Церковь успения пресвятой богородицы сарья

  • Свежина
  • Фонды
  • Товарищи пишут
  • Личное дело
  • Нравится

Умом и молотком

САРЬЯ — церковь Успения Пресвятой Богородицы

  • Apr. 21st, 2011 at 12:03 PM

По превью сразу видно, какая это «церковь» находится в деревне Сарья Верхнедвинского района витебщины. Да что тут говорить, если вот мой отец родившийся и проживший здесь все своё юношество и вернувшийся сюда жить чуть менее года назад и сам до сих пор не подозревает что это здание православной церкви. Вот и я бывал тут много раз и много раз не переставал удивляться неописуемой красоте храма, построенного в конце 19 века на деньги пана Лопатинского, а узнал что это здание принадлежит не католическому приходу только в прошлом году.
Весь пост про Сарью я решил сопровождать текстом взятым из статьи Елены Орловой (Беларускі час) «Тайны старушки Сарьи»при этом кое-какие моменты буду исправлять, а некоторые добавлять от себя.
«Мария умерла месяц назад, а боль все не утихала. Пан Лопатинский озябшей рукой смахнул сухую ветку с надгробия молодой жены. Начиналось майское утро 1851 года. Аисты уже клекотали на всю округу. Скоро проснутся Софья и Станислав. Надо жить ради детей. Игнат побрел к дому. Возможно, именно в этот день убитый горем вдовец, представитель знатного рода Лопатинских, задумает воздвигнуть величественный костел. В память об умершей. Сегодня этот храм для Беларуси уникален. Аналоги есть лишь в Закарпатье и Вильнюсе. Это неописуемо красивое здание, пожалуй, единственный свидетель богатого исторического прошлого Сарьи — ныне обычной деревушки, каких множество в Беларуси. Разве что исполнится ей в этом году всего ничего — полтысячи лет.»
«Некоторые считают, что местечко обязано своим названием извилистой речушке Сарьянке. Кстати, очень чистой, несмотря на обилие близлежащих свиноферм. Секрет — в залежах известняка, которые жилами тянутся до самой Даугавы. А вот любители преданий уверены: название деревни появилось благодаря вольным землепашцам, что нанимались время от времени в войска к феодалам, — сарьянам. «
Река Сарьянка одна из единственных в Беларуси, которая имеет пороги. Причина — она размывает девонские доломиты, которые здесь очень близко подходят к земной поверхности. Как-то с отцом мы ездили за село и он показывал мне следы шурфов довоенного заложения на берегу реки, в которых местные добывали доломитовую муку.
«…А вот и остатки этого самого прошлого — ландшафтный парк XIX века. Сплошные изыски! Стараниями сельчан в нем еще сохранились партеры, гостевые поляны, какие-то немыслимые горочки. Флора не менее экзотична: польские лиственницы, серебристые тополи и уж совсем диковинное дерево — реликтовая сосна с Кипра!»
В местном обиходе — Гай. Очень красивое место. Чтобы сюда попасть нужно перейти реку по подвесному деревянному мосту, который еще до середины 60 годов был канатным. Теперь же все заменено тросами
В парке сохранилось много старых деревьев. Вот про этот большой тополь не раз писали в районных газетах
А вот и та самая «реликтовая сосна с Кипра» — Сосна Веймутова
Дерево сильно накренилось и уже ясно что стоять ему осталось не долго. Мой дядька Вася работавший в Бигосовском лесхозе все шутит: «Вот дождусь пока она повалится и пойду наделаю спилов кучу. Буду историю узучать — вот это годовое кольцо — Русско-Японская война, вот это — революция, а вот это Война началась».
Сельский стадион расположен если не ошибаюсь на месте усадебного дома Лопатинских. Мой отец, однажды копаясь в этих местах нашел старый кованный дверной замок, который впрочем вскоре и потерял.
«Пока мы расхаживали по парковым тропкам, нас заприметила бабка Наталья. Подошла, разговорилась со старушечьим азартом: мол, принадлежала эта краса панам Лопатинским. Разрабавалi ўсё, як рэвалюцыя прыйшла, — качает головой Наталья Феоктистовна. — Ад панскага дома толькi два слупы цагляныя тырчаць — брама былая. Шкада, добрая сядзiба была… «
На этом месте находилась одна из панских построек, затем в этом здании была школа-интернат (??). За зданием начинается обрывистый спуск к ручью и где-то здесь же мой отец с братом раскопали большие дубовые части от арочного моста через ручей.
Вернемся же к истории:
» Лопатинские владели деревней еще с XVI века. В свое время брестский воевода Николай Лопатинский быстро смекнул, что сарьянская земля — лакомый кусок. Во-первых, до цивилизованной Вильни рукой подать, во-вторых, красивейшие места здесь: лесные массивы, реки, озера. В 1753 году воевода выкупил северную жемчужину у Александра Сапеги. Можно сказать, что с этого момента Сарья и начала процветать. По современным меркам Николай был отменным бизнесменом, но речь не о примитивном дельце. Если верить архивам, Лопатинский владел пятью языками, был котируемым юристом в области белорусско-литовского права. Ко всему, имел репутацию бескомпромиссного политика. Между прочим, он и начал собирать уникальную библиотеку, фамильный архив. Правда, до наших дней сохранились лишь отдельные документы. Именно из них мы узнаем, что века три назад на Придвинье в Сарьянском имении сетями ловили… лосося!
Потомки Николая то навещали, то покидали родовое гнездо. Наверное, первый, кто здесь накрепко осел, был правнук воеводы Игнат. Парень под стать прадеду — увлекался искусством, разбирался в эстетике и политике. Хорошей эрудицией младший Лопатинский обязан матери Дороте — даме весьма эксцентричной и помешанной на европейской моде. Она устраивала детям путешествия по Италии и Франции. Младшая сестра Игната даже брала уроки музыки у Фридерика Шопена.
Сам Игнат был романтичной и чуткой натурой, частенько выезжал в свет. Наверное, спокойно и размеренно и прожил бы свою жизнь, но влюбился страстно в дочку офицера Станислава Шумского. Его даже не волновало, что невеста была бесприданницей (по тогдашним меркам — непозволительная роскошь для аристократа!). Молодого Лопатинского не смутило и бунтарское прошлое потенциального тестя: отец Марии во время войны 1812 года воевал на стороне Бонапарта. Вопреки всем предрассудкам влюбленные все же поженились. Супружескому счастью Лопатинских и радовались, и завидовали, и удивлялись. Их отношения не пошатнулись даже после потери сына-первенца. Вот только расплескалась любовная чаша раньше времени: Мария не перенесла третьих родов… С тех пор вдовец практически поселился у могилы своей супруги, решив воздвигнуть костел в ее честь. Пан Лопатинский больше никогда не женился…»
«Игнат спешил: заказал проект известному архитектору Густаву Шахту, и уже в июне десятки крепостных взялись за лопаты. К осени заложили фундамент костела. Лопатинскому не терпелось помолиться за жену у алтаря прямо на родовом кладбище.
Бабка Наталья говорит, что будто бы деревенские мужики и донесли царю на пана: мол, не нашей веры храм строит. В то время в западных краях Российской империи проводилась масштабная антикатолическая кампания и подобное обвинение могло дорого обойтись Лопатинскому.
В конце осени 1853 года, когда строительство близилось к завершению, в имение для разбирательства прибыл чиновник особых поручений Алферов. Лопатинский попытался убедить его в том, что строит памятник жене и сыну: Я хочу перенести в него бюсты умерших предков. Вы же видите, что стройка рядом с родовым кладбищем… Неужели молиться за любимых — преступление? Чиновник сочувственно кивал, но по возвращении все же написал губернатору донос. Спустя полгода для усмирения вольнодумного помещика в Сарью направили генерал-майора Какушкина. Тот осмотрелся и составил просто шедевральный рапорт: у Лопатинского… не все в порядке с головой. Мол, додумается ли нормальный человек на кладбище стройку затевать?»
«Дворянин стерпел обиду. В 1857 году упрямец все-таки достроил и освятил костел во имя св.Марии. Кроме того, еще и школу для сельских детей самовольно открыл. За это его чуть не сослали в Сибирь. Но судьба иногда поражает парадоксами: Лопатинского спас виленский генерал-губернатор Муравьев, который вошел в историю под прозвищем Вешатель — из-за жестокой расправы над участниками восстания 1863 года. Как ни странно, Муравьев заменил ссылку своевольного дворянина из Сарьи на штраф в 10 тыс. рублей.
Позже Игнат решил создать костелу достойное окружение. Так появился и прекрасный ландшафтный парк. Лопатинский даже подсобки в имении соорудил в духе неоготики. Но последнее слово в истории создания храма осталось за царским правительством: в 1872 году костел освятили в Воскресенскую церковь…»
«Советская власть перекрестила храм по-своему — в склад химикатов. В бывшем имении в начале 1920-х действовала коммуна, родовые кладбища вообще исчезли, а в саду теперь находился дом отдыха для пограничных войск. Говорят, что даже маршал Буденный провел здесь немало времени. Начиналась новейшая история. Без Лопатинских, дворянских нравов и неоготических курятников. В Великую Отечественную войну храм устоял. Чудом. А сама Сарья, которую в то время называли партизанской республикой, была практически уничтожена…»
Вокруг Сарьи целыми пачками расположены мемориальные плиты и знаки в память о сожженных целиком деревнях, которые затем так и не восстановились.
Также вокруг деревни полным полно ДОТов советской постройки, которые являлись частью Полоцкого УРа. С этими ДОТами связаны немало жизней и смертей советского поколения молодежи — так называемых «детей войны», которые занимались взламыванием данных строений, а также раскопками на берегу Сарьянки и поисками всяких боеприпасов. Мой отец рассказывал что в детстве у него были такие игрушки как немецкие карабины, снаряды из которых выплавливали взрывчатку, бесконечные горы патронов, штыки, каски и пр.
«Игнат Лопатинский, наверное, в гробу бы перевернулся, если бы узнал, что хотели сделать из его творения в послевоенные годы. Местные власти видели храм в образе культурного центра: на первом этаже — бар, а на втором — концертный зал. Я не оговорилась насчет этажей: ко всему прочему, величие неоготического собора бесповоротно испортили горизонтальным перекрытием. Дальше перепланировки дело не пошло. Снова-таки чудом церковь убереглась от унижения. Когда времена безбожия канули в Лету и людям вернули веру, храм пытались не раз отреставрировать. Получилось лишь частично. Усилиями директора местного совхоза Владимира Скробова обновили изящные шпили на башнях, восстановили профильный кирпич, а вот перекрытие не стали трогать: опасались несущие конструкции повредить.»
«Вот и живет сегодня в Сарье Свято-Успенская церковь со всеми внешними признаками костела. Самое главное, что эта культурно-историческая драгоценность сохранилась до сегодняшнего дня почти в первозданном виде. Одним из первых в районе архитектурных объектов храм был взят под охрану государством и назван памятником зодчества XIX века. Вот только узнать об этом случайному проезжему весьма проблематично. Когда проезжаешь Верхнедвинский район, мимо промелькнут лишь два стандартных указателя — Сарья и р.Сарьянка.»
Ну это автор статьи конечно «приукрасил». На трассе Витебск-Рига на самом деле стоит дорожный знак «Достопримечательность» с указанием памятника архитектуры в Сарье.
Вот в такая она — Сарья

Tags:

  • Витебская область,
  • Костелы,
  • Фото,
  • Церкви,
  • история,
  • путешествия,
  • цитаты,
  • шляхамі Беларусі

Posts from This Journal by “Церкви” Tag

  • УШАЧСКИЕ ОЗЁРА — АНТИКРИЗИСНЫЙ ОТПУСК В БЕЛОРУСКОЙ ГЛУБИНКЕ. ЧАСТЬ 3. Веркуды — Ушачи — Веркуды

    Сегодня подоспела очередная часть отчёта о прошлогоднем летнем отпуске проведённом нами на Ушачских озёрах. В первой части повествовалось о нашем…

  • ОСВЕЯ — усадьба Гильзенов и Шадурских, церковь Святого Георгия

    На самом севере Верхнедвинского района вблизи от границы с Латвией и Россией на берегу Освейского озера расположился посёлок городского типа…

  • ВАЛЕВКА, СВИТЯЗЬ — церковь Святых Петра и Павла (бывший костёл доминиканцев)

    Агрогородок Валевка Новогрудского района расположен на автодороге Р-5 (Барановичи-Ивье) примерно в 17 км южнее райцентра и всего в 3 км от…

  • ВОЛЬНО — Троицкая церковь (бывший костёл базилиан)

    Деревня Вольно Барановичского района расположена примерно в 30 км северо-восточне райцентра у автомобильной магистрали М1 (Брест — Орша — Москва).…

  • ЕЛЬСК — прогулка по старому городу

    Ельск — небольшой городишко в Гомельской области с населением в 9 тысяч душ, расположенный примерно в 170 км от Гомеля и 30 км от Мозыря на…

  • ГОРОДИЩЕ — Крестовоздвиженская церковь, костёл Девы Марии

    Городской посёлок Городище Барановичского района расположена на дороге Р5, примерно в 20 км севернее райцентра. Городище — редкий посёлок западной…

  • СТОЛОВИЧИ — Костёл Сердца Иисуса, церковь Александра Невского ( бывш. костёл Мальтийского ордена)

    Деревня Столовичи Барановичского района находится на автодороге Р5 (Барановичи — Новогрудок — Ивье) всего в семи километрах севернее райцентра. В…

  • РАЙЦА — церковь Святой Варвары

    Деревня Райца Кореличского района находится в 16 километрах юго-западнее райцентра и всего в 8 километрах восточнее живописного озера Свитязь. В…

  • Марафон с ориентированием «ПАРТИЗАНСКИЙ РЕЙД» или как мы провели выходные

    На минувших выходных приняли участие в марафоне с ориентированием «Партизанский рейд», который проходил на территории Вилейского,…

promo tomkad январь 1, 22:23 Buy for 30 tokens

Journal information

  • Current price30 LJ Tokens
  • Social capital55
  • Friends of
  • Duration24 hours
  • Minimal stake30 LJT
  • View all available promo

«Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Сарья)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии У этого термина существуют и другие значения, см. Успенская церковь.

Достопримечательность
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
55°54′55″ с. ш. 27°53′13″ в. д.HGЯO
Страна Республика Беларусь Республика Беларусь
Местоположение Сарья
Конфессия Православие
Епархия Полоцкая и Глубокская епархия
Архитектурный стиль неоготика
Автор проекта Густав Шахт
Основатель Игнатий Лопатинский
Дата основания 1857
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Викискладе
Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь, код 212Г000253

Внутри храма

Церковь Успения Пресвятой Богородицы — неоготический храм в деревне Сарья Верхнедвинского района Витебской области. Памятник архитектуры середины XIX века, один из самых выразительных неоготических храмов в Белоруссии, построен из красного кирпича. Строился как католический храм, в настоящее время передан православной церкви.

Храм внесён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как памятник сакрального зодчества республиканского значения.

История

Игнатий Лопатинский. Неизвестный фотограф. Ок. 1860. Национальный музей Литвы.

Возведён в середине XIX века шляхтичем Игнатием Лопатинским, бывшим сарьянским землевладельцем, в память о горячо любимой и рано ушедшей из жизни жены Марии.

Прусскому архитектору Густаву Шахту была поставлена непростая задача. Игнатий, тоскующий по прекрасной молодой жене, хотел видеть храм олицетворением её красоты и выражением всей глубины его чувств. В качестве архитектурного стиля была выбрана модная в те времена неоготика («викторианскиий стиль»).

В 1865 году храм был переосвящён в православную церковь. В 1935 году храм был закрыт, после Второй мировой войны здание использовалось как склад, позже — как увеселительное заведение. В конце 1980-х годов храм частично реконструирован, но восстановлен не до конца. В 1989 году храм возвратили католикам, но в 1990 году храм был передан православному приходу Успения Пресвятой Богородицы (на 2009 год насчитывает 600 человек). Спустя год в церкви возобновились богослужения. Настоятель храма — протоиерей Василий Стреха.

Состояние на 2009 год: разрушена колокольня, утеряны фрагменты внешнего вида здания в его верхней части. Проводятся реставрационные работы, сроки их завершения неизвестны.

Состояние на 2013 год: Реставрационные работы завершены, в храме установлен новый алтарь, демонтировано верхнее перекрытие, возле храма установлен памятник святым Петру и Февронии.

Архитектура

Церковь представляет собой однонефную базилику, прямоугольную в плане, с 5-гранной апсидой и двумя небольшими сакристиями (ризницами). Композиция главного фасада ступенчатая, трёхчастная. Центральную часть выделяют портал, завершённый вимпергами с розеткой в центре, и 5-гранные контрфорсы с пинаклями. Аналогичные пинакли и на угловых контрфорсах. Пластику боковых фасадов обогащают лопатки, состоящие из двух частей, аркатурные пояса и сквозная острозубчатая аркада. Стрельчатые оконные проёмы украшены архивольтами. Внутри основное помещение перекрыто крестовыми перекрытиями, которые оформлены лепными нервюрами. Две колонны поддерживают хоры с арочной балюстрадой.

Литература

«Cap`еўскi касцёл»//Архітэктура Беларусі. Энцыклапедычны даведнік». Мінск, «Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі», 1993 год. ISBN 5-85700-078-5.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *