Воскресенский собор Арзамас

Православный Арзамас: храмы и достопримечательности, история города и духовная связь с Дивеево

Поделитесь с родными и друзьями:

Арзамас – старинный купеческий город, привлекающий к себе туристов. Здесь есть что посмотреть и верующему человеку, и тем, кто увлекается родной историей и культурой, ведь история Арзамаса вплетается в историю страны. Но не менее тесные узы связывают этот старинный город с Дивеево. Но обо всем попорядку.

Читаем также как добраться из Арзамаса до Дивеева

Арзамас – город Церквей

Город Арзамас был основан в 1578 году. Иван Грозный проходил здесь со своим войском, когда шел походом на Казань.

Развивался город – по тем временам – стремительно, и уже в XVII столетии имел огромное торговое значение. Интересный факт, что даже для дореволюционного города, Арзамас был своего рода чудом. В нем было возведено более 30 церквей и открыто 4 монастыря! И это были не просто маленькие церквушки! Строительство велось с поистине столичным размахом. Вот что об этом говорят писатели.

«Много видел в Москве церквей, а в Арзамасе кроме церквей ничего не видел»

– это изречение принадлежит князю Владимиру Соллогубу, современнику Пушкина, который был покорен Арзамасом. А вот что писал о городе в 1916 году К. Паустовский.

«Куда ни взглянешь – всюду было такое обилие золоченых, похожих на яблоки куполов, что казалось, этот город был вышит в золотошвейной мастерской, руками искусных женщин».

Сколько церквей в Арзамасе: главные храмы и монастыри

Спасо–Преображенский монастырь

Первый мужской монастырь в Арзамасе был основан царем Иоанном Грозным как миссионерский форпост на земле, где подавляющее большинство населения составляла языческая мордва. На территории монастыря построили Спасо-Преображенский собор (1638-1643), сохранившейся до наших дней. Это чуть ли не первое каменное строение в городе.

Воскресенский собор

Этот храм возведен в честь победы в войне 1812 года и является памятником героизму русских воинов. Интересно, что собор полностью построен на энтузиазме и на пожертвования горожан без каких-либо указаний сверху. Примечателен и тот факт, что люди жертвовали не только деньги. Почти каждый дееспособный гражданин старался поучаствовать в строительных работах: лепил или обжигал кирпичи, плавил руду, перевозил грузы.

Закладка собора произошла в 1814 году по проекту арзамасца Михаила Петровича Коринфского, талантливого архитектора. Он был слушателем Художественной Академии Петербурга и принимал участие в строительстве Казанского и Исаакиевского соборов. Неудивительно, что Воскресенский собор в Арзамасе так похож на храмы Петербурга.

Воскресенский собор – не отапливаемый и церковные службы там справляют в летний период – с Пасхи до Покрова. В зимнее время приход переходит в теплый храм – церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник».

Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник»

Церковь возведена в 1794 году на месте старого храма. Внешне лишенный пышных украшений, храм удивляет внутренней отделкой. Особенно поражает изящный резной иконостас, выполненный мастерами – братьями Мирящевыми.

Свято-Николаевский монастырь

Свято-Николаевский женский монастырь располагается рядом с Воскресенским собором. Его основание датируется 1580 годом. В XIX монастырь прославился женскими рукоделиями. Около 1840 года там появился необычный промысел: вязаные ботинки и сапожки из разноцветной шерсти с узорами в виде цветов и листьев. Городские модницы были покорены новой обувью, в монастырь посыпались заказы. Но монастырь с ними не справлялся и вскоре горожанки сами освоили новый промысел.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Это белый храм, построенный в стиле барокко в 1775-1784 годах. Высокая колокольня составляет единое целое с церковью.

Храм Рождества Христова

Церковь Рождества Христова является еще одним детищем «золотого века» Арзамаса. В 1845-1852 годах ее построили благодаря пожертвованиям арзамазского купца Заяшникова. Проект храма был составлен архитектором Константином Тоном. После долгих лет запустения в 1990 году церковь вновь была открыта.

На данный момент эту церковь, а также храм в честьСмоленской иконы Божией Матери, отдали Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. С 1998 монастырь восстанавливает разоренные церкви и устроил здесь свое подворье.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Церковь Владимирской иконы Божией Матери была построена в 1802 году вместо пришедшей в негодность Зосимовской церкви. Выполненный в стиле классицизма, храм заметно отличается от церквей того же времени постройки. Он увенчан ротондой с круглыми окнами и высокой колокольней с широким шпилем.

Церковь святого Духа

Храм заложен в 1752 году, в 1766 году основные работы были завершены. Но несмотря на то, что спустя год освятили главный алтарь, отделочные работы продолжались еще 11 лет.

Из Арзамаса в Саровскую пустынь

Самая главная связь Арзамаса с Дивеевом не в основных туристических и паломнических маршрутах, ведущих из города в Дивеевскую обитель. Дело в том, что благодаря Арзамасу, а точнее, иноку Арзамаского Введенского монастыря, и зародилась Саровская пустынь, где впоследствии подвизался преподобный Серафим Саровский.

Вышеупомянутый инок, Иоанн Федоров, решил уединится в саровском лесу, где и подвизался в молитвенном подвиге 7 лет. Впоследствии он построил храм, в 1706 году основал монастырь, стал его настоятелем и в 1711 году написал общежительный устав.

Спустя столетие из Арзамаса вновь пришел в Саровскую пустынь человек, но на этот раз художник Осип Семенович Серебряков. За пять лет до кончины преподобного Серафима Саровского он нарисовал его портрет.

Родом из Арзамаса была и великая дивеевская подвижница – блаженная Пелагея Ивановна. Свой подвиг она начала еще в городе. Но в 1837 году ее забрали с собой в монастырь дивеевские монахини, чем и исполнили батюшкино пророчество о блаженной. В обители она прожила 46 лет, а ныне причислена к лику местночтимых святых. Ее мощи покоятся в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря.

Светский Арзамас и его достопримечательности

Исторический центр города практически сплошь занимают узкие улочки. От соборной площади идут торговые ряды, где почти каждое здание – памятник архитектуры или отголосок той, купеческой эпохи.

С 1802 году Профессор живописи А.В.Ступин основал в Арзамасе первую и единственную в России провинциальную школу живописи. В ней могли учится представители всех сословий, включая крепостных. Именно в этой школе учился замечательный русский художник В.Г Перов. Ученики Ступинской школы живописи принимали участие в росписи арзамаских храмов, писали картины.

Но город хранит и другие тайны. Здесь находился в ссылке писатель Горький. Отсюда родом Гайдар, и в Арзамасе есть музей его имени, где можно узнать историю семьи советского писателя и вехи его творчества.

Часть городского парка занимает дендрарий с разнообразными видами растений средней полосы.

В Арзамасе есть свой театр, причем очень хороший для провинциального города. В трупе играют настоящие артисты и энтузиасты. И горожане любят свой театр, практически все спектакли проходят при полных залах благодарных зрителей.

Как и в любом современном городе, в Арзамасе соседствует прошлое и настоящее. Новые районы разрастаются и поглощают историческую часть. И сейчас здесь можно встретить весь набор большого города: кинотеатр, торговые центры, кафе и гостиницы, центры развлечений. Все, как и везде. Но – удивительная вещь – атмосфера в Арзамасе особенная, как будто город окутан молитвой его прошлых насельников. Он уютный и добрый, гостеприимный.

Татьяна Страхова

Воскресенский собор в Арзамасе. Здесь дышится легко…

Реклама

Столь велико мое восхищение Воскресенским собором в городе Арзамасе, что я вынесла рассказ о нем в отдельный пост, хотя статья об Арзамасе уже написана и об этом соборе, как основной достопримечательности города, главной доминанте местных пейзажей, рассказано. Но, как говорится, не могу молчать. Лично меня потрясло в этом храме многое — и столичный масштаб этого нестоличного храма, и уникальные монохромные фрески, и большое количество красивых старинных икон, особенных святынь, и, конечно, его интересная история.
Сожалею только об одном — что пробыли мы там мало, осмотрели быстро, на одном дыхании, и поехали дальше… Располагается собор в историческом центре города — на Соборной площади. И, конечно, это первая достопримечательность Арзамаса, которую видит каждый, кто приезжает познакомиться с этим старинным русским городом. Впрочем, как можно не увидеть величественный собор, стоящий на высоком холме и заметный даже издалека?

Столичный масштаб

Действительно, первое, что бросается в глаза, это его огромные размеры и монументальность. Собор достойный Петербурга, не меньше.
Если говорить в цифрах, то Воскресенский храм, который в плане составляет крест, стоящий на квадрате, имеет размеры 64 х 64 метра и высоту 47 метров.
В Советском Союзе Воскресенский собор в Арзамасе был самым большим действующим храмом. Полагаю и сейчас, у него немного конкурентов в этом вопросе, хотя в первую 10-ку самых больших храмов России он все-таки не входит. В истории храма бывали торжественные события, когда в дни торжеств под его крышей собиралось до 12 000 человек — количество, сопоставимое с такими гигантами, как Храм Христа Спасителя в Москве.

Два века Воскресенского собора

Воскресенский собор не просто храм, это еще и памятник, потому что был построен в честь победы русского народа над Наполеона в 1812 году. Годы строительства: 1814-1842. В этом, 2014 году, исполняется 200 лет с того момента, как было начато строительство собора.
Из 24-х лет создания этого шедевра лет 7 ушло на строительство стен, кладку кирпича, а 21 год — на внутреннюю отделку и роспись.
Автор Воскресенского собора, архитектор Коринфский, был уроженцем Арзамаса. Успешно отучившись в Петербурге (один из учителей — знаменитый зодчий Воронихин, создавший Казанский собор), молодой талантливый архитектор приехал в родной город с проектом собора столичного масштаба, очень похожего на тот, который он строил со своим любимым учителем.
В Советское время храм хотели взорвать. Поднялась большая шумиха, храм отстояли. Но здесь устроили Музей атеизма. К счастью, просуществовал он недолго. Уже в конце Великой Отечественной войны храм вернули церкви.

Фрески. На одном дыхании

Роспись в храме особенная — и по своей технике и по масштабу полотен. На четырнадцати картинах с библейскими сюжетами изображены фигуры размером в человеческий рост и даже больше.
Практически все фрески в храме монохромные, сделанные в технике альфреско. Техника эта предполагает работу тушью по сырой штукатурке. Работа, можно сказать, ювелирная, на одном дыхании. Стоило упустить время, и дать штукатурке высохнуть, ее отбивали и всю работу повторяли вновь. Мастера, которые сотворили это чудо — Осип и Александр Серебряковыми (отец и сын). Впоследствии Осип Серебряков написал портрет Серафима Саровского, ставший самым известным из всех известных его портретов. Цветовая гамма фресок — светло-коричневая. Благодаря столь спокойным цветам, а также наличию 24 окон, храм смотрится изнутри просторно и светло. Это видно по фотографиям. Пожалуй, нигде я не встречала таких «воздушных» соборов. Здесь дышится легко.

Святыни. Русский «Босх» XVI века

В соборе огромное количество старинных икон: Казанская икона Божией Матери, мироточащая икона Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»), икона Божией Матери «В родах Помощница», икона святых благоверных князя Петра и княгини Февронии с частицами мощей, несколько образов Серафима Саровского. Почти все из них, как ни странно, сохранились благодаря тому, что находились в соборе в ту пору, когда здесь размещался Музей атеизма.
Главных святынь в Воскресенском соборе две: чудотворный Животворящий Крест Господень и чудотворный резной образ Николы Можайского (одна из самых старых в Арзамасе — XVI век). Самая древняя икона в храме — икона Воскресения Христова (также XVI век)- подарок Ивана Грозного. Располагается она справа от Креста. Вот она на фотографии — встроена в большую икону. Мне понравилось, как интересно охарактеризовал икону Nosikot, автор фотографии, на которой изображена икона Воскресение Христа (см. ниже) — русский «Босх» 16 века. Хорошее определение, отражающее уровень произведения. *****
Для себя я сделала вывод: посещая храмы такого уровня, надо быть все-таки готовым к тому, что там увидишь. Мне важно знать историю и ценность, значимость икон, хотя я понимаю, что каждый святой образ бесценен, и молиться можно у каждой иконы. Можно, искренняя молитва всегда будет услышана. И все-таки знать надо. Иконы — не только религия, иконы — история нашего Отечества. Какое же счастье, что историю мы можем изучать по таким образцам и в таком светлом месте…

Когда мы были в соборе, одна из непроходных дверей была открыта, можно было выглянуть наружу. Вот такой вид открывался оттуда. Слева — на Никольский монастырь и Соборную площадь,

справа — на Смоленскую церковь в селе Выездное. С легким сердцем мы покидали Воскресенский собор. Впереди нас ждало Дивеево.
В статье использованы фотографии:
— Креста и иконы Николы Можайского с сайта arzblag.ortox.ru — Креста и иконы Воскресения Христова c сайта nosikot.livejournal.com
Не хотите пропустить новую статью?
Подпишитесь на новости!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *