Царь авгарь и нерукотворный образ

Спас Нерукотворный

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 декабря 2017; проверки требуют 9 правок.

Спас Нерукотво́рный (также Спас Нерукотворе́нный; от Спаситель + калька с греч. Αχειροποίητος — не-руками-сделанный), чудотворный Мандилио́н (Άγιον Μανδήλιον от греч. μανδύη, μανδύας — «убрус, мантия, шерстяной плащ») — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион от (греч. κεραμιδιών — черепица), представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице). В храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола, друг напротив друга.

Происхождение

О происхождении реликвии, послужившей источником иконографии, существуют две группы преданий, каждая из которых сообщает о её нерукотворном происхождении.

Реконструкция Константинопольской иконы Спас Нерукотворный

Общецерковное восточное предание

Восточное предание о Нерукотворном образе, более древнее, прослеживается с первой половины IV века. История связана с больным царем Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгарем V Уккамой и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Так как борода после умывания водой была мокрая, то она отпечаталась в виде клина одной пряди, и поэтому этот нерукотворный образ иногда называют «Спас Мокрая Брада». Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой. Евсевий Кесарийский в своей Церковной истории сообщает следующее:

История Фаддея такова. Божественность Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа, прославляемая среди всех людей за свою чудотворную силу, привлекла тьмы людей даже из чужих, очень далеких от Иудеи стран, которые надеялись на исцеление болезней и разных страданий. Поэтому и царь Авгарь, славно управлявший народами по ту сторону Евфрата, но мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих, узнав об имени Иисуса и Его чудесах — о них согласно свидетельствовали все, — решил умолять Его, послав гонца с письмом и просьбой об избавлении от болезни. Спаситель не внял тогда его просьбе, но удостоил особого письма, в котором обещал прислать одного из Своих учеников излечить его болезнь и вместе спасти его и всех его близких. Обещание это было вскоре выполнено. После Воскресения Христа из мертвых и Вознесения Фома, один из двенадцати, по внушению Божию отправляет Фаддея, принадлежавшего к числу семидесяти учеников Христовых, в Эдессу благовествовать учение Христово. Он выполнил все, что обещал Спаситель наш. Фаддей, прибыв на место, исцеляет Авгаря Христовым словом, а всех тамошних людей поражает удивительными чудесами. Достаточно подготовив их своими делами и приведя их к почитанию силы Христовой, он стал обучать их спасительной вере. И доныне с тех пор вся Эдесса освящена именем Христовым; она убедительно свидетельствует о милостях к ней Спасителя нашего.

Евсевий Кесарийский приводит в подтверждение два документа-письма, перевёденных им с сирийского и взятых им из архивов Эдессы: просьбу топарха Авгаря и ответ Иисуса. Повествует о переписке Авгаря со Христом Ефрем Сирин. Кроме того, переписка Христа с Авгарем и повествование о том, что послы Авгаря принесли изображение Спасителя из Иерусалима включено армянским историком V века Моисеем Хоренским в книгу «История Армении»: «Это послание принёс Анан, вестник Абгара (Авгаря), вместе с изображением лика Спасителя (փրկչական պատկերին), которое хранится в городе Эдессе и поныне». Свидетельством посещения Фаддеем Авгаря является Прокопий Кесарийский, повествуя об осаде Эдессы персидским царем Хосровом в своей книге «Война с персами. Война с вандалами. Тайная история», он сообщает подробности болезни Авгаря: «дожив до глубокой старости, Авгар подвергся тяжкому недугу подагры». Историк Евагрий Схоластик в своей работе «Истории церкви» рассказывает о чудесном избавлении жителей Эдессы от осады, им нужно было сжечь осадное сооружение, которое возвел Хосров для взятия Эдессы, и у них это не получалось, тогда они прибегли к помощи Спаса Нерукотворного:

Вовсе растерявшись в своих мыслях, они несут Богозданную нерукотворную икону, которую Христос Бог прислал Авгарю, когда сей хотел Его видеть. Принеся эту всесвятую икону в выкопанный ими ров, они окропили её водой и несколько капель бросили в огонь и на дрова. Божественная сила тотчас же явилась на помощь вере их и совершила то, чего прежде они не могли; пламень вдруг охватил дрова и скорее, чем мы рассказываем, обратив их в уголь, перешел к деревьям верхним и пожрал все.

Есть и апокрифические сказания неизвестных лиц об этом событии: Учение Аддая апостола (V—VI вв.) и более поздняя древнерусская версия легенды об Авгаре, рукопись XIII века. Кроме того, сохранилось ещё свидетельство Эгерии «Паломничество по святым местам».

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. Историю Нерукотворного образа изложил император Константин VII Багрянородный. Согласно его изложению, Авгарь богато украсил Нерукотворный образ и поставил его в каменной нише над вратами Эдессы, чтобы всякий входящий в город мог поклониться святому образу. Но спустя некоторое время один из потомков Авгаря, правитель Эдессы, впал в идолопоклонство, тогда, чтобы уберечь образ от безумства язычников, его заложили в нише черепицей (кирпичом) и он был скрыт на долгое время до нашествия персидского войска Хосрова. Во время войны с персами, в одну из ночей, Евлалию, епископу того града эдесского, явилась в видении жена светоносная, говоря ему: «Над вратами градскими сокрыт образ нерукотворный Спаса Христа. Взяв же его, быстро от бед избавишь град сей и народ его». И показала ему то место. Епископ же с радостью великой, как только стало светать, разобрал ограждение и обрел пречистый образ Христов нерукотворенный. На кирпиче же, заложенном для сохранения (образа), другое изображение, неотличимое от первого, запечатлелось. Так получилось два образа — один на убрусе, а другой на черепице (кирпиче) . В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин. Григорий II, папа Римский, когда узнал о начале иконоборчества в Константинополе в 730 году, то написал два послания к императору Льву Исавру, в которых вразумлял василевса остановиться и прекратить гонения на иконы. В первом послании он пишет о Нерукотворном образе следующее:

В бытность Христа во Иерусалиме Авгарь, тогдашний князь и владыка эдесский, услышав о чудесах Христа, написал к Нему послание, и Христос послал ему собственноручный ответ и святое славное изображение Лица Своего. Пошли же за этим Нерукотворенным Образом и посмотри. Туда стекаются во множестве народы Востока и приносят молитвы.

В 787 году Седьмой Вселенский собор, приводит наличие Нерукотворного образа как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

Перенесение Нерукотворного образа в Константинополь в 944 году. Миниатюра Мадридского Скилица (XII—XIII век) к хронике Иоанна Скилицы.

В 944 год войско императора Романа I Лакапина окружило город, в результате осады жители Эдессы в обмен на мир (хрисовул) отдали святой убрус, и Нерукотворный образ был торжественно перенесён в Константинополь:

48. Жители Эдессы, в которой хранится драгоценный образ Христа, доведенные до отчаяния осадившим город ромейским войском, отправили к царю Роману послов и попросили снять осаду, обещая отдать драгоценный образ Христа. В обмен на этот дар они просили вернуть им их узников из числа знатных, а также даровать хрисовул с обещанием, что ромейское войско прекратит опустошать их землю. Так и было сделано. Когда святой образ, или лик Христа, уже подвозили к Константинополю, патрикий и паракимомен Феофан отправился к реке Сангар, где встретил его со сверкающими светильниками, подобающей честью и песнопениями. А пятнадцатого августа Феофан вернулся с ним в город, и царь, пребывавший тогда во Влахернах, преклонил колена перед образом. На следующий день явились к Золотым воротам два царских сына, Стефан и Константин, зять Константин вместе с патриархом Феофилактом. Они с подобающей честью подняли его, доставили к храму святой Софии — впереди пешей процессии двигался весь синклит и несли множество светильников, а после преклонения отнесли во дворец.

Поскольку 15 (28) августа празднуется Успение Богородицы, то ежегодное празднование для Нерукотворного образа было назначено на следующий день — 16 августа, под этим числом день вошёл в церковный календарь как общецерковный праздник под названием «Перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа».

Святыня была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение).

Наиболее близкими к первоначальному образу на западе некоторые исследователи предположительно считают Мандилион из храма Сан-Сильвестро-ин-Капите, находящийся сейчас в капелле Санта-Матилда Ватикана, и Мандилион, с 1384 года хранящийся в армянской церкви Св. Варфоломея в Генуе. Обе иконы написаны на холсте, укреплены на деревянных основах, имеют одинаковый формат (приблизительно 29×40 см) и закрыты плоским серебряным окладом, прорезанным по контурам головы, бороды и волос. Кроме того о виде первоначальной реликвии могут свидетельствовать створки триптиха с утраченным ныне средником из монастыря св. Екатерины на Синае. По наиболее смелым гипотезам, средником служил «оригинальный» Спас Нерукотворный, присланный Авгарю.

Спас на убрусе (Св. Мандилион). Симон Ушаков. 1658 год

Западное средневековое предание

Ганс Мемлинг. Святая Вероника

Западный вариант предания возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники», хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). Отличительная особенность изображений «Плат Вероники» от «Спаса Мокрая Брада» — терновый венец на голове Спасителя, так как оно отпечаталось на платке Вероники во время несения Иисусом Христом креста. В средневековой западной иконографии эти два изображения часто путали.

В честь «Плата Вероники» в своё время называлось ныне отменённое созвездие.

Известны, как минимум, два «Плата Вероники»: 1. в соборе Святого Петра в Ватикане и 2. «Лик из Манопелло», который также называется «Вуаль Вероники», но на нём нет тернового венца. Нет тернового венца и на картине Ганса Мемлинга «Святая Вероника», очевидно, что, не имея образца, Ганс Мемлинг вместо Плата Вероники использовал список со Спаса Нерукотворного.

Версия связи образа с Туринской плащаницей

Существуют теории, связывающие Нерукотворный образ Спасителя с другой известной общехристианской реликвией — Туринской плащаницей. Плащаница представляет собой ростовое изображение Христа на холсте. Выставляемый в Эдессе и Константинополе плат с изображением лика Спасителя, согласно теориям, мог быть плащаницей, сложенной несколько раз, таким образом, оригинальная икона могла быть не утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и обретена в Турине. Кроме того, один из изводов Нерукотворного Образа — «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати» (Христос во гробе) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.

Богослужебное празднование в Православной церкви

Полное название праздника в богослужебных книгах Православной Церкви в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя: От Еде́са перенесе́ние в Константи́нь град Нерукотворе́ннаго О́браза Го́спода на́шего Иису́са Христа́, ре́кше свята́го убру́са (греч. Μνήμη τῆς ἐξ Ἐδέσσης ἀνακομιδῆς τῆς ἀχειροποιήτου Εἰκόνος τοῦ Κυρίου ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ, ἤτοι τοῦ Ἁγίου Μανδηλίου), он совершается 16 (29) августа.

В этот же день в Православной церкви совершается также память мученика Диомида врача, которому молятся при разных недугах и болезнях и Феодоровской иконы Божией матери.

По Уставу, праздник в честь Убруса относится к малым праздникам «со славословием», но в русской традиции обычно совершается бдение. Совпадает с первым днём попразднства Успения Богородицы, по этой причине на богослужении обе службы совмещены. Канон праздника написан патриархом Германом. Краегранесие канона: Напеча́танного Твоего́, Спа́се, зре́ние почита́ю (др.-греч. Σῆς ἐκσφράγισμα Σῶτερ ὄψεως σέβω)

Тропарь в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя.

На греческом На церковнославянском(транслитерация) На русском
Тропарь праздника, глас 2 (Ἦχος β’) Τὴν ἄχραντον Εἰκόνα σου, προσκυνοῦμεν ἀγαθέ, αἰτούμενοι συγχώρησιν τῶν πταισμάτων ἡμῶν, Χριστὲ ὁ Θεός· βουλήσει γὰρ ηὐδόκησας σαρκί, ἀνελθεῖν ἐν τῷ Σταυρῷ, ἵνα ῥύσῃ οὓς ἔπλασας, ἐκ τῆς δουλείας τοῦ ἐχθροῦ· ὅθεν εὐχαρίστως βοῶμέν σοι· Χαρᾶς ἐπλήρωσας τὰ πάντα, ὁ Σωτὴρ ἡμῶν, παραγενόμενος εἰς τὸ σῶσαι τὸν κόσμον. Пречи́стому Твоему о́бразу покланя́емся Благи́й, прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших Христе́ Бо́же: во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест, да изба́виши, я́же созда́л еси, от рабо́ты вра́жия. Тем благода́рственно вопие́м Ти: ра́дости испо́лнил еси́ вся Спа́се наш, прише́дый спасти́ мир Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, / пришедший спасти мир!»

Тропарь Нерукотворному образу Спаса, кроме августовского праздника, употребляется очень широко за богослужением: например, в первую Неделю Великого поста, кроме того, используется в чине Литургии на входных молитвах для целования священнослужителями иконы в иконостасе, также в чине освящения Господской иконы по Требнику, в составе 6-го часа будних дней Великого поста, а в Октоихе — как седален 2-го гласа пятницы.

Икона Спас Нерукотворный в русском письме

Первые образцы. Начало русской традиции

Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа — Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века). Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворного образа: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.

Спас Мокрая Брада. XV век

Изводы

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу. Изображение ровного прямоугольного, либо слегка изогнутого убруса в качестве фона встречается уже на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород) конца XII в. Убрус со складками начинает распространяться со второй половины XIII века, прежде всего в византийской и южнославянской иконописи, на русских иконах — с XIV в. С XV века драпированный плат могут держать за верхние концы два ангела. Кроме того, известны различные варианты иконы «Спас Нерукотворный с деяниями», когда образ Христа в среднике иконы окружают клейма с историей образа. С конца XVII в. в русской иконописи под влиянием католической живописи появляются изображения Христа в терновом венце на плате, то есть в иконографии «Плат Вероники». Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно и в византийских источниках, однако, только на русской почве они оформились в отдельный иконографический тип и получили название «Спас Мокрая Брада».

В собрании Государственного музея искусств Грузии находится энкаустическая икона VII века, называемая «Анчисхатским Спасом», представляющая Христа погрудно и считающаяся «оригинальной» эдесской иконой.

Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле — как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

По традиции, икона «Спас Нерукотворный» — первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.

Различные изображения Спаса

Иконы Спасителя
  • Спас Вседержитель
  • Великий Архиерей
  • Не рыдай Мене, Мати
  • Спас Нерукотворный
  • Спас Эммануил
  • Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Собор Святого Петра, Ватикан. VI в. (?)

  • Авгарь получает Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Композиция со створки триптиха. Монастырь Святой Екатерины, Синай.

  • Мандилион. Jacek Wróbel SJ.

  • Спас Нерукотворный на флаге Пензенской области Российской Федерации

Вятский Спас Нерукотворный

Вятский образ Спаса Нерукотворного в Новоспасском монастыре, XIX век Спас Нерукотворный в Спасском соборе Вятки (Кирова), 2010

В середине XVII века по центральным районам Русского государства прошла эпидемия моровой язвы (чумы), в которой особенно пострадала Москва. Один из городов, Хлынов, эпидемия обошла стороной, стали появляться слухи, что причиной этого является чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились горожане. Узнав об этом, царь Алексей Михайлович повелел привезти икону в Москву. Образ доставили крестным ходом в 1648 году.

Сама икона была оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году. Точный список был отправлен в Хлынов, а другой написали над воротами Фроловской башни. В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими. В 1839 году оригинал иконы был украшен серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году.

Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Ангелы не стоят на облаках, а как бы парят в воздухе. Можно выделить и своеобразные особенности лика Христа. На вертикально свисающем полотнище убруса с волнообразными складками фронтально изображен чуть удлиненный лик с высоким лбом. Он вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови высоко подняты. Пышные волосы опускаются длинными, отлетающими в сторону прядями, по три слева и справа. Короткая борода разделена на две части. Пряди волос и борода выходят за пределы окружности нимба. Глаза написаны легко и прозрачно, их взгляд обладает притягательностью реального взгляда. Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость.

После 1917 года оригинал иконы в Новоспасском монастыре и список над Спасскими воротами был утрачен. Ныне в монастыре хранится список XIX века, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала. Список, оставленный в Вятке, хранился до 1929 года, после чего также был утрачен.

В июне 2010 года при помощи научного сотрудника Вятского художественного музея Галины Алексеевны Моховой было установлено, как точно выглядела чудотворная Вятская икона, после чего был написан новый точный список Спаса Нерукотворного и в конце августа отправлен в Киров (Вятку) для установки в Спасском соборе.

Харьковский Спас Нерукотворный

Харьковский Спас (18 век) Основная статья: Спас Обновлённый

Чудотворная икона византийского стиля, атрибутирована XVIII веком, длительное время находилась в Харьковской епархии. Чудесным образом одномоментно обновилась при свидетелях в Борисоглебском монастыре в 1997 году.

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

Исторические факты

Копию с древней чудотворной Вологодской иконы Нерукотворного Спаса имел при себе Император Всероссийский Александр III во время крушения поезда под Харьковом у станции Борки в 1888 году. Практически сразу после чудесного спасения по указу Правительствующего Синода был составлен и издан специальный молебен в честь чудотворного образа Спаса Нерукотворного.

См. также

  • Убрус (иконопись)
  • Третий Спас
  • Плащаница

Примечания

  1. ↑ http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rost1/670.html Димитрий, митрополит Ростовский Жития святых Память 16 августа
  2. ↑ http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/history.html Евсевий Кесарийский Церковная история книга 1,13.
  3. ↑ http://www.odinblago.ru/evseviy_pamfil Евсевий Кесарийский. Церковная история. КНИГА ВТОРАЯ, 1
  4. ↑ http://www.krotov.info/library/06_e/efr/em_sirin_017.htm Ефрем Сирин. ТВОРЕНИЯ. Том 3, ПРЕДСМЕРТНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ
  5. ↑ http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/02.html MOBCEC ХОРЕНАЦИ «ИСТОРИЯ АРМЕНИИ» КНИГА ВТОРАЯ, 30 Посылка князей Абгаром к Марину, по каковому случаю они увидели Спасителя нашего Христа, откуда началось обращение Абгара
  6. ↑ Մովսէս Խորենացի, Հայոց Պատմութիւն
  7. ↑ http://www.alanica.ru/library/Prokop/text.htm «Война с персами. Война с вандалами. Тайная история» Прокопий Кесарийский Война с персами. Книга 2, XII.
  8. ↑ http://www.agioskanon.ru/hist-evagriy/004.htm Евагрий Схоластик. История Церкви. КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ, 27.
  9. ↑ http://khazarzar.skeptik.net/books/mesher01.htm#g02 Учение Аддая апостола
  10. ↑ 1 2 Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов Учение Аддая апостола
  11. ↑ http://khazarzar.skeptik.net/books/mesher01.htm#g04 Древнерусская версия легенды об Авгаре по рукописи XIII века
  12. ↑ Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов ОГЛАВЛЕНИЕ Древнерусская версия легенды об Авгаре по рукописи XIII века
  13. ↑ http://www.krotov.info/acts/04/3/palomn.htm Эгерия (Этерия) «Паломничество по святым местам»
  14. ↑ https://books.google.ru/books?id=Z_QUAAAAQAAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false Patrologia Graeca том 113 страница 439
  15. ↑ http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=681&pagefile=681-0560 681. (410.) Минея четья мес. август, полууст., напис. 1627 года Германом Тулуповым. Слово Константина Порфирогенита, о Христе царя греческаго, Повесть от различных собрана историй о посланием ко Авгарю нерукотворенном и божественном Образе Христа Бога нашего, и како от Едеса принесеся ко всеблагоденствующему и царствующему во градех Константинуграду. (перевод прп. Максима грека) Лист 558
  16. ↑ http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera4_16.html Точное изложение православной веры. Книга 4 Глава XVI Об иконах.
  17. ↑ http://www.pagez.ru/lsn/0410.php Первое послание святого отца нашего Григория, папы римского, к императору Льву исаврянину о святых иконах
  18. ↑ http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k51594s/f487.image Mansi GD, Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collectio t.12 page 964
  19. ↑ http://omolenko.com/istoria/sobory-tom7.htm?p=201#toc10 Деяния Вселенских Соборов. Том 7. Собор Никейский 2-й, Вселенский Седьмой Деяние 5 ,стр.201
  20. ↑ http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k515954/f101.image Mansi GD, Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collectio t.13 page 189
  21. ↑ http://azbyka.ru/tserkov/ikona/uspenskiy_ikony_pravoslavnoy_tserkvi_04-all.shtml#a4 Л. А. Успенский II. ПЕРВЫЕ ИКОНЫ СПАСИТЕЛЯ И БОЖИЕЙ МАТЕРИ
  22. ↑ http://users.uoa.gr/~nektar/history/tributes/byzantine_historians/joannes_scylitzes_synopsis_historiarum.htm Ιωάννης Σκυλίτζης ΣΥΝΟΨΙΣ ΙΣΤΟΡΙΩΝ, ΡΩΜΑΝΟΣ Ο ΛΑΚΑΠΗΝΟΣ,
  23. ↑ Спас Нерукотворный в русской иконе. Авторы-составители Л. М. Евсеева, А. М. Лидов, Н. Н. Чугреева. М.: Ун-т Дм. Пожарского, 2008, с. 30, 426—429
  24. ↑ http://oldru.narod.ru/biblio/feofan7.htm#1 Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей. КНИГА VI. Царствование Романа.48.
  25. ↑ http://kyanina.livejournal.com/4258.html Крестный путь — Плат Вероники, Судариум из Овьедо, Туринская Плащаница
  26. ↑ 1 2 НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ СПАСИТЕЛЯ (ХЛЫНОВСКИЙ) — ЖЕМЧУЖИНА ВЯТСКОЙ ЗЕМЛИ
  27. ↑ Вятский Спас снова в Спасском соборе
  28. ↑ Храм Всемилостивейшего Спаса Архивировано 12 августа 2009 года. на сайте Нижегородской епархии.

Ссылки

Спас Нерукотворный на Викискладе
  • Святой Мандилион. История реликвии
  • Игумен Иннокентий (Ерохин). Нерукотворный образ Спасителя как основа иконописи и иконопочитания на сайте Владивостокской епархии
  • Шарон Герстель. Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах
  • Ирина Шалина. Икона «Христос во гробе» и нерукотворный образ на Константинопольской плащанице
  • Воинские реликвии: Знамена с Образом Спаса Нерукотворного
  • Спас Нерукотворный и его значение
  • К ПРОБЛЕМЕ ЭДЕССКОГО УБРУСА И ПОСЛАНИЯ ТРЕХ ВОСТОЧНЫХ ПАТРИАРХОВ
  • Paul Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. t.100 col. 260A
Греческие
(корсунские)
Новгородские
Владимиро-
суздальские
1Иконы спорного происхождения либо датировки отмечены курсивом

Получено от «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Спас_Нерукотворный&oldid=96597062» Скрытая категория:

  • Википедия:Статьи c ненаписанными разделами с января 2017 года

Третий Спас

 Третий Спас

Третий Спас
«Третий Спас хлеба припас»
Тип народно-православный
иначе Хлебный Спас, Ореховник, Спас на холстах, Спас на полотне
также Попразднство Успения (христ.)
Значение третья встреча осени
Установлен вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается восточными славянами
Дата 16 (29) августа
Традиции пекут пироги из муки нового урожая, святят новые колодцы.

Н. Пимоненко. Продавщица холста. 1901

Тре́тий Спа́с (Хлебный Спас) — день народного календаря, отмечаемый 16 (29) августа. В этот день выпекают хлеб из нового урожая и, после освящения, он является главным блюдом этого дня. Также было принято торговать холстами, полотнами.

В церковном календаре

Перенесе́ние из Еде́ссы в Константино́поль Нерукотво́рного О́браза Го́спода нашего Иису́са Христа́ (греч. Μνήμη της εξ Εδέσσης ανακομιδής του αγίου Μανδηλίου του Κυρίου ημών Ιησού Χριστού) — православный праздник, совершаемый Церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя (944).

День почитания мученика Диомида врача, которому молятся при разных недугах и болезнях; Феодоровской иконы Божией матери, перед которой женщины молятся о благополучном разрешении от бремени, кормлении молоком, о помощи в семейных и других житейских нуждах.

По Уставу, относится к малым праздникам «со славословием», но в русской традиции обычно совершается бдение. Совпадает с первым днём попразднства Успения Богородицы.

Русские обряды

Народные названия праздника:

  • «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас»;
  • «Орешный» или «ореховый Спас», так как к этому времени созревают лесные орехи (лещина) и разрешается их собирать в лесах;
  • «Хлебный Спас» — заканчивается уборка хлеба;
  • «Посевы», «Досевки» — сеятся озимые хлеба;

В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают», поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас». В этот день было принято торговать холстами, полотнами.

Святят новые колодцы. Чистят к осени целебные источники, пью подземную водицу, обходят колодцы кругами, как бы замыкая тёплое времечко. На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба: «Третий Спас хлеба припас». С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов.

В большинстве мест России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.

У В. Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, приведён оригинальный взгляд: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб.» Возвращаясь к названию третьего Спаса, называемого «хлебным» или «орешным», народ отмечал его как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!».

Поговорки и приметы

  • Третий Спас хлеба припас.
  • Хорош Третий Спас — зимой будет квас.
  • Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
  • Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
  • Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
  • «Відліт в цей день журавлів віщує ранню зиму» (укр.).
  • Отлёт ласточек.
  • Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.
  • «Після Успення прийшло — сонце на осінь пішло» (укр.).
  • Во что Евдокеи, в то и третий спас.
  • Первый спас — на воде стоят; второй спас — яблоки едят; третий спас — на зелёных горах холсты продают (Нижегородская губерния; в селе Зеленые Горы ярмарка).
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до спаса посеять.
Третий Спас на Викискладе?
  • Медовый Спас
  • Яблочный Спас
  • Спас Нерукотворный
  • Преображение Господне
  1. ↑ Котович, Крук, 2010, с. 235

Литература

  1. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9
  2. Полуянов И. Д. Деревенские святцы / Научный редактор И. А. Кузьмин. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1998.
  3. Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-252-00598-6
  • Третий спас (Хлебный Спас) // Российский этнографический музей
  • Сегодня третий Спас хлеба припас
  • Український народний календар
  • Православный календарь
Народные праздники славян

Корочун • Коляда • Васильев вечер / Щедрый вечер / Овсень • Сретенье / Громницы • Власьев день • Масленица • Со́роки • Благовещение • Вербное воскресенье • Страстная неделя • Пасха • Светлая неделя • Красная горка • Радоница • Егорий Вешний • Никола вешний • Вознесение • Семик (Ярилин день / Русалии) • Троицкая суббота • Троица • Русальная неделя • Иван Купала • Петров день • Ильин день • Медовый Спас • Яблочный Спас • Третий Спас • Обжинки • Осенины • Покров • Дмитриевская суббота • Дмитриев день • Кузьминки • Никола зимний

Категории:

  • Праздники по алфавиту
  • Праздники
  • Летние праздники
  • Русские народные праздники
  • Православные праздники
  • Народное христианство
  • Праздники 29 августа

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «Третий Спас» в других словарях:

  • Третий Спас — Тр етий Сп ас (Хлебный) … Русский орфографический словарь

  • Первый спас — на воде стоят; второй спас — яблоки едят; третий спас — на зеленых горах холсты продают. — (Нижегородская губерния; в селе Зеленые Горы ярмарка). См. МЕСЯЦЕСЛОВ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Во что Евдокеи, в то и третий спас. — Пришли Евдокеи мужику затеи. Во что Евдокеи, в то и третий спас (не к 4 му ли августу эти две поговорки относятся?). См. МЕСЯЦЕСЛОВ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Спас Нерукотворный — Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII века (ГТГ) Спас Нерукотворный (также Спас Нерукотворенный … Википедия

  • Спас — (ст. слав. Съпасъ, греч. Σωτήρ «Спаситель») эпитет, присваиваемый Иисусу Христу. Особенно характерен для иконописи … Википедия

  • Спас (значения) — Спас (сокращение от Спаситель, греч. Σωτήρ) эпитет, присваиваемый Иисусу Христу. Особенно характерен для иконописи. Содержание 1 Образы иконографии Христа 2 Праздники … Википедия

  • спас — I Спас а; м.; нар. разг. 1) = спаситель 2) * Встань, пришло исцеление, Навестил тебя Спас (Есенин) 2) церковь в честь спасителя 2) Купол Спаса сияет на солнце. 3) В православной церкви: каждый из трёх праздников конца лета. Первый Спас; медовый… … Словарь многих выражений

  • спас — 1) а ( у), м. прост. Спасение. ◊ спасу нет 1) (обычно от кого чего) нет спасения, невозможно избавиться. Ни днем, ни ночью нет от комаров спасу. В доме форточку боятся открыть, не то что окно. Баруздин, Только не завтра; 2) невозможно преодолеть… … Малый академический словарь

  • спас — 1. СПАС, у; м. Нар. разг. = Спасение. ◊ Спасу нет. Спасения нет. От комаров спасу нет. Жарко спасу нет. Спать хочется, просто спасу нет. 2. СПАС, а; м. Нар. разг. 1. = Спаситель (2 зн.). * Встань, пришло исцеление, Навестил… … Энциклопедический словарь

  • СПАС — (Спас), (С прописное), спаса, мн. нет, муж. (церк.). 1. То же, что спаситель во 2 знач. (разг.). || Икона с его изображением. 2. Церковь в честь Спасителя. Спас Нередицкий. 3. Название трех церковно бытовых праздников у православных. Спас первый… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Беллона, Брусникин, Анатолий Олегович. Когда в продаже впервые появился исторический детектив под авторством скромного музейного работника Анатолия Брусникина «Девятный спас», читающая Россия вздохнула с… Купить за 346 руб
  • Секреты III рейха, Сборник. Эта аудиокнига будет интересна для слушателей с любым уровнем знаний о «чуме XX века» – нацистском Третьем рейхе, стремившемся к мировому господству. Просуществовав всего двенадцать лет – с… Купить за 194 руб аудиокнига
  • Три покушения на Ленина, Борис Сопельняк. О жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина известно, казалось бы, все. Но некоторые факты его биографии отодвинуты на второй план. Например, история его поездкичерез Германию, кто ее… Купить за 110 руб

Другие книги по запросу «Третий Спас» >>



Дорога ДомойЖикаренцев Владимир Васильевич

Бог, Дюжина или Спас Дюжий

Двенадцать голов змея, двенадцать месяцев в году, двенадцать сыновей Владимира Красно Солнышко, двенадцать титанов — шесть сестёр и шесть братьев (титаны — это боги первого поколения, олицетворяющие стихии природы), двенадцать аргонавтов Ясона, двенадцать подвигов Геракла, двенадцать верховных богов Греции и Рима, двенадцать коршунов, появившихся перед Ромулом, после чего тот основал Рим, двенадцать учеников Иисуса, двенадцать колен Израилевых, двенадцать рыцарей круглого стола короля Артура в легендах о Граале (Артур, Ра-тур, Ра-тавр — Солнечный бык/зверь — Волос/Велес — Воля и Сила Жизни), двенадцать источников, двенадцать сивилл (се вила) — всюду число двенадцать.

Н. А. Морозов пишет о князе Владимире (см. ):

«Само имя его „Владетель-мира-Красное-Солнышко“ намекает на астральный миф о первом крещении России, но ещё больше указывают на это названия его сыновей… Если вы сравните значение этих имён с астрологическим смыслом 12 созвездий зодиака, то увидите полное соответствие.

1. Вышеслав, то есть поднимающий выше славу. Это созвездие Тельца, поднимающего своими рогами вверх солнце весною — в апреле.

2. Изяслав соответствует Близнецам, по которым солнце идёт в мае в приятной славе.

3. Святополк, то есть святое ополчение, соответствует наивысшей силе солнца в созвездии Рака в июне. Там же находится и группа звёзд Ясли Христа.

4. Ярослав — яростная слава, соответствует созвездию Яростного Льва, где солнце получает жгучий жар в августе.

5. Всеволод — соответствует созвездию всем владеющей Небесной Девы, символу Божьей Матери, где солнце бывает в сентябре.

6. Святослав — святая слава, соответствует созвездию последнего суда Божия — небесным Весам, где солнце бывает в октябре.

7. Мстислав — мстящая слава, соответствует созвездию смертоносного Скорпиона, где солнце бывает в ноябре.

8. Борис — имя, созвучное с русским словом бороться, соответствует созвездию борьбы — Стрельцу, где солнце преодолевает влекущие его вниз силы в декабре.

9. Глеб соответствует по интерполяции Козерогу, где солнце в январе.

10. Станислав — Стан Славы, соответствует крестителю планет Водолею, где солнце „крестится“ в феврале.

11. Позвезд соответствует созвездию Рыб, последнему перед весенним началом года, там солнце бывает в марте.

12. Судислав, то есть Судья Славы, соответствует созвездию Овна, астрологического символа евангельского Христа, судьи живых и мёртвых по Апокалипсису».

Итак, из вышесказанного можно предположить, что, упоминая число двенадцать в сказках, мифах и легендах, наши предки имели в виду двенадцать месяцев года. Почему можно сделать такое предположение? Потому что если подумать как следует, то, кроме года и двенадцати месяцев, на нашей Земле нет ничего, НИЧЕГО ДРУГОГО. Природа, жизнь движутся по одному раз и навсегда заданному годовому циклу, и, кроме него, больше нет ничего. Наши предки жили в единстве с природой, и они не могли пройти мимо такого яркого факта, факта, который полностью проясняет, как проявляет себя жизнь на Земле. Жизнь на земле — это год, И НИЧЕГО, КРОМЕ ГОДА.

Если выкинуть счёт времени, линейный или любой другой, то первого января вы каждый раз будете просыпаться и начинать жизнь сначала. Те же зима, весна, лето, осень, и так до самой смерти. Но смерть практически наступает в ночь с 31 декабря на 1 января, потому что вы вступаете в новый год, в новую жизнь…

Жизнь движется по раз и навсегда заданному кругу. Кстати, раз это так, следовательно, любое движение во Вселенной происходит по кругу, а прямое движение (в том числе линейное время) — это нарушение законов, которое рано или поздно карается (как если бы вы решили шагнуть с балкона, несмотря на закон тяготения). Прямого движения просто нет во Вселенной, именно поэтому наши предки и придумали исчисление времени по индикту и кругам Солнцу и Луне. Это тот же круг, но большой, одновременно позволяющий отсчитывать условно линейное время.

Раз в нашем мире правит год и двенадцать месяцев, следовательно, это и есть Бог? Да, именно на это указывает английский язык, который является производным от русского (я это показывал). По-английски Бог — God, а произносится как Гад, то есть Змей. Английский язык сохранил нам наши древние знания. Получается, что Год — Змей — это Жизнь, а двенадцать месяцев — его головы.

«Лежит брус через всю Русь, на этом брусе двенадцать гнёзд, в каждом гнезде по четыре яйца, а в каждом яйце по семь цыплят», — что это такое? Брус — бр — Бер/Бор — Волос — Влс — Вел-с — Великий Змей. Через Русь, то есть через весь белый свет лежит Великий Змей — Гад/Год.

Год — жод — god — jod — йод — од — один — целое/единое. Год круглый — целое и включает в себя двенадцать месяцев. Вот мы и вышли на древнее понятие Бога. В древности Богом считался Год, и он олицетворял собой Жизнь на Земле, потому что ничего, кроме циклического повторения года, нет на нашей Земле. Можете сейчас почувствовать, что год — это Бог, правящий жизнью на земле? Сложно, да, потому что нужно расширить сознание, да ещё тут вмешивается образ христианского Бога. Попробуйте ещё раз…

Год — гад — змей. Следовательно, змей в сказках олицетворяет собой земную жизнь — год. Змей или какое-то другое чудище похищает и пожирает человека, год (гад) тоже пожирает жизнь человека. Змею и чудищу раз в год приносят в жертву одну самую красивую девушку, или девушку и юношу, или семь девушек и семь юношей. Годы идут, жизнь, сила и красота постепенно уходят, годы/гады забирают их, пожирают нашу юность, молодость, зрелость…

Нужно заметить, что Год — Бог — управлял не только земной жизнью, но и небосводом, потому что именно на нём появлялись созвездия, по которым можно было узнать, какой сейчас месяц, день, час, минута и даже секунда. Древние оставили нам немало каменных обсерваторий, изумляющих точностью, с которой в них можно было проводить наблюдения. Они знали о годе — Боге — всё, наблюдая природу вокруг и движение планет и звёзд на небосводе.

Для нас, точнее, для современного оторванного от жизни ума Бог — это нечто абстрактное, о нём известно только, что он создал этот мир и как-то управляет им. Наши предки, которые жили в единстве с миром, видели Бога в движении, как он каждый день, каждый месяц, час, минуту меняет этот мир. На земле он менял времена года, на небе вращал созвездия. Предки ОЩУЩАЛИ влияние Бога/Года на себе ежедневно, ежеминутно, и они ВИДЕЛИ его дела. Они были едины с ним и ощущали его воздействие на себя, потому что были едины с миром.

По сути, предки жили ВНУТРИ Года/Гада/Бога, поэтому они ощущали себя детьми Божьими наяву, а не по книгам.

Поговорим о головах змея.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

СТРОЙ ИЛИ СПАС ДЮЖИЙ Сначала я думал, что рассказ о Тропе будет рассказом о русском язычестве, который я хотел начать с «русской мандалы» – космогонической модели мира, созданной или записанной моим дедом. Естественно, я употребляю выражение «мандала» условно, как ставшее

13 (ЧЁРТОВА ДЮЖИНА) Число 13 для суеверных люде и представляется непонятным, а потому пугающим. Недавно нас убеждали, будто число это страшное потому, что не делится без остатка на 2, 3, 4 и 6. Но число, скажем, 7, тоже не делится…Прежде всего, конечно, надо вспомнить тринадцатую

Глава 8. Молодильный Спас

Чертова дюжина и другие Устойчиво мнение, что 13 – несчастливое число. В Америке и в наше время во многих гостиницах нет ни этажа, ни номеров № 13. Ну а уж пятница, выпавшая на 13-е число, вообще считается чуть ли не национальным бедствием: люди стараются ничего не

Спас Спас — Милостивый, Спас — Кроткий, Спас — Всеведущий, Спас — Всемогущий, Спас — Грозный, Спас — Всеисцеляющий, все тот же Великий Лик, полный бездонной мощи, к которому извечно приходят люди со всеми радостями, горями, болестями и причитаниями.Так, в 1903 году после

Кто спас Кэти? О том, какое воздействие способен производить Свет на человека, рассказывал еще один врач, доктор Л. Мелвин, который, как и Р. Моуди, изучал состояние клинической смерти, с той лишь разницей, что пациентами Л. Мелвина были дети, а не взрослые. Опрашивая детей,

Спас Ангел Из письма: «Мой дед умер. Поэтому я решил открыть его тайну, которую незадолго до своей смерти он рассказал мне. В войну мой дед служил в авиации. Однажды он вылетел на задание. Была тихая темная ночь. Неожиданно у самолета отказал мотор, он стал терять высоту. Мой

Спас Ангел Из письма: «Мой дед умер. Поэтому я решил открыть его тайну, которую незадолго до своей смерти он рассказал мне. В войну мой дед служил в авиации. Однажды он вылетел на задание. Была тихая темная ночь. Неожиданно у самолета отказал мотор, он стал терять высоту.

Спас Нередицкий Синодик погибшей старины вырастает.Показали снимок незнакомой церкви. «Откуда это?» — «Вот ваш любимый Спас в новом виде».Сделался некрасивым чудный Нередицкий Спас. Нынче летом его переделали. Нашли мертвую букву Византии, отбросили многое, тоже веками

Ещё раз об иконе «Спас в Силах» Помните мы выше рассматривали портрет Генриха II (см. илл. 7), когда анализировали рисунок, изображающий Дмитрия Донского? А знаете, как звали жену Генриха II? Кунигунда.Это имя несёт определённую полезную для нас информацию, расшифруем его:

Глава 9 Август. Водный (Медовый Спас). Яблочный Спас. Холщёвый Спас. Гадания Август, название восьмого месяца, дано в честь римского императора Августа и занесено к нам из Византии. У древних славян август назывался иначе. На севере он назывался «зарев» (сияние зарницы), на

Гадание «чертова дюжина» Для проведения гадания понадобится колода из 36 карт. Перед началом гадания нужно загадать желание, тщательно перетасовать колоду и выложить горизонтальный ряд из 9 карт. Под ним выкладываются еще 3 ряда. После того как ряды будут выложены,

ДЮЖИНА СТОТИНОК (самых мелких монеток). Чтобы богатство обрести и сохранить Ольга Владимировна рассказывает:– Ванга не любила людей, которые своим богатством слишком гордились и себя над другими людьми ставили/ И не то чтобы не любила, она скорее их по-своему жалела,

Медовый Спас Этот первый Спас отмечается 14 августа. Настоящее название этого праздника — праздник Происхож дения честных древ Животворящего Креста Господня. В этот день из константинопольского храма были вынесены частицы Иисусова креста.Народные названия этого

Яблочный Спас День Преображения Господня, открытия его истинной, божественной сущности апостолам Петру, Иоанну и Иакову, отмечается 19 августа.С древних времен в этот день люди несли в храмы для освящения разнообразные плоды — яблоки, сливы, груши.Яблочный Спас

СТРОЙ ИЛИ СПАС ДЮЖИЙ Сначала я думал, что рассказ о Тропе будет рассказом о русском язычестве, который я хотел начать с «русской мандалы» – космогонической модели мира, созданной или записанной моим дедом. Естественно, я употребляю выражение «мандала» условно, как ставшее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *