Все масла мира

МИРО

  • Статья
  • Новости
  • Обсуждение
  • Предложения
  • Версии

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Святое ми́ро (в дореволюционной орфографии мvро; ст. слав. моуро; греч. μύρον; араб. murr) – благовонный состав из множества ароматических веществ, употребляемый для священнодействий в Церкви с Ветхозаветных времен.

В более широком смысле — и иные благоухающие вещества. Про состав, принесенный благочестивыми женами для помазания тела Христа, см. мироносицы; про чудотворное вещество, источаемое святыми мощами и иконами, см. мироточение

Употребляется в совершении таинства миропомазания, для освящения антиминсов и престолов храмов; ранее им также помазывали на царство государей. Помазание святым миром – внешний знак придания помазуемому даров Святого Духа, в связи с чем обилие составляющих мира символизирует многоразличность христианских добродетелей. Святое Миро приготовляется и освящается раз в несколько лет некоторыми из предстоятелей автокефальных Церквей, а от них передается епископам и священникам Православной Церкви во всем мире. Хранимый в автокефальных Церквах сосуд с преждеосвященным миром – алавастр – является символом апостольского преемства.

История

В Ветхом Завете состав и употребление святого мира были открыты Богом пророку Моисею. Миро предназначалось для священного помазания – им должно было помазать, и через это освятить богослужебные принадлежности и Аарона вместе с сыновьями. Изготовивший миро для иных целей и помазавший им других людей обрекался на истребление (Исх 30, 22-33).

В Новозаветное время благовонное вещество, именуемое «миром» стало употребляться для совершения по заповеди Спасителя второго рождения «от Духа» (Ин 3, 5), которое потому получило название таинства миропомазания. Первоначально апостолы и их преемники-епископы самолично возлагали руки на главы новокрещеных, низводя на них Духа Святого, что становилось Личной Пятидесятницей, таинством Духа Святого, для каждого новопросвещаемого (Деян 8, 17; 19, 6). Однако, из-за быстрого роста числа христиан пастыри вскоре оказались не в состоянии совершить таинство через возложение рук на каждого, почему ученики Христовы и обратились к Ветхозаветной обрядовой форме и стали использовать состав по образцу заповеданного Богом Моисею.

В первые века Христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещеных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ» , которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле) , а право приготовлять и освящать миро усвоялось только епископам . От епископов миро получали священники.

Достаточно рано право приготовлять и освящать святое миро было закреплено только за первенствующими кафедрами Православной Церкви. Так, когда Грузинская Церковь начала обретать независимость в V веке, она еще некоторое время получала святое миро от своей Матери-Церкви Антиохийской . Самостоятельное приготовление и освящение мира в Русской Православной Церкви началось после обособления от Константинопольского Патриархата в 1448 году.

Старейшее упоминание о порядке приготовления святого мира дошло до нас в Апостольском предании мученика Ипполита Римского. Позднее указания об освящении мира вошли в Великий Евхологий и евхологий Гоара. По устоявшемуся порядку, приготовление нового святого мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста и завершается в продолжение первых трех дней Страстной седмицы. Освящение нового мира совершает предстоятель Церкви в сослужении других архиереев в Великий Четверг, за Божественной литургией, после того, как было совершено освящение Святых Даров. Из сохраняемого в Поместной Церкви алавастра каждый раз в новоприготовленное миро добавляется немного старого, а в сам алавастр добавляется новое. При опасности оставить новокрещеных без таинства миропомазания миро может освящаться и в другое время .

В автокефалиях нового времени Константинопольская Православная Церковь как правило не передавала вновь образуемым Церквам права на самостоятельное мироварение, оговаривая в Томосах необходимость получать миро из Константинополя. С этой оговоркой были дарованы автокефалии Элладской (1850), Польской (1924), Албанской (1937) Православным Церквам. В Константинопольской Церкви предполагалось даровать на таких же условиях автокефалию Румынской Церкви. Но румынские церковные деятели стремились к полной церковной независимости, в связи с чем совершили сами освящение святого мира в Бухарестском кафедральном соборе при стечении множества народа и составили особый акт по этому поводу, где подчеркивалось, что мироварение совершено «согласно с святыми канонами и постановлениями Православной Церкви» . Узнав об этом, патриарх Константинопольский Иоаким III осудил этот поступок как разрывающий единение с Константинопольской Церковью. Синод Румынской Церкви увидел в протесте Константинопольского патриарха притязания на вселенское главенство в Церкви и ответил:

«Церковные правила не приурочивают освящения Мира к какому-нибудь одному Патриарху. Во время посещения Румынии другими восточными Патриархами господари приглашали их совершать освящение Мира. До недавнего времени хранились даже сосуды для освящения Мира, но потом, когда греки-игумены оставили страну, эти сосуды вместе с другими драгоценностями куда-то исчезли. В позднейшее время Миро получали даже из Киева. Затем, Миропомазание есть таинство, а Церковь должна владеть всеми средствами к совершению таинства для возвышения жизни христианской. Искание этого средства освящения в других Церквах означало бы, что эта Церковь не владеет полнотой средств к освящению и спасению. Освящение Мира поэтому есть неотъемлемый атрибут всякой Автокефальной Церкви.» . После нескольких лет противостояния, в 1885 году Константинопольский Патриархат признал Румынскую автокефалию уже на новых условиях, и с тех пор в Румынии также совершается мироварение.

В отличие от Константинополя, Русская Православная Церковь даровала автокефалию с правом мироварения. Так были дарованы автокефалия Польской (1948), Чехословацкой (1951) и Американской (1970) Православным Церквам. Также, во время «Болгарской схизмы», когда прервалось общение между Константинопольской и Болгарской Церквами, отдельные архиереи Русской Церкви снабжали Болгарскую Церковь миром. После революции в России Болгарская Церковь получала миро от Церкви Румынской .

Ныне Греческие Церкви получают свое миро от Константинопольского патриарха, хотя считают это не выражением канонической зависимости, а братской любви . Прочие автокефальные Церкви приготовляют свое миро самостоятельно.

В Константинопольской Православной Церкви

Частота мироварения в Константинопольской Церкви — около раза в десятилетие. За последнее время чин совершался патриархами: Константием (1833); Кириллом VII (1856); Cофронием III (1865); Дионисием V (1890); Иоакимом III (1879, 1903, 1912); Василием III (1928); Вениамином (1939); Афинагором (1951, 1960); Димитрием (1973, 1983); Варфоломеем (1992, 2002, 2012) .

В Русской Православной Церкви

Традиционным местом приготовления святого мира в Русской Церкви с XV до XVIII века были Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля. По постановлению Московского собора 1675 года мироварение совершалось только в Москве. Мироваренный очаг находился ранее в храме Трех святителей, а в 1763 году для мироварения приспособили Крестовую палату, известную с тех пор также как Мироваренную, куда был перенесен очаг из упраздненного Трехсвятительского храма. В Мироваренной палате и ныне сохраняются печь и сосуды для мироварения.

Освящали миро в кремлевском Успенском соборе. В Синодальный период помимо Кремля миро освящалось также в Киево-Печерской Лавре, но с восстановлением патриаршества в 1917 году освящение мира вновь стали совершать только в Москве. С 1946 года основным местом приготовления святого мира стал Малый собор Донского монастыря столицы, где с этой целью была устроена специальная печь. Освящение мира стали совершать в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове. Алавастр со святыней хранится в алтаре кафедрального собора Москвы.

Частота совершения чина в Русской Церкви — 3-4 года. В последнее время чин совершался патриархами: Алексием II (2003, 2007); Кириллом (2009, 2012, 2013).

В Грузинской Православной Церкви

В 2011 году мироварение совершалось в Мцхетском патриаршем соборе Светицховели, причём отмечалось что частота совершения чина в Грузинской Церкви — раз в 20-30 лет .

Патриарх Сербский Павел разжигает огонь для мироваренной печи. Белград, 6 апреля 2004 г.

В Сербской Православной Церкви

Ныне в Сербской Церкви мироварение совершается в храме преподобного Симеона Мироточивого при Сербской Патриархии в Белграде, освящается — в кафедральном соборе Белграда.

Со времени возрождения объединённой Сербской Церкви чин совершался патриархами: Димитрием (1922, 1924, 1927); Варнавой (1931) ; … Павлом (2004).

В Румынской Православной Церкви

По состоянию на 2010 год, в Румынской Церкви миро приготовлялось в Бухарестском Анфимовском монастыре и освящалось в Константино-Еленинском кафедральном соборе. Частота совершения чина — около пяти лет. Впервые освящение святого мира в Румынской Церкви возглавил митрополит Унгро-Влахийский Каллиник в Бухарестском Константино-Еленинском соборе в 1882 году. С того времени чин совершался в 1894, 1906, 1921, 1926 (патриархом Мироном), 1934, 1942, 1950, 1955, 1958, 1965, 1968, 1973, 1978, 1983, 1988, 1993, 1996, 2002, 2007 и 2010 (патриархом Даниилом) .

В Болгарской Православной Церкви

В новейшей истории Болгарской Церкви мироварение началось лишь после снятия с неё схизмы Константинопольским патриархом в 1945 году. Чин совершался митрополитом, затем патриархом Кириллом (1950, 1961) и патриархом Максимом (1974, 1988, 1995, 2002, 2009). В последнем случае освящение мира совершалось в Софийском Александро-Невском соборе .

В Православной Церкви в Америке

В 1970-х и 1980-х годах миро несколько раз освящалось при Канцелярии Церкви в часовне Сергия Радонежского в Ойстер-Бэй-Коув (Oyster Bay Cove), штат Нью-Йорк. Не позднее чем с 1990-х годов местом приготовления и освящения святого мира является Тихоновский монастырь в Южном Ханаане.

В последнее время чин совершался митрополитами: Феодосием (1992, 1999), Германом (2004), Ионой (2012).

Состав

Основным веществом для приготовления мира является елей – оливковое масло высшего качества. В него добавляется белое виноградное вино, которое необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ употребляют ладан, мастика, богородичная трава (чабрец), кардамон, лепестки розы, фиалковый, пряный, имбирный и калганный корни, мускатное, розовое, лавандовое, лимонное и гвоздичное масло и другие. Перечень и количество благовоний не строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время. Старейшие дошедшие до нас списки веществ для приготовления мира датируются VIII веком. Константинопольская Православная Церковь содержит официальный список 57 веществ. В России в 1671 и 1681 годах для приготовления мира отпускались вещества 53-х наименований, в 1691 году – 55-ти, в реестре чина миропомазания 1894 года их 50; на стыке XIX и XX веков называют всего 28 ; в настоящее время – около 40.

Приготовление и Освящение

Архиерейское шествие с сосудами новоприготовленного мира. Константинополь, Великий Четверг 2002 г.

В Константинопольской Православной Церкви

С конца XIX века Вселенская Патриархия провела пересмотр чинопоследования приготовления святого мира и опубликовала отредактированные тексты в 1890, 1912 и 1960 годах. Ныне соблюдается следующее чинопоследование.

После доксологии в Неделю Ваий патриарх благословляет архона святого мира, который вместе с другими архонами содействует патриарху в подготовлении состава мира. Они облачаются в белые туники, достающие до земли. Благословив архона святого мира, патриарх накладывает на него плат.

В Великий Понедельник, после Божественной литургии Преждеосвященных Даров патриарх входит в патриарший Георгиевский храм Великого Мира, где находятся печь («святой гроб») и сосуды для мироварения. После благословления он окропляет святой водой все приготовленные сосуды и вещества. Затем, держа затепленную свечу, он прикасается к каждому котлу, влагая в них части старых закоптелых икон. Затем патриарх читает главы из Евангелия, после чего чтения из Евангелия продолжаются другими присутствующими священнослужителями – архиереями, священниками Патриархата и священниками других Церквей. Чтения продолжаются по установленному порядку в течение Великого Понедельника, Великого Вторника и Великой Среды.

В Великий Вторник, после Божественной литургии при печи поется малый молебный канон ко Пресвятой Богородице. Совершаются молитвы за тех, кто предоставил вещества, средства и усилия для приготовления святого мира.

В Великую Среду, после Божественной литургии Преждеосвященных Даров, патриарх вновь приходит к печи и, после краткой службы, добавляет туда благовонные вещества. В этот день оканчивается приготовление святого мира.

В Великий Четверг, после утрени в Патриаршей Андреевской часовне и облачения патриарха и других архиереев, начинается шествие из патриаршего двора в патриарший храм, на протяжении которого постоянно звонят колокола. Во время шествия патриарх несет малый сосуд мира. Первый по списку архиерей Патриархата несет алавастр с преждеосвященным миром. Второй по списку архиерей Патриархата несет алавастр с неосвященным миром. Прочие архиереи несут малые серебряные сосуды с неосвященным миром. 24 архимандрита, по одному с двух сторон, несут 12 серебряных сосудов с неосвященным миром. Во время Божественной литургии, по возгласе «И да будут милости Великого Бога…» великий архимандрит возглашает «Вонмем». Все молящиеся становятся на колени и патриарх освящает миро по чину. В конце Божественной литургии новоосвященное миро переносится из храма в патриаршую миродержательницу в порядке, обратном утреннего шествия. В патриаршей миродержательнице поставляются алавастры и сосуды со святым миром. После этого следует отпуст Божественной литургии.

В Русской Православной Церкви

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолченные благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сулен (сосуды), а вещества заливаются вновь виноградным вином.

Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице поста в Малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери Московского Донского монастыря. В Великий Понедельник патриарх (или по его благословению – митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению. В первый день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий Понедельник до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды. Все это время священники по очереди читают Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами.

Схема чина мироварения

  • «Благословен Бог наш…»
  • «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…»
  • «Господи, помилуй» (12 раз)
  • «Придите поклонимся…» (трижды)
  • Псалом 142-й
  • «Бог Господь…»
  • Тропари: «Благословен еси Христе Боже наш…» (тропарь Пятидесятницы, дважды) и слава и ныне: «В рождестве девство сохранила еси…»
  • Псалом 50-й
  • Малое освящение воды
  • Молитва ко Господу Иисусу Христу о помощи в совершении дела мироварения
  • Отпуст
  • Окропление святой водой приготовленных для мироварения веществ и котла, вливание в котел немного святой воды.
  • Благословение духовенству на вливание в котел масла и вина.
  • Патриаршее благословение десницей котла, возжигание трикирием огня под котлом и чтение Евангелия.
  • Продолжение непрерывного чтения Евангелия духовенством в течение трех дней.
  • В Великий Вторник в мироваренный котел добавляют виноградное вино и благовонные вещества.
  • В Великую Среду – виноградное вино и елей, сваренный в четвертую седмицу Великого поста.
  • В присутствии архиерея в среду заканчивается мироварение и после остывания священного мира по благословению архиерея в котел вливаются благовонные масла, и все тщательно перемешивается.

По окончании мироварения для охлаждения его помещали в особую кадь. Сохраняемая в Крестовых палатах серебряная кадь была подарена в 1767 году императрицей Екатериной II, ее крышку венчают литые позолоченные фигуры: пророк Самуил возливает елей на голову царя Давида.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает чин освящения Святого Мира.

Освящение мира совершается патриархом в Великий Четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. Ранее сосуды с миром и алавастр переносили из Мироварной палаты торжественным крестным ходом в Успенский собор. Ныне из Малого Донского собора сосуды с новоприготовленным миром перевозятся клириками в патриарший собор и при пении тропаря Пятидесятницы «Благословен еси, Христе Боже наш…» поставляются по сторонам жертвенника. В то же время из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр и поставляется на жертвеннике. На Божественной литургии во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Их несут священнослужители северными дверями, предшествуя Честным Дарам. Алавастр принимает из рук первенствующего иерея патриарх и поставляет его на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола. По возгласе литургии «И да будут милости Великого Бога…» патриарх освящает миро.

Схема чина освящения мира

  • Патриарх трижды благословляет каждый сосуд с миром, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь»
  • Диакон: «Вонмем. Господу помолимся»
  • Священнослужители в алтаре: «Господи, помилуй»
  • Молитва освящения, читаемая предстоятелем
  • «Мир всем», Певцы: «И духови твоему»
  • Диакон: «Главы ваша Господеви приклоните»
  • Молитва, тайно читаемая предстоятелем
  • Троекратное благословение патриархом каждого сосуда с новоосвященным миром
  • Добавление в каждый сосуд из алавастра от древнего святого мира и пополнение алавастра новоосвященным миром

После чина освящения миро по дореволюционному порядку находилось в алтаре Успенского собора, а позже – в алтаре церкви Двенадцати апостолов в Патриаршем дворце. Специально для его хранения по повелению императоров Павла I и Николая II были сделаны серебряные кувшины.

Использованные материалы

  • Скурат, К.Е., История Православных Поместных Церквей:
    • — гл. I
    • — гл. III
  • «Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Синода. О мироварении (от 29 марта 1932 года, № 51),» ЖМП, 1932, №9-10:
  • Страница официального сайта Американской архиепископии Константинопольского Патриархата, Menesoglou, Pavlos, «The Sanctification of the Holy Chrism», Athens: Apostolike Diakonia, 1992, 13-19:
  • «Предстоятель Русской Церкви совершил молебен на начало Чина мироварения,» 2 апреля 2007, сюжет Православной энциклопедии:
  • «Мvро,» «Мvроносица,» Дьяченко, Григорий, свящ., Полный церковнославянский словарь, 325:
  • Основы православия
  • Страницы официального сайта Православной Церкви в Америке:
  • Страница официального сайта Американской Карпаторосской епархии Константинопольского Патриархата:
  • «Holy Chrism Boiling Begins at Svetitskhoveli Today from 9am,» официальный сайт Грузинской Православной Церкви, 18 апреля 2011:
  • Карамихалева, Александра, «Освещаване на мирото,» Църковен вестник, 2009:
  • «The Holy Myron,» раздел официального сайта Константинопольской Православной Церкви:

Миро иногда пишется с прописной буквы.

Писания отцов и учителей Церкви, М., 1863, т. 1, 122, 140.

Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского, Киев, 4891.

Постановления отцов IV Карфагенского Собора. Цит. по кн. Алмазов, А., История чинопоследований Крещения и Миропомазания, Казань, 1884, 389.

Скурат, К.Е., История Православных Поместных Церквей, гл. I: Грузинская Православная Церковь,

Как это сделал патриарх Всероссийский святитель Тихон, в Рождественский сочельник. См. «Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Синода. О мироварении (от 29 марта 1932 года, № 51),» ЖМП, 1932, №9-10,

Восток, 1882, № 178 (Газета политическая и литературная, Москва, издатель-редактор Н. Н. Дурново). Цит. по книге Скурат, К.Е., История Православных Поместных Церквей, гл. III: Румынская Православная Церковь, .

Колокольцев, В., Устройство управления Румынской Православной Церкви (со времени ее автокефальности). Историко-каноническое исследование, Казань, 1897, 63. Текст ответа членов Синода Румынской Православной Церкви был подготовлен епископом Романским Мелхиседеком. См.: Арсений, еп., Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви, СПб., 1904, 468. Цит. по книге Скурат, К.Е., История Православных Поместных Церквей, гл. III: Румынская Православная Церковь, .

Так, согласно статье с официального сайта Американской архиепископии Константинопольского Патриархата, пер. с греческого, Menesoglou, Pavlos, «The Sanctification of the Holy Chrism», Athens: Apostolike Diakonia, 1992, 13-19.

Список по данным официального сайта Константинопольской Церкви,

«Holy Chrism Boiling Begins at Svetitskhoveli Today from 9am,» официальный сайт Грузинской Православной Церкви, 18 апреля 2011,

Църковенъ вестникъ, 14.03.1939, т. XL, № 14, 168.

Миро

Главная » Алфавитный раздел » М » Миро

(19 голосов: 5 из 5)

  • Освящение мира Настольная книга священнослужителя
  • Мироварение (историко-литургический очерк)
  • Чин мироварения Церковно-богослужебные книги
  • Чин мироварения. Освящение мира

Ми́ро (греч. μύρον (мирон) — благовонное масло, благовоние) – 1) ароматное вещество, представляющее собой смесь благовонных веществ (1Пар.9:30); 2) особая (ароматическая) смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – до 50 веществ), используемая в Православии при совершении определенных священнодействий.

В современной практике миро используется для совершения Таинства Миропомазания (также в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане); для освящения храмов и антиминсов.

Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием.

В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом, и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит).

В Москве Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения обычно один раз в два года и затем освященное миро рассылается на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

Благословляет начало чина Предстоятель Русской Православной Церкви. В среду Крестопоклонной седмицы Великого поста учинённый епископ совершает водосвятный молебен и освящение приготовленных для мироварения веществ. Затем благовония смешиваются с елеем и настаиваются в течение следующих двух седмиц.

Чин мироварения совершается на Страстной седмице в Малом соборе Донского монастыря. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения и зажигает огонь в печи с котлом в 350 литров; в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя, после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.
В Крестовом храме хранится сосуд — алавастр, с уже освящённым миром с апостольских времён. При освящении нового мира патриарх добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира и пополняет его новоосвящённым миром.

***

^ Освящение мира

Настольная книга священнослужителя

Среди многих священнодействий и молитвенных последований, которыми Церковь Христова сообщает благодатные дары своим чадам, есть одно священное действие, совершаемое один раз в несколько лет самим Патриархом Московским и всея Руси. Это приготовление Мира (мироварение) и освящение его. Это священнодействие имеет чрезвычайно важное значение, ибо через святое Миро в таинстве Миропомазания Церковь сообщает своим новым членам благодатный дар Духа Святого.

Еще пророк Моисей, по глаголу Божию, впервые излил Миро на голову брата своего Аарона, возводя его в сан израильского первосвященника, и пророк Самуил совершил то же действие над Саулом и Давидом, помазуя их на царство. Первосвященники и цари, по закону, а пророки по чрезвычайному повелению Божию принимали это таинственное помазание от руки других пророков или первосвященников в знамение нисходящего на них Духа Божия, которым священнодействуют святители и вещают пророки. Еврейское слово Мессия и греческое Христос означают в переводе на русский язык – Помазанник. В трояком смысле оно было» дано на земле Сыну Божию, явившемуся в образе Сына Человеческого, как пророку Своего Небесного Отца, как Царю Израиля и Вселенной от колена Давидова и, наконец, как Первосвященнику Бога Всевышнего, Который Сам принес Себя в жертву за грехи мира.

Потому в Новом Завете, заключенном Богом с людьми в крови Агнца, святое Миро служит нетленною печатью дара Духа Святого выходящему из купели и самого имени христианина. Оно освящает все престолы и антиминсы храмов, на которых должна совершаться таинственная Жертва Христова.

Обряд приготовления святого Мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста с подбора масла и вина, благовонных трав и ароматов, необходимых для варения Мира. В первый же день страстной седмицы духовенство собирается в особой мироварной палате, где приготовлены серебряные котлы и сосуды. Патриарх, благословляя начало обычных молитв, освящает воду, при пении тропарей на сошествие Святого Духа и Успение Богородицы и кропит все вещества, из которых должно образоваться Миро. Он вливает эту воду в котлы, а священники льют масло и вино, и кладут горящие угли; Первосвятитель же, после краткой молитвы к Господу Иисусу Христу о совершении начинаемого дела, которое благословляет именем Пресвятой Троицы, отходит, оставив диаконов и священников, продолжающих мироварение в течение трех дней при непрерывном чтении святого Евангелия. В Великую среду в приготовляемое Миро кладут ароматы и разливают его в двенадцать больших сосудов по числу апостолов Христовых.

Самое освящение совершается во время литургии Великого четверга. Перед чтением часов Патриарх со всем духовенством идет в мироварную палату за приготовленными сосудами Мира, и священники торжественно несут их в соборный алтарь, где ставят вокруг жертвенника, а хор поет во время шествия: «Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе».

Это торжественное перенесение, двенадцати сосудов руками иереев повторяется на великом входе перед Святыми Дарами, ибо подобно им Миро должно быть освящено на престоле. Впереди всего шествия идет старший архимандрит или епископ и несет под осенением двух рипид, как бы под крыльями херувимов, драгоценный алавастровый сосуд, полный Мира. Он напоминает о том алавастре с драгоценным Миром, который излила на голову и ноги Иисуса кающаяся жена, исполненная любви к Спасителю. За ним несут прочие сосуды и ставят по сторонам престола, а первый алавастр Патриарх приемлет в царских вратах и ставит на трапезу. Когда должно совершаться освящение Святых Даров, он открывает постепенно каждый сосуд и благословляет крестным знамением во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Потом вслух всей церкви произносит молитву освящения над Миром, взывая к Господу Милосердному и Отцу светов, «да даст ему благодать тайнодейственнаго служения, подобно Моисею, Самуилу и апостолам, и ниспослет Духа Святаго на Миро сие, сотворив его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес и елеем радования, воссиявшаго из Ветхого Завета в Новом». Он молит, чтобы через эту печать духовного совершенства все выходящие из бани Крещения были признаны гражданами и домашними Божиими от святых ангелов и страшны были демонам. Да будут они людьми избранными, царским священством, народом святым, запечатленным таинством и носящим в сердцах своих Христа, дабы сотворилась в них обитель Пресвятой Троицы.

Затем Патриарх обращается к молящимся с желанием мира и после призыва диакона преклонить главы опять приступает к престолу и втайне благодарит Бога, даровавшего ему благодать служения. Он просит об излиянии и на него самого освящения, подобно Миру, ибо Миро излиянное есть само Имя Христа, Единородного Сына Божия, в котором благоухает весь видимый и невидимый мир. По возглашении славы Пресвятой Троице, он еще трижды благословляет крестным знамением каждый из сосудов, которые после литургии торжественно переносятся в хранилище при пении псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо…», изображающего таинственно помазание и славу Сына Божия.

Все эти молитвы и действия освящения Мира принадлежат собственно к таинству Миропомазания, ибо одни архиереи имеют высшую власть запечатлевать христиан в вере по примеру апостолов; и освящают Миро для всей Церкви, дабы впоследствии священники могли сообщать при самом Миропомазании благодатный дар Духа Святого. Святое Миро, разливаясь по всей Церкви из одного благодатного источника, содержит ее в неразрывном союзе мира печатью Имени Христова, в залог общего спасения во едином Господе Иисусе Христе.

^ Мироварение (историко-литургический очерк)

иерей Анатолий Трепачко

Священный обряд приготовления и освящения святого мvра – редкое торжественное священнодействие очень поразило меня в мою бытность студентом семинарии. Хотя это священнодействие совершается в присутствии архиерея, который с духовенством совершает водоосвящение и кропление святой водой заготовленные вещества, где сначала варится масло и вино, где архиерей сам кладет под котлы дрова и разводит огонь, где после этого священники читают Евангелие, а диаконы размешивают, я, не будучи облачен в сан священства, когда позволялось, читал книгу Псалтирь.

Употребление святого мvра в Церкви Христовой восходит ко временам апостольской древности. В книге «Пастырь» мужа апостольского Ермы мы уже находим указание на таинство мvропомазания. В творениях св. Иринея Лионского, ученика мужа апостольского св. Поликарпа Смирнского, уже прямо содержится некоторый намек на тот знак, через который сообщался в его время Св. Дух в таинстве мvропомазания. А в чем выражался этот видимый знак таинства – это определенно указано Оригеном, что «дар благодати Духа обозначается через образ елея» (per olei imaginem).

Очевидно, так же рано началось и особое приготовление и освящение мvра. Св. Кирилл Иерусалимский в тайноводственном слове о мvропомазании весьма ясно свидетельствует о существовавшем в его время особом освящении мvра через призывание Святаго Духа. «Но смотри, не подумай, – говорит он, – что это есть мvро простое. Как хлеб Евхаристии, через призвание Святаго Духа, есть уже хлеб не простой, но тело Христово, так и святое мvро сие». Понятно само собою, что призывание могло совершаться лишь священными действиями и молитвами. Яснее и подробнее об этом говорит св. Дионисий Ареопагит в своем творении «О церковном священноначалии». Приступая к подробному объяснению всех действий св. мvра, он так описывает его освящение или совершение: «По совершении обхождения по всему храму с благоуханием и по пении псалмов и по чтении божественных словес, таким же образом и здесь, как в причащении, чины несовершенных отлучаются. Потом священноначальник, приняв мvро, поставляет его на божественный жертвенник, дванадесятию священными крилами покровенное, при пении от всех, святейшим гласом, богодухновенных пророков песней богодухновения, и исполнив над ним совершительную молитву во всех святейших для освящаемых (людей) совершениях, его употребляет на всякое почти священноначальное совершение».

Таким образом, по описанию св. Дионисия, освящение мvра совершалось на литургии верных, когда из храма выходили несовершенные, т.е. оглашенные, кающиеся и другие. Освящение совершал епископ на святом престоле, при чем мvро прикрывалось рипидами. Самое освящение состояло из священных песнопений, которые пелись всею церковью, и совершительной молитвы, которую читал над мvром сам епископ. Эти общие и существенные черты освящения мvра остаются неизменными до нашего времени.

Что же касается до состава мvра и предварительного приготовления этого состава, то, кажется, напрасно было бы искать подробностей обо всем этом в столь раннюю пору истории Церкви. Несомненно, что состав этот получался от смешения различных ароматических веществ, но каких именно, как из них составлялось смешение, и чем сопровождалось приготовление его – это едва ли могло быть строго определено в такое раннее время. Св. Дионисий Ареопагит лишь кратко замечает, «что состав мvра есть некое собрание благодушистых веществ, богатно в себе имущее благовонныя качества».

В творениях Симеона Солунского (15 век) «De sacro ritu saucti unguenti» сохранилось замечательное и весьма важное в этом отношении изложение чина мvроварения и чина мvроосвщения. И то и другое совершалось самим патриархом Константинопольским, первое – в Великую Среду, а второе – в Великий Четверг на Страстной неделе. Порядок этих священнодействий, а равно сопровождавшие их песнопения и молитвы представляются почти тождественными с современными нам. Вот фактическая сторона этого любопытного изложения Симеона Солунского.

«Святейший патриарх вместе с клиром идет на место, назначенное для мvроварения. Облачившись в епитрахиль и омофор, он начинает славословием Триединаго Бога. Следуют молитвы: «Царю Небесный…. Трисвятое….. Пресвятая Троице…… и Отче Наш». После возгласа патриарха «Яко Твое есть царство» поется тропарь: «Благословен еси Христе Боже наш» и тропарь Успению Пресвятыя Богородицы: «В рождестве девство…» По окончании пения патриарх вливает елей в сосуд, в котором, варится мvро, и благословляет рукою; остальной елей вливается служителями. Патриарх сам возжигает огонь, творит отпуст и уходит, елей же варится кем-либо опытным и сведущим с великим вниманием. Варится елей по преимуществу в Великую Среду, когда и жена-грешница помазала Господа многоценным мvром и когда читается Евангелие об этом событии. Так варится елей; различные же виды ароматов тогда же растираются и приготовляются. Когда же наступает конец варения елея, патриарх снова приходит и, благословив ароматы, влагает их в кипящий елей и, по отпусте, уходит. Остуженное мvро освящается молитвами и благословением патриарха по следующему чину. На другой день, во святой и Великий Четверг, во время проскомидии, приносится мvро в особом сосуде, называемом алавастром, на подобие того сосуда, из котораго грешница и сестра Лазаря Мария возлили мvро на главу Господа, и под святым покровом поставляется в скевофилакии (сосудохранилище). Во время литургии, на великом входе, первым идет наблюдающий за порядком, за ним свещеносец и потом первый из пресвитеров с алавастром мvра в руках. По сторонам его шесть диаконов держать двенадцать рипид, за ними остальные диаконы обычным порядком идут впереди даров и, наконец, остальная часть шествия входа. Когда пресвитер с мvром подходит ко святым вратам. патриарх сходит с возвышения у святого престола, принимает мvро из рук пресвитера и полагает его на святом престоле с левой стороны дискоса. После возгласа «И да будут милости Великаго Бога…….» , прежде чем диакон начнет «Вся святыя помянувши….», патриарх восходит на возвышение у св. Престола и, открывши мvро, трижды благословляет его. Благословив, он сходит с возвышения, преклоняет главу и читает первую молитву » Господи милости и Отче светов». Оканчивая эту молитву, патриарх возглашает : «Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши,» потом: «Мир всем», диакон: «Главы наша Господеви приклоним,» и патриарх, приклонивший голову, читает вторую молитву: «Тебе, Богу всех и Царю, выю сердца благодаряще приклоняем, посему, подобает Тебе всякое поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Такими действиями и молитвами освящается мvро на св. Престоле.»

У нас на Руси употребление св. мvра современно самому принятию христианства. «Мы крещающагося мажем мvром и маслом» говорит преподобный Феодосий в своем послании о вере варяжской. До половины 15 века, Русь, не имела своего мvра, а пользовалась полученным из Константинополя. Основанием для такого заключения служит известное послание Митрополита Фотия к священникам во Псков. Некоторые из Псковских священников того времени употребляли при таинстве мvропомазания мvро латинское. Митрополит Фотий (1408-1431) счел нужным запретить такой непохвальный обычай и, между прочим, в своем послании повелел Псковским священникам «крещение творити по правилам святых отец… да потом мажите мvром великим, еже идет из Царьграда, еже искони оттуду приясте по роду православныя веры».

Русская Церковь, получив полную самостоятельность от Константинопольского патриарха, вместе с свободным избранием себе и поставлением митрополита всероссийского, начала сама же приготовлять и все потребное для церковной жизни и в том числе и святое мvро. Уже в 1631 сохранилось несомненное известие о том, что в этом году в Москве совершено было приготовление мvра, конечно, не первый раз. Именно, сохранились памяти царя Михаила Феодоровича в Аптекарский приказ об отпуске разных составов патриарху Филарету Никитичу «в мvрное составление». Для этой цели из Аптекарского приказа отпущены были: янтарь добрый, корица, перетрун, корень азар, ладан росной, мед дивий, напряный корень и гуляфная (розовая водка). Для этой же цели из келейной патриаршей казны выданы были смирна и кассия.

С этого времени начинаются довольно частые известия о составлении мvра в Москве, а в 1710 году определено было совершать это составление через три года на четвертый. Приготовление необходимых для мvра веществ поручалось обыкновенно опытному аптекарю. От усмотрения аптекаря зависели количество и самый подбор составленных частей мvра. Разнообразие их получалось почти всякий раз довольно значительное, в зависимости от того, что известный аптекарь признавал необходимым, «для лучшаго благовоннаго духу». Так в 1667 году употреблено было для составления мvра 53 вещества, в 1681 – 64, в 1691 году – 46, в 1703 и 1705 годах 72, в 1710 году – 68 и в 1721 году – 59 различных душистых веществ.

Самое мvроварение производилось в Москве, главным образом, в Крестовой патриаршей палате, которая и называлась поэтому Мvроварною. Самое мvроварение начиналось в Великий Понедельник, а в Великий Четверг перед литургией совершалось торжественное перенесение мvра в Успенский собор для хранения в алтаре. В этом шествии со святым мvром иногда участвовал и сам государь.

В 1675 году Московский Собор, для единообразия, запретил епархиальным архиереям совершать у себя мvроварение. Вместе с этим собор указал в Москве заготовлять мvро для всей Русской Церкви и отсюда безплатно брать его всем архиереям для нужд каждой епархии по словам: «туне приясте, туне и дадите». Спустя 50 лет начали совершать мvроварение и в Киеве – в прилаврской трапезной церкви.

Самый порядок освящения мvра совершался и совершается в Русской Церкви по особому «чину», совершенно отличному от изложенного у Симеона Солунского. Главною особенностью является то, что в нем не проводится различие между мvроварением и мvроосвящением, оба эти священнодействия представляют одно нераздельное целое, так что с окончанием первого оканчивается и второе. По этому чину требуется прежде всего устройство соответствующей печи, но не в определенной церкви или палате, а просто «на месте непроходнем». В неделю крестопоклонную великого поста, вино, деревянное масло и все вещества должны быть на месте мvроварения. В Лазареву Субботу приготавливаются составы – толкли «зелья», которых полагается, по силе возможности, побольше. В Вербное Воскресение все должно быть готово. В этот день над пещью и над зельями совершается всенощное бдение. Утром в Великий Понедельник начинается мvроварение, которое совершается вместе с мvроосвящением.

В избранном месте, где уже все приготовлено, облачается архиерей, священник и диакон. По облачении вливают в котлы вино и елей и начинают совершать особое молебное пение. За начальными молитвами и 50-м псалмом поют «Бог Господь….по сем тропарь праздника Пятидесятницы: «Благословен еси, Христе Боже наш…». На «слава и ныне» поется тропарь праздника Успения Пресвятыя Богородицы: «В рождестве девство сохранила еси…». По освящении воды архиерей читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный помози ми грешному, сие дело, мною начинающееся, о Тебе самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Поют канон молебный Пресвятыя Богородицы, после канона архиерей читает молитву первую Василия Великаго из вечерни Пятидесятницы, по сей молитве архиерей делает отпуст и по отпусте окропляет водой все вещества для мvроварения. Затем подкладывает под котлы дрова и обыкновенно возжигает огонь. С этого момента постоянно чередуются священники и диаконы в облачениях. Священники читают Евангелие, чтецы читают книгу Псалтирь, диаконы мешают в котлах масло и вино.

В Великий Вторник, совершенно в том же порядке совершается другое молебствие. Поется Канон Иоанну Крестителю, «творение Иосифа», и читается молитва водосвятия «Велий еси Господи…», с ответствующею заменою слова «вода», словом «мvро», потом читается Апостол и Евангелия из чина освящения воды.

В Великую Среду, вливают вино взамен выкипевшого и в приготовляемое мvро кладут в котлы все, кроме ароматов, приготовленные вещества. Вечером мvроварение оканчивается, мvро из котлов переливается в особые корчаги, окропленные предварительно святой водою, и, когда мvро остынет, в него влагаются ароматы (благовонные масла). Совершенно уже приготовленное мvро разливается в двенадцать сосудов, по числу двенадцати апостолов, которые одни имели право низводить на крещаемых благодать Святаго Духа через возложение рук, вскоре потом замененное мvропомазанием и запечатываются. В это время над мvром архиерей читает молитву из чина на освящение храма, с соответственною заменою слов. В Москве сосуды ставились на стол и оставлялись за печатью синодального ризничного до четверга. В Киеве сосуды оставлялись до четверга на престоле трапезной Киево-Печерской Лавры церкви. В Москве становили сосуд с мvром, уже освященным прежде. Сосуд для хранения мvра – круглый, без ручки, с узким длинным горлом, называется алавастром. По преданию, алавастр прислан из Константинополя со святым мvром в первые века христианства на Руси и вместе со всероссийской митрополией перенесен из Киева в Москву. В нем в неприкосновенности хранится преждеосвященное мvро, которое таким образом никогда не изсякало на Руси.

Чин освящения мvра совершается в Великий Четверток. Пред литургией, архиерей в полном облачении, в преднесении запрестольного креста, свечей и рипид, при колокольном звоне идет с духовенством в мvроварную палату. Здесь он вручает алавастр старшему по рукоположению священнослужителю, а сосуды с приготовленным мvром раздает другим священнослужителям, и шествие тем же порядком торжественно возвращается в собор, при пении тропаря Пятидесятницы: «Благословен еси Христе Боже наш…». В соборе алавастр с преждеосвященным мvром ставится на жертвеннике, а другие сосуды – на приготовленных местах около жертвенника. Начинаются часы и Божественная литургия.

На литургии, во время великого входа, во главе шествия старший священнослужитель по рукоположению несет алавастр, остальные священнослужители – сосуды с мvром, в сопровождении диаконов с рипидами, кадилами и свечами. В святых дверях архиерей принимает алавастр и ставит его на святой престол, остальные священнослужители, вошедши в алтарь, ставят сосуды по сторонам престола. После слов архиерея: «И да будут милости великаго Бога…», совершается самое освящение мvра – при отверстых царских дверях, подобно тому, как и при освящении даров при архиерейском служении. Диакон, взойдя на амвон, не начинает обычной ектении, а стоит молча. В это время архиерей открывает сосуды с мvром и трижды благословляет каждый из них. Протодиакон возглашает : «Вонмем», другой диакон – «Господу помолимся», все находящиеся в алтаре поют: «Господи помилуй», и архиерей читает молитву освящения мvра: «Господи милости и Отче светов», в которой просит о ниспослании Святаго Духа на мvро, чтобы Господь сотворил его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования. После этой молитвы архиерей желает: «Мир всем», и когда диакон предложит главы преклонить, а певцы от лица народа пропоют : «Тебе, Господи», архиерей тайно читает молитву: «Тебе, Богу всех и Царю», в которой благодарит Господа, что даровал ему быть служителем сей тайны. Затем архиерей благословляет трижды каждый сосуд с мvром и закрывает их, а диакон говорит ектению: «Вся святыя помянувше….». По окончании литургии священнослужители, при пении 44-го псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо», относят мvро в сосудохранительницу. Здесь в каждый сосуд освященного мvра вливается из алавастра по несколько капель преждеосвященного мvра и дополняется в него вновь освященным мvром, чтобы никогда не изсякал этот священный источник. Отсюда ризничий раздает святое мvро по епархиям, по мере требования.

Святое мvро употребляется: 1) при таинстве мvропомазания; 2) при освящении вновь устроеннаго храма, для помазания антиминса, престола и стен и 3) при торжественном венчании царей на царство.

***

Иеромонах Макарий Маркиш

Миро для священного помазания упоминается еще в Библии, в ветхозаветной Книге Исход; употреблялось оно для помазания как богослужебных принадлежностей, так и священников. В наше время миро изготовляется и освящается старейшими архиереями каждой из Поместных Церквей, особым чином, раз в году, причем в каждую новую порцию добавляется немного мира прежнего изготовления. Оно распределяется по епархиям, а из епархий – по приходам и хранится на святом престоле, подле дарохранительницы с запасными Святыми Дарами, в изящном герметичном сосуде. Будем помнить, что в этом маленьком флаконе есть доля мира, изготовленного и освященного еще в апостольские времена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *