Ветхозаветные прообразы пресвятой богородицы



Священное Писание Ветхого ЗаветаМилеант Александр

Прообразы Иисуса Христа в книге Исход

Рабство евреев в Египте по толкованию святоотеческому, есть прообраз рабства диаволу, в котором прибывало человечество вне Церкви Христовой, поэтому приступающие к таинству крещения отрекаются от диавола.

Моисей имел преобразовательное значение по отношению к Спасителю, о чем говорит апостол Павел в послании к Евреям (3:2-7).

Агнец пасхальный, которого вкушали евреи не сокрушая костей его и кровь которого, помазанная на дверях домов еврейских спасало первенцев их от избиения, есть прообраз Спасителя, Которого св. Иоанн Креститель назвал Агнцем кровь Которого избавляет нас от греха и смерти (1 Кор. 5:7-8; 1 Петр. 1:19). Евангелист Иоанн, сказав о прободении ребра распятого Господа и не сокрушении голеней Его, приводит слова книги Исход о не сокрушении костей пасхального агнца, как пророчество об этом событии (Ин. 19:36).

Исход евреев из Египта евангелист Матфей называет пророчеством о возвращении Младенца Иисуса из Египта (Мф. 2:15).

Переход евреев через Чермное море св. отцы называют прообразом нашего крещения (ср. 1 Кор. 10:1-4).

Манна есть прообраз Тела и Крови Христовой — подлинно небесной пищи (Ин. 6:48; Апок. 2:17).

Дерево, усладившее горькие воды Мерры, есть прообраз Креста Христова (см. синаксарь крестопоклонной недели).

Вода из камня — прообраз благодати Святого Духа, ниспосланного Христом (ср. Ин. 7:38-39).

Кровь, возлитая Моисеем на крышку ковчега, как знамение завета — прообраз Христовой Крови Нового Завета.

Скиния, устроенная Моисеем — прообраз Церкви Христовой, исполненной благодати и истины (Евр. 8:5-11), устройство самих храмов христианских напоминает устройство ветхозаветной скинии.

Законодательство Синайское имеет преобразовательное значение к событию Сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, бывшему началом Церкви новозаветной; сам Моисей — законодатель, в Евангелии от Иоанна сопоставляется с Христом, Законоположником Нового Завета (Ин. 1:17).

Что же касается самих законов, данных на Синае, то нужно заметить, что заповеди десятисловия, по учению Самого Господа, также обязательно для нас, как и для евреев (Мф. 5:17). Даже гражданские законы, данные на Синае, имели глубокое поучительное значение для последующих времен (как например, законы о бедных, о великодушии к врагам и т. п.).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

III. Иоанн Предтеча. Крещение Иисуса Христа. Искушение Иисуса Христа злым духом. В раннем еще возрасте Иоанн удалился в пустыню и — пустыня воспитала его. К нему как бы не прикоснулось ничто житейское, мирское… Как возрастал он пред лицом единого Бога, как вел внутреннюю

III. Иоанн Предтеча. Крещение Иисуса Христа. Искушение Иисуса Христа злым духом. В раннем еще возрасте Иоанн удалился в пустыню и — пустыня воспитала его. К нему как бы не прикоснулось ничто житейское, мирское… Как возрастал он пред лицом единого Бога, как вел внутреннюю

Прообразы Иисуса Христа в книге Числ – Расцветший и принесший плод жезл Аарона (17:8), предизображает таинственное рождение Иисуса Христа от безневестныя Девы Марии.– В жертве рыжей юницы (телицы), пепел которой полагается в очистительной вое (19:1-22), святой апостол Павел

Послесловие русского переводчика к книге Фиды Хасснайна «В поисках исторического Иисуса» Во время своих путешествий по Индии переводчику этой книги довелось посетить холм святого Фомы, где апостол провёл четыре последних года своей жизни. В 1547 г. на вершине этого холма

Беседа 23. О песни в книге «Исход» (Исх. 15:1–21) 1. При объяснении и толковании Св.Писания мысль наша, братия возлюбленнейшие, должна руководиться авторитетом того же самого Свящ. Писания, так — чтобы через то, что ясно выражено там для наставления нашего, правильно

1.3 Небесный сатана в качестве обвинителя: испытание первосвященника Иисуса в Книге пророка Захарии В следующий раз сатана появляется в Еврейском Священном Писании после вавилонского плена, уже в Иерусалиме, в пророчествах Захарии.Книга начинается с видения, которое

Глава I. Надписание книги. Иоанн Креститель (1 – 8). Крещение Господа Иисуса Христа (9 – 11). Искушение Иисуса Христа (12 – 13). Выступление Иисуса Христа, как проповедника. (14 – 15). Призвание первых четырех учеников (16 – 20). Христос в синагоге Капернаумской. Исцеление бесноватого

Глава III. Исцеление сухорукого в субботу (1—6). Общее изображение деятельности Иисуса Христа (7—12). Избрание 12-ти учеников (13—19). Ответ Иисуса Христа на обвинение Его в том, что Он изгоняет бесов силою сатаны (20—30). Истинные родственники Иисуса Христа (31—85) 1 Об исцелении

Глава 1 КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА. ИСКУШЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА В ПУСТЫНЕ Крещение Христа есть первое в истории общественного служения явление Его миру. Событие в высшей степени важное, ознаменованное уже в глубокой древности установлением особого праздника, должно было

Глава 7 ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА. СОШЕСТВИЕ В АД. ЯВЛЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА ПО ВОСКРЕСЕНИИ Непостижимый по самой сущности своей момент воскресения Христа в Евангелии не описан. Евангелие упоминает о «великом трусе» (землетрясении. — Ред.) и отвалении ангелом камня от входа

ГЛАВА 2. Рождение Иисуса Христа. Поклонение пастухов. Обрезание Иисуса. Принесение Его в храм. Встреча с Симеоном. Отшествие из Иерусалима Родословная Иисуса Христа по МатфеюЕвангелист Матфей писал свое Евангелие для евреев. А так как евреям надлежало доказать, что Иисус

ГЛАВА 45. Воскресение Иисуса Христа. Подкуп первосвященниками стражников. Явление Христа Марии Магдалине. Явление Его женам-мироносицам Приготовления женщин галилейских к шествию ко гробу ИисусаВозвратясь в Иерусалим после погребения Иисуса, некоторые женщины,

Прообразы Господа Иисуса Христа и Его крестных страданий Главным предметом ветхозаветных прообразов был Господь Иисус Христос, к Которому направлялись надежды и ожидания праведных мужей древнего мира.Исаак. Принесение в жертву Исаака (Быт. 22) прообразовало Голгофскую

Поучение 1-е. Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (Воскресение Иисуса Христа служит доказательством Его Божественности) I. Праздник обновления, т. е. освящения, храма Воскресения Христова, который совершается ныне, установлен следующим образом. Место, где

V Свидетельство Иоанна Предтечи о себе и об Иисусе Христе. Первые последователи Иисуса Христа. Первое чудо Христа на браке в городе Кане Молва о крещении Иоанном неизвестного галилеянина, сопровождавшемся необычайными знамениями, немало встревожила даже верховный совет

XXIV В Иудее. Воскрешение Лазаря. Определение синедриона против Иисуса Христа. Предвозвещение о смерти на кресте. Просьба Саломии. Исцеление в Иерихоне слепцов и обращение Закхея. Помазание ног Иисуса Христа миром на вечери в Вифании Пройдя предстоявший им путь, Спаситель

Ветхозаветные прообразы и пророчества о Богородице

Главная » Схемы и пособия » Ветхозаветные прообразы и пророчества о Богородице

Описа­ние

Св.Писа­ние Ветхо­го Завета

Ссылка

Св.Писа­ние Нового Завета*

Ссылка*

Девствен­ная зем­ля, увлаж­нен­ная паром, из нее берет­ся тот прах, из кото­ро­го Господь тво­рит Адама, – явля­ет­ся про­об­ра­зом Богоро­ди­цы. Под паром свя­ты­ми отца­ми пони­мал­ся Святой Дух. Второе тол­ко­ва­ние свя­за­но с Евой.

Вот про­ис­хож­де­ние неба и зем­ли, при сотво­ре­нии их, в то вре­мя, когда Господь Бог создал зем­лю и небо, и вся­кий поле­вой кустар­ник, кото­ро­го еще не было на зем­ле, и вся­кую поле­вую тра­ву, кото­рая еще не рос­ла, ибо Господь Бог не посы­лал дождя на зем­лю, и не было чело­ве­ка для воз­де­лы­ва­ния зем­ли, но пар под­ни­мал­ся с зем­ли и оро­шал все лице зем­ли. И создал Господь Бог чело­ве­ка из пра­ха зем­но­го, и вду­нул в лице его дыха­ние жиз­ни, и стал чело­век душою живою.

Быт. 2:4-7

Дух Святый най­дет на Тебя, и сила Всевыш­не­го осе­нит Тебя.

Лк. 1:35

Проро­че­ство, кото­рым воз­ве­ще­но пора­же­ние дья­во­ла и то, что пора­зит его «семя жены». Под Женою пони­ма­ет­ся Мария, Матерь Госпо­да.

И ска­зал Господь Бог змею: за то, что ты сде­лал это, про­клят ты пред все­ми ско­та­ми и пред все­ми зве­ря­ми поле­вы­ми; ты будешь ходить на чре­ве тво­ем, и будешь есть прах во все дни жиз­ни тво­ей; и враж­ду поло­жу меж­ду тобою и меж­ду женою, и меж­ду семе­нем тво­им и меж­ду семе­нем ее; оно будет пора­жать тебя в голо­ву, а ты будешь жалить его в пяту.

Быт. 3:14-15

Ангел, вой­дя к Ней, ска­зал: радуй­ся, Благо­дат­ная! Господь с Тобою; бла­го­сло­вен­на Ты меж­ду жёна­ми. Она же, уви­дев его, сму­ти­лась от слов его и раз­мыш­ля­ла, что бы это было за при­вет­ствие. И ска­зал Ей Ангел: не бой­ся, Мария, ибо Ты обре­ла бла­го­дать у Бога; и вот, зач­нёшь во чре­ве, и родишь Сына, и наре­чёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наре­чёт­ся Сыном Всевыш­не­го, и даст Ему Господь Бог пре­стол Давида, отца Его; и будет цар­ство­вать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет кон­ца.

Лк. 1:28-33

По сло­ву ряда свя­тых (Епифа­ний Кипрский, Ириней Лионский, Иоанн Дамас­кин, Григо­рий Нисский) Богоро­ди­цу про­об­ра­зо­ва­ла Ева. Разные чер­ты жиз­ни Евы и Марии предъ­и­зоб­ра­жа­ли Пресвя­тую Деву по про­ти­во­по­лож­но­сти.

Умножая умно­жу скорбь твою в бере­мен­но­сти тво­ей; в болез­ни будешь рож­дать детей.

Быт. 3:16

Радуй­ся, Благо­дат­ная, Господь с Тобою.

Лк. 1:28

Богоро­ди­цу предъ­и­зоб­ра­жа­ла голу­би­ца, не вер­нув­ша­я­ся к Ною. Рожде­ни­ем Спаси­те­ля Она воз­ве­сти­ла окон­ча­ние гне­ва Божия и совер­шен­ный мир на зем­ле.

Он помед­лил еще семь дней дру­гих и выпу­стил голу­бя; и он уже не воз­вра­тил­ся к нему.

Быт. 8:12

Как Исаак про­об­ра­зо­вал Иисуса Христа, так и рож­де­ние его от Сарры слу­жи­ло обра­зом рож­де­ния от Марии обе­то­ван­на­го Meccии.

Сарра зача­ла и роди­ла Аврааму сына в ста­ро­сти его во вре­мя, о кото­ром гово­рил ему Бог; и нарек Авраам имя сыну сво­е­му, родив­ше­му­ся у него, кото­ро­го роди­ла ему Сарра, Исаак.

Быт. 21:2-3

Се, Ангел Госпо­день явил­ся ему во сне и ска­зал: Иосиф, сын Давидов! не бой­ся при­нять Марию, жену твою, ибо родив­ше­е­ся в Ней есть от Духа Свята­го; родит же Сына, и наре­чешь Ему имя Иисус, ибо Он спа­сет людей Своих от гре­хов их.

Мф. 1:20-21

Лестни­ца Иакова – про­об­раз Божией Матери. Через Нее Бог сошел на зем­лю.

И уви­дел во сне: вот, лест­ни­ца сто­ит на зем­ле, а верх ее каса­ет­ся неба; и вот, Ангелы Божии вос­хо­дят и нис­хо­дят по ней. И вот, Господь сто­ит на ней и гово­рит: Я Господь, Бог Авраама, отца тво­е­го, и Бог Исаака; . Землю, на кото­рой ты лежишь, Я дам тебе и потом­ству тво­е­му; и будет потом­ство твое, как песок зем­ной; и рас­про­стра­нишь­ся к морю и к восто­ку, и к севе­ру и к полу­дню; и бла­го­сло­вят­ся в тебе и в семе­ни тво­ем все пле­ме­на зем­ные; вот Я с тобою, и сохра­ню тебя вез­де, куда ты ни пой­дешь; и воз­вра­щу тебя в сию зем­лю, ибо Я не остав­лю тебя, доко­ле не испол­ню того, что Я ска­зал тебе. Иаков про­бу­дил­ся от сна сво­е­го и ска­зал: истин­но Господь при­сут­ству­ет на месте сем; а я не знал! И убо­ял­ся и ска­зал: как страш­но сие место! это не иное что, как дом Божий, это вра­та небес­ные.

Быт. 28:12-17

И гово­рит ему: истин­но, истин­но гово­рю вам: отныне буде­те видеть небо отвер­стым и Ангелов Божиих вос­хо­дя­щих и нис­хо­дя­щих к Сыну Челове­че­ско­му.

Ин. 1:51

Неопа­ли­мая купи­на. Куст горит, но не сго­ра­ет, Дева рож­да­ет и оста­ет­ся Девой. Огонь – Сын Божий. Иное тол­ко­ва­ние: Огонь – это Божествен­ная при­ро­да Христа, куст – Его чело­ве­че­ская при­ро­да.

Моисей пас овец у Иофора, тестя сво­е­го, свя­щен­ни­ка Мадиам­ско­го. Однажды про­вел он ста­до дале­ко в пусты­ню и при­шел к горе Божией, Хориву. И явил­ся ему Ангел Госпо­день в пла­ме­ни огня из сре­ды тер­но­во­го куста. И уви­дел он, что тер­но­вый куст горит огнем, но куст не сго­ра­ет. Моисей ска­зал: пой­ду и посмот­рю на сие вели­кое явле­ние, отче­го куст не сго­ра­ет.

Исх. 3:1-3

Мария же ска­за­ла Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел ска­зал Ей в ответ: Дух Святый най­дет на Тебя, и сила Всевыш­не­го осе­нит Тебя; посе­му и рож­да­е­мое Святое наре­чет­ся Сыном Божиим.

Лк. 1:34-35

Ковчег Завета –про­об­раз Божией Матери: в Ней вопло­ти­лось Божествен­ное Слово, Мария явля­лась Его Носитель­ни­цей.

И пусть сде­ла­ют ков­чег из дере­ва сит­тим: два лок­тя с поло­ви­ною дли­на его и пол­то­ра лок­тя шири­на, и пол­то­ра лок­тя высо­та его. И обло­жишь его чистым золо­том; изнут­ри и сна­ру­жи покрой его; и сде­ла­ешь на вер­ху его золо­той венец кру­гом.

Исх. 25:10-11

Когда Елиса­ве­та услы­ша­ла при­вет­ствие Марии, взыг­рал мла­де­нец во чре­ве ее; и Елиса­ве­та испол­ни­лась Свята­го Духа,
и вос­клик­ну­ла гром­ким голо­сом, и ска­за­ла: бла­го­сло­вен­на Ты меж­ду жена­ми, и бла­го­сло­вен плод чре­ва Твоего!
И отку­да это мне, что при­шла Матерь Госпо­да мое­го ко мне?

Лк. 1:41-43

Очисти­ли­ще ков­че­га – про­об­раз Божией Матери, кото­рую Церковь име­ну­ет «теп­лое очи­сти­ли­ще», «очи­сти­ли­ще миру», «все­го мира очи­ще­ние».

Сделай так­же крыш­ку из чисто­го золо­та: дли­на ее два лок­тя с поло­ви­ною, а шири­на ее пол­то­ра лок­тя.

Исх. 25:17

Осеняв­шие ков­чег Херуви­мы про­об­ра­зо­ва­ли «Честней­шую Херувим и слав­ней­шую без срав­не­ния Серафим».

Там Я буду откры­вать­ся тебе и гово­рить с тобою над крыш­кою, посре­ди двух херу­ви­мов, кото­рые над ков­че­гом откро­ве­ния, о всем, что ни буду запо­ве­до­вать чрез тебя сынам Израиле­вым.

Исх. 25:22

Скрижа­ли заве­та, кото­рые были поме­ще­ны в ков­чег, яви­лись про­об­ра­зом Матери Божией, так как Она на Своем серд­це, как на скри­жа­лях, начер­та­ла запо­ве­ди, кото­рые Господь дает чело­ве­ку во спа­се­ние.

И когда пере­стал гово­рить с Моисе­ем на горе Синае, дал ему две скри­жа­ли откро­ве­ния, скри­жа­ли камен­ные, на кото­рых напи­са­но было пер­стом Божиим.

Исх. 31:18

Находив­ша­я­ся в ков­че­ге Золотая Стамна (сосуд), напол­нен­ная ман­ной, как про­об­раз Богоро­ди­цы, а ман­на – Христос, нетлен­ная пища для все­го чело­ве­че­ства.

И ска­зал Моисей Аарону: возь­ми один сосуд , и поло­жи в него пол­ный гомор ман­ны, и поставь его пред Госпо­дом, для хра­не­ния в роды ваши.

Исх. 16:33

Как камень горы Хорив чудес­ным обра­зом исто­чал воду в изобиль­ном коли­че­стве, так и Богоро­ди­ца, по уче­нию Церкви, есть «камень напо­ив­ший жаж­ду­щия жиз­ни». Под этим Камнем так­же разу­ме­ют Христа.

Вот, Я ста­ну пред тобою там на ска­ле в Хориве, и ты уда­ришь в ска­лу, и пой­дет из нее вода, и будет пить народ. И сде­лал так Моисей в гла­зах ста­рей­шин Израиль­ских.

Исх. 17:6

Святое свя­тых (важ­ней­шее местом ски­нии и хра­ма) слу­жи­ло обра­зом Божией Матери, вме­стив­шей вопло­щен­ное Слово Божие.

И устро­ят они Мне свя­ти­ли­ще, и буду оби­тать посре­ди их; всё , как Я пока­зы­ваю тебе, и обра­зец ски­нии и обра­зец всех сосу­дов ее; так и сде­лай­те.

Исх. 25:8-9

Вторая заве­са, отде­ляв­шая свя­ти­ли­ще от Свято­го Святых, как про­об­раз Богоро­ди­цы, «пото­му что Она Самого Госпо­да Святи­ли­ща носи­ла в Своем чре­ве, покры­ла внут­ри чре­ва заве­сой» (Андрей Критский).

И сде­лай заве­су из голу­бой, пур­пу­ро­вой и черв­ле­ной шер­сти и кру­че­но­го вис­со­на; искус­ною рабо­тою долж­ны быть сде­ла­ны на ней херу­ви­мы; и повесь ее на четы­рех стол­бах из сит­тим, обло­жен­ных золо­том, с золо­ты­ми крюч­ка­ми, на четы­рех под­но­жи­ях сереб­ря­ных; и повесь заве­су на крюч­ках и вне­си туда за заве­су ков­чег откро­ве­ния; и будет заве­са отде­лять вам свя­ти­ли­ще от Свята­го Святых.

Исх. 26:31-33

Жертвен­ник куре­ний – про­об­раз Богоро­ди­цы. «Радуй­ся, Кадиль­ни­ца, золо­той сосуд. Ты носишь в себе Божествен­ный угль, и из Тебя раз­ли­лось бла­го­уха­ние Духа, изго­ня­ю­щее из мира зло­вон­ное тле­ние», – пишет Иоанн Дамас­кин о Божией Матери.

И сде­лал жерт­вен­ник куре­ния из дере­ва сит­тим: дли­на его локоть и шири­на его локоть, четы­ре­уголь­ный, выши­на его два лок­тя; из него выхо­ди­ли роги его; и обло­жил его чистым золо­том, верх его и сто­ро­ны его кру­гом, и роги его, и сде­лал к нему золо­той венец вокруг; под вен­цом его на двух углах его сде­лал два коль­ца золо­тых; с двух сто­рон его сде­лал их, чтобы вкла­ды­вать в них шесты для ноше­ния его.

Исх. 37:25-27

Золотой Светиль­ник – про­об­раз Богоро­ди­цы. Отсюда про­ис­хо­дит неве­чер­ний Свет – Христос, оси­яв­ший жиз­нью сидя­щих во тьме.

И сде­лай све­тиль­ник из золо­та чисто­го; чекан­ный дол­жен быть сей све­тиль­ник; сте­бель его, вет­ви его, чашеч­ки его, ябло­ки его и цве­ты его долж­ны выхо­дить из него.

Исх. 25:31

Трапе­за или стол для хле­бов пред­ло­же­ний – про­об­раз Богоро­ди­цы. От Нее сошел на зем­лю Хлеб – Христос, пита­ю­щий чело­ве­ка для жиз­ни веч­ной.

И сде­лай стол из дере­ва сит­тим, дли­ною в два лок­тя, шири­ною в локоть, и выши­ною в пол­то­ра лок­тя.

Исх. 25:23

Медная умы­валь­ни­ца – про­об­раз Богоро­ди­цы, от Которой родил­ся Спаси­тель, открыв­ший всем доступ ко свя­то­му Креще­нию, в кото­ром каж­дый веру­ю­щий омы­ва­ет­ся от душев­ной нечи­сто­ты.

И сде­лал умы­валь­ник из меди и под­но­жие его из меди с изящ­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми, укра­ша­ю­щи­ми вход ски­нии собра­ния.

Исх. 38:8

Жезл Ааронов – про­об­раз Богоро­ди­цы, Которая про­изо­шла от бес­плод­ных роди­те­лей подоб­но тому, как про­цвел сухой жезл.

На дру­гой день вошел Моисей в ски­нию откро­ве­ния, и вот, жезл Ааронов, от дома Левии­на, рас­цвел, пустил поч­ки, дал цвет и при­нес мин­да­ли.

Чис. 17:8

Руно Гедео­но­во – образ прис­но­дев­ства Богоро­ди­цы. Дева, оста­ва­ясь Девой в Рожде­стве Госпо­да, обиль­но увлаж­ни­ла народ росою истин­ной веры.

И ска­зал Гедеон Богу: если Ты спа­сешь Израи­ля рукою моею, как гово­рил Ты, то вот, я рас­сте­лю здесь на гумне стри­же­ную шерсть: если роса будет толь­ко на шер­сти, а на всей зем­ле сухо, то буду знать, что спа­сешь рукою моею Израи­ля, как гово­рил Ты. Так и сде­ла­лось: на дру­гой день, встав рано, он стал выжи­мать шерсть и выжал из шер­сти росы целую чашу воды.

Суд. 6:36-38

И ска­за­ла Мария: вели­чит душа Моя Госпо­да, и воз­ра­до­вал­ся дух Мой о Боге, Спаси­те­ле Моем, что при­з­рел Он на сми­ре­ние Рабы Своей, ибо отныне будут убла­жать Меня все роды; что сотво­рил Мне вели­чие Сильный, и свя­то имя Его;
и милость Его в роды родов к боя­щим­ся Его; явил силу мыш­цы Своей; рас­се­ял над­мен­ных помыш­ле­ни­я­ми се?рдца их; низ­ло­жил силь­ных с пре­сто­лов, и воз­нес сми­рен­ных; алчу­щих испол­нил благ, и бога­тя­щих­ся отпу­стил ни с чем; вос­при­нял Израи­ля, отро­ка Своего, вос­по­мя­нув милость, кaк гово­рил отцам нашим, к Аврааму и семе­ни его до века.

Лк. 1:46-55

Проро­че­ство о Царе – Христе – и Царице – Богоро­ди­це. Под Царицей мно­гие свя­тые отцы разу­ме­ют как Богоро­ди­цу, так и Церковь.

Стала Царица одес­ную Тебя в Офирском золо­те. Слыши, Дщерь, и смот­ри, и при­к­ло­ни ухо Твое, и забудь народ Твой и дом отца Твоего… ибо Он Господь Твой, и Ты покло­нись Ему. И дочь Тира с дара­ми, и бога­тей­шие из наро­да будут умо­лять лице Твое. Вся сла­ва дще­ри Царя внут­ри; одеж­да Ее шита золо­том; в испещ­рен­ной одеж­де ведет­ся Она к Царю; за Нею ведут­ся к Тебе девы, подру­ги Ее, при­во­дят­ся с весе­льем и лико­ва­ньем, вхо­дят в чер­тог Царя. Вместо отцов Твоих, будут сыно­вья Твои; Ты поста­вишь их кня­зья­ми по всей зем­ле. Сделаю имя Твое памят­ным в род и род; посе­му наро­ды будут сла­вить Тебя во веки и веки

Пс. 44:10-18

И ска­за­ла Мария: вели­чит душа Моя Госпо­да, и воз­ра­до­вал­ся дух Мой о Боге, Спаси­те­ле Моем, что при­з­рел Он на сми­ре­ние Рабы Своей, ибо отныне будут убла­жать Меня все роды.

Лк. 1:46-48

Гора Божия, «на кото­рой Бог бла­го­во­лит оби­тать», как про­об­раз Богородицы.

Гора Божия – гора Васан­ская! гора высо­кая – гора Васан­ская! что вы завист­ли­во смот­ри­те, горы высо­кие, на гору, на кото­рой Бог бла­го­во­лит оби­тать и будет Господь оби­тать веч­но?

Пс. 67:16-17

Град Божий, кото­рый Господь бла­го­во­лил сде­лать жили­щем Своим, –про­об­раз Богоро­ди­цы.

Славное воз­ве­ща­ет­ся о тебе, град Божий!

Пс. 86:3

Радуй­ся, Благо­дат­ная, Господь с Тобою.

Лк. 1:28

Проро­че­ство о Христе, име­ну­е­мом «Божиею Премуд­ро­стью», и Марии, име­ну­е­мой «Домом», от Нее вопло­тил­ся Сын Божий. Также свя­тые отцы разу­ме­ют под «Домом» Церковь.

Премуд­рость постро­и­ла себе дом, выте­са­ла семь стол­бов его.

Притч. 9:1

Дух Святый най­дет на Тебя, и сила Всевыш­не­го осе­нит Тебя.

Лк. 1:35

4 гла­ва из кни­ги Песнь пес­ней посвя­ще­на Богоро­ди­це. Называ­е­мая здесь Невестой, Она, по уче­нию Церкви, есть «Дева Богоне­ве­ста», «Невеста Божия», «Невеста нене­вест­ная» и неис­ку­со­брач­ная.

Плени­ла ты серд­це мое, сест­ра моя, неве­ста!

Песн. 4:9

Проро­че­ство о прис­но­дев­стве Богоро­ди­цы. В ЦСЯ: Верто­град заклю­чен — сест­ра Моя неве­ста, — источ­ник запе­чат­лен, — источ­ник вер­то­гра­да и кла­дязь воды живы (на прис­но­дев­ство, по тол­ко­ва­нию
Иоанна Дамас­ки­на, ука­зы­ва­ет сло­во «запе­чат­лен»)

Запер­тый сад – сест­ра моя, неве­ста, заклю­чен­ный коло­дезь, запе­ча­тан­ный источ­ник.

Песн. 4:12

Cлова о Рожде­нии Емману­и­ла от Девы рас­смат­ри­ва­ют­ся как про­ро­че­ство о Рожде­нии Христа от Марии, при­чем Рожде­ние без­муж­нее.

Сам Господь даст вам зна­ме­ние: се, Дева во чре­ве при­и­мет и родит Сына, и наре­кут имя Ему: Емману­ил.

Ис. 7:14

А все сие про­изо­шло, да сбу­дет­ся речен­ное
Госпо­дом через про­ро­ка, кото­рый гово­рит: се, Дева во чре­ве при­и­мет и родит Сына, и
наре­кут имя Ему Емману­ил, что зна­чит: с нами Бог.

Мф. 1:22-23

Проро­че­ство о том, что Иисус Христос и Пречи­стая Матерь Его про­изой­дут от рода Давидо­ва. Под сло­вом ветвь (ЦСЯ: «жезл») Церковь разу­ме­ет Mapию.

И про­изой­дет отрасль от кор­ня Иессе­е­ва, и ветвь про­из­рас­тет от кор­ня его; и почи­ет на Нем Дух Госпо­день.

Ис. 11:1-2

Исаия так­же гово­рит: будет корень Иессе­ев, и вос­станет вла­деть наро­да­ми; на Него языч­ни­ки наде­ять­ся будут.

Рим. 15:12

Проро­че­ство о бег­стве Свято­го Семей­ства в Египет. «Легкое обла­ко» – Пресвя­тая Богоро­ди­ца.

Проро­че­ство о Египте. – Вот, Господь вос­се­дит на обла­ке лег­ком и гря­дет в Египет. И потря­сут­ся от лица Его идо­лы Египет­ские, и серд­це Египта рас­та­ет в нем.

Ис. 19:1

Се, Ангел Госпо­день явля­ет­ся во сне Иосифу и гово­рит: встань, возь­ми Младен­ца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доко­ле не ска­жу тебе, ибо Ирод хочет искать Младен­ца, чтобы погу­бить Его. Он встал, взял Младен­ца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смер­ти Ирода, да сбу­дет­ся речен­ное Госпо­дом через про­ро­ка, кото­рый гово­рит: из Египта воз­звал Я Сына Моего.

Мф. 2:13-15

Проро­че­ство о бег­стве Свято­го Семей­ства в Египет.

На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего.

Ос. 11:1

Запечат­лен­ная кни­га – про­об­раз Пресвя­той Девы. В этой «оду­шев­лен­ной» Книге «пер­стом Божествен­ным» начер­та­но Божие Слово.

И вся­кое про­ро­че­ство для вас то же, что сло­ва в запе­ча­тан­ной кни­ге, кото­рую пода­ют уме­ю­ще­му читать кни­гу и гово­рят: «про­чи­тай ее»; и тот отве­ча­ет: «не могу, пото­му что она запе­ча­та­на».

Ис. 29:11

Чудная колес­ни­ца, как про­об­раз Борого­ди­цы, поэто­му Церковь назы­ва­ет Ее «Колес­ни­ца Солнца умна­го», «огне­об­раз­ная Колес­ни­ца Слова», «Колес­ни­ца Пресвя­тая Сущаго на херу­ви­мех».

Вид колес и устро­е­ние их – как вид топа­за, и подо­бие у всех четы­рех одно; и по виду их и по устро­е­нию их каза­лось, буд­то коле­со нахо­ди­лось в коле­се.

Иез. 1:16

Книжный сви­ток, про­об­ра­зу­ю­щий Пресвя­тую Деву.

И уви­дел я, и вот, рука про­стер­та ко мне, и вот, в ней книж­ный сви­ток.

Иез. 2:9

Ворота хра­ма, как сим­вол непо­роч­но­сти Богоро­ди­цы — в про­ро­че­стве Иезеки­и­ля.

И при­вел он меня обрат­но ко внеш­ним воро­там свя­ти­ли­ща, обра­щен­ным лицом на восток, и они были затво­ре­ны. И ска­зал мне Господь: воро­та сии будут затво­ре­ны, не отво­рят­ся, и ника­кой чело­век не вой­дет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затво­ре­ны. Что до кня­зя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Госпо­дом; вой­дет путем при­тво­ра этих ворот, и тем же путем вый­дет. Потом при­вел меня путем ворот север­ных перед лице хра­ма, и я видел, и вот, сла­ва Госпо­да напол­ня­ла дом Госпо­да, и пал я на лице мое.

Иез. 44:1-4

Мария же ска­за­ла Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел ска­зал Ей в ответ: Дух Святый най­дет на Тебя, и сила Всевыш­не­го осе­нит Тебя; посе­му и рож­да­е­мое Святое наре­чет­ся Сыном Божиим.

Лк. 1:34-35

Камень – в кни­ге прор. Дании­ла – отде­лив­ший­ся от горы без содей­ствия чело­ве­ка есть образ бес­се­мен­но­го зача­тия Спаси­те­ля. Господь рож­да­ет­ся без­муж­но, без соуча­стия чело­ве­ка, поэто­му гора, от кото­рой отде­лил­ся камень без помо­щи чело­ве­че­ских рук, есть образ Божией Матери.

Ты видел его, доко­ле камень не ото­рвал­ся от горы без содей­ствия рук, уда­рил в исту­ка­на, в желез­ные и гли­ня­ные ноги его, и раз­бил их. Тогда все вме­сте раз­дро­би­лось: желе­зо, гли­на, медь, сереб­ро и золо­то сде­ла­лись как прах на лет­них гум­нах, и ветер унёс их, и сле­да не оста­лось от них; а камень, раз­бив­ший исту­ка­на, сде­лал­ся вели­кою горою и напол­нил всю зем­лю.

Дан. 2:34-35

Мария же ска­за­ла Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел ска­зал Ей в ответ: Дух Святый най­дет на Тебя, и сила Всевыш­не­го осе­нит Тебя; посе­му и рож­да­е­мое Святое наре­чет­ся Сыном Божиим.

Лк. 1:34-35

Невре­ди­мое сохра­не­ние про­ро­ка Ионы в утро­бе кита – про­об­раз прис­но­дев­ства Божией Матери.

И ска­зал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.

Ион. 2:11

Таинствен­ная гора – про­об­раз Богоро­ди­цы, о кото­рой Церковь гово­рит: «Гору Тя, бла­го­да­тию Божиею при­осе­нен­ную, про­зор­ли­вы­ма Аввакум усмот­рев очи­ма, из Тебя изы­ти Израиле­ву про­воз­гла­ша­ше Свято­му, во спа­се­ние наше и обнов­ле­ние».

Бог от Фема­на грядет и Свят­ый – от горы Фаран. Покрыло небе­са вели­чие Его, и славою Его напол­нилась земля.

Авв. 3:3

Слова о Дщери Сиона из про­ро­че­ства Софонии о Рожде­нии Христа.

Ликуй, дщерь Сиона! тор­же­ствуй, Израиль! весе­лись и радуй­ся от все­го серд­ца, дщерь Иеруса­ли­ма!

Соф. 3:14

Радуй­ся, Благо­дат­ная, Господь с Тобою.

Лк. 1:28

Текст Нового Завета и ссылка приводятся лишь в некоторых случаях. Следует учесть, что, говоря о ветхозаветных прообразах и пророчествах, указывающих на Пресвятую Богородицу, святые отцы не ставили перед собой цель найти обязательное подтверждение в Священном Писании Нового Завета. Как мы знаем, Новый Завет о жизни Божией Матери говорит очень кратко, мы знаем о Пресвятой Деве в основном благодаря Священному Преданию.

Ветхозаветные прообразы новозаветных событий

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 43

Апостол Павел, определяя значение Ветхого Завета, истории его лиц и обрядов, говорит, что все это служило «тенью» или предызображением новозаветных лиц и событий (Евр.10.1). Значение предызображений (прообразований) признавал Сам Господь Иисус Христос – в проповеди Он применял ветхозаветные события к новозаветным; например, Он говорил: «Как Моисей вознес змию в пустыни; так должно быть вознесену Сыну человеческому» (Ин. 3.14), и еще: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12.40).

Прообразомназывается такой способ выражения таинственного смысла библейского текста, когда священные писатели сообщают понятие о каких-нибудь высших духовных предметах через действительные церковно-исторические лица, вещи, события и действия. Ветхозаветные писатели, повествуя о различных событиях Церкви ветхозаветной, очень часто под ними разумеют и раскрывают через них будущие события Церкви новозаветной. В этом случае прообраз есть заключенное в лицах, событиях, вещах и действиях Ветхого Завета предызображение того, что относится к Новому Завету, что потом исполнилось во Христе Спасителе и основанной Им Церкви.

Так, например, Мелхиседек, царь Салимский и священник Бога Всевышнего (Быт. 14.18-20), вышел навстречу Аврааму, возвращавшемуся после победы над союзными царями, вынес ему хлеб и вино и благословил Авраама. Со своей стороны, Авраам пожертвовал Мелхиседеку десятую долю из добычи. Все, о чем в данном случае повествует Священное Писание, есть действительный церковно-исторический факт. Но, помимо своего исторического значения приведенное повествование имеет и глубокое, таинственно-прообразовательное значение по отношению к новозаветным временам. Мелхиседек, по объяснению ап. Павла (Евр. 7.1-2), был прообразом Иисуса Христа. А предметы, вынесенные Мелхиседеком – хлеб и вино – указывают, по объяснению отцов Церкви, на новозаветное таинство Евхаристии.


Манна небесная, которая в течение сорока лет скитаний в пустыне составляла избранному народу хлеб насущный, также является прообразом Евхаристии (Ин. 6.26-58; 1 Кор. 10.3), духовной пищи Церкви Христовой как новозаветного Израиля, нового народа Божия.

Прообразы Господа Иисуса Христа и Его крестных страданий.

Главным предметом ветхозаветных прообразов был Господь Иисус Христос, к Которому направлялись надежды и ожидания праведных мужей древнего мира.

Исаак.Принесение в жертву Исаака (Быт. 22) прообразовало Голгофскую Жертву, а сам Исаак – Единородного Сына Божия, который добровольно отдал Себя для спасения всего человечества. Исаак, подобно Спасителю, добровольно подчиняется воле отца, несет дрова, как Христос нес Свой крест. Вместо Исаака Бог велит Аврааму принести в жертву агнца — это указание на Агнца-Христа, Который станет Жертвой за грехи всего мира.

Иосиф.В истории патриарха Иосифа также проявляются многие черты служения Спасителя. Как Иосиф за свою чистоту был ненавидим братьями, как и Господь Иисус Христос был ненавидим начальниками Иудейскими за превосходство над ними. Ненависть братьев выливается в желание убить Иосифа, приводит к продаже его купцам. Иосиф продан за 20 сребреников, Спаситель – за 30 сребреников. Имя брата, который придумал продать Иосифа — Иуда. В Египте Иосиф претерпел безвинное оклеветание и тюрьму, потом был оправдан и вознесен до второго места в государстве. Через Иосифа Египет был спасен от страшных последствий неурожая; праведник простил и спас от голода своих братьев, причем спасение своему роду доставляется им посредством хлеба. Так же и Господь Иисус Христос по воскресении Своем прощает Своих распинателей, дает им возможность спастись, насыщает людей Хлебом Жизни в Таинстве Евхаристии. И даже само имя, которое дается фараоном Иосифу в Египте, Цафнаф-панеах (Быт. 41.45) – Спаситель мира, также является прообразовательным.

Иов.Прообразом страдавшего и воскресшего Спасителя был праведный Иов Многострадальный, книга о котором читается на Страстной Седмице. Подобно Иову, из богатого сделавшему нищим, Сын Божий сошел с небес, «обнищал», сделавшись подобным нам Человеком, переносил все нужды человеческие и даже не имел, где главу приклонить. Праведный Иов во время скорби терпел укоризны и подозрения от своих ближайших друзей, прежде казавшихся ему преданными, не видел в них никакого сочувствия к своим страданиям. И Христос во время Своей земной жизни терпел поношения и клевету от Своих соплеменников, был предан Иудой, оставлен всемина Голгофе, во время Крестных страданий слышал издевательства и насмешки.

Но как после страданий Иов вновь увенчался славой и богатством, так и Сын Божий воскрес из мертвых и возшел во славе на Свой небесный Престол.

Пасхальный Агнец.Ветхозаветная Пасха (Исх.12) является прообразом новозаветной Пасхи, а ветхозаветный агнец – прообразом новозаветного Агнца, Господа Иисуса Христа. Закланный ветхозаветный агнец является жертвой Богу за еврейский народ. Его мясо предлагается евреям для трапезы, а его кровью еврейские первенцы избавляются от смерти. В Новом Завете Христос, Агнец Божий, приносит Себя на Кресте в Жертву за грехи всего человечества. Кровью Его мы все избавляемся от рабства диаволу. За Божественной Литургией Он предлагает всем верным в снедь Свое Тело и Кровь «во оставление грехов и в жизнь вечную». В ночь празднования Пасхи еврейский народ покинул страну рабства и как бы воскрес для новой, свободной жизни. Подобно этому в день Воскресения Христова Господь призывает нас покинуть мир рабства диаволу и перейти в мир истинной свободы и счастья, который может осуществиться только с Богом и в Боге.

Прообразы Креста Христова.

Медный змий.За ропот на Бога и Моисея во время странствий по пустыне избранный народ постигло очередное наказание: в лагере появилось огромное количество ядовитых змей; от их укусов умерло много людей. Израильтяне раскаялись и просили Моисея помолиться о них Богу. Господь повелел Моисею отлить медного змея и прикрепить его на знамя посреди лагеря. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змея, тот оставался живым (Чис. 21.4-9). Этот медный змей в Ветхом Завете был прообразом Христа Спасителя: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.14, 15). Христос распял с Собою на кресте все наши грехи, и мы теперь, взирая с верою на Него, исцеляемся от своих грехов и спасаемся от вечной смерти.

Помимо медного змея, в Ветхом Завете встречаются и другие прообразы Креста Христова:

Благословение Иаковом своих сыновей и внуков (Быт. 48.13-15): перед смертью Иаков, благословляя детей Иосифа Ефрема и Манассию, сложил руки крестом так, что правая его рука легла на голову Ефрема, а левая – на голову Манассии. Обычно правую руку возлагали на голову старшего сына; Иаков же, крестообразно сложив руки, благословил Ефрема, как старшего, хотя он был младше. Это крестообразное сложение рук Иаковом для благословения было прообразом Креста Христова и указанием на то, что будет время, когда люди будут получать благословение Божие не по происхождению или старшинству, а по своим добродетелям.

Крест, который Моисей начертал своим жезлом при переходе через Чермное море,разделяя его, а затем вновь соединяя, также прообразует Крест Господень (Исх.14).

Случай с горькой водой в Мерре на пути израильского народа из Египта к Синаю. Моисей по повелению Божию погрузил в источник с горькой водой дерево, и вода сделалась пригодной для питья (Исх. 15.25). Древо, брошенное Моисеем в горькую воду, прообразовало древо Креста Христова. Спасение евреев от жажды через древо предызображало спасение через Крест Господень, которым преодолевается горечь земных страданий и смерти и даруется жизнь вечная. Этим чудом в сознании избранного народа навсегда соединялись два понятия – древо и спасение.

Крестообразно воздетые руки Моисея во время битвы с амаликитянами.

На пути еврейского народа к Синаю во время битвы с амаликитянами Моисей стоял на горе, воздев руки так, что все его тело представляло собой крест. Как только Моисей опускал руки, сила израильских воинов начинала ослабевать. Поэтому, чтобы даровать своему народу победу, Моисей на протяжении всей битвы, до захождения солнца, стоял с воздетыми в молитве руками. Этим он прообразовывал собой распятого на Кресте Спасителя, даровавшего человечеству победу над грехом, диаволом и смертью (Исх. 17.8-13).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *