Тронский история античной литературы

Содержание

Тахо-Годи А.А. (ред.) Античная литература

  • Войти через:
  • vk.com
  • fb.com
  • ok.ru
  • google.com
  • mail.ru
  • yandex.ru
  • Файл формата pdf
  • размером 9,18 МБ
  • Добавлен пользователем seasea 01.02.2017 19:03
  • Отредактирован 01.02.2017 19:28

Учебник. – Сост. А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А.А. Тахо-Годи и др. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.Первая часть книги содержит материалы по истории греческой литературы начиная с фольклора и включая эпоху эллинизма. Рассматривается творчество Гомера, Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, полно представлена лирика. проза V-IV вв. до н.э. Вторая часть учебника посвящена римской литературе. При обзоре раннего периода римской литературы подробно рассматривается творчество Плавта и Теренция. Литература периода войн и конца республики представлена творчеством Цицерона, Лукреция и Катулла. При рассмотрении эпохи принципата и империи основное внимание уделено Вергилию, Горацию, Овидию. Литература I в. н.э. позднее представлена творчеством Сенеки, Петрония, Ювенала, Марциала.
Учебник снабжен обширной библиографией и указателем.Введение.
Греция:
Мифология.
Догомеровская поэзия.
Гомеровский эпос.
Гесиод.
Классическая лирика. Элегия и ямб 7-6 вв. до н.э.
Классическая лирика. Мелос 7-6 вв. до н.э.
Классическая лирика. Мелос 6-5 вв. до н.э.
Социально-историческое значение классической лирики и переход от лирики к драме.
Происхождение драмы.
Эсхил.
Софокл.
Еврипид.
Происхождение и развитие комедии до Аристофана.
Аристофан.
Зарождение литературной прозы.
Проза 5-4 вв до н.э.
Эллинизм.
Новоаттическая комедия. Менандр.
Феокрит из Сиракуз.
Каллимах.
Аполлоний Родосский.
Риторика и учение о стиле.
Плутарх.
Лукиан из Самосаты.
Греческий роман.
Рим:
Введение.
Архаическая пора доклассического периода.
Зрелая пора доклассического периода.
Плавт.
Теренций.
Конец доклассического и начало классического периода. Время кризиса и гибели республики.
Цицерон.
Лукреций.
Лирическая и лиро-эпическая поэзия.
Общий обзор классической литературы периода принципата.
Вергилий.
Гораций.
Тибулл и Проперций.
Овидий.
Историография 1 в. до н.э.
Послеклассическая литература. Ранняя Римская империя.
Псолеклассическая литература. Поздняя Римская империя.
Общее заключение к истории античной литературы.
Библиография.
Указатель имен.
Предметный указатель.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
  • Регистрация
  • Узнайте сколько стоит уникальная работа конкретно по Вашей теме:
  • Сколько стоит заказать работу?

Античная литература

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Манускрипт «Эклог» Вергилия (5 век) Греческий поэт Софокл

Античная литература (от лат. Antiquus — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Её письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

Общие сведения

Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы. Античная культура стала основой всей западной цивилизации и искусства.

Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет своё базовое значение поныне.

Эстетика античной литературы

Мифологичность

Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей своё начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие её от современного искусства.

Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности вплоть до времен её упадка.

Публичность

Античной литературе присущи публичные формы существования. Её наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература» к ней применяется с определённым элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.

Музыкальность

Античная литература была тесно связана с музыкой, что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно ещё и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщённых фрагментов. Представление о поздней античной музыке может дать григорианский хорал (пение).

Стихотворная форма

Определённой связью с магией можно объяснить чрезвычайную распространённость стихотворной формы, которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвёл традиционный неторопливый размер гекзаметр, большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман» как образец прозаического жанра.

Традиционность

Традиционность античной литературы была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъёма VI — V века до н. э. В другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос, созданный как развёрнутая идеализация «героических» времён), а эпоха крупных государств — по полисным временам (отсюда — идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия, идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в период Империи).

Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путём предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер — для эпоса, Архилох — для ямба, Пиндар или Анакреонт — для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид — для трагедии т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.

Жанровость

Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Жанры были чёткими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.

Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.

Особенности стиля

Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким — высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т. п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.

Мировоззренческие особенности

Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством, без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга. Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий — вполне серьёзный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения (катарсиса по Аристотелю) человека.

Идейное наполнение и ценности

Античный гуманизм

Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространённые во времена самой античности, они полтора тысячелетия претерпевали гонения в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего, идеал активного, деятельного, влюблённого в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле.

Возвышение земной красоты

Греки разработали понятие об облагораживающей роли красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса. Согласно материальной природе Вселенной они и красоту понимали телесно и находили её в природе, в человеческом теле — внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали её в искусстве слова и музыке, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту морального человека, которого рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства.

Философия

Греки создали основные понятия европейской философии, в частности начала философии идеализма, а саму философию понимали как путь к персональному духовному и физическому совершенствованию. Римляне разработали идеал государства, приближенному к современному, основные постулаты права, которые сохраняют свою силу и поныне. Греки и римляне открыли и апробировали в политической жизни принципы демократии, республики, сформировали идеал свободного и самоотверженного гражданина.

После упадка античности установленная ею ценность земной жизни, человека и телесной красоты потеряла своё значение на многие века. В эпоху Возрождения они, в синтезе с христианской духовностью, стали основой новой европейской культуры.

С тех пор античная тема никогда не оставляла европейское искусство, приобретя, безусловно, новое понимание и значение.

Этапы античной литературы

Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе

Античная литература пережила пять этапов.

Древнегреческая литература

Основная статья: Древнегреческая литература

Архаика

Период архаики, или дописьменный период, увенчивается появлением «Илиады» и «Одиссеи» Гомера (8 — 7 век до н. э.). Развитие литературы в это время сосредоточено на ионийском побережье Малой Азии.

Классика

Начальный этап периода классики — ранняя классика характеризуется расцветом лирической поэзии (Феогнид, Архилох, Солон, Семонид, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Алкман, Пиндар, Вакхилид), центром которой становятся острова ионийской Греции (7 — 6 век до н. э.).

Высокая классика представлена жанрами трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедии (Аристофан), а также нелитературной прозой (историография — Геродот, Фукидид, Ксенофонт; философия — Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель; красноречие — Демосфен, Лисий, Исократ). Её центром становятся Афины, что связано с подъёмом города после славных побед в греко-персидских войнах. Классические произведения греческой литературы созданы на аттическом диалекте (5 век до н. э.).

Поздняя классика представлена произведениями философии, историософии, театр же теряет своё значение после поражения Афин в Пелопоннесской войне со Спартой (4 века до н. э.).

Эллинизм

Начало этого культурно-исторического периода связано с деятельностью Александра Македонского. В греческой литературе происходит процесс кардинального обновления жанров, тематики и стилистики, в частности возникает жанр прозаического романа. Афины в это время теряют культурную гегемонию, возникают новые многочисленные центры эллинистической культуры, в том числе на территории Северной Африки (3 век до н. э. — 1 век н. э.). Этот период отмечен школой александрийской лирики (Каллимах из Кирены, Феокрит, Аполлоний Родосский) и творчеством Менандра.

Древнеримская литература

Основная статья: Древнеримская литература

Эпоха Рима

В этот период на арену литературного развития выходит молодой Рим. В его литературе выделяют:

  • этап республики, который завершается в годы гражданских войн (3 — 1 век до н. э.), когда творили Плутарх, Лукиан и Лонг в Греции, Плавт, Теренций, Катулл и Цицерон в Риме;
  • «Золотой век» или период императора Августа, обозначенный именами Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла, Проперция (1 век до н. э. — 1 век н. э.)
  • литературу поздней античности (1 — 3 века), представленную Сенекой, Петронием, Федром, Луканом, Марциалом, Ювеналом, Апулеем.

Переход к средневековью

В эти века происходит постепенный переход к средневековью. Евангелия, созданные в 1 веке, знаменуют полный мировоззренческий перелом, предвестник качественно нового мироощущения и культуры. В последующие века латинский язык остается языком церкви. На варварских землях, принадлежавших Западной Римской империи, латинский язык существенно влияет на формирование молодых национальных языков: так называемых романских — итальянского, французского, испанского, румынского и др. и значительно в меньшей степени на формирование германских — английского, немецкого и др., которые наследуют от латинского написания букв (латиницу). На этих землях распространяется влияние римско-католической церкви.

Античность и Россия

Славянские земли оказались преимущественно под культурным влиянием Византии (унаследовавшая земли Восточной Римской империи), в частности переняли у неё православное христианство и написание букв в соответствии с греческим алфавитом. Антагонизм между Византией и молодыми варварскими государствами латинского происхождения перешёл в средние века, обусловив неповторимость дальнейшего культурно-исторического развития двух ареалов: западного и восточного.

См. также

  • Античная историография
  • История литературы
  • Древнегреческая литература
  • Древнеримская литература
  • Античная культура
  • Античная эстетика
  • Античная философия
  • Книжные утраты в Поздней Античности и «тёмных веках»

Литература

В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Использованная литература

  • Гаспаров М. Л. Литература европейской античности: Введение / / История мировой литературы в 9 томах: Том 1. — М.: Наука, 1983. — 584 с. — С.: 303—311.
  • Шалагинов Б. Б. Зарубежная литература от античности до начала XIX века. — М.: Академия, 2004. — 360 с. — С.: 12-16.

Рекомендуемая литература

  • Античная литература / Под редакцией А. А. Тахо-Годи. — М., 1976.
  • Античная литература: Справочник / Под редакцией С. В. Семчинского. — М., 1993.
  • Античная литература: Хрестоматия / Составитель А. И. Белецкий. — М., 1936; 1968.
  • Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. — М., 1967.
  • Парандовский Я. Мифология / Перевод с польского. — М., 1977.
  • Пащенко В. И., Пащенко Н. И. Античная литература. — М.: Просвещение, 2001. — 718 с.
  • Подлесная Г. Н. Мир античной литературы. — М., 1992.
  • Словарь античной мифологии / Составители И. Я. Козовик, А. Д. Пономарев. — М., 1989.
  • Содомора А. Живая античность. — М., 1983.
  • Тронский И. М. История античной литературы. — М., 1959.

Ссылки

  • Тронский И. М. История античной литературы
  • Лосев А. Ф. Античная литература
  • Александр Иванович Белецкий «Античные литературы»

Античная литература в русских переводах в Интернете

  • Античная литература на сайте История Древнего Рима
  • Источники на сайте Συμπόσιον
  • Библиотека источников на сайте XLegio
  • Сайт Девять лириков
  • Античная литература в Библиотека Annales
  • Античная литература, поэзия и философия в Библиотеке Мошкова

Скрытая категория:

  • Википедия:Статьи без сносок

Выбери любимый жанр

  • 1/4
  • Следующая
  • Илиада. Одиссея

    Дата поступления2015-03-16

    Авторы: Гомер
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • Флориды

    Дата поступления2015-03-22

    Авторы: Апулей Луций
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • Метаморфозы, или Золотой осел

    Дата поступления2015-03-22

    Авторы: Апулей Луций
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • Жизнеописание Софокла

    Дата поступления2015-04-02

    Авторы: Автор неизвестен
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • Записки о галльской войне

    Дата поступления2015-04-05

    Авторы: Цезарь Гай Юлий
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • Записки Юлия Цезаря и его продолжателей

    Дата поступления2015-04-05

    Авторы: Цезарь Гай Юлий
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • Эфиопика

    Дата поступления2015-04-09

    Авторы: Гелиодор
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • Башмачник

    Дата поступления2015-04-13

    Авторы: Герод
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • Ревнивица

    Дата поступления2015-04-13

    Авторы: Герод
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • Сон

    Дата поступления2015-04-13

    Авторы: Герод
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • Сваха или сводня

    Дата поступления2015-04-13

    Авторы: Герод
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • Сводник

    Дата поступления2015-04-13

    Авторы: Герод
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • Учитель

    Дата поступления2015-04-13

    Авторы: Герод
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • Жертвоприношение Асклепию

    Дата поступления2015-04-13

    Авторы: Герод
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • История императорской власти после Марка

    Дата поступления2015-04-13

    Авторы: Геродиан
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • Метаморфозы

    Дата поступления2015-04-30

    Авторы: Назон Публий Овидий
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • Элегии и малые поэмы

    Дата поступления2015-04-30

    Авторы: Назон Публий Овидий
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • Древние обычаи спартанцев

    Дата поступления2015-05-05

    Авторы: «Плутарх»
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • Буколики. Георгики. Энеида

    Дата поступления2015-05-20

    Авторы: Вергилий Марон Публий
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • Апология Сократа

    Дата поступления2015-06-12

    Авторы: Аристокл «Платон»
    Жанр: Античная литература
    О книге Читать

  • 1/4
  • Следующая

Тронский История Античной Литературы

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл:.pdf Скачиваний: 3477 Добавлен: 06.06.2015 Размер: 3.84 Mб ☆ Стр 1 из 50 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 > >>

Иосиф Моисеевич Тронский

История античной литературы

Ленинград, Государственное учебно-педагогическоеиздательство Министерства Просвещения РСФСР, 1946.

Допущено Министерством высшего образования СССР в качестве учебника для филологических факультетов университетов и педагогических институтов

Предметом курса античной литературы является литература грекоримского периода. Историческое значение античной литературы, ее роль в мировом литературном процессе заключается не только в том, что в ней «возникли» многие жанры, но и в неоднократном возвращении европейской литературы к античности, как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы их художественной обработки.

Источниковедческая работа над памятниками античной письменности, их издание и комментирование, исправление и дополнение искаженных переписчиками или поврежденных текстов, собирание и упорядочение фрагментов, разбор подлинности памятников и достоверности свидетельств – все это составляет содержание специальной научной дисциплины – античной филологии.

ВВЕДЕНИЕ

1.Историческое значение античной литературы

2.Понятие об античном обществе

3.Источники изучения античной литературы

ЧАСТЬ 1. ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Раздел I. АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Глава I. Долитературный период

1.Греческий фольклор

2.Крито-микенскаяэпоха

Глава II. Древнейшие литературные памятники

1.Гомеровский эпос

1)Сказание о Троянской войне

2)»Илиада»

3)»Одиссея»

4)Время и место создания гомеровских поэм

5)Аэды и рапсоды. Гексаметр

6)Гомеровский вопрос

7)Гомеровское искусство

2.Гесиод

Глава III. Развитие греческой литературы в период становления классового общества и государства

1.Греческое общество и культура VII – VI вв.

2.Послегомеровский эпос

3.Лирика

1)Виды греческой лирики

2)Элегия и ямб

3)Монодическая лирика

4)Хоровая лирика

4.Зарождение литературной прозы

Раздел II. АТТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Глава I. Греческое общество и культура V – IV вв.

1.Расцвет и кризис афинской демократии (V в.)

2.Распад полисной системы (IV в.)

Глава II. Развитие драмы

1.Обрядовые истоки греческой драмы

2.Трагедия

1)Происхождение и структура аттической трагедии

2)Афинский театр

3)Эсхил

4)Софокл

5)Эврипид

3.Комедия

1)Фольклорные основы комедии

2)Сицилийская комедия. Эпихарм

3)Древняя аттическая комедия

4)Аристофан

5)Средняя комедия

Глава III. Проза V – IV вв

1.Историография

2.Красноречие

3.Философский диалог. Теория поэзии

Раздел III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ И РИМСКИЙ ПЕРИОДЫ ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Глава I. Эллинистическое общество и его культура

Глава II. Новоаттическая комедия

Глава III. Александрийская поэзия

Глава IV. Эллинистическая проза

Глава V. Греческая литература периода Римской империи

1.Греция под римским владычеством

2.Аттикизм

3.Плутарх

4.Красноречие. Вторая софистика

5.Лукиан

6.Повествовательная проза. Роман

7.Поэзия

ЧАСТЬ II. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Раздел IV. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ

Глава I. Введение

1. Историческое значение римской литературы

2.Периодизация римской литературы Глава II. Долитературный период

Глава III. Первый век римской литературы

1.Римское общество и культура III в. и первой половины II в. до н. э.

2.Первые поэты

3.Плавт

4.Энний и его школа. Теренций

5.Театральное дело в Риме

6.Проза. Катон

Глава IV. Литература последнего века республики

1.Римское общество и культура последнего века республики

2.Литература на рубеже II и I вв. до н. э.

3.Цицерон

4.Оппозиции против цицеронианизма. Римская историография времени конца республики

5.Лукреций

6.Александринизм в римской поэзии. Катулл

Раздел V. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ

Глава I. Римская литература времени перехода к империи («век Августа»)

1.Римское общество и культура «века Августа»

2.Вергилий

3.Гораций

4.Римская элегия

5.Тибулл

6.Пропeрций

7.Овидий

8.Тит Ливий

Глава II. Серебряный век римской литературы 1. Римское общество и культура I в. н. э.

2.»Новый» стиль. Сeнека

3.Поэзия времени Нерона

4.Петроний

5.Федр

6.Реакция против «нового» стиля. Стаций

7.Марциал

8.Плиний Младший

9.Ювенал

10.Тацит

Глава III. Позднейшая римская литература

1.Второй век нашей эры

2.Третий – шестой века нашей эры

Переводы Важнейшие пособия

ВВЕДЕНИЕ 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Предметом курса античной литературы является литература грекоримского рабовладельческого общества. Этим определяются хронологические и территориальные рамки, отделяющие античную литературу от художественного творчества доклассового общества, с одной стороны, от литературы Средних веков, – с другой, а также от прочих литератур древнего мира, каковыми являются литературы древнего Востока. Особое выделение греко-римскойантичности, как специфического единства, отличного от других древних обществ, не является произвольным; свое полное научное обоснование оно получило в учении Маркса и Энгельса об «античном обществе», как особой ступени развития в истории человечества. Что же касается терминов «античность», «античный», происходящих от латинского слова antiquus – «древний», то их исключительное применение кгреко-римскомуобществу и его культуре условно и может быть признано справедливым лишь сограниченно-«европейской»точки зрения. Действительно,греко-римскаяцивилизация является древнейшей цивилизацией Европы, но развилась она значительно позже, чем цивилизация Востока. Это же соотношение имеет место и в области литературы: литература Египта, Вавилонии или Китая гораздо «древнее», чем «античная»,греко-римскаялитература. Ограничительное употребление терминов «античность», «античный» установилось у народов Европы в силу того, чтогреко-римскоеобщество было единственным древним обществом, с которым они были связаны непосредственной культурной преемственностью; мы продолжаем пользоваться этими установившимися терминами как краткими обозначениями социального и культурного единствагреко-римскогорабовладельческого общества.

Античная литература, литература древних греков и римлян, также представляет собою специфическое единство, образуя особую ступень в

развитии мировой литературы. При этом римская литература начала развиваться значительно позже греческой. Она не только чрезвычайно близка к греческой литературе по своему типу (это вполне естественно, поскольку однотипными были и те два общества, которые породили эти литературы), но и связана с нею преемственно, создавалась на ее основе, используя ее опыт и ее достижения. Греческая литература – древнейшая из литератур Европы и единственная развивавшаяся вполне самостоятельно, не опираясь непосредственно на опыт других литератур. С более древними литературами Востока греки стали ближе знакомы лишь тогда, когда расцвет их собственной литературы лежал уже далеко позади. Это не значит, что восточные элементы не проникали и в более раннюю греческую литературу, но они проникали устным, «фольклорным» путем; греческий фольклор, как фольклор всякого народа, обогащался от соприкосновения с фольклором соседей, но греческая литература, вырастая на почве этого обогащенного фольклора, создавалась уже без непосредственного воздействия литератур Востока. А по своему богатству и разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила восточные литературы.

В греческой и родственной ей римской литературе уже имелись налицо почти все европейские жанры; большая часть их и поныне сохранила свои античные, главным образом греческие названия: эпическая поэма и идиллия, трагедия и комедия, ода, элегия, сатира (латинское слово) и эпиграмма, различные виды исторического повествования и ораторской речи, диалог и литературное письмо, – все это жанры, которые успели достигнуть значительного развития в античной литературе; в ней представлены и такие жанры, как новелла и роман, хотя и в менее развитых, более зачаточных формах. Античность положила также начало теории стиля и художественной литературы («реторика» и «поэтика»).

Историческое значение античной литературы, ее роль в мировом литературном процессе заключаются, однако, не только в том, что в ней «возникли» и от нее ведут свое начало многие жанры, подвергавшиеся впоследствии значительным трансформациям в связи с потребностями позднейшего искусства; гораздо существеннее неоднократные возвращения европейской литературы к античности, как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы их художественной обработки. Творческое соприкосновение средневековой и новой Европы с античной литературой, вообще говоря, никогда не прекращалось, оно имеется даже в принципиально враждебной античному «язычеству» церковной литературе средних веков как в западноевропейской, так и в византийской, которые сами в значительной мере выросли из поздних форм греческой и римской литературы; следует, однако, отметить три периода в истории европейской культуры, когда это соприкосновение было особенно значительным, когда ориентация на античность являлась как бы знаменем для ведущего литературного направления.

1. Это, во-первых,– эпоха Возрождения («Ренессанс»), противопоставившая богословскому и аскетическому мировоззрению

Средних веков новое, посюстороннее «гуманистическое» мировоззрение, утверждающее земную жизнь и земного человека. Стремление к полному и всестороннему развитию человеческой природы, уважение к индивидуальности, живой интерес к реальному миру – существеннейшие моменты этого идеологического движения, освобождавшего мысли и чувства от церковной опеки. В античной культуре гуманисты находили идеологические формулы для своих исканий и идеалов, свободу мысли и независимость морали, людей с резко выраженной индивидуальностью и художественные образы для ее воплощения. Все гуманистическое движение проходило под лозунгом «возрождения» античности; гуманисты усиленно собирали списки с произведений античных авторов, хранившиеся в средневековых монастырях, и издавали античные тексты. Еще предшественница Ренессанса, поэзия провансальских трубадуров XI – XIII вв. «воскресила даже среди глубочайшего средневековья отблеск древнего эллинства».

Зародившись в Италии в XIV в., гуманистическое движение приобрело общеевропейское значение со второй половины XV в. «В спасенных при гибели Византии рукописях, – пишет Энгельс в старом введении к «Диалектике природы», – в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед… светлыми образами ее исчезли призраки средневековья; в Италии достигло неслыханного расцвета искусство, которое явилось точно отблеск классической древности и которое в дальнейшем никогда уже не подымалось до такой высоты. В Италии, Фракции, Германии возникла новая, первая современная литература; Англия и Испания пережили вскоре затем свою классическую литературную эпоху». Эта «первая современная литература» Европы создавалась в непосредственном общении с античной литературой, преимущественно с позднегреческой и с римской; одно время (XV – XVI вв.) гуманисты культивировали поэзию и красноречие на латинском языке, стараясь воспроизводить античные стилевые формы(«ново-латинская»литература в отличие от средневековой литературы на латинском языке).

2. Другой эпохой, для которой ориентация на античность являлась литературным лозунгом, был период классицизма XVII – XVIII вв., ведущего течения в литературе этого времени. Представители классицизма обращали преимущественное внимание уже не на те стороны античной литературы, которые были близки по духу эпохе Возрождения. Классицизм стремился к обобщенным образам, к строгим незыблемым «правилам», которым должна быть подчинена композиция каждого художественного произведения. Писатели этого времени искали в античной литературе и в античной литературной теории (особым вниманием пользовалась здесь «Поэтика» Аристотеля) таких моментов, которые были бы родственны их собственным литературным задачам, и старались извлечь оттуда соответствующие «правила», не останавливаясь зачастую и перед насильственным истолкованием античности. К числу таких «правил», насильственно

приписанных античности теоретиками классицизма, относится и знаменитый «закон трех единств» в драме, единства места, времени и действия. Рассматривая свои «правила», как вечные нормы истинно-художественнойлитературы, классицисты ставили своей задачей не только «подражать» древним, но и соревноваться с ними, для того чтобы превзойти их в следовании этим «правилам». При этом классицизм, как и Ренессанс, опирался главным образом на позднегреческую и римскую литературу. Произведения более ранних периодов греческой литературы, например гомеровские поэмы. казались недостаточно утонченными для придворного вкуса абсолютной монархии; нормативной эпической поэмой считалась «Энеида» Вергилия. Наибольшего расцвета классицизм достиг во французской литературе XVII в. Его главным теоретиком и законодателем был Буало, автор поэмы «Поэтическое искусство» (L’art poetique, 1674 г.).

РАЗДЕЛ I. АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛАВА I. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРИОД 1. Греческий фольклор

Древнейшими письменными памятниками греческой литературы являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписывающиеся Гомеру (стр. 30). Эти большие эпопеи с развитым искусством-повествования,с установившимися уже приемами эпического стиля должны рассматриваться как результат длительного развития, предшествующие стадии которого не оставили письменных следов и, быть может, вообще еще не находили письменного закрепления. Античные ученые (например Аристотель в «Поэтике») не сомневались в том, что «до Гомера» были поэты, но исторических сведений об этом периоде не было уже в самой древности. Об этом времени ходили только рассказы мифологического характера: образчиком их может служить оказание о фракийском певце Орфее, сыне Музы Каллиопы, пение которого зачаровывало диких зверей, останавливало текучие воды и заставляло леса двигаться вслед за певцом.

Современная наука имеет возможность в известной мере восполнить этот пробел и, несмотря на отсутствие прямой исторической традиции, нарисовать в общих чертах картину греческой устной словесности «до Гомера». С этой целью античное литературоведение привлекает, помимо тех сведений, которые можно почерпнуть непосредственно из греческой письменности, также и материал, доставляемый другими, смежными научными дисциплинами.

«Илиада» и «Одиссея» оформились уже на последнем этапе развития родового общества, в конце «высшей ступени варварства» и на рубеже эпохи «цивилизации» (по терминологии Моргана, принятой Энгельсом в «Происхождении семьи»). Характер словесного творчества, свойственного более ранним стадиям доклассового общества, хорошо известен по этнографическим наблюдениям над первобытными народами и по пережиткам этого творчества в фольклоре цивилизованных народов. От греческого фольклора сохранилось очень немного текстов и притом в

сравнительно поздних записях: однако и этот незначительный материал показывает, что в основе греческой литературы лежат те же виды устной словесности, какие обычно имеют место на стадии родового общества: мифы и сказки, заклинания, песни, пословицы, загадки и т. д. Этнографические данные были мастерски использованы Марксом и Энгельсом для освещения ранних периодов античной истории.

«Сквозь греческий род, – писал Маркс, – явственно проглядывает дикарь (например, ирокез)». Не меньшую роль играют эти данные и при изучении античной литературы, помогая обнаружению в ней следов более ранних стадий словесного творчества.

Классические исследования в области первобытной поэзии принадлежат великому русскому литературоведу, академику Александру Веселовскому (1838 – 1906); его работы по «исторической поэтике» представляют огромную ценность также и для истории античной литературы, позволяют ввести греческий фольклор и развитие греческой поэзии в широкую историческую связь, уясняют их место в общем процессе литературного развития. Одна из важнейших особенностей первобытной поэзии состоит в том, что это – поэзия коллектива, из которого личность еще не выделилась; основным содержанием ее служат поэтому чувства и представления коллектива, а не отдельной личности. Другая особенность – характерный для древнейшей поэзии синкретизм (термин Веселовского), т. е «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней – музыкой и элементами слова».

На этих более ранних ступенях стиховое слово выступает не самостоятельно, а в сочетании с пением и с ритмическими телодвижениями. Ритм трудовых операций сопровождается музыкальным словом, песней в такт производственному процессу. Рабочая песенка трудового коллектива, занятого в порядке простой кооперации выполнением одного и того же трудового действия, представляет собой один из наиболее простых видов песенного творчества. Античные источники сообщают о песнях, исполнявшихся при жатве, выжимании винограда, размалывании зерна, печении хлеба, при пряже и тканье, черпанье воды, гребле. Дошедшие до нас тексты относятся уже м сравнительно позднему времени. В комедии Аристофана «Мир» приводится (вероятно, в литературной обработке) песня грузчиков, которые должны вытащить на канате из глубокой ямы богиню мира; она содержит призывы к одновременному напряжению сил и сопровождается междометием «эйя», в виде припева. «О эйя, эйя, эйя, вот! О эйя, эйя, эйя все!» (ср. бурлацкое «ухнем»). Сохранился и подлинный образец рабочей песенки, песня мукомолок, сложенная в начале VI в. на о Лесбосе: «Мели, мельница, мели. Ведь и Питтак молол, властвуя в великой Митилене».

Это «мели, мельница, мели» поется в Греции и поныне, но в современном греческом фольклоре о «Питтаке» уже не упоминается, и вместо него введен более новый социальный материал.

Песня сопровождает и ту обрядовую игру, которая совершается перед каждым важным актом в жизни первобытного коллектива. Зависимость человека этого времени от непонятных для него природных и общественных сил, его бессилие перед ними находили свое выражение в фантастических, мифологических представлениях о природе и о способах воздействия на нее (ср ниже, стр. 22 и cл.). «Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения». Одним из наиболее верных средств достигнуть успеха вкаком-либодействии служит, по первобытным представлениям, волшебство (магия), состоящее в том, чтобы предварительно разыграть это действие с желательным результатом. Охотничьи коллективы перед отправлением на охоту, рыбную ловлю, войну и т. д. воспроизводят в подражательной пляске те моменты, которые считаются необходимыми для успешного завершения предпринятого дела. Земледельческие племена создают сложную систему обрядов, чтобы обеспечить урожай. Материалом для игрового воспроизведения служат при этом и мифологические представления, связанные с изображаемым процессом: так, при наступлении теплого времени разыгрывают с целью его «закрепления» борьбу лета и зимы, оканчивающуюся, разумеется, победой лета, и «умерщвляют» зиму, т. е. топят или сжигают чучело, изображающее зиму. Обрядовая игра воспроизводит в этом случае природный процесс, смену времен года, но воспроизводит его в мифологическом осмыслении, как борьбу двух враждебных сил, представляющихся самостоятельными существами. Переход из одного состояния в другое часто представляется в образах «смести» и нового «рождения» (или «воскресения»). Сюда относятся, например, широко распространенные в первобытном обществе обряды «посвящения юношей». Еще на очень ранней, дородовой стадии установилось разделение общества на группы по признакам пола и возраста («половозрастная коммуна»), и переход из «возрастного класса» юношей в «класс» взрослых обычно состоит в церемонии, при которой юноша «умирает», а затем «возрождается» как взрослый (церемония этого типа сохранилась в христианском обряде пострижения в монахи). Смерть и воскресение бога плодородия играют огромную роль в религии многих древних средиземноморских народов – египтян, вавилонян, греков. Место «смерти» и «воскресения» могут занимать другие образы: «исчезновение» и «появление», «похищение» и «нахождение». Так, в греческом мифе бог подземного царства «похищает» Кору (Персефону), дочь Деметры, богини земледелия; однако Кора проводит под землей только треть года, холодное время; весной она «является» на землю, и вместе с ней появляется первая весенняя растительность. Не менее важным моментом в аграрной обрядности является «оплодотворение»: в Афинах ежегодно разыгрывался священный «брак» бога Диониса с женойархонта-царя,религиозного главы города. Из сочетания подобных обрядов создается обрядовое действо, «драма», предтеча литературной драмы.

Обрядовая игра сопровождается песней, и песня имеет при этом то же значение, что и обрядовая пляска, рассматривается как средство воздействия на природу, как помощь тому процессу, ради которого совершается обряд. Поскольку в обряде принимает участие община в составе своих различных групп, обрядовая песня, как и трудовая, исполняется коллективно, хором. Хор по своему составу отражает при этом половозрастное расслоение первобытного общества; так, греческий обрядовый хор состоит обычно из лиц одного пола и одинакового возрастного деления; хоры девушек, женщин, мальчиков, мужей, старцев и т. п. участвуют в обрядах, раздельно или совместно, но как самостоятельные хоровые единицы, иногда вступающие меж собою в борьбу, «состязание» (по-гречески– «агон»).

На спартанских праздниках плясали три хора. Хор старцев начинал: Мы были молодцами прежде сильными.

Хор мужчин средних лет продолжал:

Амы теперь: кто хочет, пусть попробует. Хор мальчиков отвечал:

Амы гораздо крепче станем в будущем.

Некоторые из сохранившихся образцов обрядовых песен связаны с земледельческим календарем. На о. Родосе дети ходили из дома в дом, возвещая прилет ласточки, которая «приносит хорошее время года и хороший год», и просили «открыть дверь ласточке» и подать что-либо– сластей, вина, сыру. В других местах после жатвы дети носили «иресионы», обвитые шерстью масличные или лавровые ветки, на которых висели различные плоды; вешая эти ветки у дверей дома, детский хор сулил хозяевам обилие запасов и всяческое благополучие и просилчто-либоподать. Характер весенних поисков первых цветов имеет,по-видимому,пляска, исполнявшаяся, вероятно, двумя хорами:

Где же розы, где же фиалки, где же красавица петрушка? Вот где розы, вот где фиалки, вот где красавица петрушка.

Разгульный характер имели весенние празднества плодородия. Изображая победу светлых сил жизни над темными силами смерти, земледельцы рассчитывали на богатый урожай, на плодородие скота. На праздниках этого типа за трауром, постом, воздержанием следовало воспроизведение животворящих сил в форме разгула, обжорства, половой разнузданности. Смех, перебранка, сквернословие представлялись средствами, магически обеспечивающими победу жизни, и обычные с течение года правила приличия снимались на время этих праздников. Там звучали насмешливые и позорящие песни, «ямбы», направленные против отдельных лиц или целых групп (ср. стр. 75). Эти песни могли быть средством обличения, общественного порицания; впоследствии, в эпоху классового расслоения, обрядовая вольность позорящей песни стала одним из орудий классовой борьбы и политической агитации (афинская политическая комедия V в.).

Стр 1 из 50 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 > >>

Соседние файлы в предмете

  • # 06.06.201526.11 Кб11Тит.лист Реф..doc
  • # 06.06.201529.7 Кб48Титульный лист ВКР (магистры).doc
  • # 06.06.201536.33 Кб63Требования к организации работы методкабинета.docx
  • # 06.06.2015108.03 Кб16Требования к оформлению научных работ.doc
  • # 06.06.2015162.93 Кб4третий путь.docx
  • # 06.06.20153.84 Mб3477Тронский История Античной Литературы.pdf
  • # 27.03.201680.38 Кб60Тропы и фигуры.doc
  • # 06.06.201511.4 Mб10Троя.В поисках троянской войны.pdf
  • # 28.03.201644.16 Mб8Тюкавкин В.Г. — Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа — 2001.djvu
  • # 28.03.201632.85 Кб24УЛЬКИНА НАПИСАНИЕ НЕ НИ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ.docx
  • # 06.06.201510.04 Mб8Уманская 11-14.doc

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *