Вознесение иисуса христа

Вознесение Господне

Вознесение Господне — подвижный двунадесятый праздник, совершаемый в сороковой день после Пасхи, то есть он всегда бывает в четверг шестой недели после Пасхи. В этот день вспоминается, как после воскресения Исус Христос привел своих учеников на Елеонскую гору и вознесся на небо, а также дал обещание о Своем втором пришествии. Этот праздник, установленный еще во времена апостолов, ежедневно вспоминают все православные христиане, читая Символ Веры.

Вознесение Господне. Событие праздника

После своего Воскресения Господь многократно являлся своим ученикам. Об этом повествуют все евангелисты. О событиях после Пасхи и Вознесении Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа рассказано в заключительных главах двух Евангелий: от Марка (Мк. 16:19-20) и от Луки (Лк. 24:50-53). Об этом говорится и в книге Деяний апостольских, составленной евангелистом Лукой:

Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Исус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Исус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:1-11).

«Днесь от горы Масличныя вознесеся во славе». Это настолько важное событие, что в православном Символе Веры оно упоминается вслед за Воскресением Христовым:

И# воз8шeдшаго на нб7сA, и3 сэдsща nдеснyю nц7а. И# пaки грzдyщаго со слaвою, суди1ти живhмъ и3 мeртвымъ, є3г0же цrтвію нёсть концA.

Господь Исус Христос вознесся на небо на глазах Пресвятой Богородицы и апостолов с Елеонской (Масличной) горы. В конце XIX века при раскопках здесь были найдены мозаичные полы византийских церквей VI–VII вв.

Вознесение Господне. История праздника

Изначально празднование Вознесения и Пятидесятницы не разделялось. Пятидесятницу считали особым периодом церковного года, наступающим после Пасхи, а не отдельным праздничным днем. Большинство исследователей считает, что празднование Вознесения и Пятидесятницы (Троицы) разделилось после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381 год).

Празднование Вознесения Господня было установлено еще во времена апостольские. О том, что в сороковой день после Пасхи совершается празднование Вознесения, пишет святитель Григорий Нисский (IV век). Говорил об этом в своих проповедях и святитель Иоанн Златоуст (IV век). Паломница Этерия, посетившая Палестину в IV веке, сообщала, что на праздник Вознесения христиане Иерусалима собираются на горе Елеон — в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо, и там совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем.

Не случайно Вознесение отстоит от Пасхи на 40 дней. Этот период времени многократно упоминается в Священном Писании: 40 дней и ночей лил дождь во время всемирного потопа, 40 лет Моисей водил евреев по пустыне Синайской, по закону Моисееву в 40-й день от рождения родители должны принести младенца в Храм, 40 дней постился Господь в пустыне после Своего Крещения. Таким образом, сорокадневный период является значимым в христианской истории и традициях.

Вознесение Господне. Богослужение

Накануне Вознесения совершается отдание Пасхи. Вечером в среду начинается праздничная служба, структура ее схожа с прочими двунадесятыми праздниками. Тексты песнопений описывают восхождение Господа на небо и встречу Его ангелами, а также поясняют символический смысл события праздника:

Го́споди, та́инство е́же о́т века сокрове́нное и от родо́в, испо́лнив я́ко Бла́г, прии́де со ученики́ свои́ми на́ гору Елео́нскую, име́я ро́ждьшую Тя́ Творца́ все́х и Соде́теля. И́же бо при Стра́сти Твое́й ма́терьски па́че все́х боле́зновавшей, подоба́ше бо и сла́вою пло́ти Твое́й, премно́гой наслади́тися ра́дости. Ея́же и мы́ причасти́вшеся, е́же на небеса́ восхо́да Твоего́ Влады́ко, вели́кую Твою́ ми́лость, ю́же на на́с бы́вшую сла́вим.

За вечерней службой читаются также три паремии — отрывки из ветхозаветных книг, содержащих пророчества о Вознесении Господа. В первой паремии (Исаии II, 2-3) содержится пророчество о горе́ дома Господня, к которой потекут все народы и скажут: приидите, войдем на гору Господню, в дом Бога Иаковля, и Он научит нас путям своим; во второй (Исаии LXII, 10-12, LXIII, 1-3, 7-9) предска­зывается о величии и славе Спасителя; в третьей (Захар. 14, 1, 4, 8, 11) предсказывается, что Господь станет на горе Елеонской и в тот день будет Господь Царем над землею:

Се день грядет Господень, и станут нозе Его в день ин на горе Елеонстей, прямо Иерусалима, на восток солнца.

На Утрени читаются два канона. Они составлены преподобными Иоанном Дамаскиным (VIII век) и Иосифом Песнопевцем (IX век). По преданию, кондак и икос празднику составлены преподобным Романом Сладкопевцем (V век).

————————

Библиотека Русской веры
Канон Вознесению Господню →

Читать онлайн
————-

С праздником Вознесения Господня совпадает иногда день памяти великого святого. На этот случай в богослужебном Уставе имеются указания, как совместить обе службы.

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Вознесeсz во слaвэ хrтE б9е нaшъ, рaдость сотвори1въ ўчн7кHмъ свои1мъ њбэтовaніемъ с™aгw д¦а, и3звэщeніе пріє1мше ћвэ бlгословeніz рaди, ћкw ты2 є3си2 сн7ъ б9іи и3збaвитель мjру.

Русский текст

Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, доставив радость через обещание им Св. Духа, и заверив (утвердив) их через Твое благословение, что Ты Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Е$же њ нaсъ соверши1въ смотрeніе, и3 ћже на земли2 соедини1въ с8 нбcными, вознесeсz во слaвэ хrтE б9е нaшъ, и3 никaко же tлучazсz, но пребывaz не tстyпнw, и3 вопіS лю1бzщимъ тz, ѓзъ є4смь съ вaми, и3 никто2 же на вы2.

Русский текст

Совершив наше спасение, Христе Боже наш, и соединив земное с небесным, Ты вознесся во славе на небеса, но не покинул и земли, неотступно пребывая на ней и взывая любящим Тебя: «Я с Вами, никто против вас».

Вознесение Господне. Народные традиции

Вознесеньев день — последний весенний праздник на Руси. «Дошла Весна-Красна до Вознесеньева дня, послушала в последний раз, как «Христос Воскрес» поют, — тут ей и конец пришел!» — говорят в народе. «Весна с Вознесенья на небо возносится — на отдых в рай пресветлый просится!» — можно услышать в поволжских деревнях. «Не век девке невеститься: на что весна — красна, а и та на Вознесенье Христово за лето замуж выходит!», «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день — прокукует кукушкой, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется!», «Цвести весне — до Вознесенья!», «Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч Весна-Красна лень, летом обернется-прикинется — за работу в поле примется!» — гонятся одна за другой русские пословицы. А весна и вправду со дня Вознесения Господня уступает на политой трудовым потом русского пахаря земле место жаркому лету с его работами.

По старинной примете, в канун Вознесения Господня и соловьи звонче поют, чем во все остальное время. Знают словно и они, что это последняя ночь пребывания воскресшего Христа на земле. Поэтому нельзя в этот день соловья, птицу певчую, подстерегать-ловить. Кто поймает — ни в чем тому целый год спорины не будет, вплоть до нового Вознесеньева дня.

По народному преданию, сорок дней ходит Спас по земле, с Воскресенья до Вознесенья: «К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают — Христа-Батюшку в небесные сады потаенной молитвою провожают».

С праздником Вознесения Господня связано у песнотворца-народа древнее сказание о каликах перехожих. По народному представлению, со Светлого Христова Воскресения до Вознесенья тяжкий грех отказать нищему-убогому-захожему в посильной милостыне; грешно не поделиться с просящим во имя Христово, если есть чем поделиться.

«Веселятся небеса,
И радуется земля
Вкупе с человеки,
Всегда и вовеки,
Все ангелы, архангели,
Небесных силы,
Апостоли, пророцы
С мученики святыми,
С преподобными со всеми,
Угодники Господни!» —

воспевают убогие люди Божии, сидящие у церковных папертей в день Вознесения Господня с чашками в руках.

«Вознесыся на небеса, Боже!
Милость Твою кто изрещи може?
Уста Твоих верных
О безсмертных
Не могут вещати.
О чудеси, на небеси и в мори!
Славы Твоея полна земля, горы,
Холмы торжествуют,
Ликоствуют,
Зрят Господню славу.
Масличная гора веселится,
Егда Господь в небо возносится»…

На праздник Вознесенья в деревнях пекли пироги с зеленым луком, а главное особенное кушанье — хлебные «лесенки. Такие лесенки делались обязательно с семью перекладинками, как бы ступеньками, по числу семи небес апокалипсиса. Прежде эти пироги и лесенки освящались в церкви, относились на колокольню и бросались вниз на землю. При этом, конечно, гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть гадающему. Когда все семь ступенек оставались целы, это указывало гадальщику прямой путь на небо, и наоборот: если лесенка разбивалась в мелкие куски, то тем самым обнаруживала страшного грешника, который ни на одно из небес не годится.

Во многих местах существовал обычай ходить на Вознесенье в гости по родным и знакомым. Это в старину называлось «ходить на перепутье», причем гости приносили хозяевам в подарок лесенки, испеченные из пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем. На старой Москве было в этот день веселое гулянье весеннее — по площадям, вокруг церквей.

Вознесение Господне. Иконы

В восточной части христианского мира до конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы еще совершалось вместе, на пятидесятый день после Пасхи. Западная паломница Эгерия, побывавшая в Святой Земле около 381–384 гг., сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, идут «на то место, откуда Господь вознесся на небо», и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о празднике. Вероятно, вследствие единого празднования в раннехристианском искусстве встречаются изображение Вознесения и Пятидесятницы в одной композиции, например, на происходящей из Палестины ампуле, которая служила сосудом для святынь, привозимых из паломничества. В этой миниатюрной композиции Бог Дух Святой изображен в виде голубя, нисходящего из широко раскрытой десницы Бога-Отца.

Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение как отдельный праздник на сороковой день после Пасхи. К V веку относятся первые дошедшие до наших дней изображения Вознесения, в частности, датируемый началом V века аворий — резная планкетка из слоновой кости.

В аворий вписаны две сцены: внизу изображены Жены-мироносицы у Гроба Господня, вверху — Вознесение. Исус Христос поднимается по склону горы, держась при этом за десницу Бога Отца, протянутую из сегмента, символизирующего Царство Небесное. На резной деревянной двери римской церкви Санта-Сабина (ок. 430 г.) Вознесение изображено уже в более традиционном виде, хотя и с некоторыми особенностями, характерными для раннехристианского искусства. В центре верхнего регистра представлен Спаситель, возносящийся во славе, изображенной не просто как ореол (медальон), а как большой лавровый венок.

В силу теофаничности изображение Вознесения помещалось в самой иерархически значимой зоне храма — на своде купола. Существует предположение, что именно Вознесение было изображено в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной святым Константином Великим. Эта композиция была на своде купола в церкви Св. Софии в Фессалонике, храмов Каппадокии, церкви св. Апостолов в Пече, соборе Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, церкви св. Георгия в Старой Ладоге, Преображенской церкви на Нередице и других.

На миниатюре «Кодекса Раввулы», происходящем из Сирии, Вознесение изображается на фоне живописного горного пейзажа. Кроме крылатых тетраморфов, у основания мандорлы (овала, символизирующего славу и сияние Божества) помещены некие огненные колеса, которые видел пророк Иезекииль. Вся изображенная «конструкция» напоминает античную колесницу, которой правит Господь.

В искусстве средневизантийского периода Спаситель изображался восседающим на престоле, на радуге или на небесной сфере. Такой вариант изображения утвердился в иконографии, поскольку он наилучшим образом передает догмат, изложенный в тексте Символа Веры: «…И# воз8шeдшаго на нб7сA, и3 сэдsща nдеснyю nц7а…».

В Древней Руси композиция Вознесения представлена в купольных росписях IX–XII веков — в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице. В последней барабан купола опоясывал текст надписи, отделявший изображение Христа и ангелов от пояса апостолов. 2-й и 6-й стихи 46-го псалма: «Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне», — прославляли уже вознесенного Господа, завершение Его искупительной миссии на земле.

В русских иконостасах Вознесение появляется в составе праздничного ряда с середины XIV века. Многочисленные иконы имеют единую композицию. Богоматерь в центре, два ангела, указывающие на небо, и двенадцать учеников славят Христа, изображаемого в славе, которую поддерживают ангелы. Поза и жесты Богоматери различаются. Чаще всего Она представлена фронтально, с молитвенно воздетыми или согнутыми у груди руками. Апостолы изображаются в различных положениях. На тверской иконе середины XV века ученики Христа не стоят двумя статичными и упорядоченными группами. Каждый из них охвачен движением: один, держась за голову, смотрит в небо, другие различными порывистыми жестами указывают вверх, апостол же, стоящий справа от Петра, наоборот, смотрит вниз, сложив руки для принятия благословения.

В псковской иконографии Вознесения в XVI веке появляется новая существенная деталь. В центре образа под славою Господа изображается камень с отпечатками стоп Спасителя. Очертания камня с отпечатками стоп отчетливо читаются на иконе 1542 года из Нововознесенской церкви Пскова (Новгородский музей) и иконе середины XVI века из праздничного ряда псковской церкви Николы со Усохи (ГРМ). В обоих образах в верхней части иконы изображены трубящие ангелы.

На иконе начала XVII века строгановского мастера Михаила из Благовещенского собора в Сольвычегодске (ГРМ) представлен не только камень Вознесения, но редкая иконографическая подробность. В композицию нижнего ряда включена дополнительная сцена «Благословение апостолов», согласно евангельскому рассказу непосредственно предшествовавшая Вознесению (Лк. 24: 51).

Многочисленные образы Вознесения передают главную радость праздника — радость о Христе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца.

Храмы во имя Вознесения Господня

Праздник Вознесения Господня издавна почитается на Руси. Во имя его освящали храмы и строили монастыри. Так, в 1407 году княгиня Евдокия Дмитриевна, супруга Дмитрия Донского, основала в память о муже в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь, в котором постриглась и сама под именем монахини Евфросинии. После смерти она была погребена в главном соборе монастыря — Вознесенском. Храм стал усыпальницей княжеских жен и дочерей. Среди них — супруга Василия I София Витовтовна, жена Ивана III София Палеолог, мать Ивана Грозного Елена Глинская, первая супруга грозного царя Анастасия Романовна, Ирина Годунова — жена царя Федора Ивановича и сестра Бориса Годунова. Там же были похоронены Марфа Ивановна — мать первого государя династии Романовых Михаила Федоровича и мать Петра I Наталья Кирилловна. После 1917 года монастырь был закрыт, в 1929 разрушен. На его месте теперь стоит административный корпус Кремля. При разрушении Вознесенского монастыря захоронения княгинь и цариц были перенесены в подвалы Архангельского собора.

Другие Вознесенские монастыри и храмы сохранились до нашего времени. В Пскове сразу две обители были посвящены этому празднику: Старовознесенский, упоминаемый в летописях с 1420 года, и Нововознесенский, главный храм которого был построен в 1467 году.

Другая известная церковь Вознесения Господня была построена в 1532 году в селе Коломенском на Москве-реке. Это первый каменный шатровый храм на Руси. Он кажется не очень высоким, и только издалека становится понятно, насколько огромен этот храм, построенный по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола. Строили его предположительно итальянские мастера.

Старообрядческие храмы во имя Вознесения Господня

Старообрядцы продолжили древнерусскую традицию строительства Вознесенских храмов. Сегодня престольный праздник отмечают община Русской Православной старообрядческой Церкви в пос. Баранчинский Свердловской области и белокриницкие приходы в городах Тульча, Тыргу Фрумос и с.Новенькое. В США — Покрово-Вознесенский белокриницкий приход г. Вудбурна.

В честь Вознесения освящен храм Русской Древлеправославной Церкви в г. Злынке Брянской области.

Храмовый праздник сегодня и в общинах Древлеправославной Поморской Церкви в Литве — Ладзияйской (Некрунской) и Турмантасской.

Воскресение Христа и его вознесение

18 Декабрь 2014 Vadar

Предыдущая статья: Самый тонкий смартфон в мире

Следующая статья: Президент Азербайджана принял членов футбольного клуба Карабах

Весть о воскресение Христа.

Мария Магдалина и другие женщины рано утром отправились к пещере, чтобы смазать тело Христа благовониями. Идя, они размышляли над тем, как отворить камень. Однако подходя, они увидели, что камень отвален, а тела нет. Мария отправилась к апостолам, чтобы сообщить им о случившимся. Остальные женщины вошли в пещеру и увидели сидящего на камне ангела. Он возвестил им о воскресение Христа. Выйдя, женщины побежали от гроба. Их объял трепет и ужас, они никому ничего не рассказали.

Воскресение Христа — одна из наиболее известных событий в христианстве.

Вскоре после этого ко гробу Иисуса прибежали Петр и Иоанн. Иоанн был молод, поэтому бежал быстрее Петра, и первым оказался у гроба. Наклонившись он увидел погребальные пелены Иисуса, но побоявшись не вошел во внутрь пещеры. Петр же вошел во гроб. Он тоже увидел пелены и лежащий отдельно сударь – повязку, которая была на голове Иисуса. Увидел и уверовал в воскресение Христа.

Вознесение Христа.

Вечером того же дня Иисус Христос явился к своим ученикам. Те испугались, приняв его за привидение. Но Христос убедил их в том, что он настоящий. Он собрал 11 своих учеников на горе и наказал им нести его учение в народы.

На 40-ой день Иисус Христос снова явился к своим ученикам и велел им оставаться в Иерусалиме до тех пор, пока не снизойдет на них Дух Святой.

Иисус Христос вместе с ними отправился на Елеонскую гору, и они увидели его вознесение на небо. После того, как Иисус Христос скрылся с их глаз, к ним снизошли два ангела. Они сообщили ученикам весть о том, что как Иисус Христос вознесся на небо, так он и вернется во второй раз.

Ученики немедленно отправились в Иерусалим и на пятидесятый день, во время молитвы, на них снизошел Дух Святой. Огненные языки опустились на каждого апостола и после этого они стали говорить и проповедовать на языках, которых раньше не знали.

Это означало, что начался период апостольской проповеди и завершился Новый Завет.

Иисус Христос завещал Иоанну заботу о своей матери.

Мария, мать Иисуса, жила в доме Иоанна Богослова. Именно ему Христос завещал заботиться о его матери. Она заранее знала о дне своей смерти. В момент перехода в мир иной за ней пришел сам Иисус Христос. После ее смерти Фома пришел поклониться ее телу, но апостолы не нашли тела. Матерь Божья явилась им и сказала, что отныне будет заступницей всех перед Богом.

P.S. Статья написана, опираясь на Библию, а истина известна лишь Всевышнему.

Сайт друзей!

Предыдущая статья: Самый тонкий смартфон в мире Следующая статья: Президент Азербайджана принял членов футбольного клуба Карабах На ту же тему

Каноническая визитация в приходе Вознесения Иисуса Христа во Владикавказе

Сентябрь 7, 2015

С 3 по 6 сентября т.г. Владыка Клеменс провёл во Владикавказе с целью канонической визитации прихода.

Намеченное время визита сократилось в связи с пожаром в московском аэропорту «Домодедово». Поэтому запланированное начало – Святой час — прошло без епископа. Таким образом, визитация началась в 18 часов вечера в четверг на Святой Мессе. После Литургии состоялась встреча с приходским советом.

В пятницу после утренней Святой Мессы Владыка встречался с разными молитвенными группами. Самому молодому участнику нет еще и 7 лет, но он ежедневно молится Розарий и даже напоминает своим бабушке и дедушке, если они вовремя ее начинают молитву.

Вторая половина дня была посвящена встрече с представителями детского центра в школе № 29 и с сотрудниками «Каритас».

В этот же день Владыка Клеменс и о. Януш посетили больную прихожанку – 87-летнюю Аделину, которая несколько лет назад была миропомазана.

По сложившейся традиции, Владыка посещает Владикавказ ежегодно в начале сентября, и в суббота осуществляется поездка в горы – едут все прихожане, кто хочет и может. На этот раз был автобус и 2 легковые машины. В горах – традиционная осетинская еда и национальные игры.

На обратном пути Владыка заехал в одну сельскую школу, где при содействии Каритас Германии реализуется миротворческий проект – поиск диалога, взаимопонимания и терпимости между людьми разных национальностей, культур, вероисповеданий. Католическую делегацию тепло встретили около 30 учеников, а также на месте ознакомили с мероприятиями проекта.

Вернувшись в приход, дети показали небольшую сценку о добродетели честности.

Субботний вечер был занят «бумажной» стороной канонической визитации, связанный с оформлением документов, заполнением формуляров и т.п.

Во время воскресной Святой Мессы Владыка Клеменс уделил таинство Миропомазания. После Мессы также состоялась встреча с группой вьетнамских католиков, уже больше года живущих и работающих во Владикавказе и посещающих приход.

Приход Вознесения иисуса Христа во Владикавказе После Святой Мессы, 06.09.2015 В школе, где реализуется миротворческий проект Каритас
Посещение Аделины На пикнике Сценка о добродетели честности

Вознесение Господне: история и духовный смысл праздника

  • Группа сайтов Татарстанской митрополии:
  • |
  • |

Публикации

16.05.2018 4701 Студия «Неофит»

На вершине Елеонской горы в часовни Вознесения находится христианская святыня, которую русские богомольцы всегда ласково называли «Стопочкой». Считается, что это отпечаток левой стопы Иисуса Христа, оставленный в момент Его Вознесения. Действительно ли это подлинный артефакт или символ появился в более позднее время? Почему на сороковой день после Воскресения Спасителя произошло Его Вознесение? И каков духовный смысл этого события? Митрополит Иларион (Алфеев) в очередной серии авторского документального цикла «Праздники» рассказывает о Вознесении Господнем, и о том, почему и католики, и православные считают этот день одним из самых важных в церковном году.

Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстояние субботнего пути.

Деяния Святых Апостолов

На 40-й день по Пасхе Православная Церковь празднует Вознесение Господне. Это один из древнейших праздников Пасхального цикла. В церковном календаре он появился не позднее конца IV века. Вознесение стало завершением земного пути Христа Спасителя. На вершине Елеонской масличной горы совершилось явление всему миру славы Бога-Отца через Сына. Но возвращаясь к Небесному Отцу, Христос не разлучается и с людьми, чью плоть он воспринял на Себя. Он остается со Своими учениками, и со всеми любящими Его, составляющими Его Тело — Церковь.

Митрополит Иларион (Алфеев): В течение 40 дней от Пасхи до Вознесения христиане вспоминают Спасителя, который многократно являлся своим ученикам, чтобы укрепить их в вере и подготовить к пришествию Утешителя — Духа Святого. Последние годы земной жизни Спасителя прошли перед глазами Его учеников. Они были свидетелями Его страданий и смерти, свидетелями Его Воскресения. Но даже после Воскресения Христова они не могли понять, в чём был смысл всего происходившего.

Уже в сам день Вознесения, когда Господь прощался с учениками, они спросили: «Не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты Царствие Израиля?». Апостолы всё еще надеялись, что Иисус станет земным властителем, царем Израильским. И лишь когда Христос стал возноситься на Небо, они, наконец, поняли, что речь идет не о восстановлении земного царства, а о том, что Господь призывает их, а вместе с ними и всех нас, в Свое Небесное Царство.

Елеонская гора — самая высокая в окрестностях Иерусалима. У ее подножия, в Гефсиманском саду незадолго до распятия Иисус Христос обращал молитвы к Отцу. Здесь Спаситель беседовал с учениками о конце мира. На вершине Елеона Он вознесся на Небо.

Храм Вознесения или Имвомон христиане построили на Елеонской горе в IV веке. В 614 году он был разрушен персами. Но если судить по дошедшим до нас описаниям, Имвомон послужил архитектурным образцом для знаменитого Купола Скалы, возведенного мусульманами на Храмовой горе. Поэтому можно получить представление о разрушенном храме Вознесения, нужно лишь представить себе Купол Скалы как раз без золотого купола, ведь Имвомон не был покрыт сводами, чтобы молящиеся могли смотреть прямо на небо, в которое вознесся Господь.

На самом же месте Вознесения до наших дней во дворе часовни, воздвигнутой уже при крестоносцах, сохранились основания колонн древнего храма. Русские богомольцы назвали это место «стопочкой». Дело в том, что в полу часовни Вознесения находится камень с отпечатком левой стопы. Считается, что этот след был оставлен в момент Вознесения Иисусом Христом. По многовековой традиции у «стопочки» в канун праздника служат вечерню, и по вечере с крестным ходом — к малой Галилее, к монастырю 12-ти Апостолов, месту первого явления воскресшего Христа ученикам.

В праздник Вознесения Господня на Масличной горе совершается Литургия, в том числе, и в русском Спасо-Вознесенском Елеонском женском монастыре. В 1870 году начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин Капустин приобрел на южной вершине Елеона участок земли, расположенный неподалеку от места Вознесения Христова. В ходе раскопок, проведенных под руководством отца Антонина, были обнаружены фрагменты византийской мозаики, обозначающие место обретения главы Иоанна-Крестителя. Строительство русского Вознесенского собора растянулось на 14 лет, причиной тому стала война с Турцией. Освятили храм только в 1885 году. Рядом возведена башня-колокольня. Специально для нее из России доставили большой колокол, весом в 308 пудов — около 5 тон. Из порта в Яффе его переносили в течение 7-ми дней. Башня русской Елеонской обители стоит выше всех зданий в Иерусалиме, ее называют «Русской свечой». В ясный день колокольня видна даже из Иордании.

Событие, которое легло в основу праздника, апостол Лука описал в Евангелии и подробнее — в Деянии святых апостолов: «На 40-й день по Воскресении, Господь, выйдя с учениками из города и дойдя до Вифании, повелел им не отлучаться из Иерусалима, доколе не облекутся они силою свыше, и ждать обещанного от Отца. Спаситель сказал ученикам: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли». Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».

Митрополит Иларион (Алфеев): Спаситель повелел Своим ученикам ожидать Утешителя. Без помощи Духа Святого они не могли понять то, что видели и слышали, то, что произошло на их глазах. Только после того, как Утешитель, Дух Святой, сошел на них в день Пятидесятницы, они из простых галилейских рыбаков превратились в дерзновенных апостолов. Они поняли, что задача их отныне состоит в том, чтобы идти и проповедовать всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы открывать людям тот путь, который открыл им Господь Иисус Христос. Этим путем пошли они сами, этот путь они открыли миллионам людей, вплоть до наших дней.

Первыми свидетелями Господа были апостолы, пострадавшие все, как один, за свое свидетельство. И мученики. Слово «мученик» по-гречески и по-латыни так и звучит — «свидетель». Первомученик — апостол Стефан, как пишет евангелист Лука, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на Небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего справа от Бога, и сказал: «Вот я вижу небеса отверстые, и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Стефан наяву увидел то, что снилось великому пророку Даниилу за 6 веков до Вознесения Христова.

Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и Царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его — владычество вечное, которое не придет, и Царство Его не разрушится.
Книга пророка Даниила

Когда тяжкие времена гонений на христиан прошли, в Церкви началась эпоха добровольного мученичества. Подвижники переселялись в пустыни, лишая себя всех видимых благ мира, чтобы свидетельствовать миру о благе вечном. Когда и такими свидетелями наполнилась христианская земля, некоторые иноки взяли на себя подвиг, доступный не всем, и привлекавший внимание тех, кто уже привык к обычным монахам-отшельникам. Подвиг столпничества.

В 1944 году исследовательская группа, возглавляемая опытным альпинистом, знаменитым Александром Джапаридзе, поднялась на скалу, которая находится у Имеретинского местечка Кацхи, в Западной Грузии. На вершине этого крупного, 40-метрового известнякового монолита ученые обнаружили останки храма, кельи и усыпальницы. Оказалось, что это горное образование еще в VI веке было превращено в столп. Дальнейшие исследования привели истериков и археологов к выводу, что столпническая жизнь продолжалась тут вплоть до XVI века, а после заглохла из-за нашествия завоевателей.

В 2009 году в Кацхи закончились восстановительные работы. На горе возвели храм, а у ее подножия основали монастырь в честь святого Симеона Столпника. Но есть основания полагать, что изначально церковь была посвящена празднику Вознесения, поскольку у местного населения сохранилась традиция, о времени происхождения которой уже никто не помнит: приходить к столпу и устраивать здесь семейное, народное празднование именно на Вознесение.

Интересно, что и на Западе, где Вознесение отмечается как самостоятельный праздник также с IV века, церковные торжества часто продолжаются в народе. В Венеции, начиная с тысячного года, на Вознесение совершается обряд, который называется «Обручение дожа с морем». После торжественной мессы Патриарх освящает воду, прося Господа благословить морские предприятия, от которых и по сей день в жизни венецианцев зависит очень многое. «Боже, даруй нам, и всем тем, кто поплывет вслед за нами, спокойное море». Праздник был установлен в честь успешного похода дожа Пьетро II Орсеола в Далмацию, в которую он отправился 9 мая — в день Вознесения. А в 1177 году на Вознесение был подписан долгожданный мирный договор между императором Фридрихом Барбароссой, Папой и Венецией, после чего дож стал символически бросать в волны золотой перстень, объявляя, что Венеция и море неразлучны.

Дож Венеции свободной,
Средь лазоревых зыбей,
Как жених порфирородный,
Достославно, всенародно,
Обручался ежегодно
С Адриатикой своей.

Федор Тютчев

Вознесение — праздник победы. Христианам есть, от чего ликовать, ведь перед тем, как взойти на небо, Господь обещал, что всегда будет рядом, до скончания века. И кто или что тогда может устрашить верующих? Христос возвращается к Своему Отцу, с Которым Он никогда не разлучался, и возносится на Небо, которого никогда не покидал. Но если до воплощения Он пребывал на Небе как Бог, то ныне Он возносит к Престолу Божию вместе со своей Божественной природой и соединившеюся с ней человеческую природу. Восприняв человеческое естество, Христос обожил его, открыв путь обожения для всякого человека. Вознесение завершает и увенчивает тот путь, по которому Бог вёл человеческое естество, восприняв его на Себя.

Митрополит Иларион (Алфеев): Взойдя на Небо и воссев одесную Бога-Отца, Христос вернулся туда, откуда пришел. Но Он не оставил эту землю. Он остался здесь, в Церкви, которую основал, в Таинстве Евхаристии, которая после Его смерти и Вознесения ученики еженедельно совершали в память о Нем. Он остался в том Утешителе, Духе Святом, которого послал Своим учениками, и который до сих пор пребывает в Церкви, входя в наши сердца и наполняя нас своим живоносным присутствием. Ради того, чтобы послать нам Духа Святого, Господь Иисус Христос претерпел страдания и крестную смерть.

На праздник Вознесения Господня звучат проповеди, которые оставили Отцы Церкви IV века: Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. К концу IV века относится и первые упоминания о торжестве Вознесения у западных богословов. Празднование Вознесения в православных храмах продолжается 8 дней. Отдание совершается в пятницу, перед праздником Пятидесятницы. В Дни попразднества тема Вознесения в богослужебных текстах соединяется с темой ожидания Сошествия Святого Духа. Таким образом, попразднество Вознесения одновременно становится как бы становиться началом празднетства Пятидесятницы.

В момент Вознесения Господь открыл всем людям новый путь, по которому еще никто никогда не восходил. Чтобы пройти этим путем, каждый христианин должен следовать заповедям Нового Завета, единственного завета с Господом, который будет действовать до тех пор, пока не наступит второе пришествие Спасителя. Таким образом, Вознесение стало и прообразом второго пришествия Христа, когда Он придет во славе судить живых и мертвых.

В «Деяниях Святых Апостолов» Ангелы говорят ученикам: «Вознесшийся Господь придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на Небо». Апостол Павел пишет:

«Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с Неба. И мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретении Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».

Эти слова из послания к фессалоникийцам о всеобщем Воскресении, читаются во время отпевания, утешая близких, подобно тому, как и Сам Господь утешал Свою Мать и Своих учеников при Вознесении.

О значимости Вознесения для Церкви и каждого христианина говорит и то, какое место ему отводится в храмовой живописи. В ранней церкви Вознесение Господне было принято изображать на своде купола. Хорошо сохранились фрески Преображенского собора Мирожского монастыря. Они были выполнены в XII столетии неизвестными мастерами из Греции. Уникальные домонгольские памятники уцелели во многом благодаря тому, что в XVII веке они были забелены и обнаружены только 2 столетия спустя.

Роспись собора раскрывает догмат о воплощении Бога и соединении во Христе Божественной и человеческой природы. Кульминацией этого повествования становится Вознесение. Иисус Христос, вознесшийся на Небо, восседает на радуге. Спасителя окружают ангелы — свидетели Его будущего пребывания одесную Бога-Отца. За Ангелами следует пространство Нового Завета. В этой части фрески иконописцами помещены образы Богоматери, двух архангелов, апостолов и Иоанна Предтеча. И, наконец, в нижнем ярусе изображены ветхозаветные пророки, предвещавшие приход Иисуса Христа.

Мирожская фреска, как и многие православные иконы Вознесения, изображает не только тех, кто присутствовал на Елеонской горе в момент Вознесения. Это не иллюстрация к событию, описанному в Священном Писании. Образ праздника призван передать саму суть события. Вознесение становится окончанием земной жизни Спасителя и началом истории Новозаветной Апостольской Церкви.

Митрополит Иларион (Алфеев): В праздник Вознесения Господня, слыша о ранних днях Церкви и о том, как начиналась апостольская проповедь, мы понимаем, что всё это имеет прямое отношение и к нам. Потому что и мы вовлечены в историю спасения. Потому что и для нас Своим Вознесением Господь открыл врата Царствия Небесного. Потому что и к нам Он обращает Свои Заповеди и Наставления, как обращал их к Своим апостолам. Потому что и нас, как апостолов, Он призывает идти в мир и проповедовать о Его смерти и Воскресении. Как говорит апостол Павел, всякий раз, когда мы принимаем внутрь себя Тело и Кровь Христовы, мы исповедуем, возвещаем смерть и Воскресение Господа.

Вознесенская женская обитель в Московском Кремле. Несколько столетий ее храмы служили усыпальницей для женщин царской фамилии. В 1929 году монастырь был полностью разрушен. Были взорваны все храмы и постройки, включая Вознесенский собор и Андреевскую церковь — единственное творение Карло Росси в Москве. Построить монастырь в память о победе в Куликовской битве повелела великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского, духовная дочь преподобного Саввы Сторожевского. Новую обитель возвели у Спасских ворот Кремля, там, где Евдокия встречала своего супруга и всё русское войско, вернувшееся в Москву после Куликовского сражения.

После смерти Великого князя часть княжеских палат Евдокия отдала под устройство женского монастыря. Она приняла постриг, получив в монашестве имя Ефросинья. Вместе со своим супругом, святым князем Дмитрием Донским, преподобная Ефросинья Московская была канонизирована Русской Православной Церковью. Мощи святой сегодня хранятся в одном из пределов Архангельского собора Кремля.

До наших дней уцелела церковь Вознесения Господня в Коломенском. Это самый первый шатровый храм на Руси, признанный шедевр мировой архитектуры. Его строительство положило начало расцвету шатрового храмового стиля. Белокаменный купол церкви как бы вырастает из рядов тройных кокошников, высота храма башни достигает 62 метров, его опоясывает галерея-гульбище с высокими крытыми лестницами.

Церковь Вознесения Господня была возведена в 1532 году на правом берегу Москвы-реки. Тогда здесь, в селе Коломенское, находилась царская усадьба. Средства на строительство выделил Великий князь Московский Василий III. Историки полагают, что храм задумывался для моления о чадородии великокняжеской четы. В советское время здание храма передали в введение музея-заповедника. Уже в наше время шатровый храм Вознесения Господня был отреставрирован. По основным церковным праздникам в нём теперь снова проходят богослужения.

Митрополит Иларион (Алфеев): Мы приходим в храм для того, чтобы духовно укрепиться, для того, чтобы ощутить, что Господь пребывает с нами, среди нас и внутри нас. Но мы приходим в храм еще и для того, чтобы получить силы на наше земное служение. Мы приходим в храм для того, чтобы Дух Святой озарил своим светом наши чувства, наше сердце, наш разум, чтобы Он сделал нас апостолами подобно тому, как Он сделал апостолами простых галлилейских рыбаков. Празднуя Вознесение Господне, будем помнить о том, что Господь даровал нам Духа Утешителя для того, чтобы укрепленные Святым Духом, озаренные присутствием Христа, мы шли и проповедовали Отца и Сына и Святого Духа, как Он заповедал это апостолам и всем нам.

Теги: Вознесение Господне

Новости по теме

23.05.2018

Мы живём и движемся благодатью Святого Духа

19.05.2018

Что пообещал Спаситель?

Все материалы…

Все публикации

Сетевое издание «Православие в Татарстане» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20 марта 2018 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-72521 Цитирование и перепечатка приветствуются при гиперссылке на сайт tatmitropolia.ru
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *