Церковь и наука

Религия и наука (стр. 1 из 3)

Государственное учреждение образования

Филатовский учебно-педагогический комплекс

детский сад — средняя школа

Реферат

Религия и наука

Выполнила:

Фролова Н.С.

ученица 10 класса

Научный руководитель:

Мысликов В.А.

учитель истории

Филатово, 2012

Введение. 3

1. Роль науки в современном мире. 4

2. Религия в современном мире. 9

3. Религия и наука: перспективы соединения. 15

Заключение. 19

Список используемой литературы.. 21

Введение

История взаимоотношений религии и науки непроста и насыщена столкновениями. Это стало основанием для пропагандистской формулы «Религия — враг науки». Хотя и в меньшей мере, но столкновения с наукой имеют место также в политике, искусстве, нравственности, да и в других сферах культуры. В антирелигиозной литературе науку сравнивали со светом, а религию – с тьмой и невежеством. Каждому советскому школьнику и студенту был известен тезис об их антагонистичности, который вошел в обыденное сознание как один из наиболее распространенных стереотипов господствовавшей идеологии. Переосмысливая духовное наследие недавнего прошлого, обратимся к этому стереотипу. Вспомним, что главным признаком религии является вера в сверхъестественное, в чудо и поклонение ему. Последователи религии недаром именуются верующими. Религия провозглашает непознаваемость Бога и глубинных тайн бытия. Наука же исходит из признания познаваемости мира и всех его явлений. Ее отождествляют со знанием, основанным на достоверных, истинных сведениях о природе, обществе, человеке и его мышлении. Наука низводит все непознанное, сверхъестественное, чудесное к научно осмысленному. С этой позиции чудо – порождение слепой веры.

Цель данного реферата : рассмотреть, что представляют собой наука и религия и ответить на вопрос о том, возможно ли в ближайшем будущем соединить вместе науку и религию, ил они так и останутся антагонистами.

Задачи:

1. проанализировать научное мировоззрение и определить его основные постулаты;

2. рассмотреть роль религии в современном мире и перспективы ее дальнейшего развития;

3. определить перспективы соединения науки и религии.

1. Роль науки в современном мире

Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Она включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира, обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом .

Формирование научной картины мира впервые было осуществлено Исааком Ньютоном. В основном труде «Математические начала натуральной философии» (1687) сформулированы понятия и законы классической механики, дана математическая формулировка закона всемирного тяготения и т.д. В завершенном виде механика Ньютона явила собой классический образец научной теории вообще, сохранив это значение до настоящего времени.

Наука XX века достигла огромных успехов в познании структуры и закономерностей развития Вселенной. Научная картина мира является важнейшим блоком оснований научного знания, на основе которого формируются специальные картины мира. Вторым важнейшим блоком научного знания являются идеалы и нормы научного познания. Третьим блоком основания науки являются философские идеи .

Характерной особенностью современной эпохи является интенсивное развитие науки, возрастание ее вклада в социальный прогресс, последовательность и планомерность применения результатов научного прогресса в обществе. Наука выполняет роль основы, инструмента и метода управления и прогнозирования общественного развития. Человечество достигло техногенной цивилизации, характеризующейся высоким уровнем развития производительных сил, сложной и динамичной системой общественного управления неограниченными возможностями развития сущностных сил личности. Техногенный тип цивилизации характеризуется процессом функциональной перестройки науки, превращением ее в непосредственную производительную силу развитого общественного производства. Это сопряжено с совершающимися техническими и научно-техническими революциями, с качественными преобразованиями “неорганического тела человека” – предметной среды, созданной им, с формированием динамичных социальных связей. Техногенная цивилизация возникла в XVII — XVIII в. и характеризуется рациональностью. Наука по самой сути своей является системой развивающихся знаний о мире, то есть непрерывно изменяющихся и потому никогда не могущих дать полного и законченного представления о мире в целом

Но если даже поверить в безграничность научного познания, и в способность науки разрешить когда-то все вопросы духа и материи и достичь уровня мировоззрения, то и в таком случае мыслящий человек не может ждать этого гипотетического будущего. Жизнь дается только один раз, и потому человеку, чтобы знать, как жить, чем руководствоваться, каким идеалам служить, необходим сейчас ответ на главнейшие для него вопросы: кто я? каков смысл моего существования? имеется ли смысл в бытии человечества, мира? есть ли вечная жизнь?

Основополагающая роль в развитии техногенной цивилизации принадлежит науке. Именно разум вывел человека из объектных отношений, разум создал отношения субъектно-объектные, создал собственно человека и культуру как среду его обитания. Между тем возникла ситуация, когда неограниченные возможности науки, породившие ее культ, пришли в противоречие с теми проблемами, которые взрастила наука. Наука – смысловой центр, душа человеческой культуры – вывела человечество на грань экологической катастрофы. Она создала возможности быть используемой против человека, и человечество драматически переживает ситуацию, в которой наука не смогла разрешить глобальные проблемы: сохранить среду обитания, разрешить проблему ядерного разоружения, разрешить демографическую проблему, и в целом решить трагическую проблему ХХ в. – проблему выживания. И разве только это? Кажется, что вера в разум терпит крушение, а мы, характеризуя жизнедеятельность общества, все чаще и чаще обращаемся к термину “дегуманизация”.

Наука выступает в качестве существенного достижения цивилизации, однако человек драматически переживает успех разума: наука многое обещает, и она же реально угрожает человеку. Так совершающаяся компьютерная революция меняет формы и характер интеллектуальной деятельности, меняет психологию человека. Человек освобождается от рутинных процедур, они передаются машине, но дополнительные резервы времени используются для продуцирования продуктов интуиции неэффективно. Для их появления нужен инкубационный период, который, возможно, совпадает со временем выполнения этих рутинных, механических процедур. К примеру, компьютер становится средством, стимулирующим развитие знания в гуманитарных науках. Одновременно осознается необходимость проникновения в него идеалов, норм, ценностей гуманитарного познания, необходимость гуманитаризации компьютерной науки .

В условиях массовой компьютеризации межличностные и социальные контакты меняют свою суть, может быть ослаблена субъективная мотивация к активности. Искусственные языки лишены духовности, в них нет скрытого смысла. В этих условиях развитие творческих механизмов человеческого мышления будет затруднено. Эта ситуация порождает настороженное, недоверчивое отношение к науке, порождает понимание того, что старый тип рациональности в науке исчерпал свои возможности и стал опасен для человека. В науке, ориентированной на этот тип рациональности, человек исключен из познавательного процесса, а знание, отделенное от человека – объективистское, бездушное знание. Воистину, рациональность вытеснила разум. Что представляет собой научная рациональность, каковы ее границы и роль в жизни общества? Ответить на этот вопрос невозможно, не выяснив, что есть рациональность вообще.

Наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функцией которой является переработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука – это особая форма отражения реальности, та форма, существование которой невозможно вне системы методов, норм, идеалов и того, что выполняет роль критериев научности (объективность, системность, логическая непротиворечивость). Являясь формой познания действительности, наука представляет собой рациональное освоение научного познания как предпосылки объективности научного знания, обретающего всеобщий и кумулятивный характер благодаря рациональности как свойства научного знания .

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Человек осваивает мир различными способами. Наука как способ освоения мира – это тот способ, который ориентирован, прежде всего, на объективность отражения действительности в сознании, на объяснение причин сущего, на проникновение в сущность исследуемого. За последнее время наука добилась значительных результатов в познании мира, однако многое из современных открытий были известны древним цивилизациям тысячи лет назад. Из чего следует вывод о том, что раньше люди познавали мир каким-то другим способом, более совершенным. Следует отметить и тот факт, что очень много различных явлений наука объяснить не может. Значит несмотря на все технические достижения, сделанные за последнее время, наука в значительной мере слаба как инструмент познания мира.

Религия и наука в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

  • Федорова Ю.В.
  • Чеснокова А.С.
  • Жирнова Е.А.

CC BY 410 61 Поделиться Журнал Актуальные проблемы авиации и космонавтики 2010 Область наук

  • Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук, автор научной работы — Федорова Ю.В., Чеснокова А.С., Жирнова Е.А.

Рассматриваются понятия религии и науки, обсуждается их значение на различных исторических этапах и в современном обществе.

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук , автор научной работы — Федорова Ю.В., Чеснокова А.С., Жирнова Е.А.,

  • Наука и религия в современном мире 2010 / Зобов Роман Алексеевич, Клинецкая Нина Васильевна
  • Религиозность, идентификация и религиозная идентичность* 2013 / Федоренко М. И.
  • К проблеме индивидуализма в психологии 2012 / Диянова Зухра Васильевна, Щеголева Тамара Михайловна
  • Философия как химера 2007 / Любимов Г.П.
  • Постсекулярная концептуализация религии 2012 / Кырлежев Александр

Текст научной работы на тему «Религия и наука в современном обществе»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

приобретают чрезвычайно большую энергию, пробивают себе путь через литосферу и происходит непосредственно само извержение вулкана . В момент выхода магмы на поверхность земли в ее составе практически нет газов, так как отделяются такие газы как С02, Н2 и другие, что представляет собой еще одну точку бифуркации. Уже на поверхности магма начинает затвердевать и объем застывшей магмы увеличивается. Таким образом, по мере продвижения раскаленных масс из глубины земли к ее поверхности, происходит формирование качественно новых более сложных структур, что является самоорганизационным процессом со своими бифуркационными точками.

Библиографические ссылки:

1. Синергетика // Википедия : интернет-энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Синергетика.

2. Точки бифуркации // Интернет-справочник. URL: http://itaka.stv.ru/wiki /Точка бифуркации.

3. Викизнание // Интернет-энциклопедия. URL: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Вулканы.

4. Как образуются вулканы // Научный сайт «Геоприрода.ru». URL: http://www.geopriroda.ru/ vulcans.

© Трегубович Ю. А., Цацорин А. В., Снежко А. А.,

Эльберг М. С., 2010

УДК 2:001

Ю. В. Федорова, А. С. Чеснокова Научный руководитель — Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РЕЛИГИЯ И НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Рассматриваются понятия религии и науки, обсуждается их значение на различных исторических этапах и в современном обществе.

Религия и наука всегда были неразделимыми понятиями, но при этом, долгое время приоритетным способом освоения реальности оставалась религия. Например, в эпоху Средневековья господствовала теология (наука о Боге, богословие), а в эпоху Просвещения происходило становление и, следовательно, доминирование науки, которое наблюдается до настоящего времени.

Религия — понятие многогранное, включающее в себя аспекты философии, социологии, психологии, этнографии и теологии.

Известный исследователь религии Хельмут Гла-зенап важнейшей особенностью религии считает веру, «к которой приходит человек с помощью разума, чувства, желания, практики», веру в существование сверхъестественных личных и безличных сил, от которых он чувствует себя зависимым и которые он стремится расположить к себе». Следует привести также определение религии русского философа Б. Н. Чичерина: «Религия как общее явление человеческого духа есть стремление к живому общению с абсолютным». С точки зрения социологии, религия — это система взглядов и поступков, вдохновленных Высшим Существом, с помощью которой разрешаются основные вопросы человеческой жизни. Это отказ человека смириться со смертью, предаться отчаянию, позволить вражде разрушить его общение с людьми. Если постараться определить это многогранное явление с более общей точки зрения, то можно привести такое значение: религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культо-

вых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) .

Науку тоже можно определить с совершенно разных позиций — и как систему личных представлений о свойствах и законах мира, построенная в строгом соблюдении научной методологии, и как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений), и как результат (научные знания), и как процесс (научная деятельность). Но в более общем смысле наука — это особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении посредством сбора фактов, их систематизации, критического анализа и на этой базе синтезировать новые знания или обобщения, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и, как следствие, — прогнозировать .

Из определений видно, что религия и наука имеют одинаковые цели, и потому неразделимы как две части одного целого. В одной известной цитате очень точно отражено, как взаимодействуют религия и наука — «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (М. Мон-тень). Действительно, задача религии в современном обществе заключается не столько в объединении людей по мировоззрению, сколько в моральном воспитании человека. Известно, насколько важны для религии такие понятия как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д. Именно благо-

Секция «Концепции современного естествознания»

даря религии люди начинают осознавать себя как единую общность, скрепленную общими ценностями и целями, она дает человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования. Важнейшей функцией религии является регулятивная, которая отвечает за осознание индивидом содержания определенных ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей . Эта программа направлена именно на то, чтобы люди всегда склонялись в своем поведении именно к «хорошим» поступкам. Например, воспитанный таким образом человек позовет продавца, которого нет за прилавком магазина, даже имея возможность просто взять вещь и безнаказанно уйти. Также религия передает традиции из поколения в поколение — это также важно для сохранения целостности общества, для объединения людей.

Задача же науки состоит в том, чтобы развивать наше общество, двигать его вперед. Сейчас наука уже давно вышла за рамки только развития техники и технологии. Она превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Сейчас можно говорить об интеграции религии и науки, так как религия использует чувственно-образный способ познания, без которого не может обойтись наука, так же как и религия не может сегодня обойтись без науки. Разграничить сферы их

применения сегодня уже невозможно, иначе они в скором времени превратились бы в непримиримых врагов, и началась бы настоящая война, но мы видим совсем другую картину — сегодня религия практически не отрицает науку и не считает ее враждебной силой, несущей вседозволенность, оружие массового уничтожения и т. п. И сторонники науки уже не рассматривают религию так категорично как раньше.

Таким образом, религия и наука действительно неразделимы как чувственно-образное и рациональное — они дополняют друг друга. Религия объединяет наше общество, воспитывает в нас моральные ценности и передает традиции дальнейшим поколениям. А наука двигает нас вперед, позволяет накапливать знания и опыт, и адаптироваться к изменениям в природе и обществе. И сегодня одной из главнейших целей человечества должно быть сохранение неразрывности этих двух понятий, чтобы люди не только развивались технически, но и сохраняли бы духовную основу, необходимую для мира на всей Земле.

Библиографические ссылки

1. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Религия.

2. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Наука

3. URL: http://www.podrobnee.ru/microuho/referat. php?url=microuho/diskl/Humanities/re_RELIGRUS.htm

© Федорова Ю. В., Чеснокова А. С., Жирнова Е. А., 2010

УДК 501 (001.11)

Ю. А. Шамара, Т. В. Свиногонова, О. А. Демченко, И. С. Плотников, А. И. Логвиненко Научный руководитель — В. П. Жереб Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВОЗМОЖНОСТИ НАУКИ В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Показано, что разрешение глобальных проблем человечества возможно только научным путем в рамках антропной рациональной модели реальности.

Уже в первом проекте Римского клуба было показано, что глобальный кризис человечества проявляется как катастрофически резкое уменьшение населения Земли. Результатом такого изменения состояния мировой экономики будет сокращение почти на треть численности населения мира. Из биологии известно, что если размер популяции какого-либо вида биосферы сокращается на одну треть в пределах одного поколения, то популяция может не восстановить свою численность и оказывается на грани исчезновения. Именно такая опасность грозит человечеству! Отметим, что этот прогноз был сделан еще в 1972 г. при условии, что в мировой экономике не произойдут радикальные изменения, связанные с поиском новых путей развития.

Поиск недраматических сценарием развития мирового хозяйства с использованием компьютерного моделирования показал, что технического или технологического решения этой проблемы не существует. Но было показано, что избежать катастрофического развития будущего можно только при условии смены критериев прогресса, критериев цивилизации! Все последующие исследования, выполненные по инициативе РК, в той или иной форме только развивали этот вывод .

Анализ сложившихся к настоящему времени мировых тенденций показывает, что вся деятельность современной цивилизации ориентируется на удовлетворение человеческих потребностей. Поэтому у философов современная цивилизация называется потребительской цивилизацией. Смена критериев

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

Философия и мировоззрение. Философский, научный и религиозный взгляд на мир;

Предмет философии. Структура философского знания. Основные вопросы философии.

Философия-это определенная система знаний ,наука среди других наук. это школа рационального размышления, поиска истины, умение оперировать понятиями, способ привития определенной интеллектуальной культуры. Способ отношения человека к миру, духовно-практической оценки самого себя ,способ понять свое место в мире- то есть самосознание человека. Это форма общественного сознания, деятельность , выраженная в определенной теоретической системе ценностей.

Структура философского знания- Философия, в отличие от конкретных наук, изучает всеобщее в системе отношений «человек-мир». Но эти отношения — многообразны, поэтому в зависимости от того, какие именно отношения мы выделяем, и какие вопросы считаем главными — выделяют разделы философии, или разделы философского знания:
фундаментальные (Что есть мир?) — онтология
познавательные (Как познается мир?) — теория познания (гносеология)
ценностные (Что такое хорошо и что такое плохо?) — аксиология
этические (Что такое добро и зло?) — этика
эстетические (Что такое красивое, безобразное?) — эстетика
Практические (Как с этим миром взаимодействовать?) — праксеология
Ширится разворот философии к другим составляющим духовной культуры, возникают бинарные концептуальные образования: социальная философия, философия техники, философия искусства, философия истории, философия права, философия собственности и пр. То есть наряду с упрочением целостности в ней нарастает и многослойность.

Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом , объединять данные наук, искусств ,практик .в формировании мировоззренческой культуры человека философия играет особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями .мировоззрение-это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на его отношение к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы , принципы познания и деятельности ,ценностные ориентации.

Понятия мировоззрения-общая картина мира, мироощущение, мировосприятие, миросозерцание ,миропонимание.

Научный-мировоззрение опирается на совокупность данных всех наук ,на знание законов природы, общества и духовной деятельности человека..наука помогает человеку не только в освоении природных богатств , но и в рациональном их использовании. Наука и техника включаются в саму сущность человека и как способ его деятельности и как способ организации жизненного пространства.

prbm

  • Recent Entries
  • Friends
  • Archive
  • Profile
  • Add to friends
  • RSS

Новости мракобесия

Незамоленные грехи Русской Православной Церкви jinnledingue wrote in prbm January 25th, 2014 После распада Советского Союза и краха социалистического общества Церковь вступила в новую фазу своего развития – она не только восстановила свое положение в стране, но значительно его превысила. По сути, наряду со светской властью, Русская Православная Церковь (РПЦ) сегодня стала второй властью в России. Несмотря на то, что по Конституции Церковь у нас отделена от государства, она, как и в царский период, получает полную поддержку своих интересов на всех уровнях государственной власти – от самого маленького чиновника до президента страны. Более того, нынешнее положение РПЦ выгодно отличается от её статуса до 1917 года, когда она не имела самостоятельности и была подчинена высшему светскому руководителю государства – царю. Набрав за короткое время силу, она настолько осмелела, что впервые в истории русского государства заявила на своем соборе о возможности её неповиновения государственной власти («Основы социальной концепции РПЦ»).

Сегодня РПЦ представляет себя как главную духовную силу нашего государства. Со своей стороны чиновники и депутаты, поддерживающие Церковь в её стремлении играть ведущую роль в духовной жизни общества, уверены, что она может поднять его мораль и, прежде всего, мораль подрастающего поколения. В связи с тем, что чиновники и депутаты плохо знают историю РПЦ, им следует знать, что моральный облик самой РПЦ весьма далек от совершенства и поэтому доверять ей окормление наших граждан и особенно воспитание наших детей было бы большой ошибкой. Считая себя самой совершенной религиозной организаций не только среди всех Церквей мира, но и среди Церквей инославных, РПЦ не нашла ни времени, ни повода для признания того, что в её истории были не только ошибки, но и преступления, которые она должна расценивать как грехи, причем грехи тяжкие. А грехи, как следует из христианского вероучения, следует признавать, каяться в них и замаливать. И просить прощения. И не столько у Бога (лучше не только у Христа, но у всей святой Троицы), сколько у народов России. К сожалению, руководство РПЦ и, прежде всего её патриарх Алексий II, в своей гордыне не видит за собой никаких грехов и каяться за них не желает. А напрасно…
Папа Римский Иоанн Павел II
Между тем в своё время глава первой по численности христианской Церкви — католической, объединяющей более одного миллиарда верующих, “наместник Бога на земле” Папа Римский Иоанн Павел II смог критически подойти к деяниям христианской Церкви и признать Церковь греховной, признать ошибки её руководства (в том числе ошибки пап Римских) и просить за них прощения. Среди прошлых грехов Папа назвал деяния инквизиции, ведение религиозных войн, дискриминацию женщин в Церкви и пассивность католических священников по отношению к защите от преследований евреев, особенно во времена нацистов. Папа осудил и терпимость Церкви к рабству в прошлые времена и за то, что монастыри и поместные Церкви обогащались за счёт эксплуатации рабов. В Апостольском послании Папы по случаю 2000-него юбилея “Tertio millenio adveniente”, впервые в истории говорилось об ответственности христиан и за зло, происходящее в наши дни.
В мае 2001 года во время посещения Греции в беседе с Архиепископом Афинским и всея Эллады Христодулом Папа попросил прощения не только у православных греков, но и у православных верующих всего мира. Вслед за Католической Церковью некоторые протестантские организации также сделали публичные заявления о том, что они раскаиваются за те беды, которые христиане (христиане-протестанты) причинили евреям и иудаизму.
РПЦ и грехи
А что же Православные Церкви, как они относятся к похвальной инициативе Католической Церкви? Весьма сдержанно, даже неодобрительно и почти без комментариев. Поскольку РПЦ делает вид, что её-то грехи католической части Церкви не касаются, следует напомнить её иерархам что прошлое их Церкви вовсе не было чистым и безоблачным. И у неё есть в чем каяться как перед инославными Церквами, так и перед верующими других монотеистических Церквей, т.н. язычниками и неверующими. О том, как на Руси насаждалось христианство, свидетельствуют летописи, которые нельзя заподозрить в желании очернить РПЦ, т.к. они писались христианами.
Древняя Русь Жителей древнего Киева просто загнали в Днепр и им пришлось принять крещение опасаясь расправы. Зная, что новгородцы против принятия христианства, для их крещения вместе с епископом Иоакимом Корсуняниным были направлены войска — киевская дружина во главе с тысяцким князя Владимира — Путятой. Город был взят штурмом, и княжеская дружина совершила акт кощунства над верой новгородцев – изображения их богов – статуи были повержены (сожжены, разбиты или утоплены). Так как желающих отказаться от своей исконной веры, веры отцов и дедов и принять чужую веру было немного, княжеская дружина заставила её принять под страхом смерти. Не желающих принять христианство постигла расправа. Вся эта процедура дала новгородцам основание заявить, что “Путята крестил мечом, а Добрыня (новгородский воевода) — огнём”. Насаждение христианства на Руси не было однократным актом, оно продолжалось много столетий – практически вплоть до ХХ века. И часто огнем и мечом.
Руководство РПЦ не останавливалось перед уничтожением целых народов, не желавших принимать христианство. Грамота 1452 года митрополита Ионы вятскому духовенству красноречиво свидетельствует о том, как христианство насаждалось среди нерусских народов. Священники перемучили многих людей, переморили, в воду “пометали”, сжигали в избах — мужчин, старцев и малых детей, выжигали глаза, младенцев сажали на кол и умерщвляли. При этом митрополит не осуждал духовенство за зверскую расправу, а только предостерегал, что такой кровавый террор может вызвать ненависть к духовенству и нанести ущерб Церкви. Согласно грамоте новгородского епископа Макария в Водскую пятину, датированной 1534 г. Макарий отправлял православные иконы и освященный крест в водские земли, приказав помощнику «скверные молбища разоряти, а христиан наказывати и поучати на истинную православную веру». Так вожане принятии христианство.
Русь в Средние века
В XVII веке происходило насильственное крещение народов Поволжья и Сибири. В Сибири огнём и мечом действовал сибирский митрополит Филофей Лещинский. Он разрушал нехристианские кладбища, рубил и сжигал капища, возводя вместо них часовни. Принудительное крещение нерусских народов продолжалось даже в XIX веке. Чёрной страницей истории РПЦ является учреждение патриаршества на Руси. Прибывший за деньгами в июне 1588 г. константинопольский патриарх Иеремия II вовсе не был озабочен учреждением патриаршества на Руси. Более того, он этого активно не хотел. Грамоту об учреждении патриаршества на Руси бывший с Иеремией митрополит Монемвасийский Иерофей был вынужден подписать лишь под угрозой утопления в реке! Незаконность создания Московской патриархии состояла и в том, что это решение властен был принять только Вселенский Синод, как это было со всеми существовавшими патриархиями.
Государственная православная Церковь расправлялась не только с язычниками, но и с еретиками (т.е. инакомыслящими). Согласно соборному уложению 1649 г. критика Церкви и её догматов каралась сожжением на костре. Также карался и переход в другую веру. Инакомыслящие и перешедшие в другую веру (чаще — вернувшиеся в свою прежнюю веру) считались врагами Церкви. Этих врагов Церкви сажали на кол, выносили за городские ворота и сжигали, а пепел засыпали землёй.
Старообрядцы
После никоновских реформ были начаты страшные гонения на старообрядцев. Именно РПЦ была инициатором издания в годы правления царевны Софьи “12 статей о раскольниках” (1685 г.), в которых было сказано, что даже если некоторые “особо опасные” старообрядцы и присоединятся к господствующей Церкви, исповедуются и примут причастие от официального священника, то всё равно их надо “казнить смертию без всякого милосердия”. Причём казнить через сожжение. Автором этого документа был патриарх Иоаким. По настоянию духовных властей уничтожались деревни и сёла, где жили раскольники, их скиты и монастыри. По свидетельству иностранцев только перед пасхой 1685 г. патриархом Иоакимом было сожжено в срубах около 90 “церковных противников”. Одним из следствий кровавого террора по отношению к раскольникам было их самосожжение, принявшее большие размеры в XVII — XVIII веках. Самое массовое самосожжение произошло в Олонецком крае в 1687г. — крестьяне-раскольники, восставшие против притеснителей-священников после отчаянного сопротивления воинскому отряду решили сжечь себя. В огне погибло 2.700 человек ! В результате жестокой расправы духовного ведомства с раскольниками в течение XVIII века было сожжено 1.733 человека, а самосожжению подвергло себя 10.567 человек!
Инквизиция на Руси
Как и Католическая Церковь, руководство РПЦ преследовало инакомыслящих («еретиков») с помощью своей «святой инквизиции». Свою инквизиторскую деятельность РПЦ осуществляла через судебные органы, находившиеся в распоряжении епархиальных архиереев, через патриарший суд и церковные соборы. Она располагала и специальным органами, созданными для расследования дел против религии и Церкви — Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольническим и Новокрещенскими конторами и др. Уже в XI веке РПЦ сурово расправлялась со своими противниками и требовала того же от светской власти. В Лаврентьевской летописи 1069 г.рассказывается о злодеяниях ростовского епископа Федора: «Много бо пострадаша человецы от него … головы порезывая … иним же очи выжегая и язык урезая». Новгородского архиерея Луку Жидяту, жившего в XI веке, христианский летописец называет “звероядивым”. “Сей мучитель, — говорит летописец, — резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям”. Церковных противников сжигали на кострах и варили в «собственном соку» в раскалённых железных котлах. Выступившему против религиозного догматизма Фому Иванова в цепях привели в церковь и предали анафеме. После этого его пытали и заключили в Чудов монастырь, а 30 декабря 1714 г. в Москве на Красной площади построили сруб, куда поместили Иванова, после чего сруб сожгли. Сожжение еретиков проходили на Руси с 1504 по 1743 года, причем достаточно регулярно. Карались еретики и другими способами, например, утоплением.
Уже в XI веке на Руси происходили ведовские процессы. Летописи отмечают, что в 1024 году в Суздальской земле были схвачены волхвы и «лихие бабы». И те и другие были преданы смерти через сожжение. Их обвинили в том, что они являются виновниками постигшего Суздальскую землю неурожая. В 1411 году (почти за сто лет до начала охоты на ведьм в Европе) двенадцать «жонок вещих» наслали чуму на Псков, за что поплатились жизнью на костре. Последний раз русская ведьма была отправлена на костер в 1682 году. Это была Марфушка Яковлева, уличенная в наведении порчи на самого царя Федора Алексеевича. По примеру своих католических соратников, православная инквизиция разработала в XIII веке методы распознавания ведьм и чародеев огнем, холодной водой, подвешиванием и.т.п. Поддерживая веру в дьявола и его могущество, РПЦ объявляла еретичеством всякое сомнение в реальности дьявола. Жертвами православных инквизиторов были главным образом женщины. По церковным представлениям, женщины легче всего входили в сношение с дьяволом. Женщин обвиняли, что они портят посевы, погоду, что они виновны в неурожаях и голоде.
РПЦ и русский народ
Отдельно следует сказать об отношении РПЦ к русскому народу и государству. Вопреки усиленно распространяемому сегодня представлению об особой любви РПЦ к русскому народу, её руководство не всегда стояло на его стороне. Так, когда со второй трети XII века в Киевской Руси начали крепнуть центробежные тенденции, когда интересы многочисленных удельных князей возобладали над соображениями национального единства, Церковь не только не противостояла им, но нередко и поддерживала их. В истории РПЦ были и периоды, когда она выступала на стороне врага. Так, в середине XIII века священнослужители призывали смириться с татарским игом, отнестись к нему, как к заслуженной божьей каре. В период освободительной борьбы Руси против золотоордынского ига (XIV — XV вв.), хотя некоторые иерархи и встали на борьбу с врагом, например, игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский, — большая часть священнослужителей исходя из собственных интересов сотрудничала с захватчиками, призывала прихожан к смирению и покорности. А Ростовский епископ Тарасий навел вместе с князем на Русь хищные орды Дуденя, разграбившего и разрушившего Владимир, Суздаль, Москву и ряд других русских городов. Многочисленные источники свидетельствуют, что в этот период духовенство находилось в несравненно лучшем положении, чем народ. Священники РПЦ под властью Орды быстро приспособилась – многие сами поспешили перейти на службу к татарам и призывали народ к покорности. Глава Церкви митрополит Иосиф бежал, оставив кафедру. Бежали также епископы Рязанский и Ростовский, Галицкий и Перемышльский. Монголы не только не притесняли, но и предоставили православному духовенству всевозможные льготы и послабления. Благодаря этим льготам, православное духовенство не испытывало и сотой доли тех тягот, которые легли на русский народ. В частности, монастыри и причт были полностью освобождены от уплаты дани. За верную службу завоевателям православному духовенству давались от ханов специальные ярлыки (жалованные грамоты). Когда в 1601 — 1603 гг. страну поразил голод, во время которого вымерла “треть царства Московского”, архиереи и монастыри (вопреки указу Бориса Годунова) не поделились хлебом с народом. ”Сам патриарх, — писал свидетель событий, — имея большой запас хлеба, объявил, что не хочет продавать зерно, за которое должны будут дать ещё больше денег”.
РПЦ и Советская власть
Руководству РПЦ не следует забывать, что ещё 140 лет назад крепостное право в России признавалось богоугодным и таким же признавалась продажа одного человека другим на правах «крещенной собственности». Освобождение от крепостного права в России произошло на сто лет позднее, чем на Западе во многом благодаря сопротивлению духовенства. РПЦ активно выступала в защиту неограниченной власти царя: «Всякая мысль о какой-то конституции, — заявлял епископ Никон, — о каком-то договоре царя с народом является кощунством, непростительным оскорблением не только царя, но и Бога» (Голос Церкви, 1912, №10, с.47).
Да и в развязывании гражданской войны 1917 — 1921 гг. немалая вина лежит на РПЦ. Ведь инициаторами столкновения с большевиками было руководство РПЦ. Когда большевики издали свой манифест о земле (второй после декрета о мире), против них яростно выступили служители Церкви. Ещё бы — ведь у них отбирали землю, которая приносила им огромные доходы! После царя РПЦ была крупнейшим землевладельцем. Они сразу же забыли слова Христа о том, что отнимающему у тебя рубашку “…отдай и верхнюю одежду”(Матф. 5:40) и его призыв “Любите врагов ваших”. Патриарх Тихон (Белавин) объявил анафему (т.е. церковное проклятие) советской власти и стал призывать народ подниматься на гражданскую войну.
Чтобы защитить свою собственность и свою сытую жизнь! Когда поборники христианства у нас говорят, что РПЦ является хранительницей древней русской культуры, то они заведомо говорят неправду. Ведь вся действительно древняя русская, славянская культура дохристианской поры (VI — X веков) была уничтожена. И уничтожена именно христианами. Уничтожена до основания! Погибли все ранние произведения древнерусского зодчества — древнерусские храмы, святилища и капища, священные рощи, вся скульптура, вся древняя церковная утварь, все произведения прикладного искусства. Уничтожены все древнерусские сказки, сказания, былины. По вине христиан русские люди называют своих детей не русскими, а еврейскими и греческими именами. В связи с этим возник парадокс русского мужика: символом русского мужика является русский человек с чисто еврейским именем Иёханаан («дар богов»), переделанный в Ивана. Другой парадокс состоит в том, что та культура, которую сторонники христианства называют древнерусской, в основе является чуждой русскому народу, заимствованной у греков и евреев. Лишь постепенно, с веками произошло частичное обрусение этой чуждой христианской (точнее, иудео-христианской) культуры. Усилиями христианских «просветителей» была уничтожена и древняя письменность русского народа. От неё сегодня ничего не осталось. Из летописи известно лишь, что такая письменность была и что на ней составлялись договоры с Византией.
РПЦ и наука
Ещё один тяжкий грех Русской Православной Церкви состоит в её многовековой борьбе против науки и просвещения, в чём она мало чем уступала своей более могучей сестре – Католической Церкви. Нападки РПЦ на науку вынудили великого русского ученого М.В.Ломоносова написать в «Регламенте» академического университета (1748г.): «Духовенству к учениям, правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях». «Не привязываться» Михаил Васильевич требовал не случайно, ибо духовенство, пока ещё неофициально, выражало недовольство светским образованием. Как и Католическая Церковь, РПЦ активно боролась против учения Коперника и Джордано Бруно, препятствовала развитию астрономии. Её духовенство считало «противной православной вере» гелиоцентрическую систему. М.В.Ломоносову пришлось включить в свое знаменитое «Письмо о пользе стекла … писанное в 1752 году» резкую отповедь «невеждам свирепым», веками стремящимся погубить научную астрономию. А 21 декабря 1756 года духовное ведомство представило императрице Екатерине II подробный доклад о вредности для православия гелиоцентрических воззрений. Синод испрашивал именной указ, согласно которому следовало «отобрать везде и прислать в Синод» издание книги французского писателя и ученого Бернара Фонтенеля, пропагандировавшего учение Коперника (1740 г.), и номера академических «Ежемесячных сочинений» 1755 и 1756 годов, а также строго воспретить «дабы никто отнюдь ничего писать и печатать как о множестве миров, так и о всем другом, вере святой противном и с честными нравами не согласном, под жесточайшим за преступление наказанием не отваживался». Немало препятствий чинило православное духовенство развитию медицины. На православных церковных соборах XIV — XVII веков рассматривались и утверждались индексы запрещенных книг. В 1743 г. синодальное начальство потребовало изъять из продажи (что и было сделано) изданный Академией Наук астрономический календарь: оно обнаружило в нём сведения, “к соблазну народному склонные” “относительно Луны и протчих планет”. Оно возражало также против предпринятого Академией Наук издания русских летописей (!). В 60-х годах XIX века РПЦ запретила издание романа Ж.Верна “Путешествие к центру Земли”, т.к. духовные цензоры нашли, что этот роман может развить антирелигиозные идеи и уничтожить доверие к священному писанию и духовенству. Церковные власти России запрещали издание многих произведений выдающихся французских писателей — Флобера, Анатоля Франса, Эмиля Золя и др. По настоянию Синода на лобном месте в Москве была публично сожжена книга-диссертация видного философа и математика Д.С.Аничкова “Рассуждения из натурального богословия о начале и происхождении натурального богопочитания у разных, особенно невежественных народов”, изданная в 1769 г. Эта книга была посвящена вопросам происхождения религии. В XIX веке цензурным и иным преследованиям духовенства подвергались труды по геологии, биологии, ботанике, физиологии, истории, философии, произведения Дидро, Гольбаха, Гобса, Фейербаха. Чтение трудов Ч.Дарвина запрещалось, а его книги уничтожались. Лишь после отмены в 1861 году крепостного права, Церковь стала постепенно отказываться от открытых и грубых нападок на науку. Однако после крушения социалистической системы в России РПЦ снова стала открыто лягать науку. В частности, сегодня она вновь нападает на эволюционное учение, объявляя его ложью (В.Тростников Дарвинизм: крах мира. Православная беседа, 1991, №2: 41-43). Вместо него она настойчиво и агрессивно предлагает молодому поколению (детям дошкольного возраста, школьникам и студентам) верить в допотопную сказку под названием «креационизм» — о сотворении богом Вселенной, состоящей всего лишь из планеты Земля, двух светил и тверди небесной с приколоченными к этой тверди звездочками.
«Святые»
Есть в чем покаяться руководству и клирикам РПЦ в связи с канонизацией святых. РПЦ взяла на себя большой грех, объявив святым не кого-нибудь, а убийцу — князя Владимира Святославича, который участвовал в братоубийственной войне, убил полоцкого князя Рогволода и насильно взял себе в жёны его дочь Рогнеду. Вся же его «святость» состоит в том, что он навязал русскому народу чуждую ему, но так желанную для попов иудео-христианскую религию. Главы РПЦ {начиная с Петра I номинальной главой РПЦ до 1917 г. был царь (царица)} не только часто вели себя неподобающе, но некоторые из них были и просто клятвопреступниками. Так, когда императрица Елизавета Петровна была ещё цесаревной, она устроила заговор против правительницы Анны Леопольдовны и её сына — малолетнего императора Иоанна Антоновича. Когда заговор стал известен Анне Леопольдовне и та потребовала объяснений, Елизавета расплакалась и бросилась к правительнице в объятия и поклявшись ей, что ничего не замышляет, убедила её, что она невинна. И та ей поверила! А в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. Елизавета, возглавив заговор, свергла Анну и её сына и стала императрицей. Клятвопреступником был и вновь чтимый сегодня РПЦ император Николай II, прозванный в народе «кровавым» в связи с расстрелом в январе 1905 года мирной демонстрации на дворцовой площади в Петербурге. Поскольку Александр III считал Николая II неспособным править страной, он хотел передать престол младшему сыну Михаилу. Но когда Александр III умирал, Михаил не достиг ещё совершеннолетия и не мог принять корону. Перед смертью Александр III взял с Николая II клятву в том, что он откажется от престола, как только Михаилу исполнится 21 год. “Ты же сам знаешь, что не убережешь Россию, — пророчески говорил умирающий. — Добереги её до совершеннолетия Михаила”. Когда грянула революция и Николай II отрёкся, наконец, в пользу Михаила, было уже поздно.
РПЦ и Третий Рейх
Греховность РПЦ в вопросах нравственности просто огромна! О нравственной ущербности православной морали можно судить, например, по отношению РПЦ к войнам и, в частности, по объяснению почему христианский Бог убил (или допустил убийство) мирных граждан во время Великой Отечественной Войны. Во время этой войны Церковь не посмела заявить, что Бог наказал людей за их грехи войной и уничтожением. Это было бы кощунственно, ибо нет и не может быть у всего народа вины перед Богом. Тем более нет её у женщин, стариков и детей.
Нельзя было во время войны использовать и второе распространённое у Церкви объяснение: Бог попустительствует страданиям людей, чтобы отметить их своим вниманием. Иерархи РПЦ понимали тогда, что такое объяснение не было бы понято народом, т.к. оно не только кощунственно, но и звучит издевательски. Таким образом, оба эти распространённые объяснения в данном случае были бы не только безнравственными, но и позорными для РПЦ. Однако, спустя более полувека после окончания этой ужасной войны и после того, как права Церкви были полностью восстановлены и она снова, как и при царском самодержавии почувствовала свою силу, иерархи РПЦ вернулись к средневековым нормам нравственности. Сегодня они не только не осуждает войну, но и кощунственно высказывают традиционную для РПЦ точку зрения о том, что война — это …. благо для людей. Протоиерей Василий Преображенский поучает: “Мы, безусловно, веруем: исход всех событий — и малых, и великих — предопределён Богом…”. Вдумайся, читатель, в следующие глумливые слова этого слуги божьего: “…война является одним из способов, посредством которого Провидение ведёт род человеческий к миру и спасению …Война установлена Богом (попущена им) прежде всего ради общенародного и общечеловеческого вразумления…”. Это значит, что человек должен поверить, что его бьют, издеваются над ним и его близкими, убивают его для … его же собственного блага!!! Покаяться руководство РПЦ может и в своём отношении к евреям. В католической Церкви из богослужения Великий Пятницы была изъята молитва за “вероломных иудеев”. В некоторых православных странах также начинают проводиться подобная реформа, но не в РПЦ. Здесь, конечно же, приведены не все ошибки и преступления руководства РПЦ. Но и тех, что упомянуты, вполне достаточно, чтобы смиренно опустить голову и вслед за Папой Римским и главами некоторых протестантских Церквей (к сожалению, не все они изгнали из себя гордыню) принести слова покаяния своему народу. Может быть наш многострадальный народ их выслушает и простит. Если поверит в искренность покаяния…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *