Устюг православный что посетить

Великий Устюг: что посмотреть и как сходить в гости к Деду Морозу?

Основанный еще в 1147 году, Великий Устюг сейчас известен как родной город Деда Мороза. Здесь располагается известная жителям России и СНГ резиденция Деда Мороза, его почта и дом.

Но в Великом Устюге можно увидеть не только это. Здесь сохранилось множество памятников архитектуры (особенно – соборов и церквей).

Что интересного посмотреть вокруг Великого Устюга — в путеводителе по Вологодской области.

Карта

Достопримечательности, отмеченные на карте города:

Резиденция Деда Мороза и его дом

Адрес: Марденгское с/п, неподалеку от города (туда идет автобус №122)
Телефон: (81738) 5-21-20, 5-21-14, 5-21-10
Режим работы: ежедневно 9:00 – 18:00
Стоимость: 370 – 1400 руб. взрослые, 235 – 880 руб. школьники, 205 – 610 дети до 6 лет (цена зависит от пакета услуг).

Резиденция Деда Мороза представляет собой целый комплекс зданий и объектов. Здесь, кроме дома, в котором каждый день можно увидеть Дедушку, расположено кафе с традиционными русскими блюдами, домики, в которых можно остановиться, игровые площадки для детей, множество сувенирных киосков и контактный зоопарк. В резиденцию можно приезжать круглый год, а не только к 31 декабря.

Сам же дом Деда Мороза выстроен в классическом русском стиле. Внутри есть несколько интересных залов: спальня, рабочий кабинет с приемной, комната подарков (тут находятся сувениры из других стран), библиотека, комната проектов (здесь посетители могут узнать о планах развития резиденции), комната елок, детская и Тронный зал с престолами Деда Мороза и Снегурочки.

Почта Деда Мороза

Адрес: пер. Октябрьский, 1А
Телефон: 8-81738-204-84, 8-81738-230-55
Режим работы: 9:00 – 18:00 (с понедельника по пятницу), 10:00 – 18:00 (суббота и воскресенье)
Стоимость: вход свободный, письма – от 70 руб.

Помимо небольшой почты в резиденции уже в самом Великом Устюге находится центральное отделение почты Деда Мороза. Как раз здесь собираются все письма детей, посланные под Новый год Деду Морозу. Отсюда же отправляются и ответы по всей стране и зарубежью. Каждый год сюда приходит больше 200 тыс. писем. В последнее время сотрудники почты даже начали организовывать выставку детского творчества, на которой демонстрируются письма Дедушке.

Великоустюгский музей-заповедник

В 1910 году в городе открылся первый музей – хранилище церковных документов. В 1918 году в городе открыли музей культуры, основой которого стало церковное хранилище. За 70 лет существования музей поменял несколько названий и очень сильно разросся. В его фонды постоянно поступали новые экспонаты. И в 1988 году музей в Великом Устюге стал по праву именоваться музеем-заповедником.

Ныне здесь насчитывается около 90 тысяч экспонатов. Здесь постоянно проводятся экскурсии и новые выставки. Сам музей-заповедник разделен на несколько тематических отделов, о которых рассказано ниже. В состав музея также входят архитектурные памятники, расположенные на территории в 7 га.

Музей истории Великого Устюга

Адрес: ул. Набережная, 64
Телефон: 8-81738-235-76 (заказ экскурсий)
Режим работы: 10:00 – 18:00 (понедельник – выходной)
Стоимость: 120 руб. (для взрослых), 100 руб. (для школьников или студентов), 60 руб. (для дошкольников)

Этот отдел находится в центральном здании музея-заповедника, в бывшем доме местного купца. Музей истории был первым в городе, именно его основой стало церковное хранилище.

Сейчас здесь посетители могут проследить за историей города с момента основания. Из уникальных экспонатов стоит отметить резные сундуки и подсвечники XVII века, украшения, монеты. Также отдельный интерес представляет наследие церковного хранилища – портреты XVIII века.

Музей древнерусского искусства

Адрес: пр. Советский, 84
Телефон: 8-81738-235-76 (заказ экскурсий)
Режим работы: 10:00 – 18:00 (понедельник – выходной)
Стоимость: 120 руб. (для взрослых), 100 руб. (для школьников или студентов), 60 руб. (для дошкольников)

Здесь посетители могут увидеть объекты искусства, традиционные для этого региона. Экспонаты музея представлены иконами, объектами ручного труда, рукописями и скульптурами.

Наибольший интерес вызывают: икона Богородицы 1496 года, поклонный крест, плащаницы XV-XVII веков и резные части иконостасов. На выставках резной скульптуры посетители могут и сами стать авторами статуэток.

Музей рождественских и новогодних елочных украшений

Адрес: пл. Коммуны, 7
Телефон: 8-81738-235-76 (заказ экскурсий)
Режим работы: 10:00 – 18:00 (понедельник, воскресенье – выходной)
Стоимость: 120 руб. (для взрослых), 100 руб. (школьники/студенты), 60 руб. (для дошкольников)

Расположился в здании церкви Жен-Мироносиц.

В первом зале посетители могут полюбоваться коллекцией русских и великоустюгских игрушек. Примечательно, что все елки в здании музея украшены только игрушками одного периода (по одному дереву на десятилетие). Во втором зале музея расположены экспонаты из-за рубежа, здесь можно узнать о разнообразных традициях празднования Нового года и Рождества в других местах планеты.

Соборное дворище

Адрес: ул. Красноармейская и пр. Советский (на берегу Сухоны)
Режим работы: 9:00 – 22:00 (большинство храмов)
Стоимость: вход свободный

Историческим и духовным центром Великого Устюга можно считать комплекс храмов на левом берегу реки Сухоны. На небольшом участке расположились несколько церквей, причем время их постройки сильно разнится – от начала XVII до конца XIX веков. По разнице в архитектурных стилях можно узнать тенденции местного зодчества. Всего здесь находится 5 церквей (Успенский собор, собор Прокопия Праведного, церковь Алексия, церковь Богоявления и собор Иоанна Праведного).

По композиции комплекс Соборного дворища наследует традиции древнерусской планировки. В центре находится площадь, вокруг которой выстроились храмы. Благодаря удачному размещению, каждая из церквей хорошо видна с любой точки площади. Также свою роль играет расположение ансамбля – на высоком берегу реки.

Дымковская слобода

Адрес: район Дымково (на берегу Сухоны)
Стоимость: вход свободный

Ровно напротив Соборного дворища, на правом берегу реки, расположился второй храмовый комплекс Великого Устюга. По времени основания он лидирует – первые постройки здесь датируются 1383 годом. Сейчас в состав Дымковской слободы входят храм Св. Дмитрия, храм Сергия Радонежского и храм Дмитрия Солунского.

По территории комплекса проводятся экскурсии, но осмотр достопримечательностей возможен только снаружи. Из-за плохого состояния зданий внутрь посетителей не пускают. Но и на улице есть что посмотреть. Кроме фасадов храмов здесь можно увидеть ограду XIX века, старые башенки и ворота.

Спасо-Преображенский монастырь

Адрес: пл. Комсомольская, 1
Режим работы: 9:00 – 22:00
Стоимость: вход свободный

В комплексе монастыря числятся две церкви – Спасо-Преображенская и Сретенско-Преображенская. Монастырь здесь стоит с 1422 года. Тогда здание храма было выполнено из дерева, но в XVII-XVIII столетии были возведены каменные здания.

Спасо-Преображенская церковь считается «холодной», она использовалась в теплое время года. Здание это не отапливается, так что зимой здесь жить и работать практически невозможно. Внутри храма взор притягивает пышный резной иконостас с позолотой. Создан он был в 1697 году по заказу местного архиепископа.

Сретенско-Преображенская церковь была, в отличие от своей соседки, «теплой». Здесь есть отопление, и поэтому здание церкви было основным для прислужниц женского монастыря в зимнее время. После закрытия монастыря церковь стала работать в обычном приходском режиме. Внутри также находится иконостас, который, впрочем, гораздо меньше Спасо-Преображенского.

Красивые улицы города

Улица Набережная

Одна из основных улиц Великого Устюга протянулась вдоль реки Сухона. Прогуливаясь по ней, можно полюбоваться панорамой противоположного берега и реки. Набережная проходит через упомянутое Соборное дворище, кроме того, на ней расположены еще несколько местных церквей и храмов. Эта улица ведет свою историю с самого основания Великого Устюга, ее не перепланировали даже после больших пожаров.

Переулок Октябрьский

Ранее называвшийся Архангельской улицей, переулок ведет от Михайло-Архангельской церкви к Соборному дворищу. В первые годы существования, улица соединяла два главных центра Великого Устюга. До 1804 года городские ворота разделяли улицу на две части, при этом лишь треть ее официально находилась в черте города.

Переулок Красный

Эта улица отходит от Набережной и ведет вглубь города. С 1804 года (после пожара) Красный переулок начал активно застраиваться. Ныне здесь находятся магазины, отели, редакция газеты, типография и местный дом культуры. Все организации расположены в старых, довоенных зданиях. Сам переулок представляет собой тихое место, здесь почти не ходит транспорт.

Поделиться: 1 Отзыв

  • Антон Ветров says: 08.09.2015 в 10:56

    Были там проездом всей семьей в конце июля. Ездили к родственникам в деревню. С поезда сошли в Котласе и решили съездить в Великий Устюг чтобы показать дочери усадьбу дедушки Мороза. Когда добрались до города, остановились в местной гостинице. Хочу сказать, что мне городок очень понравился. Улицы словно дышат стариной. В процессе прогулок возникает некое чувство спокойствия. Нет привычной столичной суеты и жители города достаточно приветливые люди. Достопримечательностей на самом деле не так уж и много, но они стоят того чтобы взглянуть на них, да и архитектура города очень красивая! Летом в усадьбе Деда Мороза интересного не много, но дочери все равно понравилось. В общем пробыли мы в городе пару дней и теперь планируем съездить в гости к дедушке зимой. Говорят будет очень интересная программа для туристов.

Великий Устюг

Материал из Азбука паломники Перейти к: навигация, поиск

Россия Вологодская область

Идёт загрузка карты…

Общее описание

Объективно

Районный центр Вологодской области в 450 км к северо-востоку от Вологды. На р. Сухона. Население – около 37 тыс. человек.

Субъективно

В прошлом города – много святых, удачливых купцов, отважных землепроходцев, подлинные истории которых гораздо прекраснее рекламируемой сказки о Деде Морозе . Облик Устюга под стать его славному прошлому.

Для города одного дня достаточно. На плане Великого Устюга можно посмотреть расположение церквей и достопримечательностей города.

Особенности городского быта

Важным событием в жизни города является ледоход. По причине обилия снега в этих краях и большой площади водосбора рек Сухона и Юг город нередко подтапливается; к счастью, расположенная на возвышенности старая часть обычно не затрагивается паводком.

Настоящее лето в Устюге – с 20 июня по 20 августа, до и после не редкость заморозки. Песчаные пляжи в пределах города имеются на обеих сторонах реки. Лучший пляж расположен выше по течению Сухоны, за автомобильным мостом.

История города

Обращение баскака

После покорения Руси монголы прислали в Устюг баскака по имени Багу. Тяжело было вечевой вольнице, грубым и отважным северянам, которые поочерёдно утопили троих чем-то провинившихся воевод, подчиниться язычнику и деспоту. Терпение устюжан истощилось, когда Багу силой взял в наложницы юную дочь священника Марию. Как раз тогда (в 1262) пришло известие об избиении баскаков в Ростове, Суздале и других городах. Багу спасся только тем, что, по совету Марии, принял святое крещение с именем Иоанна и венчался с ней.

Святое таинство крещения, пример и поучения благочестивой жены, беседы игумена Киприана и юродивого Прокопия сотворили чудо: коварный язычник приобрёл добродетели христианина. Иоанн снискал любовь устюжан и управлял ими в течение нескольких десятилетий, до своей смерти. За давностью лет о жизни и смерти Иоанна и Марии известно не много, но имена праведных супругов занесены в святцы.

Они были похоронены у Вознесенской церкви. При перестройках церкви их могила оказалась под храмом. Вознесенский храм (1648) является самым старым из сохранившихся храмов Устюга. Средства на его строительство дал купец Никифор Ревякин.

Предшественник города

Предшественником Устюга был город Гледен в 4 км от нынешнего Великого Устюга. Ростово-суздальские князья основали его в начале XII в. на холме при впадении р. Юг в Сухону. Название Гледен объясняют тем, что с холма видны окрестности на большом расстоянии. (По другой версии, имя Гледен поселению дали финно-угорские племена, пришедшие сюда в IX или X в.) Город просуществовал недолго – часто нападали чудские племена, а воды Юга подмывали его. Народ стал постепенно переселяться на новое место, которое получило имя Усть-Юг, позднее превратившееся в Устюг.

В 1436 г. Василий II Московский в ходе противоборства с Юрием Звенигородским и его сыновьями Василием Косым и Димитрием Шемякой осадил Гледен и после 2 месяцев осады вошёл в город, поклявшись никому не причинять вреда. Нарушив клятву, Василий казнил множество жителей во главе с воеводой. Через 2 года Гледен был сожжён вятичами.

На месте Гледена остался только Троице-Гледенский монастырь (у д. Морозовичи). Время его основания относят к концу XII в., хотя первые сохранившиеся летописные упоминания датированы 1492 г.

В XVIII в. монастырь был отстроен в камне: возведены Троицкий собор (1701), шатровая колокольня, церкви Успения Пресвятой Богородицы и Тихвинской иконы Божией Матери (1736), построена ограда со сторожевой башней.

После реформ Екатерины монастырь начал приходить в упадок и в 1841 г. был упразднён. В 1912 г. он начал вновь действовать как женский. В 1925 г. монастырь был закрыт, в его стенах водворялись поочерёдно колония, детдом, лагерь, дом инвалидов.

Сейчас в помещениях обители музей. Наиболее известный «экспонат» – иконостас Троицкого собора, сооружённый в 1776-1784 гг. Иконы в стиле католических мастеров восхищают искусствоведов, но являются шедеврами скорее живописи, чем иконописи. Резьба иконостаса в стиле барокко отличается изысканностью.

Музей открыт только летом.

Проезд. На пароме из Устюга (остановка по требованию).

На машине – в объезд (около 10 км).

Первые века

Первое свидетельство об Устюге относится к 1207 г. Но уже в первый век существования это был большой и важный, хорошо укреплённый город. Устюг вклинился во владения Великого Новгорода, которому принадлежали просторы Русского Севера, богатого пушными зверями, рыбой и солью. Верхнее и среднее течение Сухоны вместе с Вологдой и Тотьмой принадлежали Новгороду, которому, однако, без Устюга невозможно было контролировать весь Сухоно-Двинский водный путь. Первые века город был северным оборонительным форпостом ростово-суздальских князей, с конца XIV в. – Московского княжества. Одно из самых разрушительных нападений произошло в 1398 г., когда новгородцы, завоевав город, стояли здесь 4 недели.

Важную роль в покорении севера играли монахи, просвещавшие языческие племена примером и словом. Выходец из Устюга Стефан Пермский много сделал для присоединения к Московскому государству земель бассейна р. Вычегды (Малой Перми).

Устюжские дружины участвовали в походах, значительно расширивших владения Москвы. В 1465 г. «охочие люди» из Устюга завоевали Югорскую землю. В 1471 г. устюжане участвовали в походе на двинские колонии Новгорода, в 1472 г. – в присоединении Пермской земли, в 1489 г. – Вятки.

Юродивый Прокопий

В первой половине XIII в. произошёл такой случай: посетив Новгород и богослужение в его Софийском соборе, богатый иностранный купец роздал всё своё имущество, перешёл в православие и поселился в Хутынском монастыре. Мы знаем этого бывшего купца под именем Прокопия. Поступок Прокопия был для того времени настолько диковинным, что многие посещали Хутынский монастырь, чтобы посмотреть на обратившегося «немца».

Тяготясь славой, он ушёл из Новгорода. Житие повествует, что в Устюг он пришёл уже юродивым – нищим, оборванным, смиренным, с тремя деревянными клюками в руках. Здесь Прокопий остановился. Представляясь безумным и терпя оскорбления днём, ночью он молился на церковных папертях. Излюбленным местом его пребывания стала паперть Успенского собора и камень неподалёку, на берегу Сухоны. Хоть и приходилось Прокопию голодать по нескольку дней, он не брал от нажитого неправедно.

Друзьями Прокопия были праведные Иоанн и Мария, настоятель Архангельского монастыря Киприан, а после их смерти – Симеон, будущий отец святителя Стефана Пермского.

В беседах с мудрыми Прокопий был мудр, а с поражёнными безумием мира – безумен. Но и последним постепенно открылся пророческий дар Прокопия. Например, примечали, что, когда юродивый бегал по городу, держа свои клюки головами кверху, год будет урожайным, а когда книзу – наоборот. Однажды Прокопий поклонился в ноги 2-3-летней девочке Марии, сказав: «Вот идёт мать великого Стефана, епископа и учителя пермского».

В 1290 г. на воскресной службе Прокопий неожиданно призвал всех покаяться, «иначе город погибнет от града огненного». Его никто не послушал. Прокопий три дня плакал, потом пошёл по городу, снова призывая всех к покаянию, но встретил равнодушие и насмешки. Прокопий остался единственным молитвенником за город. Неделю спустя (25 июня) чёрная туча закрыла солнце, от ударов грома затряслись стены зданий. Устюжане вспомнили пророчество Прокопия и бросились в храмы молить Бога о пощаде. Прокопий молился в соборе. Через некоторое время послышалось благоухание, от иконы Благовещения Богородицы потекло миро, туча пошла прочь и разразилась раскалёнными каменьями в 20 верстах. А от мира, натекшего от иконы, многие исцелились, в том числе две бесноватые женщины. Эта икона в 1567 г. была перенесена в Успенский собор Московского Кремля и помещена справа от царских врат.

Прокопий в Устюге не имел крова и в одну лютую зиму так замерз, что только явление ангела спасло его. Также явлением ангела блаженный был предупреждён о приближении смерти. Почил святой 8 июля 1303 г. А на следующую ночь выпал снег, к вечеру растаяв. Сугроб сохранился лишь над телом Прокопия; по сугробу и нашли его на 4-й день. Память святого празднуется 8 (21) июля.

В 20 км от Устюга, у д. Котово, находится то место, где, как считается, в 1290 г. обрушился камнепад. Те, кто бывал в Котово, рассказывают, что там лежат тяжёлые, покрытые коркой валуны; металлоискатель показывает большое содержание железа в них, хотя нигде в округе месторождений железа не обнаружено. Различают два места, где выпали две «тучи» камней. У «ближней тучи» устроена часовня.

Центр торговли

Устюг был связан по Сухоне с Вологдой, Ярославлем и Москвой, по Двине – с Архангельском и Поморьем, по Югу и Лузе – с Ветлугой, Вяткой и Казанью, по Вычегде – с Мезенью и Печорой. Такое выгодное расположение сделало его важным торговым центром. После того как в 1553 г. в устье Северной Двины занесло бурей английский корабль, Россия открыла возможность торговли с Европой через Белое море. Устюг находился на этом пути. В городе одна из улиц до революции называлась Немчинов ручей, потому что здесь селили иностранных купцов (теперь ул. Мира). Не случайно Иоанн Грозный включил Устюг в число 19 «опричных» городов; тогда же за ним утвердилось название Великий Устюг.

Благополучию города способствовало и то, что монгольские отряды сюда не доходили, а отряд поляков, добравшийся до Устюга в 1613 г., устюжане разгромили. В конце XVII в. население Устюга составляло около 10 тыс. человек: это был один из крупнейших городов России.

После завоеваний Петра путь в Европу прошёл через Балтику. Но Устюг продолжал процветать благодаря торговле с Сибирью. Через город проходил торговый путь из Архангельска в Сибирь, значение которого ещё больше возросло после отмены Екатериной II государственной монополии на торговлю с Китаем. Устюжские торговцы возили в Сибирь хлеб, предметы ремёсел, в т. ч. иконы, из Сибири привозили пушнину, моржовый клык, китайские товары. В приграничном с Китаем г. Кяхте устюжские купцы основали торговое общество, после чего этот город стал центром российско-китайской торговли. В 1763 г. перепись насчитала в Великом Устюге более 600 купцов; более трети из них в том году находились в Сибири. Говорят даже, что устюжский говор дал начало сибирскому.

В 1708 г., при разделе страны на 8 губерний, Великий Устюг стал центром провинции, в XVIII в. – центром уезда.

В XVII в., дотоле полностью деревянный, город начал отстраиваться в камне – сначала купцы строили храмы, потом и свои дома. Регулярный план застройки города был утверждён лишь в 1804 г.

Началу обеднения устюжских купцов послужили русско-турецкие войны при Екатерине II, открывшие России выход к южным морям. А открытие Суэцкого канала в 1869 г. привело к разорению устюжского торгового общества в Кяхте.

В Устюге сохранилось около 20 купеческих особняков. Самый старый – дом купца М. С. Кузнецова, построенный в середине XVIII в., но позднее существенно перестроенный (ул. Красная, 109). Наиболее красивым считается дом купца и землепроходца В. И. Шилова (ок. 1772) (ул. Шилова, 8).

Центр ремёсел

Удобство торговых связей способствовало развитию художественных ремёсел. Устюжские иконописцы были настолько авторитетны, что их приглашали во многие города расписывать храмы, а устюжанин Фёдор Зубов ведал росписью соборов и палат в Московском Кремле. Также славились устюжская резьба по бересте, просечное железо, изделия из серебра.

Устюжские серебряные изделия были распространены по всей Руси. В XIX в. это ремесло пошло на спад. «Говорили, что только в Великом Устюге остался один престарелый чернильщик, но у него будто уже нет учеников», – писал Константин Паустовский в «Книге скитаний». Писатель был прав в том, что остался последний чернильщик, но ученики у того появились: М. П. Чирков передал мастерство, унаследованное от деда, молодым мастерам государственного предприятия «Северная чернь».

Монастыри

Троице-Гледенский монастырь

Троице-Гледенский монастырь

Троице-Гледенский монастырь основан примерно в последней четверти XII века около города Гледен, прародитель Великого Устюга, на месте слияния рек Сухоны и Юга.

Храмы

Дымковские храмы

На правом берегу, напротив Соборного дворища, находится Дымковская слобода с двумя церквями. В камне летняя церковь Димитрия Солунского была отстроена в 1708 году, а зимняя церковь Сергия Радонежского – в 1739-1747 годах.

Собор Иоанна Устюжского

Собор Иоанна Устюжского

Блаженный Иоанн жил в XV в. С раннего детства он отличался благочестием и воздержанием. Его мать после смерти мужа ушла в монастырь и взяла сына с собой. Когда Иоанн подрос, он ушёл в Устюг и предался подвигу юродства, подражая св. Прокопию. Многие считали его слабоумным, но тем, которые верили ему, он помогал, исцеляя от болезней. Праведник преставился в 1494 г. Память святого празднуется 29 мая (11 июня).

Похоронили Иоанна там, где он жил, – недалеко от могилы св. Прокопия. Вскоре устюжанин Фёдор Тутыгин поставил над могилой Иоанна деревянную церковь в честь Происхождения древ Честного и Животворящего Креста Господня. В 1602 г. был устроен придел в честь св. Иоанна. В 1663 г. храм был отстроен в камне и позднее освящён в честь блаженного.

Мощи св. Иоанна похоронены под храмом – возможно, там, где на наружной стене выделяется белый прямоугольник (видимо, была фреска). Сейчас в соборе спортзал.

Собор Прокопия Праведного

Собор Прокопия Праведного

Вначале могилу святого украшал только камень, на котором он когда-то молился. В 1458 г. нищий Иоанн поставил над могилой св. Прокопия деревянную часовенку. В 1495 г. по обету, за избавление от болезни, устюжские ратники поставили там же деревянную пятишатровую церковь в честь Прокопия. После чего молитв к святому и исцелений стало больше.

Храм неоднократно горел, но отстраивался вновь в прежней форме «о пяти верхах». В 1668 г. был отстроен в камне на средства купца Афанасия Гусельникова.

Мощи св. Прокопия захоронены около северной стены, на ней (снаружи храма) – фреска. У западной стены лежит камень, на котором блаженный молился.

Успенский собор в Великом Устюге

В XVII в. в Устюге было 28 приходских храмов, с монастырскими – до 40. (В Устюге имелись также Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный в 1262 г., и Спасо-Преображенский.) Большинство из них к концу века были отстроены местными купцами в камне. Как правило, храмы располагались попарно: зимняя церковь рядом с летней. Сегодня – всего 23 храма, большинство из которых не действует. По наружному декору видно, что строители кое-что заимствовали у мастеров серебряных дел.

Соборным дворищем называют храмовый комплекс, построенный на том месте, где, скорее всего, начался город в XII в. Эти храмы построены в XVII в., но многократно реконструировались в последующие века, поэтому облик дворища далёк от того, каким он был три века назад.

С момента основания города его главным храмом стал Успенский собор. Храм, в котором молился св. Прокопий, был отстроен заново в 1290 г., затем, после пожара, – в 1397 г.

Годом позже, захватив Устюг, новгородцы сожгли собор, а чудотворную икону Богородицы увезли домой. Новгородский епископ Иоанн велел воеводам вернуть икону и заново отстроить собор, что и было исполнено.

После очередных пожаров храм отстраивался в 1493, 1502, 1558 гг. Сохранилось свидетельство, из которого можно заключить, что шатровый храм 1502 г. постройки имел высоту около 70 м. Наконец, в 1622 г. был освящён новый Успенский собор – первый каменный храм Устюга. Но сгорел и он. Второй каменный Успенский собор строили с 1639 по 1658 г. Храм имеет две колокольни, построенные в разное время.

Проезд из Москвы

С Ярославского вокзала на ж/д Великого Новгорода есть 4 поезда (не ежедневных). Один – прямо до Великого Устюга, три (Сыктывкар, Воркута, Котлас) – до ст. «Ядриха». Поезд до Устюга идёт более 22 ч, поезда до Ядрихи – 19-21 ч. С учётом того, что автобус от Ядрихи до Устюга идёт около часа (60 км), удобен проезд через Ядриху.

2 раза в неделю из Вологды через Устюг (до Ухты) летает самолёт. Время в полёте – 1 ч. (От Вологды до Устюга ходят также автобусы, но поездка длится почти 10 ч.)

На машине по М8 до Вологды, затем через Чекшино, Тотьму, Нюксеницу. Всего 930 км, около 14 ч.

Вокзалы Великого Устюга

Ж/д вокзал (на окраине города Великого Устюга ): (81738) 2-99-20.

Автовокзал (на Транспортной ул.): (81738) 2-98-97.

Аэропорт: (81738) 2-24-16.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *