Теократическое государство

Теократия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.
В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.
Формы правления, политические режимы и системы
Портал:Политика · править

Теокра́тия (от др.-греч. θεός «Бог» + κράτος «власть») — гражданская и духовная власть в одном лице.

  • Форма правления, при которой власть в государстве находится в руках религиозного института и духовенства (юридическое определение);
  • политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства (политологическое определение);
  • система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам (теологическое определение).

Теократия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

История

Как описывает Геродот («История» 2:52), понятие «Бог» (θεος) было сформулировано у протогреческих племён пеласгов: «В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения Богам, вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов. Ведь они не знали ещё имён богов. Имя же „боги“ (θεοί) пеласги дали им потому, что боги установили (θεντες) мировой порядок и распределили все блага по своей воле».

Таким образом, теократия, согласно взглядам Геродота, имеет целью следование мировому порядку для установления в обществе гармонии (совершенного состояния). Сам обряд жертвования имел целью выяснить волю богов по состоянию жертвы, а позднее стал пониматься и как приношение Богу, имеющее целью склонить его к милости. Корни теократии теряются в глубинах истории: известно, что в древних государствах (в Египте, Месопотамии, Мексике и других местах) правители были жрецами, и решали дела согласно своим религиозным убеждениям, а то и вовсе провозглашали себя богами.

Один из примеров теократии даёт Библия (книга Судей и книги Самуила — в русском синодальном переводе 1 и 2 Книги Царств), где описано, что в ранний период становления еврейского государства их обществом управляли судьи, которым Бог открывал свою волю. Для этой же цели священники использовали особый жребий: урим (светлый) и тумим (тёмный) — судя по всему, это были нечто вроде камней, которые находились в специальном мешочке у первосвященника. Процесс выяснения воли Бога состоял в том, что первосвященнику чётко формулировали вопрос, который должен иметь только два однозначных ответа: да или нет. Священник с молитвой обращался к Богу и доставал из мешочка тот камень, который придётся — считалось, что его рукой руководит Сам Бог. Урим означал «да», а тумим «нет».

Примеры других жеребьевок описаны и в других местах Библии: так, Авраам испрашивал о будущем, разложив на жертвеннике разрубленные тела животных, и по их самовозгоранию понял, что его потомкам суждено владеть Ханааном (Быт. 15:8-18), а во время исхода евреи бросили жребий, кому следует быть первосвященником, разложив деревянные жезлы перед святилищем, и узнали достойного по тому, что его жезл пустил почки (Чис. 17:2-8).

Теократия была основой правления многих развитых государств древности. Так, все древние фараоны Египта были жрецами и провозглашали себя богами или сыновьями богов, в древней Греции решения нередко принимались на основе прорицаний оракулов (особых предметов, явления в которых разъяснялись специальными толкователями — жрецами или жрицами) и к оракулам правящие круги посылали специальные посольства (теории), а также на основе гаданий и прорицаний собственных пророков. Элементы теократии имелись и в более поздние времена — в Средние века и в новое время, когда методом разрешения споров избирались рыцарские поединки и дуэли (иногда это принимало формы игры, например, в кости или карты), или же просто бросание жребия — считалось, что на стороне победителя сам Бог, то есть его победа служит всеобщему благу. Существование теократий в древности не является, однако, доказательством их необходимости или пользы для современного общества. Напротив, современное понимание теократии исходит из того, что такая форма правления противоречит принципам религиозного плюрализма, демократии и моральным принципам современного общества.

Первым термин теократия использовал в своих сочинения Иосиф Флавий. Он писал, что в то время, как для греков есть всего три формы правления (аристократия, монархия и анархия), то у иудеев сложилась иная система, не попадающая ни в одну из греческих категорий.

Исторические государства с элементами теократии

Наиболее крупные и известные теократии в истории были халифат Омейядов и ранний халифат Аббасидов, и в Папской области. И как с любым другим государством или империей, прагматизм был частью политики этих теократий.

Древность

Имперские культы в Древнем Египте и других странах обожествляли правящего монарха, так что государственная религия была посвящена поклонению правителю как божеству или воплощению божества.

В древнем и средневековом христианстве существовала доктрина Цезаропапизм — учение о том, что глава государства является в то же время и главой церкви.

Правление отрёкшихся императоров

Основная статья: Инсэй

В средневековой Японии существовал феномен, при котором фактическим правителем являлся отрёкшийся от престола император, принявший постриг в буддийские монахи.

Тибет

До своего захвата Китаем, Тибет имел все признаки теократического государства, так как формально власть принадлежала Далай ламе.

Реформация

Во времена Реформации, в период наибольшего влияния Жана Кальвина, в Женеве и колонии Массачусетского залива «Пуритане» обладали многими характеристиками протестантской теократии.

Во время короткого правления с 1494 по 1498 г. Джироламо Савонаролы, доминиканского священника, Флоренцию можно было бы считать теократией. Во время его правления нехристианские книги, статуи, стихотворения и другие предметы были сожжены, за содомию полагалась смертная казнь; христианские практики обрели силу закона.

Мормонизм

Другим примером была администрация недолго существовавшего мормонского государства Дезерет.

Ислам

Первое исламское государство было со столицей в Медине и управлялось непосредственно Пророком Мухаммадом. После его смерти исламское государство расширилось и стало империей (халифатом) со столицей сначала в Дамаске, затем в Багдаде.

В XIX в. Имамат Шамиля в части Дагестана и Чечни по сути представлял собой теократическое государство, возглавляемое шейхом суфиев Имамом Шамилём.

Отдельно стоит отметить Республику Кипр в период с 1960 по 1977 год. Хотя как таковой теократии там и не было, однако в этот период президентом республики являлся действующий архиепископ Макариос III.

Ныне существующие страны с элементами теократии

Исламские государства

Исламским государством является государство, которое приняло исключительно ислам, в частности шариат как основу своих политических институтов или законов. Хотя существует много споров о том, какие государства или группы действуют в строгом соответствии с исламским правом, Саудовская Аравия и Иран поддерживают религиозные суды по всем аспектам права и религиозной полиции для поддержания социальных требований. Большинство мусульманских стран Ближнего Востока имеют правовые системы, в различной степени находящиеся под влиянием шариата; в то же время Турция, Индонезия, Бангладеш, Пакистан и Мавритания используют в основном светские конституции и правовые системы (последние называют себя «Исламская республика»).

Индия и Филиппины официально признают гражданские мусульманские законы, полностью основанные на шариате, для тех, кто так выбирал для себя. Законы шариата также применяются в различных частях Судана, Нигерии, Афганистане, Ливии и других странах.

Правительство Ирана описывается как «теократическая республика». Глава государства Ирана, или верховный лидер, является исламским клериком, назначается на пожизненный срок, и избирается органом под названием Совет экспертов. Совет стражей рассматривается как часть исполнительной власти, несёт ответственность за принятие решений, если законодательство соответствует исламскому праву и обычаям шариата, и может отстранить кандидатов от выборов, и другим образом влиять на избирательный процесс.

Святейший Престол

После объединения Италии, Ватикан стал последней оставшейся территорией бывшей Папской области. В 1929 году государство Ватикан было официально признано как независимое государство, путём заключения договоров с итальянским правительством. Главой Ватикана является Папа, избираемый Коллегией кардиналов, которая называется конклавом, собранием высших католических священнослужителей. Папа избирается пожизненно, из участвующих в голосовании кардиналов в возрасте до 80 лет. Правовая система Ватикана уходит корнями в каноническое право. Папа «имеет полноту законодательной, исполнительной и судебной властей».

Автономное монашеское государство Святой Горы

Афон — особая единица Греческой республики, самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года).

Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским мирным договором 1923 года; режим самоуправления исходно базируется на положениях первого Устава Святой горы Афон («Трагос»), утверждённого Хрисовулом императора Иоанна Цимисхия в 972 году. В отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, на Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.

Теократия в христианстве

Основная статья: Папоцезаризм

В Христианстве теократической формой отношений между церковью и обществом является папоцезаризм, при которой духовное лицо, первый церковный иерарх (чаще всего Папа Римский), сосредоточило в своих руках как светскую, так и духовную власть. Период с XI по XIV век является периодом высшего развития папоцезаризма на Западе, в Католической церкви. В России периодом господства папоцезаризма является правление на патриаршестве Филарета Романова, когда именно он сосредоточил в своих руках как духовную, так и светскую власть с 24 июня 1619 года по 1 октября 1633 года. Правление архиепископа Макариоса III на Кипре с 16 августа 1960 года по 15 июля 1974 года, когда Макариос III одновременно был главой государства — президентом Республики Кипр и предстоятелем Кипрской православной церкви также является проявлением папоцезаризма. Черногория в XVII—XIX веках.

Теократия в иудаизме

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (11 мая 2011)

В иудаизме теократическая монархия — единоличное управление царём, выполняющим волю Бога, которую Бог открывает ему в знамениях, снах, или через пророков. Примерами такого правления в Библии являются царь Давид, Соломон, Езекия и некоторые другие древние иудейские цари. Теократия имеет своё происхождение из древнейших времен, когда человек (по версии верующих) получил от Бога первые заповеди — то есть более 7500 лет тому назад (см. заповеди, данные Адаму и Еве). Установление теократии у евреев началось через Авраама и продолжилось в собрании еврейских племён, потомков Израиля у горы Синай в 1312 году до р. Х. через Моисея, учившего евреев следовать Божественным заповедям, в том числе посредством книг Торы (в виде Идеи). Ярким примером теократичекого правления является период Судей, которые сами были пророками и первосвященниками (как Самуил). Это продолжалось вплоть до воцарения царя Саула, о котором Бог сказал пророку Самуилу: «Внемли гласу народа во всем, что скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, но Меня отвергли они от царства над ними» (1 Самуила 8:7). Показав таким образом никчемность самонадеянности, Бог покарал нечестивого царя Саула со всем его потомством, и поставил царём евреев благочестивого Давида, который был пророком. Так в Иудее установилась теократическая монархия. Главным принципом и достоинством теократической монархии является то, что ни народ непосредственно, ни какие-либо его представители или единовластный представитель народа перед Высшей Силой не придумывают законы своей жизни, а лишь беспрекословно следуют указаниям Бога.

Теократия в русской философии

В. С. Соловьёв называл теократию наилучшим «общественным строем», в котором реализуется божественный замысел (София). Это такая форма государственного устройства, где реализован христианский идеал, где царит солидарность наций и классов. Теократия мыслилась Соловьевым в форме «всемирной монархии», где церковные епархии эквивалентны провинциям Империи. Теократической должна быть Россия, теократической была и израильская монархия при царе Давиде (Соловьев также именует его «вождем» и «диктатором»). Теократия подразумевает «церковную монархию», когда власть главы государства благословляется первосвященником. Теократия представляет собой золотую середину между крайностей абсолютизма и клерикализма. При этом теократия по своему идеократична, поскольку она существует для преображения мира.

См. также

  • Формы правления, политические режимы и системы
  • Культ императора
  • Божиею милостью
  • Цезаропапизм
  • Исламская республика
  • Инсэй — формально отречённый император, принявший постриг в монахи с целью нейтрализации регента малолетнего императора

Примечания

  1. ↑ Теология : Теократия // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  2. ↑ Теократия // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  3. ↑ Теократия // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  4. ↑ Книга третья. Троичное начало и его общественное приложение // Соловьёв В. С. Россия и Вселенская Церковь

Литература

  • Теократия // Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб.: Издание М. В. Пирожкова, 1907
  • Водовозов В. В.,. Теократия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Тюрин Е. А. Теократический фактор в политике. Орел: Изд-во ОРАГС, 2009. — 192 с.
  • Roshwald, Mordecai. Theocracy in Israel in antiquity and today. // Jewish Journal of Sociology 14 (1972) 5-42. (англ.)

Ссылки

В Викисловаре есть статья «теократия»

  • Книга Шмуэля. Глава 8. Просьба народа поставить им царя.
  • Дагрон Ж. Восточный цезаропапизм.
Словари и энциклопедии
Нормативный контроль GND: 4185071-3

4. ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Главная

Разделы

Теория государства и права
Аграрное право
Государственное право зарубежных стран
Семейное право
Судебные и правоохранительные органы
Криминальное право
История государства и права России
Административное право
Гражданское право
Конституционное право России
История государства и права зарубежных стран
История государства и права Украины
Банковское право
Правовое регулирование деятельности органов ГНС
Юридическая психология
Финансовое право
Юридическая деонтология
Трудовое право
Предпринимательское право
Конституционное право Украины
Разное
История учений о государстве и праве
Уголовное право
Транспортное право
Авторское право
Жилищное право
Международное право
Международное право
Наследственное право
Налоговое право
Экологическое право
Медицинское право
Информационное право
Судебное право
Страховое право
Торговое право
Хозяйственное право
Муниципальное право
Договорное право
Частное право

  • Вопросы
  • Советы
  • Заметки
  • Статьи
  • «все книги «к разделу «содержание Глав: 69 Главы: < 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. >

    Теократии обнаруживают много своеобразного и своих политико-правовых системах. Дословно теократия означает «божественное правление», власть Бога. Для клерикала и просто искренне верующего религия воплощает истину и справедливость. Поэтому, ожидать от верующего человека, что, став политиком, он постарается утвердить религиозные нормы и ценности властью, силон государства.

    Неоднократно предпринимались попытки изобрести образец теократии, где все живут счастливо и справедливо под властью бога. С другой стороны, мировая государственно-правовая практика свидетельствует о трудностях в создании или даже неосуществимости режима, где свобода совести и нравственного выбора уживаются с политическим господством религии. Существующие модели теократии тоталитарны, и потому теократический режим неприемлем для общества, приверженного идеалам личной свободы.

    В литературе встречаются упрощенные, неточные определения теократии. Например, теократию обозначают как «форму правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой»253. Следуя такому определению, мы должны будем причислить к теократиям Великобританию, где монарх имеет титул главы англиканской церкви. В действительности понятие теократии сложнее.

    253Советский энциклопедический словарь. М.. 1980, с. 1329.

    Теократия — это режим, в котором политическая власть реально принадлежит духовным лидерам, божеству, а регулятором общественных, в том числе политических, отношений являются предписания религиозного происхождения, каноны.

    Носитель религиозной власти связан ответственностью прежде всего перед небесной инстанцией. Поэтому он приобретает свободу от политических обязательств перед единоверцами, от контроля с их стороны. Например, в исламе довольно широко распространена идея таклида, т.е. беспрекословного повиновения религиозным авторитетам и доктринам. Мера добросовестности, характер власти зависят от личных нравственных it интеллектуальных качеств религиозных лидеров, а не от свободного политического выбора граждан.

    Духовным авторитетом может стать глава государства. Например, египетский президент Л. Садат старательно создавал вокруг себя ореол «верующего президента», способного руководить обществом правоверных. Но возможно, что господство окажется в руках авторитета или группы духовных лидеров, не включенных в структуру государства, использующих его в качестве инструмента для осуществления принадлежащей им власти. В порядке вещей теократическую власть получают лица, имеющие статус пророка, потомков пророка или даже связанные родовыми узами с божеством. «Первый человекоподобный император Японии ведет свою родословную от Аматеразу, верховной богини солнца». Микадо (император) приходится богине внуком. «Подобно Микадо, все знатные японские фамилии, равно как и священники, ведут свое происхождение от действующих лиц мифологической драмы254. Происхождение Аятоллы Хомейни ведется от рода корейшитов, из которого вышел сам Магом ед. Король Иордании также является прямым потомком пророка по линии Хашима255.

    254История религии. Т.1. Валаам, 1992, с. 89.

    255 См.: Аль Ржуоб Али Хасан Монарх и парламент Государства Иордания. Автореф. канд. дне. М., 1994, с. 14.

    Любая религия способна к проникновению в политику. Теократия возможна на основе различных вероисповеданий.

    Возможность христианской теократии подтверждает пример средневековой Испании, инквизиция, правление Мазарини и Ришелье. В XVII в. в штате Коннектикут издавались законы явно теократического содержания — «Кто будет поклоняться иному Богу, кроме Господа нашего, будет предан смерти»; в Массачусетсе прелюбодеяние каралось смертной казнью, уголовными наказаниями преследовались иные грехи. Конституция этого штата предусмотрела также, что «правом и в равной мере обязанностью каждого члена общества являются публичные, совершаемые в установленное время молитвы Господу Богу, великому Творцу и Хранителю мира»256. Было бы заблуждением считать современные демократии полностью свободными от влияния религии. Католицизм, например, является сильным политическим фактором в Италии, Испании, некоторых странах Латинской Америки, в Польше 257.

    256 См.: Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992, с. 49—50; Ст.1 Конституции Массачусетса. /’/’ Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты.М., 1993,с. 51.

    257 Так, пo условиям Конкордата, заключенного между Польской республикой и католической церковью «в вопросах, касающихся преподавания теологических дисциплин, учителя должны следовать правилам, устанавливаемым церковью.» См.: Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1996, № 3 (16), с.31.

    Основой теократии может стать буддизм, судя по некоторым признакам политического режима в королевствах Бутан, Таиланд. Возможны теократии на почве индуизма, что отчасти подтверждается положением вещей в Непале.

    Более того, даже политеизм (многобожие) способен дать обществу религиозный источник власти. «Положение традиционного вождя народа… в Африке не имеет ничего общего с положением лидера в демократическом государстве… Традиционные вожди получают свою власть от Бога… Современные африканские государственные деятели станут властителями только тогда, когда докажут, что они находятся в союзе со сверхъестественными силами…»258 Власть тоголезского диктатора Эйадемы укрепилась после того, как он в 1974 г. уцелел в авиакатастрофе. Тоголезцы посчитали спасение генерала чудом, место катастрофы стало объектом паломничества. Предписания фетишей соблюдаются из соображений богобоязни, а Эйадема приобрел свойства фетиша, то есть посредника между людьми и духами.

    258 Кнндрова Л. В ритмах черной Африки. М., 1985, с. 33—34.

    Иудаизм представляет собой конфессию, которая весьма склонна к образованию теократии — «…государство иудеев сильно отличалось от прочих государств, ибо основывалось на теократии и в нем никогда не могло быть никакого различия между церковью и государством, как это существует после Христа. Законы о почитании единого и незримого божества были частью гражданского и политического управления, где сам Бог являлся законодателем»259. Теократическую систему евреи сохраняли даже в диаспоре до момента формирования Израиля. Современный Израиль, конечно, нельзя определенно назвать теократией, хотя политический авторитет раввината (духовенства) с начала формирования этого государства был исключительно высоким; официально узаконены некоторые религиозные нормы (положения Торы, законы пророка Моисея); и сфере семейных отношений раввины получили власть большую, чем правительство; законом от 26 августа 1953 г. были учреждены суды раввинов, получившие исключительную компетенцию в бракоразводных и семейных делах260.

    259 Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. Т.3, М., 1988, с. 1 17.

    260 См.: Никитина Г.С. Государство Израиль. М., 1968, с. 105, 106, 112.

    В современном мире наибольшую предрасположенность к теократии проявляет ислам, изначально основанный на идее религиозно-политического объединения арабов и правоверных в целом. Сравним возможности ислама с политическим потенциалом других вероисповеданий.

    Учение буддизма содержит свод земных правил, что дает возможность проведения религиозной политики. Такая разновидность буддизма, как ламаизм, предписывает беспрекословное подчинение духовенству. Вместе с тем «нравственные требования играют большую роль в буддизме, но лишь как первая, элементарная ступень на пути к цели. Будда не был социальным реформатором, он не хотел исправлять людей для того, чтобы они были лучшими людьми, он не стремился создать рай на земле»261. В политическом отношении ислам —- религия более сильная, чем буддизм. Проводимая Таиландом политика буддизации («таизации») в 60-х годах потерпела провал на мусульманском юге страны.

    261 Розенберг О.О. Труды но буддизму. М., 1991, с. 31.

    Политеизм способен эффективно контролировать поведение верующих. Но многобожие порождает слишком много источников божественной власти, что усложняет согласованную теократическую политику. Довольно трудно установить общенациональную политеистическую теократию, т. к. в каждом регионе свои боги и духи, а их представляют разные жрецы и вожди. «В обычной повседневной жизни население чаще всего обращается за помощью к духам личным, семейным, реже к родовым или племенным»262. Монотеистические религии, прежде всего ислам, объединяют народы, а политеизм нередко разделяет общество.

    262 Республика Зимбабве. М., 1985, с. 31.

    В христианстве имеется тенденция, которая освящает земную власть, дает ей опору в Боге. По словам апостола Павла, «всякая душа да будет покорна вьющим властям, ибо нет власти не от Бога». Вместе с тем христианство содержит целый комплекс положенин, определенно ограждающих его от мирских интересов и политики. Иисус прогнал сатану, когда тот стал искушать его властью над всеми царствами мира. Он не претендовал на «кесарево», т. е. на нрава земных государей. Христианство основано на идее личного спасения, индивидуальной связи с Богом, свободной от политических ориентации и социального статуса верующего.

    Ислам возник как объединительное религиозно-политическое учение, оформляющее связь Аллаха с общиной правоверных. В исламе Бог заявляет о своих правах на политическую организацию исламского общества-государства (халифата, уммы). Если христианство дает нравственный выбор, за правильность которого человек несет ответственность перед Господом, то по исламу ответственность за грехи наступает не только перед Богом, но и перед государством, обществом. В исламе подготовка человека к высшему счастью в будущей жизни входит в сферу политики, является задачей государства263 и не является личной заботой верующего. Более того, ислам заботится о том, чтобы правоверный не слишком долго ожидал вознаграждения и получал земные блага за свое послушание264.

    263См.: Кирабаев Н.С. Соотношение власти и авторитета в политическом учении аль-Газали .»Человек как философская проблема. М., 1991, с. 84.

    264 Однажды Магомед «велел вырыть перед собой яму, в которой оказалось два кувшина, один с медом, другой с молоком. Пророк объяснил, что это — эмблемы изобилия, обещанного небом всем, кто будет повиноваться его законам.» -Ирвинг В. Жизнь Магомета. М., 1991, с. 67.

    Особенности вероучения, а также исторические факторы способствовали тому, что в современном мире самой многочисленной группой теократических режимов являются исламские.

    Исламская теократия представляет собой неоднородное явление. Мусульманский мир составляет многочисленная (более 50) группа стран. В некоторых из них теократия существует в ограниченном виде. В Тунисе, Алжире, Марокко и других она сохраняется преимущественно на нижних этажах власти, где поведение людей контролируют народные учителя, дервиши. На общенациональном и региональном уровне представители народного ислама объединяются в организации типа мусульманских братств, тарикатов. Неофициальная духовная власть несколько отдалена от участия в национальной политике. Это сосредоточивает ее на вопросах религии. В результате представители народной исламской власти не склоним учитывать изменения в обществе, стремятся к бескомпромиссному утверждению мусульманских общественно-политических принципов. На государственном уровне политика формируется с учетом множества факторов. Государство зачастую вынуждено принимать во внимание влияние религии на политику. Так, Египет’ в поправке к своему основному закону, принятой в 1980 г., провозгласил ислам государственной религией, а шариат основным источником законодательства. С другой стороны, Египет во многом придерживается принципов светской политики, отступает от религиозных догм. Между па-родным исламом и официальной властью, включая приближенных к государству священников, происходит раздел сфер влияния. Внешнюю политику, экономическую стратегию, оборону обычно удерживает государство. Низовым духовным авторитетам подвластны многие области культуры, межличностных, семейных отношений, местного управления, правосудия.

    Если государство добивается успехов, его авторитет увеличивается, а пределы народно-религиозной власти сокращаются. Если же государственная власть и официальное духовенство ослаблены, то тарикаты, народный ислам восстанавливают свое влияние. К примеру, в Судане режим Нимейри в 1985 г. проводил увольнения из государственных учреждений представителей «Братьев-мусульман», затем правительство Омара аль-Башира, пришедшее к власти после переворота 1989 г., пыталось ограничить влияние исламистов. Но впоследствии режим аль-Башира, неспособный справиться с внутриполитическими неурядицами в стране, подчинился местной организации «Братьев-мусульман» (Национальному исламскому фронту) и уже к 31 декабря объявил о возвращении страны к исламским порядкам265. Представители народного ислама могут даже вступать в открытую борьбу с государством за свое господство, применять оружие, террор. Тот же Египет старается время от времени пойти на сотрудничество с народным исламом, позволяя его представителям уходить от ответственности за преступления, участвовать в выборах, выступать в средствах массовой информации. Но эти усилия часто не дают результата, так как организации типа «Братьев-мусульман» не удовлетворяются полученными уступками и стараются расширить сферу своего господства над мусульманским обществом. Они небезуспешны, поскольку египетское правительство не всегда может соперничать с народным исламом, а проправительственная Национально-демократическая партия слаба и неактивна266.

    265 Омар А.Л. США, исламский Ближний Восток и Россия.М., 1995, с. З4, 38.

    266 Там же, с. 36.

    В отдельных исламских странах установилась последовательная, общегосударственная теократия.

    Исламским теократиям свойственны некоторые черты, описанные, в ряде работ267.

    267 Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха… М.,1988; Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982; Конституционное право развивающихся стран. М., 1990.

    1. Субъектом власти, владельцем человеческих душ считается Аллах, 114-я сура Корана определяет Аллаха не только как Бога и творца, но и называет его «царем людей». В суре «Скот» он назван «господином всех миров». Ему же изначально принадлежит вся собственность (20-я сура, 5-й аят). Земные властители, даже монархи, являются поверенными, агентами Бога, через которых он осуществляет свою волю в общине правоверных. Король Саудовской Аравии объявил себя «слугой двух святынь» (Мекки и Медины). В полном соответствии с мусульманской традицией он признал свою служебную политическую роль, не желая, очевидно, уподобляться «тиранам, отрицающим святые знамения», о которых говорит 29-я сура (стих 48).

    2. Из этого следует, что Аллах является высшей и единственной законодательной инстанцией. В принципе, политические институты не вправе законодательствовать. Все законы даны в Коране. Их совокупность образует исламское право, шариат. «Коран безупречен, он — свет и в нем содержится решение всех проблем человека от личного статуса до международных проблем»268. Законы, дарованные Богом, можно лишь истолковывать и применять. Однако реальная законодательная деятельность, проводимая как создание подчиненных Корану норм, разъяснение священного писания, дает достаточно широкие возможности регулировать общественные отношения. В исламе сформировались юридические школы, школы шариата — мазхабы.

    268 Омар А.А. Указ.соч., с. 26.

    Верховенство Корана закреплено в основополагающих государственно-правовых актах,»конституциях».

    3. В исламе понятия государства и общества нераздельны и обозначаются единой категорией — умма, «община правоверных». Едиными оказываются политика, общественная и частная жизнь. В принципе, не существует такой области, которая была бы свободна от власти, внешнего регулирования. Даже внутрисемейные отношения приобретают политико-правовое значение. Моральные предписания и запреты являются одновременно юридическими. Понятия греха и преступления отождествляются. За их совершение установлена система наказаний — худут, которые государство-общество применяет к провинившимся. Так, пьянство наказывается поркой, воровство — ампутацией конечностей, супружеская измена — побиванием камнями, которое совершают не профессиональные палачи, а простые мусульмане. «При побивании камнями мужчину следует зарыть в землю по пояс, а женщину по грудь… Используемые для казни камни не должны быть слишком большими, чтобы не убить приговоренного одним-двумя ударами, но и не слишком маленькими, чтобы их все же можно было считать камнями»269. Даже преступления против государства одновременно расцениваются как посягательство на «права Аллаха», потому что наказания за них установлены Кораном270.

    269 Приведенный материал содержится в рукописи Ю.В. Качановского Буржуазное право эпохи империализма. 1991,с. 103.

    270 С.М.: Хайдар Л. Г. Источники международного права в доктрине и практике стран ислама. Автореф. канд. днс. М., 1996, с. 9—10.

    4. В теократии действуют правила мусульманского ведения хозяйства, позволяющие эффективно контролировать экономику страны. В частности, действует запрет взимания ростовщического (банковского) процента — «риба»271. Мусульманское право обязывает правоверного к самоограничению, которое при необходимости может стать и ограничением, предписанным официально. Для этого может быть использован механизм перераспределения имущества, контроля за бизнесом. Ислам осуждает чрезмерную концентрацию частной собственности, роскошь и эксплуатацию. Аллах передал пророку и его последователям собственность на землю и все, что на ней находится. Лица имеют право пользоваться объектами собственности, но н богоугодных целях. Имущественное уравнивание, отношения братства среди правоверных определяется интенсивным регулированием экономики.

    271 По закону Судана от 1984 г. «О начале закята» банки превратились в учреждения, предоставляющие беспроцентное заимствование. См.: Омар А.А, Указ. соч., с. 32.

    5. Ислам имеет статус государственного вероисповедания, идейно-религиозная конкуренция с ним не допускается. Господство ислама обеспечено политически. Причем меры, гарантирующие это господство, практикуют многие государства, в том числе и те, которые нельзя однозначно причислить к теократиям. В Египте запрещено избрание депутатами и назначение чиновниками тех лиц, которые отрицают требования ислама; в Алжире, Сирии, Тунисе, Судане, Ливии, Объединенных Арабских Эмиратах государственное право признает обязательным применение принципов ислама в организации государства и проведении его политики; в Пакистане Коран изучают до 8-го класса, а в программы всех высших учебных заведений обязательно входит особый курс — исламийат; в ряде стран, прежде всего тех, где господствует суннитский толк ислама, в структуру государственных учреждений включены знатоки ислама — улемы. Они выполняют судебные функции (судьи-кади), возглавляют учреждения, ведающие культурой и просвещением. В Саудовской Аравии улемы участвуют в специальных комитетах по контролю за нравственностью, ведают религиозной полицией и получают жалованье от государства.

    «В исламе нет церкви, нет посвящения в сан…»272, что упрощает достижение религиозного лидерства, главенства в мусульманском обществе. Духовным вождем может стать лицо, не отнесенное к разряду профессиональных священников. Круг субъектов, способных править именем Аллаха, однозначно не зафиксирован. Например, «солдатом ислама» назвался пакистанский диктатор генерал Зия уль-Хак. Ими могут стать просто авторитетный мусульманин и даже община правоверных (умма) в целом.

    272 Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986, с. 15.

    Современные теократические режимы по-разному определяют набор субъектов власти, религиозно-политических инстанций. Каждая из современных теократий имеет особенности в структуре и характере власти, ее религиозном обосновании.

    В таких странах, как Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Оман и некоторых других, сложился традиционный теократический режим. Эти государства возглавляют монархи, которые связаны родовыми и историческими узами с пророком Мухаммедом и его сподвижниками. Высокое происхождение дает монархам право управлять мусульманами в качестве главы государства. В большей или меньшей степени им присущи также свойства религиозного авторитета.

    Профессиональные священнослужители — улемы (улама) — непосредственно участвуют в управлении, в политике, особенно внутригосударственной. Одним из источников религиозно-юридического регулирования считается фетва — заключение духовного авторитета (муфтия, улема), даваемое на основе Корана, а также Сунны — собрания хадисов (рассказов, стихов) о деяниях и высказываниях Магомеда.

    Эта разновидность теократии сохранилась не только как результат безоговорочной приверженности общества исламской традиции. Стабильность режима связана с экономическими факторами. Современные традиционные теократии — это страны региона Персидского залива с развитой экономикой. Нефтедобывающая отрасль сосредоточена в руках правящих семей и служит надежным фактором устойчивости их власти.

    Другой разновидностью теократии является фундаменталистский режим. В Иране он установился в наиболее завершенном виде по итогам исламской революции, осуществленной под руководством Аятоллы Хомейни. Фундаментализм чаще встречается в тех регионах, где господствует шиитский толк ислама.

    Фундаментализм как режим основан на политике возрождения изначальных (фундаментальных) мусульманских ценностей в обществе, утратившем их под пагубным воздействием Запада и собственных безбожников. Это наиболее бескомпромиссная версия современных теократий. Общество и государство обязаны «возвратиться к истокам» ислама, невзирая ни на какие препятствия и сложившиеся устои.

    В фундаментализме высшим земным политическим авторитетом являются профессионалы-богословы. В шиитском толке существует учение о «скрытом имаме» — Махди, одном из сподвижников и последователей Магомеда. Шииты ожидают его пришествия и связывают с этим начало новой эпохи справедливости. В образе Махди воплощены черты высшего исламского авторитета па земле — праведника, учителя, проповедника. Естественно, что роль проповедника, имама, аятоллы и фундаментализме исключительно высока. По разным версиям, лидеру шиитов приписывается таинственная связь с Махди или даже сам он отождествляется со «скрытым имамом»273. В шиитском толке право суждения по религиозно-правовым вопросам (иджтихад) принадлежит богословам, обладающим высшим знанием исламской религии и юриспруденции (муджтахибам).

    273 В 19 веке скрытый имам явился в лице народного лидера Мухаммеда Ахмеда в Судане, а в Иране Али Мохаммед, по одним предположениям, считался самим Махди, а по другим — был провозвестником прихода мессии.

    Сообщество духовных авторитетов контролирует государство. По своему усмотрению имамы прямо вмешиваются в политику и принимают решения, обязательные для мусульман и государства. В Иране аятолла Хомейни стал безусловным лидером, лицом, политическое значение которого было выше, чем роль президента, правительства, меджлиса (парламента). Был учрежден Наблюдательный совет, образуемый из представителей меджлиса и шейхов, назначенных аятоллой. Функция Наблюдательного совета — осуществление связи между исламским лидером и парламентом.

    Арабский (исламский) социализм — относительно новая версия теократии. Не случайно наименование, присвоенное этому режиму. Теоретическое обоснование арабского социализма было предпринято Джамаль ад-Дин аль Афгани в начале XX века. Однако социалистичность, народность вообще свойственна многим религиям. Сам Мухаммед был одновременно посланцем Бога и, с другой стороны, долгое время находился в числе бедняков, народа, политическим представителем которого он впоследствии стал. «Он отвергал всякие почести, относящиеся лично к нему, и не присваивал себе царской власти»274. Существенно то, что в исламе усматривают такие свойства, как несогласие со скоплением богатства в руках немногих, поддержка государственной собственности на недра, запрет финансовой эксплуатации (ростовщичества), общинная организация крестьян-собственников, распределение наследуемого богатства среди широкого числа людей, высокий налог на капитал275. Страны, практикующие арабский социализм, декларируют бесклассовое устройство общества, отказ от буржуазности, капитализма.

    274 Ирвинг В. Жизнь Магомета. М.,1991, с. 201.

    275 См.: Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982, с. 89.

    В одном из высказываний пророк заявил: «Мой народ никогда не примет ошибочного решения». Принцип народовластия, в целом присущий социалистическим движениям, характерен и для исламского социализма. В суннитском толке ислама признана в качестве религиозно-политического регулятора иджма (по-арабски — согласие). Причем в исламском социализме под иджмой подразумевается не столько единодушие богословов, сколько коллективную волю общины правоверных276.

    276 См.: Хайдар Л. Г. Источники международного нрава в доктрине и практике стран ислама . Автореф. канд. дис. М., 1996, с. 14— 15.

    Первоначально ареалом арабского социализма был Египет, возглавляемый Абделем Насером. Но впоследствии этот режим был потеснен правительством А. Садата, а новыми центрами арабского социализма стали Сирия, Ирак, Ливийская Джамахирия (джамахир — народные массы).

    Режим возглавляет общенациональный лидер, партия, которая пользуется более или менее искренней поддержкой мусульман. Они организуют, определяют «волю» общины. Идейно-религиозная аргументация имеет огромное значение для существующей власти. Исламские политические принципы составляют цементирующий фактор режима. Так, одним из первых мероприятий, предпринятых после государственного переворота в Ливии, было создание в 1971 г. комиссии по пересмотру правовой системы государства в соответствии с «основными принципами исламского шариата».

    Обычно в арабском социализме политика осуществляется с участием военных. Духовный лидер является одновременно военачальником. Совет революционного командования — высший орган государственной власти Ирака. Практикуются самые бескомпромиссные, военные методы подавления оппозиции — так называемые «демократические казни», когда высшие военно-партийные руководители лично участвуют в расстрелах врагов. Семейные отношения вытесняются отношениями верности режиму и дисциплиной — бывали случаи, когда казнь врага режима осуществляли его отец и братья. Видимо, тому есть причины. Молодая теократия вводит слишком много новых правил и не имеет тех связей с традициями, которые обеспечивают власть в других исламских режимах. Вооруженные силы важный фактор жизнесиособиости исламского социализма. В отрыве от военных З.А.Бхутто нe смог осуществить исламский социализм в Пакистане и стал жертвой генералов. Исламские социалисты в Индонезии также не удержали власть и были побеждены вооруженными силами.

    Арабский социализм находит поддержку в идеалах социальной справедливости, приблизительного имущественного равенства, трудовой собственности. Эта идея, как и народовластие, имеет прочные корни в исламском учении. Так, в XII в. Аль-Хабба — известный и до сих пор почитаемый в Северной Африке авторитет — утверждал, что «нет никого сильнее бедняков и никого ничтожнее богачей»277.

    277 Аргентов В.Л. Старина и новь Магриба. М., 1985, с. 45.

    На практике реализация исламской доктрины справедливости означает социализацию экономики, создание крупного государственного сектора, административное регулирование финансово-хозяйственной деятельности.

    Подобно любому тоталитарному режиму, арабский социализм не обходится без образа врага, борьба с которым объединяет общество и укрепляет власть. До настоящего времени врагом правоверных выступает прежде всего Запад. Империализм, США — это средоточие агрессии и безбожия.

    «все книги «к разделу «содержание Глав: 69 Главы: < 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. >

    Принципы и особенности теократических государств

    Меню
    Главная
    Авторизация/Регистрация
    Главная Право Теократическое и светское государство
    < Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

    «Теократия (греч.), буквально господство Бога: такое государственное устройство, при котором верховным правителем государства предполагается само Божество, изрекающее свою волю через посредничества особо к тому предназначенных лиц, т.е. жреческого сословия или духовенства…».

    Впервые термин теократия при описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении «Против Апиона» (94 г. н. э.) употребил Иосиф Флавий. Теократический характер еврейского государства, по мнению историка, заключался в том, что высший правитель в нем — бог, а важнейшими делами занимается духовенство, возглавляемое первосвященником.

    Отмеченные Флавием признаки теократии получили в общественных науках широкое признание, а ее первоначальное определение в различных модификациях и сегодня является общеупотребительным.

    Так, почти полностью воспроизводят флавиеву дефиницию теократии отечественные энциклопедические словари. Большая советская и историческая энциклопедии определяют теократию как форму государства, при которой политическая и духовная власть сосредоточена в руках церковной иерархии, управляющей государством, а высшая светская власть осуществляется главой духовенства. В политологическом энциклопедическом словаре под теократией понимается форма правления, характеризующаяся также наличием власти у духовенства или главы церкви.

    Историческое многообразие политического лидерства духовных лиц вызвало необходимость конкретизировать дефиницию теократии. В отдельных случаях ученые, принимая во внимание первенствующую роль в государстве священнослужителей, главным свойством теократии, которое отличает ее от иных политико-религиозных структур, считают специфическое положение главы теократической власти. Например, Макс Вебер, исходя из соотношения духовной и светской власти, выделял три типа государства. В иерократии, по мнению исследователя, священники обожествляют светскую власть, в цезаропапизме светский правитель становится во главе церкви, а в теократии, рассматриваемой социологом в качестве проявления иерократии, влиятельное положение духовенства закрепляется формально.

    Безусловно, совокупность таких критериев теократии, как государственная организованность, верховенство духовного лидера и выполнение церковной иерархией важных государственных функций, позволяет отграничить ее от негосударственных способов объединения людей и выделить среди прочих форм правления: монархии, аристократии, демократии и других. Однако при всем познавательном потенциале данные определения не дают адекватного представления о теократии, поскольку не учитывают ряд принципиальных положений онтологического и гносеологического свойства.

    Во-первых, в процессе исторического развития теократия принимала различные формы, в том числе и негосударственные. Поэтому нельзя согласиться с представителями традиционного понимания теократии, отождествляющими ее с формой правления, либо с формой государства в целом. Относимый всеми учеными к теократии Израиль времен Моисея, не являлся государством в собственном смысле слова, а был скорее протогосударством, т. е. союзом племен в стадии их перехода от родового строя к государственному. Иудейское государство возникает позднее, в период царствования Саула. Иными словами, теократия Моисея — это не форма государства, а определенный вид властеотношений родоплеменного общества на его переходном этапе к государству. Во-вторых, культурно- историческое многообразие религиозной жизни не позволяет при характеристике институтов власти в теократии использовать термины: церковная иерархия, священники, духовенство. Нельзя, например, говорить о наличии церкви и духовенства в конфуцианской цивилизации. Отсутствуют, как таковые, церковная иерархия и класс священников в суннитской и хариджитской ветвях ислама, а сословие духовенства появляется в мусульманской цивилизации позже возникновения теократического государства — Арабского халифата. Данное противоречие вынуждены признать и сторонники общеупотребительной дефиниции теократии. Так, Густав Меншинг писал: «Если под теократией понимать господство духовенства, то ислам не теократия, так как он не знает священников. Не имеет ислам и развитой церкви, из которой могла бы исходить власть. Тем не менее, теократическая форма власти представлена и в исламе, и в тибетском буддизме, и в средневековом христианстве». Из этого следует, что правление священников, духовенства, церковной иерархии — признак, который не может быть использован в определении теократии, поскольку выражает не общее в теократиях, а единичное, обусловленное особенностями отдельных религий, в основном иудейской и христианской.

    Наконец, традиционное определение теократии в методологическом плане выводится через диалектическую категорию «форма» и ориентирует таким образом на анализ внешних, видимых сторон боговластия, не учитывая его внутренние, сущностные аспекты. Познавательные возможности категории «форма» ограничиваются также характеристикой способа выражения, существования «содержания», что сужает изучение определяемого как «форма» явления рассмотрением одной доминирующей взаимозависимости и не способствует исследованию иных внешних и внутренних связей явления.

    Представляется, что наиболее глубокому и всестороннему исследованию феномена теократии способствует системный метод, позволяющий анализировать теократию как целостность, образованную взаимодействиями различных элементов. При таком подходе внимание в процессе познания акцентируется на многочисленных способах связи между элементами целостности, так как качественная специфика отношений внутри системы конституирует элементный состав и определяет ее главные свойства. Рассмотрение теократии как системы приводит к тому, что государство или родоплеменной союз считаются теократическими не столько вследствие того, что власть в них осуществляется религиозными лидерами или церковью, сколько в результате того, что внутри данных сообществ происходят теократические взаимодействия. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. М.: ИНТЕРСТИЛЬ, 2010. — С. 299

    Из всего выше перечисленного необходимо выделить следующее:

    Для теократических государств характерны следующие признаки:

    государственная власть принадлежит религиозной организации, которая имеет статус государственной религии;

    религиозные правовые нормы составляют основной источник государственного публичного законодательства;

    глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает по представлению государственных органов Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т. д. Послания Факиха имеет верховенство среди законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.

    участие религиозных организаций в деятельности государственных органов, оказание влияния на их деятельность. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеевва. М.: Закон и право, 2000. — С. 266.

    Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

    < Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
    Предметы
    Агропромышленность
    Банковское дело
    БЖД
    Бухучет и аудит
    География
    Документоведение
    Естествознание
    Журналистика
    Информатика
    История
    Культурология
    Литература
    Логика
    Логистика
    Маркетинг
    Математика, химия, физика
    Медицина
    Менеджмент
    Недвижимость
    Педагогика
    Политология
    Право
    Психология
    Религиоведение
    Социология
    Статистика
    Страховое дело
    Техника
    Товароведение
    Туризм
    Философия
    Финансы
    Экология
    Экономика
    Этика и эстетика
    Прочее

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *