Всенощное бдение

Всенощное бдение

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение, или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

Вход на вечерне

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету, они готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма, в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению.

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых. Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия. И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах». Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий», говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном, произносятся две ектении: сугубая и просительная.

Лития

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

После литии поются «стихиры на стиховне», то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши». Именно эти слова произнес святой праведный Симеон, с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки. Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся». Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы.

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне». Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво, потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея. Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор», рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Каждение

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше».

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Чтение Евангелия

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

Миропомазание

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием…» — начинается чтение канона.

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа…». Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес», «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие. Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу…» Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями, после которых священник произносит заключительный отпуст.

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Блюда всенощного бдения

вход | регистрация Корзина пуста 8 (963) 929-60-56 Сортировать по умолчанию цене названию

Блюдо всенощного бдения (ЛУ)

Размеры :

Высота — 42 см.
Диаметр нижнего основания — 34 см.
Диаметр верхнего основания — 23 см.

Блюдо всенощного бдения никелированное (ЗЛ)

Высота — 42 см.
Диаметр нижнего основания — 34 см.
Диаметр верхнего основания — 23 см.

Подставка под ковчег малый, блюдо вс. бдения, соборования

11 800,00 руб
Нет в наличии

Стакан лампадный стекло зеленый, розница

Отпускаются по 1 шт.

Стакан лампадный стекло желтый, розница

Отпускаются по 1 шт.

Стакан лампадный стекло красный, розница

Отпускаются по 1 шт.

Стакан лампадный стекло синий, розница

Отпускаются по 1 шт.

Блюда всенощного бдения

На всенощной совершается лития – особое моление, во время которого освящаются елей, пшеничные зерна, вино и хлебцы. После этого священник помазывает всех молящихся елеем, каждый верующий получает по кусочку хлебца, пропитанного вином. Эта традиция сохранилась с тех времен, когда православные верующие проводили всю ночь в молитве и нуждались в подкреплении физических сил.

Блюда всенощного бдения, или литийные блюда, напоминают об этой традиции, в комплект входят:

• собственно блюдо, красиво декорированное;

• стакан для елея и стрючец (кисточка для помазания елеем после молитвы);

• стаканчики для пшеничных зерен и вина;

• емкость для хлебцов.

Блюдо всенощное, или литийное, всегда стараются выбрать в праздничном стиле, оно должно соответствовать торжественному моменту богослужения и настраивать верующих на усердное моление. В данном случае они получают видимое подкрепление от Бога, поэтому всегда с радостным волнением собираются вокруг литийного блюда.

В интернет-магазине Blagovest2000.ru предлагаются несколько моделей всенощных блюд, а также подставок для них. У вас есть возможность выбрать тот вариант, который более всего подходит для вашего храма. Цена на литийные блюда от мастерской церковной утвари «Благовест 2000» вас порадует и не ограничит в предпочтениях.

Доставка товаров, купленных в Blagovest2000.ru, выполняется в любой регион России и мира. Оплатить покупку можно наличным и безналичным платежом.

Звоните – у нас Вы сможете купить всенощное блюдо, которое порадует всех прихожан и священника!

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 июня 2016; проверки требуют 25 правок.

Запрос «Всенощное бдение» направляется сюда. О музыкальных произведениях см. статью Всенощное бдение (значения).

Всено́щное бде́ние (также разг. все́нощная (сущ.); в Типиконе церк.-слав. бдѣніе; греч. ’αγριπνία; παννυχις; лат. vigilia) — торжественное, праздничное, общественное богослужение, — установленное чинопоследование в православии, которое при строгом соблюдении устава должно продолжаться от захода солнца до рассвета (примерно с 18 часов до 6 часов — в зимнее время удлиняться, а в летнее — сокращаться). Аналогичная служба в неправославных христианских церквях — см. вигилия.

В более широком смысле — аскетическая практика отказа от сна в целях продолжительного молитвословия в ночное время суток.

История

Уже в практике «ветхозаветной церкви» упоминаются молитвы среди ночи. В Евангелии и в апостольских писаниях ночные молитвы, в том числе всенощные моления, встречаются чаще, с наставлениями бодрствовать и трезвиться, памятовать о Втором пришествии Христа, непрестанно молиться.

Во время гонений древние христиане, в целях безопасности, устраивали свои молитвенные собрания в ночное время, преимущественно в потаённых местах (на кладбищах и в подземных катакомбах).

Распространившиеся во II — III веке христианские отшельники, а в IV веке — монахи, часто проводили целые ночи в Иисусовой молитве и в пении Псалтири. Они выбирали для своих пещер самые труднодоступные пустынные места на отвесных скалах, где разбойники и женщины в меньшей степени могли бы их побеспокоить. После вечерней молитвы в тёмное время суток было опасно выходить из пещерного храма, поэтому, чтобы случайно не сорваться в пропасть, монахи всю ночь до самого утра (до рассвета) оставались в храме, не прекращая своих молитв, а с восходом солнца расходились по своим кельям, где могли отдохнуть. Такая богослужебная практика была закреплена в знаменитом Уставе монастыря Саввы Освященного.

В записях западной паломницы Эгерии приведены подробные сведения о ночных бденных службах в Иерусалиме и его окрестностях в IV веке. В V веке появилась монашеская община акимитов (греч. ἀκοιμῆται — неусыпающие), последователей св. Александра Константинопольского, принесшего из Сирии особый устав монашеского жития, предусматривавший увеличение продолжительности общей молитвы за счет времени, отводившегося на рукоделие. Особенностью обители неусыпающих было то, что монахи, разделившись на три смены, служили непрерывно в течение дня и ночи (отсюда её название).

Отцы Церкви объясняют практику ночного бдения эсхатологическими ожиданиями Второго пришествия Христа и наступления Царства и стремлением избежать греха.

Термин ’αγριπνία (агрипни́я, буквально: «отсутствие сна») применительно к ночным богослужениям есть у Василия Великого. Он пишет, что таковые имели повсеместное распространение на Востоке и совершались в канун воскресных дней в течение всего года, в святую ночь Пасхи, праздника Богоявления и дней памяти святых мучеников.

Всенощное бдение — основное отличие Иерусалимского устава от Студийского. Именно с бдения (воскресного) начинается Типикон.

Некоторые великопостные службы, не имеющие даже полиелея, в Типиконе называются бденными. Например: в среду вечера Пятой седмицы Великого поста («Стояние Марии Египетской») даётся указание:

«На трапезе разрешаем на елей, и вина причащаемся труда ради бде́ннаго, хотящаго быти: «

и далее («В сий же четверток.»):

«Всю службу поем поскоро, труда ради бденнаго.»

Состав и символика

По Типикону на всенощном бдении должно быть:

  • малый колокольный звон,
  • девятый час,
  • Малая вечерня,
  • великий колокольный звон, во время которого звонарь не спеша должен полностью пропеть самую большую 17-ю кафизму (Пс. 118). Если же звонарь не знает наизусть столь большой текст, то его дозволяется заменить 12-кратным повторением покаянного Псалма 50,
  • зажжение лампад,
  • ещё один звон («клепание во вся кампа́ны»),
  • поставление горящей свещи в насвещнице прямо царских врат,
  • иерей творит поклоны предстоятелю (настоятелю монастыря, который в древние времена мог даже не иметь священного сана, его кресло — у передней правой колонны в храме), Святым вратам, обоим ликам (обоим хорам певчих) и сидящим братьям, входит в алтарь, возлагает на себя епитрахиль, творит молитву кадила, молча кадит весь алтарь, отворив Святые двери исходит,
  • Диакон со священником среди храма должен громко возгласить: «Восста́ните!»,
  • иерей продолжает кадить иконостас, предстоятеля, певчих на клиросах, ему предходит пономарь с горящей свечой (в древности, когда ещё не было электрического освещения, в тёмных храмах приходилось подсвечивать путь), следуют и в притвор, где кадят каждого («по чи́ну») брата,
  • иерей, став среди церкви лицом к востоку, возглашает: «Господи благослови!», кадит иконы и предстоятеля, входит в алтарь, трижды перед престолом кадилом крестообразно знаменует и возглашает:
Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
  • предстоятель или екклисиарх (ближайший помощник настоятеля монастыря — благочинный монастыря, эконом, церковный староста) начинает:
Аминь. Приидите поклонимся Цареви нашему Богу. низким и тихим гласом. Таже второе мало повышше: Приидите поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Паки третие вышшим гласом, сице: Приидите поклонимся и припадем самому Христу Цареви и Богу нашему. Таже особне: Приидите, поклонимся, и припадем Ему.
  • предстоятель или екклисиарх тотчас должен начать вышшим гласом Псалом 103 на глас осмый: «Благослови душе моя Господа,..», не скоро, и со сладкопением, с поющей и прочей братией. Припев: «Благословен еси Господи». Та же вторый певец праваго лика: «Господи Боже мой, возвеличился еси зело: благословен еси Господи» легко со гласом соглашающим и прочим братиям с ними. Иерей же с пономарём, изшед из алтаря, и сотворив три поклона пред святыми дверьми, творят поклон предстоятелю и на оба лика и идут на свои места.
  • псалом 103 должно петь со многочисленными повторениями и вставками. Согласно с этим на Афоне, по описанию архимандрита Антонина (от 1859 года), предначинательный псалом на бдении исполняется следующим образом:

«Началось чтение предначинательного псалма скорое и предвещавшее по-видимому очень быстрый ход службы. Но на половине 28 стиха псалма чтение прекратилось. Начались так называемые у певцов άνοιξαντάρια, то есть остальные слова стиха и остальные стихи псалма, поемые на оба хора попеременно. Первый хор, или лучше первого хора псалт, начал выводить слова: Отверзшу (άνοίξαντος) Тебе руку и проч., и он же кончил псалом через два часа потом. Певцы после каждого стиха переменялись, становясь потом, облитые потом, в ряд припевателей»

  • в конце пения псалма 103 иерей становится перед Царскими вратами и тайно глаголет светильничные молитвы,
  • великая ектения,
  • кафизма с малыми ектениями есть не всегда. Псалом 1 с первым антифоном должно петь на 8-й глас, а 2-й и 3-й — на глас дня,
  • «Господи воззвах…» (Пс. 140 и Пс. 141) со стихирами, вход с кадилом, «Свете тихий…», прокимен со стихами,
  • диакон произносит сугубую ектению,
  • «Сподоби Господи…»,
  • просительная ектения,
  • лития в притворе храма,
  • стихиры стиховные. Духовенство входит в храм,
  • «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш,..»,
  • пение «Богоро́дице Де́во, ра́дуйся,..» или тропаря праздника,
  • благословение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея,
  • псалом 33 (Пс. 33),
  • иерей: «Благословение Господне на вас,..»,
  • чтения апостольских посланий и святоотеческих поучений. Чтения должны совершаться:
  1. после литии, когда вкушаются благословлёные хлеба и вино,
  2. после каждой кафизмы на утрени,
  3. после ипакои,
  4. после 3-й песни канона,
  5. после 6-й песни канона,
  6. перед 1-м часом,
  7. после запричастного стиха и
  8. во время чина о панагии.
  • полиелейная утреня,
  • первый час,
  • третий час,
  • шестой час,
  • Литургия и
  • чин о панагии.

Символика службы — история Церкви: как Ветхозаветной, так и Новозаветной: воспоминание библейских событий, ожидание Второго пришествия Иисуса Христа, возгрева́ние покаянных чувств.

Отличительные признаки великой вечерни в составе бдения:

— начинается не с обычного возгласа «Благословен Бог наш,..», а с возгласа начала утрени «Слава Святей,..»;
— предначинательный псалом 103-й не читается, а поётся и сопровождается каждением всего храма;
— по просительной ектении — лития и благословение хлебов.

Утреня совершается полностью по чину праздничной или воскресной; начинается с чтения шестопса́лмия (а не с двупса́лмия). По окончании праздничной (но не воскресной) утрени устав предписывает помазание елеем «от кандила (лампады) святого». По сложившейся в первой половине XX века практике Русской Церкви помазание елеем бывает на всяком всенощном бдении и на каждом полиелее.

Уставные указания и сложившаяся практика

Уже само заглавие 7-й главы первого раздела Типикона ясно указывает, что в малых обителях и в монастырях, где изволит настоятель, а также в соборных и приходских храмах в воскресные дни всенощных бдений не должно быть. В этом случае богослужение должно делиться на две части:

На вечернем богослужении положены:

  • 9-й час,
  • великая вечерня,
  • отпуст,
  • многолетие,
  • вечеря (ужин), с чтением поучений,
  • малый колокольный звон,
  • малое повечерие с каноном (совершается в притворе храма),
  • чин прощения. После чего все монахи могут разойтись по келлиям (прихожане — по своим домам), получая возможность в ночное время немного поспать перед утренним богослужением.

На утреннем (плавно переходящем в полуденное) богослужении должны быть:

  • колокольный звон,
  • полунощница (в притворе) воскресная с троичным каноном, или праздничная полунощница,
  • отпуст и прощение с ектенией и вогласом,
  • вхождение молящихся в храм (священника — в алтарь),
  • возглас священника, двупсалмие, трисвятое, тропари, сугубая ектения,
  • «Слава Святей,..»
  • шестопсалмие и прочее чинопоследование полиелейной утрени,
  • часы 1-й, 3-й и 6-й,
  • Литургия,
  • чин о панагии (ритуальный обед в монастырях).

Однако по распространённой в России приходской практике иногда опускается девятый час, малая вечерня, лития с благословением хлебов, чтения поучений, кафизмы, чин о Панагии и некоторые другие части богослужения. Лития часто совершается только накануне: двунадесятых праздников, великих праздников, а также храмовых (престольных или местных) праздников. Повсеместное обыкновение в Русской Церкви совершать всенощное бдение вечером между 17 и 22 часами по местному времени, — в приходской практике оно редко продолжается более трёх часов.

В греческих Церквах совершается в отдельных случаях на Афоне, где может продолжаться более 10 часов. Обычная практика в греческих Церквах — совершать вечерню и утреню раздельно, причём утреня непосредственно предваряет совершение литургии.

На Пасхальном бдении, по Уставу:

  • великий колокольный звон в десятом часу дне (по современному времяисчислению ≈ в 16 часов),
  • возглас священника: «Благословенно Царство,..»,
  • «Царю Небесный,..» (эту часто употребимую молитву, в храме произнесут в следующий раз только на всенощном бдении в день Сошествия Святаго Духа на апостолов, то есть, только через 50 дней),
  • Трисвятое по Отче наш,
  • псалом 103, мирная ектения, стихиры на «Господи воззвах…» великой вечерни,
  • иерей с диаконом творят проскомидию,
  • вход с Евангелием (перед Плащаницей),
  • «Свете тихий…», прокимна нет,
  • чтения 15-ти паремий (в древности в это время совершалось массовое крещение оглашенных),
  • малая ектения, возглас: «Яко Свят еси Боже наш,..»,
  • «Елицы во Христа крестистеся,..»,
  • прокимен, апостольское чтение,
  • пение: «Воскресни́, Боже, суди́ земли, яко Ты насле́диши во всех язы́цех.» с другими стихами псалма 81 (Пс. 81). В это время происходит переоблачение священнослужителей и престола в светлые одежды,
  • чтение Евангелия,
  • далее продолжается Литургия Василия Великого,
  • дается антидор от иереа,
  • отпуст. Потом бывает обычное благословение хлебов, и вина,
  • трапеза во втором или третьем нощном часу (≈ в 20 или в 21 час). Во время приёма пищи (постной) начинается чтение Деяний святых апостолов, никто не должен спать:
Да вся деяния прочтутся до конца. Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага: в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя, и многосонливыя монахи. Изменяются же чтецы, и чтут даже до часа 4-го нощи.
Во святую и великую субботу вечера.
  • входные молитвы, облачение, проскомидия,
  • пасхальная полунощница, во время которой плащаница заносится в алтарь и полагается на престол,
  • ночной пасхальный крестный ход начинается «Об часе утреннем» (точное время начала богослужения не определено. Оно зависит от окончания трапезы, так как до причащения положено не менее чем 6 часов воздерживаться от пищи и пития.)
  • пасхальная утреня,
  • пасхальные часы (1-й, 3-й, 6-й),
  • Литургия Иоанна Златоуста,
  • последование артоса,
  • молитва во еже благословити сыр и яица,
  • выход из храма на трапезу, чин о Панагии с артосом,
  • колокольный звон «во вся», при котором молящиеся идут в свои келлии (отдыхать).

В современной практике Русской православной церкви первая часть последования совершается утром в Великую субботу; вторая (начиная с великого чтения Деяний святых апостолов) — в начале пасхальной ночи, после чего следует пасхальные полунощница, крестный ход, утреня часы и Литургия.

В настоящее время во многих монастырях и даже в некоторых приходских храмах возрождается практика чинопоследования «Неусыпаемой Псалтири», которая, также как и Всенощное бдение, совершается всю ночь.

Употребление термина в современной речи

Церковнославянская традиция рекомендует употребление следующих предложных конструкций: идти ко всенощной; вернуться от всенощной и т. д.

В устной речи имеет место употребление термина применительно также к ночному пасхальному богослужению, которое в действительности, по сложившейся в Русской церкви практике, состоит из полунощницы, утрени, пасхальных часов и литургии.

См. также

  • Вигилия (литургика)

Примечания

  1. ↑ (Пс 62. 7; 87. 2; 91. 3; 118. 55, 62, 148; 133. 1; Неем. 1. 6)
  2. ↑ Лк. 6:12; Лк. 9:28-36; Мф. 26:36-45; Деян. 16:25. О частых бдениях пишет апостол Павел: 2Кор. 6:5; 2Кор. 11:27
  3. ↑ 1Пет. 5:8; 1Кор. 16:13; Кол. 4:2; 1Фес. 5:6; Откр. 3:2-3; Откр. 16:15
  4. ↑ 1Фес. 5:17; Еф. 6:18
  5. ↑ Православная энциклопедия. Акимиты
  6. ↑ Тертуллиан. De orat. 29; Киприан Карфагенский. De orat. Dom 36; Hist. mon. Aeg. Prol. 7.
  7. ↑ Ps. Athanas. De virgin. 33
  8. ↑ Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви. // Богословские труды. — Сб. 18. — М., 1978. — С. 11.
  9. ↑ Типикон, сиречь, изображение церковнаго последования во Иерусалиме святыя лавры, преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы. Тожде последование бывает и в прочих во Иерусалиме честных обителех: подобне и в прочих святых Божиих церквах. Глава 1. Чин малыя вечерни.
  10. ↑ Типикон. Глава 2. Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго, и утрени воскресныя. О бдениих всенощных, бывающих чрез все лето.
  11. ↑ СЛУЖЕБНИКъ съ поясненіями. Часть 1. Последованіе бденія и свящeнныя и божeственныя літургjи иже во святыхъ отцA нaшегw їwaнна златоyстагw.
  12. ↑ Главы 3, 4 и 5. О святых имущих бдение, полиелей и поемых на 6, аще прилучатся в неделю.
  13. ↑ Типикон. Гл. 7. Ве́стно же бу́ди, яко в малых обителех и соборных и приходских храмех, во дни недельныя, идеже всенощныя не бывают, или настоятель не изволит, поется вечерня великая, такожде и утреня во свое время сице:
  14. ↑ Типикон. Гл. 50. Начало с Богом святым, пентикостариа, сиречь пятьдесятницы, начинаемыя от святыя и великия недели пасхи утра, и кончаемыя даже до недели всех святых, обдержащия неоскудно на всякий день все последование. Во святую и великую неделю пасхи:

Литература

  • Всенощное бдение, всенощная // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Желтов М. С., Ткаченко А. А., Никитин С. И., Шлихтина Ю. Р., Фотопулос К., Гусейнова З. М., Перелешина В. Ю., Старикова И. В., Захарьина Н. Б., Плотникова Н. Ю. Всенощное бдение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 668-680. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  • Петровский А. В. Всенощное бдение // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1902. — Т. 3.
  • Успенский Н. Д., профессор ЛДА. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви // Богословские труды. — М., 1978. № 18. — С. 5-117.
  • Успенский Н. Д., профессор ЛДА. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви // Богословские труды. — М., 1978. № 19. — С. 3-70.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *