Вся правда о богоизбранном народе

26/06/17 Почему евреи считаются богоизбранным народом

Не одно столетие тема богоизбранности еврейского народа будоражит умы человечества. Парадоксальность в том, что евреи, признавая за собой право называться «избранными», нередко отказываются от навязываемого ярлыка. Нет единообразия на этот счет и в священных писаниях.

Противоречивая тема

Для евреев тема богоизбранности всегда была особой. Но в последнее время она стала болезненной. Представители еврейства сетуют на то, что другие народы видят в избранности доктрину превосходства и жажды мирового господства.

И действительно, краеугольным камнем многих конспирологических теорий является идея о неком мировом правительстве, состоящем из евреев, эксплуатирующем остальное население Земли и стремящемся к максимальному сокращению его численности.

Но и у рядового человека, не относящегося к иудеям или сторонникам теорий заговора, богоизбранность евреев вызывает если не раздражение, то как минимум недоумение. Раввины здесь занимают двойственную позицию: они считают, что понятие «богоизбранный народ» в его нынешнем смысле – продукт, навязанный христианской идеологией, но в тоже время признают, что избранническая миссия евреев остается в силе, так как Завет Моисея с Богом никто не отменял.

Однако и в последнем у евреев нет единства. В религиозных кругах иудаизма существует положение, что только неукоснительное следование заповедям делает евреев избранным народом, в то время как ортодоксы утверждают, что даже еврей, ведущий исключительно светский образ жизни, может считаться «избранным».

За какие заслуги?

У неискушенного в религиозных познаниях человека может возникнуть вопрос, за какие такие заслуги евреи в глазах Бога обрели привилегированное положение? Для этого нужно обратиться к религиозным текстам.

В Торе (книга Брейшит, глава 12:1-3) Бог говорит Аврааму: «Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и ты будешь благословением».

Само понятие избранности еврейского народа впервые было озвучено примерно за 1300 лет до нашей эры (через 500 лет со времен Авраама) на горе Синай Моисеем, передавшим слова Бога: «Так молви Дому Яакова, и скажи сынам Израиля… Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов» (Исход, глава 19:3-6).

Согласно иудаизму между Богом и еврейским народом был заключен Завет, который можно трактовать и как благословение, и как огромную ответственность, которая возлагается на евреев. Православный публицист Сергей Худиев пишет, что Божие избрание отличается от человеческого. Если мы избираем за что-то, то для Бога – это акт чистой, свободно оказанной милости, которая не связана с какими-либо достоинствами.

Эту мысль доносит Библия, которая подчеркивает, что евреи избраны не за заслуги, а ради того, чтобы спасти все человечество. Согласно Ветхому Завету, языческие народы были не в состоянии принять воплощенного Бога, а поэтому к приходу Мессии их должен был готовить народ Израиля.

Протоирей Дмитрий Смирнов проясняет этот вопрос. Господь, по его мнению, не избирал еврейский народ. Бог избрал Авраама. В то время как многие представители рода человеческого погрязли в языческих культах поклонения целому сонму божков и божеств, Авраам был верен единому Богу – творцу всего сущего на земле. И только впоследствии избранничество было соотнесено с целым народом.

Не избрали, а назначили

При внимательном прочтении Библии можно заметить, что слово «богоизбранный» не точно передает смысл отношений Бога и еврейского народа, отраженного в священном писании. «Этот народ Я образовал для Себя», – сказано на страницах Ветхого Завета (Ис. 43,21). Получается народ не богоизбранный, а богосозданный.

Как остроумно заметил один раввин по поводу избранности своего народа: «евреи не участвовали в выборах, никто их не избирал, их просто назначили».

Апостол Павел говорит, что еврейский ветхозаветный закон – это «детоводитель по Христу» (Гал. 3,24). Это странное слово становится понятным, если установить его греческую основу. В греческом оригинале стоит слово «pedagogon», однако оно не равнозначно близкому нам слову педагог. В античном мире педагогом являлся раб, который внимательно следил за ребенком, чтобы он вовремя добирался до школы, не шалил и не тратил сил впустую.

Также и Закон Моисея, воплощать в жизнь который было доверено евреям, в своем истинном смысле не столько учит, сколько предостерегает. Не случайно среди 613 заповедей Пятикнижия 365 запретов и 248 повелений. Изначальная миссия избранничества иудеев заключалась в том, чтобы предостеречь другие народы от злоупотребления опасными верованиями.

Одним из атрибутов языческих культов, практиковавшихся в Ханаане, Финикии или Карфагене, был такой страшный обряд, как жертвоприношение младенцев, подтвержденный современной археологией. В этих обстоятельствах уже не кажутся столь ужасными приказы Иисуса Навина выжигать землю Ханаана от людей, чей религиозный разум помутился настолько, что они в жертву своему богу приносили своих же первенцев.

«Фанатизм в Библии попускается – перед лицом языческих крайностей он бывает меньшим злом, чем равнодушие», – замечает в этой связи российский богослов и философ Андрей Кураев.

Избранных больше нет?

С тех далеких времен минула не одна тысяча лет. Неужели до сих пор народ Израиля вынужден исполнять свою миссию? В новозаветную эпоху многие лишали евреев этой созидательной роли. Апостол Павел, наделяя христианство универсализмом, противопоставлял спасительное Евангелие устаревшему Закону. Христианский Святой истолковывал иудаизм как «пройденный этап», тем самым принижая теологическую значимость иудаизма в новозаветное время.

В 2010 году епископы из стран Ближнего Востока, собравшиеся на конференцию в Ватикане, приняли резолюцию, потребовавшую от Израиля прекратить использовать Библию как оправдание несправедливостей, чинимых в отношении палестинцев. «Права на «Обетованную землю» больше не являются привилегией еврейского народа. Христос отменил это право. Избранного народа больше нет», – сообщалось в резолюции Ватикана.

Для евреев такое заявление стало очередным поводом заявить, что идею богоизбранности восприняло и трансформировало христианство. Согласно концепции средневековых теологов миссия Израиля закончилась с рождением в его среде Иисуса Христа. «Израилем во плоти» теперь являлась Христианская Церковь.

Возможно, многочисленные беды, обрушившиеся на долю еврейского народа с наступлением христианской эры, и есть свидетельство того, что миссия Израиля окончена? В XIX веке русский святитель Феофан Затворник высказал свое толкование этого богословского вопроса: «Кого избрал Б-г, того будет наказывать для исправления, будет лишать милости Своей на время, но окончательно не отвергнет его».

В одном из документов Всемирного Совета Церквей протестантских общин за 1988 год сказано, что Завет между Б-гом и еврейским народом остается в силе. Антисемитизм, как и любые учения, подвергающие осуждению иудаизм, должны быть отвергнуты.

Компенсация за унижения

Вся сложность и противоречивость вопроса богоизбранничества в современном мире заключена в дилемме: догматически еврейский народ остается избранным народом Бога, но какое это должно иметь проявление в реальной жизни, кроме декларирования, никто не может объяснить.

В глазах антисемитски настроенной части общественности богоизбранность евреев выражается в их пренебрежительном и высокомерном отношении к другим народам, в привилегированном обладании правами и возможностями, которые не даны простому смертному.

Отстраняясь от антисемитской риторики, можно попытаться понять, в чем заключается особый статус современного еврейства. Известный переводчик Корана Валерия Прохорова пишет, что «после рабского существования в Египте сыны Израиля стали свободны, получили обильные земли и процветание, каждый из них являл собой как бы царя».

Этот аспект рассматривал и философ Николай Бердяев: «Есть еврейское самомнение, которое раздражает. Но оно психологически объяснимо: этот народ был унижен другими народами и он себя компенсирует сознанием избранности и своей высокой миссии».

Стремление обрести чувство собственного достоинства после многих лет лишений и унижений запечатлелось в генетической памяти еврейского народа и выразилось, в обретении защиты, в том числе, через чувство превосходства и достижение статусности, богатства.

Андрей Кураев усматривает в евреях пророческий пафос, твердящий «мы в ответе за все». Весьма часто приходится замечать, пишет Кураев, что этнический еврей, ставший православным священником, становится человеком «партии» и крайности. Он не может ограничить себя просто кругом своих приходских или монашеских обязанностей. Ему нужно «спасать Православие».

Межконфессиональный конфликт

Русский писатель Яков Лурье, объясняя еврейский феномен, отмечал, что дело здесь не в Ветхом Завете и не в национальности. «Это нечто неосязаемое и неуловимое в целом, пишет Лурье, это экстракт из всех элементов, в основе своей враждебных нравственному и социальному порядку, сложившемуся на христианских началах».

Действительно, современная идея богоизбранничества еврейства может объясняться и через конфликт с христианством. Ведь те права и обязанности избранного Богом народа, которые преподнес Израилю Моисей, христианство, по сути, применило к себе – «некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр. 2,10).

Один из проповедников еврейского национализма в России Сергей Лёзов антисемитизм христианства видит в том, что оно «узурпировало притязания Израиля» на исключительность его отношений с Богом. В тоже время борцы с антисемитизмом заходят дальше и требуют, чтобы христианские народы, в порядке покаяния за преступления языческого германского нацизма, усвоили взгляд на Израиль как на народ, по-прежнему в абсолютной уникальности хранящий свою богоизбранность.

Для протестантского богослова Оскара Кульмана тут есть два понимания национального мессианизма, между которыми непроходимая грань: существует ли избранный народ для того, чтобы послужить всему человечеству, или же для того, чтобы все человечество, опомнившись, послужило ему.

Завет по принуждению

В Талмуде сказано, когда еврейский народ стоял у подножия Синая, Бог объявил ему, что если он откажется признать Его, то Он велит горе засыпать весь еврейский стан своей массой, и евреи из страха, вопреки своему желанию, притворно согласились служить Иегове. Закон Моисеев потому был великой неволей для израильтян (Шаббат. 88,1).

Если бы нас потребовали на суд, говорит раввин Соломон Ярхи, и спросили, почему мы не держимся того, что сказано нам на Синае, то мы могли бы отвечать, что мы не хотим знать того, что навязано нам силою. Так стоит ли считать действительным Завет, полученный евреями по принуждению?

Богоборческие мотивы были отмечены еще во времена первых Патриархов. Не случайно Иаков при благословлении получил имя Израиль – «Борющийся с Богом». «Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:27,28), – напутствовал его Создатель.

Тяга к свободе проявилась и в наследниках Иакова. Им было интересно все, что запрещала Тора. Так возникла Каббала – проповедовавшая магию и астрологию и отрицавшая Единого Личного Бога-Творца. В доме Израиля нашла себе место и языческая доктрина переселения душ.

Евреи создали религию самообожествления, – говорит Андрей Кураев о Каббале. Они, наконец, предались желаниям своего сердца, что запрещали им Пророки. Ушли Пророки, и ушла Благодать Божия. «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст», – обращался Христос к сынам Израиля (Мф. 23, 37).

Израиль, для которого Завет оказался тяжким бременем, предавшись соблазнам тайных знаний, во многом ушел от богоизбранности. Христианство более высоко оценивает историческую миссию Израиля, чем сам Израиль, – писал католический богослов и французский кардинал Анри де Любак. – Не ради себя существует Израиль, а ради всего человечества.

Анри де Любак сравнил евреев со старшим сыном, который в известной притче не захотел, чтобы Отец принял его младшего брата. Израиль дал миру Христа, но сам не заметил этого. В итоге, по словам богослова, когда по завершении своей провиденциальной миссии Израиль возжелал сохранить свои привилегии, он стал узурпатором.

Тарас Репин

Евреи Богом избранный народ? Что такое избрание?

  • Главная
  • Вопросы и ответы (интервью, лекции, прямые эфиры)
  • Общество
  • Евреи Богом избранный народ? Что такое избрание?

A A A 00:05:03 Поделиться Код для сайта или блога <iframe width=»560″ height=»315″ src=»https://www.youtube.com/embed/z_yZ19LHC28?rel=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen> 9 288 Cкачать фрагмент в форматах: 39 Евреи Богом избранный народ? Что такое избрание? 109 36 | Поделиться Код для сайта или блога <a href=»http://alexey-osipov.ru/faq/obshchestvo/evrei-bogom-izbrannyy-narod-chto-takoe-izbranie/»>Евреи Богом избранный народ? Что такое избрание?</a>

Как современному христианину понять ветхозаветную избранность еврейского народа?

Кто избранник? — Тот, кто способен выполнить порученное дело. Ибо нет избранничества без цели. Когда, например, нужно сложить печь, то выбирают не гения человечества, а мастера-печника. И еврейский народ был избран, как наиболее способный сохранить важнейшее Откровение человечеству о пришествии на Землю Спасителя мира — Христа, Который освободит человека от рабства греху. Евреи сохранили это Откровение в письменном виде. Однако руководители народа глубоко исказили образ Христа-Мессии. Царя святости, любви и истины вечного Царства Божия они превратили во всемирного земного царя, который даст полноту земных благ. Обратите внимание, когда Христос сказал: Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне, то фарисеи смеялись над Ним (Лк. 16:13, 14), откровенно показав своего бога. Отец Александр Мень очень точно сказал об этом: «идея Царства Божьего в иудаизме — это идея внешнего торжества Израиля и его фантастического благоденствия на Земле». Поэтому основная масса еврейского народа, воспитанная в таком религиозном материализме, не приняла пришедшего Господа Иисуса Христа, призывающего человека к полноте духовно-нравственной чистоты и к достижению вечной жизни в Боге.

У Креста Христова произошло окончательное разделение Израиля на две части (см.: Лк. 2, 34): малое стадо избранных, остаток (см.: Лк. 12, 32; Рим. 11, 2–5), принявших обещанного Христа и тем самым сохранивших завет избрания, который стал началом Церкви, и другая часть — ожесточившихся, окончательно потерявших это избрание своей изменой Царству Небесному ради царства на Земле. К ней относятся суровые слова обличения пророка Исайи: Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали… И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем (Ис. 65, 12, 15). Это иное имя – христиане (Деян. 11, 26).

Об отнятии избранничества у иудеев, не принимающих Христа, многократно говорится в Евангелии: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 8, 11–12); или притче о злых виноградарях: Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21, 43).

Так возник иудаизм, который в отличие от Ветхого Завета представляет собой, по-существу, уже идеологию, а не религию, и подготавливает приход своего земного христа (антихриста).

Избранный народ

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В авраамических религиях, данный термин со ссылкой на Бога, встречается во фразе «богоизбранный народ».

Иудаизм

В еврейской Библии (или Танах), называемой Ветхим Заветом в христианстве, «Свой народ» является точной фразой, используемой в тексте, имея в виду колена Израилевы. В Книге Второзакония, Тетраграмматон провозглашает народ Израиля, известный первоначально как колена Израилевы, «лишь Ему принадлежащим из всех людей на земле» (Втор. 7:6). Как упоминалось в Книге Исхода, еврейский народ является богоизбранным народом, из которого появится Мессия, или спаситель мира. Израильтяне также владеют «Словом Божьим» и/ или «Законом Божьим» в форме Торы, данным Богом Моисею. Иудеи и, как следствие, христиане как «Духовный Израиль» считают себя «избранным народом».

В иудаизме насчет избранности существует убеждение, что между евреями и Богом заключен завет. В современном раввинизме идея не связана с принадлежностью к потомкам Иакова (Израиля), как это было в библейском иудаизме, поскольку не-евреи могут становиться евреями.

Иудейская идея избранности впервые упоминается в Торе (Пятикнижие Моисея) и развивается в более поздних книгах Танаха. Данный статус несет под собой как ответственность, так и благословение, как описано в библейском завете с Богом. Многое написано на эту тему и в раввинской литературе.

Избранность означает определенный набор обязанностей помимо семи законов Ноя, данных всему человечеству. Каждый потомок Ноя (не-еврея) несёт на себе ответственность жить по семи законам потомков Ноя.

В религиозных кругах иудаизма появляется суждение, что именно четкое следование всем законам иудаизма делает евреев избранным народом, хотя обычное ортодоксальное мышление утверждает, что даже полностью светский еврей является частью избранного народа и считается «полноценным» евреем.

Христианство

См. также: Суперсессионизм

Адвентисты седьмого дня

В традиционной теологии адвентистов седьмого дня и трёхангельской вести их церковь считается выжившими людьми последних дней, как это говорится в Откровении 12:17. Согласно этой точке зрения, адвентисты являются «избранными» Богом для того, чтобы провозгласить трёхангельскую весть Откровения 14 перед всем миром.

Мормоны

В мормонизме все Святые последних дней рассматриваются как заключившие завет с Богом, или богоизбранные; и они приняли имя Иисуса Христа. Данное принятие осуществляется посредством крещения. В отличие от суперсессионизма, Святые последних дней не оспаривают статус «избранности» еврейского народа. В доктрине святых последних дней все живущие люди имеют возможность заключить этот завет в течение тысячелетия. Мормонская эсхатология считает, что евреи, как избранный народ, в конечном счёте примут христианство (см. Иеремия 31:31-34).

Большинство святых последних дней получают патриархальное благословение, которое указывает на их происхождение в Доме Израиля. Это родословие может быть связано кровью или через «усыновление», поэтому, ребенку не обязательно разделять родословие его родителей (и оставаться членом колен Израилевых). Есть широко распространенное мнение, что большинство сподвижников веры выходят из колена Ефремова и колена Манассиина.

Растафарианство

Растафарианство содержит шесть основных принципов, в том числе совершенную избранность чёрной расы в глазах Джа (Бога воплощенного), что делает их высшими физически и духовно, чем все остальные люди. Многие растафарианцы считают, что являются физически бессмертными, полагая, что некоторым избранным доведётся жить вечно в их нынешних телах. Эта идея бесконечной (нежели чем вечной) жизни является важным аспектом растафарианства.

Согласно еврейской библейской традиции и эфиопской легенде через Кебра Негаст, как полагают растафарианцы, израильский царь Соломон и эфиопская царица Савская зачали ребенка, который дал начало роду царей Эфиопии, тем самым относя африканские народы к истинным сынам Израилевым, а посему к избранному народу. Укрепление веры в это произошло, когда эфиопские евреи были спасены от голода в Судане и доставлены в Израиль во время операции «Моисей» в 1985 году.

Движение Объединения

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 марта 2012 года.

Мун Сон Мён (1920—2012) учил, что Корея является родиной избранного народа, отобранного для осуществления божественной миссии. Корея, как говорит Мун, была «избрана Богом, чтобы быть родиной ключевой личности эпохи», и быть родиной «Небесной традиции», проводящей людей в Царство Божье.

Древний Китай

Символом богоизбранности в эп. Чжоу (1046—256 до н. э.), закрепившимся затем в китайской литературе имперского периода, выступил небесный мандат. Однако его предержание относилось не к народу в современном национальном смысле, а к правящей элите, принадлежавшей к преимущественно одному клану.

Примечания

  1. ↑ Of the House of Israel by Daniel H. Ludlow. lds.org. The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints. Проверено 1 января 1991. Архивировано 30 августа 2012 года.
  2. ↑ Genesis 44 – Joseph Tests His Brothers. lds.org (недоступная ссылка — история). The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints. Архивировано 5 октября 2011 года.

Ссылки

  • «Теология замещения» — что это за зверь и нужно ли его бояться?
  • «Диакон Андрей Кураев — Действительно ли Израиль избран?»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *