Толкование на псалмы

Книга «Толкование на Псалмы. Святитель Афанасий Великий»

23 февраля 2015 г.

Аудио

По словам протоиерея Григория Разумовского, между всеми ветхозаветными книгами Священного Писания, боговдохновенными и полезными для научения, книга псалмов есть самая общеупотребительная у христиан, более других книг ими любимая и, можно точно сказать, что для всех необходимая. В книге псалмов измерена и описана вся жизнь человеческая, и душевные расположения и движения помыслов, — и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потому-то словами псалмов во все времена возносилась к Престолу Божию молитва верующих. Между тем, для многих читающих Псалтирь бывает зачастую непонятна, поэтому над ее толкованием во все времена трудились и святые отцы, и учители Церкви, и простые священнослужители. Именно результатом такого труда стала книга святителя Афанасия Великого — «Толкование на псалмы». Об этой книге — далее в нашей программе. ***

Святитель Афанасий Великий – один из святых Отцов Церкви, выдающийся богослов, всей своей подвижнической жизнью засвидетельствовал высокое значение своих сочинений. Они, по свидетельству святого Кирилла Александрийского, для современников были «как целительный бальзам, оживлявший вселенную», страдавшую многими недугами лжеучений. Как богомудрый муж, св. Афанасий часто и подолгу углублялся в тайны Божественного учения. И по мере требования обстоятельств он выражал свои чув­ствования и мысли в своих бессмертных творениях, на которых воспитались и все последующие вселенские великие учители. И сегодня, как и прежде, благочестивые читатели смогут найти в творениях святителя Афанасия Великого образцы глубокомыслен­ного толкования Священного Писания, и в частности Псалтири.

Кроме того, творения святителя служат и главным источником сведений о его жизни, о которой я вам сейчас вкратце расскажу. Родился святой Афанасий в Александрии около 297 года в христианской семье. С детства полюбив храм Божий, он и в играх со сверстниками копировал церковные службы. Детям из языческих семей он рассказывал о Спасителе и по их просьбе совершал над ними обряд крещения на берегу моря. Эти игры однажды увидел епископ Александрийский Александр, и убедившись в правильности совершаемого таинства, признал его действительным. Когда Афанасий достиг 21 года, свт. Александр рукоположил его в диакона Александрийской Церкви. В этом сане святой Афанасий сопровождал епископа Александра на Никейский Собор в 325 году, где выступал с опровержением ереси Ария. После смерти святителя Александра диакон Афанасий был избран его преемником и занимал епископскую кафедру в Александрии в течение 47 лет, из которых 15 провел в изгнании.

Так, в 335 году стараниями своих противников — ариан — святой Афанасий был низложен Тирским собором и осужден на изгнание в город Трир на далеком Западе. Но после смерти Константина I он возвратился из ссылки, однако ариане продолжали интриговать против него. Несколько лет спустя, пользуясь поддержкой императорских солдат, они насильно поставили архиепископом александрийским арианина Григория. Тогда Афанасий был вынужден бежать в Рим к архиепископу Юлию, благодаря которому учение святого было объявлено согласным с православными догматами на римском соборе 341 года. Св. Афанасию было разрешено вернуться в Александрию в качестве архиепископа — единственного в тот период православного епископа на всем Востоке. Своим личным авторитетом и сочинениями он завоевал любовь и уважение своей паствы, и влияние его было очень велико.

Однако в 350 году, когда арианин Констанций стал самодержавным монархом, арианство одержало победу как на Востоке, так и на Западе. В результате преследований свт. Афанасий вынужден был бежать в египетскую пустыню, где скрывался по монастырям в течение 6 лет. В этот период он написал «Житие святого Антония» и многие другие сочинения. В 361 году на престол взошел Юлиан Отступник — император, который обращал мало внимания на внутрихристианские распри, и при нем всему православному духовенству было разрешено вернуться из изгнания. Вернулся и святой Афанасий. Он ревностно принялся за восстановление Православия, чем вызвал раздражение Юлиана, и вновь был изгнан, на этот раз в Фиваидскую пустыню. После смерти Юлиана Афанасий вернулся в Александрию, однако в царствование Валента, симпатизировавшего арианам, неугомонный епископ был вынужден снова покинуть свой город, но на этот раз всего на несколько месяцев. После этого его уже больше не беспокоили до самой смерти, последовавшей в глубокой старости в 373 году.

По словам святителя Григория Богослова, «изучив все книги Ветхого и Нового Завета, как другой не изучал и одной», святой защитник веры обогатил «себя умозрительными сведениями» и «светлостью жизни». Он оставил огромное духовное наследие: многочисленные комментарии к Священному Писанию, аскетические наставления, слова и беседы, письма, апологетические и догматические сочинения. А классическим образцом святоотеческой экзегетики, позволяющим увидеть библейские тексты в их подлинном смысле и значении, является толкование святителя Афанасия на псалмы св. пророка и царя Давида. В «Послании к Маркеллину об истолковании псалмов» мы находим следующие слова святого отца о значении Псалтири.

«Всяко Писание, — говорит он, — т. е. и ветхозаветное и новозаветное, какое имеем мы у себя, по написанному, богодухновенно, и полезно есть ко учению (2 Тим. 3, 16). Книга же Псалмов для внимательных заключает в себе нечто достойное особенного примечания. Каждая книга выполняет собственное свое назначение; и излагаются например: в Пятокнижии — происхождение мира, деяния патриархов, исшествие израильтян из Египта, и чиноположение скинии и священства; в Троекнижии — разделение земли по жребиям, деяния Судей и родословие Давида; в книгах Царств и Паралипоменон — деяния Царей; в книге Ездры — окончание плена, возвращение народа и построение храма и города; книги пророческия, пророчествуя о пришествии Спасителя, заключают в себе напоминания о заповедях, укоризны преступающим их, также пророчества язычникам. Книга же Псалмов, подобно саду, заключая в себе насаждения всех других книг, с сладкопением передает излагаемое в них, и воспевая о том, показывает опять и свои особенности.

По словам святителя, в Псалтыри «описаны и изображены движения каждой души, изменения этих движений и направление их к лучшему, так что желающий может из этой книги, как с картины, заимствовать образец, ясно представить его в уме, и отпечатлеть себя самого в том виде, как в ней описано. В других книгах человек слышит только закон, предписывающий, что ему делать и чего не делать; или слышит пророчества, из которых узнает о пришествии Спасителя, и внимает повествованиям, из которых может узнать деяния царей и святых. В книге же Псалмов слушающий, как и сему научается, так уразумевает и изучает еще движения души своей, и смотря уже по тому, чем он страждет и чем одержим, может избрать в ней живописуемый словом образ, который научает, как должно говорить и действовать, чтобы уврачевать свою немощь».

Каждый псалом, по слову святителя, помогает христианину. «Если гоним ты своими и много возстающих на тебя, — учит он, — то говори третий псалом. Если же в такой скорби призвал ты Господа и, быв услышан Им, желаешь возблагодарить; то пой псалмы четвертый, семьдесят четвертый и сто четырнадцатый. Когда же видишь гордыню и умножающуюся злобу многих, видишь, что нет уже у людей ничего святаго; тогда прибегни ко Господу и читай псалом одиннадцатый. И если злоумышление врагов продолжается, — не упадай духом, как будто забыт ты Господом, но призови Господа, воспевая псалом двенадцатый. Когда же услышишь, что хулят иные Промысл; тогда не приобщайся к их нечестию, но, обратясь к Богу, произнеси псалмы тринадцатый и пятьдесят второй. И наконец, если желаешь узнать, каков должен быть гражданин Небеснаго Царствия; то пой псалом четырнадцатый». Этот список можно продолжать и дальше, однако мы предоставим нашим читателям самим познакомиться с толкованием святителя Афанасия на Псалмы святого пророка и царя Давида.

*** Псалмы составляли любимое чтение святителя Афанасия Великого. «По моему мнению, – говорит он, – в книге псалмов измерены и описаны словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения и движения помыслов, – и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние или исповедание, постигли ли кого скорбь или искушение, гоним ли кто, или избавился от злоумышлений, стал ли кто опечален или смущен, и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспеваюшим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа, — для всего этого имеет наставление в божественных псалмах». Этим поучением святителя Афанасия мы и завершим нашу программу.



В помощь читающему ПсалтирьСтрелов Владимир Сергеевич

Толкование псалмов

Отцы Церкви и церковные толкователи могут давать разные комментарии на одни и те же стихи псалма. Возьмем для примера Пс. 1:1:

Блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых, и на пути грешных не стоял, и в обществе губителей не сидел.

Свт. Афанасий Великий комментирует так:

«Давид полагает начало пророчеству о Христе. Который имел родиться от него. Посему, прежде всего ублажает уповающих на Него. Блаженными же называет тех, которые не ходили на совет нечестивых, не стояли на пути грешных, и не сидели на седалищи губителей. Ибо у иудеев три рода людей восстали против Спасителя: книжники, фарисеи и законники, и они справедливо названы нечестивыми, грешными и губителями. А путем наименована жизнь, потому что рождаемых приводит к концу».

Евфимий Зигабен комментирует так:

«Под советом понимается желание. Нечестивым называется атеист или язычник, а грешником, хотя и верующий, но ведущий беззаконную и развратную жизнь; губитель же есть тот, который не только сам грешит, но и других развращает и совращает своей болезнью. Можно и иначе: под советом понимается собрание их, под путем грешных – диавола, потому что не стоящий в диаволе приходит к Богу, Который сказал: «Я есмь путь» (Ин. 14:6), по которому проходят люди к добродетели. Под седалищем – учение лукавых».

Этот псалом поется на вечерне, постоянно напоминая нам о блаженстве, ожидающем праведника.

Наконец, один из отцов пустыни, Патермуфий, изъяснил это место своей жизнью. Он, будучи неграмотен, взялся учить псалтирь, и, услышав этот стих, на многие годы ушел в пустыню, на этих словах построил всю свою жизнь и просиял святостью.

Казалось бы, если есть такие замечательные комментарии и примеры, зачем самим пытаться истолковать священные тексты? Действительно, толкования Отцов Церкви навсегда останутся для нас образцами, на которых следует учиться. Но Бог не напрасно дал нам разум, и наша задача – не только повторить их комментарии, но и понять, что конкретный псалом значит лично для моей жизни. И здесь толкования Отцов могут быть нам лишь подспорьем, но не заменой собственного размышления, кстати, заповеданного в самом начале Псалтири:

В законе Господнем — воля его,

и закону Его он будет поучаться день и ночь

(говорится о праведнике в Пс. 1:2, ср. Пс. 76:13, 118:16, 117, Втор. 11:18-21)

Читая Псалмы, мы можем выделить в целом несколько уровней их понимания.

При первом, буквальном (или историческом) подходе, псалмы рассматриваются как фрагменты из жизни ветхозаветных праведников. Мы можем учиться у них библейскому видению мира, но также замечать и разницу между ветхозаветным и новозаветным Откровением. Правильнее начинать исследование псалма именно с понимания его буквального смысла, и только после переходить к другим видам толкования.

Возьмем для примера десятый псалом.

1 В конец. Псалом Давида.

На Господа уповаю,

как скажете душе моей: «улетай на горы, как птица?»

2 Ибо вот, грешники натянули лук, заготовили в колчан стрелы,

чтобы во мраке стрелять в правых сердцем,

3 И что Ты совершил, то они разрушили,

а праведник что сделал? (Когда разрушены основания, что сделает праведник? — СП)

4 Господь в храме святом Своем:

Господь — на небе престол Его,

очи Его взирают на нищего.

зеницы Его испытывают сынов человеческих.

5 Господь испытывает праведного и нечестивого,

а любящий неправду ненавидит свою душу.

6 Низведет Он на грешников сети:

огонь, и сера, и дух бурный — их доля (из) чаши.

7 Ибо праведен Господь и правду возлюбил,

правоту видит лице Его (лице Его видит праведника – СП).

Упоминание гор в первом стихе позволяет соотнести этот псалом с событиями, описанными в 1 Цар. 23:14 (по ссылке Брюссельской Библии). Тогда ситуация, описанная в псалме, выглядит приблизительно так: Давид, будучи помазан на царство и занимая видное место при дворе, служа Богу и царю верой и правдой, оказался в немилости у Саула, который ищет, как бы погубить его хитростью. Давиду приходится бежать в горы, чтобы не быть пораженным в пустыне.

Этот псалом можно анализировать последовательно, тогда первая половина псалма представляет собой вопрошание: «Господи, что же делать?», а вторая – ответ Бога, почему так происходит и чем это закончится. Однако, если заметить здесь хиазм, то весь псалом можно прочесть от центра к краям, и он предстанет нам в следующем виде:

4 Бог испытывает каждого человека и заботится о каждом (В храме ощущается Его присутствие; но Его владычество – больше, над всей землей, Он внимателен к тем, до кого нет дела. Он испытывает человека. Как поведет себя человек?)

3-5 Нечестивый, разрушающий дело Божье, сам готовит себе погибель (Грешники уже погубили основания, что теперь делать Помазаннику? Но любящие неправду ненавидят свою душу – сами себе готовят погибель, ведь Господь смотрит)

2-6 Нечестивые, какие бы козни ни строили, пропадут (Грешники готовы погубить Давида, воспользовавшись внезапностью, но как Содому и Гоморре – также плохо будет нечестивому),

1-7 Хоть иногда и кажется, что лучше исчезнуть, надежда праведного воплотится, и он предстанет пред Господом (Ближние советуют Давиду улетать как воробью, прятаться в горах. Давид надеется на помощь от Господа. Ибо Господь праведен и любит правду, праведник не погибнет, но будет стоять пред лицем Божиим).

Детали также не должны ускользать от нашего внимания. «Мрак», упомянутый во втором стихе – это образ чего: неожиданной засады, неблагоприятного времени, или помраченного сознания грешников? И можно ли попасть в человека, если целиться в него во мраке? «Основания» – это закон Божий, который попрали грешники, основание власти Давида (его помазание на царство), или же в принципе дело Божье, в котором участвует праведник? Если последнее, то интересно, что, хотя оно может быть полностью разрушено, нигде не сказано, что сам он потерпит вред; напротив, он узрит Господа.

Уловив буквальный смысл, можно переходить ко второму уровню понимания текста псалма, т.е. спросить себя, что для нас значит этот псалом. Ведь и нас таким образом испытывает Господь, и у нас есть дела, которые, как кажется, благоугодны Богу, но, только начни их делать, и появляются препятствия, люди «ставят палки в колеса». А когда все рушится, хочется просто убежать. Здесь можно обратить внимание на стих 3: Когда основания разрушены, что сделает праведник? (СП) Иными словами, впадем ли мы в уныние, будем ли винить других в своих бедах, озлобимся ли, или будем надеяться и стараться исправить ситуацию?

Здесь можно умеренно использовать то, что отцы называют «духовным смыслом». Например, одной девушке оказалось близким следующее аллегорическое толкование. Вначале все мы представляем собой праведников: это основание, данное нам Богом, благочестием родителей. Разрушенное основание – это жизнь без Бога, в которую она уклонилась из-за того, что подпала влиянию грешников (бесов и людей, действующих по их наущению). Она сама несет на себе последствия этого: огонь и сера – это слезы и горечь уныния, дух бурен – расшатанная нервная система. Но этот псалом стал для нее вестником надежды: осознав себя нищей, она обращается к Богу за вразумлением и надеется вновь увидеть Его. Некоторым покажется такое прочтение несколько искусственным, но для этой девушки псалом показался пророческим ответом от Бога на ее проблемы.

Следующий уровень прочтения открывается тогда, когда мы прозреваем в тексте внутреннюю связь с жизнью Господа нашего Иисуса Христа. Любой текст Библии косвенным образом говорит о Нем, но в Псалмах это бывает наиболее очевидно (ярким пророчеством звучат, к примеру, стихи 21 псалма).

Указания на Господа в разбираемом нами псалме можно усмотреть в следующих местах:

Ст. 2 — самое большое зло, предание Христа на смерть, также было осуществлено ночью (Лк. 22:53),

Ст. 3 — во Христе не было найдено никакой вины (Лк. 23:22)

Ст. 4 — Он был выставлен в нищенском образе, но Бог не оставил Его (Ис. 53 гл., Флп. 2:7)

Ст. 6 — Ему надлежало испить чашу гнева за грехи людей (Ин. 18:11, Мк. 14:36).

Конечно, не обязательно и не сразу наше толкование будет таким стройным. Зачастую, читая Писание в группе Евангельских бесед, мы не следуем такой последовательности толкования, предпочитая ей живое обсуждение того, что непосредственно открылось.

После того, как псалом прочитан и разобран на трех уровнях – буквально-историческом, личном, и как пророчество, – можно обратиться к отдельным темам этого псалма, и посмотреть, как они раскрываются в Священном Писании (с помощью поиска по Библии или по словарю), в творениях Святых отцов, богослужении и жизнеописаниях святых. Здесь такими темами могут стать:

? Нищий,

? Праведники и грешники (нечестивые),

? Испытание (искушение) и попечение Бога о человеке,

? Правда (справедливость) Божья и Суд Божий,

? Чаша (гнева),

? Упование на Бога,

? Храм (Скиния, Святилище) и Престол,

? Видение Бога (сейчас и в конце времен).

В приложении мы приводим замечательный комментарий святителя Иоанна Златоуста на десятый псалом. Как можно заметить, святитель широко пользуется доступными ему переводами, приводит цитаты из параллельных мест Библии, старается сначала выяснить буквальный смысл псалма, и только после переходит к нравственной проповеди.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Ночные часы и чин 12 псалмов Дальнейшее развитие повечерия, в котором оно получило, кроме наметившихся уже здесь двух частей, и третью, и обогатило заключительную свою часть, обусловливалось с одной стороны слиянием его с песненным чином великой панихиды, но особенно

Чин 12 псалмов и пения Псалтири На основе этих правил появляется в памятниках IX и следующих веков особый «Чин 12 псалмов» , а также приспособление Псалтири к келейному употреблению чрез прибавление к кафисмам особых последований из покаянных тропарей и молитв.

Чин пения хвалитных псалмов Чин пения хвалитных псалмов подробно изложен в Ирмологии и Псалтири следованной; в Типиконе же, в настоящем месте, кратко сказано: «на хвалитех Всякое дыхание на глас дне». Это, как видно из поименованного подробного чина пения этих псалмов,

Содержание изобразительных псалмов «Изобразительными» (??????) называются псалмы 102 и 145 не потому, как ранее думали, что они изображают блага искупления, а, должно быть, потому, что в составе литургии эта только часть подлежит регламентации Типикона, устава, может принимать

Псалтирь как книга псалмов Вероятно, Псалтирь следует рассматривать как собрание отдельных книг.1) Очевидно, что Псалтирь изначально подразделялась на различные по своему содержанию группы псалмов, напр.: Пс. 92 — 99 (прославление Царства Яхве); Пс. 112–117 (гимны спасению); Пс.

Типы псалмов Можно сгруппировать псалмы в семь разных категорий. Хотя эти категории некоторым образом взаимопроникающие или имеют подгруппы, они прекрасно классифицируют псалмы и этим направляют читателя к верному использованию их. Плач (стенания) Плач составляет

Из книги Псалмов Вступление переводчика А. Э. Графова Наша речь и весь (остающийся) культурный контент нашей жизни в огромной мере сотканы из Библии. Не только в моральном плане (это особая тема), но и лингвистически. Мы говорим словами Библии, сами того не замечая (как

§14 Виды псалмов Попытки связать каждый псалом с тем или иным событием ветхозаветной истории удавались далеко не всегда. Поэтому экзегеты обычно предпочитают рассматривать группы псалмов, связанных между собой особенностями темы и жанра. У нас начало этому методу было

Типы псалмов В каждом введении в Псалтирь предпринимается своя попытка составить рубрикацию псалмов. Как правило, читать такие списки довольно скучно, но для того, кто хотел бы молиться по Псалтири, такие списки подскажут, какой псалом будет созвучен нашему духу в той или

Молитвы из псалмов 1. Молитва о неотступной помощи БожиейНе остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене: вонми в помощь мою, Господи спасения моего (Пс 37:22–23).2. Молитва в скорбиТы ecu прибежище мое, от скорби, обдержащия мя. Радосте моя, избави мя от обышедших мя (Пс

Чин пения двенадцати псалмов Как пели их преподобные отцы-пустынники днём и ночью, о чём вспоминается в книгах отеческих и в житиях и мучениях святых многих.Этот чин принёс со Святой горы преподобный Досифей, архимандрит Киево-Печерский.Священник: Благословен Бог

О надписании псалмов

Глава 12. (После удаления от зла ублажается познание добра, а также толкование псалмов 47:48) Но как кончился первый отдел восхождения посредством псалмов; в сороковом псалме снова делается повторение о блаженстве, и псаломское слово иначе, нежели в начале, определяет нам

Глава 13. (Толкование 51, 52, 53, 54 псалмов) Излишним было бы делом подробно писать о содержащемся в псалмопении, разбирая с точностью каждое выражение; ибо желающий с великим удобством может из сказанного уразуметь и не объясненное; почему, думаю, не должно речи придавать

4.1. Свидетельства псалмов Представители сект, считающих душу смертной, приводят в доказательство своей правоты несколько текстов Псалтири. «Первое, наиболее часто употребляемое ими место, следующее: «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут

ПРЕЛОЖЕНИЯ ПСАЛМОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *