Вечерня утреня



Толковый Типикон. Часть IСкабалланович Михаил

Вечерня и утреня смешанного типа

Все это хотя характерные, но не очень значительные особенности в строе суточной службы, частнее в чине вечерни и утрени. Вообще же эти две службы в обоих уставах имеют один и тот же чин и строй, с одинаковою {с. 377} почти резкостью расходящийся с так называемым «песненным чином», или придворно-соборным Константинопольским уставом. Этот последний чин не только в целом виде держался во многих храмах до XV в., но стремился приспособить к себе монастырские, студийско-иерусалимские, вечерню и утреню. Печать такого стремления носят на себе чины вечерни и утрени в некоторых Евхологиях XII–XVI в. Вечерня в них имеет следующие особенности. По Евхологиям XII в. (1153 г.) Синайск. библ. № 973 и XIII в. Патмосской библ. № 105, вечерня начинается возгласом «Благословенно царство…» По Евхологию в ркп. XVI в. Тифлисского Церковно-археологического музея № 450 в начале вечерни не указан предначинательный псалом, начинается она тремя «антифонами» с малыми ектениями и особыми молитвам на каждом из них. После «Господи воззвах» до стихир опять малая ектения, но своеобразного типа, вроде 2-й ектении верных на литургии («Миром Господу помолимся… О свышнем мире… О мире всего мира…. О святем храме сем… Заступи спаси… И о всех требующих у Бога помощи. Пресвятую, пречистую… Яко подобает…»). Сугубая ектения «Рцем вси» положена на нынешнем месте ее — после прокимна и до «Сподоби Господи», — но имеет особый состав, тождественный, исключая 4 первые прошения, с нынешней великой, следовательно представляет из себя сугубую ектению и великую еще в периоде из соединения. По упомянутому Патмосскому Евхологию XIII в., дающему вполне нынешний чин вечерни в ее праздничном виде, после возгласов великой ектении и трех малых положено «Мир всем», так что в течение вечерни оно повторяется 6 раз (причем пред прокимном его произносит диакон); ср. медиоланский и мозарабский чин вечерни (см. выше 353 и 355 стр.). По упомянутому Синайскому Евхологию XII в. просительная ектения положена после «Ныне отпущаеши» и тропаря, а по Евхологию Тифлисского Ц.-арх. муз. на этом месте в праздничной вечерне указана ектения «Помилуй нас Боже…», а просительная пред «Ныне отпущаеши» (следовательно конец вечерни, как ныне в будни). Все указанные Евхологии размещают вечерние молитвы по всему составу вечерни на всех ектениях ее. — Не менее колебаний в сравнении с нынешним чином представляют Евхологии той же эпохи для утрени. По Синайскому Евхологию XII в. она начинается возгласом «Благословенно царство…» После шестопсалмия и великой ектении Синайский и Патмосский Евхологии указывают первый до ??????? (седальна) и полиелея, а второй до степенн (студийский тип праздничной утрени) и Евангелия молитвы «трех антифонов» с малой ектенией после 2-го (Син.) или 3-го (Патм.) из них, начинающейся «Паки и паки» или «Заступи спаси» (Син., согласно с песненным последованием) и с возгласом «Мир всем» до нее (Патм.) и после нее (Патм. Тифл. № 450). Взамен этих «антифонов» Тифлисский Евхологий и груз. ркп. {с. 378} Имп. Публ. библ № 208 XVI в. указывают молитвы и малые ектении после каждого из трех «псалмов» кафисмы (предполагается должно быть, одна песненно-праздничная трехпсалмная кафисма, как в итальянско-сицилийской отрасли Студийских уставов); после кафисмы — седален, чтение (оба груз. пам.), степенны (ркп. № 208), Непорочны, Ангельский Собор (№ 450), Евангелие и 50 пс. Древнейший из упомянутых Евхологиев, Синайский, 50-й пс. указывает после «кондака», т. е. после 6-й песни канона (или предполагается трипеснец с кондаком впереди — см. ниже), а Евангелие после славословия великого (согласно с песненным последованием). Этот же Евхологий указывает после «кафисмы» «Молитвы полиелея недельного во св. Четыредесятницу» (намек на первоначальное употребление полиелей только в Четыредесятницу), причем далее видимо приводит эти молитвы, первую не надписывая никак, а следующие называя «молитва 5-го антифона» (следовательно предыдущая 4-го), «6-го антифона», «молитва 7-я», — всех 4: по последней (8-й) замечание: «затем кондак, 50-й (псалом) и тотчас диакон Миром Господу помолимся, молитва 9-я…, Заступи спаси… Утреннюю и…. (??? ???????? ??? ???.), Ангела мирна… Прощения… и тотчас песни и по 9 песни Паки и паки… с молитвою». Таким образом после антифонов полиелея или какой-либо праздничной кафисмы этот Евхологий указывает сразу кондак, 50-й пс., просительную ектению с началом из мирной и малой и только тогда канон («песни»), но канон очевидно очень краткого состава (так как нет речи об обычных междупесниях), может быть двупеснец или трипеснец; впрочем ранее в этом Евхологии пред речью о полиелейных молитвах замечание: «по 6-й же песни кондак»; может быть на будничной утрени взамен полиелея был полный канон (драгоценные следы древнего строя утрени на переходу от кондакарной системы к канонной). Все же другие из указанных Евхологием после 50 пс. предполагают обычный полный канон, но грузинские перед ним по 50 пс. помещают мирную ектению особого и разного в обоих рукописях состава (один из 6 прошений, другой из 9) и с нынешним возгласом (что пред каноном). Грузинские памятники назначают ектению с молитвою и на 7 песни канона молитву на 8 песни. (Возможно, что ектении бывали на каждой песни и здесь остаток этой практики, как ныне на пасхальной утрени и в Криптоферратском Типиконе на рождественской ). Порядок ектений в конце утрени во всех нынешнего праздничного типа, но в Патмосском — нынешнего будничного (хотя утреня предполагается праздничная). Грузинские не называют сугубой ектении, а указывают только ее молитву, первый с 9-кратным «Господи помилуй» .

Если Студийский и Иерусалимский уставы имели так много общего в строе важнейших суточных служб — вечерни и утрени, то во второстепенных службах, каковы часы, повечерие, полунощница и изобразительные, {с. 379} они совершенно обезразличивались. Эти службы имели свою особую историю, не считавшуюся с особенностями того и другого устава.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Вечерня и утреня по Апостольским Постановлениям Апостольские Постановления, памятник, как мы видели, разновременного происхождения, говорят об утреннем и вечернем богослужении в трех местах; во II кн. и в добавлениях к кн. VII и VIII. Первое место принадлежит к древнейшим

Вечерня и утреня по Типиконам Великой Константинопольской церкви IX–XI в. Кроме литургии Великая Церковь IX–XI в. имела, по-видимому, из служб только еще вечерню и утреню, иногда (под праздники) после вечерни — ???????? (всенощную — помимо утрени) и в Великий пост служба

Песненная вечерня Даваемый св. Симеоном чин вечерни и утрени уже заключает в себе ряд наслоений из других уставов (монастырских и должно быть, приходских церквей). Мы изложим его, восполняя и поясняя св. Симеона данными двух вышеназванных памятников («Чина» по Афонский

МАЛАЯ ВЕЧЕРНЯ Общий характер службы Вечерня, входящая в состав всенощного бдения и потому называемая великою, совершается позже своего обычного времени. Она падает на час, назначенный скорее для повечерия, чем для вечерни. Чтобы не оставить без привычного молитвенного

2-Я ГЛАВА ТИПИКОНА «ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ» (ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ И УТРЕНЯ ВОСКРЕСНЫЕ, ЧАСЫ, ЛИТУРГИЯ И ЧИН О

Вечерня 4_Благословен Бог наш…_С_С_23_Если был пропущен 9-й час, читается начало обычное 5_Предначинательный псалом (103-й)_Ч_Ч_9, 7_По указанию Типикона читается предстоятелем _Светильничные молитвы_С_С_9_ 6_Великая ектения_Д Л С_С_9_ 7_Рядовая кафизма_Ч_П_9, 17_Если накануне служилось

Вечерня Существует несколько видов вечерни в будние дни Великого поста. Не обсуждая сейчас особенности вечерни в среду и в пяток, когда на ней совершается литургия Преждеосвященных Даров (см. Лекцию 13), рассмотрим два типа вечерни для будних дней Великого поста. Первый

Глава 1378: Употребление молока, смешанного с водой. 1848 (5613). Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что (как-то раз) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с одним из своих сподвижников зашёл к кому-то из ансаров и сказал

Вечерня Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого

Утреня Вторая часть всенощного бдения — утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир для нашего спасения и Его славное Воскресение.Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов,

8. Вседневная вечерня Вседневная вечерня совершается накануне тех дней, в которые не случится ни великого, ни среднего праздника; она совершается в дни будничные, а также накануне малых праздников первого разряда «шестиричных» и отчасти накануне малых праздников первого

3. Вечерня в 4 веке Сильвия-Этерия следующим образом описывает вседневную Вечерю в Анастасисе (т.е. в храме Воскресения Христова):»В десятом часу, который здесь называется lucinicon, а мы называем lucernare (Вечерня), в храм Воскресения собирается большое количество людей. Зажигаются

Вечерня см.: Службы суточного круга.

Вечерня Священник, совершив каждение и став перед святым Престолом, начертает крест кадильницею, возглашая:Св. Слава святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков.Л. Аминь .Св. Приидите, поклонимся цареви нашему

Утреня Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (трижды).Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою (дважды).И читается шестопсалмие. Священник же перед св. дверьми читает утренние молитвы

Утренние страницы: как узнать себя лучше

Свернуть 1 июня 2015 12:20

6:32 утра. Я еще не выпила первую чашку кофе, а уже пишу «утренние страницы». Этот вид медитации обещает расширить поток сознания и раскрыть во мне творческий потенциал. Проверим!

Cosmo Online Психология Не новости

Мне казалось, что если хочешь стать творческим и интересным человеком, будь добр нарушать установленный порядок, забудь о самодисциплине и сумасбродствуй. А потом в руки попала книга Джулии Кэмерон «Путь художника» — и мир перевернулся. Автор бестселлера убеждала: чтобы раскрыть новые таланты, неважно — в оригами или искусстве обольщения мужчин, возьми за правило начинать утро с листа бумаги, даже трех.

В первый день эксперимента я забыла о затее. Во второй — очень хотела спать и написала все в своей голове с закрытыми глазами. Наконец на третий день я нацарапала в блокноте: «Не знаю, что рассказать. Очень хочется спать, за окном идет снег. Сильно хочется есть». И так три листа безграмотных откровений лежебоки и обжоры, которые я никогда не перечитывала. Это обязательное условие — не перечитывать страницы в первые месяцы, чтобы не портить себе настроение, ударяясь в саморефлексию. Бывали дни, когда писать становилось совсем невмоготу. Тогда я успокаивала себя тем, что многие великие обращались к «утренним страницам» еще до того, как стали великими. Феллини, например, чуть ли не все фильмы снял по своей книге сновидений. Хемингуэй, тот вообще жизни не мог представить без утреннего творчества. Бывало, еще не проснется толком, а уже бежит на парижскую площадь Сен-Мишель писать рассказы в блокноте, запивая их кофе и ромом. И вот к какому отличному результату привела эта единственная полезная привычка. Подобно всем этим замечательным товарищам, страницы я тоже начала вести на бумаге, хоть и обнаружила в Интернете несколько интересных ресурсов. Например, сайт 750words.com, созданный поклонниками метода Кэмерон, где один пост вмещает ровно три страницы рукописного текста. За ежедневные заметки, которые ведутся анонимно, пользователи получают бонусы,
а в конце месяца выбирают самых лучших и творческих. И все же бумажным носителям информации после потери в родительском доме флешки с личным дневником в электронном виде я доверяю как-то больше. К тому же, как человек весьма и весьма ленивый, считаю, что исписанные от руки три листа бумаги по степени нагрузки равнозначны физической зарядке. Да и соблазна что-то стереть или исправить удается избежать.

К концу первой недели я научилась не забывать об «утренних страницах», не отвлекаться на социальные сети и даже не думать о кофе и завтраке. В дневнике я несколько раз приходила к выводу, что человек, придумавший такого рода эксперимент, должен быть либо мазохистом, либо главным «жаворонком» на планете. О каких уроках письма может идти речь ранним утром, когда любой нормальный человек хочет одного — перевести таймер будильника хоть на 15 минут вперед. Более логично вести «вечерние страницы». Так было бы о чем написать: «Сегодня позвонил М. Предложил встретиться. Я сказала, чтобы катился к черту». Да и продуктивность у нормальных людей, как мне кажется, поднимается во второй половине дня: шутки сыпятся как из рога изобилия, орфографические ошибки испаряются, а мозг работает быстрее ребят из «Формулы-1». Потом-то уже до меня дошло, что суть метода и заключается в том, что творить нужно тогда, когда этого хочется меньше всего. Я выбрасываю на бумагу все, что не нужно сонному подсознанию, давая волю образному мышлению. Именно такой подход со временем поможет избавиться от внутреннего цензора — главного врага творчества. Утренняя игра с подсознанием представляет одну из разновидностей медитации, которая «углубляет наше понимание себя и помогает изменить жизнь», утверждает Кэмерон. Во время упражнений логическое мышление переключается на образное, и, фиксируя поток мыслей, мы постепенно приходим к ясному осознанию собственного «я». Конечно, это результат не одной недели работы, писать дневники нужно изо дня в день в течение долгих месяцев и лет.

Соглашусь, странно звучит: обычно медитация предполагает отдых от внешнего мира с его неприятностями и стрессами, а тут тебе нужно напрягаться, придумывать. Но погружение в текст действительно работает. После того как начинаешь фиксировать не только события из жизни и планы на новый день, но и внутренние тревоги, страхи и комплексы, проблемы и впрямь начинают казаться не такими страшными, а жизнь — прекрасной. Приходят внутреннее спокойствие и способность контролировать эмоции. На третьей неделе я начала описывать свои сновидения — от бессмысленных обрывков в две-три строчки до длинных историй. Не то чтобы я возомнила себя будущим кинорежиссером (хотя все может быть!), но хотелось заполнить три листа бумаги, чтобы позавтракать. Фиксируя истории, которые чаще всего вылетают из головы через несколько минут после пробуждения, я узнала, что в большинстве снов вижу себя подростком. В утреннем дневнике стали появляться сцены из школьной жизни, встречи со старыми друзьями, первые поцелуи (один раз даже секс с бывшим одноклассником пришлось, краснея, описывать). После звонка другу-психологу выяснилось, что такие сновидения указывают на то, что я чувствую себя неуютно в настоящем. «Еще бы! — подумала я. — 10 лет назад мне не приходилось портить по утрам пачку бумаги, а евро стоил всего 36 рублей».

Но если оставить в стороне тот факт, что из-за нынешнего курса валют я вижу сны о прошлом, то мой знакомый заметил еще одну очень интересную вещь: 13−15 лет — это возраст, когда наши творческие способности активизируются. Мы все поголовно становимся великими поэтами, мечтаем создать музыкальную группу, а школьные тетради пестрят автопортретами и загогулинами аккуратно выписанных отовсюду философских цитат. Подобные эксперименты связаны с развитием правого полушария мозга, отвечающего за творческую деятельность, выражение эмоций, принятие нестандартных решений и умение видеть ситуацию целиком. А задача «утренних страниц» и заключается в том, чтобы вернуть наш мозг в стадию подросткового созревания. Но это не означает, что после месяца эксперимента я снова начну слушать певицу МакSим (было дело!) и строчить в «аське» грустные сообщения Женьке из 9 «б», скорее, исчезнет страх перед чем-то новым, неизведанным и появится воображение, которого так не хватает в скучной взрослой жизни.

Тест: Алина Ежова

Вечернее драже: инструкция по применению, показания, состав, отзывы

Автор Иринка March 20, 2017

  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Вечернее драже не является лекарственным препаратом, а считается биологически активной добавкой к пище. Оно содержит много эфирных масел. Использовать БАД взрослым и детям можно начиная с 12 лет, употребляя 1-2 таблетки вместе с приемом пищи не более 3 раз в день.

Поскольку препарат обладает ярко выраженным, но вместе с тем мягким успокаивающим эффектом, вполне закономерно предположить, что присутствует в составе драже «Вечернее» валериана, пустырник и иные травы. Список показаний к применению этой разновидности БАД весьма большой.

Так как Вечернее драже содержит валериану и мяту, то может применяться при выраженной нервной возбудимости, головной боли, бессоннице. Благодаря содержанию хмеля препарат помогает при неврозах, истерии, потере аппетита, болезнях почек. Пустырник, являющийся «сердечной травой», снизит частоту сердцебиений, облегчит состояние беспокойства, устранит одышку, поможет после тяжелого эмоционального потрясения.

Каждый вид драже «Вечернее», состав которого невозможно представить без растительных компонентов, способен успокоить и положительно повлиять на эмоциональный фон. Вместе с тем употребление средства не приводит к привыканию, чем заметно выделяет его в списке других успокаивающих средств. Данная БАД рекомендована к профилактическому применению при постоянных и чрезмерных нервных нагрузках, стрессах, волнениях или непонятной тревоге.

Из чего состоит БАД?

На фармакологическом рынке, как правило, представлены различные версии БАД с разным содержанием полезных компонентов. Что входит в состав драже «Вечернее»?

Драже содержит сахар, лактозу, экстракт перечной мяты и корня валерианы, патоку, траву пустырника, хмель.

При покупке драже «Вечернее» инструкция по применению должна стать одним из первых источников информации для ознакомления. Лучше перед началом приема проконсультироваться со специалистом.

Всем ли можно принимать драже «Вечернее»? Противопоказания эта БАД все же имеет, несмотря на натуральный состав. Если у вас имеется индивидуальная непереносимость некоторых веществ, содержащихся в средстве, то желательно подобрать другое.

Фармакологические характеристики

За счет содержания природного комплекса полезных для организма человека элементов, БАД обеспечивает седативное и умеренное гипотензивное воздействие. Обладает средство и мягкими спазмолитическими свойствами. Вечернее драже способно помочь в регулировании работы сердечной мышцы. Входящая в состав добавки валериана воздействует на организм, успокаивая нервную систему, регулируя работу сердца за счет прямого воздействия на центральную нервную систему.

Кроме того, прием препарата улучшает секреторные функции ЖКТ и помогает избавиться от спазмов пищевода, обеспечивает нормализацию секреции и последующего правильного выведения желчи. Экстракт корня валерианы находит активное применение при профилактике бессонницы, нервном перевозбуждении, появлениях признаков невроза. Растение благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему.

Трава пустырника, которая также входит в Вечернее драже, обладает выраженными седативными свойствами. Препараты на ее основе помогают бороться с проявлениями судорог, нервозности, бессонницы, депрессии. Экстракт травы содержит много флавоноловых гликозидов, включая рутин, а также эфирные масла, сапонины, каротин, дубильные вещества, помогающие бороться с признаками невроза сердца и сосудистой системы. Доказано положительное воздействие пустырника при проблемах с ЖКТ, включая воспаление стенок кишечника. Этот компонент БАД также помогает нормализовать менструальный цикл.

Успокоительное средство сегодня вряд ли можно представить без мяты. Не является исключением и драже «Вечернее». Инструкция по применению этой полезной травки была известна еще нашим предкам.

Мята благоприятно воздействует на организм человека. Экстракт ее восстанавливает силы, помогая бороться с чрезмерным нервным возбуждением, повышенной раздражительностью. Мята помогает снизить реактивность кожного покрова в период нервного перевозбуждения или контакта с химически агрессивными веществами. Этот компонент улучшает защитные свойства эпидермиса и выравнивает цвет кожи.

Мята характеризуется желчегонным, мочегонными, спазмолитическим и противовоспалительным воздействием, обладает антисептическими свойствами и снижает выраженность процессов брожения или гниения в кишечнике. Это растение укрепляет общее самочувствие, способствует заживлению ран. Мята помогает при головокружениях и тошноте, особенно если симптомы связаны с укачиванием в транспорте.

Экстракт растения улучшает кровообращение в мозге, оказывает выраженное противовоспалительное и заметное анальгезирующее воздействие при кариесе, воспалениях десен, появлении признаков стоматита. Мята помогает бороться с плохим запахом из ротовой полости, особенно если он вызван различными нарушениями пищеварительного процесса. Растение может купировать приступ изжоги, снимает спазмы желудочной и кишечной стенки, облегчает боль в мышцах и снимает дискомфорт во время менструации.

Хмель

Это растение содержит целлюлозу, пектины, глюкозу и фруктозу, а также важнейшие органические и минеральные кислоты, включая яблочную, фосфорную, кремниевую, лимонную. Хмель богат солями меди, серы и железы, а также различными аминокислотами. В составе шишек хмеля присутствует лупулин, витамины, эфирное масло, а также валериановая кислота. Исследователи доказали, что лупулин оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему при бессоннице, повышенной половой возбудимости, поллюциях.

Шишки хмеля используются для создания препаратов, помогающих при лечении мочевыводящих путей. Они помогают регулировать минеральный обмен в организме, обеспечивают выраженное мочегонное и противовоспалительное воздействие. Фармакологи заметили, что шишки хмеля отличаются успокоительными свойствами. Экстракт растения приводит в норму метаболизм, включая минеральные либо жировые обменные процессы.

Отзывы

Отзывы эта БАД получает в основном положительные. Средство часто применяется для снятия нервного возбуждения и действительно хорошо помогает при бессоннице. Переносимость хорошая, а побочные эффекты (чаще всего аллергии) регистрируются редко. Пациенты отмечают, что положительный эффект появляется уже после первого использования.

Собственно, вот такой широкий спектр показаний для приема имеет драже «Вечернее». Через сколько действует и когда ждать результата? Универсального ответа на вопрос нет, так как все зависит от особенностей организма каждого человека. Но покупателям обязательно нужно знать о том, что нельзя принимать препарат более 1 месяца без перерыва. Лучше всего использовать его во второй половине дня или перед сном (особенно если речь идет о лечении бессонницы).

Великая вечерня

 Великая вечерня

Вече́рня (греч. Ὁ Ἑσπερινόν; лат. Vesperae) — богослужебное последование, которое начинает суточный круг церковных служб; имеет совершаться в вечерние часы, перед заходом солнца, и относится к последующему (по гражданскому исчислению суток), а не предыдущему дню.

Некоторые песнопения вечерни имеют весьма древнее происхождение и восходят к первым векам христианства.

В византийском обряде

Общий состав

Начинается чтением или пением 103-го «предначинательного» псалма (Пс. 103), прославляющего величие Творца.

Затем следует великая ектения, чтение чередной кафизмы Псалтири, пение 140 и 141 псалмов, причём присовокупляются стихиры — песни в честь вспоминаемого события или святого.

После стихир — вечерняя песнь «Свете тихий»; прокимен; молитва «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам».

Молитва Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши» (Nῦν ἀπολύεις) (Лк. 2:29-32).

Заканчивается вечерня тропарями отпустительными и отпустом.

За вечерней должно следовать малое повечерие.

Виды

  • вседневная вечерня (чин изложен в 9-й главе Типикона) — совершается в дни, когда не бывает праздника с полиелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только тогда, когда они случаются в Сырную седмицу и в седмицы Великого поста. Предначинательный псалом читается, а не поётся, не совершается входа и не читаются паримии, вместо первых трёх псалмов читается рядовая кафизма.
  • великая вечерня (Типикон, Гл. 7) — вечерня праздничная; совершается накануне праздника (бденного или полиелейного), вечером в Сыропустную неделю и все воскресенья Великого поста, в день Антипасхи вечером, накануне преполовения Пятидесятницы, накануне Отдания Пасхи, на Новолетие (13 сентября) (по современной приходской практике служба Новолетия совершается в гражданский Новый год, то есть 31 декабря). Великая вечерня совершается в Светлую седмицу каждодневно, но без кафизмы и паремии, в День Святой Троицы после литургии. Великая вечерня также соединяется с литургией Преждеосвященных Даров и, в некоторых случаях — с литургией Василия Великого (в Навечерие (Сочельник) Рождества Христова и Богоявления (кроме случаев, когда эти дни выпадают на субботу или воскресенье (в этом случае литургия Василия Великого совершается в сам праздник Рождества или Богоявления)), в Великий Четверг и Великую Субботу) или с литургией Иоанна Златоуста (если Благовещение выпадает на один из седмичных дней Великого поста).
  • малая вечерня — сокращённая вседневная вечерня: на ней не бывает светильничных молитв, великой ектении, стихословия Псалтири, малой ектении, поётся не более 4-х стихир, из ектении «Помилуй нас Боже» произносятся только 4 прошения, опускается ектения «Исполним вечернюю молитву», вместо великого — малый отпуст. Совершается только перед бдением, начинающимся вечерней (Типикон, Гл. 1). В приходской практике Русской Церкви отправляется весьма редко: может совершаться в тех случаях, если перед праздничной всенощной служится акафист празднику (святому), предваряя его.

В традиции некоторых Православных Церквей, в том числе Русской, накануне дней, когда согласно Уставу «служится бдение», Великая вечерня соединяется с утреней и Первым часом и входит в состав всенощного бдения.

Великая вечерня

Последование великой вечерни заключает в себя:

  • благословение;
  • чтение или — на всенощном бдении — пение предначинательного псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы и, если совершается всенощное бдение, кадит храм);
  • великая ектения;
  • пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на «Господи воззвах», догматика;
  • вход с кадилом;
  • пение «Свете тихий»;
  • прокимен (в некоторые дни читаются паримии);
  • сугубая ектения;
  • пение вечерней молитвы «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…»;
  • (в особых случаях совершается лития);
  • пение «стихир на стиховне»;
  • молитва праведного Симеона «Ныне отпущаеши» Лк. 2:29-30;
  • трисвятое — молитва Св. Троице;
  • «Отче наш»;
  • «Богородице Дево, радуйся» (на всенощном бдении);
  • тропари;
  • отпу́ст.

Суточный богослужебный круг Православной церкви

Вечерня · Повечерие · Полунощница · Утреня · Часы · Божественная литургия

В Римской Церкви

Вечерня входит в состав служб Литургии часов. Структура вечерни в латинском обряде весьма отлична от византийского.

В латинском обряде порядок совершения вечерни претерпел сложную эволюцию. В результате литургических реформ II Ватиканского Собора чин вечерни стал следующим:

  • Гимн
  • 2 псалма
  • песнь из Нового Завета
  • краткое библейское чтение с ответом (респонсорий)
  • песнь Богородицы с антифоном
  • прошения, завершаемые молитвой Господней
  • заключительная молитва и отпуст.

В православии

На вечерне изображаются главные события священной истории Ветхого Завета, относящиеся к искуплению; поются песни в честь Спасителя, Божией Матери и Святых и приносится молитва о наших нуждах.

На всенощном бдении в начале вечерни отворяются царские врата. Диакон (если он есть) испрашивает у настоятеля благословения начать службу: «Владыко! благослови». — Священник в алтаре пред престолом Божиим прежде всего возглашает славу Богу: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Потом священник принимает кадило, диакон — свечу, и оба призывают всех поклониться Христу, Царю и Богу нашему, как виновнику спасения падшего человечества.

На клиросе поют 103-й псалом Давидов о сотворении мира, об явлении в мире всемогущества, премудрости и благости Божией. «Благослови, душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи! Боже мой! Возвеличился еси зело. На горах станут воды».

Во время пения этих стихов 103-го псалма, священник с кадилом, диакон со свечею обходят и кадят сначала Св. Алтарь, потом Св. иконы, далее всю церковь с молящимися в ней, и возвращаются в алтарь в то время, когда на клиросе пение оканчивают словами: «Дивна дела Твоя, Господи! вся премудростию сотворил еси! Слава Тебе, Господи, сотворившему вся». Священник с диаконом входят в алтарь, и затворяются царские двери.

Начало всенощной изображает сотворение мира и жизнь первых людей в раю. Они наслаждались в раю полным блаженством; а потому в избытке радости и благодарности и славили Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу. Вот это блаженное состояние нашего прародителя Адама в раю на земле и воспоминается первым возгласом священника, славящим Бога вышнего, и хождением его по храму с кадилом благоуханным и со свечою, которую впереди несет диакон.

Ссылки

  • Последование вечерни

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «Великая вечерня» в других словарях:

  • Вечерня — (греч. Ὁ Ἑσπερινός; лат. Vesperae) богослужебное последование, восходящее к ранним векам христианства и сохранившееся во всех Церквах, сохранивших апостольское преемство (Православие, Католицизм, Древневосточные церкви), а также в… … Википедия

  • ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА — , пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа.… … Православная энциклопедия

  • Великая пятница — Распятие Христово (фреска Феофана Критянина в Крестоникитском монастыре … Википедия

  • Вечерня — первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером, перед заходом солнца. Так как церковный суточный круг начинается с вечера, то вечерня всегда относится к следующему (по гражданскому исчислению суток) дню. В зависимости от… … Православие. Словарь-справочник

  • вечерня — и; мн. род. рен, дат. рням; ж. В православном религиозном обряде: церковная служба, совершаемая после полудня. Пойти к вечерне. * * * вечерня церковная служба, совершаемая в вечерние часы; в праздничные дни соединяется вместе с утреней в составе… … Энциклопедический словарь

  • Вечерня — вечерняя служба в церкви, когда в определенном порядке читаются псалмы, великая ектинья, кафизмы, прославляющие великого Творца и в честь какого либо события или святого. Накануне больших православных праздников служится Великая вечерня. В… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Вечерня — храмовое богослужение, которое совершается вечером. Вечерня может быть малой и великой. Чин малой вечерни служат в будние дни, а великая вечерня бывает по воскресеньям и праздникам, в составе чина всенощного бдения (всенощной) … Православная энциклопедия

  • Великая Суббота — это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В этот день Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Великая Суббота — самый «благословенный седьмой день» — Великая Суббота это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В этот день Церковь воспоминает телесное… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Великая суббота в Православной церкви — В Великую Субботу Православная церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и его сошествие в ад. В 2010 г. этот день приходится на субботу 3 апреля. Великая Суббота – это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Память святого великомученика Георгия Победоносца, . Книга «Память святого великомученика Георгия Победоносца» из серии» Православное богослужение» предназначена для использования прихожанами во время праздничных богослужений (или, напротив, за… Купить за 117 руб
  • Память преподобного Сергия Радонежского, . Книги из серии`Православное богослужение` предназначены для использования прихожанами во время праздничных богослужений (или, напротив, в случае невозможности присутствия на них). Соединяя в… Купить за 116 грн (только Украина)
  • Память святого великомученика Георгия Победоносца, Терентьев Юрий. Книга`Память святого великомученика Георгия Победоносца`из серии`Православное богослужение`предназначена для использования прихожанами во время праздничных богослужений (или, напротив, за… Купить за 103 грн (только Украина)

Другие книги по запросу «Великая вечерня» >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *