Входите узкими вратами

Вопрос:

В Евангелии от Матфея (7: 13–14) сказано: «Входите тесными вратами…». Не могу найти толкование, что такое «тесные врата» и почему «широкий путь» – путь, «ведущий к погибели»?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Для понимания этих слов Спасителя важно обратить внимание на то, что они были сказаны в конце Нагорной проповеди и представляют как бы ее эпилог. Поскольку эта проповедь содержит сущность всего евангельского учения, то призыв входить тесными вратами и идти узким путем, ведущим в жизнь, означает исполнение всех евангельских заповедей, о которых Господь Иисус Христос говорит в Нагорной проповеди. Широкие врата и пространный путь – образы жизни по стихиям этого греховного мира, который, по слову святого апостола Иоанна Богослова, лежит во зле (1 Ин. 5: 19). Врата эти «широкие», потому очень удобны для падшего человеческого естества, которое не хочет ни в чем себя стеснять и ни от чего отказываться, хотя путь этот ведет к вечной смерти. Спаситель предупреждает, что жизнь по Его заповедям не является легкой, а представляет собой тесные врата и узкий путь. На этом пути ученик Христов должен духовными трудами очищать себя от грехов, вести неослабную борьбу с порочными навыками и страстями, побеждать разнообразные соблазны мира, ибо «настоящее время есть время борьбы со злом, сражения с виновником зла – диаволом, время скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после, а теперь время усилий и трудов» (святитель Иоанн Златоуст). По слову святого апостола Павла, все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3: 12). На своем узком пути в Царство Небесное христианин должен нести крест, благодушно перенося скорби и бедствия, которые очищают и соединяют с Христом. «Вне креста нет христианского преуспеяния» (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

Господь в своих поучениях часто заимствует примеры из реальной жизни. В Писании врата и дверь используется как метафоры часто: врата правды (Пс. 117: 19), ворота праведника (Прит. 14: 19), врата смерти (Пс. 9: 14), дверь веры (Деян. 14: 27). Одни врата (двери) ведут к Богу: Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы паствы Его. Входите во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою (Пс. 99: 3–4). Другие – в ад: Бог для нас – Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти (Пс. 67: 21).

О тесных вратах Господь говорит дважды. В Евангелии от Луки Он усиливает призыв. Вместо входите говорит подвизайтесь входить, что требует напряжения сил и даже подвига. Этим путем шли и идут истинные ученики Иисуса Христа. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1: 12).

Проповеди

1882-2019
137 лет общине в Москве

  • Главная
  • О церкви
  • Новости
    • Новости нашей церкви
    • Христианские новости
  • Расписание
  • Издания
    • Библия
    • Статьи
    • Братский Вестник (текст)
    • Братский Вестник (PDF)
    • Библиотека
    • Поэзия
  • Аудио и видео
    • Проповеди
    • Проповедники
    • Музыкальные записи
    • Видеозаписи
  • Фотогалерея
  • Контакты
    • Наши контакты
    • Церкви Москвы

Входите узкими вратами

Фадин Михаил Викторович 14.11.2010, Воскресенье
Текст из Библии:
От Матфея, глава 7
Другие проповеди этого дня

  • 14.11.2010 Божья благодать ведущая к обновленной жизни
  • 14.11.2010 Опасность отпадения
  • 14.11.2010 Исполняя волю Господина
  • 14.11.2010 Принимать от Бога доброе и злое
  • 14.11.2010 Бог любящий и неизменный

От Матфея, глава 7

1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего «, а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их.
21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,
29 ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.
Теги: проповедь
Назад к списку проповедей

Нагорная проповедь

А.Г. Долженко

◄ Высказывания отцов церкви об отношении к людям»Входите тесными вратами…»»Потому что тесны врата и узок путь…» ►

«Входите тесными вратами…»

Продолжая излагать Свои истины в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Матф.7:13). Как нужно понимать эти слова?

Согласно точке зрения современного православного богословия стихи с 13-го по 27-й считаются эпилогом Нагорной проповеди. Причем этот эпилог имеет свое строение. Первые два стиха, 13-й и 14-й, содержат призыв Иисуса Христа идти праведным путем. С 15-го по 23-й стих содержится предостережение от лжеучителей и лжепророков, которые, имея личину праведности, а суть хищную, уводят людей с праведного пути. С 24-го по 27-й стих содержится завершающее увещевание о том, чтобы человек укреплял свою веру делами. Рассмотрим каждый стих в отдельности.

В 13-м стихе Иисус Христос прибегает к доступной и понятной для людей Его времени аллегории. Вот её суть.

Во времена Иисуса Христа древние евреи возводили города, которые располагались на возвышенностях или на горах, и которые были окружены высокими стенами. Ворота в город открывались с восходом и закрывались с заходом солнца. Город по сравнению с деревней считался очагом культуры. И вход в город, как в населенный пункт, в котором была лучше и цивилизованней жизнь, украшался широкими, большими и высокими воротами. Городские ворота делались массивными и прочными не только для защиты от врагов. Они являлись символом входа в новую, лучшую жизнь, в иной цивилизованный мир, чем деревня.

Во время Иисуса Христа считалось, что жить в городе более престижно, чем в деревне. И правители многих городов украшали свои ворота, делая их роскошными и внушительными, чтобы подчеркнуть отличие жизни в их городе от жизни в деревне и других городах. К воротам вел широкий путь для того, чтобы желающие въехать в город, не сталкивались друг с другом.

Но наряду с массивными и пышно украшенными воротами, которые закрывались вечером и открывались утром, в крепостной стене, опоясывающей город, существовала и маленькая низенькая калитка, которую часто называли малые ворота. Эта тесная калитка служила для того, чтобы в экстренных случаях, например ночью, выпустить или впустить гонца со срочным донесением, или для иных, не терпящих отлагательства случаев. К этой калитке вел не широкий путь, а еле приметная узкая тропка. И о калитке и о воротах евреи, жившие во времена Иисуса Христа, были хорошо осведомлены. Поэтому Спаситель мира и использовал в Своей речи аллегорию, связанную с противопоставлением врат тесных (калитки) и врат широких (городских ворот).

Почему же Спаситель мира рекомендует входить вратами тесными и избегать врат широких? Потому что в Палестинских городах ворота, ведущие в город, символизировали собой роскошную жизнь, обозначали торжественный въезд в эту жизнь. В словах же Иисуса Христа, помпезно и роскошно разукрашенные городские ворота олицетворяют собой вход в мир, связанный с роскошью, богатством, славой и восхвалением.

Широкие ворота в словах Иисуса Христа представляют собой выразительный и красочный образ, обозначающий то, что человек торжественно вошел через роскошно убранные ворота, с пышностью и триумфом, навстречу роскошной жизни. А стремление к роскоши, наживе, славе, богатству, порицается учением Христовым. «Не собирайте себе сокровищ на земле» (Матф.6:19).

Малые врата, или калитка, символизируют собой скромный вход в город, без торжественности и помпезности (которые услаждают самолюбие гордого и честолюбивого человека). Скромность поведения, отсутствие помпезности, восхваления и шумихи вокруг дел человека, приветствуется христианским учением. Люди «думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим.12:3).

Узкие ворота символизируют не только скромность, но и аскетизм. Человек, идущий путем исполнения заповедей Христовых, должен отказаться от служения злу, от утех и удовольствий, которые губительно действуют на телесную и духовную человеческую природу. Например, человек в духовном плане должен: подавлять свою гордыню, корыстолюбие, жадность, высокомерие; любить врагов, помогать ближним. В телесном плане человек должен соблюдать посты, избегать обжорства, быть целомудренным в любви и т.д. Выполнение всех этих предписаний Спаситель уподобляет узким воротам, через которые нужно пройти человеку. Эти предписания на языке аллегорий, как и арка ворот, сужают, ограничивают пространство, в пределах которого человеку трудно пройти или протиснуть свое тело, не зацепившись за стены узких ворот.

Символический смысл вложен и в обозначение пути. К городским воротам ведет широкий большой путь, по которому люди торжественно и свободно въезжали в город. Пышный въезд в город, обставленный торжественностью и помпезностью, символизирует роскошную жизнь, полную утех и удовольствий, которые лелеют гордыню человека и приучают его к восхвалениям и роскоши. Такой жизненный путь человека не угоден Богу, потому что способствует процветанию порока и зла, извращает человеческую природу, что приводит человека к служению греху, а не Богу.

Поскольку грех многолик и разнообразен, то широкий путь имеет много колей, направлений и тропок. Под отдельными колеями подразумевается служение тому или иному пороку. Например, один человек подвержен греху сребролюбия. Другой – греху гордыни и славы. Но какому бы пороку человек не служил, он все равно идет по пути греха.

Узкий путь на языке иносказания приравнивается к аскетической, воздержанной и лишенной греха жизни. Скромная жизнь, не имеющая пышности и роскоши, подобна еле заметной тропке, которая не выделяется как торжественно украшенная перед праздником дорога. Но узкий путь, обозначающий скромную аскетическую жизнь, приводит к тесным вратам, за которыми открывается вход в Царство Небесное. Господь рекомендует не стремиться к праздной жизни. А советует жить скромно и кротко, потому что для достижения Царства Небесного и спасения, важна не земная роскошь, а чистота души, которую можно достичь деланием добра, живя без роскоши и земных удовольствий, услаждающих гордыню человека. А служение пороку мешает духовному совершенству, портит душу человека, приучая её к злым делам, толкая её на совершение греха. А грешный человек, идущий по жизни путем утех и наслаждений, ставший рабом своих порочных привычек, спасения не достигнет.

Поэтому не случайно 13-й стих о вхождении тесными вратами, идет сразу же после 12-го стиха, в котором говорится о том, как следует жить людям на свете и как поступать с другими людьми и проявлять доброжелательное отношение к ближнему, учитывая всемогущий закон воздаяния Божьего. Правильное Богоугодное поведение в обществе, проявление любви к Богу и ближнему – это и есть те тесные врата и узкий путь, которые ведут к спасению. То есть, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что под тесными вратами аскетизма и сдержанности, смирения и терпения проходит узкий путь духовной жизни истинного христианина.

Для людей, начинающих свое духовное совершенствование, этот путь труден, потому что ведет вверх, к спасению. Поэтому этот путь избирает меньшинство людей, так как страшится этих трудностей. Зато широкий путь греха ведет вниз, в ад. Им идти легко. Человек спускается вниз дорогой своего духовно-нравственного падения, к своей погибели. Этот путь легкомысленно избирает большинство людей, не задумываясь над тем, куда ведет этот жизненный путь и что будет ожидать их за воротами земной жизни. Но, несмотря на то, что путь, ведущий ввысь, в небо, труден, и тропинка достижения духовного совершенства извилиста и крута, человек, прошедший этим путем, получит высшую награду за свою земную жизнь – спасение своей души.

Что же представляет собой жизненный путь людей, служащих греху, и из каких поступков он состоит. Этот путь избирают большинство людей из-за того, что они попали в сети греха и привыкли к порокам, и стали рабами своих страстей. А также этот путь избирают люди невежественные, отвернувшиеся от религиозно-философских знаний, бездумно живущие на свете, и не вникающие в суть явлений и законов жизни.

Широким путем греха, ведущим к погибели, идут люди, проявляющие гордость и эгоизм, безразличие к Богу и ближнему. На этом пути отсутствует честь и мораль. Но открывается широкий простор для корыстолюбивых влечений к богатству, стремлений к власти, почестям и восхвалениям, к роскоши и комфорту, к получению острых ощущений, а также склонности ко всяким ересям и лжеучениям.

Узкий путь, ведущий в жизнь вечную, состоит из служения Богу, из исполнения заповедей Христовых, из отказа от греха и порока, из духовного очищения и нравственного развития. Человек, идущий этим путем, должен отказаться от порочных привычек и совершения греховных поступков, от эгоистических побуждений и тщеславных намерений. Должен понять, что стремление к чинам и богатству, к власти и славе, является слишком мелкой целью в жизни по сравнению со светлой величественной целью, поставленной перед нами Богом, и связанной с тем, чтобы достичь Царство Небесное. На этом пути человек должен проявить трудолюбие и терпение, кротость, выдержать порицания со стороны невежд и врагов, стойко преодолеть трудности и преграды, искушения, соблазны и препятствия.

Однако утверждение о том, что путь, ведущий вверх, более трудный, чем путь, который ведет человека вниз, ошибочно. И вот почему. Человек в своей жизни никогда не бывает один, а постоянно окружен невидимыми, добрыми и злыми сверхъестественными силами. На жизненном пути, ведущем человека вниз, силы зла стараются всячески обмануть человека и пытаются замаскировать проявления зла показной радостью и весельем, заменить познание Бога познанием лжеучений и ересей. А высшую цель – спасение души, подменить ложными идеалами, связанными с приобретением земного богатства, славы, наслаждений и т.д. Но и на пути, ведущем вниз, человека не покидает Господь. Он посылает человеку предостережения, всячески показывает его заблуждения, призывает остановиться и задуматься, и помогает желающим стать на путь истинный. Путь, ведущий вниз, в конечном счете, – это путь страданий и разочарований человеческой души замаскированный злым духом обманчивым и кратковременным весельем и мнимым благополучием, кратковременными удачами, которые обращаются во вред человеку. Так как злой дух никогда человеку не даст истинных благ, потому что он враг рода человеческого. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).

Если человеческая душа не хочет внимать голосу Божьему и упорствует в своем грехе, то такую душу ждут муки и страдания, как в земной, так и вне земной жизни. И как бы злой дух-искуситель не выставлял в привлекательном виде путь человеческого падения, человеческая душа всё же чувствует обман и способна обратиться за помощью к Богу. И Господь укрепляет такую душу человека на пути раскаяния и отказа от зла. А приобретение удовольствий и исполнение корыстолюбивых планов при помощи зла обернутся для человека вредом и разочарованием.

Вход в широкий путь греха обманчиво разукрашен привлекательными цветами, но сам этот путь полон разочарований и обмана и состоит из страданий и неудач. И жизнь человека, идущего этим путем, будет отравлена ядом несбывшихся надежд, неудовлетворенными честолюбивыми желаниями и неукрощенными эгоистическими порывами. Обманчивый, призрачный свет надежды, который сияет в начале этого пути, заменится тьмой мук, страданий и разочарований. А душа человека, идущего по этому пути, постепенно окажется в кромешной тьме зла. Это объясняется тем, что сопровождать душу человека, идущего по широкому пути падения, будет дух зла.

Человек, идущий путем духовного восхождения, окружен лаской и помощью Божьей. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:30). «Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Прит.13:15). «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею… пути её – пути приятные, и все стези её – мирные» (Прит.3:13–17). Каждая преодоленная с кротостью и терпением трудность, каждая победа над эгоистическими желаниями и преодоление искушений приближает нас к Богу и развивает нашу духовную природу.

Дорога вверх узка, извилиста и крута. Она может иметь трудные подъемы, и окружена зияющими пропастями. Но если мы избрали на своем жизненном пути своим руководителем Иисуса Христа, то нам нечего бояться трудностей. Потому что Спаситель незримо присутствует рядом с нами и дает нам Свою силу и поддержку, поможет найти выход из самой трудной ситуации. На жизненном пути человека совершающего восхождение к Царству Небесному, Господь создает источники радости, которые утоляют жажду утомленных и возобновляют силы идущих людей. И поэтому как бы не был труден путь восхождения, человек при встрече с препятствиями не должен отчаиваться и терять веру в Бога, а должен надеяться на лучшее, так как Господь шагает с ним рядом и всегда поможет ему. «Бог помощник мой» (Пс.53:6). «Бог – заступник мой» (Пс.58:10). Начало пути восхождения к Царству Небесному труднее, чем его продолжение, потому что каждая преодоленная трудность, каждая победа над грехом облегчает человеку дальнейший путь, и Бог укрепляет такого человека Своей помощью и поддержкой. И жизнь человека на пути восхождения к Царству Небесному озаряется светом Божественной мудрости и любви. «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Прит.4:18).

Многие толкователи не могли объяснить, почему сперва в речи Спасителя говорится о воротах, а потом о пути. Так как они считали, что сперва должен быть упомянут путь, ведущий в жизнь, а потом уже врата, возникшие в конце этого пути. Однако в приведенной Иисусом Христом аллегории тесные врата обозначают учение Христово, которое надлежит познать в первую очередь, а путь обозначает жизнь человека, которую он будет вести, воплощая это учение на практике в совершаемых добрых поступках.

◄ Высказывания отцов церкви об отношении к людям»Входите тесными вратами…»»Потому что тесны врата и узок путь…» ►

Поделиться ссылкой на выделенное

Украина, г.Киев, ул.Выборгская, 82, +38 (044) 599-0-553, church.golgofa@gmail.com Навигация

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:

Твитнуть

  • Главная
  • »

  • Проповеди
  • »

  • Цель и смысл жизни
  • »

  • Как войти сквозь тесные врата?

Как войти сквозь тесные врата?

Цель проповеди: Убедить церковь, что вход в Царство Божье отнюдь не простая задача

«…и немногие войдут ими»
Христиане с большой дороги

Евангелие от Матфея, 7-я глава, 13-14 стих:
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». (Матф.7:13,14)

Вы знаете, я всегда интуитивно недолюбливал большие сборища: концерты, футболы, демонстрации, митинги и т.п. Я покаялся в небольшой пятидесятнической церкви в своём городе. И когда, после моего приезда в Киев, я попал сначала в одну, а потом во вторую большую церковь (собрания посещало тогда по нескольку тысяч человек), какое-то внутреннее чувство беспокойства заставляло меня пристально присматриваться к тому, а что же именно собирает на такие собрания такое количество столь разных людей?

И постепенно, я начал понимать, что за внешним видимым провозглашением преданности Богу и вере, на самом деле, реальным двигателем, собирающим этих людей воедино, служили более прозаические и приземлённые вещи: восхищение пастырем, гордость за то, что их вот так много и они так успешны, чувство безопасности в таком количестве, вроде бы, единомышленников, потребность решить (как это на каждом служении провозглашалось с кафедры) все свои проблемы…

А потом, сквозь это начали проступать более неприятные вещи: безобразная гордыня, упор на внешние эффекты, которые и пользы никакой вроде бы не приносили (вроде смех, падений), но выдавались за мощное действие Духа Святого, призывы к действиям, ничего общего не имеющим с Писанием и т.п.

И я вдруг понял, что вопреки прочитанному вначале, я иду уж по очень широкой дороге (я бы сказал — подозрительно широкой!)
Но, слава Богу, мне удалось с неё свернуть! И то, что происходило в этих церквях впоследствии, показало мне, что поступил я совершенно правильно: «пространен путь ведущий к погибели…» (слава Богу до ворот я по нему не добрался, чтобы убедиться, насколько они широки!).
Но чем же так нехорош широкий путь?

Или это просто моя мнительность и врождённое недолюбливание больших собраний?
Давайте посмотрим, что об этом говорит Библия:
Быт.6:5-8 «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа».

По разным оценкам, количество людей на земле ко времени потопа могло быть от 5 до 40 миллиардов. И все они, за исключение 8-ми человек дружно маршировали по широкой дороге к погибели…
Если продолжить систему подсчёта человечества по тому же принципу, то ко времени рождения Авраама, на земле было несколько десятков миллионов людей. Но Бог избирает только одного человека, чтобы произвести от него избранный народ. Все остальные люди никак не подходили под Божьи стандарты и опять шли через широкие врата по тому же пространному пути погибели.

Но и среди избранного народа происходит, со временем, то же деление по путям: большинство идёт по широкому пути в погибель, меньшинство – по узкому пути к спасению:

Ис.10:20-23 «И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно.

Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному.

Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою; ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле».

Остаток – по узкой дороге спасения, а остальным – истребление!

Изминился ли со временим выбор пути?

И наконец, приходит Христос, Слово Божье, на землю. И что же происходит?
Иоан. 1:11 «Пришел к своим, и свои Его не приняли».
…и к чему это привело?
Деян.13:44-46 «В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.

Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел.

Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам».
И Слово начали проповедовать язычникам. Так прошло 2000 лет…

Дороги, которые мы выбираем сегодня…

А теперь давайте посмотрим на современный мир:
Полтора миллиарда католиков, полтора миллиарда протестантов, 500 миллионов православных… Половина человечества!!! Красота!
А ещё нас время от времени пугают всеобщим пробуждением, любители массовых мероприятий от христианства: и тогда все как один мы пошагаем по узкому пути в Царство Небесное!!! Уря-я-я-я!
Ага! Значит я не прав по поводу пространного пути?!
Боюсь, что прав! И слова Исайи по поводу остатка также приложимы к церкви, как и к Израилю!

Конечно – много званных (и их будет всё больше и больше в абсолютном исчислении), но никто не отменял и вторую часть этого стиха из Писания: «но мало избранных»!
К сожалению, по видимому, значительная часть христиан, живших последние 2000 лет, живущих теперь и те, кто будет, возможно, жить после нас, обречены услышать от Христа роковые слова:
Матф.7:21-23 «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

…и тащат в разные стороны

Ну, не хотят люди жить по Писанию! Тут и свежие откровения (как правило бредятина отменная!)
Тут и писания старцев, превращающих церковь в театр, где основная масса прихожан зрители, а служители – артисты, играющие давно потерявший смысл один и тот же спектакль!
Тут и вырезание неудобных мест Писания в угоду традициям, людям, попыткам стать святее Бога!
Тут и совершенно неоправданное вознесение на престол доктрины отдельных положений Писания, чтобы отделить себя от остальной церкви и показать свою псевдо-святость!

И услышат, любители добавлять заповедь на заповедь и правило на правило от Христа:

Лук.6:46 «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?»
Отменяя, зачастую, как когда-то фарисеи заповедь Божью, преданием человеческим.

Дороги и… дороги

А теперь несколько слов по поводу того, как избежать нам опасности оказаться на широком пути и попасть в погибель?

Но, прежде всего, давайте определимся, что раньше? Путь (пространный или узкий), а потом врата (широкие или тесные)? Или наоборот?
Я до сих пор почему-то представлял, что сначала путь в небеса или в места преисподние, а потом врата небесные или в ад.
И только при подготовке сегодняшней проповеди я понял, что я не прав: сначала – врата, а потом путь.

Ещё раз читаем Матфея:

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». (Матф.7:13,14)

Смотрите: сначала ворота, а потом – путь!
Нашли врата, вошли ими, и пошли по пути…
Давайте убедимся, что это так:

Иоан.10:1-9 «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам.

Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.»

Рим.5:1,2 «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией».

Итак, тесные ворота – это Иисус. Но я не открою вам ничего нового, если скажу, что дальнейший путь – это тоже Иисус…
И жизнь, к которой мы в итоге придём – это тоже Иисус. Истинно: Он – всё во всём!

Ворота к воротам

Я попробовал представить себе тесные и широкие врата и пути к жизни и к погибели
Смотрите: вверху тесные ворота и путь к жизни, а всё остальное и есть широкие ворота и путь к погибели! И третьего не дано! Человек свободен и может идти куда угодно.
Но есть только один путь к жизни, через Христа, Христом, к Христу.
И какой бы другой путь ты не избрал – он ведёт к погибели!!!
Если ты не пришёл к Христу…
Если ты не идёшь за Христом…
Если твоя цель не Христос…
Если любое другое существо, или вещь, или дело на земле становится важнее Христа – оглянись!
И ты с удивлением увидишь, что количество людей вокруг тебя резко возросло и дорога твоя стала намного шире и легче…

Всё! Ты уже на пространной дороге и широкие ворота, которые ты незаметно прошёл, уже позади!
И выход, если ты, конечно, хочешь жить, один: немедленно, бегом назад! Сколько сил хватить!

Тесные врата

Но давайте поговорим о том, что нам ближе – о тесных вратах. Также как в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки ворота названы тесными:
Лук.13:24 «…подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут».
Очень интересное слово «подвизайтесь» По-гречески слово «подвизайтесь», означает «агония, сильная борьба». То есть борьба за право войти в Царствие Божие является сильной, страстной агонией души и духа.

У меня, когда я читаю этот отрывок возникает ассоциация с далёким детством. Мы очень любили лазить на всякие стройки и поскольку заборы вокруг строек тогда делали дощатые, чаще всего попадали на стройку мы через оторванную доску в заборе. Причём, у нас был один мальчик во дворе, который никогда не мог протиснутся через эту тесную щель – был очень упитанный. И ему приходилось ждать остальных снаружи.
Да и остальные часто пролазили, вернее продирались, сквозь эту щель, оставляя на земле пуговицы, обрывки одежды и даже обдирая кожу на животах и ногах.

О чём же говорят нам тесные врата?

Ничего, что наросло на нас в этом мире, не протиснется сквозь них – всё останется снаружи.
А кому жалко оставить нажитое в мире снаружи, тот и не сможет войти через них. Очень хорошо иллюстрируют это такие слова Христа:

Лук.14:25,27 «С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником»

А дальше идёт очень интересное рассуждение:

Лук.14:28,29 «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним»
Оказывается, у того, кто пройдёт тесные врата – должны быть издержки!

Мы настолько привыкли говорить о том, что мы получаем, приходя ко Христу, что совершенно забываем о том, что проходящий тесные врата вынужден многое и терять.
А если мы ничего не потеряли, пройдя тесные ворота, уместно задать вопрос – а прошли ли мы их?!

Я хочу прочитать слова Иисуса, которые не очень любят читать в церквях:

Матф.10:34-39 «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее».

Проход через тесные врата – это всегда и потери. И апостол Павел подтверждает это:

Фил.3:7,8 «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа…»
Мирские преимущества сплошь и рядом для Царства Божьего – недостатки. И их часто приходится оставлять снаружи, перед тесными вратами.

Ещё одно качество тесных ворот – проходят их исключительно поодиночке.

Хотя мы довольно часто в прежние времена наблюдали покаяние «за компанию», толпами. Вот только цена этому покаянию – грош! К Богу человек приходит лично! Потому, допустим, и крещение Руси, я считаю, никаким не крещением!
Обычная, и так знакомая нам в последние времена, политическая акция, ни к Богу, ни ко Христу никакого отношения не имеющая! Мыльный пузырь!

И если мы зададимся вопросом: А почему Бог установил для входа в Своё царство именно тесные ворота!
Ответ, в общем, напрашивается сам собой: видимо Ему не нравится, когда к нему толпой валят! И Он бы хотел, чтобы через эти тесные врата входили люди тщательно отобранные!

Мы недавно вспоминали этот принцип отбора:

Иез.34:11-16 «Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный.

И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей.

Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых.

Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде».
Отбор! Тщательный отбор! И отбор этот Господь делает лично!!! Много званых, но мало избранных! Вот принцип тесных врат! Вот принцип Бога! Вот принцип Иисуса Христа!

За воротами — другой мир

И ещё одно качество ворот – проходя их, мы переходим с одной территории на другую, мы переходим из одного мира, с одними порядками, правилами и законами – в мир совершенно другой, где действуют уже другие законы!

Это как, заходя во двор частного дома, хотим мы этого или нет, мы начинаем подчиняться тем порядкам, которые там заведены. И если хозяин дома говорит: Пожалуйста, не ходите по газонам, вот дорожка!» Мало кто рискнёт тут же потопать по траве и цветам! Можно и за ворота вылететь!

Как часто, увы, на территории Бога, мы быстро забываем, кто в доме Хозяин! И ведём себя так, как будто бы мы здесь хозяева! Не мы! Нет! Он! А потому, время от времени, давайте вспоминать о страхе Божьем (как мы это делали недавно)!
Так обстоит дело с тесными вратами.

А теперь попробуем пройти по узкому пути.

Что первое приходит в голову, когда мы произносим слова узкий путь? Правильно! По нему не получится идти как на демонстрации, по 10 человек в ряд!
Одна дорога – один человек!

Это твоя дорога и только твоя! И у каждого – своя. Её проложил для тебя Христос и идти по ней нужно каждый день:

Лук.11:23 «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает».

Вот как: кто не на пути с Иисусом, тот уже становится Его противником! Кто перестал собирать с Иисусом, тот уже начал расточать!
Делать хоть что-нибудь каждый день! Вот принцип узкого пути!
Ещё какие сложности на узком пути?

Смотри, куда ступаешь!

Нужно всё время смотреть под ноги – куда ступить. Каждый шаг должен быть под контролем. Кто ходил по лесным тропинкам, знает это: то корень торчит из земли, то камень, то лужа… То тропинка начинает делать неожиданные повороты…

Трудно? Да, не просто! Так и на христианском пути каждый шаг должен совершаться обдуманно, с мыслию: а правильной ли дорогой я иду? А соответствует ли то, что я собираюсь делать Писанию?

Прит.4:25-29 «Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.

Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.

Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла, «

Никуда не сворачивай!

Но на узком пути подстерегает ещё одна сложность.
Кто ходил по часто посещаемому лесу, тот помнит, что тропинку, по которой мы движемся, очень часто под разными углами пересекают другие тропинки и потому чрезвычайно сложно удержать правильное направление.

В христианской жизни также очень велик соблазн время от времени перейти на другую тропу, на чужую.
Видишь чьи-то успехи и тут же мыслишка, а давай-ка и я попробую себя на этом поприще!
А тропинка-то чужая, не твоя! И потому успеха на ней тебе не будет!

Мы сегодня уже вспоминали слова Иисуса: возьми крест свой и следуй за мной!
Но иногда мы пытаемся свой крест положить на краю тропинки, а вцепится и тащить чужой. Вот только кончается это, как правило, всегда печально. Известная история с царём Израильским Озией:

2Пар.26:15-20 «И сделал он в Иерусалиме искусно придуманные машины, чтоб они находились на башнях и на углах для метания стрел и больших камней.

И пронеслось имя его далеко, потому что он дивно оградил себя и сделался силен.

Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель , и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить на алтаре кадильном.

И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных, и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не тебе это в честь у Господа Бога.

И разгневался Озия, — а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного.

И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его.

И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь».

Давайте каждый нести свой крест и следовать за Христом по своему узкому пути!

Быстрее батьки…

И ещё одна неприятность возможна на узком пути.

И опять мы обратимся к аналогии с тропинкой в лесу:
Помните это постоянное желание срезать путь?! Тропинка идёт вокруг полянки, а мы, не долго думая – «навпростець»! А там – болото! А сапоги – короткие!
С кем такое бывало?

Давайте представим себе, что на наших узких путях впереди нас всегда как будто бы идёт Иисус!
Что произойдёт, если мы решим срезать путь?!
Правильно! Если нам удастся опять выйти на нашу тропинку, мы пойдём впереди Христа! А чё?! Круто! Будем прокладывать путь Иисусу!!!
Только вот думаю, что это ещё никому не удавалось! А вот искупавшихся в духовном болоте – ой, много!

Уважаемые любители сделать дело Божье побыстрее! Помните хорошую украинскую пословицу: Хто прямує, той дома не ночує!
Помните, как говорил Эклизиаст: всему своё время под солнцем… и далее – по тексту!

Каждому из нас путь дан Богом и важно пройти этот путь за Богом от тесных ворот до жизни вечной от начала и до конца:

Ис.48:17 «Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти».

Надейся на Господа

Узкий путь указывает ещё на одну, обязательную черту христианской жизни:
С одной стороны, мы в церкви, среди братьев и сестёр и здесь всегда поддержат и помогут.

Но с другой стороны, то же слово Божие предупреждает:

Иер.17:5-8 «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.

Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь.

Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод».

Это делается для того, чтобы основную надежду мы возлагали именно на Бога.
И в этом отношении, мы как бы одни, наедине с Богом на этом узком пути!
А рассчитывать на поддержку со стороны человека можно тогда, когда твоё сердце не удаляется от Господа! В этом случае Бог может и сердце врагов твоих расположить для помощи тебе!

» Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним». (Прит.16:7)
И человек разумный в этом случае понимает, что не Миша, Гриша, Федя помогли тебе в трудностях на твоём пути, а помог через Мишу, Гришу, Федю сам Господь!

Конец пути

И, наконец, самое главное – это конец узкого пути.
В отличии от широкого, конец узкого пути – вечная жизнь:

Матф.19:27-29 «Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?

Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в будущей жизни, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. (это для апостолов!)

(А вот это уже для каждого из нас!) И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную».

И ради этого стоит пройти и тесные врата, оставляя многочисленные мирские достоинства за порогом и пройти этот трудный узкий путь за Иисусом Христом!
Итак, мы сегодня размышляли над двумя стихами из Евангелия от Матфея:

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». (Матф.7:13,14)

Мы увидели, что…
…к сожалению, большая часть людей ни за что не соглашаются подчиняться Богу, как в древности, так и теперь;
…мы определи, что тесные врата и узкий путь является таким потому, что только Иисусом Христом мы входим на территорию спасения, только с Ним можем успешно пройти этот путь и только Он даст нам вечную жизнь, к которой мы стремимся (а все другие варианты ведут к погибели);
…мы заметили, что проход через тесные врата вынуждает нас многое оставить за их порогом;
…мы согласились, что через тесные врата человек проходит один;
…мы приняли, что за порогом тесных врат начинается территория Бога, на которой действуют несколько иные правила;
…мы прочувствовали, что по узкому пути нужно идти, прилагая усилия, и что у каждого этот путь свой;
…мы убедились, что каждый шаг на дороге в небеса должен быть продуман, так как дорога эта сложна;
…мы задумались о том, что нужно придерживаться именно своего пути, не сползая на чужие;
…мы стали осторожнее, опасаясь спрямлять дорогу, а стараясь следовать именно ней;
…мы наполнились уверенностью, что на нашем пути нам всегда поможет Господь.
…и мы совершенно убеждены, что в конце нашего узкого пути нас ожидает вечная жизнь!!!

Аминь

Проповедник: брат А.

Ваш личный вклад в Прославление Бога

Ты можешь помочь напечатать и бесплатно разослать по русскоязычным церквям мира Сборник Молитв в Стихах «СЛАВОСЛОВИЕ» (1500 !!! ХРИСТИАНСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ)

Для пожертвований

Тюремное служение

!!! Эксклюзив !!!

Наши Богослужения в Бучан- ской колонии строго режима обогатились необычным Слу- жением Примирения.

Заключённые преступники бла- годаря Служению Примирения имеют возможность попросить прощения у своих родных и у своих жертв лицом к лицу через видеообращение.

Десятки случаев восстановле- ния семей!

Мы готовы поделиться опытом!

Молитвы в стихах

!!! Эксклюзив !!!

Наша Церковь — родоначальница подобного служения!!!

Молитвенные «Славословия» – стихотворные молитвы, создаваемые в Служении Прославления.

К каждому служению Хлебо- преломления (раз в месяц) и праздничным Богослужениям пишутся новые молитвы в стихах.

Таких стихотворных молитв в нашей церкви создано уже более 1 500 !!!

Мы готовы поделиться опытом!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *