Унификация церковных обрядов

Содержание

Стоглавый собор 1551 года. История России

Автор Трофимова Мария May 25, 2015

  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Стоглавый собор является важнейшим событием не только в истории России, но и Русской православной церкви. Он проходил в 1551 году. Назван стоглавым, так как в него входит 100 частей из постановлений (деяний или уложений) — отдельные главы. Стоглав является своего рода законодательным актом, который касался многих сфер жизни. И этому документу Церковь должна была следовать неукоснительно. Однако некоторые введения остались существовать только на бумаге, на практике им никто не следовал.

Место проведения и участники

Стоглавый собор проходил с 23 февраля по 11 мая 1551 года в Москве. Все происходило в Кремле, в Успенском соборе. На нем присутствовал царь Иван Грозный, высшее духовенство, князья и представители Боярской думы. Среди присутствовавшего духовенства следует выделить:

  • митрополита Макария — председателя;
  • архиепископа Акакия из Тверской епархии;
  • архиепископа Гурия из Смоленской епархии;
  • архиепископа Касьяна из Рязанской епархии;
  • архиепископа Киприана из Пермской епархии;
  • архиепископа Никандра из Ростовской епархии;
  • архиепископа Савву из Крутицкой епархии;
  • архиепископа Трифона из Суздальской епархии;
  • архиепископа Феодосия из Новгородской епархии;
  • архиепископа Феодосия из Коломенской епархии.

История создания

Иван Грозный в начале 1551 года принялся за созыв Стоглавого собора. Он взял на себя эту миссию, поскольку был убежден, что он преемник византийских императоров. Во второй главе Стоглава есть упоминание о том, что иерархи испытывали великую радость по поводу царского приглашения. В первую очередь это объясняется необходимостью разрешения многих вопросов, которые были особенно значимы в середине XVI века. К ним относилось укрепление церковной дисциплины среди духовенства, вопросы о полномочиях церковного суда. Надо было бороться против порочного поведения священнослужителей и прочих представителей церкви. Много проблем также было с ростовщичеством монастырей. Продолжалась борьба с пережитками язычества. Кроме того, возникла необходимость в унификации церковных обрядов и служб. Порядок переписки церковных книг, строительства церквей и писания икон должен быть жестко регламентирован. Поэтому Стоглавый собор Русской православной церкви был необходим.

Собор начался с торжественного молебна по случаю открытия. Произошло это в московском Успенском соборе. Далее Иван Грозный зачитал свое обращение к участникам, которые можно расценивать как его раннее сочинение. В нем уже можно было заметить художественный стиль царя. Он рассказывал о своем раннем сиротстве, плохом обращении бояр, каялся в своих грехах и просил покаяния. После этого царь представил новый судебник, который собор быстро утвердил.

На сегодняшний день исследователи не могут назвать точную дату, когда собор начал свою работу. В первой главе указано 23 февраля. Существует две версии, что произошло в этот день:

  1. Началось заседание собора.
  2. Составлялось Соборное уложение.

Вся работа протекала в два этапа: совещание (и обсуждение вопросов) и обработка материала.

Первая глава также содержит примерную программу: собор дает ответы на вопросы царя. Он выдвигал различные проблемы для соборного обсуждения. Участники могли высказать только свое мнение по предложенным темам. Всего царь предложил 69 вопросов. Составитель Стоглава явно не ставил перед собой задачу полностью раскрыть те исправления, с которыми работал. Вместо ответов составитель предлагает документы, в соответствии с которыми принимались решения. Каноническая литература не позволяла принимать решения, которые не соответствовали ей. Некоторая литература отражена в первой главе:

  • правила святых апостолов, отцов церкви;
  • правила, которые были установлены на соборах духовенства;
  • поучения канонизированных святых.

Структура Стоглава:

  • 1-4-я главы — сведения об открытии собора, участники, причины и цели;
  • царские вопросы были в двух частях, первые 37 отражены в 5-й главе, вторые 32 — в 41-й главе;
  • ответы находятся в 6-40-й главах и 42-98-й;
  • глава 99 говорит о посольстве в Троицкий монастырь;
  • 100-я глава содержит ответ Иосафа. Он предложил ряд замечаний и дополнений к Стоглаву.

Знакомясь со Стоглавом, можно оценить, насколько сильна была роль царя. Но больше всего видно, насколько различны мнения между царем и Макарием. Каждый из них преследовал свои цели и старался продвинуть их вперед.

Цели Стоглавого собора

Стоглавый собор 1551 года основной целью считал преодоление «нестроений» в жизни Русской церкви. Следовало благоустроить и упорядочить все стороны духовной жизни. В ходе работы был прослушан огромный список вопросов и сообщений. Во всех них описывались недостатки и трудности церковно-народной жизни. Собор обсуждал проблемы церковного управления, соблюдение церковного устава в богослужении. Для осуществления последней задачи необходимо было избрать поповских старост — благочинных. Кроме того, большое внимание уделялось проблемам избрания грамотных и достойных служителей алтаря. Возникли вопросы о создании духовных училищ, где подготавливали бы священнослужителей. Это также способствовало бы повышению грамотности среди населения.

Решения Стоглавого собора

Стоглавый собор собрал и систематизировал все нормы действующего права Церкви. В постановлениях Стоглава говорится об архиерейских пошлинах, церковном суде, дисциплине духовенства, монахов и мирян, богослужениях, монастырских вотчинах, народном образовании и так далее.

Нравственность и контроль за жизнью

Беспорядки, порочившие церковь и угрожавшие ее будущему, все-таки были признаны собором. Именно поэтому повсеместно был введен институт поповских старост. В каждом городе число старост определялось индивидуально. Так, для Москвы было определено 7 поповских старост. Это число соответствовало числу соборов, которые были центральными в своем округе. Поповские старосты также имели помощников — десятских. Последние избирались из священников. В селах и волостях избирались только десятские священники. В Стоглаве были зафиксированы обязанности: контроль за правильным ведением службы в подведомственных церквях и благочиниях священников.

Также было вынесено важное решение о «двойных» монастырях. В них проживали как мужчины, так и женщины.

Стоглавый собор русской церкви осуждал народные бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, пьянство, скоморошеские представления, азартные игры.

Постановления Стоглавого собора также касались еретических и безбожных книг. К ним относились Secreta secretorum, «Аристотель» — сборник средневековой мудрости, астрономические карты Эммануила Бена Якоба. Также было запрещено общаться с иностранцами.

Богослужение

Большинство решений собора касаются богослужений.

Двоеперстное сложение (при крестном знамении) было узаконено именно в 1551 году. Также узаконена была сугубая аллилуйя. Спустя время эти решения были основными аргументами старообрядчества.

Существует мнение, что именно Максим Грек приложил руку к тому, чтобы священные книги начали исправлять. Также было постановлено открыть Московскую типографию. Но она просуществовала недолго. В ней печатались исправленные книги.

Икона «Святая Троица»

Во время собора также рассматривался очень важной вопрос об иконографии Святой Троицы. Он состоял в том, что обсуждалось традиционное православное изображение Троицы как трех ангелов.

Часть исследователей полагает, что участники собора не дали определенный ответ, или вовсе вопрос остался неразрешенным. Одно мы знаем точно: осталась только надпись «Святая Троица» без надписей и перекрестий. Однако богословское обоснование этому предписанию отцы дать не смогли, ссылаясь на Андрея Рублева и древние образцы. Это оказалось слабым местом Стоглавого собора, что привело к печальным последствиям. Большинство сохранившихся икон Святой Троицы не имеет крестчатых нимбов и выделяющей надписи.

Еще одним важным вопросом, неразрывно связанным с написанием Троицы, был вопрос об «изобразимости Божества» (43-я глава). Текст постановления относится по прямому его значению как будто к Божеству Христа. Но проблема в том, что Божество неизобразимо. Скорее всего, здесь имеется в виду неизвестное изображение. И правда, при Стоглаве имели место три манеры изображения: традиционная, Отечество и новозаветная.

Новозаветная Троица имеет наиболее известное изображение в Благовещенскм соборе на четырехчастной иконе. Ее написали мастера по заказу протопопа Сильвестра. Не заметить тогда это изображение было невозможно. Кроме того, на эту икону ссылался царь, когда обсуждался вопрос об изображении не святых людей на иконах.

Собор имел причины замалчивать иконографию Святой Троицы. Во-первых, никто не имел четкого представления, как изображать Божество на иконах. Во-вторых, некоторые исследователи утверждают, что собор и митрополит не обладали единомыслием.

Церковный суд

Определились взаимоотношения между духовной властью и гражданской. Это происходило на принципе самостоятельности церкви в делах церковных. Стоглавый собор решил отменить «несудимые» грамоты. В результате все приходские причты и монастыри стали подсудными своим епископам. Светские же суды не могли предавать суду духовных лиц. Но так как не могли сразу упразднить существующую систему, то решили предоставить священникам право участвовать в судах посредством собственных выборных старост и сотских. Последним забыли определить роли в суде.

Церковное землевладение

По-видимому, вопрос о землевладении поднимался на соборе, но его не включили в Соборное уложение. Но через некоторое время появилась 101-я глава — «Приговор о вотчинах». В этом документе царь и митрополит отразили свое стремление снизить рост церковных земельных владений. В последней главе были закреплены пять основных решений:

  1. Архиепископы, епископы и монастыри не имеют права покупать без царского разрешения у кого-либо вотчины.
  2. На помин души допускаются земельные вклады, но необходимо оговорить условие и порядок их выкупа родственниками.
  3. Вотчинники некоторых областей не имеют права продавать людям иных городов вотчины. Также запрещено дарить вотчины монастырям без доклада царю.
  4. У приговора нет обратной силы, он не распространяется на сделки, совершенные до Стоглавого собора.
  5. Установлена санкция за нарушение договора: вотчина конфискуется в пользу государя, и продавцу деньги не возвращаются.

Значение собора

Реформы Ивана Грозного несли в себе большое значение:

  • они поспособствовали усилению самодержавия;
  • изменилась расстановка сил внутри класса феодалов в пользу дворянства;
  • царская личная власть была укреплена;
  • начало создаваться сословное общество. Каждый слой имел свою внутреннюю организацию и собственные органы самоуправления. С властью можно было договариваться;
  • вельможи потеряли часть своих прав и влияния. Но теперь они имели новый вес и значение, став верхушкой создававшегося дворянского сословия. Когда роль и значение дворянских объединений стала расти, знать опиралась на их поддержку. Таким образом, она занимала более самостоятельную позицию по отношению к своему монарху.

Выводы

Стоглавый собор, кратко говоря, произвел фиксацию правовых норм внутренней жизни Церкви. Также был разработан своего рода кодекс взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. Русская церковь приобрела самостоятельность.

На соборе было подтверждено, что двуперстное знамение и сугубая аллилуйя правильны и спасительны. Но споры вокруг правильного написания долго не утихали.

Церковный Стоглавый собор требовал писать все иконы по старому образцу, не внося каких-либо изменений. При этом следовало повышать качество иконописи, а также нравственный уровень иконописцев. Вся 43-я глава была посвящена этой проблеме. Порой она вникала в самые разные подробности отношений и жизненных положений. Этот вопрос остается самым пространным и неясным.

Земский и Стоглавые соборы стали равными.

Для Ивана Грозного было необходимо ограничить церковно-монастырское землевладение. Государство нуждалось в свободной земле, чтобы обеспечивать поместьями растущее военно-служивое сословие. В это же время священноначалие собиралось твердо отстаивать имущественную неприкосновенность Церкви. А также следовало узаконить множество возникших общецерковных преобразований.

Стоглавый собор нельзя назвать удачным, так как многие обсуждаемые вопросы стали причиной раздора между старообрядцами и православными. И со временем этот спор только разгорался.

Спустя 100 лет

Древняя православная традиция теперь была ограждена от искажений и изменений, проявлявшихся за границей. Обсуждая необходимость введения двуперстного знамения, собор повторил греческую формулу XII-XIII веков, что если кто-то крестное знамение делает не двумя пальцами, как наш Христос, будет проклят. Собравшиеся полагали, что такое исправление духовных непорядков способствует приведению всех сфер церковной жизни к благодатной полноте, совершенству. Следующие десятилетия собор представлял собой непререкаемый авторитет.

Поэтому деятельность Стоглавого собора очень не любили последователи патриарха Никона, реформаторы и гонители церкви. Через 100 лет — в 1666-1667 годах — на Московском соборе новообрядцы не только отменили клятву, которая была положена на не крестящихся двоеперстно, но и полностью отвергли весь Стоглавый собор, осудив некоторые догматы.

Московский собор утверждал, что положения Стоглава написаны неразумно, просто и невежественно. Неудивительно, что вскоре многие засомневались в подлинности этого сборника. Долгое время не утихал жаркий спор между раскольниками — старообрядцами и представителями официальной Церкви. Первые возвели собор в ранг незыблемого закона. Последние же осуждали постановление как плод заблуждения. Все участники Стоглавого собора были обвинены в невежестве. Желая смыть позор, противники постановлений выдвинули версию о непричастности собора 1551 года к Стоглаву.

Император Константин VII Багрянородный. «О церемониях Византийского двора». Отрывок: О приеме княгини Ольги.

Сочинение императора Константина VII Багрянородного »О церемониях византийского двора» содержит ценнейшие сведения о пребывании в Константинополе св. княгини Ольги. Иператор повествует о том, как он принимал в своем дворце Ольгу, перечисляет дары, поднесенные ей и членам ее посольства.

Текст и примечания приводится по изданию: Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX — начало XII в.) Приложение 1. С. 360.

О времени и обстоятельствах пребывания Ольги в Константинополе см. Литаврин Г.Г. К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги.

Текст

Другой прием — Ольги Росены.
Девятого сентября, в четвертый день , состоялся прием, во всем подобный вышеописанному, по прибытии Эльги, архонтиссы Росии. Сия архонтисса вошла с ее близкими, архонтиссами-родственницами и наиболее видными из служанок. Она шествовала впереди всех прочих женщин, они же по порядку, одна за другой, следовали за ней. Остановилась она на месте, где логофет обычно задает вопросы. За ней вошли послы и купцы архонтов Росии и остановились позади, у занавесей. Все дальнейшее было совершено в соответствии с вышеописанным приемом.
Выйдя снова через Анадендрарий и Триклин кандидатов, а также триклин, в котором стоит камелавкий и в котором посвящают в сан магистра, она прошла через Онопод и Золотую Руку, т. е. портик Августия, и села там. Когда же василевс обычным порядком вступил во дворец, состоялся другой прием следующим образом.
В Триклине Юстиниана стоял помост, украшенный порфирнымидинисийскими тканями, а на нем — большой трон василевса Феофила, сбоку же — золотое царское кресло. За ним же, позади двух занавесей, стояли два серебряных органа двух партий, ибо их трубы находились за занавесями. Приглашенная из Августия, архонтисса прошла через Апсиду, ипподром и внутренние переходы самого Августия и, придя, присела в Скилах. Деспина между тем села на упомянутый выше трон, а ее невестка — на кресло. И вступил весь кувуклий, и были введены препозитом и остиарием вилы: вила первая — зосты, вила вторая — магистратиссы, вила третья — патрикииссы,вила четвертая — протоспафариссы-оффикиалы, вила пятая — прочие протоспафариссы, вила шестая — спафарокандитатиссы,вила седьмая — спафариссы, страториссы и кандидатиссы.
Итак, лишь после этого вошла архонтисса, введенная препозитом и двумя остиариями. Она шла впереди, а родственные ей архонтиссы и наиболее видные из ее прислужниц следовали за ней, как и прежде было упомянуто. Препозит задал ей вопрос как бы от лица августы, и, выйдя, она присела в Скилах.
Деспина же, встав с трона, прошла через Левсиак и Трипетон и вошла в Кенургий, а через него — в свой собственный китон. Затем тем же самым путем архонтисса вместе с ее родственницами и прислужницами вступила через Юстиниана, Лавсиак и Трипетон в Кенургий и отдохнула.
Далее, когда василевс с августой и его багрянородными детьми уселись, из Триклина Кенургия была позвана архонтисса. Сев по повелению василевса, она беседовала с ним, сколько пожелала.
В тот же самый день состоялся клиторий в том же Триклине Юстиниана. На упомянутый выше трон воссели деспина и невестка. Архонтисса же стояла сбоку. Когда трапезит по обычному чину ввел архонтисс и они совершили проскинесис, архонтисса, немного наклонив голову, села к апокопту на том же месте, где стояла, вместе с зостами, по уставу.Знай, что певчие — апостолиты и агиософиты, присутствовали на этом клитории, распевая василикии. Разыгрывались также и всякие театральные игрища.
В Хрисотриклине происходил другой клиторий, где пировали все послы архонтов Росии, люди и родичи архонтиссы и купцы. получили: ее анепсий — 30 милиарисиев, 8 ее людей — по 20 милиарисиев, 20 послов — по 12 милиарисиев, 43 купца — по 12 милиарисиев, священник Григорий — 8 милиарисиев, 2 переводчика — по 12 милиарисиев, люди Святослава — по 5 милиарисиев, 6 людей послов — по 3, переводчик архонтиссы — 15 милиарисиев.
После того как василевс встал от обеда, состоялся десерт в Аристирии, где стоял малый золотой стол, установленный в Пентапиргии.
На этом столе и был сервирован десерт в украшенных жемчугом и драгоценными камнями чашах.
Сидели василевс, Роман — багрянородный василевс, багрянородные их дети, невестка и архонтисса. Было вручено: архонтиссе в золотой, украшенной драгоценными камнями чаше 500 милиарисиев, 6 ее женщинам — по 20 милиарисиев и 18 ее прислужницам — по 8 милиарисиев.
Восемнадцатого октября, в воскресенье, состоялся клиторий в Хрисотриклине. Василеве сидел с росами. И другой клиторий происходил в Пентакувуклии св. Павла, где сидела деспина с ее багрянородными детьми, с невесткой и с архонтиссой. И было выдано: архонтиссе 200 милиарисиев, ее анепсию — 20 милиарисиев, священнику Григорию 8 милиарисиев, 16 ее женщинам — по 12 милиарисиев, 18 ее рабыням — по 6 милиарисиев, 22 послам — по 12 милиарисиев, 44 купцам — по 6 милиарисиев, 2 переводчикам — по 12 милиарисиев.

Примечания

Constantini Porphyrogeniti De cerimoniis aulae Byzantinae libri duo// Rec. J. J. Reiske. Bonnae, 1829, vol. I. P. 594. 15-598. 12. Описание приемов Ольги завершает 15-ю главу 2-й книги, озаглавленной »Что нужно соблюдать, когда прием происходит в большом триклине Магнавры и когда императоры восседают на троне Соломона» (De cerim., I. P. 566. 12-14). До описания приемов Ольги в главе рассказано о нескольких приемах послов мусульманских стран.
Имеются в виду предшествующие приемы, описанные в 15-й главе до приема Ольги.
??? «????? ‘???????. В переводе сохранены в написании имен собственных грамматические и фонетические нормы греческого оригинала.
Т. е. в среду, так как счет дней недели в Византии начинали с воскресенья.
Здесь и далее слова в квадратных скобках отсутствуют в греческом тексте.
??? ?????????? ??? ‘??????. ? оглавлении ко 2-й книге, в заголовке к 15-й главе, Ольга обозначена иначе сформулированным титулом — »игемон и архонтисса росов Эльга» (??? ???????? ??? ??? ?????????? «????? ??? ???. — De cerim., I. P. 511).
Т.е. вступила в большой зал (триклин) Магнаврского дворца — одного из самых великолепных зданий дворцового комплекса.
Логофет дрома (глава ведомства почты и внешних сношений).
Церемониальные вопросы от имени императора о здоровье и благоденствии отправившего посла государя, его близких, вельмож и всего народа.
Занавеси отделяли зал приема от вестибюля, в котором ожидали аудиенции.
Оранжерея или небольшой внутренний сад.
Зал, в котором располагались придворные, имевшие воинский титул кандидата, присваивавшегося членам императорской гвардии.
Особый вид парадной императорской короны.
Один из немногих почетных титулов высшего ранга.
Большой вестибюль соседнего здания дворца — Дафна.
Узкий проход между Оноподом и Дафной, примыкал также к Августию.
Главная часть наиболее старого дворцового комплекса.
Т. е. покинул жилые помещения дворца.
Построен Юстинианом II (685-695, 705-711) и украшен Феофилом (820-842).
Т. е. окрашенными в пурпурный (»царский») цвет.
Особый вид шелковых тканей, получивший название от индийского города Таннис (Танах), откуда они привозились в Византию.
Этот император уделял особое внимание строительству в дворцовом комплексе и украшению дворцовых зданий.
Василевс-автократор восседал на троне, сиденье которого было всегда выше сиденья его соправителей, как и упомянутое золотое кресло (если, впрочем, трон не был двойным, т. е. не имел два сиденья рядом).
Органы служили для музыкального оформления хода аудиенции. Полагают, что за их обслуживание отвечали члены двух главных спортивных партий ипподрома (партий »голубых» и »зеленых»), обязанных участвовать в организации спортивных игр, торжественных церемоний и празднеств.
Строение, соединяющее новые строения дворцового комплекса со старыми.
Здание или башня между Триклином Юстинана и ипподромом.
Т. е. императрица Елена, жена Константина VII.
Имеется в виду либо юная невеста сына Елены Романа (II) Берта-Евдовия, либо его жена императрица Феофано. Я предпочитаю первое решение.
Персонал дворцовых евнухов.
Главный евнух, начальник кувуклия.
Евнух-привратник, отодвигавший занавес у входа в зал приема и называвший имя вызываемого на аудиенцию.
Разряды титулованных персон, от высших до низших.
Носители высшего в то время титула, знатные дамы, приближенные к императрицам (зост бывало две, при старшей и младшей императрице, если наследник, как в данном случае, был помолвлен или уже женат).
Т. е. жены носителей титула магистра.
Жены патрикиев, носителей следующего за магистрами высокого титула.
Жены носителей среднего по достоинству титула протоспафария, жаловавшегося преимущественно военным. »Оффикиалы» — протоспафарии, имевшие, кроме титула, должность.
Жены спафарокандидатов, носителей более высокого из титулов низшего разряда, названных в тексте далее.
Один из обычных титулов императрицы.
Торжественная часть приема была завершена.
Помещение, соединяющее Триклин Юстиниана с вестибюлем Хрисотриклина.
Вестибюль Хрисотриклина.
Букв. »Новое строение» — здание, построенное Василием I (867-886) и украшенное при самом Константине VII.
Имеются в виду, по-видимому, не главные покои императрицы, а ее комната отдыха в дни приемов.
У Константина VII и Елены было пять дочерей и сын Роман (II), коронованный в качестве соправителя отца в апреле 945 или 946 г. в возрасте 6 лет. Характерно, что при упоминании о детях василевса и августы (названы и он и она) употреблено местоимение в един. числе — »его … дети».
Званый торжественный обед, пир.
Сказуемое употреблено в един. числе при двух подлежащих.
По точному смыслу — невестка села со свекровью на ее трон, может быть, потому, что золотое кресло было неудобно для приема пищи — слишком низко.
Распорядитель царской трапезы.
Приветствие августейшим особам в форме преклонения и простирания ниц перед ними. От совершения проскинесиса не были избавлены ни высшие сановники империи, ни иностранные послы.
Императорский обеденный стол, за которым могли сидеть вместе с августейшими особами лишь шесть высших вельмож (кесарь, патриарх, новелиссим, куропалат, василеопатор и зоста-патрикия).
Т. е. в соответствии с принятыми церемониальными правилами. Зосты сидели, вероятно, слева от Ольги.
Т. е. певчие храма Апостолов (усыпальницы императоров).
Певчие храма Св. Софии.
Величальные гимны в честь августейших персон.
Термин означает чаще всего племянника, но также двоюродного брата.
Серебряная монета. 12 милиарисиев составляли 1 номисму (золотой).
Здесь несомненный пропуск — не указано число людей Святослава.
Роман не упомянут, но поскольку невестка обедала с императрицей, Роман, по всей вероятности, обедал вместе с отцом.
Букв. »место для завтрака», столовая. Ее соотношение с Пентапиргием не совсем ясно.
Букв. в »пятибашеннике» — помещении, построенном Феофилом. Здесь выставлялись особо ценные вещи из императорской сокровищницы.
Снова сказуемое в един. числе (в центре особого внимания —м василевс).
Т. е. рожденный в Порфире — украшенном мрамором порфирного цвета здании, в котором рожали императрицы. Эпитет »багрянородный» означает, что во время рождения отец занимал императорский трон. Титул Романа »василевс» указывает на факт его коронации в качестве соправителя отца.
Местоимение »их» некоторые исследователи рассматривают в качестве бесспорного доказательства наличия ко времени приема Ольги детей не только у Константина и Елены, но и у Романа (II).
Об этой чаше сказано буквально в тех же словах, в каких выше упомянуто о чашах, в которых был сервирован десерт. Еще важнее тот факт, что точно в таких же чашах по 500 милиарисиев каждому было дважды преподнесено от императора двум тарсским послам 31 мая 946 г. и 9 августа (De cerim. P. 585. 17-19, 592. 9-11). Т. е. дарованная Ольге чаша — отнюдь не некое ритуальное блюдо, употребляемое в церковной литургии.
Здание было построено Василием I.
При церкви Св. Павла, построенной императорской семьей в VI в., имелся сиротский приют (орфанотрофия). К церкви примыкал отстроенный Василием I парадный зал, где, видимо, императрицей и был дан второй обед княгине.
Имеются в виду дочери августы (на пиру присутствовали только женщины).
При упоминании о невестке ни о каких »ее детях» не упомянуто ни разу.

Cедмица.RU Cедмица.RU

Церковно-Научный Центр »Православная Энциклопедия»
По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла
© Православная Энциклопедия, 2001–2019. Все права защищены
© Сделано в Stack Group, 2008–2019

М Иовчук — Краткий очерк истории философии

LibFox » Книги » Научные и научно-популярные книги » Философия » М Иовчук — Краткий очерк истории философии Здесь можно скачать бесплатно «М Иовчук — Краткий очерк истории философии» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Мысль, год 1971. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Название: Краткий очерк истории философии Издательство: Мысль Жанр: Год: 1971 ISBN: нет данных Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания…

Скачивание начинается… Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту .

Вы автор?
Жалоба Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Как получить книгу? Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги «Краткий очерк истории философии»

Описание и краткое содержание «Краткий очерк истории философии» читать бесплатно онлайн.

В этой книге, вышедшей первым изданием в 1960 г и переведенной на ряд иностранных языков сжато изложены важнейшие этапы и течения мировой философии с самых древних времен до наших дней. При подготовке второго издания «Краткого очерка» авторы его — специалисты по различным разделам истории философии — дополнили книгу новыми данными, улучшили изложение материала, устранили имевшиеся в первом издании неточности и ошибки.»Краткий очерк» завоевал популярность у студентов и преподавателей, пользующихся им как учебным пособием.http://fb2.traumlibrary.net
12 3 4 5 6 7 …225

Краткий очерк истории философии

Краткий очерк истории философии

Предисловие

Настоящее, второе издание «Краткого очерка истории философии» отличается от предыдущего: авторский коллектив, учитывая критические замечания и пожелания, высказанные в рецензиях, опубликованных в печати, и при обсуждении первого издания на кафедрах высших учебных заведений, несколько расширил одни разделы книги и произвел небольшие сокращения в других разделах. Книга дополнена кратким анализом развития марксистской философской мысли в СССР и зарубежных странах за истекшие после первого издания 7 лет (1960–1967) и критикой «новейших» буржуазных философских концепций. Кроме того, авторы книги пытались учесть и пожелания методического характера. Были также устранены отдельные неточности и ошибочные формулировки.

Задачи, которые стремились решить авторы «Краткого очерка», — дать систематическое изложение основных этапов развития философии с древнейших времен до наших дней, анализ борьбы материализма и идеализма — главных направлений в философии, осветить возникновение и развитие диалектического и исторического материализма, подвергнуть критике современную буржуазную философию, отражающую общий кризис капиталистической системы.

«Краткий очерк истории философии» предназначен в качестве учебного пособия для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, а также для самостоятельно изучающих историю философии.

Книга подготовлена коллективом авторов, созданным Министерством высшего и среднего специального образования СССР, в составе: заслуженного деятеля науки РСФСР профессора В. Ф. Асмуса (МГУ), члена-корреспондента АН СССР М. Т. Иовчука (Институт повышения квалификации преподавателей общественных наук при МГУ), члена-корреспондента АН СССР А. О. Маковельского (Азербайджанский государственный университет), профессора Ю. К. Мельвиля (МГУ), члена-корреспондента АН СССР Т. И. Ойзермана (МГУ), профессора М. Н. Руткевича (Уральский государственный университет), члена-корреспондента АН СССР Б. А. Чагина (ЛГУ), профессора И. Я. Щипанова (МГУ) совместно с другими преподавателями истории философии высших учебных заведений и работниками научно-исследовательских учреждений, названными ниже.

Главы и параграфы книги написаны следующими авторами: глава I — М. Т. Иовчуком; в главе II § 1 — В. Ф. Асмусом, § 2 — кандидатом философских наук Ян Хин-шуном, § 3 — А. О. Маковельским и профессором Ш. Ф. Мамедовым; глава III — В. Ф. Асмусом; в главе IV § 1 — Ян Хин-шуном, § 2–7 — А. О. Маковельским и Ш. Ф. Мамедовым; раздел «Философская мысль в странах Западной Европы» — В. Ф. Асмусом; раздел «Философская мысль в России в IX–XVII вв.» — И. Я. Щипановым; глава V — профессором В. В. Соколовым; глава VI — В. Ф. Асмусом; глава VII — И. Я. Щипановым; в главе VIII § 1, 5 — Т. И. Ойзерманом, § 2, 3, 4 — В. Ф. Асмусом; глава IX — Т. И. Ойзерманом; в главе X § 1 — И. Я. Щипановым, § 2 — Ш. Ф. Мамедовым, § 3 — профессором И. С. Нарским, § 4 — Ян Хин-шуном, глава XI — В. Ф. Асмусом; главы XII–XIII — Т. И. Ойзерманом; в главе XIV § 1 и 3 — Б. А. Чагиным, § 2 — М, Н. Руткевичем; глава XV — Б. А. Чагиным; глава XVI — М. Т. Иовчуком; главы XVII и XXI — Ю. К. Мельвилем; глава XVIII — И. Я. Щипановым; в главе XIX § 1 и 4 — профессором Г. С. Васецким, § 2 и 3 — М. Н. Руткевичем (с использованием материала Б. А. Чагина); глава XX — М. Т. Иовчуком (§ 5), § 1 — Б. А. Чагиным, § 2 — доктором философских наук Л. Н. Суворовым, § 3 — профессором А. Д. Косичевым, § 4 — М. Н. Руткевичем (с использованием материала кандидата философских наук Л. В. Скворцова в § 2 и 3). Заключение написано М. Т. Иовчуком.

Перечень рекомендуемой для изучения литературы дан в программе по истории философии для гуманитарных факультетов, ряд источников, монографий и пособий указывается в тексте глав «Краткого очерка».

Авторы выражают свою благодарность профессору Ги Бесс и его сотрудникам (Франция), М. Д. Бычварову (НРБ) и другим зарубежным ученым, А. Н. Маслину и другим советским ученым, которые в своих рецензиях или присланных отзывах дали ценные замечания по первому изданию «Краткого очерка истории философии».

Авторы и редакторы книги ждут от преподавателей и студентов высших учебных заведений, от всех других читателей отзывов, предложений и критических замечаний о книге. Эти замечания будут учтены при подготовке следующих изданий.

Глава I

История философии как наука, ее предмет, метод и значение

§ 1. Предмет истории философии как науки

Основной вопрос философии и ее предмет. Философия — особая форма познания мира, система взглядов по наиболее общим проблемам бытия и познания, и прежде всего по вопросу об отношении мышления к бытию, духа к природе, составляющему ее основной вопрос. Философия — одна из форм общественного сознания, принадлежит к идеологической надстройке и в классовом обществе выражает мировоззрение определенного класса. Вместе с тем философия всегда осуществляет познавательные (и в той или иной мере эвристические) функции и по мере своего развития становится самостоятельной наукой, которая имеет свой предмет, изменяющийся в ходе развития общества и научного знания. Предмет марксистско-ленинской философии, т. е. диалектического материализма, — наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

Основной вопрос всякой философии имеет две стороны. Первая его сторона — это вопрос о том, что первично — материя или дух, бытие или мышление. Философы, считающие материю, природу, бытие первичным, а дух, сознание, мышление вторичным, относятся к лагерю материализма. Философы, утверждающие, что первично сознание, мышление, дух (или, как считают многие из них, бог), относятся к лагерю идеализма. Другая сторона основного вопроса философии — вопрос о том, познаваем ли мир, могут ли представления и понятия людей быть объективной истиной или мир непознаваем и объективной истины во взглядах людей быть не может. Материализм признает принципиальную познаваемость мира и рассматривает познание как отражение внешней действительности. Идеалисты в тех случаях, когда они признают познаваемость мира, отрицают, что в сознании людей отражается объективная реальность. Значительная часть идеалистов являются агностиками, т. е. отрицают познаваемость мира. Агностицизм представляет собой попытку отказаться от решения основного вопроса философии, занять промежуточную позицию между материализмом и идеализмом.

Философия возникла около трех тысяч лет назад в странах Древнего Востока. Уже в древности в философии образуются два противоположных направления: материализм и идеализм. Наряду с противоположностью материалистического и идеалистического мировоззрения в ходе развития философии возникают два противоположных подхода к познанию мира: диалектический и метафизический методы мышления.

Диалектический метод рассматривает все явления как находящиеся во взаимной связи, в процессе развития и изменения, раскрывает обусловливающие этот процесс внутренние противоречия и их борьбу. Метафизический метод, имевший, по словам Энгельса, «в свое время великое историческое оправдание», ограничивается по преимуществу анализом и классификацией предметов и явлений вне их взаимной связи и развития, рассматривает их как изменяющиеся главным образом количественно, свободные от внутренних противоречий и борьбы между ними. Диалектика и метафизика представляют собой, таким образом, не только различный подход к действительности, но и различное ее истолкование.

Марксистское понимание предмета истории философии как науки. История философии как наука всегда занималась и занимается исследованием возникновения и развития учений, дающих то или иное решение проблем философии, то или иное материалистическое или идеалистическое, диалектическое или метафизическое объяснение общих законов бытия и познания.

Предмет марксистской истории философии как науки — это история возникновения и решения философских проблем и прежде всего история формирования и развития основных философских направлений — материализма и идеализма, их взаимной борьбы и тесно связанная с ними история становления, развития и взаимной борьбы диалектики и метафизики. При этом марксистская история философии в первую очередь исследует развитие материалистической философии в ее борьбе с идеализмом, смену одних форм и видов материализма другими, а также зарождение, возникновение, развитие диалектики и ее борьбу с метафизикой. Поскольку философия есть определенная, специфическая форма познания действительности, выражаемая в логических категориях, философских понятиях и идеях, история философии исследует также зарождение, возникновение и развитие важнейших категорий познания.

12 3 4 5 6 7 …225 На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на «Краткий очерк истории философии»

Книги похожие на «Краткий очерк истории философии» читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М Иовчук

М Иовчук — все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о «М Иовчук — Краткий очерк истории философии»

Ритуал (повесть)

Ритуал (значения)

Название Ритуал
Автор Марина и Сергей Дяченко
Жанр фэнтези
Язык русский
Выпуск 1996

«Ритуа́л» — повесть украинских писателей Марины и Сергея Дяченко в стиле фэнтези.

Мир, описываемый в повести, — нарочито «фэнтезийный». Три маленьких мирных королевства: Верхняя Конта, Акмалия и Контестария, — живут размеренной, почти сказочно-безмятежной жизнью. И сюжет взят традиционный — похищение драконом принцессы, её освобождение храбрым рыцарем. Этот бесхитростный «фон» подчеркивает тонкий лиризм переживаний героев.

Повесть украшают стихи, будто бы написанные Арм-Анном, драконом:

Сладкое пламя гортань распирает.

Будто случайно оброненный кубок

Земля ускользает

Аннотация

Из века в век родом свирепых драконов-оборотней правит ритуал, и всякий дракон обязан хоть раз в жизни свершить его: в процессе сложной и величественной церемонии пожрать похищенную принцессу. Мучимый комплексом неполноценности, но не находящий в себе силы свершить ритуал как следует, последний потомок по имени Арман находит для себя лазейку — ведь если похищенную принцессу освободит в поединке с драконом благородный рыцарь, у дракона не будет оснований презирать себя за несвершение ритуала…

Но по закону освободитель должен жениться на освобожденной — кто захочет жениться на похищенной Арманом (по ошибке) принцессе Юте, уродине, известной к тому же своим ершистым норовом? Арман оказывается в западне — теперь хочешь не хочешь, а придется свершить ритуал…

Сюжет

Роман повествует о драконе-оборотне, последнем из рода драконов, который совершает ритуал, традиционный для его рода — похищение принцессы. Окончанием ритуала должно стать принесение её в жертву, но Арм-Анн не может этого сделать. Его долг таков и традиция такова, что принцессу нужно убить, и с этой традицией, с ритуалом Арм-Анн и вступает в борьбу.

Юта — принцесса, похищенная Арманом, пытается найти общий язык с драконом и в конце концов ей это удаётся. Они становятся сначала друзьями, а потом сближаются ещё больше.

«Они нашли себя, но чуть не потеряли друг друга».

Герои

  • Арм-Анн, Арман — человек-дракон, поэт, тонкая натура. Очень страдает от своей неспособности убить разумное существо, считает это ущербностью. Благороден, добр, способен отказаться от личного счастья в пользу любимого человека.
  • Юта — принцесса Верхней Конты, старшая из трёх сестёр. Некрасивая девушка, кажется людям неприветливой и угрюмой — Юта стесняется своей внешности и очень переживает. Но в принципе, она добрая, смелая, дерзкая, изобретательная девушка, сорвиголова и выдумщица; несколько наивна, но не глупа.
  • Остин — наследный принц Контестарии. Красивый юноша, доблестный воин, но, как выясняется, чересчур тщеславный, малодушный, и даже способный на подлость человек.
  • Вертрана — принцесса Верхней Конты, средняя из трех сестер. Красивая, строгая девушка.
  • Май — принцесса Верхней Конты, младшая из трех сестер. Очень добрая, милая девочка.
  • Оливия — принцесса Акмалии. Признанная красавица, высокомерная и недобрая.
  • Контестар XXXIX — король Контестарии, отец Остина.
  • Юкка — морское чудовище, извечный противник драконов.
  • Тот, Кто Смотрел Из Скалы — древнее, мудрое и могущественное существо.

Издания

  • К.: Кранг — Харьков: Фолио, 1996 (серия «Фантоград»).
  • М.: АСТ, 2000 (серия «Заклятые миры»).
  • М.: Эксмо-Пресс, 2002 (серия «Нить времён»).
  • М.: Эксмо-Пресс, 2004 (серия «Триумвират»).
  • М.: Эксмо, 2003 (серия «Шедевры отечественной фантастики») в сборнике «Магам можно все».
  • К.: А-ба-ба-га-ла-ма-га, 2006 (на украинском языке).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *