Такия в исламе

Что такое «такиййа» и каково ее место в Исламе? 3603 06 февраля 2015 10:39

Что такое «такиййа» и каково ее место в Исламе?

Ответ:

Слово «такиййа» является однокоренным со словом «таква». Оба этих слова имеют значение «бояться, остерегаться». Если слово «таква» подразумевает страх перед Аллахом, то слово «такиййа» используется в значении «остерегаться, опасаться людей».

Ученые ахлю-сунна говорили о том, что такиййа допускается только в отношении неверующих или многобожников.

Если человек боится, что неверующие или идолопоклонники могут посягнуть на его жизнь или имущество, то он в этот момент может скрыть свои истинные вероубеждения, и даже может создать внешнюю видимость того, что он является одним из них, не одобряя этого в сердце.

Мусульмане, которые в мекканский период еще не обладали силой, подвергались многочисленным притеснениям и гонениям со стороны идолопоклонников. Идолопоклонники подвергали мусульман пыткам, заставляя отказаться от веры в Аллаха и вернуть к поклонению идолам. И, как нам известно, первыми отдавшими жизнь на пути Ислама стали Ясир и его жена Сумеййа (радыйаллаху анхума), которые умерли, не выдержав пыток Абу Джахиля. Они не скрыли своих убеждений, и не сказали того, что от них требовали многобожники. Можно привести и массу других примеров.

Однако Аллах Всевышний, не возлагающий на человека сверх его возможностей, разрешил мусульманам говорить то, что от них требуют неверующие или многобожники, чтобы избавиться от пыток, с условием неприятия этого сердцем.

Аммар ибн Ясир (радыйаллаху анху), не выдержав пыток, сказал то, что от него хотели идолопоклонники, и таким образом спасся от гибели. Но сразу после этого он плача пришел к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и сказал: «О, посланник Аллаха! Они не отпускали меня до тех пор, пока я не отозвался плохо о тебе, и не восхвалил их божеств».

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Каким было состояние твоего сердца в тот момент?». Аммар ответил: «Оно было наполнено верой». И тогда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) разрешил ему повторить эти слова, если он снова окажется в такой же ситуации. Вслед за этим был ниспослан следующий аят: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (ан-Нахль 16/106).

Как мы с вами видим, такиййа не относится к числу основ религии, и состоит всего лишь из предоставленной возможности защитить свою жизнь или имущество от неверующих или идолопоклонников.

Масих

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также

Маси́х (араб. المسيح‎ — помазанник‎, ивр. аналог — Машиах משיח) — в исламе: мессия. Термин аль-Масих аль-Каззаб (лжемессия) и аль-Масих ад-Даджжал употребляются по отношению к Даджжалю. Арабское имя аль-Масихи обозначает христианина.

Этимология

Западные исламоведы считают, что слово масих̣ заимствовано из арамейского или сирийского языка, где слово мешиха использовалось в качестве имени Спасителя. По мнению Горовица (англ.)русск., это слово также могло прийти из эфиопского языка или через его посредство. В доисламские времена арабы-христиане носили имена Абд аль-Масих («раб мессии»).

Арабские лексикографы рассматривали слово аль-Масих̣ в качестве прозвища (лакаба) и давали ему арабскую этимологию. Наиболее распространённым мнением было то, что это слово было получено из глагола масах̣а «вытирать», «гладить», «касаться», «мазать» и т. д.

Иса ибн Марьям

Арабская транскрипция имени Исы: «Аль-Маси́х̣у ‘И́са бну Марйама»

В Коране и сунне пророка Мухаммеда словом масих обозначается пророк Иса (Иисус). Оно ставится перед его именем или употребляется отдельно. Слово масих появляется в мединских сурах Корана — в истории благовещения и опровержениях обожествления пророка Исы. Оно также употребляется в рассказах о втором пришествии Исы и его участии в Судном дне, а также о видениях пророка Мухаммада.

Религиовед Гордон Ньюби отмечает: «В Коране и хадисах термин относится к Исе (Иисусу) и ставится перед его именем скорее как титул или как эпитет, в отличие от того смысла, который этот термин имеет в христианстве или иудаизме, поскольку в исламе у Иисуса нет функции мессианства. В исламе этот термин применительно к Иисусу подчёркивает его выдающуюся роль как пророка».

Примечания

  1. ↑ 1 2 Ислам: ЭС, 1991.
  2. ↑ 1 2 Ньюби, 2007, с. 179.
  3. ↑ 1 2 Wensinck, Bosworth, 1991.
  4. ↑ 1 2 Jeffery, Arthur. The Foreign Vocabulary of the Qur’An. — Oriental Institute Baroda, 1938. — P. 265—266.
  5. ↑ Jongeneel, Jan A. B. Jesus Christ in World History. — Peter Lang, 2009. — P. 128. — ISBN 978-3-631-59688-3.
  6. ↑ Horovitz, Josef. Koranische Untersuchungen. — Walter de Gruyter, 1926. — P. 129.
  7. ↑ Tubach, Jürgen. Aramaic Loanwords in Ge’ez // Semitic Languages in Contact. — Brill, 2015. — P. 353. — ISBN 978-90-04-30015-6.
  8. ↑ Horovitz, Josef. Koranische Untersuchungen. — Walter de Gruyter, 1926. — P. 130.
  9. ↑ Robinson, 2003, p. 11—13.
  10. ↑ Аль ‘Имран 3:45
  11. ↑ Али-заде, 2007.
  12. ↑ Аль ‘Имран 3:45, ан-Ниса 4:157, ан-Ниса 4:171, 172, аль-Маида 5:17, аль-Маида 5:72, аль-Маида 5:75, ат-Тавба 9:30, 31

Литература

на русском языке

  • Али-заде А. А. Масих : // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
  • Ньюби Г. Краткая энциклопедия ислама = A Concise Encyclopedia of Islam / Пер. с англ.. — М.: Фаир-пресс, 2007. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-8183-1080-0.
  • Пиотровский М.Б. ал-Масих // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 161.

на других языках

  • al-Masīḥ / Wensinck, A.J.; Bosworth, C.E. // Encyclopaedia of Islam. 2 ed. — Leiden : E. J. Brill, 1991. — Т. 6. (платн.)
  • Jesus / Robinson, Neal // Encyclopaedia of the Qurʾān. — Leiden : E. J. Brill, 2003. — Т. 3. (платн.)
места
  • Араф
  • Ахират (конечный мир)
  • Барзах (загробный мир)
  • Водоёмы
    • Каусар
    • Сальсабиль
  • Джаннат (рай)
  • Джаханнам (ад)
  • Дунья (ближайшая жизнь)
  • Сират (мост)
персонажи
  • Даджжаль (антихрист)
  • Даббат аль-ард (животное из земли)
  • Зуль-Сувайкатайн
  • Иса ибн Марьям (Иисус)
  • Масих (мессия)
  • Махди
  • Мухаммед
  • Яджудж и Маджудж (Гог и Магог)
  • Суфьяни
ангелы
события
  • Фитна (смута Даджаля)
  • Азаб аль-кабр (могильные муки)
  • Бас бад аль-маут (воскресение)
  • Киямат (Судный День)
см. также
  • Заккум (дерево)
  • Туба (дерево)
  • Аджр (вознаграждение)
  • Книга деяний

Иса ибн Марьям

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 июня 2018; проверки требуют 13 правок.

Иса ибн Марьям
араб. عيسى ابن مريم‎
Личная информация
Профессия, род деятельности проповедник
Место рождения Байта-Лахм
Место смерти Аль-Кудс
Вероисповедание ислам
Мать Марьям
Коранический персонаж
Имя на других языках лат. Iesus Nazarenus, ивр. ‏יֵשׁוּעַ‏‎,
др.-греч. Ἰησοῦς Χριστός
Отождествляется Иисус Христос, Йешу и исторический Иисус Христос
Категория Посланник (расуль), улю-ль-азм
Упоминания в Коране 25 раз: 4:171
Чудеса и знамения Оживление птиц, излечение больных.
Связанные персонажи Яхья, Даджаль
События Второе пришествие
Иса ибн Марьям на Викискладе
Иса ибн Марьям в Викицитатнике
Информация в Викиданных ?

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иса .

И́са ибн Ма́рьям аль-Маси́х (араб. عيسى ابن مريم‎ — Иисус сын Марии) — один из величайших исламских пророков (наби). Отождествляется с новозаветным Иисусом Христом.

Пророк Иса был направлен к израильтянам для того, чтобы подтвердить истинность Таурата (Торы) и принести одну из священных книг Ислама — Инджиль (Евангелие). Иса считается одним из посланников Аллаха (расуль), наряду с Нухом, Ибрахимом, Мусой и Мухаммедом, а также основоположником нового шариата.

Имя и эпитеты

Арабская транскрипция имени пророка Исы:
«Аль-Маси́ху ‘И́са бну Марйама»

Пророк Иса в Коране называется эпитетами абдуллах (раб Аллаха), расулюллах (посланник Аллаха), салих (праведник), калима (слово ), кауль аль-хакк (речение истины) и так далее. Отнесение Исы к «приближённым» (мукаррабун) Аллаха давало повод говорить о том, что его природа наполовину ангельская. Ношение им имени Ибн Марьям (сын Марии) подчеркивало особое значение его матери в исламе. Имя Масих (мессия), которым Иса назван в Коране, не несёт иудеохристианского религиозного смысла.

Мусульмане используют имя Исы, равно как и имена других библейских и коранических персонажей, в качестве личного имени. Длительное общение мусульман и испанских христиан привело к тому, что испаноязычные христиане также стали использовать имя Иисус в качестве личного имени, хотя в христианском мире данная практика обычно не встречается. В некоторых мусульманских странах имя Исы давалось незаконнорождённым детям.

История

Рождение

Мусульмане верят в непорочное зачатие Исы. В Коране довольно подробно рассказано о чудесном рождении Исы. Ангелы (или один ангел в облике «совершенного человека») сообщили Марьям, что она по слову Аллаха, родит сына, который будет проповедовать Писание и творить чудеса. Коран уподобляет Ису Адаму, так как тоже был рождён без отца благодаря чуду, сотворённому Аллахом.

Изображение Марьям и Исы на персидской миниатюре.

После рождения Иса сказал матери, что Аллах облегчает её муки, даровав плоды с пальмы, под которой она рожала, и заставив бить под ней источник. Аллах приказал ей молчать, когда её станут расспрашивать о рождении ребёнка. Когда соплеменники Марьям начали обвинять её в распутстве, он заговорил, объявив, что он — слуга Аллаха и пророк (наби). Это было первое чудо, произошедшее с ним. Иудеи обратились к римскому наместнику с требованием казнить Марьям за рождение сына без отца, из-за чего Марьям и Иса были вынуждены бежать в Египет. Когда Исе исполнилось двенадцать лет, они вернулись в Иудею и поселились в Назарете (Насире).

Пророчество

См. также: Инджиль Иса с апостолами во время трапезы.

В возрасте тридцати лет Иса стал пророком и сразу начал активную проповедь веры среди заблудших израильтян. В пророчестве ангела о будущем Исы говорится, что в доказательство своей пророческой миссии он будет творить чудеса. По воле Аллаха, он воскрешал мёртвых, вдыхал жизнь в глиняные фигурки птиц, исцелял слепого и прокажённого, обнаружил сокрытое.

Иса особо связан с пророком Мухаммедом, так как предсказывал появление пророка «имя которому — Ахмад». Как и у пророка Мухаммада, у него был помощник — рух аль-кудус («святой дух»), которого чаще всего идентифицируют с ангелом Джибрилем.

Иса был основателем новой религии, которая основывалась на законах пророка Мусы (Моисея). В ней были новые законы, которые отменили действие старых. До пришествия в мир пророка Мухаммада, религия пророка Исы оставалась единственно верной религией на земле. Пророк Иса вёл активную проповедническую жизнь. Он призывал соплеменников поклоняться Аллаху и уверовать в посланное ему Писание. Часть людей уверовала в Пророка, у него были преданные ученики — апостолы (хавариюн). Когда апостолы попросили даровать им трапезу с небес, Аллах ниспослал им её.

Распятие

Коран отрицает смерть пророка Исы на кресте, указывая, что это были лишь заявления его врагов:

И за их неверие и высказывание их на Марьям клеветы великой. И (за) их высказывание: «Поистине, мы убили мы Мессию, Иису, сына Марьям, Посланника Аллаха!» Но не убили они его и не распяли они его, но однако (это лишь) показалось им. Воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. Поистине, те, которые разногласят относительно этого, однозначно в сомнении об этом. Нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. И не убивали они его достоверно. (Коран, 4: 156-157).

Иса был вознесён на небеса, где он пребудет до наступления Судного дня.

Известный арабский историк XIV века и толкователь Корана Ибн Касир писал со слов Ибн Аббаса, что вместо Исы был распят другой человек:

В тот момент Иса был вместе с двенадцатью-тринадцатью своими сподвижниками. Говорят, что это происходило в пятницу, ближе к заходу солнца, то есть в вечер на субботу. Они окружили дом, и когда он (Иса) почувствовал, что либо они неизбежно ворвутся, либо он должен выйти к ним, он сказал своим сподвижникам: «Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?» Один юноша добровольно вызвался, однако Иса счел его молодым для этого. Он повторил свои слова во второй раз, и в третий, но никто, кроме этого юноши не отзывался. Тогда Иса сказал: «Ты будешь им!». И Аллах изменил его облик на облик Исы так, что они стали совершенно похожи. Затем в крыше дома открылось отверстие и Иса впал в дремоту. В таком состоянии он вознесся на небеса, как сказал об этом Всевышний: «О, Иса! Я возвращу тебя и вознесу к Себе…» (Коран, 3: 55). Когда он вознесся, его ученики вышли. Евреи, увидев этого юношу, приняли его за Ису, схватили его, надели ему на голову венок из колючек и распяли.

Подобная точка зрения отражена и в Евангелии от Василида, преподававшего в Александрии в 117—138 годах н. э., где указывается, что в действительности вместо Исы был распят Симон Киринеянин.

По другой версии, один из апостолов предал Пророка и повёл стражу к дому, в котором тот находился. Стражники велели апостолу пойти в дом и вывести к ним Ису. Когда тот вошёл в дом, Аллах вознес Ису на небеса и придал его внешность апостолу. Когда последний вышел из дома, стражники схватили его, после чего в образе пророка Исы распяли на кресте предателя. Исламский историк XIII века Ибн аль-Асир считал предателя Иуду наиболее вероятным апостолом, распятым вместо пророка Исы.

Согласно исламской доктрине, служение Исы состояло не в том, что он приносил себя в жертву во искупление людских грехов, а в том, что он был посланником Аллаха и указывал верный путь к Аллаху. Каждый человек будет судим по своим деяниям и никто не несёт на себе грехов другого.

Второе пришествие

Минарет мечети Омейядов, на который должен спуститься Иса. См. также: Второе пришествие Иисуса Христа

Все события, связанные со вторым пришествием Исы не упоминаются в Коране, однако приводятся в авторитетных сборниках хадисов. В Предании пророк Иса в конце времён действует то рядом с Махди, то вытесняет и заменяет его. Коранические толкования определяют пророку Исе роль одного из главных участников Судного дня.

Согласно преданию, Иса пребывает в раю, на небесах и накануне конца света, по воле Аллаха, спустится оттуда в Палестину. По другой версии, Иса спустится на минарет, стоящий в юго-восточном углу мечети Омейядов в Дамаске, который носит его имя. Он сразится с лжемессией Даджалом и убьёт его, после чего Аллах, благодаря его мольбе, уничтожит племена Яджудж и Маджудж (Гог и Магог), которые будут угрожать всему человечеству. Пророк Иса установит на земле царство добра и справедливости. В своем втором пришествии он будет руководствоваться исламским шариатом.

Иса умрет и будет похоронен в Медине рядом с Мухаммедом. В мечети Пророка показывают место, отведённое для захоронения Исы.

В день Суда Аллах воскресит его и он вместе со всеми предстанет перед Аллахом. Вместе с другими пророками он будет свидетельствовать против неверующих. Указание того, что Иса будет «признаком» наступающего Суда, считается намёком на его второе пришествие.

Место Исы в исламе

Коран знает об Исе значительно больше, чем о других пророках. Его имя упоминается в Коране 25 раз. Согласно преданию, сура «Марьям» читалась мухаджирами перед эфиопским негусом как доказательство близости проповеди Мухаммада к христианству.

Иса идентифицируется с христианским Иисусом Христом, но Коран отвергает идею Троицы и отрицает христианское представление о нём как о Боге и Сыне Божием. В отличие от Библии, Коран подчёркивает, что Иса всего лишь раб Божий.

Иса стал объектом особого поклонения в некоторых исламских течениях. Ахмадиты, например, считают, что спасшийся из Иерусалима Иса умер и похоронен в Кашмире, а затем воскрес, воплотившись в основателя общины.

  1. ↑ 1 2 Аль ‘Имран 3:48
  2. ↑ аль-Маида 5:46
  3. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Али-заде, 2007.
  4. ↑ Аль ‘Имран 3:45
  5. ↑ Марьям 19:31
  6. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Ислам: ЭС, 1991.
  7. ↑ 1 2 3 4 5 6 Ньюби, 2007, с. 123.
  8. ↑ Ньюби, 2007, с. 124.
  9. ↑ Аль ‘Имран 3:59
  10. ↑ Марьям 19:26
  11. ↑ Аль ‘Имран 3:42—50
  12. ↑ Марьям 19:16—34
  13. ↑ аль-Маида 5:110
  14. ↑ ас-Сафф 61:6
  15. ↑ аль-Бакара 2:87
  16. ↑ аль-Бакара 2:253
  17. ↑ Аль ‘Имран 3:52, 53
  18. ↑ ас-Сафф 61:14
  19. ↑ аль-Маида 5:110—115
  20. ↑ ан-Ниса 4:156, 157
  21. ↑ Аль ‘Имран 3:55
  22. ↑ ан-Ниса 4:158
  23. ↑ аль-Маида 5:17
  24. ↑ Frank Leslie Cross, Elizabeth A. Livingstone. The Oxford Dictionary of the Christian Church. — Oxford University Press, 1997. — P. 168. — ISBN 019211655X.
  25. ↑ Ehrman, Bart. Lost Christianities. — OUP, 2005. — P. 188. — ISBN 0195182499.
  26. ↑ Kelhoffer, James A. Conceptions of «Gospel» and Legitimacy in Early Christianity. — Mohr Siebeck, 2014. — P. 80. — ISBN 9783161526367.
  27. ↑ Игнатенко.
  28. ↑ Watt 1991, p. 49.
  29. ↑ 1 2 аз-Зухруф 43:61
  30. ↑ Низовский, 2006.
  31. ↑ аль-Маида 5:109
  32. ↑ ан-Ниса 4:159
  33. ↑ ат-Тавба 9:30
  34. ↑ аль-Маида 5:72
  35. ↑ аз-Зухруф 43:59

на русском языке

  • Али-заде А. А. Иса ибн Мариам : // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
  • Низовский А.Ю. Мечеть Омейядов в Дамаске // Величайшие храмы мира: Энциклопедический справочник. — М.: Вече, 2006. — 576 с.
  • Пиотровский М.Б. Иса // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 102.
  • Ньюби Г. Краткая энциклопедия ислама = A Concise Encyclopedia of Islam / Пер. с англ.. — М.: Фаир-пресс, 2007. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-8183-1080-0.

на других языках

  • ʿĪsā / Anawati, G.C. // Encyclopaedia of Islam. 2 ed. — Leiden : E. J. Brill, 1960—2005. (платн.)

Ссылки

Иса ибн Марьям в Викицитатнике
Иса ибн Марьям на Викискладе
  • Игнатенко А. А. Обман в контексте арабо-исламской культуры средневековья (недоступная ссылка — история). Институт религии и политики. Проверено 16 мая 2014. Архивировано 20 сентября 2012 года.
Посланники
  • Адам (библ. Адам)
  • Нух (Ной)
  • Ибрахим (Авраам)
  • Муса (Моисей)
  • Иса (Иисус)
  • Мухаммед
Пророки
  • Идрис (Енох)
  • Шис (Сиф)
  • Худ (Евер)
  • Салих
  • Лут (Лот)
  • Исмаил (Измаил)
  • Исхак (Исаак)
  • Якуб (Иаков)
  • Юсуф (Иосиф)
  • Айюб (Иов)
  • Шуайб (Иофор)
  • Харун (Аарон)
  • Юша ибн Нун (Иисус Навин)
  • Ильяс (Илия)
  • Аль-Яса (Елисей)
  • Зу-ль-Кифль (Иезекииль)
  • Ишмаил (Самуил)
  • Юнус (Иона)
  • Давуд (Давид)
  • Сулейман (Соломон)
  • Закария (Захария)
  • Яхья (Иоанн)
  • пророки Адам · Айюб · Аль-Яса · Давуд · Закария · Зу-ль-Кифль · Ибрахим · Идрис · Ильяс · Иса · Исмаил · Исхак · Ишмаил · Лут · Муса · Нух · Салих · Сулейман · Харун · Худ · Шуайб · Юнус · Юсуф · Юша · Якуб · Яхья
    мужчины Азар · Барсиса · Закария · Зу-ль-Карнайн · Имран · Кабиль и Хабиль · Лукман · ас-Самири · Узайр · Фираун · Хидр
    женщины Асия · Билкис · Зулейха · Марьям · Сара · Хавва · Хаджар
    Мухаммед Ибн Умм Мактум · Абу Лахаб · Зайнаб · Зейд · Жёны Мухаммада
    народы Адиты · Айкиты · Бану Исраил · аль-Карья · аль-Кахф · аль-Ухдуд · аль-Филь · ар-Расс · Мадьяниты · Самудяне · Тубба · Яджудж и Маджудж
    ангелы Азраил · Джибриль · аз-Забания · Малик · Харут и Марут · Иблис (джинн)
    идолы Аллат · Баал · Вадд · Манат · Наср · Сува · аль-Узза · Ягус · Яук
    места
    • Араф
    • Ахират (конечный мир)
    • Барзах (загробный мир)
    • Водоёмы
      • Каусар
      • Сальсабиль
    • Джаннат (рай)
    • Джаханнам (ад)
    • Дунья (ближайшая жизнь)
    • Сират (мост)
    персонажи
    • Даджжаль (антихрист)
    • Даббат аль-ард (животное из земли)
    • Зуль-Сувайкатайн
    • Иса ибн Марьям (Иисус)
    • Масих (мессия)
    • Махди
    • Мухаммед
    • Яджудж и Маджудж (Гог и Магог)
    • Суфьяни
    ангелы
    события
    • Фитна (смута Даджаля)
    • Азаб аль-кабр (могильные муки)
    • Бас бад аль-маут (воскресение)
    • Киямат (Судный День)
    см. также
    • Заккум (дерево)
    • Туба (дерево)
    • Аджр (вознаграждение)
    • Книга деяний

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *