Все про церковь

Содержание

Христианская церковь

 Христианская церковь

Жизнь христианина
Христианский портал
· ‎

Христианин
Крещение
Спасение · Исповедь
Благодать
Церковь · Таинства
Церковный брак
Церковные взыскания
Грех
Христианские добродетели
Благочестие
Любовь · Милосердие
Смирение · Скромность
Искренность · Кротость
Терпение · Молитва

Христианское богословие
Грехопадение
Искупительная жертва
Христианское богослужение
Второе пришествие
Диспенсационализм
Консерватизм · Либерализм

Це́рковь (греч. Ἐκκλησία) — в переводе с греческого — Собрание (подразумеваются верующие люди).

Церковь (от греч. Κυριακη (οικια) — (дом) Господа) — тип религиозной организации, объединяющей последователей того или иного религиозного, как правило, христианского течения на основе общих догматической и культовой систем.

Отличительной характеристикой отдельных церквей являются особенности кодификации догматики и обрядовости, наличие или отсутствие иерархической организации и централизованного управления, деления верующих на профессиональных служителей культа (клир) и мирян и отношение к владению церковной организацией имуществом. Особенностью догматики большинства церковных организаций является тезис о невозможности спасения верующих вне церкви (лат. Extra Ecclesiam nulla salus — вне Церкви нет спасения), хотя при этом границы Церкви определяются по-разному.

Метафизика Церкви

С внутренней стороны, однако, существование Христовой Церкви как некоторого ноуменального принципа не является всеобщей очевидностью; поэтому от христианина требуется вера в неё. Об этом прямо говорит Символ веры: «Верую во единую, святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Мнения теологов

Согласно определению православного катехизиса митрополита Филарета, «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами»

Согласно определению Илариона (Троицкого)

Церковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа, Сына Божия людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Св. Духа, достигающих совершенства.

В работе «Христианство или Церковь?» (изд. 1912) архиепископ Иларион (Троицкий) категорически настаивает на неотъемлемой значимости института Церкви в христианстве: по его мнению находящийся вне Церкви человек христианином быть не может, каким бы хорошим он ни был и какие бы иллюзии на этот счет ни питал. Таким образом, Церковь рассматривается как важнейший институт христианства. Уже древний тезис Киприана Карфагенского говорил о невозможности спасения верующих вне церкви (лат. Extra Ecclesiam nulla salus — рус. вне церкви нет спасения). Однако, мнение свт. Киприана нельзя однозначно рассматривать как мнение Церкви.

Церковь в Библии

Согласно Священному Писанию (Еф.1:22-23; Кол.1:18; Еф.5:23), главой Церкви является Господь Иисус Христос. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:4-6).

Во время земной жизни Иисус Христос обещал: «Я создам Церковь Мою» (Мф.16:18). Обетование было дано Иисусом Христом во время беседы с учениками, после того, как Пётр, будучи в Духе, назвал своего учителя Сыном Божиим. К этому моменту понятие о «церкви» (доме Божьем) ученикам Спасителя уже было знакомо, поскольку в книге пророка Захарии говорится: «Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в нем соорудится дом Мой, говорит Господь Саваоф. … вот Муж, — имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень (Церковь)» (Зах.1:16; Зах.6:12).

После Вознесения на небо Иисус Христос умолил Отца (Первую Ипостась Пресвятой Троицы) послать на землю лично Третью Ипостась Пресвятой Троицы — Святого Духа — для созидания Церкви. Поэтому день сошествия Духа на апостолов можно считать моментом рождения, началом воплощения на земле исторической Христовой Церкви. Первыми членами Церкви стали ближайшие ученики Христа: апостолы, жены-мироносицы и Его мать Мария. Уникальную роль в дальнейшем формировании Церкви сыграл «заочный» ученик воскресшего Иисуса апостол Павел. В частности, благодаря деятельности апостола Павла церковь выходит из своих иудейских рамок и превращается в межнациональный религиозный институт значительного мирового масштаба.

В духовном плане Церковь представляет собой, прежде всего, Тело Христово. Прежде всего, важна органичность строения Церкви, подобная строению тела человеческого. В этом смысле Церковь рассматривается как богочеловеческий организм. В словах своей первосвященнической молитвы Христос говорит: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. … молю … о верующих в Меня по слову их, да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:11, Ин.17:20–21).

Церковь есть пространство особого опыта новой жизни — жизни божественной, к которой члены Церкви, соединенные сверхъестественным действием благодати в союз любви, приобщаются в таинствах. Ничто нечистое (Откр.21:27) не может войти в это сообщество. В соответствии с православным пониманием непременным условием вхождения в Церковь является таинство крещения во оставление грехов. «… кто во Христе — тот новая тварь» (2Кор.5:17). Таинство миропомазания вводит будущего члена Церкви, омытого от грехов (в том числе и от первородного греха) в царство Святого Духа, и тем самым в царство Пресвятой Троицы.

Существенные свойства Церкви

К существенным свойствам Церкви относятся её единство, святость, соборность и апостольство, что запечатлено в Символе веры древней неразделённой Церкви: Πιστεύομεν <…> μίαν, ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν.

Своими грехами член церковной организации, формально оставаясь в ней, может отпадать от единства Церкви. Восстановление утраченной связи с полнотой Церкви он может обрести вновь в таинстве покаяния.

История христианских церквей

Церковная организация христианства начала складываться в III—IV веках нашей эры, когда в христианских общинах произошёл переход от выборности глав общин к их назначению (рукоположению, хиротонии). Хиротония первоначально была средством борьбы с еретическими отклонениями и расколами христианских общин, однако с концентрацией общинных имущества и финансов в руках главы общины стала средством организационной и финансовой консолидации разрознённых общин и с оформлением института епископата привела к возникновению централизованной церковной организации, сохранившейся до наших дней.

Дальнейшие расхождения в догматике, закреплявшиеся в различных регионах и получавших своё выражение в организационном обособлении церковных организаций, привели к выделению и обособлению отдельных организаций — церквей. Такое обособление зачастую имело как политические причины, — светские власти использовали влияние новых церквей для усиления своих позиций в своих владениях (англиканство, переход к автокефальности церквей в бывших провинциях Византии), — так и причины экономические (одним из лозунгов Реформации было требование «дешёвой» церкви).

Крупнейшими христианскими церквями в настоящее время являются:

  • Римско-католическая Церковь
  • Православные церкви
  • Протестантские церкви
  • Армянская апостольская церковь

Отношения властей церковных и светских

Поскольку церковь в течение всего своего существования претендовала на власть над принадлежащими к ней мирянами (и чаще всего такой властью обладала), то вопрос отношения церкви и клира со светскими властями и государством являлся причиной множества споров и, зачастую, войн.

На протяжении средневековья существовало два основных типа отношений между церковью и светскими властями:

  • Примат светской власти над духовной (Цезаропапизм), существовавший в Византии, при котором глава светской власти — император — фактически являлся и главой церкви (папой): он назначал главу церкви — константинопольского патриарха; императоры зачастую вмешивались в догматические споры, регулируя догматику и обрядовость эдиктами и законами. Такое положение возникло в Восточной Римской империи со времён первых вселенских соборов (начиная с борьбы с арианством), в ходе которых церковные деятели апеллировали к императорам при решении догматических, обрядовых и церковных вопросов. Окончательно такое положение было закреплено в кодексе и новеллах императора Юстиниана, однако ему же принадлежит высказывание «источником всех богатств церкви является щедрость императора».
  • Примат духовной власти над светской (Папацезаризм), то есть примат церкви, начавший оформляться на территориях Западной Римской империи после её распада. Впервые эта идея была сформулирована гиппонийским епископом Аврелием Августином в его труде «О граде божием» (лат. «De civitate Dei»): основной идеей этого труда, написанного вскоре после захвата готами Рима и под впечатлением от этого события, является замена государственного единства Римской империи духовным единством под главенством церкви, окончательно этот тезис оформился в письме папы Геласия I императору Анастасию I, получившем название по своему началу «Duo Sunt». В этом письме папа уже прямо указал, что существуют две власти: светская и духовная, и власть последней — весомее.

Эти два типа отношений нашли своё юридическое оформление в двух формах т. н. симфонии и конкордата: первая была впервые сформулированв в VI веке в VI новелле Юстиниана, первое упоминание о последнем относится к XII веку (Вормсский конкордат).

Взаимоотношение светских и духовных властей в России также претерпевало изменения на протяжении истории. К началу XVIII века сложилась система патриаршего управления, которая была упразднена Петром I и заменена Святейшим Синодом, подчинявшемся непосредственно государю. В Уложение о наказаниях была внесена статья об уголовном наказании за отход от православия, отменённая только в 1905 году . Впоследствии, уже в Советском Союзе, церковь была отделена от государства и подвергалась гонениям.

В настоящее время в конституциях большинства стран декларируется следование принципу свободы совести и отделения церкви от государства, однако существуют и страны с официальной государственной религией, в том числе и христианские (Дания, Норвегия), и страны, заключившие конкордат с католической церковью (Польша, Португалия). Однако формальное отделение церкви от государства не означает прекращение обмирщения первой.

Примечания

  1. ↑ Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви (адаптированная редакция) // О девятом члене Символа веры (§ 250)
  2. ↑ Свт. Иларион (Троицкий). Очерки из Истории догмата о Церкви, стр. 10-11
  3. ↑ диакон Андрей Кураев. Мнимый модернизм (Еще раз к вопросу о границах Церкви)
  4. ↑ Церковь одна Сочинение А. С. Хомякова

См. также

  • Кафоличность церкви
  • Поместная церковь
  • Экклезиология

Ссылки

  • Церковь и государство // Сайт Московского Патриархата
  • Протоиерей Димитрий Ив. Владыков. Православная Церковь и сектанты.
  • Рим и «несовершенство» Церкви 11 июля 2007 г.
  • Протестантское понимание Церкви (официальный сайт русских кальвинистов)
  • Отечественные записки. Государство и церковь
  • Церковь и государство // Александр Мень. История религии. Том 2, Глава II.
  • О. Николай Афанасьев. Труды по евхаристической экклезиологии
  • Фудель Сергей. Свет Церкви
  • Concordat // Catholic Encyclopaedia (англ.)
  • Открытая православная энциклопедия

Категория:

  • Христианские церкви

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «Христианская церковь» в других словарях:

  • Христианская церковь — (Christian Church), общий термин, обозначающий множество независимых церквей, признающих, что Иисус Христос Сын Божий. Х.ц. делится на три осн. ветви: римскую католичес кую, православную и протестантскую церкви; в последней наиб, известные… … Всемирная история

  • Христианская церковь в период раннего средневековья — Огромную роль в укреплении господства феодалов и в подавлении борьбы народных масс против феодальной эксплуатации играла христианская церковь в Европе. Пользуясь религиозными средствами идеологического воздействия на людей, церковь выступала в… … Всемирная история. Энциклопедия

  • Христианская церковь пришествия — Христианская церковь пришествия, одна из адвентистских церковных организаций.Основана в 1860 (по другим источникам, датой основания был 1855) Джонатаном Каммингом. В 1964 в Христианскую церковь пришествия влился малочисленный Союз жизни и… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • Евангелическая христианская церковь в Ириан—Джая — Евангелическая христианская церковь в Ириан—Джая, одна из региональных реформатских церквей Индонезии.Миссионерская работа в западной части острова Новая Гвинея была начата в 1862. Её проводили проповедники реформатской Утрехтской миссии и… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИРИАН-ДЖАЯ — одна из крупнейших христ. церквей в Индонезии. Зарождение Е. х. ц. И. Д. относится к 1855 г., когда нем. миссионеры К. В. Отто и Й. Г. Гейсслер начали работать на о ве Мансинам. В 1863 г. к ним присоединилась нидерл. Утрехтская миссия. Миссионеры … Православная энциклопедия

  • Церковь Англии — Логотип Церкви Англии с 1996 года Конфессия Англиканство … Википедия

  • Церковь Святого Геро (Кёльн) — Церковь Церковь Святого Геро нем. St. Gereon … Википедия

  • Церковь Святой Екатерины — Церковь Святой Екатерины христианская церковь, в основном посвящённая великомученице Екатерине Александрийской. Содержание 1 Литва 2 Украина 3 Владимирская область … Википедия

  • ЦЕРКОВЬ — (от греч. kyriakon – дом Господний) в христианстве название здания, в котором происходит богослужение, или здания религиозной общины или в целом название всей совокупности всех религиозно христ. общин в стране или вообще на всей земле. Церковь… … Философская энциклопедия

  • Церковь (значения) — Церковь архитектурное сооружение для проведения религиозных служб христианского богослужения. См. также храм. Церковь религиозная организация или конфессия (христианская церковь, православная церковь, католическая церковь или… … Википедия

Книги

  • Христианская церковь в Высокое средневековье. Учебное пособие, . Учебное пособие, подготовленное ведущими преподавателями МПГУ И. А. Дворецкой и Н. В. Симоновой, включает фрагменты источников по истории Христианской Церкви в эпоху Высокого Средневековья.… Купить за 578 руб
  • Христианская церковь в Высокое средневековье. Учебное пособие, . Учебное пособие, подготовленное ведущими преподавателями МПГУ И. А. Дворецкой и Н. В. Симоновой, включает фрагменты источников по истории Христианской Церкви в эпоху Высокого Средневековья.… Купить за 542 грн (только Украина)
  • Христианская Церковь в Высокое Средневековье, Отсутствует. Учебное пособие, подготовленное ведущими преподавателями МПГУ И. А. Дворецкой и Н. В. Симоновой, включает фрагменты источников по истории Христианской Церкви в эпоху Высокого Средневековья.… Купить за 250 руб электронная книга

Другие книги по запросу «Христианская церковь» >>

Православная церковь

Найдено 4 определения термина Православная церковь

Показать:

Время:

Церковь православная

см.: Религии Урала

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Уральская историческая энциклопедия

Православная церковь

Православная церковь (Orthodox Church or Eastern Orthodox Church), или вост. православная церковь. Исторически возникла на Бл. Востоке и в Малой Азии. Каждая П.ц. является самостоятельной (автокефальной), однако особый почет оказывается вселенскому патриарху Константинопольскому. Из 100 млн. православных в мире большинство проживает в пределах быв. СССР, значит, число приходится на США. Богослужение традиционно ведется на нац. языках (в нек-рых случаях на архаичных, как, напр., церковно-сла-вянский в России), что иногда вызывает ассоциации с национализмом. В последние годы, особенно после снятия в 1965 г. взаимной анафемы, наложенной в 1054 г., наблюдается сближение между православными церквами и Римской католической церковью.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)

Православная церковь

Православная церковь (Orthodox Church), восточная, или греческая христ. церковь. Образовалась из церкви Византийской империи. Первое время церкви Рима и Константинополя находили общий язык. С 325 по 787 г. состоялось семь Вселенских соборов для выработки единого мнения по гл. церк. догматам. С 9 в. разногласия стали усиливаться, и в 1054 г. папа отлучил от церкви патриарха Константинополя, что привело к окончательному разрыву между западной и восточной церквами («Великий раскол»). После раскола число приверженцев восточной (православной) церкви возросло, гл. об. за счет Руси. Православ. обряды отличаются от католич. в осн. в сфере церк. таинств. Приходским священникам разрешается вступать в брак (католикам это запрещено); важную роль в православии играет иконопочитание.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

православие (калька греч. слова ortodoxia (от ortos — верный, правильный и doxa — мнение)), — одно из трех важнейших вероисповеданий христианства, распространенное преим. в СССР, Румынии, Болгарии, Югославии, Греции, на Кипре, а также в США, Турции, ОАР, Ливане, Албании, Польше, Чехословакии. Первоначально вся господств. христ. церковь именовалась православной (ортодоксальной) и кафолической (вселенской) в противоположность ересям. После разделения церквей (схизмы) назв. католическая (в латинизированной форме) осталось за зап. (римской), православная — за вост. церковью. Формально датой схизмы считается 1054, когда рим. кардинал Гумберт и константинопольский патриарх Михаил Керуларий отлучили друг друга от церкви — по существу же событие 1054 было лишь одним из этапов разделения церквей.

Отличие зап. и вост. христианства было заметно уже в 3-5 вв. Оно объясняется тем, что на Западе христианство испытало преим. влияние рим. юридизма, на Востоке — греч. спекулятивного мышления. В соответствии с этим на Западе центр. проблемой богословия становится проблема греха (см. Пелагианство, Августин), на Востоке же — тринитарные споры, т. е. вопрос о соотношении лиц Троицы. Зап. богословы (Тертуллиан) были враждебны к античному наследию, тогда как вост. отцы церкви (Климент Александрийский, Ориген, Григорий Нисский) стремились сохранить и использовать в интересах церкви традиции греч. идеалистич. философии. Политич. причины — завоевание Зап. Рим. империи варварами в 5 в.,- казалось, должны были усугубить этот идейный раскол, однако рим. папы до сер. 8 в. видели в визант. императоре естеств. союзника против варварской стихии и, несмотря на отд. протесты, избегали открытого разрыва. Впервые разрыв произошел ок. 867 при папе Николае I и патриархе Фотии и явственно вызван был претензиями обеих церквей на главенство в Болгарии. К кон. 9 в. раскол был ликвидирован, но произошел вновь в 1054. В 12 в. политич. причины привели к союзу Рима и Константинополя против герм. угрозы, что значительно ослабило догматич. споры, но захват визант. столицы крестоносцами в 1204 и установление там латинского патриаршества привели к окончат. разрыву, хотя в 13-15 вв. визант. пр-во неоднократно стремилось к заключению унии обеих церквей в целях совместной борьбы с турками (Лионская уния 1274, Ферраро-Флорентийская уния 1439). Важнейшие отличия православия от католицизма: 1) П. ц. отвергает добавление зап. церкви к «символу веры» filioque (и от сына), т. е. считает «святой дух» исходящим только от бога-отца. В этом сказывается влияние неоплатонизма, ибо в П. ц. сын и «святой дух» выступают как две ипостаси одного принципа, тогда как зап. представлению свойственна большая иерархичность. 2) П. ц. последовательнее развивает тезис Афанасия Александрийского о возможности «обожения» человека, т. е. прижизненного мистич. слияния с богом (особенно Симеон Богослов — 11 в., исихасты — 14 в.). В католицизме, напротив, преобладает представление о формально-юридич. воздаянии за дела: учение о наследств. грехе как воздаянии за грех Адама и Евы, идея чистилища (чуждая православию), возможность выкупа греха (индульгенция), учение о добродетели как заслуге перед богом и о сверхдолжных подвигах святых, накапливающих благодать, к-рая затем может распределяться церковью. 3) П. ц. не создала единой централизованной орг-ции и придает церк. иерархии меньшее значение, чем католицизм. П. ц. ставит выше патриархов Вселенские соборы, наделяет епископов меньшими привилегиями, менее резко отделяет клир от мирян: отсутствие целибата (безбрачия), причащение мирян как хлебом, так и вином. 4) Среди литургич. различий особенно большие споры в 11 в. вызывало расхождение в способе приготовления хлеба для евхаристии: на Западе употреблялись опресноки, на Востоке — квасной хлеб. В истории визант. церкви можно проследить следующие осн. периоды: 1) период выработки осн. догматич. учений (4-7 вв.): время тринитарных (см. Арианство) и христологических (несторианство, монофизиты, монофелитство) споров; время соперничества Александрийского и Константинопольского патриаршеств. 2) Период систематизации и оформления догматов (8-10 вв.): устанавливается энциклопедия («сумма») богословских знаний (см. Иоанн Дамаскин). Церковь ведет полемику с иконоборчеством и павликианством (см. Павликиане). В связи с араб. завоеваниями происходит консолидация визант. церкви вокруг Константинополя. 3) Период зарождения визант. рационализма (11-12 вв.): с развитием визант. науки делаются попытки внести в богословие значит. элементы неоплатонизма и аристотелевой логики, что ставит под сомнение нек-рые догматы (Иоанн Итал, Евстратий Никейский, Сотирих). Одновременно усиливается мистицизм и полемика с зап. богословием. Обмирщление церкви в связи с ростом церк. богатств вызывает резкую критику как со стороны мистиков (Иоанн Оксит), отстаивающих церк. независимость, так и просветителей (Евстафий Солунский), стремившихся подчинить церковь светской власти. 4) Период упадка Византии (13-15 вв.). Церковь и монашество достигают невиданной ранее экономич. и политич. мощи, диктуют императору политику часто вразрез с гос. интересами. Церк. мистицизм одерживает верх над элементами визант. «гуманизма». Лит.: Яковенко П. A., История визант. церкви, Юрьев, 1909/10; Лебедев А. П., Собр. церковно-историч. соч., т. 6 — Очерки внутр. истории визант.-восточ. церкви в IX, X и XI вв., 2 изд., М., 1902; Attwater D., A list of books about the Eastern Churches, Newport, 1960; Heiler F., Urkirche und Ostkirche, M?nch., 1937; Benz., Geist und Leben der Ostkirche, Hamb., 1967; Janin P. R., Les ?glises orientales et les rites orientaux, 4 ?d., P., 1955; Gordillo M., Theologia orientalium cum Latinorum comparata, t. 1, Romae, I960; Beck H. G.. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, M?nch, 1959; Clement O., L´essor du christianisme oriental, p., 1964; его же, Byzance et le christianisme, P.. 1964. A. П. Каждан. Москва. П. ц. в России возникла в 10 в. с принятием христианства как гос. религии, призванной укреплять и освящать феод. строй, искоренять язычество, всячески поднимать авторитет великокняж. власти. Попытки насаждения христианства на Руси делались как со стороны византийской, так и рим. церквей. В этом соперничестве возобладала Византия, с к-рой Русь поддерживала более тесные торг. и культурные отношения. Немаловажную роль при этом сыграло и подчиненное по отношению к гос-ву положение церкви в Византии, что исключало конкуренцию княж. власти со стороны П. ц. Как принятие христианства, так и оформление П. ц. на Руси происходили в обстановке клас. борьбы. В 991 новгородцы воспротивились крещению. Антицерк. окраску носили восстания смердов в Суздальской земле 1024 и 1071; выступления против П. ц. наблюдались во время киевских восстаний 1068-69 и 1113, тогда же возникли и первые ереси. Первоначально рус. П. ц. находилась в сильной зависимости от Византии, являясь составной частью константинопольской патриархии. На Руси долго действовали греч. митрополиты, назначавшиеся конста- нтинопольским патриархом. Только в 1051 кн. Ярослав Мудрый сумел поставить во главе П. ц. рус. митрополита Илариона. Однако вплоть до сер. 15 в. константинопольские патриархи продолжали сохранять контроль над рус. церковью. Рус. митрополия подразделялась на епископии (соответствовали, в осн., делению на княжества). Всего на Руси до монг. нашествия насчитывалось до 16 епископий (в Новгороде, Чернигове, Переяславле, Владимире Волынском, Полоцке и др.). Духовенство делилось на «белое» (священники и дьяконы) и «черное» (монахи). Епископами назначались только лица, постриженные в монахи. Митрополиты собирали поместные соборы из епископов для решения догматич. и обрядовых вопросов. Внутри П. ц. существовало неравенство между митрополитами и епископами, принадлежавшими к церк. аристократии, и приходскими священниками, между монахами, выходцами из боярской и купеч. среды, и постриженниками из простонародья. П. ц. получала свою долю доходов от княж. казны (церк. десятина). С образованием монастырей стало возникать и церк. землевладение. Церк. уставами (кн. Владимира Святославича, кн. Ярослава Владимировича) было оформлено право суда П. ц. не только над духовенством, но и по многим гражд. делам. П. ц. сыграла важную роль в укреплении и развитии феод. отношений. Параллельно с ростом церк. богатств и доходов увеличивалось и влияние П. ц. на политич. дела. Монг.-тат. завоевание нанесло удар по П. ц. Первейшей задачей церк. властей стало восстановление и умножение материального могущества церкви. Монг.-тат. завоеватели отводили П. ц. большое значение в своей системе властвования на Руси, поэтому они освободили ее от уплаты дани, наделили привилегиями и установили неприкосновенность церк. владений. В 1261 была учреждена Сарайская епископия в столице Золотой Орды. В дальнейшем, в связи с подъемом рус. народа на борьбу за свержение монг.-тат. ига, П. ц., боясь потерять влияние в нар. массах, поддержала освободит. движение. Моск. князья в своей политике, направл. на объединение разрозненных рус. земель в единое централизованное гос-во и свержение иноземного ига, широко использовали экономич. и политич. влияние П. ц. При митрополите Петре митрополия была перенесена в Москву; с этого времени сложился союз между церковью и моск. князьями. Этот союз, однако, раздирали противоречия. В процессе гос. централизации П. ц. лавировала, стремясь прежде всего укрепить свое положение. Великокняж. власть прилагала усилия к ее подчинению. После смерти митрополита Алексия моск. вел. кн. Дмитрий Иванович попытался сделать митрополитом своего ставленника Митяя. Однако вследствие его преждевременной смерти моск. митрополитом стал Киприан. Церковь способствовала сбору воен. сил на борьбу с татарами, закончившейся победой на Куликовом поле, но когда в 1382 на Москву внезапно напал хан Тохтамыш и там вспыхнуло нар. восстание, митрополит Киприан выступил против организации обороны столицы и бежал в Тверь. В 15 в., когда над Византийской империей нависла угроза завоевания со стороны турок, вост. патриархи пошли на заключение Флорентийской унии. Рус. П. ц. при активной поддержке моск. князей использовала сложившуюся обстановку для отказа от подчинения константинопольскому патриарху. Вел. кн. Василий II Васильевич не одобрил унии и заключил в монастырь вернувшегося в 1440 в Москву митрополита Исидора, давшего на нее согласие. Собор епископов рус. П. ц. низложил Исидора и независимо от патриарха поставил митрополитом московским и всея Руси Иону (1448). Так было положено начало фактич. самостоятельности рус. П. ц. На протяжении 14-15 вв. крупными землевладельцами стали митрополичья кафедра и монастыри. П. ц. не только получала щедрые пожалования от великих и удельных князей и др. феодалов, но и сама активно стяжала богатства. Особые противоречия между церковью и гос-вом обнаружились на рубеже 15 и 16 вв. Нуждаясь в землях для испомещения дворян, Иван III Васильевич наряду с боярскими землями конфисковал в присоединенном Новгороде и часть зем. владений у новгородской церкви. Назревал вопрос о секуляризации церк. земель и в др. частях Рус. гос-ва; развернулась борьба между нестяжателями и иосифлянами, отражавшая противоречия внутри господств. класса. Однако боязнь распространения еретических идей среди нар. масс и нужда в поддержке со стороны П. ц. в осуществлении внешнеполитич. планов заставили великокняж. власть отказаться от своих секуляризационных намерений и объединиться с церковниками. Над еретиками учинили жестокую расправу. Общерус. церк. реформа была проведена на Стоглавом соборе 1551, к-рому предшествовали канонизационные соборы 1547 и 1549. Стоглавый собор стал ареной ожесточенной борьбы между церковью и светской властью. Иван IV Грозный покушался на существование церк. суда, на церк. доходы и земли. Воинствующие церковники упорно отстаивали свои богатства и привилегии. Секуляризац. попытки Ивана IV провалились: церковь поступилась частью своих прав в обмен на уступки со стороны гос. власти. Основой для компромисса послужил, как и в нач. 16 в., общий страх перед антифеод. движением и выступлениями еретиков (М. Башкина, Ф. Косого и др.). Пробудившуюся в рус. об-ве тягу к знаниям, образованию церковь во главе с митрополитом Макарием стремилась направить в русло мертвящей схоластики. Большого драматизма борьба между гос-вом и церковью достигла во время опричнины. Многие высшие церк. деятели подверглись преследованиям, а нек-рые уничтожению (митрополит Филипп Колычев и др.). Законами 1572 и 1581 был ограничен рост церк. землевладения, а в 1584 отменены тарханы. Важной вехой в истории П. ц. в России явилось учреждение патриаршества в 1589. Этим актом была закреплена и оформлена в нормах канонич. права независимость рус. церкви от константинопольского патриарха. Она стала автокефальной и юридически. Возросло ее междунар. значение. Церк. власть в России приобрела большую централизацию. В то же время учреждение патриаршества было и успехом светской власти, прежде всего Бориса Годунова, к-рый провел в патриархи своего «доброхота» Иова. В западнорус. землях, подпавших под власть Польши, П. ц. была подчинена Римской курии на основе Брестской церк. унии. В крест. войне нач. 17 в., как и в последующих крест. войнах 17-18 вв., П. ц. заняла антинар. позицию, всемерно способствуя разгрому восставших. Во время освободит. войны с польско-швед. захватчиками, нек-рые представители П. ц. пытались установить контакты с интервентами и их ставленниками, но большая часть поддержала народное движение за независимость. Грамоты патриарха Гермогена в большой степени способствовали развертыванию освободительной борьбы. Крупный конфликт между П. ц. и самодержавием произошел при патриархе Никоне, объявившем «священство выше царства». Однако эта тенденция к независимости П. ц. от светской власти была пресечена Алексеем Михайловичем, а Никон низложен. Во 2-й пол. 17 в. в П. ц. возник раскол, внешним поводом для к-рого послужили проведенные в 1653-56 Никоном реформы (исправление богослужебных книг, унификация обрядов и т.п.), направленные на укрепление крепостнич. церк. орг-ции. По существу в расколе отразился протест нар. масс против усиления феод. гнета и юридич. оформления крепостничества (см. Соборное уложение 1649). Противники нововведений из числа низшего духовенства, гор. и сел. населения, отстаивавшие «старую веру», получили наименование раскольников или старообрядцев. Тогда же получило развитие и сектантство. П. ц. и царская власть жестоко преследовали старообрядцев и сектантов, ставших в оппозицию к П. ц. Церк. реформа, окончательно подчинившая П. ц. самодержавию, была проведена при Петре I. Нуждаясь в деньгах для ведения Северной войны 1700-21, Петр I создал Монастырский приказ, к-рый взял под контроль монастырские доходы. Встретив в лице П. ц. противника своим преобразованиям, Петр I отказался назначить нового патриарха после смерти патриарха Адриана (1700). В 1721 патриаршество было уничтожено окончательно, а для управления П. ц. учреждена особая духовная коллегия — Святейший правительствующий синод. Во главе Синода первоначально стоял президент из высшего духовенства, а вся деятельность нового учреждения определялась «Духовным регламентом», разработанным близким к Петру I Ф. Прокоповичем. С 1722 должность президента была упразднена, а надзор за деятельностью Синода поручен обер-прокурору Синода. В результате церк. реформы Петра I П. ц. стала по существу частью самодержавного гос. аппарата. В 1764 последовала секуляризация зем. владений П. ц., к-рой предшествовали волнения монастырских крестьян. В нач. 19 в. П. ц. окончательно превращается в офиц. ведомство православного вероисповедания, лишенное юридич. самостоятельности и подчиненное светской власти. В 1817 было образовано Мин-во духовных дел и нар. просвещения; обер-прокурор Синода стал подчиняться министру и превратился в директора департамента, а Синод — в совещание при нем. В 1824 управление по делам П. ц. было выделено в самостоят. ведомство во главе с обер-прокурором Синода. Бюрократизация П. ц. в 19 — нач. 20 вв. находила выражение также в расширении сети церк. учреждений, превращении священнослужителей в духовных чиновников, усилении контроля за деятельностью духовенства, уничтожении соборного принципа в ее деятельности. После крест. реформы 1861 была проведена реформа духовного сословия. По указам 1867 и 1869 ликвидировался наследств. характер службы духовного сословия с системой кормления и передачей мест родственникам. Тогда же были укрупнены церк. приходы, а в связи с сокращением их числа точно определены штаты клириков (число священников, дьяконов, псаломщиков). Место семейных обычаев в делах приходской церкви заняли указы архиереев и постановления духовных консисторий. Православный клир был верной опорой царизма и господств. классов в проведении политики феод.-крепостнич. и капиталистич. эксплуатации нар. масс, нац.-колониального угнетения окраин Росс. империи, в преследовании раскольников и сектантов. П. ц. насаждала в народе верноподданич. чувства по отношению к властям, выступала против нар. восстаний и др. форм неповиновения угнетателям, священники часто играли роль доносчиков и шпионов. Большую работу проводила П. ц. по пропаганде своего учения среди иноверцев, к-рая была тесно связана с общей политикой русификации нерус. населения страны. Помимо внутр. миссии, действовали заграничные миссии по распространению учения П. ц. (китайская и др.). В 30-е гг. 19 в. с П. ц. была воссоединена униатская церковь, существовавшая с кон, 16 в. Верное служение П.ц. гос-ву объясняется как ее общим положением при феод.-крепостнич., затем при капиталистич. строе, так и полной экономич. зависимостью от гос-ва. Лишенная в результате секуляризации экономич. базы, П. ц. в качестве источников существования имела казенные кредиты и доходы от эксплуатации верующих (т.н. религ. «операции»). Церк. иерархи получали от гос-ва жалованье (от 4 тыс. до 7,8 тыс. руб. в нач. 20 в.), на содержании казны в нач. 20 в. находилось до 1/3 всех монастырей. Еще в 1840-х гг. был поставлен вопрос о выплате казенного жалованья приходским священникам, но решен он был только в кон. 19 в. Церковь не имела крупных зем. угодий: в 1910 из 2,3 млн. дес. земли, принадлежавшей П. ц., ок. 1,5 млн. дес. составляли мелкие наделы сел. церк. приходов; только 0,8 млн. дес, или 0,1% всей земли в России, принадлежало архиерейским домам и монастырям и могло давать прибыль. Нек-рые монастыри, особенно крупные: Троице-Сергиева, Александро-Невская и Киево-Печерская лавры, владели лавками, лабазами, доходными домами, мельницами, пристанями и др. Накануне 1917 в П. ц. насчитывалось 77 727 церквей и молитвенных домов и ок. 118 тыс. церковнослужителей, 1025 монастырей и ок. 95 тыс. монахов. В 1913 из гос. бюджета на содержание П. ц. выделялось более 44,5 млн. руб. Крупные доходы П. ц. получала от прихожан за требы (крещение, венчание, похороны, панихиды, молебны и др.) в виде кружечного сбора в пользу причта, на поддержание в порядке церк. зданий, усадеб. Монастыри брали деньги за места на монаст. кладбищах, иконы, крестики и т.д. Монаст. святыни, мощи и т.д. также являлись источниками доходов. В итоге П. ц. скапливала огромные капиталы (в 1913 монастыри и архиерейские дома имели более 65,5 млн. руб.). Сильным средством воздействия П. ц. на нар. массы стали во 2-й пол. 19 в. церк.-приходские школы. При К. П. Победоносцеве и моск. митрополите Филарете было значительно расширено преподавание богословия в светской школе. П. ц. выступала против революц. борьбы (церк. проповеди, контрреволюц. листовки и прямые провокации) и пыталась внести разложение в рабочее движение. Священник Гапон возглавил шествие петрогр. рабочих с семьями к Зимнему дворцу 9 янв. 1905, закончившееся расстрелом («кровавое воскресенье»). Во время революции 1905-07 П. ц. приняла активное участие в ее подавлении, в организации и деятельности различных погромных об-в («Союз Михаила Архангела», «Союз рус. народа», «Об-во хоругвеносцев» и т.д.). В составе гл. совета «Союза рус. народа» числились знаменитый в церк. и придворных кругах «святой» Иоанн Кронштадтский, архимандрит Александро-Нев-ской лавры Евсевий, моск. протоиерей Восторгов и др., клирики стояли во главе ряда местных отделов Союза. В нач. 20 в. позиции П. ц. были значительно ослаблены. Из рядов верующих массами уходили городские рабочие, интеллигенты. Пошатнулись позиции П. ц. и в деревне, где к кон. 19 в. усилилась тяга к расколу и сектантству; П. ц. теряла миллионы последователей. Борьба гос-ва и П. ц. с расколом и сектантством оставалась безрезультатной, а в результате революц. событий 1905 пр-во вынуждено было провозгласить манифестом 17 окт. 1905 «свободу совести», веротерпимость. Были узаконены свобода перехода из православия в др. христианские вероисповедания, легализация старообрядчества и сектантства (кроме «изуверных» сект скопцов и хлыстов); за старообрядческим и сектантским клиром признавались права священнослужителей. Однако запрещались переход из христианских вероисповеданий в нехристианские и состояние вне какой-либо религии. Кризис П. ц., «обезверивание» масс в нач. 20 в. шли полным ходом. Разложение синодской П. ц. наиболее ярко проявилось во время империали-стич. войны, когда при дворе и в гос-ве большое влияние приобрел авантюрист Г. Распутин. Окт. социалистич. революция 1917, враждебно встреченная П. ц., уничтожила ее экономич. базу и клас. опору — царское самодержавие. 20 янв. (2 февр.) 1918 СНК принял декрет об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви; за всеми гражданами признавалась свобода отправления религ. культов и свобода антирелиг. пропаганды. Поместный собор 1917-18 выступил против декрета о свободе совести, против Сов. власти; на этом же соборе было восстановлено патриаршество. В годы гражд. войны и воен. интервенции 1918-20 П. ц. выступала на стороне контрреволюции. По указанию Собора на местах создавались орг-ции для борьбы с Сов. властью, напр. «Совет объединенных приходов гор. Москвы» во главе с б. обер-прокурором Синода А. Д. Самариным. Патриарх Тихон рассылал по стране послания с призывами к борьбе с новым строем. П. ц. поддерживала различные контрреволюц., белогвард. пр-ва, собирала для них пожертвования, ассигновывала капиталы, оказывала помощь интервентам. Во время голода 1921 П. ц. выступила против декрета Сов. пр-ва об изъятии церк. ценностей на покупку хлеба. За анти-сов. деятельность нек-рые церковнослужители понесли наказание по сов. законам. Часть духовенства эмигрировала за границу и стала выступать на стороне мировой реакции против Сов. России. Однако под влиянием успехов Сов. гос-ва и под давлением нар. масс часть духовенства пересматривала свои позиции. Так, в 1923 Патриарх Тихон отказался от антисов. деятельности, а его преемник — «местоблюститель патриаршего престола» Сергий и члены Синода в 1927 выступили с декларацией, к-рая призывала верующих и духовенство быть верными гражданами СССР. В годы Вел. Отечеств. войны 1941-45 П. ц., отражая настроения верующих, проводила патриотич. деятельность по сбору средств на вооружения, подарки бойцам, помощь раненым, больным, инвалидам и т.д. В то же время на территории, временно оккупированной нем. захватчиками, часть духовенства выступила на стороне фаш. режима, вербовала людей в т.н. «Рус. освободительную армию» изменника генерала Власова. В оккупированных областях создавались реакц. религ. орг-ции типа «Псковской православной миссии в освобожденных р-нах России» и др. После Отечеств. войны произошло слияние рус. П. ц. с униатской церковью. В 1943 для связи между пр-вом СССР и церковью создан Совет по делам рус. П. ц. при Совете Министров СССР, объединенный в 1965 с Советом по делам культов. В 1945 патриархом Московским и всея Руси избран Алексий. При патриархе имеется Священный синод, в к-рый на правах постоянных членов входят митрополиты Крутицкий и Коломенский, Ленинградский, Киевский, а также управляющий делами моск. патриархии и пред. отдела внеш. церковных сношений. В принятом на Поместном соборе 1945 «Положении об управлении рус. П. ц.» регулируются порядок управления в центре и епархиях, права и обязанности высшего духовенства (патриарх, епархиальные архиереи) и священников, религ. общин. Приходами в зарубежных странах (США, Китай, Франция, Австрия и др.) руководят духовные миссии, благочиния, экзархаты, подчиняющиеся Моск. патриархии. Высшим органом П. ц. является Вселенский собор из представителей автокефальных, т. е. независимых, самостоят. П. ц.: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Румынской, Греческой (Элладской), Кипрской, Албанской, Польской и Чехословацкой; во главе первых девяти стоят патриархи, во главе других — митрополиты, архиепископы; все они избираются на Поместных соборах нац. церквей. Константинопольский патриарх имеет титул вселенского патриарха, но адм.-церк. власти в отношении др. автокефальных церквей не имеет. П. ц. лишена церк. централизации, характерной для католич. церкви во главе с папой римским. В 1965 Рим и Константинополь сняли друг с друга взаимную анафему 1054. П. ц. в СССР существует на добровольные средства верующих, субсидиями со стороны гос-ва не пользуется. Она имеет 2 Духовные академии для подготовки церковнослужителей (в Загорске и Ленинграде), семинарии, издает церк. литературу. П. ц. в СССР не создает своих политич. орг-ций, но духовенство наравне со всеми гражданами участвует в обществ.-политич. жизни, принимает активное участие в Движении сторонников мира, различных междунар. орг-циях. Учение П. ц. несовместимо с науч. мировоззрением, с учением марксизма- ленинизма, на базе к-рого ведется строительство нового об-ва в СССР. Лит.: Ленин В. И., Социализм и религия, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12 (т. 10); его же, Классы и партии в их отношении к религии и церкви, там же, т. 17 (т. 15); его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же (т. 15); его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45 (т. 33); Доброклонский A., Руководство по истории рус. церкви, в. 1-4, М.-Рязань, 1889-93; Голубинский В. В., История рус. церкви, т. 1-2, М., 1880-1911; Верховский П. В., Учреждение духовной коллегии и духовный регламент, т. 1-2, Ростов н/Д., 1916; Никольский Н. М., История рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Кандидов В., Церковь и Моск. восстание 1905 г., (М., 1930); его же, Церковь и гражд. война на юге, М., 1931; Персии M. M., Отделение церкви от гос-ва и школы от церкви в СССР (1917-1919 гг.), М., 1958; Осипова Е. С., Церковь и Временное пр-во, «ВИ», 1964, No 6; Церковь в истории России (IX в. — 1917), М., 1967; Вопросы истории религии и атеизма, Сб. ст., т. 1 — M., 1950-; Курочкин П. К., Православие и гуманизм, М., 1962; Новиков М. П., Православие и современность, М., 1965; Чертихин В. Е., Идеология соврем. православия, М., 1965. В. И. Корецкий (П. ц. в России в 10-18 вв.), В. И. Буганов (П. ц. в России в 19-20 вв.). Москва. Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Домой Вопросы от читателя Чем является Церковь Христова?

В Библии написано «Приветствуют вас все церкви Христовы»
(К Римлянам 16:16).

Возможно многие не слышали о «Церкви Христовой». Другие, вероятно даже вы, слышали о ней, но не знаете о том, чем она является.

Я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы поделиться с вами некоторыми вопросами, которые часто спрашивают о церкви Христовой. Надеюсь, что эти десять вопросов и простые ответы на них помогут вам лучше понять то, чем она является, и то что она делает.

Является ли церковь Христова новой религиозной организацией?

Нет. Фактически церковь Христова существует почти две тысячи лет.

Церковь, которая является царством Христа на этой земле, была начата в 30 г. в день древнего иудейского праздника – Пятидесятницы, через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса и через десять дней после Его возвращения в небеса. Этот факт записан во второй главе книги Деяний, где нам сказано о том, что в этот день около 3000 человек было прибавлено к Его царствию.

36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
(Деян.2:36-41)

Где началась Церковь?

Библия говорит о том, что Церковь Бога Живого была начата в городе Иерусалиме (Деяния 2:5 ,14 ); но Бог хочет, чтобы Его церковь существовала повсюду на этой земле.

Иисус наставлял своих последователей идти по всему миру и проповедовать Евангелие каждому человеку (От Марка 16:15 ). Евангелисты царства Христова разошлись по всему земному шару.

Мы рады, что со времени падения железного занавеса много общин было основано в бывшем Советском Союзе.

Кто основал церковь Христову?

Она не была основана людьми, ибо Библия говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его» (Псалом 126:1 ). Единственным основателем церкви был Иисус Христос, ибо Он Сам сказал:

«На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»
(Матфея 16:18 ).

Какие книги являются стандартом или авторитетом дня церкви Христовой?

Церковь Христова не принимает учения человеческие, включая написанные людьми вероучения, и не признает человеческие традиции, как авторитет.

Мы следуем учению одной Библии, потому что:

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, по всякому доброму делу приготовлен»
(2-е Тимофею 3:16,17 ).

Библия – слово Божие, Его истина, и только она может cделать человека свободным (От Иоанна 8:32 ). Нашим вероучением является Библия, она – единственный авторитет для нашей веры. Мы говорим то, что говорит Библия.

Христиане не обучаем тому, чему не учит Библия.

К какой религиозной организации или деноминации принадлежит церковь Христова?

Церковь Христова не является деноминацией. Христиане не связаны с Католической Церковью, мормонами, деноминациями, вышедшими из протестантской реформации и иными религиозными группами. Мы не являемся частью никакой деноминации, мы принадлежим только Богу. Мы просто Христиане, какими Бог и предназначил быть Своих последователей (Деяния 11:26 ).

Мы следуем образцу церкви, о котором сказано в Новом Завете Иисуса, для того чтобы быть такой же недоминационной церковью, какой была Церковь, которую основал Сын Божий в первом столетии.

Где штаб-квартира церкви Христовой?

Церковь Христова не имеет штаб-квартиры на земле, у нее нет центрального офиса, ни всемирной управляющей структуры. У нас нет ни папы, и никаких групп людей на этой земле, контролирующих тысячи общин по всему миру.

Библия говорит, что Иисус – глава Церкви (К Ефесянам 5:23 ), и что Бог положил все к Его ногам (К Ефесянам 1:22 ). Так как Иисус является нашим главой и сидит по правую руку Отца в небесах, штаб-квартира церкви Христовой на небе.

Каждая местная община автономна и независима. Иисусу Христу дана вся власть, и каждая община управляется Им (От Матфея 28:18 ).

Почему вы называете себя Церковь Христова?

Иисус пообещал Своим Апостолам: «Я создам Церковь Мою» (От Матфея 16:18 ). Поэтому Церковь принадлежит Христу.

В Библии написано, что Иисус искупил церковь Своей) кровью (Деяния 20:28 ), церковь по праву принадлежит Ему. Мы носим имя Христа, чтобы воздать почести нашему Спасителю и главе, которому мы принадлежим.

В Новом Завете о церкви говорится как о:

  • Церкви Божией (1-е Коринфянам 1:2 ),
  • теле Христовом (К Колоссянам 1:24 )
  • и о доме Божием (1-е Тимофею 3:15 ).

Как было сказано выше, церковь является царством Христа на этой земле (К Колоссянам 1:13 ).

В какой день церковь Христова проводит богослужения? Что вы делаете во время вашего служения Богу?

Библия говорит о том, что Иисус Христос воскрес из мертвых в первый день недели – Воскресенье (От Марка 16:9 ). Церковь была основана Иисусом в воскресенье и Христиане в первом столетии собирались по воскресеньям, чтобы вспоминать своего воскресшего Господа и поклоняться Богу.

Сегодня Церковь Христова продолжает собираться каждый первый день недели (Воскресенье), чтобы поклоняться живому Богу небесному.

Нам сказано придерживаться образца Библейского учения о церкви, наше богослужение каждый день Господень состоит из пяти частей, перечисленных ниже:

  1. Проповедь и изучение Библии (Деяния 20:7) – Мы уделяем Библии такое большое внимание, потому что только слово Божие может осветить путь нашей жизни (Псалом 118:105).
  2. Молитва (Деяния 2:42) – путь общения человека с Богом. Наши молитвы включают благодарность, просьбы и прославление Бога, и исповедание Богу наших грехов.
  3. Вечеря Господня (1-е Коринфянам 11:23-27) – так же называется «преломлением хлеба» или «приобщением», состоит из двух элементов: пресного хлеба и виноградного сока. Для того, чтобы вспоминать смерть Иисуса, члены церкви каждое воскресенье (Деяние 20:7) едят хлеб, символизирующий тело Иисуса и пьют виноградный сок, символизирующий Его кровь (От Матфея 26:26-28).
  4. Воздаяние (1-е Коринфянам 16:1,2) – Жертвовать Богу каждый первый день недели (Воскресенье) – обязанность каждого Христианина. Пожертвования используются для поддержки работы местной церкви – помощь вдовам, сиротам и помощи проповедующим Евангелие. Добровольные пожертвования – единственный источник дохода церкви.
    Церковь не участвует в бизнесе и предпринимательстве для осуществления своей деятельности.
  5. Пение (К Ефесянам 5:19) – как учит Новый Завет Иисуса. Наше Христианское прославление Бога – акапелла, мы говорим друг с другом псалмами, славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в наших сердцах Господу.

Что должен сделать человек чтобы стать членом церкви Христовой?

В соответствии с Библией, человек не присоединяется к церкви, но Бог прибавляет спасенных людей к Своей церкви (Деяния 2:47 ) или, другими словами, мы должны родиться от воды и Духа, чтобы войти в царствие (От Иоанна 3:5 ).

Условие для вхождения в церковь – человек должен повиноваться Евангелию Христа. Это воля Божия (От Матфея 7:21 ).

Что включает в себя повиновение Евангелию?

  • слышание слова Божия (К Римлянам 10:17 );
  • вера в существование Бога (К Евреям 11:6 ) и в то, что Иисус – Христос Сын Божий (От Иоанна 3:16 );
  • покаяние во всех грехах (Деяния 17:30 );
  • исповедание Иисуса Сыном Бога (Деяния 8:37 )
  • и погружение в воду (крещение) (От Марка 16:16).

Когда человек выполнит эти действия – он спасен от всех прошлых грехов и Бог прибавляет его к Своей церкви.

Почему существует церковь Христова? Какая у нее миссия?

Библия говорит о том, что еще перед сотворением мира церковь была задумана Богом (К Ефесянам 3:9-11 ). Всеми своими делами церковь должна прославлять Бога (К Ефесянам 3:21 ).

Наша деятельность подобна миссии Спасителя – взыскать и спасти погибшее (От Луки 19:10 ). Для того, чтобы осуществить это, церковь Христова участвует в трех видах деятельности:

  • проповедь Евангелия Иисуса Христа потерянным людям;
  • обучение Христиан Библии, для того, чтобы укрепить их и церковь;
  • и благотворительность для нуждающихся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *