Во христе нет ни эллина ни иудея

Нет ни эллина, ни иудея

Апостол Павел. Рембрандт (1606—1669)

Выражение «Нет ни эллина, ни иудея» о том, что все люди равны. Оно происходит из Послания Святого апостола Павла к Колоссянам.

Известно, что Церковь из язычников в городе Колоссы была основана учеником Павла — Епафрасом. Он прибыл в Рим к апостолу Павлу, где тот находился под арестом, за советом как управлять Колосской Церковью в свете угроз лжеучений.

Апостол не оставил просьбу своего ученика без внимания и направил горожанам своё Послание. Случилось это между 62-м и 64-м годом.

И вот Павел писал:

«Отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос».

В своих наставлениях христианам апостол призывает их освободиться от страстей и украшать себя добродетелями, которые соответствуют существу нового человека. Обновившись, христианину стоит забыть о своих национальных и общественных преимуществах.

Эту же мысль апостол Павел высказывал и ранее, в послании к Галатам, которое было написано им в конце 54-го, начале 55 года.

Церковь в Галатии — области в Малой Азии — апостол Павел основал в своё второе апостольское путешествие. Галаты хорошо приняли апостола, однако после его отъезда, попали под влияние сторонников обязательного исполнения иудейского закона. Желая предотвратить галатов от такого влияния, Павел пишет им Послание. Его целью было утвердить их в мысли, что для перешедшего в христианство язычника не нужен закон Моисеев, и без этого он становится наследником обетований, данных Богом Аврааму.

Прочтём:

«Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского по­ла, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники».

С дохристианских времен до нас дошли слова, авторство которых приписывают древнегреческому философу Фалесу. Он говорил, что за три вещи благодарен судьбе: во-первых, что он человек, а не животное; во-вторых, что он мужчина, а не женщина; в-третьих, что он эллин, а не варвар. Еврейские раввины к этому добавляли благодарность, что Бог сотворил их не язычниками и не рабами.

Апостол Павел же призывает думать иначе. Через Христа каждый человек становится одинаково достойным с другими в Боге.

В современном русском языке оборот «нет ни эллина, ни иудея» выражает идею равенства всех людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *