннее покаяние и исправили свою жизнь.

В юности, собираясь принять священный сан, святой Иоанн женился на Елизавете Константиновне Несвицкой, дочери протоиерея Андреевского собора в Кронштадте. Вступив в брак они совместно решили принять на себя обет девства и посвятить себя молитве и служению ближним.

При этом чета воспитывала, как своих детей, двух дочерей сестры Елизаветы Константиновны, Анны — Елизавету и Руфину. Последняя впоследствии вышла замуж за мичмана Николая Николаевича Шемякина, получив от святого Иоанна хорошее приданое.

Семья святых Ксенофонта и Марии

Преподобный Ксенофонт и Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн, знатные константинопольские граждане, жили в V веке. Несмотря на богатство и знатность, они отличались душевной простотой и добрым сердцем. Желая дать своим сыновьям. Иоанну и Аркадию, более полное образование, они отправили их в финикийский город Бейрут.

Братья пережили кораблекрушение и, думая что каждый из них погиб, приняли иночество. Родители долго не получали известий о своих детях, однако преподобный Ксенофонт, уже будучи старцем, сохранял твердое упование на Господа, утешал свою жену Марию, советовал не скорбеть и верить, что дети будут сохранены Господом.

Через несколько лет супруги совершили паломничество по Святым местам и встретили в Иерусалиме своих сыновей, подвизавшихся в разных монастырях. Обрадованные, они возблагодарили Господа и тоже приняли монашество. Позже и родители и дети сподобились дара чудотворений. Им тоже молятся о помощи в семейных делах.

Апостол Симон Кананит

Православное предание гласит, что именно с этим апостолом было связано благословение брака самим Господом. Речь идёт о первом чуде Спасителя в Кане Галилейской, где он превратил воду в вино. Женихом на этой свадьбе как раз и был апостол Симон Кананит, которому другие женихи теперь молятся о ниспослании хороших невест.

После этого апостол Симон так уверовал во Христа, что стал его верным учеником. Он жил в посте и молитвах, оберегал семьи, прославлял Иисуса Христа многими чудесными знамениями. Умер мученической смертью на Кавказе.

Мученики Гурий, Самон и Авив

Проповедники Слова Божия Гурий и Самон умерли страшной мученической смертью во времена гонений на христиан в третьем веке нашей эры.

Через много лет император-язычник Ликиний (311-324) повелел схватить диакона Едесской церкви по имени Авив, но тот сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Он был приговорен к сожжению. Мученик сам пошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу. Он был похоронен рядом со святыми Гурием и Самоном.

После смерти святые стали совершать многочисленные чудеса. Однажды они помогли благочестивой девушке Евфимии из Едессы, освободив ее от издевательств супруга-клятвопреступника. Тот женился на ней, уже имея в своей стране жену и скрыв это от родных Евфимии и священника. Позже он увёл жену на свою родину, где сделал рабыней своей первой жены.

Тогда она стала молиться Гурию, Самону и Авиву и была чудесным образом перенесена домой. С тех пор этим святым молятся в трудных обстоятельствах замужние женщины молятся, «аще муж безвинно возненавидит жену свою».

Блаженная Ксения Петербугская

Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII. В юности она вышла замуж за придворного певчего полковника Андрея Фёдоровича Петрова, который вскоре внезапно умер.

После смерти мужа Ксения продала дом и раздала все свое имущество бедным и приняла подвиг юродства ради Христа, частенько появляясь перед людьми в мундире своего мужа и называя себя Андреем Фёдоровичем. Молодую женщину, которая беспрестанно молилась и говорила иносказательно, вначале сочли сумасшедшей, но вскоре заметили, что её молитва помогает в трудных обстоятельствах, а пророчества сбываются.

Блаженная Ксения предсказала кончину императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, и замужество одной бедной девицы. После кончины у ее гроба совершалось много знамений и чудес.

Так, по молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника, поэтому невесты молятся ей о ниспослании благочестивых женихов.

Святитель Николай Чудотворец

Святитель Николай – один из самых почитаемых на Руси святых. Он родился в 258 году в Малой Азии. Позже благочестивый христианин Николай стал епископом портового города Миры Ликийские, много проповедовал, благотворил и даже, как гласит Предание, принял участие в Первом Вселенском соборе.

В родном городе Николая Чудотворца жил разорившийся торговец, имевший трех дочерей-красавиц. Он впал в такую нищету, что не имел денег на приданое и, соответственно не надеялся обеспечить дочерям достойную жизнь.

Чтобы спасти красавиц от ожидавшего их занятия проституцией ради куска хлеба, святитель три ночи тайно подбрасывал в окно несчастным мешочки с золотом. На чудом полученные деньги отец удачно выдал дочерей замуж. Так святитель Николай также стал покровителем супружеского счастья.

Святая великомученица Параскева

Святая великомученица Параскева родилась в III веке в Римской империи. Ее семья особо чтила пятницу – день страданий и крестной смерти Иисуса Христа, поэтому для дочери было выбрано имя Параскева, что в переводе и означает “пятница”.

Параскева в юности приняла обет девства и много сил посвятила распространению веры Христовой среди язычников. Она отказалась принести жертву идолам, и за это была подвергнута истязаниям и казнена.

На Руси издревле Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов и хранительницей семейного благополучия и счастья. Ей молились девушки на выданье, чтобы выйти замуж по любви и многие получали помощь и заботливых мужей.

Святая великомученица Екатерина

Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской. Она получила блестящее образование, отличалась редкими умом и красотой.

Екатерина хотела, чтобы её жених во всём её превосходил. Мать святой Екатерины была тайной христианкой. Она повела девушку за советом к своему духовнику, который сказал, что такового она обретёт только в лице Христа.

После крещения она стала молиться Господу и в чудесном видении получила от него обручальный перстень. Вскоре она сумела засвидетельствовать верность небесному жениху и веру в Него через страдания и смерть. Это произошло во время гонения императора Максимина, прибывшего в Александрию на языческие торжества.

Мощи святой Екатерины были перенесены Ангелами на Синайскую гору. В VI веке по откровению были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря, построенного святым императором Юстинианом.

Святая дева Екатерина стремилась встретить самого прекрасного жениха и встретилась с таковым в лице Спасителя, поэтому ей также молятся о замужестве многие девушки.

Святая преподобная Афанасия Эгинская

Эта святая женщина не хотела и первого брака, желая посвятить свою жизнь только служению Богу, но родители настояли на замужестве. После гибели первого мужа на войне, ей пришлось снова выйти замуж.

Супруги вели счастливую богоугодную жизнь, молились и во всём помогали друг другу. И лишь когда ее второй муж принял монашеский постриг, Афанасия и сама удалилась в монастырь. Поэтому преподобной игуменье Афанасии Эгинской православные молятся о благополучии второго брака.

Заключение

В этой статье упомянуты те святые, кому удалось создать дружные и боголюбивые семьи, могущие служить примером для построения христианских семей каждому из нас. Также представлены и те подвижники, жития которых дают нам пример заботы о семьях и которым в силу этого молятся как покровителям христианского брака. Однако помните, что покровителем брака может стать совершенно любой святой, к которому вы обращаетесь с молитвой и верой! Главное не то, покровителем чего святого считает людская молва, а то, насколько глубоко вы доверяетесь его благодатной помощи.

Постскриптум

В воскресенье 16 июля в Новосибирске состоится молодёжный крестный ход, посвящённый Дню семьи любви и верности. Он начнётся в 13.00 от Александро-Невского собора, а закончится возле Вознесенского кафедрального собора, где в 14.00 будет организовано празднование. Приглашаем молодёжь столицы Сибири принять участие!

Псле прочтения статьи попробуйте пройти тест: «Святые покровители брака и святые, которым молятся о его заключении».

Андрей Сегеда

Выдающиеся женщины Церкви: милость и мужество

Своих подвижниц Господь отмечает чудесами и дарами, которые прославили бы и любого из мужчин — священнослужителей или монахов. Мы решили напомнить о подвигах нескольких известных святых жен. Конечно, в истории их было в тысячи раз больше, но всех знает только Господь.
Мариам — пророчица, сестра Моисея и Аарона, возгласила хвалебную песнь Господу после того, как войско фараона утонуло в Красном море: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он…» (Исх. 16, 20-21). Эта песнь стала первым благодарственным гимном в христианской гимнографии. Но когда пророчица стала упрекать Моисея за то, что он взял в жены ефиоплянку, Господь сошел в облачном столпе и покарал Мариам за «превышение власти» и вмешательство не в свои дела проказой. Прощена она была только по заступничеству Моисея.
Девора — пророчица, бывшая судиею Израиля (судьи были правителями еврейского народа со смерти Иисуса Навина до воцарения первого царя Саула. Судьи выполняли не только административные функции, но были и духовными наставниками). По ее предсказанию израильский народ победил войско ханаанского царя Иавина, поработившего богоизбранный народ. Во время ее дальнейшего правления «покоилась земля 40 лет» (Суд. 4, 4-14; 5, 1-12).
Мария Магдалина — эту святую называют «апостолом апостолов» за то, что ей первой явился воскресший Спаситель, и она рассказала об этом Его ученикам (см. Ин. 20, 1-18). С именем Марии Магдалины связана традиция красить яйца на Пасху — у святой вышел спор с императором Тиверием: тот утверждал, что скорее куриное яйцо, которое она хотела преподнести в дар императору, может стать красным, нежели Христос мог воскреснуть из мертвых. Тогда яйцо в руке Марии покраснело.
Слева: Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Справа: Рогир ван дер Вейден. Читающая Мария Магдалина
Фива — одна из первых диаконисс в истории Церкви. Апостол Павел писал о ней: «…помощница многим и мне самому» (Рим. 16, 1).
Прискилла — мученица, жена апостола Акилы (см. Деян. 18, 2-3; Рим. 16, 3-4). Апостол упоминает их с мужем как первых христианских вероучителей, «которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников».
Священномученица Иустина — пострадала за Христа в III веке вместе со своим бывшим мучителем и искусителем Киприаном. Тот, будучи колдуном и волхвователем, обратился ко Христу, видя веру Иустины. Св. Иустина — одна из многих мучениц, которые собственным примером обратили в христианство своих преследователей.
Святая равноапостольная Нина — в III веке обратила в христианство грузинский народ во главе с царем. Отправилась на это служение в юном возрасте по велению Божией Матери, которая, напутствуя Нину, вручила ей крест из виноградных лоз. Св. Нина обращала в христианство воинствующих язычников, известна многими чудесами. Обнаружила местонахождение хитона Господня.
Святая мученица Иулитта — была сожжена на костре в 304 (или 305) году, отказавшись отречься от веры. В беседе на память мученицы Иулитты святитель Василий Великий, ставя ее в пример христианам, восклицает: «Не попустите, мужи, чтоб вам оказаться в благочестии худшими жен!»
Преподобная Синклитикия — основательница женской монашеской традиции, она, ища возможности посвятить себя Богу, после смерти родителей раздала все их имущество нищим и со слепой сестрой удалилась в гробницу, принадлежавшую ее родственникам (IV век). После того, как место ее уединения было случайно обнаружено, сюда стали стекаться женщины, также искавшие подвига. Преподобная написала наставления монашествующим женщинам, она стала одной из трех амм, высказывания которых приводятся в Древнем патерике (патерик содержит высказывания 117 святых отцов).
Диаконисса Олимпиада — преданная ученица свт. Иоанна Златоуста. В 405 году по ложному обвинению была брошена в темницу, святитель утешал ее в дошедших до нас письмах: «Твое сокровище, которое ты собрала, неприкосновенно, и достоинство, созданное этими страданиями, не знает смены и не ожидает конца».

Елена Черкасова. «Письма к Олимпиаде»

Преподобная Макрина — жила в VI веке. Была обручена с благочестивым юношей, но после того, как он до свадьбы скончался, избрала девственную жизнь. Своим примером увлекла на монашеский путь собственную мать Емилию. Младшие братья Макрины — святые учители Церкви Василий Великий и Григорий Нисский своим учителем называли именно ее, ссылаясь на то, что она знала Священное Писание лучше них.
Преподобная Мария Египетская — после раскаяния в своих грехах ушла в пустыню за Иордан и прожила там сорок семь лет в полном уединении без крова, одежды, почти без пищи (VI век). Ее жизнь — монашеский идеал, пример глубокого духовного преображения. Воспоминанию о ее подвиге посвящена специальная покаянная служба во время Великого поста — «Стояние Марии Египетской».
Преподобная Кассия — жила в IX веке в Византии. Единственная из женщин, чьи произведения и по сей день используются в богослужении. Автор основной части канона Великой Субботы «Волной морскою», стихиры Великой Среды «Господи, яже во многие грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество…», стихиры на Рождество Христово «Августу единоначальствующу на земли…». В общей сложности ей приписывают 2 канона и 49 тропарей, а также духовные стихи и мудрые высказывания. Одно из них гласит: «Я ненавижу тишину, когда время говорить». Однажды Кассия дорого поплатилась за смелость высказывания. Император Феофил, выбиравший себе невесту, на смотринах, где были собраны красивейшие и знатнейшие девицы, был поражен красотой Кассии и, решая испытать ее, спросил: «Не через жену ли произошло зло?» Она отвечала: «Но через жену же берет начало и лучшее». Император решил, что она слишком умна и не взял ее замуж. Правда, по другой версии, Кассия специально возразила императору, чтобы он отверг ее, так как не хотела становиться женой императора-иконоборца.
Византийский церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул включил ее имя в рифмованный перечень знаменитых поэтов-гимнографов, наряду с прп. Феодором Студитом, свв. Космой Маюмским и Андреем Критским. После того, как император отказался на ней жениться, Кассия основала в Константинополе монастырь, которым восхищались современники. Считается, что письма, которые писал прп. Феодор Студит некоей девице Кассии, были адресованы именно инокине-гимнографу. Преподобный пишет: «И мудро, и разумно все, что твоя добродетельность опять сказала нам; поэтому мы с полным правом удивились и возблагодарили Господа, встретив такой ум в юной девице». Кассия-гимнограф прославлена Греческой Православной Церковью в чине преподобных.
Святая равноапостольная княгиня Ольга — после смерти мужа, князя Игоря (в 945 году), стала править княжеством, в ее житии читаем: «Управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж». Одна из первых на русской земле приняла христианство. Бабка святого князя Владимира, крестившего Русь.
До крещения Ольга была очень суровой правительницей. На илл.: Месть княгини Ольги. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Святая благоверная княгиня Феврония — благочестивая дочь простого крестьянина-пчеловода, она поразила муромского князя Петра рассудительностью и находчивостью и стала ему достойной женой. Муромские бояре опасались ума и проницательности княгини и не раз предпринимали попытки рассорить супругов и «заменить» Февронию, ссылаясь на ее низкое происхождение. Но Феврония терпением, смирением и мудрым поведением сохраняла мир в семье и побеждала боярские козни. Супруги умерли в один день и час в 1228 году, приняв перед этим монашеский постриг.
Святая благоверная княгиня Анна Кашинская — жена св. блгв. князя Михаила Ярославича Тверского. Ее муж, два сына и внук были убиты татарами в Орде. Святая, мужественно переносившая удары судьбы, окончила свой жизненный путь в монастыре в 1338 году. «В женском естестве мужескую крепость имела еси…» — так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Это единственная в истории Русской Церкви святая, которую деканонизировали во время раскола со старообрядцами указом патриарха Иоакима в 1677 году, запретив поклонение ее святым мощам. (Старообрядцы считали ее своей покровительницей.) Но в 1908 году Анну Кашинскую снова причислили к лику святых.
Св. праведная Иулиания Лазаревская, милостивая — русская святая конца XVI века, прославленная как благочестивая мирянка за свое служение ближним. Выйдя замуж за владельца села Лазаревское, святая дневное время суток посвящала молитве и заботе о семье — Иулиания родила десять сыновей и троих дочерей — а по ночам занималась рукоделием. Свои работы она продавала, а на вырученные деньги помогала нуждающимся. Когда наступил голод, она тайком от родственников кормила голодающих. После смерти любимого и почитаемого мужа святая раздала семейное имущество бедным. Во времена еще более страшного голода 1601-1603 гг., когда дело доходило до людоедства, Иулиания пекла хлеб из лебеды и древесной коры, чтобы кормить людей. Но и в эти тяжелые годы она, как пишет ее сын, «ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе».
Блаженная Ксения Петербургская — после внезапной кончины мужа решила принести покаяние за то, что он умер без исповеди, приняла тяжелейший подвиг юродства: отказа от дома, родных, всех мирских благ, на деле исполнила заповедь Христа, став «нищей духом». Скиталась по городу, жила подаянием, тайно совершала добрые дела. Почиталась в Петербурге как святая уже при жизни. Скончалась около 1803 года. Канонизирована в 1988 году.
Преподобномученица Елисавета—
Слева: Великая княгиня Елизавета Федоровна. Справа: останки Елизаветы Федоровны, поднятые белогвардейцами из Алапаевской шахты
великая княгиня, вдова великого князя Сергея Александровича (брата Александра III). Воспитанная в протестантской семье, после замужества, видя веру своего супруга, после многих молитв и раздумий, несмотря на протесты родственников, сознательно и сердечно приняла Православие. После убийства мужа террористами оставила светскую жизнь, основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия — принципиально новую форму служения ближним в России, сочетающую молитвенную и деятельную стороны. Организовала широкую службу помощи больным, сиротам, инвалидам. Сама обходила притоны, собирая брошенных детей для своего приюта. Отказалась покинуть Россию после революции. Была арестована в 1918 году. В числе других мучеников была брошена в шахту около г. Алапаевска, где, несмотря на собственные страдания, до последнего часа помогала раненым.
Мученица Татиана (Гримблит) —
жительница Томска. Когда в 20-е годы в Сибирь стали прибывать ссыльные, Татьяна почти все свои средства отдавала на продукты и вещи и передавала заключенным. Среди них были архиереи и священники. В 1923 году была арестована по обвинению в помощи ссыльным священнослужителям, переписке с ними, в ведении «религиозных разговоров». На эти обвинения Татьяна отвечала: «Своей веры я никогда не скрывала», «Вы можете тратить свои деньги на вино, одежду, сладкий кусок, а я предпочитаю поскромней одеваться, попроще есть, а оставшиеся деньги посылать нуждающимся в них», «Крест дан мне навечно, его могут снять с меня только с головой». Расстреляна 23 сентября 1937 года в Бутове.
Блаженная Матрона Московская — слепая с рождения, с десяти лет из-за болезни не могла ходить. Удостоилась посещения Божией Матери и своими молитвами помогала в различных нуждах всем, кто обращался к ней за помощью. Шли к ней непрерывным потоком. Была арестована советской властью за то, что, как написано в протоколе, «своей святостью сильно влияет на темную массу». Умерла в 1952 году. Одна из наиболее почитаемых недавно прославленных святых.
Преподобная Мария Гатчинская (Лелянова) * (1874-1932) —
последняя по времени из канонизированных Русской Православной Церковью святых женщин, причислена к лику святых 17 июля этого года. Родилась в состоятельной купеческой семье в Санкт-Петербурге. Успела окончить гимназию, затем заболела энцефалитом и в течение 20 лет была парализована. Несмотря на болезнь, утешала верующих в годы гонения на Церковь, давая им духовные советы. По благословению сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского, приняла в 1922 году постриг с именем Мария. В ответ на жалобу одного человека о мучительной и безысходной тоске, избавиться от которой он не мог, матушка говорила: «Тоска есть крест душевный, посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, т. е. после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому только два лекарства лечат это порой крайне тяжкое духовное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный — тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния». Арестована ОГПУ в 1932 году. Скончалась в тюремной больнице 17 апреля 1932 года. Могила Марии Гатчинской на Смоленском кладбище находится недалеко от часовни св. Ксении Петербургской.
____________
* По материалам сайта ПСТГУ, http://www.mitropolia-spb.ru/rus/eventarch/2006_2/0718maria.shtml. Информационная база по пострадавшим за веру в годы гонения на Церковь

Версия для печати

Тэги: Духовная жизнь Святые Личность Женщины в Церкви Опыт веры Благотворительность и милосердие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *