Учебники по православной культуре

Андрей Кураев «Основы православной культуры»

(2 голоса: 5 из 5)

Этот учебник с иллюстрациями по модулю ОПК предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов общеобразовательной школы кандидата философских наук Андрея Кураева, ныне протодиакона – одна из первых электронных версий. Текст и материалы станут хорошим подспорьем и для педагогов, и для родителей, обучающих детей дома.

Ранее неофициальное издание было подготовлено, сверстано и составлено в 2010 году после большой подготовительной работы церковного редакционного совета и выложено в сеть интернет. После некоторых редакций и апробирования в школе учебник был принят и теперь повсеместно используется на уроках ОПК. Он признан лучшим в современном образовательном пространстве.

Учебник – достойный ответ противникам этой школьной дисциплины, ошибочно и категорично считающим ОПК проповедью православной веры школьникам. Автор отец Андрей подчеркивает не религиозную, а именно культуроведческую направленность курса. К слову, именно таким и предполагала его Русская Православная Церковь, когда инициировала модуль по предмету.

Все темы, проблемы, понятия учебника отца Андрея Кураева, по сути, отвечают на вопрос: что такое культура и религия, какова связь между ними?

Учебник хорош тем, что практически ориентирован на занятия с детьми данного возраста. Автор учитывает и тот факт, что на курс ОПК выделено совсем небольшое количество часов в школьной программе, что для изучения основ православной культуры ничтожно мало – поэтому его учебник имеет хорошо организованную структуру, кратко и лаконично излагает материал, дает четкие и понятные определения и понятия.

Начало курса (4 класс) включает 17 уроков, из которых 16-й полностью отведен на зачетные задания, а 17-й является обобщающим. В главах-уроках кратко рассмотрены такие масштабные темы как православие и культура, отношения Бога и человека, Христос, заповеди, этические основы, устроение храма, икона.

Продолжение курса в 5 классе укладывается в 12 уроков-глав, раскрывая и культурно-исторический, и духовно-понятийный пласты: Церковь в истории, заповеди блаженств, чудо, Суд Божий, причастие. С православно-христианской точки зрения рассматриваются такие явления и ценности, как природа, семья, защита Отечества и труд.

Тема труда в учебнике является заключительной, ее подача автором очень любопытна, актуальна в наши дни и, пожалуй, заслуживает внимания, потому что поднимает в том числе и социальные проблемы.

Автор акцентирует тему воздаяния за труд, которая раскрывается в Библии: «Кто пашет, должен пахать с надеждою», говоря о том, то недопустимо ввергать людей в нищету, задерживая работникам зарплаты, увеличивая рабочее время и ужесточая их условия труда. Хотелось бы, чтобы учебник попал в руки некоторым работодателям, которые жертвуют на храмы, но при этом неохотно выплачивают заработанное. Кроме того, автор учебника показывает детям, что у понятия труда есть духовное измерение. По словам протодиакона Андрея Кураева, «…труд – это не просто средство пропитания, это еще и то лекарство, которое прописано человечеству Богом. Труд дает опыт, знания, закаляет характер».

Емкий и насыщенный понятиями курс ОПК умещается всего на 200 страницах пособия.

Культурологическая направленность отражена не только в тексте, но и в прекрасном иллюстративном материале, который вдумчиво, с большим художественным вкусом и знанием русской и европейской изобразительной культуры подобрал отец Андрей вместе с иллюстратором. Издание высоко эстетичное – его украшают фрески и иконы кисти Дионисия, Рублева и Павла Корина, шедевры Рембрандта и гравюры Доре, яйца Фаберже, а также картины в исполнении Репина и Иванова, Юона и Петрова-Водкина, Нестерова и Врубеля, Поленова и Васнецова, Кустодиева и Айвазовского, Васнецова и Рябушкина, и т.д.

Наилучшему усвоению материала способствуют и стихотворения Майкова, Алексея Толстого, Лермонтова, духовные стихи. Кроме того, после каждой главы есть вопросы для повторения.

Словом, даже взрослые читатели, не равнодушные к культуре и искусству, а также малознакомые с богатейшей и разнообразнейшей культурой православия, тоже получат большое удовольствие от знакомства с этой книгой.

Основы православной культуры. 4-5 классы. 
Кураев А.В.

Общеобразовательные

М.: 2010 — 95 с.

Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей — в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Формат: pdf / zip

Размер: 19,5 Мб

RGhost

Урок 1. Россия — наша Родина 4
Урок 2. Культура и религия 6
Урок 3. Человек и Бог в православии 8
Урок 4. Православная молитва 12
Урок 5. Библия и Евангелие 16
Урок 6. Проповедь Христа 20
Урок 7. Христос и Его крест 24
Урок 8. Пасха 28
Урок 9. Православное учение о человеке 32
Урок 10. Совесть и раскаяние 36
Урок 11. Заповеди 40
Урок 12. Милосердие и сострадание 42
Урок 13. Золотое правило этики 46
Урок 14. Храм 48
Урок 15. Икона 52
Урок 16. Творческие работы учащихся 56
Урок 17. Подведение итогов 57
Урок 18. Как христианство пришло на Русь 58
Урок 19. Подвиг 62
Урок 20. Заповеди блаженств 64
Урок 21. Зачем творить добро? 68
Урок 22. Чудо в жизни христианина 70
Урок 23. Православие о Божием суде 72
Урок 24. Таинство Причастия 76
Урок 25. Монастырь 80
Урок 26. Отношение христианина к природе 84
Урок 27. Христианская семья 86
Урок 28. Защита Отечества 88
Урок 29. Христианин в труде 92
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству 94

О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»

.

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностр. языки.

Информатика

Искусствоведение

История

Культурология

Литература

Математика

Менеджмент

ОБЖ

Обществознание

Психология

Религиоведение:

Сайты

Книги

Рефераты

Русский язык

Физика

Философия

Химия

Экология

Экономика

Юриспруденция

Школа — и др.

Студентам — и др.

Экзамены школа

Абитуриентам

Библиотеки

Справочники

Рефераты

Прочее

Copyright © 2006-2007 Alexander Vasiliev , St. Petersburg, Russia, info@alleng.ru

Основы православной культуры (учебник Кураева)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии В. Васнецов. «Радость праведных о Господе». Роспись купола Владимирского собора. Иллюстрация из учебника Андрея Кураева: Урок 23 — Православие о Божием суде.

Основы православной культуры — официально рекомендованный Министерством образования и науки России учебник по школьному предмету Основы православной культуры, преподаваемому в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Автор учебника — протодиакон Русской Православной Церкви; профессор Московской духовной академии, кандидат философских наук А. В. Кураев. Иллюстратор — О. Иванова.

На апрель 2010 года курс состоит из 4-х блоков, блоки 1 и 4 — общие для всех учеников, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики, в который входит и модуль ОПК.

Первая половина курса (для 4-й четверти IV класса)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

  • Урок 1. Россия — наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

  • Урок 2. Православие и культура.
  • Урок 3. Отношения Бога и человека в православии. Данный урок подвергся серьёзной редакторской правке в издательстве «Просвещение» сравнительно с авторским вариантом, предложенным Андреем Кураевым.
  • Урок 4. Православная молитва.
  • Урок 5. Библия и Евангелие.
  • Урок 6. Проповедь Христа.
  • Урок 7. Христос и Его Крест.
  • Урок 8. Пасха.
  • Урок 9. Православное учение о человеке.
  • Урок 10. Добро и зло. Совесть.
  • Урок 11. Заповеди.
  • Урок 12. Милосердие.
  • Урок 13. Золотое правило этики.
  • Урок 14. Храм.
  • Урок 15. Икона.
  • Урок 16. Зачетные задания.
  • Урок 17. Обобщающий урок.

Вторая половина курса (для 1-й четверти V класса)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

  • Урок 1 (18). Как христианство пришло на Русь
  • Урок 2 (19). Христианское отношение к природе
  • Урок 3 (20). Христианская семья
  • Урок 4 (21). Христианин на войне
  • Урок 5 (22). Христианин в труде
  • Урок 6 (23). Подвиг
  • Урок 7 (24). Заповеди блаженств
  • Урок 8 (25). Зачем творить добро?
  • Урок 9 (26). Чудо в жизни христианина
  • Урок 10 (27). Какими Бог видит людей
  • Урок 11 (28) Литургия
  • Урок 12 (29). Монастырь

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

  • Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
  • Урок 31. Подготовка творческих проектов.
  • Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. д.
  • Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг», и т. д.
  • Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

Создание учебника

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года N 1578-р был утверждён план мероприятий по апробации в 2009—2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего «Основы православной культуры», а также перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010—2011 годах в апробации комплексного учебного курса. План мероприятий предусматривал и разработку учебных пособий по модулю «Основ православной культуры». В соответствии с этим распоряжением Министерство образования и науки было обязано заключить соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса, предусмотренной планом, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, а также обеспечить координацию и контроль реализации плана.

24 ноября 2009 года приказом Министерства образования и науки был утверждён состав Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009—2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего «Основы православной культуры», в который вошёл ряд представителей власти, в том числе высокопоставленные чиновники Минобрнауки и управления президента, а также представители научных и религиозных организаций, преподаватели светских и религиозных образовательных учреждений.

По свидетельству члена рабочей группы по созданию учебников, члена-корреспондента РАН, доктора философских наук А. В. Смирнова, из шести модулей, образующих курс «Основы религиозных культур и светской этики», четыре модуля — основы православной культуры и других религиозных культур — «целиком, стопроцентно, категорически с самого начала были отданы конфессиям. Их писали не ученые».

1 июля 2009 года распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были образованы Редакционный совет и Редакционная коллегия по написанию нового учебника «Основы православной культуры» под руководством протодиакона Андрея Кураева.

В состав Редакционного совета вошли:

  • епископ Зарайский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации;
  • протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургский духовной академии;
  • протоиерей Виктор Потапов, настоятель Иоанно-Предтеченского собора Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской Зарубежной Церкви;
  • протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
  • архимандрит Иона (Черепанов), наместник Ионинского монастыря г. Киева;
  • иеромонах Димитрий (Першин), руководитель просветительских программ Всероссийского православного молодёжного движения, руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодёжи
  • другие участники.

В состав Редакционной коллегии вошли:

  1. протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургский духовной академии;
  2. протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
  3. иеромонах Димитрий (Першин), руководитель просветительских программ Всероссийского православного молодёжного движения, руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодёжи;
  4. протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии — председатель Редакционной коллегии;
  5. Беглов Алексей Львович, научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук — по согласованию;
  6. Довгий Татьяна Петровна, заместитель директора департамента образования Смоленской области — по согласованию;
  7. Журинская, Марина Андреевна, редактор журнала «Альфа и Омега»;
  8. Зубов, Андрей Борисович, профессор, заведующий кафедрой истории религий Российского православного института святого Иоанна Богослова;
  9. Никитин, Валентин Арсентьевич, сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии;
  10. Светозарский, Алексей Константинович, профессор, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии;
  11. Фокин, Алексей Русланович, главный редактор Центра библейско-патрологических исследований Синодального отдела по делам молодёжи;
  12. Янушкявичене, Ольга Леонидовна, профессор Вильнюсского педагогического университета — по согласованию;
  13. Полищук, Евгений Семенович, заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии.

Одним из условий для всех учебников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» было поставлено отсутствие критики других религий и отсутствие утверждений, которые могли бы быть использованы как аргументы о превосходстве одной религии над другой.

16 ноября 2009 года в конференц-зале Высоко-Петровского монастыря в Москве состоялось первое заседание Редакционной коллегии. Присутствовали 10 членов Редколлегии. На рассмотрение поступили два проекта учебника по «Основам православной культуры». Первый подготовлен под руководством доктора педагогических наук Л. Л. Шевченко и охватывает материал для учащихся 4-х и 5-х классов. Второй — под руководством протодиакона Андрея Кураева; для 4-го класса. Рассмотрев оба проекта, Редколлегия рекомендовала к дальнейшей работе «учебник Кураева». За рекомендацию рукописи Шевченко к изданию голосовал один человек (Татьяна Довгий); воздержались двое (Евгений Полищук и протоиерей Александр Салтыков); против рекомендации выступило 7 членов Редколлегии. За рекомендацию рукописи протодиакона Андрея Кураева проголосовало 8 членов; воздержались двое (Андрей Зубов и Евгений Полищук, не успевшие ознакомиться с рукописью).

28 декабря 2009 года в Красном зале палат Храма Христа Спасителя в Москве состоялось первое заседание Редакционного совета под председательством патриарха Кирилла. После дискуссии было принято решение представить для участия в федеральном эксперименте по преподаванию основ религиозной культуры и светской этики в 2010—2012 гг. Министерству образования и науки РФ от Русской православной церкви рукопись учебного пособия по Основам православной культуры профессора Московской духовной академии и семинарии протодиакона Андрея Кураева.

Затем рукопись учебника была направлена в издательство «Просвещение». По сообщению Андрея Кураева, в издательстве серьёзной редакторской правке и сокращению в 2,5 раза подвергся урок 3 — «Отношения Бога и человека в православии». По утверждению координатора группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса, заведующей кафедрой философии религии СПбГУ Марианны Шахнович, в этом разделе на самом последнем этапе работы появились полторы страницы, связанных с креационистскими представлениями о мире, которых не было в предыдущей версии рукописи. Структура Вселенной интерпретировалась не с точки зрения современной физики, а с богословских позиций. Заслуженный юрист Российской Федерации, автор Конституции России Сергей Шахрай провёл экспертизу упомянутого раздела и в ответе главе Минюста заявил, что «анализ текста урока 3 „Отношения Бога и человека в православии“ позволяет сделать вывод об отсутствии в исследуемом тексте учебника противоречий Конституции Российской Федерации и установленному ею светскому характеру государства».

В марте 2010 года учебник был напечатан в издательстве «Просвещение» тиражом 82000 экз. Данный тираж предназначен для распространения в школах по заявкам родителей. По сообщению автора учебника А. Кураева, в апреле 2010 года было дополнительно напечатано 10000 экз. учебника для свободной продажи. В самом дополнительном издании указан тираж 20000 экз.

Апробация учебника

В феврале-марте 2010 года руководитель коллегии по подготовке учебника протодиакон Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ (епископ Меркурий) в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК:

Дата Город Ссылка
24 февраля Калининград Основы светской и религиозной этики появятся в школьной программе в апреле (недоступная ссылка) // Калининградская ГТРК, 24 февраля 2010.
26 февраля Вологда Известный богослов и профессор МГУ Андрей Кураев встретился с вологодскими педагогами // Новости Вологодской области, 26 февраля 2010.
27 февраля Череповец Протодиакон Андрей Кураев: Родители сами выберут, какую религиозную культуру изучать их детям // Официальный сайт г. Череповца, 2 марта 2010.
1 марта Курган Курганскую епархию посетил известный миссионер, профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев // Сайт Курганской и Шадринской епархии, 3 марта 2010.
2-3 марта Новосибирск Протодиакон Андрей Кураев встречается с учителями // Православие и мир, 10 марта 2010.
4-5 марта Томск Основы православной культуры — от растерянности к поиску (Православие и мир, 16 марта 2010); 4 и 5 марта 2010 г. в Томске состоялись встречи с протодиаконом Андреем Кураевым, автором учебника «Основы православной культуры» (видео) (Официальный сайт Томской Епархии).
10 марта Биробиджан Учителя готовятся к введению в школах нового предмета // ГТРК Биробиджана, 10 марта 2010.
15-16 марта Красноярск
17 марта Норильск
19 марта Екатеринбург О встрече Андрея Кураева с учителями в Екатеринбурге (видео), 22 марта 2010.
Православный инструктаж // Газета.ру, 20.03.2010
22 марта Ижевск , 22 марта 2010; В течение года удмуртские школьники могут поменять предмет в рамках светско-религиозного курса // Новости Удмуртии и Ижевска, 23 марта 2010.
24 марта Чебоксары Фото и видеорепортаж о лекции А. Кураева в Чебоксарах // ГТРК Чувашии, 24 марта 2010.
25 марта Пенза Фото и видеорепортаж о лекции А. Кураева в Пензе // ГТРК Пензы, 25 марта 2010.
29-31 марта Ставрополь, Карачаево-Черкесия, Чечня В расписании четвероклассников появится новый предмет // ГТРК «Ставрополье», 29 марта 2010.

Методические пособия

Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом подготовлено Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов к учебнику, написанному Андреем Кураевым.

Рецензии

На учебник получены положительные заключения Российской академии образования (РАО) и Российской академии наук.

Учебник А. В. Кураева получил ряд положительных внешних рецензий, включая рекомендации заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, профессора, академика Российской академии образования А. Г. Асмолова и ещё нескольких академиков РАО. На сайте А. В. Кураева опубликованы отзывы на учебник от академика РАО А. Г. Асмолова, академика РАО А. Ф. Киселёва, академика РАО, заведующего кафедрой философской и психологической антропологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена А. А. Королькова, начальника управления образования и науки Тамбовской области, доктора педагогических наук, профессора Н. Е. Астафьевой, профессора Вильнюсского педагогического университета, эксперта по нравственному воспитанию при Министерстве образования Литовской республики О. Л. Янушкявичене, главного специалиста управления образования г. Железногорск-Илимский Иркутской области В. А. Нечушкиной, руководителя Федерального Агентства по делам молодёжи Якеменко В. Г.

В официальной рецензии РАО на предварительную версию рукописи учебника (по состоянию на 2 декабря 2009 года), подписанной академиком РАО, доктором педагогических наук профессором М. В. Рыжаковым, академиком РАО, доктором философских наук профессором Г. Н. Филоновым, доктором педагогических наук А. А. Журиным и кандидатом педагогических наук С. И. Гудилиной наряду с методическими достоинствами учебника (хорошая структурированность и проработка заданий для учащихся) отмечен ряд недостатков, в частности, утверждается вероучительный, а не культурологический характер учебников, перегруженность специфической церковной лексикой. Сделан вывод о необходимости редактирования представленной на рецензирование рукописи. Впоследствии текст рукописи редактировался как автором, так и издательством «Просвещение». Рукопись в представленном виде была рекомендована к печати в качестве дополнительных материалов для учащихся, проявляющих особый интерес к православию.

Доктор философских наук, член-корреспондент РАН А. В. Смирнов считает, что учебник содержит многочисленные признаки грубого нарушения Конституции РФ, агрессивно, в миссионерском ключе грубо навязывает ученикам определённую религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству, несостоятелен в научном плане, в нём не определено понятие «религиозная культура» и вместо неё вводится плоско поданная религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением. По его мнению никакого научного обсуждения этого учебника и не предполагалось, процесс создания учебника в части модулей основ религиозных культур сознательно был спланирован так, чтобы полностью передать его конфессиям, отстранив учёных от какого-либо участия.

В рецензии сотрудника Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики Д. М. Сахарных отмечен ряд методических и дидактических недостатков учебника, присутствие в нём катехизаторского, а не культуроведческого подхода, однако сделан вывод о том, что использование учебника А. В. Кураева может быть, хотя и с очень значительными оговорками, рекомендовано при преподавании курса «Основ религиозных культур и светской этики».

Примечания

  1. ↑ Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080
  2. ↑ Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. — 96 с. — (Основы религиозных культур и светской этики). — 82 000 экз. — ISBN 9785090240635.
  3. ↑ Информация пресс-службы Министерства образования и науки Российской Федерации о реализации плана мероприятий по апробации в 2009—2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (недоступная ссылка) // pravoslavnoe-obrazovanie.ru, 09.12.2009.
  4. ↑ 1 2 Как атеистическая цензура изуродовала учебник — сообщение в личном блоге Андрея Кураева, 18 марта 2010.
  5. ↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 1578-р // Российская газета, 11.11.2009
  6. ↑ http://www.rg.ru/pril/35/65/40/5035_3.gif План мероприятий по апробации в 2009—2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
  7. ↑ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. № 667
  8. ↑ 1 2 Черноиванова А. Новый школьный предмет: «РПЦ выпускает джинна из бутылки» // infox.ru, 25.03.2010
  9. ↑ Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла об образовании Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы // Патриархия.Ру, 1 июля 2009.
  10. ↑ Малухин В. В школьном расписании — уроки религии // Православие и мир, 21 августа 2009.
  11. ↑ Учебник ОПК: редколлегия проголосовала за рукопись Кураева // Газета «Татьянин день», 18.11.2009
  12. ↑ Рукопись протодиакона Андрея Кураева выбрана за основу будущего учебника по Основам православной культуры // Патриархия.Ru, 17.11.2009
  13. ↑ Обсуждаем учебник по ОПК // Церковный вестник, № 1-2, январь 2010.
  14. ↑ Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Редакционного совета по написанию школьного учебника по предмету «Основы православной культуры» // Патриархия.Ru, 28 декабря 2009.
  15. ↑ Марианна Шахнович в передаче Светланы Сорокиной «Гражданская оборона»
  16. ↑ Юрист: Учебник Кураева не нарушает закон // Regions.Ru, 19 марта 2010.
  17. ↑ Учебники ОПК будут в продаже — сообщение в личном блоге Андрея Кураева, 12 апреля 2010.
  18. ↑ Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов // Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
  19. ↑ Рецензия Российской академии образования № 01-5/7д-666 от 20.10.2010.
  20. ↑ Рецензия Российской академии наук № 10106-5215/365 от 01.11.2010.
  21. ↑ Диакон Андрей Кураев написал школьный учебник // Балтинфо.ру, 11.12.2009.
  22. ↑ Отзывы на учебник Архивная копия от 21 мая 2011 на Wayback Machine // kuraev.ru
  23. ↑ Рецензия Российской академии образования на рукопись учебника Андрея Кураева «Основы православной культуры» // Портал-Credo.Ru, 2.12.2009
  24. ↑ Полищук Е. Обсуждаем учебник по ОПК // газета «Церковный вестник» № 1-2, 2010.
  25. ↑ Учебник нужен, но его придется переписать с нуля
  26. ↑ Учебник «Основы религиозных культур и светской этики»
  27. ↑ Сахарных Д. М. (ИПК и ПРО УР) Рецензия на издание: А. В. Кураев. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений.— М.: Просвещение, 2010.— 95 с.: илл. ISBN 978-5-09-024063-5 // Портал-Credo.Ru, 29.06.2010

Ссылки

  • Кураев А. В. Полный текст учебника Основы православной культуры для 4 класса // Православие и мир.
  • Кураев А. В. Основы православной культуры: Поурочное чтение // Православие и мир.

Проблемные вопросы к ОПК ОРКСЭ А.Кураева

Сообщество преподавателей курса «Основы православной культуры»

Для размещения материалов по новому курсу Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры»

08.03.15, 19:33 Автор МАР

Проблемные вопросы в учебнике ОПК А.Кураева (УМК «Просвещение»)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

Урок 1. Россия — наша Родина.

Зачем нужно быть патриотом?

Примерные варианты ответов: Чтобы наша Родина не становилась слабее, сохраняла свою уникальность, красоту, добро… На патриотах держится страна.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Урок 2. Православие и культура.

Проблемный вопрос заложен в самом учебнике: с.7, вопрос 4: Какие черты русской православной культуры 17в., так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Какие… не встретишь? Хорошо ли это?

Ситуация: 350 лет арабский путешественник Павел Алеппский так написал о Руси: «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!». Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время они стоят на ногах… Какая выносливость! Несомненно, все они святые! Все винные лавки остаются закрытыми с субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян…».

Варианты ответов: Люди столько не молятся (это очень трудно). Люди в праздники не пьют вино (это полезно).

Урок 3. Отношения Бога и человека в православии.

Вопрос из учебника: с.11, вопрос 2: Почему православные люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к детям своим?

Варианты ответов: Потому что так проще понять отношения человека и Бога — Он нам как отец, поэтому желает только добра.

Урок 4. Православная молитва.

Как вы думаете, зачем православным людям Бог посылает больше испытаний и трудностей?

Ответ: Трудности – как тренировка, закаляют человека, делают его сильнее, помогают чаще обращаться к Богу за помощью, молиться.

Урок 5. Библия и Евангелие.

Как вы думаете, почему христиане читают Евангелие каждый день?

Ответ: в этой главной книге христиан Бог дает ответы на разные трудные вопросы, само чтение книги укрепляет христиан, потому что в ней – благодать Божия (добрый дар).

Урок 6. Проповедь Христа.

О чем бы вы спросили Христа, если бы оказались среди слушателей Нагорной проповеди?

Урок 7. Христос и Его Крест.

1) Смогли ли бы взять на себя вину другого человека? Было ли у вас такое?

2) Очень трудный вопрос: Как вы думаете, можно ли было Христу обойтись без страдания, спасая человека? Почему Он Сам решил пройти через все страдания? Ответ: Он хотел испытать все Сам, по другому было нельзя.

Урок 8. Пасха.

Что бы ушло из вашей жизни, если бы не было Пасхи?

Варианты ответа: куличи, крашеные яйца, возможность позвонить в колокол… (озвучить возможный ответ христианина: не было бы возможности спастись, попасть в Царство Небесное).

Урок 9. Православное учение о человеке.

Вопрос из учебника: с.35: Как вы думаете, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше и почему?

Ответ: Злые, жадные, любые недобрые, потому что они пачкают душу.

Урок 10. Добро и зло. Совесть.

Вопрос из учебника, с.39: Объясните полушуточное определение человека: «Человек – это такое животное, которое умеет краснеть».

Ответ: животные не умеют краснеть, хотя иногда тоже чувствуют стыд, например, когда подросший щенок сделает дома лужу. А если человек перестает краснеть, если ему не стыдно при плохих поступках, то он уже не настоящий человек.

Урок 11. Заповеди.

Вопрос из учебника, с.41: Есть ли связь между словами «заповедь», «заповедник», «заповедный». Какая? Объясните.

Вариант ответа: Общее в этих словах – «то, что нужно хранить, оберегать». Заповеди очень важны для христианина, это ему заповедано Богом. По ним Бог видит, нужен ли Он человеку, хочет ли человек жить с Богом, что для этого делает.

Урок 12. Милосердие.

Почему для христианина милосердие – путь к Богу?

Ответ: Потому, что делая добро другим, человек сам становится добрее, лучше. Таким его хочет видеть Бог, такие живут в Его Царстве.

Урок 13. Золотое правило этики.

Почему нам трудно не осуждать других?

Ответ: Мы так устроены, все плохое нам делать легко, все хорошее требует наших усилий.

Далее вопрос из учебника, с.47: Как беречься от осуждения других? Придумайте свое правило.

Урок 14. Храм.

Зачем в Храме нужно соблюдать особые правила?

Ответ: чтобы понимать, что в Православии есть некоторые запреты, ограничения, что не все можно делать так, как хочется, а надо слушаться.

Урок 15. Икона.

Почему так много икон Богородицы?

Ответ: Потому что люди Ее очень любят, хотят иметь Ее изображения. И это еще милость Божия, потому что каждая икона помогает людям.

Урок 16. Зачетные задания.

Урок 17. Обобщающий урок.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

Урок 18. Как христианство пришло на Русь.

Вопрос из учебника, с.61: Подумайте, как изменилась жизнь киевлян после крещения. Ответ: они перестали приносить людей и животных в жертву, стали стараться жить лучше, не делать другим зла, прощать обиды.

Урок 19. Подвиг Христианское отношение к природе

Прочитайте, что сказано о подвижнике в учебнике: «Подвижник избирает самое главное и самое святое в своей жизни и все остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: все ражи главного». Слова «подвиг» или «подвижник» имеют между собой много общего. Подумайте, что общего?

Ответ: движение. У подвижника это движение к святости — к Богу. Это тоже подвиг – побеждать в себе плохие привычки.

Урок 20. Заповеди блаженств

Как вы поняли: почему нищие духом приятны Богу?

Ответ: Потому что у них есть смирение, они понимают, что сами, без Бога – ничего хорошего не сделают. Бог им нужен, и это Ему важно.

Урок 21. Зачем творить добро?

Ответ на сам вопрос урока.

Возможные варианты: чтобы сделать приятное Богу, это нужно для спасения, это делает человека лучше, мир становится добрее.

Урок 22. Чудо в жизни христианина

Вопрос из учебника, с.71: Как связаны вера и верность?

Ответ: если кому-то веришь, то будешь стараться быть ему верным. Что значит быть верным – не предавать, не выдавать секретов, не говорить о нем плохое и пр.

Урок 23. Православие о Божием суде

Почему говорят, что христианин каждый день пишет себе приговор (приговор – решение о наказании)?

Ответ: Потому что человек всегда совершает поступки — дела добрые или злые. Христианину за них нужно перед Богом давать ответ – идти к Нему на Суд в конце жизни.

Урок 24. Таинство Причастия

В слове «Причастие» есть слово «часть». Почему это важно?

Ответ: потому что причаститься – стать при-част-ным Богу, соединиться с Ним. Он будет помогать христианину изменять себя в лучшую сторону.

Урок 25. Монастырь

Почему люди уходят жить в монастыри, становятся монахами?

Ответ: Чтобы быть ближе к Богу, там собираются все, кому дорог Бог, вместе всегда легче.

Урок 26. Отношение христианина к природе

Почему человека называют «царем природы»? Что это значит?

Ответ: То, что он — как царь — должен заботиться о природе, как о своем царстве: любить, хранить порядок, помогать…Для христиан – это одна первых заповедей, которые Бог дал человеку еще в Раю.

Урок 27. Христианская семья

Назовите традиции семьи (собираться по праздниками всем вместе, делать какие-то дела вместе, обсуждать проблемы, путешествовать и отдыхать вместе…). Зачем семье традиции?

Ответ: Они скрепляют семью с ее прошлым (предками), настоящим и будущим (потомками), помогают чувствовать себя членом семьи, делают семью дружнее.

Урок 28. Защита Отечества

Бывает ли война справедливой? Приведите примеры.

Ответ: Да, например, защита страны от напавших врагов (Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война).

Урок 29. Христианин в труде

1) Прочему пост — это труд?

Ответ: Потому, что надо совершать усилия на собой – стараться не делать злого, не обижать людей.

2) Вопрос из учебника, с.93: Какой труд вреден для человека? Почему?

Ответ: тот, который только делает его богаче, если он не думает о других людях, а только о себе; если труд приносит другим горе.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России.

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству.

Один умный человек сказал, что патриотизм любовь к Родине) оказывается не словом, а делом (В.Г.Белинский). А как школьники могут показать свою любовь к Родине?

Ответ: хорошо учиться, чтобы стать настоящими россиянами, стараться не ругаться, не обижать других, не мусорить на улицах…

Урок 31. Подготовка творческих проектов.

Урок 32-3. Выступление обучающихся со своими творческими работами

Урок 34. Итоговое занятие «Диалог культур народов России»

0 и ещё

МАР Была давно МАР Рейтинг 0% Рубрики сообщества

? Сделано на Всевтеме.ру Нашли ошибку?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *