Церковь святого великомученика мины

Православный Церковный календарь

Житие

Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ми­на, ро­дом егип­тя­нин, был во­и­ном и слу­жил в го­ро­де Ко­туане под на­ча­лом цен­ту­ри­о­на Фир­ми­ли­а­на во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на и Мак­си­ми­а­на (284–305). Ко­гда со­пра­ви­те­ли на­ча­ли же­сто­чай­шее в ис­то­рии го­не­ние на хри­сти­ан, свя­той не по­же­лал слу­жить го­ни­те­лям и, оста­вив служ­бу, уда­лил­ся в го­ры, где под­ви­зал­ся в по­сте и мо­лит­ве. Од­на­жды во вре­мя язы­че­ско­го празд­ни­ка свя­той при­шел в го­род, в ко­то­ром рань­ше слу­жил. В раз­гар празд­нич­ных иг­рищ, смот­реть ко­то­рые со­шел­ся весь го­род, раз­дал­ся об­ли­ча­ю­щий го­лос угод­ни­ка Бо­жия, про­по­ве­до­вав­ше­го ве­ру во Хри­ста, Спа­си­те­ля ми­ра.

Пе­ред су­дом пра­ви­те­ля Пир­ра свя­той му­же­ствен­но ис­по­ве­дал свою ве­ру и ска­зал, что при­шел сю­да, чтобы об­ли­чить всех в зло­че­стии. Свя­той Ми­на от­верг пред­ло­же­ние при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам, при­нял же­сто­чай­шие му­ки, по­сле ко­то­рых был обез­глав­лен в 304 го­ду. Те­ло свя­то­го му­че­ни­ка при­ка­за­но бы­ло сжечь. Хри­сти­ане но­чью со­бра­ли в по­гас­шем ко­ст­ре уцелев­шие остан­ки му­че­ни­ка, ко­то­рые по­ло­жи­ли в хра­ме его име­ни, по­стро­ен­ном по­сле пре­кра­ще­ния го­не­ний на ме­сте стра­да­ний и кон­чи­ны ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ми­ны.

См. так­же: «Стра­да­ние свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ми­ны» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Молитвы

Тропарь великомученику Мине Котуанскому

глас 4

Я́ко Безпло́тным собесе́дника/ и страстоте́рпцем единовсе́льника,/ соше́дшеся ве́рою, Ми́но, восхваля́ем тя,/ ми́ра ми́рови испроси́// и душа́м на́шим ве́лия ми́лости.

Перевод: Как Бесплотных собеседника и поселившегося вместе с мучениками, собравшиеся с верой, Мина, прославляем тебя, мира испроси миру и душам нашим великую милость.

Кондак великомученику Мине Котуанскому

глас 4

Во́инства исхити́ привре́меннаго/ и нетле́ннаго показа́ тя Небе́снаго о́бщника,/ страстоте́рпче Ми́но, Христо́с, Бог наш,// И́же му́чеников нетле́нный вене́ц.

Перевод: Из временного земного воинства изъял и явил тебя частью нетленного Небесного, мученик Мина, Христос, Бог наш, Который для всех мучеников нетленный Венец.

показать все

Молитва великомученику Мине Котуанскому

О, страстоте́рпче святы́й му́чениче Ми́но! Взира́юще на ико́ну твою́ и помина́юще цельбы́, тобо́ю подава́емые всем, с ве́рою и благогове́инством к тебе́ притека́ющих, припа́даем ти и, прекло́нше коле́на серде́ц на́ших, от всея́ души́ на́шея мо́лим тя, бу́ди нам хода́тай пред Го́сподом и Спа́сом на́шим Иису́сом Христо́м о не́мощех на́ших, сопу́тствуй и утеша́й нас во вре́мя скорбе́й на́ших, да́руя нам па́мять о гресе́х на́ших, помога́й в напа́стех и треволне́ниях ми́ра сего́, и во всех бедах, в сей юдо́ли плаче́вней нас постига́ющих. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святому великомученику Мине

Кондак 1

Возбранный чудотворче и в скорбех скорый помощниче, святый великомучениче Мино: хвалебныя песни от сердца приносим ти недостойнии; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких бед сохрани зовущия Ти: Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Икос 1

Ангел во плоти на земли явился еси, Мино преславне, слово бо Христово душею чистою прием в пустыню, идольскаго нечестия бегая, удалился еси, идеже яко бесплотен Богови послужил еси: мы же чудное житие твое поминающе, с радостию поем Ти: Радуйся, Церкви Христовы звездо пресветлая; Радуйся, солнца Правды луче благодатный. Радуйся, светильниче святый, житием твоим верныя просвещающий; Радуйся, заповедей Божиих исполнению научающий. Радуйся, правоверным, благочестия христианскаго образ являющий; Радуйся, к свету Христову заблудшия наставляющий. Радуйся, неправомыслящих вразумление; Радуйся, сребролюбивых сердец исправление. Радуйся, миром духовным, души наша услаждающий; Радуйся, в печалех присно нас утешающий. Радуйся, скорое от бед избавление; Радуйся, злых помыслов наших отгнание. Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 2

Видяще господство многобожия языческаго, во граде твоем, Мино всеславне, душею праведною томился еси; посреде же тьмы греховныя, яко светило, житием добродетельным сияюще, пел еси непрестанно Господеви: Аллилуиа.

Икос 2

Разум просвещен, заповедей Божиих исполнением имея, страстотерпче Христов, непорочно житие твое, посреде людей беззаконных проводил еси, день и нощь Господеви служаще любовию, мы же укрепльшаго тя Бога славяще от сердца зовем ти сицевая: Радуйся, упованию христианскому верныя научающий; Радуйся, козни вражия предстательством твоим разрушающий. Радуйся, сладостию молитв твоих скорбн наша растворяющий; Радуйся, в дивнем житии твоем унылыя мужества питием напаяющий. Радуйся, заповедей Господних блюстителю верный; Радуйся, благочестия и веры православныя ревнителю твердый. Радуйся, чтущия тя любовию, покрывающий; Радуйся, во искушениях, присно нам помогающий. Радуйся, мира духовнаго мироварнице славная; Радуйся, сосуде честный, благодатию преисполненный. Радуйся, токами чудес твоих правоверныя напаяющий; Радуйся, язвы душ наших, елеем молитв твоих умащающий. Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 3

Силою Божиею наставляем, славу мирскую и честь воинскую, Христа ради оставил еси и в пустынях, и горах Господеви служити изволил еси, яко Ангел непрестанно Богови зовя: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще сердце ревностию о славе Божественней распаляемо, со дерзновением пред нечестивым князем предстал еси, многострадальниче Христов, безумие идольское обличающе; он же яростию распаляем и не терпяще слов благодати, из уст твоих исходящих на муки многия предаде тя, мы же поминающе подвиг исповедания твоего с любовию зовем ти таковая: Радуйся, тернием от рук беззаконных израненный; Радуйся, исповедания ради огнем опаляемый. Радуйся, рассечение удов твоих претерпевый; Радуйся, тело твое иглами острыми исколотое имевый. Радуйся, млатом во главу люте ударяемый; Радуйся, многия раны Христа ради приемый. Радуйся, от трапезы подвиг твоих, мужеством верныя насыщающий; Радуйся, во искушениях терпению нас научающий. Радуйся, страданьми твоими многия ко Христу обративый; Радуйся, мучителей твердостию веры твоея победивый. Радуйся, в подвизе твоем образ крепости духовныя явивый; Радуйся, суету идольскаго нечестия посрамивый. Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 4

Бури гонения на Церковь Христову прошедше во дни Константина Великаго, воздвигоша христиане во Александрии церковь в честь славнаго имени твоего, Мино всечестне, идеже и положиша честныя мощи твоя, имже и мы ныне поклоняющеся поем дивному во святых Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша о подвизе исповедания твоего, мучениче славне, любовию теплою воспеваем тя и прославляюще дивное терпение твое, со умилением песни приносим ти сицевыя: Радуйся, нищету нашу верою обогащающий; Радуйся, милостивое предстательство твое верным являющий. Радуйся, сокровище мира духовнаго нам открывающий; Радуйся, грады и веси в них же имя твое почитается, покрывающий. Радуйся, домов христианских от огненнаго запаления охранителю; Радуйся, неправедно страждущих утешителю. Радуйся, путешествующих добрый путеводителю; Радуйся, в море плавающих безбедное провождение. Радуйся, от внезапныя смерти верныя избавляющий; Радуйся, скорбящих предстателю благодатный. Радуйся, присно в печалех нам помагающий; Радуйся, молитвами твоими скорби наша на радость прелагающий. Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 5

Боготечною звездою прошел еси житие твое, Мино всехвальне, день и нощь Господеви любовию пламенною работающе; темже и на конец подвигом мученическим веру твою запечатлел еси и венец нетленныя славы от Бога прием, на небесех с лики святых поеши Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще скорби и болезни наша, Мино блаженне, о нас, пред Престолом Господним предстоя ходатайствуешь и молитвами присными от многих бед и напастей чтущих имя твое сохраняеши. Темже и ныне к предстательству твоему притекающих сохрани, да выну зовем ти сицевая: Радуйся, предстательство верных непостыдное; Радуйся, страждущих изрядный помощниче. Радуйся, милостивый о нас пред Богом ходатаю; Радуйся, Закона Божия твердый ревнителю. Радуйся, молитвы к Богу кадило благовонное; Радуйся, сосуде избранный Святыя Троицы. Радуйся, во вражде сущия, молитвами твоими, премиряющий; Радуйся, правоверныя миром и любовию ограждающий. Радуйся, праведным житием твоим благочестному жительству научающий; Радуйся, добрых дел присный споспешниче. Радуйся, покаяния добрый учителю; Радуйся, неусыпный о нас молитвенниче. Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 6

Проповедник правды Божия, еврей некий, тобою облагодетельствованный явися, Мино преславне; той бо видев чудо, имже христианина, сокровища его утаити беззаконно восхотевшаго, обличил еси, отвержеся нечестия своего и веру Христову прием, воспе Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия в сердце евреянина онаго свет веры христианския, егда чудно возвратил еси, Мино добропобедне, сокровища его, беззаконно христианином, другом его утаенное: предстательством бо твоим зло во благо обратися; еврей убо крещение христианин же греха прощение получиша. Мы же дивное сие премененне поминающе, от сердца глаголем ти: Радуйся, зло во благо, молитвами твоими, претворяющий; Радуйся, и злотворящих к покаянию обращающий. Радуйся, страстьми ослепленных просветителю; Радуйся, правды Божия твердый ревнителю. Радуйся, пути неблаги предстательством твоим исправляющий; Радуйся, стопы наша к пристанищу закона Господня наставляющий. Радуйся, Церкви Христовы изрядное украшение; Радуйся, рабов Божиих присное поможение. Радуйся, неусыпный о нас молитвенниче; Радуйся, Богоданный в скорбех защитителю. Радуйся, чудес источниче неоскудеваемый; Радуйся, чтущих память твою утешителю благодатный. Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 7

Хотяще явити миру источники милости своея неоскудевающия, Христе Боже наш, даровал еси нам предстателей и молитвенников к тебе дерзновенных святых твоих мучеников, иже твердость веры своея, даже до крове пострадавши засвидетельствоваша; В нихже Тя, Единаго Благаго Бога славяще, умильно зовем Тебе: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго Завета благодатию Евангельскою сердце твое насыщая, Мино великомучениче, огнем любве Божественныя Господеви всесожжеглся еси и ликом святых мучеников сочетался еси, с ними же Престолу Вседержителя престоя, молися о чтущих верою память твою, ублажающих песньми тя таковыми: Радуйся, мучениче Господень преславный; радуйся, воине Христов добропобедный. Радуйся, милостивый христианам заступниче; Радуйся, присный о нас молитвенниче. Радуйся, недугов наших целителю милосердый; Радуйся, от напастей многообразных избавителю святый. Радуйся, в борьбе со страстьми и прилоги вражьими помощниче сильный; Радуйся, молитвами твоими от падений греховных нас сохраняющий. Радуйся, сокровищнице Даров Божиих Всебогатая; Радуйся, чаше, утешение духовнаго преисполненная. Радуйся, скорби наша молением твоим растворяющий; Радуйся, любовию к Богу сердца наша запаляющий. Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 8

Странник на земли явился еси, Мино преславне, сердцем чистым Господа выну взыскующе; темже венец мученический прием, житие твое славно скончал еси; ныне же в Царствии Небеснем водворяяся со Ангелы песнь вопиеши Богови: Аллилуиа.

Икос 8

Весь Богови покорився, Мино добропобедне, безвредно море искушения земнаго прошел еси и в пристанище Божественнаго покоя достиг во Обителех Отца Небеснаго водворяешися. Темже и нас, чтущих память твою, у Престола Божия поминай хвалящих песньми тя сицевымн: Радуйся, образ непорочного служения Богу явивый; Радуйся, многих к подвигу исповедания укрепивый. Радуйся, и ныне терпению, житием твоим нас научающий; Радуйся, коегождо к безропотному несению креста его наставляющий. Радуйся, нищеты духовныя учителю совершенный; Радуйся, светом смирения сердца наша просвещающий; Радуйся, православных христиан изрядный поборниче; Радуйся, верным людем от напастей и зол ограждение. Радуйся, присное страждущим поможение; Радуйся, болящим милостивое исцеление. Радуйся, страдальче Христов пречестный; Радуйся, заступниче, от Господа нам дарованный. Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 9

Всякую сладость мирскую от души твоея отринул еси, Мучениче Пребогате, темже и честь воинскую оставив, воин Царя Небеснаго явился еси твердостию веры и мужеством праведным просияв. Ныне же на Небесех, Подвигоположник Христу предстоя, вопиеши со Ангелы: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя не возмогут познати силу Христову, еюже яко оружием облеклся еси, Мино преславне, и мучителей беззаконных в терпении твоем победил еси. Мы же сердцем смиренным и душею сокрушенною, подвиг твой восхваляюще, со умилением песни ти зовем таковыя: Радуйся, неправедно страждущих утешение; Радуйся, обидящих вседейственное вразумление. Радуйся, земле благая, плод добродетелей возрастившая; Радуйся, честными твоими страданьми землю Сирийскую осветивший. Радуйся, многая преславная чудеса по смерти твоей явивший; Радуйся, крине святый, посреде идольскаго нечестия процветший. Радуйся, яко злато в горниле скорбей искусивыйся; Радуйся, светом правды Евангельския просиявший. Радуйся, теплыми лучами молитв твоих, притекающия к тебе, согревающий; Радуйся, от нечаемых зол, чтущия тя покрывающий. Радуйся, Святыя Горы Афонския похваление; Радуйся, православным людем присное защищение. Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 10

Спасение дивно даровал еси купцу на поклонение к местным твоим мощем идущему; той бо от сребролюбца беззаконнаго смерть претерпе, тобою же воскрешенный, Богу воспе: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и заступник теплый явился еси купцу оному, Мино Святе; того бо за злато убиеннаго воскресив, убийцу неправеднаго обличил еси; мы же чудо сие поминающе умильно поем ти: Радуйся, чудотворче преславный; Радуйся, предстателю благодатный. Радуйся, злотворящих грозное обличение; Радуйся, чтущих тя, присное защищение. Радуйся, купца убиеннаго воскресивший; Радуйся, сребролюбца и убийцу к покаянию обративший. Радуйся, жертводателей благий споспешниче; Радуйся, от сердца дающих теплый предстателю. Радуйся, пред иконою твоею смиренно молящихся скорый послушателю; Радуйся, от козней лукаваго и людей злых, верным хранителю. Радуйся, напасти житейския, молением твоим разрушающий; Радуйся, скорби наша, миром духовным растворяющий. Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 11

Пение похвальное приносим ти, мучениче доброхвальне, устне сердца смиреннаго любовию отверзающе: прославляем дивное житие твое и славим мученическую кончину твою, Богу укрепляющему тя зовя: Аллилуиа.

Икос 11

Светом явления чудесе славнаго, сердце Евтропия, сребролюбием омраченное просветил еси, Святе, той бо блюдо сребряное со именем твоим в дар тебе уготованное помыслив себе оставити, раба возлюбленнаго и блюдо оное, в пучине морстей потопляема узре; но обаче предстательством твоим спасена раба паки восприим, благодарная ти воспе пения; мы же чудо сие восхваляюще, умильно зовем тебе таковая: Радуйся, сердце Евтропия к покаянию применивший; Радуйся, того раба в пучине морстей сохранивший. Радуйся, явлением чудесе твоего печаль в радость претворивший; Радуйся, слугу вернаго от потопления спасший. Радуйся, правых сердцем присный споспешниче; Радуйся, о чтущих имя твое к Богу ходатаю. Радуйся, от злых напастей нас сохраняющий; Радуйся, помощь твою, православным людем являющий. Радуйся, правдивому и честному житию научающий; Радуйся, благих начинаний исполнению помогающий. Радуйся, от соблазнов греховных нас ограждающий; Радуйся, прошения наша во благо, ко спасению исполняющий. Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 12

Благодать милостиваго твоего заступления, Мино преславне, жена некая, именем София, позна, та бо шедши в церковь твою на поклонение, тобою от бесчестия воина беззаконнаго спасшеся, благодарно Богови возопи: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще многая чудеса твоя, всехвальне великомучениче, поминаем хромого и немую, иже в церкви твоей усердно молишася; тем бо явився, дивным образом исцелил еси; мы же чудо сие поминающе усердно молим тя: и наша, беззаконьми многими расслабленныя, нози укрепи и устне сердечныя отверзи достойно пети песньми тя сицевыми: Радуйся, нози расслабленнаго укрепивый; радуйся, узы немаго языка разрешивый. Радуйся, благосердый врачебник многими явивыйся; Радуйся, неверных множество чудесами преславными к вере приведый; Радуйся, боголюбцев веселие и похвале; Радуйся, странных пристанище и утешение. Радуйся, нищих питателю благодатный; Радуйся, вдов и сирот заступлениче непостыдный. Радуйся, правоверным от напастей и зол избавление; радуйся, чтущим тя твердое ограждение. Радуйся, в бедах сущих утешителю благий; Радуйся, в скорбех житейских помощниче святый. Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 13

О, святый и преславный великомучениче Христов Мино, приими ныне малое сие, от усердия приносимое ти пение, и покрый молитвами твоими притекающих ко святей иконе твоей и любовию почитающих честную память твою, да предстательством твоим выну от злых покрываеми в мире и благочестии прочее время живота нашего поживем, хваляще дивнаго во святых своих Бога, песнь поюще Ангельскую: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва великомученику Мине Котуанскому

О, страстоте́рпче святы́й му́чениче Ми́но! Взира́юще на ико́ну твою́ и помина́юще цельбы́, тобо́ю подава́емые всем, с ве́рою и благогове́инством к тебе́ притека́ющих, припа́даем ти и, прекло́нше коле́на серде́ц на́ших, от всея́ души́ на́шея мо́лим тя, бу́ди нам хода́тай пред Го́сподом и Спа́сом на́шим Иису́сом Христо́м о не́мощех на́ших, сопу́тствуй и утеша́й нас во вре́мя скорбе́й на́ших, да́руя нам па́мять о гресе́х на́ших, помога́й в напа́стех и треволне́ниях ми́ра сего́, и во всех бедах, в сей юдо́ли плаче́вней нас постига́ющих. Ами́нь.

«Я со Христом был, есть и буду»

  • Константинопольская
  • Александрийская
  • Антиохийская
  • Иерусалимская
  • Грузинская
  • Сербская
  • Румынская
  • Болгарская
  • Кипрская
    • Новости
    • История
    • Каноническое устройство
    • Персоналии
    • Святые и святыни
      • Святые и подвижники благочестия
      • Святыни
      • Храмы и монастыри
    • Духовное образование
    • Публикации
    • Интернет-ресурсы
  • Элладская
  • Албанская
  • Польская
  • Чехо-Словацкая
  • Американская
  • Синайская
  • Японская
  • Китайская

О ПОЧИТАНИИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МИНЫ НА КИПРЕ

Икона святого Мины

/p>

Святой Мина принадлежит к чину так называемых святых воинов вместе со святыми Георгием Победоносцем, Дмитрием Солунским, Артемием, Феодором Тироном, Феодором Стратилатом. Это один из наиболее почитаемых и любимых святых в Египте, в Греции и на Кипре, где ему посвящены многие храмы и монастыри, где его часто призывают верующие в своих молитвах и получают скорую помощь.

Святой Мина родился около 250 года в языческой семье в Египте. Юношей он служил в римском войске в малоазийской области Фригия около современного поселения Киутахиа под управлением тысяченачальника Фирмилиана. В 296 году, по указу императоров Диоклетиана и Максимиана (284-305), воздвигнувших лютое гонение, Фирмилиан должен был перевести свое войско в Верверию в Северной Африке для преследования местных христиан. Мина, узнав о цели похода, возненавидел воинскую повинность. Он оставил воинское звание и ушел в горы, где проводил время в богомыслии, посте и молитве. Так прошли долгие годы, его сердце окрепло в вере.

Однажды, в главном городе Котуанской области был устроен праздник в честь языческих богов, на который по обычаю собиралось множество народа. К этому дню блаженный Мина спустился в город. Он вошел туда, где проводились конские ристалища, поднялся на возвышение и перед всеми исповедал истинного Бога и обличил поклонение бездушным идолам, за что был брошен в темницу, а на допросе отвечал: «Я называюсь Мина и происхожу из Египта. Некогда я был воином. Но, видя пытки, которым вы, язычники, подвергаете христиан, я оставил воинское достоинство и тайно жил христианином на горе. Теперь я пришел исповедовать перед всеми, что мой Христос есть истинный Бог, чтобы и Он исповедал меня в Царстве Своем».

После отказа вернуться в языческую веру, Мина был подвергнут страшным мучениям: четыре воина растянули тело святого и без пощады били его воловьими жилами, затем повесили на дереве и строгали железными когтями, после чего опалили горящими свечами. Со словами: «Я со Христом был и есмь и буду» на устах Мина был усечен мечом одним из воинов местного правителя Пирра, а его многострадальное тело брошено на костер. Это произошло в 296 году. Когда пламя потухло, тайные христиане, собрав оставшиеся от сожжения части мощей, обернув их чистою пеленою и помазав ароматами, перенесли в город Александрию, где положили в храме, позднее получившем имя святого Мины.

Позолоченный ковчежец с мощами святого Мины

Последнюю молитву святого предание передает так: «Господи Боже мой, благодарю Тебя, что сподобил меня стать причастником страсти Твоей. Ныне молю Тебя прими душу мою и сподоби меня царствия Твоего небесного. И даждь мне благодать помогать именем Твоим всем призывающим меня». Господь даровал своему верному сыну благодать чудотворения. Александрийский архиепископ Тимофей записал лишь некоторые из них.

Многие чудеса святого Мины известны и в Греции, и на Кипре. Так 1826 году, в жуткие времена Греческой Революции турецкие жители Ираклиона на Крите покушались на жизнь христиан. И вот однажды они задумали утолить свою жажду крови в день Пасхи, когда христиане города были собраны на богослужении в кафедральном соборе святого великомученика Мины. Пасха тогда выпала на 18 апреля. Чтобы сбить с толку власти, заговорщики устроили поджоги в разных точках города вдали от собора. И когда пасхальная литургия уже началась, и читалось святое Евангелие, разъяренные толпы турок окружили храм, готовые незамедлительно приступить к осуществлению своего отвратительного плана.

Но внезапно между ними возник всадник с обнаженным мечом. Он скакал на коне вокруг храма и отгонял турок прочь. В кромешной тьме сделался переполох. В страхе кровожадные варвары бежали. Всадника приняли за первого из прокритов и решили, что он послан управителем для усмирения мятежа. Как оказалось позднее, первый прокрит в пасхальную ночь не отлучался из дома вовсе. Всем было ясно, что это чудесное вмешательство небесного покровителя города. Так святой Мина посрамил злое варварское намерение и спас жителей Ираклиона. Турки из уст в уста передавали весть о чуде, исполнялись страха и благоговения перед святым. Некоторые мусульмане из бывших в ту пасхальную ночь возле храма святого Мины стали ежегодно приносить дары в храм святого Мины в день его памяти.

На Кипре святой Мина – один из самых любимых народом святых, его призывают на помощь во многих повседневных нуждах. В прежние времена, когда на Кипре не редкостью были малярийные эпидемии, святого Мину считали единственным лекарем больных малярией. На Кипре верят, что святой Мина может исцелить от любой болезни, поэтому его почитают особо. Ему посвящены многие церкви в разных уголках острова — в Лапифо, Гери, Дримо, Нео Хорио, Полеми, Пендалья, Струби; действует женский монастырь, где хранится часть мощей святого Мины, привезенная из Александрии.

Монастырь святого Мины на Кипре

Монастырь святого Мины расположен в горном районе Лефкара, возле дороги, соединяющей Като Дрис и Вавла. Он стоит на берегу реки Маронио в рощи оливковых и рожковых деревьев. Монастырь был основан как мужской в последние годы венецианского владычества на острове (1489-1571), о чем есть запись на полях кодекса Парижской и Национальной Библиотеки (Paris.Gr.609, XII век). Эта запись датируется 1562 годом и гласит монастыря святого Мины в Вавла.

Монастырь действовал и после завоевания Кипра Османской Империей в 1571 году. В XVIII веке обитель была небольшой, имела свое хозяйство и скот — быков, коров и коз, о чем говорится в кодексе А, датируемом 1727 годом, Китийской митрополии. 11 ноября 1734 года обитель в день ее престольного праздника посетил русский паломник- монах Василий Григорович-Барский (1701-1747). В своем дневнике он записал: «Я начал свое паломничество по Кипру в октябре 1734 года. 11 ноября, день памяти святого мученика Мины, я пошел поклониться в один из монастырей, посвященный этому святому, где бывает ежегодно торжество, и многие собираются из близлежащих городов и сел, и больные исцеляются от многих болезней благодаря чудотворной иконе святого. Этот монастырь бедный и маленький, в нем всего несколько монахов. Он расположен в высоких горах на открытой и приятной взору долине; обитель окружена большим числом лесных деревьев. Монастырь состоит из четырехугольной стены и имеет небольшие кельи. В нем нет проточной воды, но есть источники. Монахи существуют отчасти подаянием, но преимущественно своим трудом — землепашеством, посевными работами, виноградорством».

Храм монастыря, однонефная базилика, был возведен на старых фундаментах в 1754 году по инициативе и на средства игумена Парфения и митрополита Китийского Макария Первого (1737-1776). Большое пожертвование на строительство храма внес один высокопоставленный чиновник Османской империи, тайный христианин. После его смерти монахи погребли его на монастырском дворе, а турецким властям сказали, что похоронили его в местечке под названием «Могила турка» неподалеку от монастыря. Монастырь продолжал действовать вплоть до первых десятилетий XIX века, в 1825 году там все еще оставалось восемь монахов. Затем обитель пришла в запустение и была заброшена. Монастырские постройки Китийская митрополия сдавала местным жителям, от чего они со временем пришли в жалкое состояние.

Духовник обители – архимандрит Леонтий Хаджикостас

Монашеская жизнь на острове возобновилось в начале XX столетия. Тогда были созданы монастырь Преображения Христова в Каимакли в 1910-е годы и святого Антония в Деринее в 1930-е годы. Несколькими годами позднее, в 1949 году, был возрожден женский монастырь в пустовавшей на тот момент обители святого Георгия Аламану. К 1960 году число его насельниц возросло до 60 человек.

29 марта 1965 году группа сестер этого монастыря из восьми человек была направлена на восстановление заброшенной обители святого Мины. Им приходилось тяжело трудиться: был отремонтирован храм, возведены часовни святого Стилиана (освящена в октябре 1974 года) и святых Игнатия и Георгия (освящена в сентябре 1993 года), построены новые кельи, мастерские, библиотека, благоукрашена территория, разбиты цветники и посажены фруктовые деревья и овощные культуры. С 1977 года обителью управляет игумения Кассиана. Духовник сестер с 1969 года, богослов и церковный писатель архимандрит Леонтий Хаджикостас, регулярно служит в монастырском храме.

На празднование памяти святого Мины 11 (24) ноября в обитель стекаются паломники со всего Кипра. Они поклоняются мощам великомученика и иконе, на которой святой Мина изображен с Христом на груди, потому что он ни разу в жизни не изменил своей вере во Христа и словам: «Я со Христом был, есть и буду».

Александра Никифорова

6 сентября 2005 года

МИНА КОТУАНСКИЙ

  • Статья
  • Новости
  • Обсуждение
  • Предложения
  • Версии

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Великомученик Мина, икона

Мина Котуанский (+ 304), великомученик

Память 11 ноября

Родом из Египта, был воином и служил всадником в тагме Руталиков в городе Котуане (Κοτυάειον, совр. Kütahya, Турция) под началом центуриона Фирмилиана во время царствования императоров Диоклетиана и Максимиана. Когда соправители начали жесточайшее в истории гонение на христиан, святой не пожелал служить гонителям и, оставив службу, удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. Однажды во время языческого праздника святой пришел в город, в котором раньше служил. В разгар праздничных игрищ, смотреть которые сошелся весь город, раздался обличающий голос угодника Божия, проповедовавшего веру во Христа, Спасителя мира.

Перед судом правителя Пирра святой мужественно исповедал свою веру и сказал, что пришел сюда, чтобы обличить всех в злочестии. Святой Мина отверг предложение принести жертву языческим богам, принял жесточайшие муки, после которых был обезглавлен в 304 году. Воины, взяв тело св. мученика Мины, бросили его в большой костер, но когда огонь погас, христиане собрали оставшиеся от сожжения части мощей святого и принесли в Александрию, где и с честью погребли близ Мареотидского озера (совр. оз. Sidi Krir).

На этом месте по приказу императора Константина Великого в период, когда патриархом Александрийским был Афанасий Великий, было построено два храма, монастырь и другие сооружения.

Св. великомученик Мина и по смерти своей прославился чудесами. Однажды около церкви святого мученика вместе со многими другими находились хромой и немая, ожидая получить исцеление. В полночь, когда все спали, св. Мина явился хромому и повелел подойти к немой женщине и дернуть ее за ногу. «Если не сделаешь сие, не получишь исцеление», — сказал святой мученик хромому. Хромой, исполняя повеление святого, приполз и схватил за ногу немую. Она, пробудившись, начала кричать, негодуя на хромого. А он, испугавшись, встал на обе ноги и быстро побежал. Таким образом, оба они получили исцеление и воздали благодарение Богу и св. великомученике Мине.

Тропарь

Яко Безплотным собеседника / и страстотерпцем единовсельника, / сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя, / мира мирови испроси / и душам нашим велия милости.

Использованные материалы

  • Страница календаря портала Православие.ру:
  • Страница сайта Мир русской иконы:
  • Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.):

Церковь Святого Великомученика Мины в Старой Руссе

Описание

Фото с wikipedia.org

памятник архитектуры (федеральный)

Церковь Святого великомученика Мины — ныне недействующий православный храм в Старой Руссе.

История

Церковь во имя святого мученика Мины расположена в южной части Старой Руссы, вдали от центра, на пересечении Георгиевской улицы и Писательского переулка. По соседству находятся Георгиевская церковь и Дом-музей Ф. М. Достоевского. Относится к типу четырёхстолпных, одноглавых, одноапсидных храмов с подцерковьем.

Дата строительства

Точная дата строительства храма неизвестна, так как памятник не имеет летописной датировки. Самое первое упоминание — в писцовой книге Шелонской пятины 1497/1498. Долгое время авторы, писавшие об истории Старой Руссы, указывали на древность церкви, не пытаясь установить точное время строительства. В 1885 году краевед М. И. Полянский пишет в своей книге «Иллюстрированный историко-статистический очерк города Старой Руссы и Старорусского уезда»: «… и по способу кладки стен можно заключить, что Мининская церковь самая древнейшая в г. Старая Русса». Священник В. Пылаев подтверждает: «Многие считают ее древнейшею в Старой Руссе. Правда, стены ее говорят о древнем происхождении, но какая из церквей самая древняя, трудно решить, пока какие-нибудь новые открытия не осветят этого вопроса. Одно можно сказать, что она существовала еще до смутного времени, и начало ее теряется в глубине столетий.» Современные историки и архитекторы также не могли точно указать дату строительства. В 1944 году ленинградский архитектор С. Е. Бровцев писал: «Церковь Мины — древнейший памятник архитектуры Руссы — очень напоминает новгородскую Нередицу и другие подобные храмы XII века. Правда, датирование церкви Мины XII века очень трудно. Вероятно, всё-таки, это более поздний памятник.» Л. Г. Дробышевский относил памятник к XIII веку. Краевед И. Н. Вязинин указывает даты «XIV век», а в более поздних изданиях — «не позднее XV века».

В послевоенном официальном Списке памятников архитектуры Новгородской области (1945—1946) церковь Мины датируется 1371 годом. В 1939 году директор Новгородских музеев А. А. Строков на основании натурного обследования отнёс время строительства храма к XV веку. И. В. Антипов, который провёл археологическое исследование кладки в 2002 году, делает вывод: «… совокупность технико-технологического, типологического и стилистического критериев даёт нам возможность датировать церковь св. Мины 1410—1430-ми гг., с большей долей вероятности можно считать, что церковь появилась во второй половине 10-х—20-х гг. XV в.». Также в результате раскопок стало известно, что каменному храму предшествовали два деревянных, которые были уничтожены пожарами.. В. А. Ядрышников предполагает, что первая церковь была поставлена в Русе в конце 1370-х. После того, как её уничтожил пожар, на рубеже XIV—XV веков была срублена новая, а уже в конце 1410-х годов был сооружён каменный храм, дошедший до наших дней..

Судьба храма

Церковь Мины была разграблена в годы шведской оккупации. Писцовая книга 1624 года сообщает: «На Мининской улице церковь каменная во имя великомученика Мины, пуста, церковное строенье поимали неметцкие люди во сто дватцать во втором году (1614)». Во второй половине 1650-х годов храм был возобновлён на средства Иверского монастыря, а в 1751 году полностью отремонтирован. Храм имел большой приход. Кроме городских домов, к нему были приписаны 15 деревень, расположенных по берегам реки Порусьи. Уменьшился приход лишь в 1832 году, когда деревни были отписаны к Духовской церкви и Косинской, а оставлено всего 5 деревень, до тех пор не образовался невдалеке от города новый Спасительский приход. Но зато в том же году к мининскому приходу были приписаны прихожане Вознесенской и Димитриевской церквей. 1874 году церковь была обращена в теплую, а в 1887 году оштукатурена и побелена. Однако постепенно роль храма сокращалась, в нем осуществлялись только праздничные службы.

После Октябрьской революции храм 20 лет оставался действующим. Но после ареста 12 февраля 1938 года его настоятеля протоиерея Николая Бакланова (расстрелян 6 марта 1938) храм был закрыт и перешёл в ведение горисполкома.

В годы Великой Отечественной войны храм сильно пострадал. В своде алтаря имелась огромная пробоина, утрата кладки и многочисленные трещины. Деревянные части были полностью утрачены.

Реставрационные работы были проведены в 1948—1949 годах: заделаны пробоины, сделана временная кровля из рубероида, восстановлен обрушенный участок конхи. Эти работы велись без исследований. Вторым этапом стал комлекс мероприятий в 1960—1962-х годах под руководством Л. М. Шуляк. В ходе работ была починена кладка стен, конхи и портальной арки. Заменена временная кровля, заложены проёмы XIX века, восстановлен декор на фасадах. После реставрации памятник не использовался и постепенно разрушался.

В акте осмотра 1988 года техническое состояние храма было определено как неудовлетворительное, а местами — аварийное. На стенах наблюдались многочисленные трещины, были утрачены некоторые элементы, повреждена кровля. В конце 1980-начале 1990-х годов были начаты комплексные исследования под руководством Г. М. Штендера, которые вскоре были остановлены.

В 1994 году Г. П. Никольская предложила два варианта реставрации: на первоначальную дату и в формах XVIII века, то есть без деревянных построек. В конце 2002 года Федеральным научно-методическим советом при Министерстве культуры РФ был утверждён второй вариант. Однако работы шли с большим трудом и были завершены лишь в 2008 году.

Проектные и реставрационные работы сопровождались археологическими раскопками. В 2007 году при прокладке инженерных коммуникаций была вскрыта часть церковного кладбища. на котором было обнаружено 43 погребения, датируемые XVI—XVIII веками.

Архитектура

Крест на стене церкви

Храм представляет собой небольшую (8,4-8,5-8,2—8.3 без апсиды) кубическую постройку с одной сильно выдвинутой апсидой, четырьмя квадратными столбами внутри, соответствующими им узкими лопатками на фасадах, позакомарным завершением, одной главой. В западной части находятся хоры. С самого начала было устроено невысокое подцерковье (2,4 м). В церковь, располагавшуюся на втором этаже. можно было попасть по крыльцам с северной и западной сторон; в подцерковье вёл вход с севера. Постройка отличается толстыми стенами (1,2—1,3 м). Снаружи стены расчленены на 3 части лопатками, соединёнными вверху полукружиями. Сохранился декор из бегунца, поребрика и арочек. Арсида украшена аркатурой из валиков. Фундамент состоит из четырёх рядов валунов и четырёх рядов плитняка, на стыке фундамента и стен имеется цоколь шириной 30-40 см.

Окна были расположены в три яруса, однако позднее некоторые верхние проёмы были растёсаны. Они — небольшие, узкие, с прямой перемычкой, заглублены в нишу с полуциркульным завершением. Закомары декорированы фризами. На северном и западном фасадах находятся каменные вкладные кресты, которые в древности выполняли охранительную функцию.

Колокольня

В 1874 году рядом с церковью была построена деревянная колокольня «тщанием церковного старосты Михаила Быкова». Она была решена в модном «русском стиле», имитируя старину. Документ 1910 года сообщал: «Колокольня над папертью деревянная в один ярус. Высота её от земли до карниза 5 1/2 саж., а до креста — 8 саж. Обшита тёсом и окрашена масляной зелёной краской по железу». Четыре колокола были перенесены с разобранной Вознесенской колокольни.

Колокол из Любека

Одним из колоколов, перенесённых на колокольню, был колокол из немецкого города Любека. На нём имелась латинская надпись с датой и местом изготовления: «Albert Benninck me fecit Lubeck anno 1672» («Альберт Беннинк меня вылил в Любеке 1672 года»). Каким образом попал он в Старую Руссу достоверно не известно. Возможно, это произошло во времена Ганзейского союза, с которым Руса имела торговые отношения наряду с Новгородом. Вероятно, кто-то из богатых местных купцов сделал щедрый подарок своему приходскому храму, и с тех времён колокол находился в городе. При инвентаризации колоколов в 1931 году он был отнесён к числу семи колоколов Старой Руссы, представляющих историческую ценность и не подлежащих изъятию Долгое время он считался утерянным в годы войны.

В августе 1941 года Старая Русса была оккупирована немецкими войсками. Колокольню церкви Мины было решено использовать в качестве смотровой площадки. При осмотре здания командир шлезвигских сапёров обнаружил колокол. Генеральное командование корпуса приняло решение переправить колокол на историческую родину и «… передать его в качестве подарка от шлезвиг-хольцштейнского корпуса, тесно связанного с его гарнизонным городом как „Ильменский колокол“, чтобы найти ему применение при восстановлении одной из древних церквей города».3 декабря 1942 года колокол доставлен по железной дороге в Любек и передан старшине гарнизона. 5 января 1943 года он размещён в вестибюле госпиталя Святого духа, 19 января — состоялась торжественная передача городу. Затем колокол был помещён на нижних хорах церкви Святой Катарины, ставшей музеем, где и хранился в течение последующих лет. Полевая газета «Feldzeitung von der Maas his die Memel» от 3 декабря 1942 года разместила статью об этой находке под названием: «Eine deutsche Glocke klang am Ilmensee». Эта газета во время наступления попала в руки бойцу Николаю Михайловичу Поликашёву, уроженцу Старой Руссы. Увидев фотографии родного города, он сохранил статью. Лишь спустя 50 лет рассказал о ней местному краеведу Нине Леонтьевне Богдановой. Так был найден след колокола. Обратившись к властям Любека, рушане получили согласие на возвращение колокола в Старую Руссу. 17 февраля в в сопровождении немецкой делегации во главе с Генеральным консулом Германии в Санкт-Петербурге Ульрихом Шенингом он был перевезён в Старую Руссу. И 18 февраля 2001 года в день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков колокол был официально передан руководству и жителям. В настоящее время колокол установлен в выставочном зале музея Северо-Западного фронта

Святыни

  • Храмовой образ святого мученика Мины в чудесах древнего письма. Риза на нём чеканной работы, серебряная, а венец с сиянием и тремя белыми камнями посеребрёный и позолоченный, весу 3,5 фунта; на чудесах риза медная, посеребрёная с позолоченными венцами. Икона утрачена, вероятно, в 1920-е годы.
  • Напрестольный восьмиконечный крест посеребрёный и позолоченный на нём: по средине распятие Спасителя, по сторонам Божия Матерь и Иоанн Богослов; вверху херувим и два ангела, у подножия креста глава Адамова, литые из серебра и позолоченные со словами: К. Т. Н. И. К. А. М. Л. Р. Б. Г. Г. Г. А. На другой стороне имеется надпись:»В лето 7182(1674) года мая, в 3 день, сотворён сей крест по богословлению иверского Архимандрита Евгения, на средства соборного старца Ионы с братею».
  • Евангелие, окованное на ножках издания 1657 года.

Легенда

С церковью святого Мины связана легенда. Во время шведского нападения на Русу воины Делагарди на лошадях въехали в храм и тут же ослепли. Полководец, пораженный этим событием, послал всех слепцов в Швецию, в доказательство чудес, какие творятся в православных русских храмах.

Фото (3)

Панорама

Показать панораму

Отзывы

Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор! Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны! Правила размещения отзывов Ваш рейтинг 1 2 3 4 5 Я согласен с обработкой персональных данных

Похожие места

Церковь Спаса на Ковалёве (60 км) XIV в 6 Церковь Успения на Волотовом поле (62 км)

Места рядом

Дом Грушеньки в Старой Руссе (380 м) Троицкая церковь в Старой Руссе (900 м)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *