Великие русские старцы

Великий старец

Сергий Радонежский как творец русского национального сознания Сергей Перевезенцев, доктор исторических наук 25.10.2006

В 2014 году исполнится 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, — человека, который уже при жизни стал духовным символом русского народа. А после смерти – символом той Святой Руси, к созиданию которой стремились наши предки на протяжении многих столетий.

Благословение на битву

Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому можно сказать, что его учение – это сама его жизнь.

Будущий великий подвижник родился в 1314 году под Ростовом Великим, в боярской семье, получив при рождении имя Варфоломей.

В начале XIV века, в борьбе между Москвой и Тверью за ярлык на великое княжение, Ростов поддерживал Тверь. Поэтому, когда Москва вышла победителем в этой борьбе, московский князь Иван Калита подверг ростовское боярство гонениям. В частности, семью Варфоломея переселили под Москву, в городок Радонеж. Впоследствии по имени этого города преподобный Сергий и будет назван Радонежским.

После смерти отца Варфоломей избрал монашеский путь. Вместе с братом Стефаном в конце 30-х годов XIV века в подмосковных лесах, на горе Маковец, они основали скит и построили церковь, посвященную Святой Троице. В 1341 году Варфоломей принял иноческий постриг под именем Сергия. Через некоторое время Стефан ушел в Москву и стал духовником великого князя Семена Гордого. А к оставшемуся на Маковце Сергию потянулась монашеская братия. Так и возник Троицкий монастырь.

#comm#Избегающий хоть какой-то власти, Сергий Радонежский не был тогда официально избран игуменом, но исполнял игуменские обязанности по просьбе всех иноков.#/comm#

В те времена существовало три вида монастырей. Отходные монастыри – это скиты, устраиваемые монахами-отшельниками. В особножительных монастырях иноки проводили общие службы, но каждый имел собственное имущество. И, наконец, общежительные монастыри, в которых иноки отказывались от имущества вообще. Общежительные монастыри были на Руси и ранее, но к XIV веку уже забылись.

Троицкий монастырь поначалу был особножительным. В 1354 году тогдашний митрополит Алексий, при поддержке константинопольского патриарха Филофея, предложил троицким инокам принять новый монастырский устав – общежительный. Троицкий монастырь стал первой в Московской Руси такой обителью, а Сергий Радонежский был уже официально поставлен в его первые игумены. Позднее именно Сергий и его ученики были основателями новых общежительных монастырей, самыми известными из которых стали Симоновский и Спасо-Андроников в Москве, Высоцкий в Серпухове, Кирилло-Белозерский и Ферапонтовский под Вологдой. Таким образом, под Москвой, в Троицком монастыре, Сергием было положено начало беспримерному в мировой истории размаху православного подвижничества, случившегося на Руси в XIV–XV веках.

…И уже вскоре Сергий Радонежский стал духовным авторитетом как для простых людей, так и для князей. Хотя Сергий стремился жить вдалеке от политических интриг и игрищ, жизнь заставляла его включаться в политические борения. И в наиболее сложные моменты истории, преподобный не раз помогал князьям услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы. Так было в 1365 году, когда Сергий ходил в Нижний Новгород мирить рассорившихся князей, так было в 1374 году во время княжеского съезда в Переяславле-Залесском, так было и в 1385 году, когда Сергий совершил «миротворческий» поход в Рязань…

Позднейшие источники показывают особую роль Сергия Радонежского в 1380 году в преддверии Куликовской битвы. Так, в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что именно к нему приехал великий князь Дмитрий Иванович вместе с двоюродным братом Владимиром Андреевичем Серпуховским, чтобы получить благословение на битву с Мамаем. А в знак своего благословения отправил преподобный Сергий двух монахов-схимников Александра Пересвета и Андрея Ослябю в войско Дмитрия Ивановича. Эти монахи были до принятия пострига известными воинами, не раз участвовали в сражениях. И, как сообщает «Сказание», именно Александру Пересвету выпала доля принять участие в поединке с ордынским богатырем перед битвой на Куликовом поле.

«Высокое житие»

Подвижничество Сергия в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи. В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к «жизни во Христе», ввел идею и практику «высокого жития», как реальный пример нравственного совершенства. Одним из необходимых условий «высокого жития» была, по убеждению Сергия, чистота души. Другим условием была идея смирения и любви. И Сергий Радонежский всей своей жизнью доказывал окружающим: жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло. Недаром русский философ Георгий Федотов, размышляя о Сергии Радонежском, заметил: «Смиренная кротость – основная духовная ткань его личности».

Необходимой составляющей «высокого жития» была также идея «внутренней» духовной свободы, как высшей степени свободы вообще. Еще одним условием «высокого жития» – и для отдельного человека, и для монастырской обители, и для общества – Сергий считал единомыслие. Единомыслие для отдельного человека – это единство души, полностью посвященной служению Господу. Для обители это единство помыслов и действий всех иноков. Для общества это идея единства Руси.

И совсем не случайно то, что обитель, основанная Сергием, была посвящена святой Троице. Сергий видел в Троице высший христианский образ единства и любви, ибо ипостаси святой Троицы единосущны, не знают ненависти, но исполнены любви.

Догмат о святой Троице — один из важнейших в христианском вероучени. До Сергия Радонежского этот догмат принимался на Руси как таковой. Даже будучи объектом умозрительных религиозно-философских рассуждений, Троица не рассматривалась как необходимая часть реальной жизни. К примеру, храмы предпочитали посвящать более реальным образам: Спасу, Божией Матери, «скорому помощнику» Николе Чудотворцу, святым воинам… И лишь в Киево-Печерском монастыре Троице уделили гораздо большее внимание. Там, над главными воротами, в начале XII века была поставлена Троицкая церковь.

#comm#Как свидетельствует Житие Сергия Радонежского, троицкому игумену неоднократно совершались богоявления. #/comm#

Наиболее яркое и значимое из них – явление Божией Матери, которая, в ответ на молитву преподобного Сергия, обещала свое покровительство устроенной им обители. Явление было уникальным в монашеской практике той поры. И сам факт видения преподобному Сергию – это первое свидетельство явления Богородицы русскому иноку. Позднее в этом видели явный божественный знак того, что Господь стал уделять Московской Руси свое особое покровительство.

Подвижническая деятельность Сергия Радонежского положила начало такому своеобразному явлению в русском православии как старчество. Старцы – это монахи, которые своей праведной жизнью доказывали способность человека к нравственному, духовному очищению. Значение старчества в русском монашестве на протяжении веков существенно изменялось. Однако сохранялась и несомненная духовная преемственность. В целом же, своим авторитетом старцы оказывали огромное влияние на все русское общество.

Уже при жизни Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси, которого столь жаждал русский народ в XIII–XIV столетиях. Вскоре после смерти, в 1447 году, преподобный Сергий Радонежский был канонизирован. Дни церковной памяти святого Сергия Радонежского — 5 (18) июля и 25 сентября (8 октября).

Небесное заступничество

В последующие столетия Сергий почитался как небесный покровитель и заступник московских государей, — недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей. А сам преподобный на протяжении всей последующей русской истории не раз являл России свое небесное заступничество. Вот лишь три таких случая.

В 1521 году на Московскую Русь пошел крымский хан Махмет-Гирей. Степенная книга сообщает, что некой престарелой монахине было в эти дни видение: из Кремля с иконой Божией Матери стал уходить сонм святых, забрав иконы и святыни. По выходе из кремлевских ворот святые были встречены преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, которые умолили святых не уходить, а совершить совместный молебен за спасение Москвы.

#comm#Заступничеством Сергия и Варлаама отшествие святых, а, значит, и благодати из Москвы не произошло, небесные силы вступились за Русскую Землю, и татары сами собой бежали из-под Москвы.#/comm#

В октябре 1552 года святой образ преподобного Сергия Радонежского сыграл кардинальную роль во время взятия Казани. Тогдашний русский государь, царь Иван Васильевич Грозный, перед решительным штурмом молился в специально устроенной для него походной церкви. И молился он перед иконами «Троица» и «Явление Богоматери Сергию», специально привезенными из Троице-Сергиевого монастыря. Молитвенное обращение к преподобному Сергию означало для Ивана Васильевича установление духовной, мистической связи между двумя событиями – Куликовской битвой и взятием Казани. И предстояние царя перед образом Сергия означало одно – он просил чудотворца, чтобы благословение, данное преподобным великому князю Дмитрию Ивановичу, как бы перенеслось на Дмитриева праправнука – первого русского царя.

А накануне штурма Казани, как сообщает «Троицкая повесть», в русских войсках прошел слух о том, что некоторые благочестивые люди видели себя во сне в городе Казани и узрели там старца с очень густой бородой в ветхих монашеских одеждах, который ходил по городу и подметал в домах и на улицах. И узнали они в старце преподобного Сергия Радонежского. И говорил старец: «Будет у меня здесь наутро много гостей».

Вот оно, стремление увериться в помощи святого Сергия: царь молился перед его образом, а простые воины были уверены, что преподобный уже ждет их в Казани. Как же было не взять вражескую крепость? И взяли в тот же день…

Центральной духовно-мистической фигурой был для русских людей преподобный Сергий и в годы Смутного времени. Так, в «Сказании» Авраамия Палицына, в котором описывается осада Троицкого монастыря в 1608–1610 годах, приводятся рассказы о чудесах, случавшихся во время осады. Во всех этих явлениях именно Сергий выступает своего рода организующим началом для других русских святых, приводя их с собой, побуждая их к молитве за спасение монастыря.

Во всех чудесных видениях троицким сидельцам Сергий укреплял дух осажденных. Так, усердно молившийся перед иконой Богородицы тогдашний архимандрит монастыря Иоасаф, узрел в «тонком сне» преподобного Сергия, поведавшего о том, что Божия Матерь продолжает оберегать обитель: «…Ибо предстоит перед Богом и молится об обители и о вас святая Пречистая Богородица и Приснодева Мария с ангельскими ликами и со всеми святыми». И Троицкая обитель выстояла.

По словам современного историка Николая Борисова, преподобный Сергий Радонежский стал подлинным «светильником» для современников и потомков – человеком, сумевшим подчинить свою жизнь евангельским заповедям. Избегая искушения судить и назидать, он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь великого старца, как его называли, выглядит и парадоксальным – он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем.

Специально для Столетия
Оставить комментарий

  • Картина дня
  • Россия и мир
  • Текущий момент
  • Общество
  • Политика
  • Экономика
  • Литературная гостиная
  • Славянское поле
  • Взгляд
  • Территория истории
  • Созидатели
  • Культура
  • Фоторепортаж
  • На первую полосу
  • Геополитика
  • Зарубежье
  • Версия
  • Русский проект
  • Позиция
  • Великая война. 1914-1918
  • История Второй мировой: факты и интерпретации
  • Факт и комментарий
  • Архив рубрик

Эксклюзив 10.01.2019 Николай Головкин Памяти выдающегося историка Церкви, философа, поэта Николая Лисового. Фоторепортаж 27.12.2018 Подготовила Мария Максимова В Историческом музее открыта выставка, посвященная последнему российскому императору и его семье.
* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

Православные старцы о России…

Континенталист, 16 июня 2016 – cont.ws

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ:

Европейские народы всегда завидовали России и старались сделать ей зло. Естественно, что и на будущие века они будут следовать той же системе. Но велик Российский Бог. Молить должно великого Бога, чтоб Он сохранил духовно-нравственную силу нашего народа – Православную веру… Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять…

Нынешнее отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его…

Постоянное благоговение перед судьбами Божиими необходимо для правильного духовного жительства. В это благоговение и покорность Богу должно приводить себя верою. Над судьбами мира и каждого человека неусыпно бдит Промысел Всемогущего Бога, – и все совершающееся совершается или по воле, или по попущению Божию… Предопределений Промысла Божия о России никто не изменит. Святые Отцы Православной Церкви (например, святой Андрей Критский в толковании на Апокалипсис, глава 20) предсказывают России необыкновенное гражданское развитие и могущество… А бедствия наши должны быть более нравственные и духовные.

ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ:

Если и в России, ради презрения Заповедей Божиих и ради ослабления правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в Апокалипсисе Иоанна Богослова.

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК:

1. Современное русское общество превратилось в умственную пустыню. Серьезное отношение к мысли исчезло, всякий живой источник вдохновения иссяк… Самые крайние выводы самых односторонних западных мыслителей смело выдаются за последнее слово просвещения… Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы! И, однако ж, зло растет. Ужели мы не образумимся? Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам все в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем… Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня.

2. Если не опомнимся, пошлет на нас Господь иноземных учителей, чтобы привели нас в чувство… Выходит, что и мы на пути революции. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает.

3. Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют… Что ж, сидеть сложа руки? Нет! Молчащее пастырство – что за пастырство? Нужны жаркие книги, защитительные против всех злостей. Следует нарядить писак и обязать их писать… Надо свободу замыслов пресечь… Неверие объявить государственным преступлением. Материальные воззрения запретить под страхом смертной казни!

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ОТЕЦ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ:

1. Богоматерь спасала Россию много раз. Если Россия стояла до сих пор, то только благодаря Царице Небесной. А теперь какое тяжелое время мы переживаем! Теперь университеты наполнены евреями, поляками, а русским места нет! Как может помогать таким людям Царица Небесная? До чего мы дожили! Интеллигенция наша – просто глупа. Несмысленные, поглупевшие люди! Россия, в лице интеллигенции и части народа, сделалась неверною Господу, забыла все Его благодеяния, отпала от него, сделалась хуже всякой иноплеменной, даже языческой народности. Вы забыли Бога и оставили Его, и Он оставил вас Своим отеческим промыслом и отдал вас в руки необузданного, дикого произвола. Христиане, которые не веруют в Бога, которые с евреями действуют заодно, которым все равно, какая вера: с евреями они евреи, с поляками они поляки, – те не христиане, и погибнут, если не раскаются…

2. Правители-пастыри, что вы сделали из своего стада? Взыщет Господь овец Своих от рук Ваших!.. Он преимущественно назирает за поведением архиереев и священников, за их деятельностью просветительною, священнодейственною, пастырскою… Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своим паствам многих иерархов и вообще священнического чина.

3. Сколько теперь врагов у нашего Отечества! Наши враги, вы знаете, кто: евреи… Да прекратит наши бедствия Господь, по великой милости Своей! А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия – не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас!

4. Но Всеблагое Провидение не оставит Россию в этом печальном и гибельном состоянии. Оно праведно наказует и ведет к возрождению. Судьбы Божие праведные совершаются над Россией. Ее куют беды и напасти. Не напрасно Тот, кто правит всеми народами, искусно, метко кладет на Свою наковальню подвергаемых Его сильному молоту. Крепись, Россия! Но и кайся, молись, плачь горькими слезами перед твоим небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала!.. Русский народ и другие населяющие Россию племена глубоко развращены, горнило искушений и бедствий для всех необходимо и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле. Но не бойтесь и не страшитесь, братия, пусть крамольники-сатанисты на минуту утешатся своими адскими успехами: суд им от Бога не коснит и погибель из не дремлет (2Петр. 2.3). Десница Господня найдет всех ненавидящих нас и отомстит за нас праведно. Не будем поэтому предаватья унынию, видя все ныне происходящее в мире…

5. Да, через посредство державных лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно благо Церкви Своей… — и величайший злодей мира, который явится в последнее время, — антихрист, не может появиться среди нас, по причине самодержавной власти…

6. Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к Святой Церкви — матери своей, и будешь победоносна и славна, как и в старое, верующее время. Полно надеяться на свой кичливый, омраченный разум. Борись со всяким злом данным тебе от Бога оружием святой веры, Божественной мудрости и правды, молитвою, благочестием, крестом, мужеством, преданностью и верностью твоих сынов.

7. Освобождение России придет с Востока. 8. Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский.

ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРСОНОФИЙ ОПТИНСКИЙ:

Гонения и мучения первых христиан, возможно, повторятся… Ад разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст о себе знать. Это время – не за горами… До страшных времен доживем мы, но благодать Божия покроет нас… Антихрист явно идет в мир, но этого в мире не признают. Весь мир находится под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей и всеми душевными качествами человека. Это сила посторонняя, злая сила. Источник ее – дьявол, а люди злые являются только орудием, посредством которого она действует. Это – предтечи антихриста. В Церкви у нас нет теперь живых пророков, но знамения есть. Они и даны нам для познания времен. Ясно видны они людям, имеющим духовный разум. Но этого в мире не признают… Все идут против России, то есть против Церкви Христовой, ибо русский народ – Богоносец, в нем хранится истинная вера Христова.

ПРЕПОДОБНЫЙ АНАТОЛИЙ ОПТИНСКИЙ:

Ереси распространятся повсюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не будет грубо отвергать догматы Святой Троицы, Божества Иисуса Христа и достоинства Богородицы, а незаметно станет искажать переданные Св. Отцами от Духа Святаго учения Церкви, и самый дух его и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни.

Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг и благочестие будет в пренебрежении… Посему, сын мой, как увидишь нарушения Божественного чина в Церкви, отеческого предания и установленного Богом порядка, – знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут до времени скрывать своё нечестие или будут искажать Божественную веру незаметно, чтобы ещё более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети. Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес, руководящий ересью, не терпит благочестия. Узнавай их, сих волков в овечьей шкуре, по их горделивому нраву и властолюбию…

Горе будет в те дни монахам, которые обязались имуществом и богатством и ради любви к покою готовы подчиниться еретикам… Не бойся же скорби, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажает от благодати и разлучает с Христом… Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. И все же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо… Явлено будет великое чудо Божие… И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль во всей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным…

СХИИЕРОМОНАХ АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ:

Сейчас мы переживаем предантихристово время. Начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Началось с России, а потом дальше… А Россия будет спасена. Много страдания, много мучения. Надо много и много перестрадать и глубоко каяться всем. Только покаяние через страдание спасет Россию. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейшие грехи, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией…

Но сперва Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой. Это чтобы на помощь Господню уповали русские люди. Услышите, что в других странах начнутся беспорядки и подобное тому, что и в России (во время революции), и о войнах услышите и будут войны, – но ждите, пока вот немцы не возьмутся за оружие, ибо они избраны Божиим орудием наказания России, – но и оружием избавления тоже. Вот когда услышите, что немцы берутся за оружие, – вот уже время близко. Но не бойтесь ничего. Господь будет являет Свою чудесную милость.

Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго. Крест Христов засияет над всем миром, потому что возвеличится наша Родина и будет, как маяк во тьме для всех.

ПРЕПОДОБНЫЙ НЕКТАРИЙ ОПТИНСКИЙ:

Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом богата, и в Оптиной будет еще 7 светильников, 7 столпов. Если в России сохранится хоть немного верных православных, Бог ее помилует. А у нас такие праведники есть.

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ПОЛТАВСКИЙ:

1. Вы меня спрашиваете о ближайшем будущем и о грядущих последних временах. Я не говорю об этом от себя, но то, что мне было открыто старцами. Приход антихриста приближается и уже очень близок. Время, разделяющее нас от его пришествия, можно измерить годами, самое большое – десятилетиями. Но перед его приходом Россия должна возродиться, хотя и на короткий срок. И царь там будет избранный Самим Господом. И будет он человеком горячей веры, глубокого ума и железной воли. Это то, что о нем нам было открыто, мы будем ждать исполнения этого откровения. Судя по многим знамениям, оно приближается; разве что из-за грехов наших Господь отменит его и изменит Свое обещание.

1.1 Я не говорю от себя, а то, что я слышал от богодухновенных старцев, то и передал… Господь помилует Россию ради малого остатка истинно верующих. В России, говорили старцы, по воле народа будет восстановлена Монархия, Самодержавная власть. Господь предъизбрал будущего Царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он, прежде всего, наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место. По женской линии он будет из Рода Романовых. Россия будет мощным государством, но лишь на «малое время»… А дальше в мире наступит пришествие антихриста, со всеми ужасами конца, описанного в Апокалипсисе.

1.2 О, Россия, Россия!.. Как она страшно погрешила перед благостью Господней. Господь Бог благоволил России дать то, чего ни одному народу на земле не давал. И этот народ оказался таким неблагодарным. Оставил Его, отрекся от Него и потому Господь предал его бесам на мучение. Бесы вселились в души людей и народ России стал одержимым, буквально бесноватым. И все то, что мы слышим ужасного о том, что творилось и творится в России: о всех кощунствах, о воинственном безбожии и богоборстве – все это происходит от одержимости бесами. Но одержимость эта пройдет по неизреченной милости Божией, народ исцелится. Народ обратится к покаянию, к вере. Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мертвых и весь мир удивится. Православие в ней возродится и восторжествует. Но того Православия, что прежде было, уже не будет. Великие старцы говорили, что Россия возродится, сам народ восстановит Православную Монархию. Самим Богом будет поставлен сильный Царь на Престоле. Он будет большим реформатором и у него будет сильная Православная вера. Он низринет неверных иерархов Церкви, он сам будет выдающейся личностью, с чистой, святой душой. У него будет сильная воля. Он придет из Династии Романовых по линии матери. Он будет Божиим избранником, послушным Ему во всем. Он преобразит Сибирь. Но эта Россия просуществует недолго. Вскоре будет то, о чем говорит Апостол Иоанн в Апокалипсисе.

2 .В последние времена в России будет Монархия. Это вызовет во всем мире враждебную реакцию. Враги поползут на Россию яко прузи (саранча). <…> будет война, когда на Россию весь мир вооружится. И действительно, антихрист представит Россию как врага мира, ибо она объявит себя Православной, когда Православие исчезнет (в других странах).

3. Последний Русский Царь <…> не будет Романовым, но по матери он будет из Романовых, он восстановит плодородие Сибири…

Читать полностью: http://biografik.ru/files/pravoslavnie_startsi.html

Let’s block ads! (Why?)

Сергей Удалов

Великие русские старцы

Жизнеописания, чудеса, духовные наставления.

Издание второе, исправленное и дополненное.

От издательства
Преподобный Нил Сорский (1433–1508) Духовные наставления Преподобный Паисий Величковский (1722–1794) Из духовных наставлений Преподобный Феодор Санаксанрский (1718–1791) Духовные наставления Архимандрит Феофан Новоезерский (1752–1832) Духовные наставления Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) Новоспасский (1758–1841) Преподобный Серафим Саровский (1759–1833) Духовные наставления Беседа преподобного Серафима с Богдановым Из беседы преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни Преподобный Марк Саровский (1733–1817) Иеромонах Иларион (1790–1841) Духовные наставления Преподобный Назарий Валаамский (1735–1809) Духовные наставления Игумен Дамаскин (1795–1881) Духовные наставления Преподобный Герман Аляскинский (1757–1837) Из духовных наставлений Схигумен Иоанн (1873–1958) Духовные наставления Иеросхимонах Михаил (1877–1962) Духовные наставления Преподобный Старец Досифей, Киево-Печерский затворник (1721–1776) Преподобный Феофил Киевский (1788–1852) Духовные наставления Преподобный Парфений Киево-Печерский (1790–1855) Духовные наставления Старец Вонифатий (Виноградский) (1785–1871) Ответы на вопросы от разных лиц Преподобный Алексий Голосеевский (1840–1917) Духовные наставления Старец Николай (Цариковский), духовник Киево-Печерской лавры (1829–1899) Духовные беседы Преподобный Иона Киевский (около 1802–1902) Рассказы о преподобном Схиархимандрит Феофил (Россоха) (1929–1996) Духовные наставления Преподобный Антоний (1792–1877) Из писем преподобного к Е. И. М. Иеросхимонах Александр, затворник Гефсиманского скита (1810–1878) Духовные наставления Преподобный Варнава Гефсиманский (1831–1906) Духовные наставления Схиархимандрит Захария (1850–1936) Духовные наставления Преподобный Зосима (Верховский) (1767–1833) Духовные наставления Старец Агапит Задонский (1750–1825) Духовные наставления Архимандрит Агапит Нило-Столобенский (1805–1860) Духовные наставления Иеромонах Адриан Югской Дорофеевой пустыни (1800–1853 Духовные наставления Иеромонах Амфилохий Ростовский (1748–1824) Духовные наставления Иеромонах Арсений (Минин) (1823–1879) Духовные наставления Преподобный Аристоклий (1838–1918) Воспоминания о преподобном Аристоклии Схиархимандрит Кирик Духовные наставления Преподобный Силуан (1866–1938) Духовные наставления Старец Феофан (1744–1819) Духовные поучения Иеросхимонах Иероним (1765–1847) Духовные наставления Старец Наум (1777–1853) Духовные поучения Преподобный Георгий, Задонский Затворник (1789–1836) Духовные наставления Преподобный Иларион Троекуровский (1774–1863) Духовные наставления Преподобный Иоанн, Затворник Сезеновский (1791–1839) Духовные наставления Преподобный Стефан Вятский (1830–1890) Духовные наставления Преподобный Гавриил (Зырянов) Седмиозерный (1844–1915) Духовные наставления Преподобный Моисей (1782–1868) Духовные наставления Преподобный Лев (1768–1841) Духовные наставления Преподобный Макарий (1788–1860) Духовные наставления Преподобный Амвросий (1812–1891) Духовные наставления Преподобный Антоний (1795–1865) Духовные наставления Преподобный Иларион (1805–1873) Духовные наставления Преподобный Анатолий (Зерцалов) (1824–1892) Духовные наставления Преподобный Исаакий (1809–1894) Преподобный Иосиф (1837–1911) Духовные наставления Преподобный Анатолий (Потапов) (1855–1922) Духовные наставления Преподобный Варсонофий (1845–1913) Духовные наставления Преподобный Нектарий (1857–1928) Духовные наставления Преподобный Никон (1888–1931) Духовные наставления Преподобный Филарет (1777–1841) Духовные наставления Преподобный Иоанникий, в схиме Илиодор (1795–1879) Духовные наставления Преподобный Архипп (1835–1896) Духовные наставления Преподобный Серафим (Амелин) (1874–1958) Преподобный Андроник (1889–1973) Духовные наставления Преподобный Серафим (Романцев) (1885–1976) Духовные наставления Преподобный Герман (1844–1923) Духовные наставления Преподобный Алексий (1846–1928) Духовные наставления Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) Воспоминания игумения таисии Святой Праведный Алексий Московский (Мечёв) (1859–1923) Духовные наставления Святой Праведный Иона (1855–1924) Преподобный Кукша (1875–1964) Преподобный Серафим Вырицкий (1866–1949) Духовные наставления Преподобный Севастиан Карагандинский (1884–1966) Духовные наставления Преподобный Лаврентий Черниговский (1868–1950) Воспоминания духовных детей старца Преподобный Симеон (Желнин) (1869–1960) Духовные наставления Старец Афиноген (в схиме Агапий) (1881–1979) Духовные наставления Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910–2006) Духовные наставления Архимандрит Геннадий (в схиме Григорий) (1911–1987) Духовные наставления Схиархимандрит Серафим (Тяпочкин) (1894–1982) Духовные наставления Архимандрит Павел (Груздев) (1910–1996) Духовные наставления Схиархимандрит Зосима (Сокур) (1944–2001) Духовные наставления Протоиерей Николай Гурьянов (1909–2002) Духовные наставления Библиография

Книга охватывает двухсотлетнюю историю русского старчества – от преподобных Нила Сорского и Паисия Величковского до наших современников – архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и протоиерея Николая Гурьянова.
В поучениях великих старцев указан не только путь ко спасению, но и отражен духовный опыт русского народа, церковные обычаи и предания. Любой из нас найдет здесь ответ на волнующий вопрос, получит совет, как жить, как верить, как поступать православному христианину в том или ином случае.
Это поистине бесценное сокровище.

От издательства

Дорогой читатель, удивительная книга, которую вы держите в руках, изданная многими тиражами, стала настольной книгой десятков тысяч православных христиан. В ней впервые собраны жития, чудеса и духовные наставления великих русских старцев – от первого известного нам русского старца, преподобного Нила Сорского, до великих старцев двадцатого и начала двадцать первого века.
Вам предстоит встреча с теми, кто уже двести лет окормляет любовью Христовой, духовно просвещает, укрепляет и поддерживает Святую Русь. К этим великим старцам шли мудрецы и простецы, шли простые крестьяне и русские императоры, шли все, кто стремился узнать волю Божию, кто нуждался в помощи и совете. Особое значение приобрело старчество в годы богоборчества, в годы потрясения основ русской народной жизни.
«Старец – один из старших монахов, прошедший тяжелый путь самоотречения и взявший под свое духовное руководство молодых монахов и мирян, – писал исследователь старчества И. К. Смолич. – Свою задачу он видит прежде всего в руководстве и заботе о душе, воспитании воли тех, кто не имеет большого духовного опыта, стремясь провести их через все искушения и горести этой жизни. По собственной жизни и опыту он знает о разнообразии темных путей, на которых поджидает нас искуситель. Незнакомым, пришедшим извне, он дает советы, чтобы уберечь их от ошибок.
Старец есть воля к религиозному и общественному совершенству этих верующих сердец; люди, которые предали себя его руководству, совершенно отказываются от собственной воли.
В монастыре старец обычно не занимает никакой должности; он духовный вождь и советник. Вокруг него группируются в монастыре его ученики, и он смиренно и ответственно берет на себя эту тяжелую обязанность.
Ученик сам избирает того старца, которого хочет. И часто случается так, что человек, желавший поговорить со старцем только по одному вопросу, остается под его руководством на всю жизнь и даже принимает монашество.
Чистосердечие и послушание, смирение и готовность к исполнению воли отца со стороны духовного сына, сердечность и справедливая строгость со стороны руководящего старца образуют содержание двусторонних отношений, озаренных Божественной любовью, в которой живут оба. Так достигает ищущая душа сладости внутренней молитвы, всепобеждающей силы любви и полной благодатности жизни в Боге, с воскресшим Христом. В этом заключается очень коротко сущность старчества».
Старцы появились уже в IV веке в монастырях Египта, Палестины, Сирии. Первый известный русский старец – преподобный Нил Сорский. На Святой горе он учился у афонских старцев аскетической жизни, умной молитве, хранению сердца и трезвению ума. Вернувшись на Русь, преподобный Нил основал скит с уставом, в котором выразились многие его представления о духовном делании.
С середины XVI века начинается медленный распад древнерусского монастырского жития. Строгий аскет уже не находил в монастыре покоя, не мог удалиться от мира. Теперь аскеты стали убегать в новые «пустыни», прятаться в сибирских лесах, на берегу Белого моря.
Отпадение староверов в конце XVII века и церковные реформы Петра I в начале XVIII века нанесли религиозной жизни еще более глубокие раны.
Возрождение старчества началось в России в конце XVIII века. Толчок к этому дал митрополит Новгородский и Петербургский Гавриил, опиравшийся на учеников преподобного старца Паисия (Величковского).
К этому времени на Руси были почти забыты не только многие из древних аскетов, таких, как Макарий Египетский, Нил Синайский, Ефрем Сирин, но и сами творения преподобного Нила Сорского. Всю свою жизнь посвятил преподобный Паисий восстановлению того, что грозило быть утраченным. Преподобный Паисий создал школу духовной жизни, зажег сердца многих любовью к духовной жизни, возбудил стремление к внутреннему монашескому подвигу, к духовному деланию.
В Россию вышло много учеников преподобного Паисия, и под их воздействием начался подъем духовной жизни – возросли интересы и любовь к чтению и изучению книг, появились старцы и настоятели монастырей, хранившие заветы старца Паисия.
Традиционно русское старчество делится на три главных течения: северное, центральное и южное.
Старцы Севера подвизались в Соловецком монастыре, на Валааме, в Александро-Невской лавре и Александро-Свирском монастыре.
Старчество центральных районов сосредоточилось, главным образом, в Москве, во Владимирской губернии, в Оптиной пустыни, в Брянском монастыре, в Орловской губернии, в Рославльских лесах Смоленской епархии, в Белобережском монастыре.
Южные старцы подвизались в Площанской пустыни Орловской епархии, в Глинской пустыни Курской епархии.
Но в этой схеме указываются только наиболее заметные или начальные пункты движения старчества, которое на самом деле охватывало сотни русских монастырей – ведь старцы переходили из обители в обитель, оставляя в них своих учеников и последователей.
К сожалению, наставления многих старцев не были записаны в свое время или же были утрачены. Так, ничего не известно о духовных наставлениях дивного старца Клеопы, Рославльских старцев, старца Нила, подвизавшегося в Нило-Сорской пустыни, и многих, многих других.
Но то, что сохранилось и вошло в эту книгу, составленную по идее священника Владимира Котова, – это бесценное духовное сокровище, теперь доступное каждому благочестивому читателю.
Значение этой книги трудно переоценить еще и потому, что, как говорили сами старцы, во времена отступления от веры Христовой, на Руси оскудевает и нива духовного руководства, и тогда творения святых отцов и подвижников благочестия заменят христианам их духовных водителей. Именно потому данное издание можно причислить к тем книгам, где «недоуменный ум – алчущая душа» православного человека найдут ответ и утешение в различных жизненных обстоятельствах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *