Возвышенные будут унижены

Толкования Священного Писания

  • Инструменты пользователя

    • Войти

    Помочь проекту ×

    Свт. Иоанн Златоуст

    Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время

    Не просто сказал: вознесет, а прибавил: в свое время, научая их ожидать того истинного возношения в будущем веке.

    Фрагменты.

    Свт. Василий Великий

    Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время

    Хотя бы кто представлял себя весьма могущественным в этой жизни, обложен был множеством имения, псалом учит отложить гордое о себе мнение, смириться под крепкую руку Божию, а не надеяться на силу свою, не хвалиться множеством богатств.

    Гомилии на Псалмы.

    Свт. Кесарий Арелатский

    Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время

    Ибо нет никого без греха, и никто не останется без наказания: поскольку тем самым и виновен, если предполагал, что невинен. Возможно, что кто-то виновен и меньше, но невинным не является никто.

    Проповеди.

    Блж. Феофилакт Болгарский

    Ст. 6-7 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас

    Апостол говорит о времени своем, как и Давид говорит: которое (древо) приносит плод свой в свое время (Пс. 1, 3); словом во время намекается на возвышение в будущем веке, каковое возвышение, и оно только одно, неизменно и прочно. Ибо здешнее возвышение не безопасно и не твердо, но скорее унижается, нежели возвышается. А что смирение возвышает, об этом Сам Господь говорит: всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14, 11), и: кто из вас хочет быть первым, будь из всех последним (Мк. 9, 35). Словом в свое время апостол указал на то, что возвышение от смирения обещается в будущем веке. Ибо время неизменчивых благ — в будущем веке. Потом, чтобы удалить страх, бывающий при смирении, говорит: не бойся, но всю заботу свою возложи на Господа, ибо Он печется, то есть заботится обо всем этом.

    Экумений

    Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время

    напоминает о вознесении в грядущем веке. Это единственное вознесение неизменное и непреходящее, а вознесение земное ненадежно, непрочно и всегда чревато падением, которое происходит еще быстрей вознесения.

    Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра.

    Беда Достопочтенный

    Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время

    Итак, Он дал смиренным такую благодать, что они, чем более ради Него смирятся во время земного поприща, тем выше со славою будут вознесены Им в час воздаяния. Однако упомянутое здесь смирение можно понимать различным образом: то есть и как то, благодаря чему всякий, вступив на путь добродетелей, для очищения от грехов, которые он совершил, уничижается во спасение; и как то, что в добровольном духовном самопожертвовании выказывается достигшими большего совершенства или близкими к Богу в приятии обстоятельств, и конечно же, и как то, чем вооружен дух, непобедимый благодаря такой добродетели, как долготерпение, несмотря на круговорот выпадающих на его долю притеснений.

    О семи Кафолических посланиях.

    Лопухин А.П.

    Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время

    См. Толкование на 1 Пет. 5:5

    Проповеди

    1882-2019
    137 лет общине в Москве

    • Главная
    • О церкви
    • Новости
      • Новости нашей церкви
      • Христианские новости
    • Расписание
    • Издания
      • Библия
      • Статьи
      • Братский Вестник (текст)
      • Братский Вестник (PDF)
      • Библиотека
      • Поэзия
    • Аудио и видео
      • Проповеди
      • Проповедники
      • Музыкальные записи
      • Видеозаписи
    • Фотогалерея
    • Контакты
      • Наши контакты
      • Церкви Москвы

    «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится»

    Рябуха Пётр Иванович 07.10.2014, Вторник
    Текст из Библии:
    От Луки, 18 глава
    Другие проповеди этого дня

    • 07.10.2014 Избавление от грехов и жизнь для правды

    От Луки, 18 глава

    1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
    2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
    3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
    4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
    5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
    6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
    7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
    8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
    9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
    10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
    11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
    12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
    13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
    14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
    15 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
    16 Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
    17 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
    18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
    19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
    20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
    21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
    22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
    23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
    24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
    25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
    26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
    27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
    28 Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
    29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
    30 и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
    31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
    32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
    33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
    34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
    35 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
    36 и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
    37 Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
    38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
    39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
    40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
    41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
    42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
    43 И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
    Теги: проповедь, Евангелие
    Назад к списку проповедей

    Тема: унижающий себя возвысится.

    Показано с 1 по 15 из 185

    1. 08.05.2017, 09:46 #1 (5056374) Отключен Регистрация 19.05.2013 Адрес Пол Сообщений 36,850 Записей в дневнике 13

      унижающий себя возвысится.

      Приветствую в теме друзья, и так, с чего все началось:
      11. ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Св. Евангелие от Луки 14:11)
      хороший кстати аргумент к действию, но как унизить себя так что бы возвысится?
      Вот например человек, назвал себя псом, тем самым унизил себя??? да нет, он скорее оскорбил себя чем унизил.
      Или пес, сказал что он пес, и что?? он озвучил лишь то кем является верно??
      давайте найдем суть данного сложного вопроса.

    2. 08.05.2017, 09:51 #2 (5056383) | Ответ на # 5056374 Метафизический Сам Регистрация 15.01.2009 Адрес Сообщений 6,878 Сообщение от Goodvin как унизить себя так что бы возвысится? Смирение: Как научиться смирению и терпению в христианстве, в православии
      Как мне обрести смирение? / Православие.Ru Также можно спросить здесь: http://www.evangelie.ru/forum/t148737.html
    3. 08.05.2017, 09:53 #3 (5056390) | Ответ на # 5056383 Отключен Регистрация 19.05.2013 Адрес Пол Сообщений 36,850 Записей в дневнике 13 да, соглашусь, смирение это важный факт. Смирение это унижение себя делом а не словом, кто не в курсе.
    4. 08.05.2017, 10:42 #4 (5056560) | Ответ на # 5056374 Ветеран Регистрация 02.05.2016 Адрес Пол Сообщений 7,990 Сообщение от Goodvin Приветствую в теме друзья, и так, с чего все началось:
      11. ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Св. Евангелие от Луки 14:11)
      хороший кстати аргумент к действию, но как унизить себя так что бы возвысится?
      Вот например человек, назвал себя псом, тем самым унизил себя??? да нет, он скорее оскорбил себя чем унизил.
      Или пес, сказал что он пес, и что?? он озвучил лишь то кем является верно??
      давайте найдем суть данного сложного вопроса. Возвышение и уничижение — люди понимают по разному.
      Но Иисус Христос хотел донести ту мысль, что слава человеческая, как трава. Сегодня тебя возвысят, а завтра понизят. Поэтому надо иметь достоинство более крепкое, чем на земле. Сам Иисус не постеснялся умыть ноги Своим ученикам и заповедал им поступать так же.
      А на счет пса — не совсем поняла. Было дело, когда Иисус сказал женщине, что не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Но здесь речь шла о бесноватой дочери, которая дала место дьяволу и его слугам. Но слава Богу за мудрость матери, которая хорошо понимала суть сказанного и почему ее дочь так беснуется. Ведь только одна Личность могла помочь изгнать бесов, ведь до Иисуса Христа такого никто не делал.
      Но если человек унижается перед другим человеком и соглашается, что он пес, тогда это раболепство и ничего общего с христианством не имеет.
    5. 08.05.2017, 10:44 #5 (5056566) | Ответ на # 5056374 Ветеран Регистрация 01.05.2016 Сообщений 19,790 Сообщение от Goodvin давайте найдем суть данного сложного вопроса. Это как пружина.
    6. 08.05.2017, 10:46 #6 (5056573) | Ответ на # 5056390 Ветеран Регистрация 05.02.2017 Адрес Пол Сообщений 1,268 Это означает, что ты должен воспринимать свой социальный статус, добрые дела как должное. А унижать себя не надо. Христос это говорил в те времена и главный его посыл такой — это следить за своими мыслями. То есть не возносить себя, отсекать мысли в голове что ты лучше других и т.д. Если делаешь доброе дело, делай это как должное, а не труби перед собой. Потому что действия следствие мыслей. Чем чище мысли, тем и лучше поступки. Только нужно отличать свои мысли, от не своих.
    7. 08.05.2017, 10:51 #7 (5056587) | Ответ на # 5056374 Бытие 3:15 Регистрация 19.05.2011 Адрес Пол Сообщений 7,741 Сообщение от Goodvin Приветствую в теме друзья, и так, с чего все началось:
      11. ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Св. Евангелие от Луки 14:11)
      хороший кстати аргумент к действию, но как унизить себя так что бы возвысится?
      Вот например человек, назвал себя псом, тем самым унизил себя??? да нет, он скорее оскорбил себя чем унизил.
      Или пес, сказал что он пес, и что?? он озвучил лишь то кем является верно??
      давайте найдем суть данного сложного вопроса.
      Ответ там же:
      когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
      и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
      Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою…
      (Св. Евангелие от Луки 14:8-10) Скромность. Не выпячивать себя и не требовать. Уступать лучшее место другим — делая другим хорошо. Быть проще.
      Представляю, как глупо выглядел бы человек прийдя на такой пир и залезая под стол, объявив, что пёс. Порвав перед этим рубаху на груди для пущего эффекта. Решил удивить своей супер скромностью, скромностью высшего разряда, в надежде, что оценят как Лучшего из всех скромных и собрать максимум похвалы.
      Был бы хозяином пира, его бы там и оставил сидеть под столом, в назидание другим. Господь — это все, чего я жажду.
    8. 08.05.2017, 10:53 #8 (5056592) | Ответ на # 5056374 Ветеран Регистрация 30.04.2013 Адрес Пол Сообщений 2,811 Сообщение от Goodvin Приветствую в теме друзья, и так, с чего все началось:
      11. ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Св. Евангелие от Луки 14:11)
      хороший кстати аргумент к действию, но как унизить себя так что бы возвысится?
      Вот например человек, назвал себя псом, тем самым унизил себя??? да нет, он скорее оскорбил себя чем унизил.
      Или пес, сказал что он пес, и что?? он озвучил лишь то кем является верно??
      давайте найдем суть данного сложного вопроса. Иисус говорит, как устроен этот мир, объясняет, как тут все работает. Совсем не обязательно, что Он эти законы мироздания, поддерживаемые князем мира сего, одобряет. Просто показывает, как надо себя вести, чтобы не попасть в ловушку тех, кто обвиняет и клевещит на человека. Например, попросили у тебя рубашку — отдай и верхнюю одежду. Так не нарвешься на неприятности.
    9. 08.05.2017, 11:02 #9 (5056595) | Ответ на # 5056566 Отключен Регистрация 19.05.2013 Адрес Пол Сообщений 36,850 Записей в дневнике 13 Сообщение от nelson Это как пружина. благодарю за столь развернутый ответ сэр Адмирал. надеюсь вы не имели в виду пружину спускового крючка в мушкете??
      — — — Добавлено — — —
      Сообщение от Valentina Koret Но если человек унижается перед другим человеком и соглашается, что он пес, тогда это раболепство и ничего общего с христианством не имеет. раболепство?? а что, в этом что то есть.
    10. 08.05.2017, 11:07 #10 (5056616) | Ответ на # 5056595 Ветеран Регистрация 02.05.2016 Адрес Пол Сообщений 7,990 Сообщение от Goodvin благодарю за столь развернутый ответ сэр Адмирал. надеюсь вы не имели в виду пружину спускового крючка в мушкете??
      — — — Добавлено — — —
      раболепство?? а что, в этом что то есть. Неужели вам приходилось раболепствовать перед человеком, Goodvin?)
    11. 08.05.2017, 11:11 #11 (5056620) | Ответ на # 5056616 Отключен Регистрация 19.05.2013 Адрес Пол Сообщений 36,850 Записей в дневнике 13 Сообщение от Valentina Koret Неужели вам приходилось раболепствовать перед человеком, Goodvin?) а почему вы меня спросили?? жизнь длинная всего и не упомнишь, не хочу слукавить. Хотя тема о не раболепии, а о унижении и возвышении, при всем уважении.
    12. 08.05.2017, 11:11 #12 (5056621) | Ответ на # 5056587 Ветеран Регистрация 13.06.2013 Сообщений 12,957 Сообщение от Богдан Шевчук Представляю, как глупо выглядел бы человек прийдя на такой пир и залезая под стол, объявив, что пёс. Порвав перед этим рубаху на груди для пущего эффекта. Решил удивить своей супер скромностью, скромностью высшего разряда, в надежде, что оценят как Лучшего из всех скромных и собрать максимум похвалы. «Похвалы от «усмирительной бригады», и как лучший для «психиатрического отделения»».
      ………………………….
    13. 08.05.2017, 11:11 #13 (5056622) | Ответ на # 5056616 Отключен Регистрация 19.05.2013 Адрес Пол Сообщений 36,850 Записей в дневнике 13 Сообщение от Valentina Koret Неужели вам приходилось раболепствовать перед человеком, Goodvin?) а вам не приходилось??
    14. 08.05.2017, 11:16 #14 (5056636) | Ответ на # 5056374 Отключен Регистрация 11.05.2013 Сообщений 11,141 Записей в дневнике 18 Сообщение от Goodvin Приветствую в теме друзья, и так, с чего все началось:
      11. ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Св. Евангелие от Луки 14:11)
      хороший кстати аргумент к действию, но как унизить себя так что бы возвысится? Решили бизнес открыть?
      Вот например человек, назвал себя псом, тем самым унизил себя??? да нет, он скорее оскорбил себя чем унизил.
      Или пес, сказал что он пес, и что?? он озвучил лишь то кем является верно??
      давайте найдем суть данного сложного вопроса. А , к примеру , вы что то имеете с этого?
    15. 08.05.2017, 11:17 #15 (5056637) | Ответ на # 5056622 Ветеран Регистрация 02.05.2016 Адрес Пол Сообщений 7,990 Сообщение от Goodvin а вам не приходилось??
      Смиряться приходилось всегда, даже терпела унижение, но преклоняться под волю человека в разрез с Божьей — не получалось. Говорят, что характер не позволяет.)))

    » Предыдущая тема | Следующая тема »

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    • BB коды Вкл.
    • Смайлы Вкл.
    • код Вкл.
    • code is Вкл.
    • HTML код Выкл.

    Правила форума

    Плоть и дух

    святитель Тихон Задонский

    ◄ Глава 13Глава 14Глава 15 ►

    XIV. Смирение и гордость

    «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:4).

    «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11).

    «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15).

    «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).

    «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13).

    «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

    «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10).

    «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5:5).

    «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Пет. 5:6).

    «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19).

    «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс. 50:19).

    «Призрел Он на молитву смиренных и не уничижил моления их» (Пс. 101:18).

    «Кто, как Господь, Бог наш… на высоте живущий и на смиренных взирающий на небе и на земле» (Пс. 112:5–6).

    «Высок Господь , и на смиренное взирает, и превознесенное издали знает» (Пс. 137:6).

    «Видел я нечестивого превозносящегося и высящегося как кедры Ливанские: и прошел я мимо , и вот нет его; и искал его и не нашлось место его» (Пс. 36:35–36).

    «Ты низложил их, когда они разгорделись. Как… они пришли в разорение ? Внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое» (Пс. 72:18–19).

    «Ты, Господи, людей смиренных спасешь и очи гордых смиришь» (Пс. 17:28).

    «Ты смирил , как раненого, гордого» (Пс. 88:11).

    «Не жил посреди дома моего поступающий гордо» (Пс. 100:7).

    Святой Златоуст об этом

    Гордость – это корень и источник всякого беззакония (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5).

    Великое зло, колеблющее весь свет, от гордости произошло (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5).

    Нет ничего гордости подлее, ничего нет смирения выше (Беседа 65 на евангелиста Матфея).

    Гордость всякую душевную добродетель губит (Беседа 16 на евангелиста Иоанна, гл. 1).

    Гордость все житие наше делает нечистым, хотя бы чистоту, девство, пост, молитву, милостыню и прочие добродетели творили (Беседа 9 на евангелиста Иоанна, гл. 1).

    Нет ничего настолько чуждого душе христианской, как гордость (Беседа 5 на Послание к филиппийцам, гл. 1).

    Гордость – это доказательство скудости ума (Беседа 1 на Послание к фессалоникийцам).

    Чем кто себя больше смиряет, тем себя выше возносит (Беседа 11 на Послание к ефесянам, гл. 4).

    Смирение – причина всех благ (Беседа 5 Послание к филиппийцам, гл. 2).

    Смирение – быть в поругании, в поношении и оклеветании (Беседа 7 на Послание к филиппинам, гл. 2).

    Рассуждение о смирении и гордости

    Как Бог смирение любит и гордость ненавидит, в приведенных из Святого Писания местах видишь. Здесь только полагаются некоторые признаки смирения и гордости.

    Признаки смирения

    1. Кто себя считает грешнее прочих.

    2. Не презирать никого, нисколько не осуждать, но себе самому всегда внимать.

    3. Славы и чести избегать, и, если избежать невозможно, скорбеть об этом.

    4. Мужественно терпеть презрение.

    5. С низкими людьми обходиться доброжелательно.

    6. Доброхотно послушливым быть, не только высшим, но и низшим.

    7. Все свои дела непотребными считать.

    8. Похвалу презирать.

    9. Без нужды не говорить, и говорить только умирительно и кротко, и прочее.

    Путь этот низкий, но к высокому Отечеству, к небу, ведет. Если хочешь достигнуть сего Отечества, этим путем иди.

    Признаки гордости

    1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать.

    2. Дела выше сил своих начинать.

    3. Во всякие дела самовольно вмешиваться.

    4. Без стыда себя возвышать.

    5. Других презирать.

    6. Чести лишившись, негодовать, роптать и жаловаться.

    7. Быть непокорным высшим.

    8. Доброе себе, а не Богу приписывать.

    9. Во всем стараться показать себя.

    10. Дела других пересуживать.

    11. Погрешности других преувеличивать, а похвалу приуменьшать.

    12. В слове и поступке надменность некую показывать.

    13. Исправления и увещания не любить, советов не принимать.

    14. Не терпеть унижения, и прочее.

    Конец смирения и гордости

    Христос объявляет, говоря: «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11).

    Пособие к преодолению гордости и к снисканию смирения

    Незачем человеку возноситься.

    Чести ли ради гордишься и славы, которая, как дым или как пузырь на воде, исчезает?

    Богатства ли ради гордишься? Но то, по подобию денег, из рук в руки переходит, а если еще и неправдой собрано, то для тебя бедственно, ибо другому, кому не ожидаешь и не хочешь, достанется, а тебе пагуба останется.

    Разума ли ради гордишься? Бог дает разум и премудрость; если Он отнимет свое, то и будешь безумнее всех.

    Красоты ли ради и крепости гордишься? Но она, как цветок травный, от зноя болезней увядает и иссыхает.

    Благородства ли ради гордишься? Оно предков твоих, а не твое; они заслужили, а не ты: чужим хвалиться также безумно, как щеголю чужим платьем красоваться.

    Добродетели ли ради гордишься? Если она истинно есть в тебе, Божие то дело, а не твое: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» (1Кор. 4:7)? Как Бог отнимет Свое, то и останутся только твои грехи.

    Что еще? Чего ради будешь величаться?

    Посмотри на свое рождение, надменная душа: кто с большим трудом и болезнью рождается, как не человек?

    Посмотри на воспитание: какое животное большего требует внимания, попечения, очищения, питания, бережения, пока вырастет, как не человек? Многие животные тотчас после рождения сами себе достают пищу; а человек сколько времени чужими руками носится, одевается, чужими трудами питается, согревается, сохраняется!

    Посмотри на содержание жизни своей: кто более старается о пище и питии, как не человек?

    Посмотри на одежду: откуда имеешь ее? Овца, заяц, лисица, волк, рысь, медведь одевает тебя: так ты убог, что и одеяния своего не имеешь.

    Посмотри на состояние свое: кто большим бедам, страстям, тлению, болезням, немощам, подлежит, как не человек? Кто большему страху, печали, скорби, суете подвержен, как не человек? Отовсюду окружен бедствиями: сзади грехи, впереди смерть, сверху суд Божий, снизу ад, со сторон соблазны мира и козни бесовские, внутри страсти, в таком ли бедствии гордиться?

    Посмотри еще на начало и конец свой: «ты земля… и в землю пойдешь» (Быт. 3:19).

    Приникни во гробища и распознавай там царя от воина, славного от бесчестного, богатого от нищего, крепкого от немощного, благородного от худородного. Тут хвались своим благородием, тут превозносись разумом, тут величайся красотой, тут красуйся богатством, тут надувайся честью, тут считай ранги, тут исчисляй титулы. О, бедная тварь, бедная по началу, бедная по житию, бедная по концу!

    Вспомни еще, кто ты есть? Создание, по образу Божию созданное, но образ Божий погубившее, падшее, растлившееся, «сравнялся с несмысленными скотами» (Пс. 48:13), но милосердием Божиим восстановленное, Сына Божия страданием и смертью искупленное.

    Сын Божий тебя ради смирился: тебе ли гордиться?

    Сын Божий тебя ради рабский принял образ: тебе ли искать владычества?

    Сын Божий тебя ради обнищал: тебе ли гоняться за богатством?

    Сын Божий бесчестие принял: тебе ли чести домогаться?

    Сын Божий не имел, где главы приклонить: тебе ли расширять великолепные здания?

    Сын Божий умыл ноги ученикам Своим: тебе ли стыдно послужить братии своей?

    Сын Божий злословия, поношения, поругания, посмеяния, заплевания претерпел: тебе ли досадного слова не стерпеть? Он неповинно терпел, и для тебя: тебе ли повинному не терпеть? Не заслужил ли того грехами твоими?

    Сын Божий за распинателей Своих молился: «Отче! остави им» (Лук. 23, 34) – Тебе ли на оскорбивших тебя гневаться, злобиться, искать мщения? Но кто ты такой, что не терпят уши твои и малого оскорбления? Тварь убогая, немощная, нагая, страстная, заблудшая, всяким злополучиям подверженная, всякими бедами окруженная; трава, сено, «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:14). Но если ты принимаешь Сына Божия как Спасителя и Искупителя, Наставника и Учителя своего, то прими и учение Его; если же принимаешь учение Его, то последуй учению Его; если последуешь учению Его, последуй смирению Его, которому Он тебя и словом и делом прежде всего учил. Вот Его сладкий глас к нам: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).

    Не стыдно ли тебе, рабу, гордиться, когда Господь твой смиряется? Как смеешь называться Его рабом, когда не повинуешься Ему? Как назовешься Его учеником, когда не слушаешь Его учения? «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Не признает и Он тебя за своего, если не увидит в тебе своего характера; не признает за своего раба, если не увидит в тебе к Себе послушания; не признает за своего ученика, если не увидит своего учения. Ты стыдишься смирения Его, и Он постыдится тебя и отречется, как от чужого. Ибо Он говорит: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Не будет с ним иметь участия в славе Его тот, кто не хотел быть участником в смирении Его.

    ◄ Глава 13Глава 14Глава 15 ►

    Поделиться ссылкой на выделенное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *