Украшение на хитоне христа 4 буквы

Православный Церковный календарь

Житие

Празд­но­ва­ние в честь Хи­то­на Гос­под­ня и Стол­па Жи­во­тво­ря­ще­го – хра­мо­вый празд­ник Мц­хет­ско­го пат­ри­ар­ше­го со­бо­ра в честь 12 свя­тых апо­сто­лов, име­ну­е­мо­го Све­ти-Цхо­ве­ли (что озна­ча­ет в пе­ре­во­де с гру­зин­ско­го «Жи­во­тво­ря­щий Столп»). По пре­да­нию Гру­зин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, Хи­тон Гос­по­день – неш­вен­ное оде­я­ние Спа­си­те­ля (Ин.19,23) – по­пал в древ­нюю сто­ли­цу Гру­зии г. Мц­хе­та сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Эле­азар (или Эли­оз), рав­вин мц­хет­ской об­щи­ны ев­ре­ев, пе­ре­се­лив­шей­ся в Гру­зию из Иеру­са­ли­ма еще в 70 г. до н. э., по­лу­чив из­ве­стие от иеру­са­лим­ско­го пер­во­свя­щен­ни­ка Ан­ны о пред­сто­я­щей каз­ни Хри­ста, по­спе­шил в Иеру­са­лим в со­про­вож­де­нии Лон­ги­на Карс­нит­ско­го. Они ста­ли сви­де­те­ля­ми Стра­стей Гос­под­них и ме­та­ния жре­бия о Его одеж­де (Ин.19,23-24; Пс.21,19).

В то вре­мя, ко­гда Пре­чи­стое Те­ло Гос­по­да Иису­са Хри­ста бы­ло при­гвож­де­но ко Кре­сту, мать Эли­о­за, на­хо­див­ша­я­ся в Мц­хе­та, услы­ша­ла уда­ры мо­ло­та в сво­ем серд­це и со­дрог­ну­лась от ве­ли­ко­го стра­ха. Воз­ве­стив сво­ей до­че­ри Си­до­нии о крест­ных му­ках Спа­си­те­ля, без­вин­но пре­дан­но­го на смерть, мать Эли­о­за скон­ча­лась. Эли­оз при­об­рел Хи­тон Гос­по­день у во­и­на, ко­то­ро­му он до­стал­ся по жре­бию, и увез в Мц­хе­та. Си­до­ния, встре­тив со сле­за­ми сво­е­го бра­та Эли­о­за, объ­яви­ла ему о смер­ти ма­те­ри и о ее пред­смерт­ных сло­вах. Эли­оз под­твер­дил сло­ва ма­те­ри и по­ка­зал сест­ре Хи­тон Гос­по­день. Взяв Хи­тон, пра­вед­ная Си­до­ния об­ло­бы­за­ла его, при­жа­ла к сво­ей гру­ди и тут же упа­ла без­ды­хан­ной.

Ни­кто, в том чис­ле царь Адерк (2 г. до Р. Х. – 55 г. по Р. Х.) не мог разъ­ять рук Си­до­нии и взять Хи­тон. Пра­вед­ная Си­до­ния (па­мять 1 ок­тяб­ря) бы­ла тай­но пре­да­на зем­ле бра­том сво­им Эли­о­зом в цар­ском са­ду Мц­хе­та.

Об этом рас­ска­зал свя­той рав­ноап­о­столь­ной Нине пер­во­свя­щен­ник кар­та­лин­ских ев­ре­ев Ави­а­фар – по­то­мок рав­ви­на Эли­о­за. Он уве­ро­вал во Хри­ста, услы­шав тол­ко­ва­ние свя­той Ни­ны древ­них про­ро­честв о Мес­сии и как они ис­пол­ни­лись на Гос­по­де Иису­се Хри­сте. Об­ра­щен­ный свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ни­ной ко Хри­сту, гру­зин­ский царь Ми­ри­ан (265–342) ре­шил по­стро­ить на ме­сте хра­не­ния Хи­то­на Гос­под­ня хри­сти­ан­ский храм. Огром­ный кедр, вы­рос­ший на мо­ги­ле Си­до­нии, спи­ли­ли, и его ствол хо­те­ли ис­поль­зо­вать как ос­нов­ной столп для под­дер­жи­ва­ния глав­но­го ку­по­ла хра­ма, но под­нять его не смог­ли. Всю ночь свя­тая Ни­на мо­ли­лась о Бо­же­ствен­ной по­мо­щи, и ей бы­ли яв­ле­ны ви­де­ния, в ко­то­рых при­от­кры­ва­лись ис­то­ри­че­ские судь­бы Гру­зии.

На рас­све­те же Ан­гел Гос­по­день при­бли­зил­ся к стол­пу и под­нял его на воз­дух. Столп, оси­ян­ный чуд­ным све­том, под­ни­мал­ся и опус­кал­ся в воз­ду­хе, по­ка не оста­но­вил­ся над сво­им ос­но­ва­ни­ем. Из пня кед­ра ис­те­ка­ло бла­го­вон­ное ми­ро. Так Ан­гел Гос­по­день ука­зал ме­сто, где со­крыт в зем­ле Хи­тон Гос­по­день. Это со­бы­тие, сви­де­те­лем ко­то­ро­го бы­ли мно­гие жи­те­ли Мц­хе­та, изо­бра­жа­ет­ся на иконе «Про­слав­ле­ние Гру­зин­ской Церк­ви». Впо­след­ствии на ме­сте де­ре­вян­но­го хра­ма был воз­ве­ден ве­ли­че­ствен­ный ка­мен­ный со­бор Све­ти-Цхо­ве­ли. Жи­во­тво­ря­щий Столп, у ко­то­ро­го со­вер­ша­лись мно­гие ис­це­ле­ния, име­ет ныне ка­мен­ное че­ты­рех­уголь­ное по­кры­тие и увен­чан лег­кой, не ка­са­ю­щей­ся сво­да со­бо­ра, се­нью. Столп рас­по­ло­жен в со­бо­ре Све­ти-Цхо­ве­ли ря­дом с ма­ке­том хра­ма гро­ба Гос­под­ня в Иеру­са­ли­ме.

В честь Хи­то­на Гос­под­ня и Стол­па Жи­во­тво­ря­ще­го Гру­зин­ской Цер­ко­вью уста­нов­ле­но празд­не­ство 1 ок­тяб­ря.

Молитвы

Тропарь Животворящему Столпу и Хитону Господню

глас 8

Днесь пра́зднует Свята́я Це́рковь,/ чту́щи Столп Животворя́щий и Хито́н Госпо́день,/ и́же Свет просия́ша во вся концы́ вселе́нныя/ и жи́зни свято́е ми́ро источи́ша./ Сего́ ра́ди Всесвяте́й Богома́тери и ро́ждшемуся от Нея́ Христу́// покланя́емся во спасе́ние душ на́ших.

Перевод: Сегодня празднует Святая Церковь, почитая Столп Животворящий и Хитон Господень, которые просияли Светом во все пределы вселенной и жизни святое миро источили. Потому Всесвятой Богоматери и родившемуся от Нее Христу поклоняемся для спасения душ наших.

Кондак Животворящему Столпу и Хитону Господню

глас 8

В Го́рней борьбе́ за мя непобеди́мый помо́щниче,/ Сто́лпе святы́й и Богоосия́нный, мир просвеща́яй,/ я́ко мо́лния освеща́яй Небесноподо́бную пелену́ — свы́ше истка́нный Хито́н Госпо́день,/ украша́яй же воспева́ющия и пра́зднующия торжество́ твое́,/ да́руй сугу́бое озаре́ние и ра́дость пою́щим ти:// ра́дуйся, Сто́лпе, Бо́гом осия́нный.

Перевод: В Небесной битве за меня непобедимый помощник, Столп святой, Богом осиянный, мир просвещающий, как молния освещающий подобную Небесам пелену — сотканный свыше Хитон Господень, украшающий воспевающих и празднующих торжество твое, даруй особое озарение и радость поющим тебе: «Радуйся, Столп, Богом осиянный».

aslan

  • Френдлента
  • Архив
  • Профиль
  • Добавить в друзья
  • RSS

журнал индульгирующего нагвалиста

Make Kavkaz feed again!

Христианские реликвии. Правда или вымысел? Часть 1. aslan February 11th, 2014 Глядя на ажиотаж вокруг т.н. даров волхвов, которые были привезены месяц назад из греческого Афона в Россию на радость верующим в них, я задался вопросом: «а что это за реликвия на самом деле? действительно ли дары т.н. волхвов описанных в Библии сохранились? а что еще из описанного неизвестными авторами в Библии сохранилось до наших времен, и насколько все это соответствует правде?».
Я провел небольшое расследование, покопался в интернетах и обнаружил, что на самом деле таких предметов более чем предостаточно, и вполне возможно, что в ближайший год в столицу привезут артефакты посерьезнее, чем пояс богородицы и т.н. дары волхвов, например…
Раз мы начали копаться в грязном белье христианских реликвий, начнем с одежд Иисуса Христа и его матери Марии (богородицы).
Хитон Иисуса и Риза Господня.
Нижнее белье (хитон) Христа по преданию досталось одному из римских стражей, который участвовал в распятии. Так как хитон был бесшовный, если бы они разделили его, то он распустился бы на нитки, потому стражи кинули жребий, и так исподнее Христа обрело нового хозяина. В отличие от хитона, ризу Христа (верхнюю одежду) разделили на части, которые через некоторое время покинули Иерусалим с новыми владельцами реликвий. В общем существуют армянская, грузинская и сирийская версии того, как начались необыкновенные приключения одежды после распятия.
Есть версия, что хитон попал в Грузию и до сих пор остается там, в основании Мцхетского Патриаршего собора. Изображение хитона даже попало на герб князей Багратионов царствовавших в Грузии.
По второй версии хитон попал в нынешнюю Францию, в Аржантей — пригород Парижа, когда Карл великий подарил его своей дочери, а та передала священное белье монахам Бенедиктинцам, где реликвия (разрезанная во время фр.революции) якобы хранится до сих пор. Кстати на гербе города тоже красуется этот хитон.
Однако, по третьей версии хитон привезла из Иерусалима в Трир (Германия) Елена — мать императора римской империи Константина Великого, который проживал в то время в тех землях. Как полагают некоторые ученые, реликвия является средневековой подделкой, однако же тропа верующих не зарастает на пути в Трирский собор Святого Петра, где хитон иногда выставляют на всеобщее обозрение под стеклянным колпаком.
Риза Христа.
Риза, в отличие от хитона является верхней одеждой. Ее можно разрезать на части без опаски, что ткань распустится, что с ней и сделали, опять же со слов неизвестных свидетелей. Однако начнем с самого начала, то есть с грузинской версии, по которой хитон попал в Грузию в стародавние времена. А при чем здесь хитон спросите вы? Дело было так: по легенде т.н. хитон Иисуса попал в закавказскую страну и пролежал там в Мцхетском Патриаршем соборе до 17 века, пока в Грузию не вторгся персидский шах Аббас I, который и прихватизировал бесценную реликвию. Не понятно каким образом хитон превратился в ризу, но дальше история повествует о священной одежде как о ризе. В общем, как пишут в интернетах, русский посол надоумил его послать ризу в дар царю Михаилу Феодоровичу, что шах и сделал.
Впоследствии риза была расчленена и со временем разные ее части обрели покой в храмах Киева, Санкт-Петербурга и в Москве, в храме Христа Спасителя, куда попала из Ярославского музее-заповедника, где она была чудом найдена всего лишь 12 лет назад, в 2002г. К сожалению фоток отрезов священной ткани не нашел.
Храм Христа Спасителя
Риза Богородицы.
В основе истории приключений одежды девы Марии лежит самое натуральное уголовное деяние. Как гласит легенда, два византийских аристократа — братья Галвин и Кандид совершали в середине пятого века паломничество в святые земли. Однажды они заночевали в Назарете в доме старой еврейки и увидели у нее комнату с больными людьми жаждущими исцеления. На вопрос паломников с чем это связано, она возьми и ляпни, что у нее дома находится риза богоматери, которая по родовому поверью досталась ее предкам от самой Марии.
Латеранская базилика в Риме
Паломники, не будь дураками смекнули, что реликвии нужно место достойнее, чем хатка пожилой еврейки. Они ночью, незаметно измерили измерили ковчег, в котором она хранилась, а затем в Иерусалиме заказали его копию и златотканый покров на него. На обратном пути в Назарете они подменили ковчег с Ризой и привезли реликвию в Константинополь, где она хранилась в их доме, пока чудеса причиняемые ризой не заставили воров признаться константинопольскому патриарху в том, что они уперли святыню из Назарета.
Влахернская церковь в Зугдиди.
Построили для священной реликвии храм в Константинополе, и находилась она там тысячу лет до середины 15 в. пока не сгорел этот самый храм. После этого события святыня опять пустилась в путешествие. Как и полагается священной реликвии, ее тоже расчленили, и части ризы со временем попали в разные храмы мира: в Латеранскую базилику в Риме, Влахернскую церковь в Зугдиди и в Московский Кремль в Церковь Ризоположения. Фоток отрезов ткани нет, можете сами поискать святыни в этих храмах.
Церковь Ризоположения в Московском Кремле.
Туринская плащаница.
Следующая христианская реликвия представляет собой четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после того, как его сняли с распятия. Первое документальное упоминание этой почитаемой в христианстве реликвии датировано началом 13 в. О ней пишут как пилигримы, видевшие плащаницу в Константинополе в храме, где хранилась риза богоматери, так и крестоносцы, разграбившие чуть позже этот храм.
После последнего события (разграбление крестоносцами храма) плащаница исчезает из поля зрения летописцев на полтора столетия и опять возникает чудесным образом, но уже во Франции. В общем с разными приключениями плащаница попадает в Турин, где и хранится с 1578 г. В конце 19 века один фотограф сделал снимок реликвии и обнаружил на негативе человеческий лик, что породило очередную волну интереса к этой реликвии.
Существуют разные версии возникновения плащаницы, одни ученые говорят, что это средневековая подделка, другие в это не верят. В общем, все как обычно в вопросе веры. Святое покрывало выставляют на всеобщее обозрение раз в четверть века, потому сомневаюсь, что в ближайшее время вам получится его увидеть.
Собор Иоанна Крестителя в Турине.
Крест Господень, он же животворящий крест.
История с крестом, на котором был распят сын бога запутана и длинна, как впрочем и у любой христианской реликвии и достойна отдельного романа. Но формат поста в рамках журнала индульгирующего нагвалиста не позволяет раскрыть имена всех, кто обнаружил и обнародовал нахождение истинного креста, потому кратко скажу, что главный символ христианства был по преданию также найден в Иерусалиме, откуда его частями (старый, проверенный способ) вывозили в Константинополь и в разные города Европы.
Причем, что интересно, щепки от т.н. животворящего креста вывозили с 4 в. вплоть до 14 в. Эразм Роттердамский в свое время иронически подметил, что если собрать все части привезенные в Европу, то можно из них построить дом. Однако исследование конца XIX века показало, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около 1,7 килограмма.
Что же делали с этими частями от животворящего креста, спросите вы? Одни обрамляли его в золото и носили на теле, другие (в основном представители церквей) помещали святую щепку в основание крестов, коих сейчас великое множество во многих странах.
Кстати, вип-паломники в святую землю с первой половины XIX века, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей этой реликвии и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви. И еще один факт — все известные части от креста состоят из древесины оливы.
Пояс богородицы.
Предание гласит, что пояс богородицы, который в 2011 году вызвал ажиотаж в столице был передан предкам той еврейки, которой принадлежала и риза девы Марии. Но как мы помним, двое византийских аристократов уперли ризу обманув ее предыдущую хозяйку. Вполне возможно, что и пояс был умыкнут за компанию. По крайней мере история гласит, что этот аксессуар попал в Константинополь примерно в то же время, что и риза богородицы.
В общем, пояс постигла та же судьба, что и ризу Христа и Марии и крест — он был поделен на части и неведомыми путями попал в храмы Греции, Кипра, Италии и Грузии. Кстати и в России тоже есть части того пояса: после гастролей афонских монахов в России в Казанский собор Санкт-Петербурга была передана на вечное хранение частичка реликвии, а в Москве часть пояса находится в Храме Илии Пророка, потому если вы захотите увидеть частицу священной реликвии не нужно ждать, пока ее привезут из Афона через ****дцать лет.
Терновый венец.
Как и многие христианские реликвии, терновый венец, который якобы был на Христе во время экзекуций, попал из святой земли в Константинополь, а чуть позже в Париж. Король тогдашней Византии отдал французскому монарху реликвию в обмен на финансовую поддержку. Святыне, как и следует построили именную церковь, где она хранилась до французской революции. После прихода Наполеона к власти, венец переселился в Собор Парижской Богоматери.
В конце 19 века святыню на всякий случай запаяли в круглую стеклянную колбу и теперь нет никакой возможности проверить сколько ей лет.
Терновый венец выносят к тысячам верующих каждую первую пятницу месяца, а в католический Великий пост — каждую пятницу и в Страстную пятницу. Отдельные шипы от венца, разошлись по странам Европы в качестве подарка от французских королей, где и хранятся в различных храмах.
Продолжение читайте завтра.
Tags: исторические факты, наблюдения Buy for 20 tokens

?

Log in

No account? Create an account October 15th, 2014, 12:52 am

Свитицховели и хитон Господень

14 октября в Грузии отмечается праздник Хитона Господня — Светицховлоба, или Мцехтоба. Центр празднования — собор Светцховели в древней столице страны Мцхете, ставший символом всей христианской Грузии.

По преданию, именно здесь, вдохновленный проповедью святой Нины и молитвами своей уже обратившейся ко Христу супруги Наны, крестился первый христианский царь Грузии — Мириан. В купели, по сей день стоящей в соборе, крестят и теперь.

Светицховели — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Числится среди памятников Всемирного наследия. В настоящее время считается одним из духовных символов современной Грузии.
Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.
Храм окружён крепостной стеной, которая по плану приближается к квадрату. Стена была воздвигнута по приказу царя Ираклия II (упоминается в тексте высеченным над южным входом в храм). Высеченный камень в старой части перемешан с речным камнем в стене. Постройки на стенах исполнены кирпичом.
Во время раскопок в 1963—1964 годах в юго-западной части стены были найдены останки католикоса Мелкиседека (XI век). Во дворе, в юго-восточной части стены — дворец католикоса Антона II.
На всём протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов.
В марте 2007 года в Светицховели прошло отпевание первого грузинского президента Звиада Гамсахурдиа.
В классической литературе Грузии одним из ярких произведений является роман «Десница великого мастера» классика литературы Константина Гамсахурдия, повествующий о строительстве храма и об одновременно связанном с этим событием становлении Грузии. Эпическое произведение детально описывает процесс строительства храма, становления христианства в Грузии и грузинского государства.
В этом храме находится среди прочих святынь, тканный хитон Иисуса Христа.
Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые поехав в Иерусалим на Иудейскую Пасху, случайно присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, святой девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией.
Сидония просила своего брата Элиоза привезти из Иерусалима какую либо вещь к которой прикасался Христос. Элиозу удалось во время распятия Иисуса Христа выкупить хитон у одного из римских легионеров. Когда Элиоз вернулся в Мцхету, он узнал о смерти матери, которая говорила перед смертью, что ей так плохо, как буд-то в её сердце молотком загоняют гвозди. Именно в это время её сын Элоиз наблюдал за распятием Христа.
Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась от радости, её сердце не выдержало. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду.
Возможно эта история была бы забыта в народе, если бы её потомки еврея Элиоза не передовали из уст в уста, так она дошла до мцхетского раввина Авиафара, который так же был потомком Элиоза.

Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество. Видя всё это, Авиафар отказался от служения в иудейской синагоги и принял православие. В последствии он тоже был причислен к лику святых.

Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.

Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».

В V веке Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали.

Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова».

По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев).

В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией.

Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси.

И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.

Собор Светицховели (под этим именем он и вошел в историю) перестраивался несколько раз. В XI веке по инициативе святителя Мельхиседека — грузинского Католикоса-Патриарха — была отстроена крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь, фундамент которой сохранился по сей день. Святитель Мельхиседек похоронен тут же.

В XIV веке собор пережил нашествие монголов. В XV — землетрясение, разрушившее купол.

В XVII веке над могилой святой Сидонии и Животворящим Столпом была установлена башня. Вокруг башни и сегодня почти постоянно находятся молящиеся — они приходят сюда по одиночке и группами.


Под этой башней покоится святая Сидония с хитоном Христа

Вторая святыня храма — милоть (плащ) святого пророка Илии, переданный им своему ученику, пророку Елисею, при своем восхождении на небеса на огненной колеснице. Святыня хранилась у мцхетских евреев, потомки которых позже приняли Христа. Сейчас милоть находится за центральным иконостасом, в правой части алтаря.

Здесь находится плащ пророка Ильи

В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей святого апостола Андрея Первозванного, проповедовавшего здесь уже в I веке.

В левом приделе собора находится колодец со святой водой. Правда, без благословения воду брать не разрешается, но рядом всегда стоит наполненное ведро и кружка.

Справа от входа — баптистерий, в котором по преданию крестился сам царь Мириан. Крещения в купели проводятся по сей день.

Если от баптистерия пройти немного вперед, можно очутиться возле часовни (во внебогослужебное время она закрыта) — это символическая копия кувуклии Гроба Господня.

Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он — строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо.

Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны — Ее удела.

Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы — и любимый грузинский православный праздник — Светицховлоба.

Интересным фактом архитектуры комплекса является его устройство согласно астрологическим знаниям, в которое, как считается, заложен тайный смысл. Сооружения образуют фигуру креста, где осевая линия отклоняется от продольной на 22 градуса. Именно на этот угол повернуты относительно сторон света египетские пирамиды и такой же угол наклона имеет земная ось. А расположение башен и построек, окружающих собор, по мнению современных ученых, отображают структуру Солнечной системы.

Хитон Господень – это самая великая святыня Грузинской Церкви. В сакральном плане Хитон Господень, находящийся ныне, как в царственном кивоте, в соборе Светицховели, можно сравнить с духовным солнцем, льющим из недр земли свой незримый свет, или с подземным родником, который невидим для глаз, но питает собой корни цветов и растений. Это тот Хитон, который был соткан руками Пречистой Девы Марии и обагрен кровью Спасителя на Его крестном пути от Гефсимании до Голгофы. Из-за этой святыни Мцхета называли «вторым Иерусалимом». Внутри собора Светицховели построена часовня, похожая по форме на кувуклию – ту, которую воздвиг император Константин над гробом Господним в Иерусалимском храме Воскресения. Хитон Господень, привезенный из Иерусалима во Мцхета, связал духовными узами Палестину и Грузию, храм Воскресения и Светицховели. В сакральном плане Хитон Господень – это столп духовного пламени, достигающий небес, более дивный, чем тот, который вел Моисея с народом по Синайской пустыне среди враждебных племен в Обетованную Землю. Это место, где Ангелы нисходят на землю, а души людей в молитве восходят к небесам. В Евангелии говорится о том, как страдающая неизлечимой болезнью женщина, подойдя в толпе к Спасителю, тайно прикоснулась к Его Хитону и мгновенно исцелилась от недуга (Лк. 8, 43–48). И сегодня исцеления от Хитона Господня получают те, кто приходит к нему с верой и благоговением.

Сегодня Светицховели является популярным местом среди туристов и молодожен, красочные свадебные церемонии которых можно увидеть в соборе каждые выходные.
Сидония стала первой христианкой Грузии. Не видя Христа, она полюбила Его всей душой, как одна из жен-мироносиц, и мысленно следовала за ним, как Мария Магдалина. Когда она услышала страшную весть о казни Христа, то ее любовь превратилась в страдание и боль, и она упала мертвой на землю, как лань, пронзенная стрелой охотника в самое сердце. Ее грудь стала священным престолом Хитона Господня. Так в древней Церкви в темницах на груди мучеников узники-христиане совершали литургию. Существует предание, что во время Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа Сидония выйдет Ему навстречу, держа в руках Хитон, как свидетельство своей вечной любви.

Тропарь Животворящему Столпу и Хитону Господню
Тропарь, глас 8: Днесь празднует Святая Церковь, чтущи Столп Животворящий и Хитон Господень, иже Свет просияша во вся концы вселенныя и жизни святое миро источиша. Сего ради Всесвятей Богоматери и рождшемуся от Нея Христу покланяемся во спасение душ наших.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *