Ветви христианства схема

Древние восточные церкви

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 ноября 2018; проверки требуют 3 правки.

Христианство
Библия
Троица
История христианства
Христианское богословие
Христианское богослужение
Направления в христианстве
Критика христианства
Портал:Христианство

Древние восточные церкви — группа древних церквей восточного христианства, признающих постановления и исповедующих вероучительные догматы только трёх Вселенских соборов. Термины «ориентальные православные церкви», «древневосточные православные церкви» и «древние православные церкви» используются для обозначения шести восточных церквей, не признающих Халкидонский и все последующие, согласно византийской и латинской традициям, Вселенские соборы, в связи с чем в научной и богословской литературе также называются миафизитскими и нехалкидонскими церквями.

Диофизитская Ассирийская церковь Востока, признающая только два Вселенских собора и не состоящая в евхаристическом общении с церквями миафизитской христологии, также относится к группе древних восточных церквей.

Древние восточные церкви

К Древним восточным церквям относятся:

  • Ассирийская церковь Востока

И древневосточные православные:

  • Армянская апостольская церковь
  • Коптская православная церковь
  • Эфиопская православная церковь
  • Эритрейская православная церковь
  • Сирийская православная церковь
  • Маланкарская православная церковь

Учение древневосточных православных церквей

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2015 года.

Помимо обрядовых различий, по сравнению с Православной и Католической церквями, древневосточные православные церкви отличаются своей христологией, берущей начало в богословии Александрийской школы и, в частности, в учении святого Кирилла Александрийского, «12 анафематизмов» которого были приняты на Третьем Вселенском соборе. Древневосточные православные церкви сохраняют христологическую формулу святого Кирилла «μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου σεσαρκωμένη», поэтому их христологию называют миафизитской.

В халкидонских церквях с древности существует устойчивая традиция именовать древневосточные православные церкви «монофизитскими» и приписывать им исповедание Иисуса Христа только Богом, но не человеком. Поскольку же такое мнение о христологии Древневосточных православных церквей не соответствует действительности, а именование миафизитов «монофизитами» стало в халкидонизме традиционным, то некоторыми римо-католическими и греко-православными авторами используется выражение «номинальные монофизиты». Сами же ориентальные православные церкви анафематствуют монофизитство, как и его создателя Евтихия, и согласно их пониманию, остаются верными дохалкидонскому православию Единой Церкви.

Диалог Православной Церкви и Древневосточных Православных Церквей

В 1964 году в городе Орхус (Дания) начался диалог между богословами православных церквей и древневосточных православных церквей. Стороны пришли к следующим выводам:

  • Православные церкви, исповедующие диофизитство, не являются «несторианскими», ибо версия диофизитства, которого придерживался Несторий, представляет собой с точки зрения ипостасного единства Эфесского собора, принятого древневосточными православными церквями и Халкидонского, Второго Константинопольского соборов, чьи постановления также признают среди православных церквей — двухсубъектную христологию, отделяющую Воплощенное Слово и человеческую личность Христа.
  • Древневосточные православные церкви — не монофизитские, ибо монофизитизм — это евтихианская ересь, которая предана анафеме не только православными церквями, но ориентальными (в частности, Армянской апостольской церковью).

Диалог продолжался, по меньшей мере, до 1994 года.

Критика диалога

Богословы В. М. Лурье и А. В. Кураев в своём открытом письме председателю богословской комиссии Русской православной Церкви МП по поводу возможной Унии диофизитских халкидонитских церквей византийской традиции с дохалкидонскими миафизитскими церквями утверждали, что с точки зрения Византийского православия, «монофизитство» терминологически допустимо в православном дискурсе, но «монофизитство» в том виде, как его понимают исторические дохалкидонские церкви, не соответствует православному вероучению, и является по сути формой монофизитской ереси.

Ассирийская церковь Востока

Основная статья: Ассирийская церковь Востока

Ассирийская церковь Востока (или просто «Церковь Востока»), единственная существующая в настоящее время древняя восточная церковь, которая отвергает не только Халкидонский собор, но и Третий Вселенский собор. Ассирийская церковь не имеет евхаристического общения ни с одной другой Древневосточной православной церковью, и поэтому считается отдельно стоящей в числе других восточно-христианских церквей. В научных классификациях Ассирийская церковь Востока причисляется к древним восточным церквям.

Своим богословием Ассирийская церковь Востока являет крайнюю противоположность дохалкидонским древневосточным православным Церквям. Учение Ассирийской церкви Востока строится на христологии Антиохийской богословской школы, сторонником которой был Константинопольский патриарх Несторий, поэтому Ассирийская церковь Востока считается исповедующей «несторианство».

Древная маронитская церковь

Основная статья: Маронитская католическая церковь

Иногда причисляется к Древним восточным церквям бывшая Древная маронитская церковь (конец VII века — конец XII века).

В настоящее время (с 1182 года) маронитская церковь исповедует католическую догматику и является одной из Восточнокатолических церквей. В отличие от большинства других Восточнокатолических церквей, она образовалась не в результате заключения унии с Римско-католической церковью части какой-либо Древней восточной церкви, а в результате принятия католической догматики всей церковью.

См. также

  • Восточнокатолические церкви

Примечания

  1. ↑ 1 2 Религии мира: история, культура, вероучение/ Под ред. А. О. Чубарьяна, Г. М. Бонгард-Левина. — М.: Олма медиа групп, 2006. — С. 181—183. ISBN 978-5-373-00714-6
  2. ↑ 1 2 Шабуров Н. В. Христианство первого тысячелетия. Древние восточные церкви Прикладное религиоведение для журналистов./ Сост. и ред. М. В. Григорян — М.: Права человека, 2009. — С. 85-86. — 254 с. ISBN 978-5-7712-0407-9
  3. ↑ «So the title Orthodox is used to refer to several Churches which have, time to time, been in conflict over doctrinal and other matters. So i seldom use the term Orthodox Church and prefer to refer Orthodox Churches, qualifying this with rather cumbersome adjectives like Chalcedonian or non-Chalcedonian. In spite of the fact that there are serious divisions within them, they share common roots historical experiences and cultural expressions» — An Introduction to the Christian Orthodox Churches (Introduction to Religion), by John Binns — Published July 4th 2002 by Cambridge University Press
  4. ↑ «The Assyrian Apostolic Church of the East belongs to the Oriental Orthodox family of churches in the Syrian tradition. The word „Assyrian“ was applied to them by the English (Anglican) missionaries of the 19th century (1885—1915) who first established a western mission among them (Coakley 1992), and wished to avoid the pejorative term „Nestorian“ that had often been applied to them, so as to signal their different theological stance from both the Non-Chalcedonian Orthodox Miaphysite Churches (pejoratively called the Monophysites) and the Eastern Orthodox Chalcedonians.» — Assyrian Apostolic Church of the East, by JOHN A. MCGUCKIN; цитируется по «The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity» 2011 Blackwell Publishing Ltd.
  5. ↑ The Catholic Almanac’s Guide to the Church Архивная копия от 11 ноября 2013 на Wayback Machine, Our Sunday Visitor — Matthew Bunson (Editor), стр. 265
  6. ↑ Меморандум о понимании и сотрудничестве между Восточной Православной Церковью, Ориентальными Православными Церквами и Объединенными библейскими обществами
  7. ↑ 1 2 3 Смешанная комиссия по богословскому диалогу между Православной Церковью и Ориентальными Православными Церквями Православный центр Вселенского Патриархата, Женева, 23-28 сентября 1990 г.
  8. ↑ «Monophysitism (including Miaphysitism) — JOHN A. MCGUCKIN»; цитируется по «The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity» 2011 Blackwell Publishing Ltd
  9. ↑ «Oriental Orthodox is the name by which several non-Chalcedonian Churches have come to be collectively known. … The name „Orthodox“, which did not figure previously into the self-appellations of all the churches (e.g., the Armenian Apostolic Church), was also meant to identify a parity of legitimacy and fidelity to world Orthodoxy through the ages.» — Oriental Orthodox, by PETER C. BOUTENEFF; цитируется по «The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity» 2011 Blackwell Publishing Ltd
  10. ↑ Богословский диалог между Православной церковью и Восточными православными церквами (недоступная ссылка) / Сост. и ред. Кристин Шайо. — М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2001.
  11. ↑ Несторий. История и учение., Андре Де Аллё (англ.)русск. // Богослов.ру
  12. ↑ Архим. Августин (Никитин). АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Православная Энциклопедия. Московский Патриархат.
  13. ↑ 1 2 «Assyrian Apostolic Church of the East — JOHN A. MCGUCKIN»; цит. по кн.: The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity, 2011 Blackwell Publishing Ltd
  14. ↑ Сидоров А. И. Феодор Раифский и Феодор Фаранский (по поводу одного из авторов «Изборника Святослава» 1073 г.) // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1990 год. М., 1991
  15. ↑ 1 2 Лурье В. М., Кураев А. В. На пороге унии (станем ли мы монофизитами?)
  16. ↑ Шабуров Н. В. Экспертное заключение на книгу А. В. Бородиной «Основы православной культуры» // Портал-Credo.ru, 16.01.2003

Литература

Научно-богословская литература

  1. John Anthony McGuckin (англ.)русск., «The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity», Publisher: Wiley-Blackwell, 2011.
  2. В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. — Петроград: Третья Государственная Типография, 1918. — Т. 4. — 600 с.
  3. Карташёв А. В. Вселенские Соборы . — М.: Республика, 1994. — 542 с. — ISBN 5-250-01847-5.
  4. Jean Meyendorff. Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968. (На английском: John Meyendorff. Christ in the Eastern Christian Thought. New York, 1969. Русский перевод: Прот. Иоанн Мейендорф. «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000.)

Миафизитское богословие

  1. H.H. Pope Shenouda III «THE NATURE OF CHRIST»
  2. MAIN DOCTRINES AND PRACTICE OF THE CHURCH — Ethiopian Orthodox Tewahedo Church

Разное

  1. Брок С. Сирийский Восток: третье «лёгкое» Церкви? // Страницы 10:4 (2005). — С. 520—535
Ориентальные (нехалкидонские) церкви
Автокефальные
Автономные Армянская Киликийская Константинопольская Иерусалимская Церковь Кавказской Албании Коптская Британская Французская Маланкарская Гоанская Сиро-Яковитская Маланкарская сирийская

Христианство в истории
Шаблон: просмотр • обсуждение • править (XVI век) (IX век) Эфесский собор (431) Халкидонский собор (451) Уния

Древневосточные Церкви

Категории История религии | Под редакцией сообщества: История

Древневосточные Церкви (Дохалкидонские, Нехалкидонские Церкви; англ. Oriental Churches; нем. altorientalische Kirchen) – термин, условно объединяющий христианские Церкви, которые в V–VI вв. отошли от евхаристического общения с Православной Церковью и признают авторитет только первых 2 или 3 Вселенских Соборов.

Среди Древневосточных Церквей выделяются 2 основные конфессиональные группы, между которыми также нет евхаристического общения: Церковь Востока и Восточноправославные Церкви (в старой литературе принадлежащие к ним христиане именовались соответственно «несторианами» и «монофизитами»). В число Древневосточных Церквей иногда включают и Маронитскую Церковь (выделившуюся в VII в.), однако в настоящее время она, как и прочие униатские Церкви восточного обряда, относится к группе Восточных Католических Церквей.

Церковь Востока

Церковь Востока оформилась к началу V в., когда христианские общины на территории сасанидского Ирана (по преимуществу сироязычные) были объединены под верховной юрисдикцией митрополита Селевкии-Ктесифона, принявшего титул «католикос Востока». На Соборе в Вех-Арташире (410) Церковь Востока приняла Никейский символ веры и единый с христианами Римской империи юлианский календарь. После того как 3-й Вселенский Собор в Эфесе (431) осудил христологическую доктрину Нестория, многие сирийские христиане не признали этого осуждения и эмигрировали в Иран, оказав значительное влияние на богословие Церковь Востока, которая в результате обособилась в особую конфессиональную группу. Она признает только 2 первых Вселенских Собора и почитает Нестория и его учителя Феодора Мопсуэстийского (осужденного на 5-м Вселенском Соборе) как отцов Церкви. Однако становление Церкви Востока не связано с Несторием лично, а ее христология отличается от несторианства, осужденного на Эфесском Соборе; это вызывает неприятие ее членами обозначения «несториане», прилагавшегося к ним в полемической литературе; однако никакого более удобного термина в современной науке не предложено.

При Сасанидах, а с VII в. – в исламском халифате Церковь Востока объединяла большинство христиан Месопотамии и Ирана. К VIII в. ее епархии имелись в разных областях Индии (Кашгар, Малабар, Тапробана), танском Китае и Тибете. В IX–XII вв. «несторианство» (а вместе с ним и сирийское письмо) распространилось у кочевых народов Центральной Азии (кыргызы, уйгуры, тюрки, монголы-кераиты, найманы, гузы). В державе Чингисхана и его наследников христиане пользовались уважением и могли занимать важные посты, однако по мере исламизации государств Чингисидов их положение ухудшалось. Если в начале XIV в. Церковь Востока насчитывала 30 епархий и около 200 епископов, то после разгрома при Тимуре она пришла в упадок, превратившись в замкнутую этно-конфессиональную группу. С XV в. сан католикоса становится наследственным, а его паства ограничивается несколькими кланами ассирийцев (атурайе; отсюда современное название – Ассирийская Церковь Востока). Попытка вернуть католикосат к выборному началу привела к расколу и появлению униатского «патриарха восточных сирийцев», подчиненного Риму (1552); впоследствии уния с Римом была разорвана, но с 1830 г. возобновилась в виде Халдейской Католической Церкви. Епархии Церкви Востока в Южной Индии с приходом туда португальцев подверглись латинизации и с 1599 г. образовали Сиро-Малабарскую Католическую Церковь. В 1898 г. «несториане» Урмии соединились с Русской Православной Церковью. Традиционная линия Церкви Востока сохранялась в Кудшанысе. Массовые убийства христиан во время и после Первой мировой войны привели к гибели 1/3 (более 500 тыс.) ассирийцев. В 1924 г. католикос Шимун XXIII уехал из Ирака в Европу, а затем обосновался в США. В 1968 г. в Церкви Востока произошел новый раскол: в Багдаде был избран католикос, приверженцы которого образовали Древнюю Церковь Востока. В свою очередь, за океаном преемником Шимуна XXIII (женившегося в 1973 и убитого в 1975 г.) был избран Дынха IV, резиденция которого с 1994 г. находится в г. Мортон-Гров (штат Иллинойс, США).

На встрече Дынхи IV с папой Иоанном Павлом II (1994) констатировалось единство «в общем исповедании Сына Божия»; в 1997 г. из богослужебных текстов удалены анафемы против других Церквей.

Восточноправославные Церкви

Восточноправославные Церкви (Дохалкидонские, Ориентальные; англ. Oriental Orthodox) не признают решения 4-го Вселенского Собора в Халкидоне (451), осудившего монофизитскую христологию Евтиха. В средневековой полемической литературе последователи Восточноправославных Церквей обычно именовались «монофизитами»; сами они, в свою очередь, называли сторонников Халкидонского Собора «несторианами» и «мелькитами» (т.е. царскими). Христологическая доктрина Восточноправославных Церквей вовсе не является учением Евтиха (единодушно осуждаемым ими как ересь), но основана на учении о единой (богочеловеческой) природе Христа (μία φύσις); поэтому вместо вводящего в заблуждение термина «монофизитство» (неприемлемого для представителей Восточноправославных Церквей) в современной литературе введен термин «миафиситство» (а для сторонников халкидонского определения –»диофиситство»).

Несмотря на все усилия императора Юстиниана I, ради устранения надуманных обвинений в несторианстве созвавшего 5-й Вселенский Собор (553), значительные группы восточных христиан остались непримиримыми противниками Халкидонского Собора. В Александрии и Антиохии в VI в. сформировалась параллельная антихалкидонитская церковная иерархия, а за пределами империи Армянская и другие Церкви Кавказа осудили Собор на 2-м Двинском Соборе (554/555). К началу VII в. позиции противников Халкидона ослабли (общение с Константинополем восстановили Грузинская и Албанская Церкви, а также часть армянских христиан), однако вновь усилились во время персидской оккупации Сирии и Египта в ходе византийско-иранской войны (602–628). Политика победившего персов императора Ираклия, направленная на церковное воссоединение всех христиан Востока (восстановление общения с Церковью Востока в 628 г., переговоры с сиро-яковитами в 630–631 гг., Каринская уния с армянами ок. 632/633 г., Александрийская уния на основе учения о единой энергии Христа в 633 г.), потерпела полный крах после начала арабских завоеваний. После вхождения Сирии, Египта, Армении и Кавказской Албании в состав исламского халифата местные антихалкидониты получили подавляющий перевес над православными общинами, сохранявшими связи с враждебной арабам Византией.

К Восточноправославным Церквям относятся несколько самостоятельных Церквей. Коптская Православная Церковь насчитывает несколько миллионов христиан в Египте, а также в Западной Европе и Америке. Резиденция патриарха (Шенуда III) находится в Каире. Эфиопская Православная Единая (Тевахедо) Церковь до 1959 являлась митрополией, подчиненной Коптскому патриархату. В настоящее время это одна из крупнейших в мире христианских Церквей, насчитывающая десятки миллионов верующих и сотни тысяч священников. В 1993 от Эфиопской отделилась Эритрейская Церковь. Армянская Апостольская Церковь, объединяющая Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты, а также Иерусалимский и Константинопольский патриархаты, имеет епархии в Армении, России, Ливане, США и др. странах. Многомиллионное армянское население Турции в результате войн и массовых убийств в первой четверти XX в. сократилось в сотни раз. Схожая судьба постигла и других христиан Османской империи – ассирийцев Церкви Востока и западных сирийцев, принадлежащих к Сирийской Православной Церкви. Эта Церковь обособилась от православного Антиохийского патриархата в ходе деятельности антихалкидонита Якова Барадея (откуда ее традиционное название «яковитская»); при арабах она распространилась до Месопотамии (мафрианат Востока), где вступила в соперничество с восточносирийской Церковью Востока. Несмотря на конфессиональную вражду, западные и восточные сирийцы активно взаимодействовали друг с другом и создали общий пласт христианской книжности, достигшей расцвета в XII–XIII вв. После гонений Тимура значительные очаги западносирийского христианства остались лишь в Урфе (древней Эдессе) и горном массиве Тур-Абдин (Мардин и др.) на территории современной Турции. В ходе Первой мировой войны значительная часть западных сирийцев (до 100 тыс.) была истреблена турками и курдами, остальные бежали в Сирию и Ирак, а впоследствии в массовом порядке эмигрировали в Западную Европу и США. В 1924 г. сирийский патриарх Антиохии и всего Востока переехал из монастыря Дейр эз-Зафаран под Мардином (где его резиденция находилась с 1293 г.) в Хомс, а с 1959 г. пребывает в Дамаске. Сиро-Маланкарская Православная Церковь в Индии возникла в середине XVII в., когда большая часть клириков Малабарской Церкви (некогда относившейся к Церкви Востока), противясь насильственной латинизации, перешла под юрисдикцию сирийского патриарха. С 1975 г. Маланкарская Церковь делится на 2 части: автокефальный Католикосат Востока и автономную Церковь в составе Сирийского патриархата. Отколовшаяся в 1772 г. Малабарская Независимая Сирийская Церковь в настоящее время представляет собой небольшую общину, не поддерживающую канонического общения с другими Восточноправославными Церквами. Такой же непризнанной юрисдикцией является выделившаяся в 1876 г. под влиянием англиканства Маланкарская Сирийская Церковь Мар-Фомы.

П.В. Кузенков

Рекомендуемая литература

Роберсон Р. Восточные христианские церкви: Церковно-исторический справочник / Пер. с англ. СПб., 1999.

Селезнев Н.Н. Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М., 2002.

Селезнев Н.Н. Ассирийская Церковь Востока: Исторический очерк. М., 2001.

Толмачева Е.Г. Копты: Египет без фараонов. М., 2003.

Магакия Орманян. Армянская Церковь. М., 2006.

Binns J. An Introduction to the Christian Orthodox Churches. Cambridge, 2002.

Chaillot Chr. The Malankara Orthodox Church: Visit to the Oriental Malankara Orthodox Syrian Church of India. Geneva, 1996.

Chaillot Chr. The Syrian Orthodox Church of Antioch and All the East: A Brief Introduction to its Life and Spirituality. Geneva, 1998.

Chaillot Chr. The Ethiopian Orthodox Tewahedo Church Tradition: A Brief Introduction to its Life and Spirituality. Paris, 2002.

Chaillot Chr. The Coptic Orthodox Church: A Brief Introduction to its Life and Spirituality. Paris, 2005.

Podipara P. The Thomas Christians. London; Bombay, 1970.

Towards Unity: The Theological Dialogue between the Orthodox Church and the Oriental Orthodox Churches / Ed. Chr. Chaillot and Alexander Belopopsky. Geneva, 1998.

Выходные данные:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *