Цвета в православии

Что означают цвета в церкви: почему священники ходят то в фиолетовом — то в белом, почему храмы то красные — то зеленые, и главок у некоторых 1, а у некоторых — аж 15. Постарался все систематизировать и дополнить материал фотографиями.
Особо хотелось напомнить, что христианину, в Православии Крещенному, не гоже не ходить в храм более 3 воскресений к ряду. Ибо не в символах нами ныне обсуждаемых Спасение, а в делах.
Однако часто именно символы: красивое пение, богатое убранство и одежы, становиться первым шагом на пути к практическому Православию…

Немного о странновериях

Любой Божий храм имеет Святой Алтарь — место совершения главной Православной службы — Литургии. А Литургия может совершаться только на Антиминсе — плате, в котором епископом при освящении храма зашивается специальный капсуль с мощами Святых. Т.е. частички Святых мощей в храме есть всегда. Но вот освящается храм в честь какого-то праздника (а не за «здравие» и «упокой»). В храме алтарей может быть несколько, но всегда есть основной, в честь которого он и именуется, а есть приделы. Наверняка слышали: Троицкие храмы — в честь праздника Святой Троицы, или Пятидесятницы, которая бывает на 50 день после Пасхи, есть Благовещенские — праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), есть Никольские — в честь Николая Мир Ликийских Чудотворца и т.п. Значит это, что главный Престол храма освящен в честь этого праздника. Все Таинства (Крещения-Миропомазания, Исповеди, Причастия, Венчания) могут происходить в любом Православном храме. Исключения — монастыри, в них, как правило, Таинства Венчания (а иногда и Крещений) не совершаются. Странным было и услышанное суеверие, что в храме с красным цветом внешних стен нельзя Венчаться и Крестить детей. Не слушайте таких страшилок, это все ерунда.

О цветах

В Православии используются: Жёлтый, Белый Голубой (Синий), Зеленый, Красный, Фиолетовый, Чёрный и Бордовый. У каждого из цветов в Церкви есть символическое значение:
Желтый (Золото) — Царский цвет. Для облачений используется в большинство дней года.
Белый цвет облачений используют при совершении Таинств Крещения и Священства (рукоположении духовенства), на праздники Рождества Христова, Святого Богоявления, Сретения, на Лазареву субботу, Вознесения, Преображения, в дни поминовения усопших и обряде отпевания.
Красный цвет используют от Пасхи до Вознесения, а в другое время в дни памяти мучеников, символизируя их близость в мученической кончине с Христом и Воскресением.
Зеленый цвет животворения и вечной жизни — облачения зеленого цвета используются в Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), в день Святой Пятидесятницы (Троицы), а так же на Праздники в память о преподобных, подвижниках, юродивых.
Голубой (синий) цвет символизирует высшую чистоту и непорочность — облачения синего (голубого) цвета используют в праздники Пресвятой Богородицы.
Фиолетовый цвет символизирует Крест и Страсти Христовы — облачения фиолетового цвета используют в Праздники Животворящего Креста Господня (Крестопоклонная неделя Великого поста, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня 14 августа, Воздвижение Креста), а так же по воскресным дням во время Великого поста, в Великий Четверг Страстной Седмицы.
Черный цвет поста и покаяния — постное облачение обычно черного цвета или очень темных оттенков синего, фиолетового, используется в дни седмиц Великого Поста.
Бордовый (Багряный) цвет символизирует кровь и мученичество. Облачения бордового цвета используются очень не часто — в дни особого поминовения мучеников (еще используют облачения красного цвета) и в Великий Четверток, день установления Тайной Вечери (в этот день еще используют фиолетовые облачения).
И если цвет облачений рекомендуется, то строгого правила (Уставного указания или Канона) на выбор цвета стен храма или куполов нет. При строительстве этим озадачивается архитектор. В течении жизни цвет стен может меняться: пришел новый настоятель, и храм уже не желтый, а голубой. Нередко храмы остаются не оштукатуренными, и тогда стены имеют цвет кирпича: красный или белый. Однако все же цвет стенам сообщают придерживаясь традиции. Так в голубой цвет чаще всего красят стены храмов, освященных в честь Пресвятой Богородицы (голубой — цвет Святого Духа). В редкий фиолетовый цвет красят стены Крестовоздвиженских храмов. Зеленый цвет чаще всего можно встретить на Троицких церквях. Красный цвет чаще встречается на Воскресенских храмах или у храмов, посвященных памяти Святых мучеников. Желтый цвет стен — цвет универсальный, цвет Истины. Как и желтые (золотые) одежды используются в богослужениях всегда, когда не нужно использовать одежды другого цвета (об этом позже), так и желтый цвет можно встретить на стенах храмов очень часть. Белый цвет стен может означать и то, что храм построили совсем недавно, и покрасить еще руки не дошли, а может и то, что на покраску денег не хватает у прихода. Белый не менее универсальный цвет, чем желтый. И повторюсь — цвет стен может что-то символизировать, но не обязательно.

О количествах главок храмов

Купол храма не изображает Христа, это символ Его. В традициях Церкви принято считать цвет имеет символическое значение.
Золото — символ Истины. Исторически золотили купола главных соборов, но последнее время эта традиция не сохраняется.
Серебристые купола встречаются, в основном, у храмов в честь святых.
Зеленые купола — у храмов в честь Троицы или Преподобных
Синие купола (часто — со звездами) — у храмов в честь Богородичных праздников.
Черные купола часть встречаются в монастырях, хотя медь, использованная для покрытия главок, быстро темнеет и купола становятся темно-зелеными.
Встречаются и совсем экзотические — например Собор Василия Блаженного в Москве, храм Спас на Крови в Петербурге. Именно этим стараются руководствоваться при выборе цвета главок.
Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.

В монастырях встречаются черные купола — это цвет монашества.

Количество главок на храме так же имеет символичность. Одна главка символизирует Единого Бога, две — два естества Христа: человеческое и Божественное, два обозначает нечто основополагающее (две скрижали Декалога, два столба у врат Храма, Закон и Пророки, олицетворенные на горе Преображения Моисеем и Илией, отправление апостолов по двое, два свидетеля Христова в конце времен в Откр.11:3), три — Святую Троицу, четыре — Вселенскость (четвре стороны света), Четвероевангелие; пять куполов — Христос и четыре евангелиста, шесть — число дней сотворения мира, семь глав — семь Таинств Церкви; восемь — Восемь душ были спасены Ноем после Великого потопа, в восьмой день бывает праздник Кущей, Обрезание и др.; девять куполов — по числу ангельских чинов, по числу заповедей блаженств; 10 – один из символов завершенной полноты (10 казней египетских, 10 заповедей) 12 —
По числу апостолов, тринадцать — Христос и двенадцать апостолов, 15 — пятнадцать ступеней к Пасхе, Паремии Великой Субботы числом 15, открывающие в Ветхом завете события от сотворения мира до Воскресения. Число глав может доходить до тридцати трех — по числу лет земной жизни Спасителя. Однако цвет и количество главок определяется задумкой архитектора и возможностями прихода в любых вариация. Канонического указания на количество и цвет главок нет.

Троицкий храм в Троицком, Мытищинский район

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: красный, белый, золотой(желтый), зеленый, синий (голубой), фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или «света», как его точно называли в древности, также имеют глубоко символическое значение.
Красный. Праздник праздников — Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света. Но уже Пасхальная Литургия (в некоторых храмах принято менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета) и вся седмица служатся в красных ризах. Нередко красные одежды используются до Троицы. Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу.
Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня. Белый цвет также принят для отпевания и поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света. Белый — Ангельский цвет, а именно Ангелы встречают всех отошедших ко Господу.
Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.
Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом. Голубой цвет символизирует Ее небесную чистоту и непорочность.
Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Иисусом Христом Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы. В Праздники Святой Троицы и День Святого Духа используются одежды зеленого цвета. И обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления.
Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13). Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет- седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти. Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Регистрация доменов

все о цвете

Цветовые символы христианства

Posted on Октябрь 25, 2014 by seveliya

Наиболее существенное отличие «языческого» периода цветовой символики от «христианского» заключается, прежде всего, в том, что свет и цвет окончательно перестают отождествляться с Богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами, качествами и знаками.

Согласно христианским канонам Бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но сам он не сводится к свету. Средневековые богословы (например, Аврелий Августин), восхваляя свет и цвет, как проявления божественного, тем не менее, указывают, на то, что они (цвета) могут быть и обманными (от Сатаны) и отождествление их с Богом представляет собой заблуждение и даже грех.

Только белый цвет остается незыблемым символом святости и духовности. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность, освобождение от грехов. В белых одеждах изображаются ангелы, святые, воскресший Христос. Белые одежды надевали новообращённые христиане.

Также белый цвет – это цвет крещения, причастия, праздников Рождества Христова, Пасхи, Вознесения. В православной церкви белый используется во всех богослужениях от Пасхи до дня Троицы.

Святой Дух изображается в виде белого голубя. Белая лилия символизирует чистоту, она сопровождает изображения Девы Марии.

Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений.

В раннем Христианстве превалировало положительное символическое значение жёлтого, как цвета Святого духа, божественного откровения, просветления и т.д.

Но позднее, жёлтый приобретает негативный смысл. В эпоху готики его начинают считать цветом измены, предательства, лживости, ревности. В церковном искусстве Каина и предателя Иуду Искариота часто изображали с жёлтыми бородами.

Золотой цвет используется в христианской живописи как выражение божественного откровения. Золотое сияние воплощает вечный божественный свет. Многими золотой цвет воспринимается как сошедший с небес звёздный свет.

Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей, а, следовательно, — и его любовь к людям. Это цвет огня веры, мученичества и страстей Господних, а также царственного торжества справедливости и победы над злом.

Красный – цвет богослужений в праздник Святого Духа, Вербного Воскресения, во время Страстной недели, в дни памяти мучеников, которые пролили кровь за свою веру.

Красная роза указывает на пролитую кровь и раны Христа, на чашу, принимающую «святую кровь». Поэтому она символизирует в данном контексте возрождение.

Красным отмечали в календаре радостные события, посвящённые Христу, Богоматери и святым. Из церковного календаря к нам пришла традиция выделять красным цветом праздничные даты.

Пасха Христова в храмах начинается в белых облачениях в знак Божественного света. Но уже Пасхальная Литургия (в некоторых храмах принято менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета) и вся седмица служатся в красных ризах. Нередко красные одежды используются до Троицы.

Синий – это цвет небес, истины, смирения, бессмертия, целомудрия, благочестия, крещения, гармонии. Он выражал идею самопожертвования и кротости.

Синий цвет как бы опосредует связь между небесным и земным, между Богом и миром. Как цвет воздуха синий цвет выражает готовность человека принять для себя присутствие и силу Бога, синий стал цветом веры, цветом верности, цветом стремления к чему-то таинственному и чудесному.

Синий цвет – это цвет Девы Марии, её принято изображать в синем плаще. Мария в этом значении — Царица Небесная, покрывающая этим плащом, защищающая и спасающая верующих (Покровский собор). В росписях храмов, посвящённых Богоматери, преобладает цвет небесной синевы.

Тёмно-синий характерен для изображения одежд херувимов, которые постоянно пребывают в благоговейных размышлениях.

Зелёный цвет являлся больше «земным», означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Это цвет Креста Христова, Грааля (по преданию, выточенного из целого изумруда). Зелёный отождествляется с великой Троицей. В этот праздник, по традиции, храмы и квартиры принято украшать букетами из зелёных веточек.

Вместе с этим, зелёный имел и негативные значения — коварства, искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зелёного цвета).

Отношение к чёрному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха, дьявола и ада, а также — смерти. В значениях чёрного, как и у первобытных народов, сохранился и даже развился аспект «ритуальной смерти», смерти для мира. Поэтому чёрный стал цветом монашества.

Чёрный ворон у христиан означал беду.

Но чёрный имеет не только такое трагическое значение. В иконописи в некоторых сюжетах он означает божественную тайну. Например, на чёрном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос — старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.

Фиолетовый – загадочный цвет в христианском искусстве. Он образуется смешением красного и синего (голубого). Таким образом, фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Он символизирует сокровенные знания, тишину, духовность. В раннем христианстве фиолетовый символизировал печаль, привязанность.

Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей.

В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви.

Коричневый и серый были цветами простолюдинов. Их символический смысл, особенно в раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д.

Коричневый – цвет земли, грусти. Он символизирует смирение, отказ от мирской жизни. Серый цвет (смешение белого и чёрного, добра и зла) – цвет пепла, пустоты.

После античной эпохи во времена средневековья в Европе цвет снова вернул себе позиции, прежде всего, как символа мистических сил и явлений, что особенно характерно для раннего Христианства.

Ирина Базан

Использованная литература: Б.А. Базыма «Цвет и психика». Е.Е. Голубинский «История Русской Церкви». О.В. Вовк «Энциклопедия знаков и символов». Я.Л. Обухов «Символика цвета» (интернет). А. Каменский «Цвета и их значение в Православной Церкви» (интернет: kamensky.ru)

Поделиться «Цветовые символы христианства»

Христианская символика цветов. Сакральная символика цвета в Христианстве.

  • Сейчас просматривают: 6
  • Всего просмотрели: 5342

Как складывались национальные цветовые предпочтения и появлялись мистика цвета в древних верованиях? Какие сакральные смыслы получили разные цвета в христианской культуре? Какова цветовая символика русской иконографии?

Символы смерти. Сакрально-символический смысл цвета в христианстве

То, что каждый цвет по-своему влияет на эмоции, мировосприятие и даже здоровье человека, было замечено очень давно. Интуитивно наши предки использовали различные цветовые оттенки в своей жизни строго определенным образом, вкладывая в них четкий смысл. Об этом свидетельствует множество археологических данных и выводов этнографии, которые дают представление об особенностях использовании красок разными древними народами. Мифы и фольклор тоже рассказывают о разнообразии военной, погребальной, свадебной и других типах ритуальной раскраски людей древности.

У каждого народа собственная гамма излюбленных цветов складывалась постепенно. Изучение наскальной живописи, украшавшей пещеры первобытных людей, говорит о том, что изначально везде использовали лишь три основных цвета: белый, красный и черный. Несомненно, им придавали некий магический смысл и использовали в обрядах. Это повлияло на то, что до сих пор данные цвета толкуются в разных культурах наиболее противоречиво.

Со временем цветовая палитра расширялась, и в различных местах земли стали складываться национальные цветовые предпочтения. Во многом они объяснялись общими особенностями темперамента этносов и окружающей их природной средой. Например, в жаркой Африке, где даже птицы и животные украшены ярко, люди до сих пор любят открытые, сочные цвета в их контрастных сочетаниях. Темпераментные испанцы наиболее склонны к красному, черному и желтому. А финны, сформированные среди неяркой северной природы, наиболее комфортно чувствуют себя среди бело-голубых, холодных оттенков.

Кроме исторически сложившихся эстетических предпочтений, на национальные цвета всегда влияли верования, которые каждый оттенок краски или символ всегда трактовали очень четко и не терпели иных мнений. Каждая религия традиционно имела свой строго установленный цветовой спектр, который был сформирован еще в недрах древнего шаманизма.

Ритуальный раскрас женщин племени кикую (Кения) Скандинавская вышивка

Основой религиозного цветовосприятия при этом практически всегда была древняя триада первобытных пещерных художников.

Основные исконные толкования этих цветов

Красный от глубины веков символизировал кровь, огонь и солнце. Возможно, именно он был самой первой известной людям краской, которую добывали из охры. Ее нашли даже в захоронениях каменного века: красный порошок покрывал кости покойников. Это говорит о священном значении этой краски. Многие мифы утверждают, что красная краска – это кровь первочеловека, прародителя всех людей. Другие называют ее кровью матери-земли и связывают с плодородием, а также с браком, любовью, рождением детей. Греки и римляне считали этот цвет целебным и божественным. В античности такая одежда была прерогативой лишь богов, императоров и их представителей.

Белый всегда считался особым. Он был связан со всяческим благом, радостью, чистотой, здоровьем, приумножением потомства, миром и согласием. Его называли светоносным и чистым, безмятежным. В самых давних представлениях белый цвет добрых духов и богов противопоставлялся черноте злых демонов. Белые одежды и украшения очищали и приобщали к добру. Одеяния этого цвета (как и красные) были принадлежностью богов, царей и их наместников, аристократов, а также жрецов. Однако белый был и цветом смерти (возможно потому, что он связан с холодом: снегом, льдом), и у многих народов стал траурным.

Черный у большинства племен воспринимался скорее негативно. Очевидно, он напоминал об опасностях ночи, черном небе, темноте, глубоких ямах, пещерах, ущельях, истлевшей плоти, сгоревших деревьях, болотной грязи – то есть о том, что всегда вызывало у людей инстинктивное отвращение и страх. Считалось, что чернота делает человека слепым и может поглотить его силы. Она являлась символическим образом гордыни, тайной зависти, злобы, подлости и прелюбодеяния – то есть грехов. Кроме того, черный – цвет колдовства и смерти. Недаром, например, у эллинов бог смерти Танатос изображался как черный юноша, а страшная богиня колдовства Геката тоже была черна, как ночь, и жертвовали ей только черных животных. В мифах других народов демоны и все прочие злые силы тоже всегда черные. Однако в индуизме и исламе черный цвет имеет и позитивный характер.

«Наскальная живопись». Символ солнца Индийские похороны — реконструкция в музее Христианская символика цветов

во многом основывается на древних традициях, но их значения корректируются, что отражено прежде всего в текстах Библии. Наиболее наглядно значения оттенков представлены в оформлении храмов и богослужебных одеждах священников, а также в иконописи.

Белый цвет в христианстве воспринимается как Божье небесное сияние (Божий свет, свет веры), символ чистоты и невинности, радости и праздника. В Евангелии встречаются упоминания о белых ангельских одеждах. На горе Фавор во время преображения Иисуса его одеяние сделалось белым, подобно свету. Символом Духа Святого стал белый голубь, а Девы Марии – белоснежная лилия. Церковь предписывает священникам облачаться в белые одежды во время литургий на праздники, посвященные Богу Отцу, Спасителю, Богоматери (обязательно – на Рождество Христово, Пасху, Вознесение, Троицу), а также светлых ангелов. Белое уместно на праздник Всех Святых, в день рождение Иоанна Крестителя, при проведении таинств (миропомазания, крещения, венчания и пр.). Исключение составляют дни памяти Страстей Господних и исповедь.

Красный – это символ Божьей силы и любви. Все красные оттенки в Церкви прежде всего символизируют искупительную кровь, которую пролил за человеческие грехи Спаситель, и его любовь к людям. Поэтому красные одежды (наряду с белыми) на священнослужителях можно видеть во время всей Пасхальной Седмицы. Кроме того, данный цвет связан с огнем веры и Святым Духом. Такое облачение характерно для дней Троицы, памяти о Святом Кресте и празднеств в честь евангелистов, апостолов и святых мучеников.

Черный в христианской культуре не утратил своих отрицательных смыслов. Он воспринимается как цветовое отражение зла как такового, всего, что связано с дьяволом. Это бездна греха и ада. Кроме того, именно в христианстве черный цвет стал ассоциироваться со смертью и стал символом траура. Символизирует он и так называемую «ритуальную смерть» как отказ от жизненных (мирских) радостей. В этом значении черный стал цветом монашества и повседневной одежды белого духовенства.

Зеленый цвет (скорее земной, чем вышний) стал символом жизни, возрождения, надежды и пробуждения природы весной, однако и искушения (ведь у Сатаны именно зеленые глаза). Но это – и характеристика чаши Грааля, которая, по преданию, была выточена из большого изумруда, а также Креста Господня. Зеленый ассоциируется с троичными праздниками. Недаром в первый день Троицы в церквях освящают цветы, ветки и пучки трав, которыми после украшаются жилища и храмы. Зеленые одежды для служения обычно надевают в дни простых литургий.

Голубой и синий – цвета неба и всего, что с ним связывают, в том числе Божьего чуда. Эти оттенки связаны с образом Богородицы, которую часто изображают именно в синем плаще или в голубой дымке. На церковных фресках сюжеты, посвященные Деве Марии, исполнены небесно-голубого сияния.

Пурпурный, фиолетовый – исконно священные цвета, символы жизни и самого Бога. Традиционно в пурпур, а позднее и в фиолетовые одежды облачались только высшие сановники Церкви, в частности епископы. В католичестве пурпурные мантии – знак кардиналов, которые несут огонь веры и готовы к мученичеству. Фиолетовый – цвет Великого поста и поминальных служб.

Желтый, золотой – знаки вечного света, величия, достоинства, силы и славы, Святого Духа и божественного откровения. Эти цвета часто используются в украшении храмов. В частности, сусальным золотом на Руси традиционно крыли церковные купола, из него делали оклады образов. Богослужебные одежды из желтой парчи заменяют любые другие и особенно уместны как торжественное праздничное облачение.

Икона Девы Марии с лилиями. Символом Духа Святого стал голубь, а Девы Марии — белоснежная лилия. Кардинал Ришелье в традиционной красной мантии В соборе Валенсии хранится чаша, которую католики считают именно той, которая была на Тайной Вечере. Купола Храма Христа Спасителя Цветовая символика в иконографии

– это целая знаковая система, в которой каждый оттенок имеет особую смысловую нагрузку.

Например, золотой фон иконы – это признак Божьего присутствия, вечного небесного света и благодати Господней. Желто-золотым выписываются нимбы святых, проблески на ангельских фигурах, Престол Господень, одежды Иисуса и Богородицы.

Белым рисуют все, что связано с невинностью: детские пелены, одеяния святых, ангельские крылья.

Красный используют при изображении подвигов мучеников. Но он же – символ дьявольского змея и адского огня. На иконе «Знамение» Богородица изображена в красном, и это говорит о ее избранности как Пречистого Сосуда. Когда в красном пишут Иисуса, то подчеркивают его человеческую природу.

Пурпурные оттенки пришли в русскую иконопись из Византии. Их используют как знаки присутствия Бога Отца и при создании образа Христа Пантократора. Нередко можно увидеть много пурпура в сценах Страшного Суда.

Синий небесный цвет на иконе – признак божественности или богоизбранности. В синих гиматиях часто изображают Иисуса или апостолов.

Голубой же цвет сопровождает образ Богородицы, подчеркивая ее Приснодевство.

Коричневый говорит о бренности человека, земной жизни.

Черным рисуют зло, но и монашеский подвиг, связанный со смирением и отречением от земного.

Икона Иисус — царь Иудейский Когда в красном пишут Иисуса, то подчеркивают его человеческую природу. Серафим Вырицкий, икона. Черным рисуют зло, но и монашеский подвиг, связанный со смирением и отречением от земного. В мирском быту христиан

тоже отразились церковные смыслы и традиции цветовосприятия. Так, белый цвет говорит о невинности, поэтому крестильная одежда и свадебный наряд невесты всегда белые.

Черный же цвет для всех христиан стал знаком смерти и траура, сменив в этом горестном жизненном контексте белый. На похороны обычно провожающие собираются в темных одеяниях с обязательным присутствием черных элементов. Лишь саван покойного остается белым. Он являет собой символ веры и приобщения души к божественным чертогам.

Подробнее о национальной символике похоронных традиций разных народов Вы можете прочитать в материалах, расположенных на сайте компании «Данила-Мастер».

Белое одеяние невесты

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Религиоведение Символика цвета в христианской культуре
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Согласно христианским канонам Бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но сам он не сводится к свету. Жесткой связи между определенным цветом и мистическими силами, как это наблюдается ранее, практически, уже нет. «Божественную сущность необходимо постигать внутренним, трансцендентным созерцанием, а не обольщаться внешней яркостью и красивостью» Б. А. Базьма. Цвет и психика. М., 1987. С 18..

Пожалуй, только белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и духовности. Ангелы на небесах — в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность, освобождение от грехов. Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений, даже белый саван означает, как и у первобытных народов, переход в иной, «лучший» мир, очищение от грехов и только в этом состоит его «траурность».

Символика других цветов амбивалентна, причем, в различные отрезки средневековья у того или иного цвета на первый план выдвигались то положительные, то отрицательные значения. Так, в раннем Христианстве превалировало положительное символическое значение желтого, как цвета Святого духа, божественного откровения, просветления и т.д. Но позднее, желтый приобретает негативный смысл, который, нередко, приписывается этому цвету и в наши дни. В эпоху готики его начинают считать цветом измены, лживости и т.д.

Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей а, следовательно, — и его любовь к людям. Б. А. Базьма. Цвет и психика. М., 1987 С 19. Этот цвет занимал огромное место в жизни русского народа, и играл в их жизни особую роль.

Как и в императорском Риме, пурпурный в средние века считался царственным цветом. Члены королевской семьи даже в трауре надевали пурпурные одеяния (но более темных оттенков, с преобладанием синего). В настоящее время, когда королевские особы больше не злоупотребляют пурпуром в своих одеждах, сохранился обычай «пурпурного траура» в западноевропейских королевских домах.

Глубокий синий — цвет небесной истины, философии, покорности Божьей воле и смирения. Темно-синий характерен для изображения одежд херувимов, которые постоянно пребывают в благоговейных размышлениях.

Фиолетовый. В христианском искусстве — загадочный цвет — символ сокровенных знаний, тишины и самоотречения. Миронов А. М. История христианского искусства. Казань, 1914. С 31. В католицизме ангел в фиолетовой тоге воплощал таинство священства. Раннее христианское искусство придавало темно — лиловому значение печали, привязанности и долготерпения.

Голубой для христиан символизировал небо, был цветом вечности, настраивал на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования и кротости.

В отличие от трансцендентного синего, зеленый являлся больше «земным», означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Он доминировал в христианском искусстве. Вместе с этим, зеленый имел и негативные значения — коварства, искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зеленого цвета, что, возможно, лежит в основе поверья о зеленых глазах, как знаке завистливости и жадности человека).

Отношение к черному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха (красный в определенных ситуациях также символизировал грех — неправедную кровь), дьявола и ада, а также — смерти. В значениях черного, как и у первобытных народов, сохранился и даже развился аспект «ритуальной смерти», смерти для мир. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994. С 45. Поэтому черный стал цветом монашества. Коричневый и серый были цветами простолюдинов. Их символический смысл, особенно в раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д.

Значение красного цвета в христианстве

Кандинский писал, что «красный действует проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не имеющий легкомысленного характера желтого, расточаемого направо и налево». Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1989.С 59. Интересно, что красному (в европейском понимании) соответствует античный элемент «огонь», холерический темперамент, а в категориях времени — современность.

Психология, активно изучающая цвет с точки зрения эмоционального и психофизического воздействия на человека, установила, что красный (вернее, красно-оранжевый) активизирует вегетативные функции человеческого организма, когда как темно-синий вызывает обратную реакцию, так же надо учесть, что такой «язык» интернационален. Красный цвет ассоциируется, прежде всего, с жизненной энергией (кровь), с человеческими страстями, с огнем; различные оттенки красного превращают его то в трагически-жертвенный, то отчаянно-праздничный, то сжигающе-чувственный, то в загадочно-мистический.

В русской культуре красный цвет, безусловно, занимает особое место. Само слово «красный» выходит далеко за пределы простого обозначения цвета. Действительно, русский фольклор богат эпитетами, такими как «красное солнышко», «красная девица». Этот цвет связан с праздником — свадебное платье невесты было именно красным, а нарядная одежда имела хоть какую-нибудь деталь красного цвета. Прялки, туеса, сундуки, даже люлька младенца расписывались красными или красно-оранжевыми узорами. Цвет выступал как природно-изначальное, нечто глубинное, свойственное душе народа.

Искусство XVIII века, с его тяготением к западноевропейскому пониманию живописи, показывает как постепенно, свойственное русской душе, пристрастие к красному приглушается-затушевывается академической выучкой. Миронов А. М. История христианского искусства. Казань, 1914.С 11. И, если в первой половине XVIII века в работах русских художников этот цвет все же вырывается, как будто бы случайно, откуда-то из подсознания, иногда совершенно выбиваясь из общей колористической гаммы произведения (кажется, что живописец для большей красоты добавил красного и не заметил, что палитра перенасыщена яркостью), то к XIX веку этот цвет теряет свою природную стихийность, его появление становится обусловленным продуманной рационализированной схемой, он превращается в декоративное пятно — элемент колористического решения, уместный в данном сюжете и в данной композиции.

В начале XX века красный снова захватывает умы русских художников. Появляется понимание того, что цвет сам по себе что-то выражает.

В работах Ф.А. Малявина этот цвет звучит отчаянно — звонко, передавая огненность русского характера. Произведения К.С. Петрова-Водкина, К. Малевича, П. Филонова представляют различные способы его колористических качеств. Миронов А. М. История христианского искусства. Казань, 1914.С 27. И, если в иконописи — красный — выступает как цвет, выражающий высшие философские и религиозные ценности, а в народном искусстве — как нечто стихийно-родовое, то в творчестве художников начала века он становится действенным инструментом палитры экспериментатора, появляется его новое понимание, понимание, основанное и на традиции, и на многозначной символике, и на возможностях самого цвета как такового. В Советское время красный — предельно идеологизирован. Ностальгически звучат такие дополнения к этой части экспозиции как красные флаги, транспаранты с лозунгами и, как апофеоз, реконструкция знаменитого «красного уголка» — непременного атрибута производственных помещений.

А.Ф. Лосев: «никто, никогда не воспринимает цвет без этих и подобных впечатлений… красный цвет вызывает возбуждение, именно он, а не мысами. Возбужденность — его объективное свойство».

Символика иконописи христианства

Цвета красок в христианской иконописи имеют очень большое значение. Краски древнерусских икон давно уже завоевали себе всеобщие симпатии. Древнерусская иконопись — большое и сложное искусство. Для того чтобы его понять, недостаточно любоваться чистыми, ясными красками икон. «Краски в иконах вовсе не краски природы, они меньше зависят от красочного впечатления мира, чем в живописи нового времени» Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1881. С 17.- говорит историк Русской Церкви Е. Е. Голубинский. Вместе с тем, краски не подчиняются условной символике, нельзя сказать, что каждая имела постоянное значение. Однако определенные правила цвета все же существовали.

Смысловая гамма иконописных красок — необозрима, как и передаваемая ею природная гамма небесных цветов.

В древнерусской живописи мы находим все эти цвета в их символическом, потустороннем применении. Ими всеми иконописец пользуется для отделения неба запредельного от нашего, посюстороннего, здешнего плана существования. В этом — ключ к пониманию неизречённой красоты иконописной символики красок.

Её руководящая нить заключается, по-видимому, в следующем. Иконописная мистика — прежде всего солнечная мистика в высшем, духовном значении этого слова. Как бы ни были прекрасны другие небесные цвета, все-таки золото полуденного солнца — из цветов цвет и из чудес чудо. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении. Перед ним исчезает синева ночная, блекнет мерцание звезд и зарево ночного пожара. Самый пурпур зари — только предвестник солнечного восхода. И, наконец, игрою солнечных лучей обусловливаются все цвета радуги: ибо всякому цвету и свету на небе и в поднебесье источник — солнце.

Этот божественный цвет в нашей иконописи носит специфическое название «ассиста». Весьма замечателен способ его изображения. Ассист никогда не имеет вида сплошного, массивного золота; это — как бы эфирная, воздушная паутинка тонких золотых лучей, исходящих от Божества и блистанием своим озаряющих все окружающее. Когда мы видим в иконе ассист, им всегда предполагается и как бы указывается Божество как его источник. Но в озарении Божьего света нередко прославляется ассистом и его окружение, — то из окружающего, что уже вошло в божественную жизнь и представляется непосредственно близким. Карташёв А. В. Очерк по истории русской церкви, 1905.С 47.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Расписание богослужения Успенского храма с. Нижний Воргол на январь 2019г.

Sign in Добро пожаловать! Войдите в свою учётную запись Ваше имя пользователя Ваш пароль Create an account Create an account Welcome! Register for an account Ваш адрес электронной почты Ваше имя пользователя Пароль будет выслан Вам по электронной почте. Password recovery Восстановите свой пароль Ваш адрес электронной почты Пароль будет выслан Вам по электронной почте. Домой О храме В епархии и благочинии Цвета богослужебных облачений. Символика цветов

Присутствуя в храме на православном богослужении, непременно обращаешь внимание на красоту и торжественность облачений. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, а каждый цвет духовное значение события, в честь которого совершается богослужение.

Цветовую гамму облачений составляют все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также их совокупность – белый цвет и противоположность последнего – черный цвет. Каждый цвет усвоен определенной группе праздничных или постных дней.

Белый цвет

Объединяет в себе все цвета радуги, символ Божественного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя и освящающего творение Божие.

В белых облачениях служатся все великие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Вознесение, Преображение; в них начинается Пасхальная утреня в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений (так как для христианина смерть является переходом в иной, лучший мир).

Красный цвет

В красных ризах вслед за белыми, продолжает богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому и победы «Солнца правды» – воскресшего Господа Иисуса Христа.

Но это также – цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь святых мучеников в знак того, что пролитая за веру Христову кровь явилась свидетельством их пламенной любви к Господу.

Желтый, золотой или оранжевый цвета

В каноне богослужебных облачений нет места у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен. Этот цвет очень тонкий, и не всяким глазом воспринимается правильно. Будучи соединением красного и желтого цветов, оранжевый цвет в тканях практически постоянно скользит: с оттенком в сторону желтого он воспринимается как желтый, а с преобладанием красного — как красный. Такая неустойчивость оранжевого цвета: лишила его возможности занять определенное место в ряду общепринятых цветов для облачений. Но практически, он постоянно встречается в церковных ризах, которые считаются либо желтыми, либо красными.

Это царские цвета. Являются цветами славы, величия и достоинства. Применяются в праздники в честь Господа Иисуса Христа и в воскресные дни. Христос – Царь Славы, а Его служители имеют в Церкви полноту благодати высшей степени священства; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей.

Зеленый цвет

Слияние желтого и голубого. Он принят в дни преподобных, подвижников и юродиевых, и свидетельствуют о том, что их монашеский подвиг — укрощения греховного начала, человеческого естества не умерщвляет, при этом же самого человека обновляет, соединяет со Христом (желтый цвет) и ведет его к жизни вечной, вознося на небо (голубой),
В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в Вербное воскресенье, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа, ибо все, имеющее жизнь по воле Отца и посредством Сына, оживотворяется Святым Духом.

Голубой или синий цвет

Это – цвет неба, он соответствует представлению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Используется для праздников Пресвятой Богородицы, а также в дни памяти святых дев и девственников, как символ особой чистоты и непорочности.

Фиолетовый цвет

Принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный – цвет Крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо. Также принят к богослужению в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в воскресные дни Великого поста.

Черный или темно-коричневый цвет

В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно — монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в «багряны ризы» — в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.

Является – символом отречения от мирской суеты, цветом плача и покаяния.

Далее приводим цветовую схему богослужебных облачений к праздникам. 1

Рождество Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

Голубой

Крестовоздвижение

(до отдания включительно)

и другие праздники в честь Креста Господня

Бордовый 2 или фиолетовый

Св. ап. и ев. Иоанна Богослова

Белый

Покров Пресвятой Богородицы,

Введение во храм Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

Голубой

Навечерие Рождества Христова

Белый

Рождество Христово

(до отдания включительно)

Золотистый или белый

Собор Пресвятой Богородицы

Белый или голубой

Обрезание Господне,

Навечерие Богоявления,

Богоявление Господне

(до отдания включительно)

Белый

Сретение Господне

(до отдания включительно)

Голубой или белый

Благовещение Пресвятой Богородицы

Голубой

Подготовительные Недели к Великому посту

Фиолетовый или золотистый (жёлтый)

Великий пост

(седмичные дни)

Тёмно-фиолетовый, багряный или чёрный 3

Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста

Фиолетовый

Литургия Преждеосвященных Даров

Фиолетовый, багряный или чёрный

Неделя Крестопоклонная

Фиолетовый или бордовый

Вход Господень в Иерусалим

Зелёный или белый

Страстная седмица

Чёрный или тёмно-фиолетовый

Великий Четверг

Фиолетовый

Великая суббота

(на литургии, после чтения Апостола)

и начало богослужения на Пасху

(до утрени 1-го дня Пасхи включительно)

Белый

Пасха

(до отдания включительно)

Красный

Вознесение Господне

(до отдания включительно)

Белый

Пятидесятница

(до отдания включительно)

Зелёный

Понедельник Святого Духа

Зелёный или белый

Рождество св. Иоанна Предтечи

Белый

Первоверх. апп. Петра и Павла

Золотистый (жёлтый) или белый

Преображение Господне

(до отдания включительно)

Белый

Успение Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно) 4

Голубой

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи

Красный или бордовый

Господские средние праздники, седмичные и воскресные дни вне Великого поста

Золотистый (жёлтый)

Богородичные праздники

Голубой

Памяти 5 Бесплотных Сил, свв. дев и девственников

Белый

Памяти пророков

Золотистый (жёлтый) или белый

Памяти апостолов

Золотистый (жёлтый), белый или красный

Памяти святителей

Золотистый (жёлтый)

Памяти мучеников

Красный

Памяти преподобных и Христа ради юродивых

Зелёный

Памяти благоверных князей

Золотистый (жёлтый), зелёный или красный 6

Заупокойные богослужения

(вне Великого поста)

Белый

Таинство Крещения

Белый

Таинство Венчания

Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

1 Указания на цвет облачений излагаются с учётом установившейся церковной практики, а также главы 4-го тома «Настольной книги священнослужителя» (М., 1983. С. 148) — «Цвета богослужебных облачений. Символика цветов».

2 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Христова в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более тёмного оттенка, чем пасхальные.

3 В древности в Православной церкви вовсе не было чёрных облачений, а в Великий пост служили в «багряных ризах», то есть в тёмно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совершаться и в фиолетовых облачениях, но более тёмного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

4 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

5 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остаётся золотистым.

6 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зелёных облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в мученических ризах.

Также есть благочестивая традиция мирянам облачаться в положенные цвета праздников, например: женщинам одевать платочек в цвет праздника. В этом нет ничего предосудительного, но наоборот должно поощряться.

В нашем храме нет нескольких видов богослужебных облачений, поэтому на фотографиях, цвет, положенный к богослужебному дню и в котором совершается служба, может отличаться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *