Все о рождестве христовом

Рождество Христово

Рождение Иисуса Христа

Библейский рассказ

  • Рождество Христово. Краткая история
  • Библия, изложенная для семейного чтения. Рождество Иисуса Христа
  • Диакон Владимир Василик. Рождество Христово в Евангелии — и в истории. Противоречит ли евангельский рассказ историческим данным?

Вифлеем

  • Михаил Скабалланович. Вифлеем – родина Христа

Рождество Христово как радостный праздничный день

Радость празднования

  • Рождество Христово: как ощутить радость праздника. Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым
  • Игумен Пахомий (Брусков). Радость Рождества
  • Игумен Нектарий (Морозов). Детская радость Рождества
  • Анна Сапрыкина. Материнские заметки: Детская радость Рождества
  • Юлия Вознесенская. «Первое Рождество запомнилось запахом мандаринов и ладана»

Рождество Христово, Новый год и вызовы современного мира

  • Священник Иоанн Валентин Истрати. Метафоры отчаяния
  • Как христианину не потеряться среди новогодней суеты. Советы священников
  • Иерей Валерий Степанов. Украденный праздник
  • Анна Ромашко. В конфликте с Рождеством
  • Похищение Рождества
  • Патрик Бьюкенен. Рождество Христово в антихристианскую эпоху
  • Юрий Максимов. Рождество возвращается в Америку?

Богослужение в Праздник Рождества Христова

Литургические особенности

  • Георгий Битбунов. Рождество Христово

Богослужение и его разъяснение

  • Богослужение на Рождество Христово в Сретенском монастыре
  • Богослужение в Навечерие Рождества Христова в Сретенском монастыре
  • Утреня и Божественная литургия на праздник Рождества Христова в Сретенском монастыре
  • Разъяснение основных песнопений Рождества Христова
  • Толкование паремий на Рождество Христово
  • Разъяснение ирмосов канона Рождеству Христову
  • Диакон Владимир Василик. Древнейший Рождественский канон. Впервые на русском языке перевод с древнегрузинского

Традиции празднования Рождества Христова

В православном мире

  • О Пещном Действе. Беседа с руководителем ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Андреем Котовым
  • Шио Отарашвили. Как празднуют Рождество Христово в Грузии
  • Галина Бесстремянная. Рождество Христово в православной Японии

Рождественская кухня

  • Рождественская кухня
  • Дарья Рощеня. Съедобный экспонат

Рождественские вертепы

  • Сделаем своими руками к Рождеству…
  • Анатолий Холодюк. Коллекция вертепов – рождественских яслей

Ложные традиции

  • Виктор Кутковой. Накануне Рождества. О разумности возрождения некоторых церковных традиций
  • Диакон Владимир Василик. О «святочных гаданиях» и картах

Проповеди и поучения

Святые Отцы о Рождестве Христовом и святках

  • Святитель Николай (Велимирович). Рождество Христово. Евангелие о Первенце
  • Святитель Феофан Затворник. Размышления на Рождество Христово
  • Святитель Амвросий Медиоланский. Слово о том, как должно сретать день Рождества Христова
  • Святитель Лев Великий. Слово на Рождество Христово
  • Преподобный Иустин (Попович). Бог вошел в недра человеческой жизни
  • Святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Слово плоть бысть»
  • Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Проповедь о Рождестве Христовом: Христов мир
  • Преподобный Варсонофий Оптинский. Беседы на святки

Богословие Рождества Христова

  • Архимандрит Матфей, преподаватель МДА. Эортология и богословие Рождества Христова
  • Архимандрит Матфей, преподаватель МДА. Эортология и богословие Рождества Христова. Часть 2
  • Протоиерей Александр Шаргунов. Толкование Евангелия на каждый день года. Рождество Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
  • Протоиерей Александр Шаргунов. Толкование Евангелия на каждый день года. Царские часы навечерия Рождества Христова

Проповеди и слова священнослужителей

  • Митрополит Сурожский Антоний. Из проповеди о Рождестве Христовом
  • Митрополит Сурожский Антоний. Слово в день Рождества Христова
  • «Рождество Христово – праздник примирения Неба и земли» Беседа с митрополитом Черновицким и Буковинским Онуфрием
  • Митрополит Молдовы и Буковины Феофан (Саву). Еммануил — с нами Бог
  • Епископ Василий (Родзянко). Проповедь на Рождество Христово
  • Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово на Рождество Христово
  • Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповедь перед Рождеством Христовым
  • Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповедь в день празднования Рождества Христова
  • Архимандрит Тихон (Шевкунов). Познание верой. Слово в Неделю святых отец, в Навечерие Рождества Христова
  • Протоиерей Андрей Ткачев. Рождество Христово: «до» и «после»
  • Протоиерей Андрей Ткачев. Рождественская песнь
  • Протоиерей Андрей Ткачев. Вифлеем
  • Протоиерей Андрей Ткачев. Пойдем к Новорожденному
  • Протоиерей Андрей Ткачев. В приближении Рождества
  • Протоиерей Андрей Ткачев. Ты пришел!
  • Иеромонах Симеон (Томачинский). Рождество – это чудо, которое нельзя сравнить ни с чем

Ответы на вопросы священнику

  • Иеромонах Иов (Гумеров). Можно ли в святки молиться за усопших?
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Откуда появилась звезда, приведшая волхвов в Вифлеем?
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь?
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Действительно ли Спаситель происходил из колена Иудина?
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Когда было введено летоисчесление от Рождества Христова?
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Что такое сочельник и что нужно делать в этот день?
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Как давно и откуда появилась в Православии традиция Рождественской ёлки?
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Причислены ли к лику святых библейские волхвы Каспар, Мельхиор и Валтасар?
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Как Церковь относится к старинным рождественским гаданиям, принятым на Руси?

Статьи

  • Священник Андрей Канев. Дни до Рождества Христова: Кого мы ждем?
  • Евгений Поселянин. Мир веры. Об участии в жизни Церкви и о церковных праздниках
  • Александр Чхартишвили. Наши календари: почему Русская Церковь живет по старому стилю?
  • Сергей Худиев. И воплотился и вочеловечился
  • Мария Винарова. Дары волхвов
  • Ефим Барбан. Чарльз Диккенс как зеркало английского Рождества

Литература

Стихи, рассказы

  • Александр Солодовников. Рождество. Стихотворение
  • Смерть отца Захара. Рождественское стихотворение из записных книжек о. Павла (Груздева)
  • Ольга Рожнёва. Рождественские истории одного уральского монастыря
  • Священник Николай Труска. Пойте и радуйтесь!
  • Архиепископ Леонид (Краснопевков). Рождественская ночь. Стихотворение
  • Ирина Медведева. Рождественская сказка
  • Иван Шмелев. Рождество
  • Владимир Крупин. Деточки
  • Валерия Ефанова. Особый покупатель
  • Елена Живова. Несвятой Николай. Рассказ
  • Владимир Линденберг. Четвертый царь

Книги о Рождестве Христовом

  • Христос рождается! Рождественский сборник
  • Рождество Христово
  • Рождественский календарь-подарок «Мир вашему дому»
  • Чарлз Диккенс. Рождественская песнь в прозе

Поздравления

  • Наместник и братия Сретенского монастыря поздравляют прихожан с Рождеством Христовым

Мультимедиа

Иконография Рождества Христова

  • Светлана Липатова. Иконография Рождества Христова в искусстве Византии и Древней Руси
  • Рождество Христово: иконы и фрески

Фотогалереи

  • Марина Юрченко. Рождество и Крещение в Якутии
  • Рождество Христово в православном мире

Аудио

  • Воспойте Господу, вся земля. Рождественские колядки и песни

Видео

  • Фильм о Рождестве

Храмы в честь Рождества Христова

  • Елена Лебедева. Московские храмы Рождества Христова
  • Наталья Лобанова. Храм-памятник на Шипке

Иисус Христос – это историческая личность, которую 50 лет назад считали вымышленным персонажем. Но ученые продолжают находить факты его существования. Высказано много мнений о том, когда было рождение Иисуса Христа, однако точной даты нет.

Рождение господа Иисуса Христа

Мать Анна и отец Иоаким проживали в городе Назарете. Анна увидела сновидение о том, что она забеременеет от духа святого. Когда она находилась в беременном положении, царь Ирод велел переписать жителей. Семье пришлось вернуться в родной город мужа Вифлеем, где было много людей. Невозможно было найти место для ночлега, они решили остаться в хлеве на ночь, здесь появился мальчик. Его назвали Иисусом, вариант перевода имени с арамейского на греческий язык значит «спаситель». Город, в котором родился Иисус Христос, Вифлеем расположен недалеко от Иерусалима.

Место рождения определено, а с датой возникли сложности. Время правления царя Ирода и императора Августа – 5-6 век. В Библии трактуется дата рождения, когда на небе появилась яркая звезда. Согласно мнению ученых – это была комета пролетевшая над землей с 12 года до н.э по 4 год до н.э. Это 8 лет разницы. Но, если учесть противоречивые сведения, то такое определение даты можно считать точным.

Свечение в небе привело восточных мудрецов к месту рождения малыша. Волхвы принесли дары:

  • смирну,
  • золото,
  • и ладан.

Суть рождения Иисуса Христа является исполнением древнего Ветхозаветного пророчества о появлении Сына Божьего.

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов. Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи. Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь. Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

Такая новость о новом царе быстро распространилась. Царь Ирод сильно боялся потерять свою власть и могущество, поэтому распорядился убить всех младенцев Вифлеема, даже собственных детей. Историк Иосиф Флавий описал страшные события этой ночи. В городе Вифлееме, где родился Иисус Христос, было убито 2 тысячи новорожденных. Это исторический факт, а не миф.

Семья бежала в Египет и прожила там 3 года, но вернулась в родные места после смерти Ирода, поэтому городом детства Иисуса Христа считается Вифлеем.

Семейная жизнь Иисуса

Много кривотолков существует в отношении семейной жизни Иисуса. Они возникли благодаря священным служителям, которые избавились от ненужных сведений. Существует теория, что воспоминания о семье не включили в Ветхий завет специально. И так:

  • Историки высказывают мнение, что его супругой была Мария Магдалина. Новый завет описывает ее как распутную женщину, которая исправилась и последовала за Христом. Но незамужняя девушка не могла странствовать с группой, если она не была супругой одного из участников.
  • Имеются также сведения о женитьбе Христа, где он превращает воду в вино, а воскресший Иисус пришел первым к Магдалине. К тому же мужчин, которые не были женаты, считали неполноценными и не угодными Господу, поэтому такой проповедник не мог быть учителем.
  • Ученые утверждают, что женитьба на Марии Магдалине была также политическим шагом. Он не мог претендовать на трон в Иерусалиме, потому что был чужаком. Если он берет женой местную девушку, которая принадлежит княжьему роду Вениаминова колена, то становится своим. Будущий ребенок мог бы стать кандидатом на царство. Возможно, этот факт явился причиной смерти Иисуса. Но церковные служители представляют его смерть в другом свете.

В каком городе распяли Иисуса Христа

До 30 лет он жил с родителями. Затем решил стать проповедником, поэтому отправился на реку Иордан, где крестился Иоанном Крестителем, после бродил 40 дней в пустыне.

Он завоевал своим учением великую любовь многих людей. Власть Иерусалима испугалась, что пошатнется ее могущество, поэтому местная знать решила убить проповедника.

Христос въехал в Иерусалим на ослике, народ торжественно его встречал, надеясь, что придет время для расплаты тиранов. Они ожидали от него победы, а он предложил им отказаться от мирских забот и странствовать с проповедями, разрушил их мечты и надежды, поэтому они посчитали его лжецом. Кроме того, фарисеи подстрекали народ против Иисуса. Обстановка накалялась и приближала его к трагедии, которая случилась в ночь с четверга на пятницу седмицы до Пасхи.

Первым вел допрос пленника Анна, который хотел услышать о колдовстве, покоряющем людей. Ничего не узнав, он отправил к Каиафе, который обвинил Иисуса в богохульстве и привлек префекта Понтия. Пилат пытался уговорить сторонников смертной казни не совершать убийство невинного человека. Но духовные отцы требовали распятия. Тогда Понтий отдал решение судьбы проповедника на людской суд. Большинство противников на площади требовали казни.

Перед распятием на холме Голгофа Иисуса хлестали плетями и терзали тело. Он нес тяжелый крест до самого холма. В час последнего вздоха мученика земля дрогнула от такой смерти, будто природа возмутилась против человеческой жестокости. Понтий Пилат разрешил похоронить Иисуса в гробнице. А через три дня Спаситель воскрес.

Пусть хранит Вас Господь!

Рождество – великий христианский праздник, отмечаемый во всём мире.

Это праздник мира и спокойствия. Рождество официально является праздником рождения Иисуса Христа, сына Божьего в Вифлееме.

Первые данные о празднике относятся к IV веку. Именно с той поры отмечается великий праздник. Хотя само рождение, его дата и место рождения Иисуса является спорным вопросом даже среди церковных людей.
До V века все христиане разных конфессий праздновали Рождества Христова и Крещения в январе 6 числа. Это было вызвано гонениями и стеснением свободы всего христианского Богослужения.

Во многих церквях на востоке этот праздник был назван общим названием – Богоявление. Причиной такого было то, что считалось, будто бы Христос принял крещение в день своего рождения.

Об этом заявлял Иоанн Златоуст в беседах о Рождестве Христа: «…не тот день, в который родился Иисус, называется Богоявлением, а тот, в который он крестился». Об этом свидетельствовал и евангелист Лука.

Свидетельством слияния праздников Рождества и Богоявления по сей день является сходство в праздновании Православной церковью этих дат. Общим является сочельник, с одинаковым преданием, что надо пост хранить до утренней звезды.

День Рождества Христова отнесён христианской Церковью к великим праздникам, к событию величайшему и чудесному. Это событие сопровождается дивной вестью, «яко родися Спас», поклонением Спасителю.

Рождество Христово начали отмечать отдельно от остальных праздников только после V века. Именно тогда этот праздник дошёл до Запада.

При введении двух календарей: юлианского и григорианского празднования этого светлого дня стало отмечаться разными церквями в разные дни.

По григорианскому летоисчислению рождество отмечается 25 декабря. Именно в этот день встречают Рождество христиане римско-католической и протестантской церкви. Именно в этот день когда-то отмечали языческий праздник «Рождение Солнца Непобедимого».

Остальные церкви: Русская, сербская, Грузинская, Иерусалимская, Афон, восточно-католическая и древневосточная; все они отмечают Рождество 7 января. Это соответствует дате на григорианском календаре.

По гипотезе современных историков, выбор дня празднования Рождества был сделан по причине празднования в один день Боговоплощения (дня зачатия Христа) и Пасхи. Если добавить к дате (25 марта) 9 месяцев, то получается 25 декабря – день зимнего солнцестояния.

В принципе, 25 декабря – день Рождества, которое отмечают большинство христиан. Сам праздник довольно широк. Он делится на предварительные празднества, длящиеся с 20 по 24 декабря, и послепразднества (до самого Нового года).

В канун или сочельник соблюдается строгий пост. Согласно традициям в этот день употреблять в пищу можно только сочиво – зёрна ячменя или пшеницы, сваренные с медом. Пост прекращается с появлением на небе первой вечерней звезды.

В канун праздника верующие вспоминают пророчества ветхого завета, события связанные с рождением Христа. Богослужения, посвящённые этому великому празднику, совершаются церковниками 3 раза, символизируя:

1. В полночь— Рождество Христово в лоне Бога Отца
2. На заре – во чреве Девы Марии Богоматери
3. Днём – в душе каждого человека.

Только в XIII веке, с наступлением времён Франциска Ассизского, пришёл обычай поклонения Иисусу в яслях. С годами ясли начали устанавливать не только в храмах, но и в жилищах в канун Рождества. Часто изображались сценки из жизни, где рядом со святыми располагались фигурки обычных людей.

В праздновании Рождества Христова переплелись обычаи народов и церковные обряды. Это хорошо видно в колядовании.

Когда дети и молодежь ходят по домам, поздравляя их жителей. За пожелания и поздравления колядующие получают вкусные подарки: конфеты, сладости, фрукты. Скупым хозяевам грозятся бедами.

Во время колядок проходят ряженые в разных одеждах. Церковные власти осуждали этот обряд. Со временем колядовать стали, навещая соседей или родственников.

Попыткой примирения язычества и христианства было сожжение в домашнем очаге «рождественского полена». В дом вносили полено, творили обряды, вырезали на нём крест и, творя молитву, сжигали.

В Рождество появился обряд вкушать перед праздничной едой пресные облатки, освящённые в церкви. При преломлении пресного хлеба произносились поздравления.

Именно с началом празднования Рождества повсеместно установился обычай ставить в жилищах наряженное хвойное дерево.

Эта традиция когда-то была языческой и имеет начало зарождения у германских народностей. Ель считается символом жизни и плодородия.

Впервые о ели упоминается в VIII веке, когда монах Бонифаций срубил дуб, но тот, падая, сломал все деревья в округе, кроме ели. Увидев это чудо, монах осветил оставшееся дерево и объявил ель «древом Христа». Со временем эта традиция получила новую символичность.

Украшенная шарами и игрушками ель, установленная в канун Рождества, символизирует райское дерево с плодами изобилия.

Вечнозелёный венок с колокольчиками и свечами, который привычно вывешивают на входную дверь, символизирует Небесные Колокола, изгоняет нечисть.

В Рождество дарят открытки, зажигают свечи, поют гимны. 12 дней рождественских праздников принято дарить подарки и петь радостные песни, восхваляющие Иисуса.

На Рождество часто гадают, загадывают желания. Это тоже часть язычества, перешедшая в христианство. Существует поверье, что если переложить вещи в шкафах, поменяв их местами накануне Рождества, то в семье будет весь год изобилие.

До наших времён дошла традиция поздравлять всех родственников и друзей в Рождество, желая им всяческого благополучия.

Рождество Христово: даты, история, традиции

Редакция портала «Православие и мир» | 6 января 2019 г. Рождество Христово — что это за праздник? Каковы его традиции? Обо всём, что связано с Рождеством, вы сможете узнать, прочитав нашу статью.

Рождество Христово – великий праздник, торжественный день для всех христиан. В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Удивительно, что в Священном Писании нет ни одного указания на то, что день появления Мессии на свет – это церковный праздник или какой-то особенный день. В те времена дни рождения не праздновались в принципе. Да и древняя Церковь не отмечала Рождество. Рождение Христа праздновалась в день Богоявления.

Наверняка, все знают историю о волхвах, которые пришли поклониться Иудейскому Царю, увидев звезду на Востоке. Но сами волхвы не были иудеями. Во что они верили? Почему и для них Рождение Спасителя стало великим праздником? Почему они приготовили особые дары, куда входило масло для бальзамирования усопших – смирна?

Как пост связан с изгнанием бесов в Библии? Постился ли сам Христос?

Когда отмечают Рождество православные – 25 декабря или 7 января? Знали ли вы, что первый Григорианский календарь “упустил” 10 дней намеренно?

Как понять, что происходит на праздничном богослужении в Рождество? Что такое тропарь и кондак? Мы подробно разобрали состав богослужения на Рождество.

Почему на Рождество принято наряжать ель, разве это не светская новогодняя традиция, имеющая корни в язычестве? Стояла ли ель рядом с рождественскими яслями? Кто из христиан первым придумал наряжать ель?

В этой статье мы постарались собрать для вас ответы на самые важные для христианина вопросы о празднично дне Рождества, интересные факты и открытки, с помощью которых вы можете поздравить своих близких.

Рождество Христово: история праздника

Итак, обратимся к истории празднования Рождества Христова. Казалось бы, тут все просто. Этот день описан евангелистами, несомненно, для христианина рождение Царя Небесного, воплощение в человека, возможность просить отпущение грехов и жизнь вечную – великий праздник. Не все так просто. Как мы уже и говорили, о праздновании Рождества в Писании не говорится. И уж тем более нет особо обетования наряжать ель, дарить друг другу подарки.

История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже. Рождество – один из двенадцати великих праздников православной Церкви. В нашей традиции их принято называть двунадесятыми праздниками, это великие торжества Церкви, которые следуют после Пасхи. В иудейской традиции не праздновали дни рождения, во что сложно поверить современным людям, и в Писании нет обетования о специальном праздновании. Первые упоминания о Рождестве относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества. Во II веке о Рождении Христа говорили в день Богоявления. Праздник Богоявления отмечал сразу три великих события – Рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. В старых требниках Рождество называют “Зимней Пасхой”, Воскресение Христово было следствием Рождества. Вокруг них формировалась вся церковная практика. Этот праздник посвящен земной жизни Христа. Наш Спаситель родился не в роскошном замке, а в хлеву, где скот укрывался от непогоды. В римском храме Санта-Мария Маджоре хранится, предположительно, частица яслей Иисуса.

Иисус Христос родился в Вифлееме, в тот год император велел провести перепись новорожденных. Богородица и Иосиф были из рода Царя Давида. В городских гостиницах по дороге в Вифлеем места им не нашлось, поэтому Спаситель Мира появился на свет рядом со стойлом, а Богомладенца положили в кормушку для скота – Его первые ясли. О свершившемся чуде первым узнали пастухи, которые охраняли неподалеку свои стада, как гласит Евангелие от Луки. Звездной ночью к ним явился Ангел Господень, чтобы возвестить Великую Радость “ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель”. Вместе с Ангелом явилось и многочисленное воинство небесное, взывающее “Слава в вышних Богу!”. Первыми, кто поклонился Господу, были простые люди, и простые люди стали первыми проповедниками Христа. Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Что же означали эти слова? До Рождения Христа Бог еще никогда прежде не воплощался. Взяв на себя грехи мира, Иисус подарил людям надежду на Спасение, заповедовав своим ученикам прежде всего – любовь. Апостол Павел говорил, что смерть для него стала бы приобретением, потому что в теле он был отлучен от истинного источника жизни – Христа.

***

Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар (в латинской традиции) увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и также поняли, что это означает рождение Спасителя мира. Пришли они, скорее всего, из Персии. Несмотря на то, что волхвы были язычниками, ищущими правду, им открылось солнце истины. В те времена астрономия часто сочеталась с астрологией и языческими практиками, поэтому в современном понимании волхвы были кем-то вроде магов. Хотя персы и иудеи считали, что верят Единому Богу и воспринимали друг друга благосклонно, волхвы, конечно, не могли считаться богоизбранным народом. Они принесли Богомладенцу свои дары (золото – знак царской власти, ладан – знак священства и смирну (пряное благовоние) – им умащивали тела усопших, символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть. Зороастрийское учение о о Саошьянтах (трех спасителях, которые научат людей Благой вере) перекликалось с учением о Мессии. Появление волхвов в день праздника означало, что Спаситель пришел не к одному народу, а ко всем людям.

Зачем же вочеловечился Сын Божий? Бог открыл нам пути спасения. Суть человека соединилась с Божественной сутью. Иисус облекся в человека, чтобы исцелить человечество. Он принес нам удивительный дар благодати и от нас требуется только достойно и праведно принять этот дар. Явление Бога во плоти – это жертва, который и искупились все грехи человечества. Причем не только прошлые, но и будущие грехи. Об “усыновлении” Богом Отцом через Бога Сына пишет Феофан Затворник: “Дух Божий делает сынами – возрождая, всех ли? Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами”.

На месте, где Бог пришел в мир, сейчас находится базилика Рождества Христова. Базилику заложила равноапостольная императрица Елена. Базилика действует непрерывно, здание базилики страдало от воин и пожаров. Под базиликой находится пещера, ее место отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Это – место Рождения Господа нашего Иисуса Христа.

Игумен Даниил Паломник – первый, кто описал пещеру Рождества на русском языке. Это произошло в начале XII века.

Накануне Рождества Христова предпраздничный день – Сочельник. Сочельник – это “дверь”, открывающая врата в Рождество.

До дня Рождества, великого праздника, люди соблюдают Рождественский пост. Посты в жизни христианина занимают одну третью часть года. В эти особые дни христиане пытаются соприкоснуться с безвременьем, Вечностью. Верующие подражают Христу, ведь Христос постился. Пытаться уподобиться Христу надо не только в пище, но и в духовной жизни. Мы сопереживаем даже не самому празднику Рождества, а явлению в мир Христа, тому, что Бог стал человеком. Пост – это время очищения в духовной жизни и одно из основных духовных делании человека. Святые угодники Божии постились, о чем есть многочисленные упоминания в Писании. Многие Святые Подвижники проводили в сугубом посте всю свою жизнь. Иисус говорил о необходимости поста Апостолам. На вопрос Апостолов – почему им удалось изгнать бесов из бесноватого, Иисус ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой. Молитва – для души, а пост для тела – важные дела христианина. Рождественский пост подготовительный. Мы готовимся к Рождеству Господа, дню великого праздника, такой праздник следует встречать с духовной чистотой. Чтобы день Рождества не стал обыденным днем, соблюдается пост, человек кается в грехах, чтобы душа восприняла этот праздник.

Символы Рождества Христова

Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда – сочиво и кутья. Слово “сочельник” как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения.

Основным символом самого Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особо место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно.

Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары – золото, ладан и смирна.

Еще один важный символ Рождества – Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это – та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери “Неопалимая купина”. Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды – это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил “новую звезду от Иакова”, поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом.

Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.

Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.

Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп – это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп “приехал” в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие.

Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе. Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить “наполовину язычников” или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель. Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога. Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным».

***

В те времена в праздниках Рождества принимали участие не только певчие церковного хора, но и прихожане. На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось “Вертепным действом”, а в Западной Украине просто “Вертеп”.

В Европе XVI века такие мистерии проводили кукольные театры. У таких театров были декорации, напоминающие декорации сегодняшних рождественских вертепов. Их вырезали из бумаги, дерева, лепили из глины. Сейчас вертепы зачастую просто устанавливают у входа в храм или дома.

Католики и протестанты также делают адвент-календари. Адвент – это четыре недели до рождества. Для детей в таких календарях оставляют небольшие подарки.

Почему различаются даты празднования Рождества в различных церквях

Многие задаются вопросом, когда отмечать Рождество Христово – 25 декабря или 7 января? В некоторых странах, например, в Молдове, широко отмечаются оба дня Рождества – по старому и по новому стилю. Это связано с конфессиональным разнообразием на территории страны. В России празднование Рождества по Юлианскому и по Григорианскому календарю тоже становится традицией.

В древнем мире единого календаря не существовало. Юлий Цезарь был одним из самых просвещенных людей своего времени. Он понял, что существует необходимость создания календаря. Юлианский календарь установил Юлий Цезарь, что следует из самого его названия. Греческая наука того времени уже знала, что Земля делает полный оборот вокруг солнца за 365 дней и 6 часов. На самом деле, это не совсем точные цифры – за 365 дней, 5 часов, 49 минут. Юлий Цезарь потребовал, чтобы в календаре сочетались римские названия и греческие научные открытия. В этом календаре также, как и Григорианском, 12 месяцев, високосные года, 365 дней в году. Дополнительный день появляется каждые четыре года. К сожалению, неточность в 11 минут стала критичной. Так за 128 лет в календаря появился бы целый лишний день. В 1582 стало очевидно, что надо разрабатывать новый календарь. Папа Римский Григорий XIII ввел календарь, который называется соответственно Григорианским, в нем меньше високосных годов. Года, которые делятся на 100, но не делятся на 400 стали содержать в себе 365 дней. Почему же возникли споры, если новый календарь был совершенен? В нем намеренно пропустили десять дней. Страны принимали новый календарь в разные периоды, что родило несколько путаниц в важных исторических датах.

Вопрос этот не так однозначен, как кажется, и дело не только в календарях. Сегодня наша Церковь живет по Юлианскому календарю, хотя в некоторых странах Григорианский календарь считается наиболее точным. Разница между этими двумя календарями в исчислении. Юлианский и Григорианский календарь – это вопрос богословия. После Октябрьского переворота Юлианский календарь сочли “мракобесным”, все светские праздники отмечаются по Григорианскому календарю, в 1923 году Церковь пытались под давлением перейти на новый стиль, но Русская Православная Церковь осталась верна Юлианскому. Католики и протестанты отмечают Рождество по Григорианскому календарю, как и ряд православных Церквей за рубежом.

Нам достаточно точно известна дата зачатия матери Иоанна Крестителя, Елизаветы (23 сентября по старому стилю). Мы знаем, когда Захарий ушел из Иерусалима, известно, что в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя ангел явился Пресвятой Богородице. Этот день стал днем Божественного зачатия Иисуса Христа. Мы не можем знать точной даты, но можем рассчитать, что Рождения Христа приходилось на середину зимы.

Праздничное богослужение

Величие праздника отражается в праздничном богослужении на Рождество. В этот день читается молитва “Царю Небесный”. Именно так мы называем Христа, почитая Его Господом Богом. Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные. Далее идет ектенья и гимн “С нами Бог”. Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение. Далее следует песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Богомладенца в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на сороковой день жизни. На праздничном богослужении в Рождество поется ирмос – заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни (ирмос) – это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Он говорит о том, что нам, христианам, лучше любить молчание. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно “всенощное бдение”. Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году – на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве.

Утреня Рождества поется ночью. В эту ночь мы слышим Ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение. Это – благодарность Богу за то, что он воплотился и спас нас. Мы слышим также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие – краткое песнопение, славящее Бога. В состав праздничной утрени входят степенна и степенный антифон. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания.

Тропарь и кондак на Рождество

Тропарь и кондак на Рождество – это важнейшие составляющие богослужения. Их создают христианские поэта – гимнографы. Тропарь и кондак – не просто молитвы, но и объяснения сути праздника Рождества.

Тропарь на Рождество

https://media.pravmir.ru/mp3/rozhdestvo-domik-2009/tropar.mp3

Кондак на Рождество

https://media.pravmir.ru/mp3/rozhdestvo-domik-2009/kondak.mp3

Рождественская ель: православное значение

Ель всегда являлась символом Рождества. Связано это с тем, что, Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение, когда Волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.

Почему же Ирод так испугался? Во времена Иисуса все ждали прихода Мессии. Его ждали как могущественного Царя, враги которого будут повержены. Иисус же, как мы помним, появился на свет не во дворцах, а в хлеву и, Его первыми яслями стала миска для корма скота. Ирод не был глубоко верующим иудеем, поэтому приход Мессии интересовал его только с точки зрения политических амбиций. Мало того, что Ирод не был потомком Давида, а, значит, положение его в качестве официального правителя было и без того шатким, так еще и иудаизм принял не он, а его дед Антипа, потому что Хасмонейское Иудейское царство этого потребовало. Антипар, отец Ирода, захватил царский престол хитростью и силой. Он сам стал жертвой предательства и обмана. Ирод наказал предателей и взошел на царство. Власть переходила из рук в руки. Взяв в жены внучку Гиркана II и реконструировав храм, Ирод пытался укрепить свои позиции. Но, будучи жестоким и подозрительным человеком, он позднее убил свою жену и трех сыновей, заподозрив их в сговоре. На фоне этих событий в Иерусалиме появились волхвы, требующие показать им Иудейского царя, и они явно имели в виду не Ирода. После этого он приказал убить всех младенцев. Это ужасное событие было одним из худших злодеяний Ирода.

***

В Европе долгое время существовала легенда о том, что, когда деревья приносили Богомладенцу свои дары – плоды, ели было нечего предложить ему, и она скромно стояла на пороге хлева, не решаясь приблизиться. Тогда Ииус улыбнулся и протянул к ней руку. Но это история относится, скорее, к добрым сказкам.

Существовала и еще одна версия этой сказки: она гласила о том, что два других дерева пальма и маслина не пускали ель ко Христу, насмехаясь над ней. Услышав это, Ангел Господень украсил скромное дерево, и она вошла к яслям Богомладенца во всем своим величии. Иисус обрадовался ели, но она смутилась, а не возгордилась, потому что помнила – ее нарядил Ангел, и ему она обязана своим преображением. За скромность именно ель стала символом дня Рождества.

В России традиция наряжать ель на Рождество пришла лишь в XVIII веке. Кстати, во многих странах, эта традиция тоже стала поздней: в Англии, во Франции и в Америке лишь в середине XIX века ель на Рождество стала повсеместной практикой.

Ель наряжают и на Новый год, но это – светская традиция. Для православных христиан ель – прежде всего, символ Рождества. В Древней Руси ель не жаловали, она была мрачным деревом, растущим на болоте.

Наряженное дерево – отголосок язычества. В те времена люди наделяли природу человеческими, если не божественными свойствами. В хвойных деревьях по легендам жили лесные духи. Чтобы спасти от злых духов свои дома, люди наряжали лесных красавиц, пытаясь задобрить их. Отношения к хвойным деревьям, к слову, постоянно менялось. Они то хранили в себе злых духов, то охраняли жилище. Однако, во все времена ель наделялась мистическими свойствами.

В Европе XV-XVI века впервые встречаются упоминания об украшении ели. Считается, что обычай наряжать ель в христианской традиции открыл Мартин Лютер, основатель протестантизма. Он поставил свечи на ветки ели, чтобы показать детям символ любви и милосердия Господа – красоту небесных звезд в день, когда Господь воплотился и сошел к людям. В Россию украшенную ель “привез” Петр I, но изначально ее ставили только в питейных заведениях, а в домах нарядное дерево появилось уже в XIX веке. В доме императора Николая I в Петербурге стояла украшенная ель на Рождество.

Чуть позже ель появилась в качестве иллюстрации к книге “Щелкун орехов” (“Щелкунчик”) Гофмана, что говорило о плотно укоренившейся традиции украшать ель на Рождество. Уже в 1916 году Священный Синод усмотрел в традиции влияние немцев и запретил ее, а в 1927 году, после антирелигиозной кампании, Рождественскую ель отнесли к “пережиткам прошлого”…

Сейчас вечно зеленая ель, напоминающая также о жизни вечной, переживает второе рождение. В 1935 году ель вернулась в государственные учреждения, но вернулась, увы, как светский символ Нового года. Ее украшали красной звездой на верхушке. Известно, что в годы богоборчества люди наряжали ель тайно у себя в домах. Люди стали вспоминать, что это, прежде всего – символ Рождества Христова.

Поздравления с Рождеством

Поздравьте своих близких старинными рождественскими открытками.

Даты Рождества Христова:

Рождество Христово в 2018 году – 7 января

Рождество Христово в 2019 году – 7 января

Рождество Христово в 2020 году – 7 января

Рождество Христово в 2021 году – 7 января

Рождество Христово в 2022 году – 7 января

О Рождестве Христовом на Правмире:

О Рождестве Христовом: история праздника

  • Прот. Андрей Ткачев. В приближении Рождества
  • Епископ Александр (Милеант) Для чего Христос пришел в мир? Рождество Христово
  • Протодиакон Андрей Кураев Дары Рождества
  • Рождественский сочельник и Рождество Христово. Ответы на вопросы
  • Архимандрит Ианнуарий (Ивлев) Полнота времени
  • Пророчества о Рождестве Христовом
  • Рождество Христово. Таинство рождественской звезды
  • Прот. Александр Шмеман Преодоление язычества

Календарь Рождества

  • Все ли равно, когда праздновать Рождество? Реформа календаря и пасхалии: история и современность
  • Рождество: почему мы празднуем его не как все люди?

Песнопения и служба Рождества Христова

  • Николай Иванович Державин: Традиции Рождества. Богослужение Рождества Христова и Патриаршая Литургия Рождества Христова
  • Ирмосы Рождества: история и перевод
  • «Предпразднуем, людие, Христово Рождество…»
  • Службы Рождества Христова

Рождественские колядки и песни

  • Сербские песни к Рождеству Христову
  • Коляда и колядки: О чем поют колядки на Рождество
  • Рождественские колядки
  • Поздравления с Рождеством Христовым

Рождественский вертеп

  • Рождественский вертеп. История его появления в России
  • Рождественский вертеп
  • Давайте устроим вертеп!

Видео

  • Фильм «Рождество» о Рождестве Христовом

Рождество в семье: традиции и обычаи

  • Домашняя радость церковного праздника
  • Рождественский пост и Рождество в нашей семье. Матушка Светлана Радаева
  • Апология рождественской елки
  • Подарки на Рождество

Икона Рождества

  • Иеромонах Амвросий (Тимрот) 9 икон Рождества
  • Обновился мир. Рождество

Проповеди

  • Свт. Василия Великий Гомилия на Святое Рождество Христово
  • свт. Иоанн Златоуст Слово на святое Рождество Христово
  • Свт. Лев Великий Слово II на Рождество Христово, Слово III на Рождество Христово, Слово IV на Рождество Христово, Слово V на Рождество Христово, Слово седьмое на Рождество Христово, Слово восьмое на Рождество Господне, Слово девятое на Рождество Христово, Слово десятое на Рождество Христово
  • Св. Прав. Иоанн Кронштадский: Где же мир на земле, возвещенный Ангелами?
  • Митрополит Сурожский Антоний Бога, явившегося в Вифлеемских яслях, человек придумать не мог и Чем мы отзовемся на любовь Божию?
  • Свщмч Сергий Мечев Мир или меч?
  • Свщмч. Григорий Лебедев. Слово на Рождество Христово
  • Протоиерей Алексий Уминский: Господь принес нам богатство любви
  • Начаток язычников. Размышления над Рождественским Евангелием
  • Протоиерей Сергий Правдолюбов Готовися, Вифлееме! и Рождество Христово: Господи, Ты пришел к нам и все для нас сделал!

Викторины

  • Рождество Христово — ВИКТОРИНА

Очерки и рассказы

  • Игумен Петр (Мещеринов): И сейчас Христу нет места в мире сем
  • Священник Александр Овчаренко: Как мы празднуем Рождество
  • Рождество в 20-е годы
  • Рождество в Гулаге. «Праздновать величайшее событие человечества в лагере было чрезвычайно опасно»
  • Рождество на Соловках
  • Протоиерей Александр Авдюгин Гость
  • Рождественское чудо. Святочный рассказ
  • Рождественская история «Посмотри в окно»
  • Зверь. Святочный рассказ

Стихи о Рождестве

  • Рождественские стихи
  • Под сенью Рождества. Волхвы русской поэзии
  • Рождественская звезда
  • Олеся Николаева. Рождество

Рождество в искусстве

  • Рождество в христианском искусстве
  • Рождественская история Земекиса: Время, деньги и Рождество
  • Открытки к Рождеству Христову
  • Старинные рождественские открытки

Рецепты к Рождеству

  • Рождественское печенье: пошаговые рецепты, фото, видео

Рождество Христово в мире

  • Протоиерей Игорь Пчелинцев: Ёлочка из Хайфы
  • Православное Рождество в Японии
  • Египет: Антитаранные ворота на Рождество
  • Рождество Христово в стране выходных
  • Зимняя Пасха
  • Кораблик вместо ёлки, свинина вместо гуся… Рождество в Греции (+видео)

О Вифлееме

  • Исраэль Шамир Народы Вифлеема

Фильмы о Рождестве:

Больше видео на канале Правмира

Теги: Самое читаемое Когда вся семья не ест глютен, а ребенок продолжает чесаться О любимом писателе и своем ответе Ивану Карамазову – протоиерей Вячеслав Перевезенцев В комнате, полной кроваток, было тихо – и женщина не смогла пройти мимо Темы дня Разве можно считать, что оно было придумано людьми? Его сестры говорили мне: «Не оставайся с ним из жалости» Центр нейрохирургии в Тюмени, первая в России внутриутробная операция и ученик из Саудовской Аравии © 2003-2019 АНО «Православие и Мир»
Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847
Мнение авторов статей портала
может не совпадать с позицией редакции. Републикация материалов сайта в печатных изданиях
(книгах, прессе) возможна только с письменного
разрешения Редакции.
Реклама

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *