Всяк человек ложь

Толкование на сто пятьдесят псалмов

блаженный Феодорит Кирский

◄ Изьяснение 114Изьяснение 115Изьяснение 116 ►

Изъяснение псалма 115-го.

«Аллилуия». Еврейский текст, и как другие переводчики, так и сирский, псалом сей соединяют с предшествующим; потому что продолжает он ту же мысль. Поелику же разделяют на два псалма псалом девятый, то соединением сих псалмов сохраняют равное с нами число псалмов. Впрочем псалом сей и содержание имеет тоже самое; ибо Иудеи, упомянув там о стране живых и заключив сим речь, начинают здесь оную так:

Пс.115:1. Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен.

Пс.115:2. Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь.

«Веровах темже возглаголах». Не телесными очами узрел я оную страну, но явною для меня соделала ее вера.

«Аз же смирихся зело». «Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь». Акила же перевел сие так: я в изумлении моем сказал: всякий человек лживость; и Феодотион: всякий человек исчезает; а Симмах: с прискорбием сказал я: всякий человек обманывается. Не без намерения же представил я все сии переводы, но желая показать, что Пророк «ложью» называет человеческое благоденствие, всего скорее минующееся и неимеющее никакого постоянства: увидев, говорит Пророк, внезапную эту перемену, приведя себе на память прежнее наше благополучие, и взирая на следующия одно за другим бедствия, с прискорбием сказал я: ничего нет постояннаго и прочнаго; тот обманывается и не увидит исполнения надежды, кто полагается на настоящее, как на нечто продолжительное. Сие сказал он и в псалме тридцать осьмом: «обаче всяческая суета всяк человек живый» (Псал. 38, 6). Сему обучившись и премудрый Соломон, хотя жил во всяком благоденствии, но коснувшись естествословия дел человеческих, такое сделал вступление; «суета суетствий, всяческая суета» (Еккл. 1, 2).

Пс.115:3. Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?

«Что́ воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?» Будучи ущедрен многими и различными благодеяниями, не знаю, чем вознаградить Благодетеля. Не без намерения же Пророк присовокупил это к предыдущему, но учит сим, что, при многоразличных переменах жизни, Бог всяческих оказывает людям помощь, и упадающим в духе подает всякаго рода утешения. Сие сказал и блаженный Павел: «благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, утешаяй нас о всякой скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущия во всякой скорби, утешением, имже утешаемся сами от Бога: зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше» (2Кор. 1, 3-5). Тоже говорил и блаженный Давид: «по множеству болезней моих, утешения Твоя возвеселиша душу мою» (Псал. 93, 19).

Пс.115:4. Чашу спасения прииму и имя Господне призову.

«Чашу спасения прииму, и имя Господне призову». Посему надлежит безтрепетно принять за Него и смерть, и сим воздать за многоразличныя благодеяния. Ибо «чашею спасения» Пророк нарек смерть за благочестие. Так именует ее Господь; ибо говорит: «Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия» (Матф. 26, 39). И чете Апостолов, просивших общения во царствии, сказал так: «можета ли пити чашу, юже Аз имам пити» (Матф. 20, 22)? Посему и здесь, как говорит Пророк, мужественные и доблестные подвижники благочестия сами себе советуют сделать тоже. Исполняют же сие обещание пред очами единоплеменников, чтобы и их поощрить к подобной ревности. Потом Пророк показывает плод такой смерти.

Пс.115:5. Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его.

Пс.115:6. Дорогa в очах Господних смерть святых Его!

«Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его». «Честна пред Господем смерть преподобных Его». А если честна пред Богом; то для кого и из преподобных не досточтима?

Пс.115:7. О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои.

«О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея». Посему, если претерпим оную достойную удивления смерть, то честь и хвалу приимем от Бога, и оставим по себе приснопамятную славу. А если, преодолев врагов, разсыплем их полчище; то принесем Владыке благодарственную песнь, признавая свое рабство и хвалясь тем, что прияли оное от предков. Ибо принужденные раболепствовать людям иногда величаются тем, что имели у себя свободных предков; а добровольно послужившие Богу признаются, что рабство сие прияли от предков, справедливо будучи уверены, что таковое рабство — величайшая для них слава.

«Растерзал еси узы моя». Освободил Ты меня от многих и разных бедствий.

Пс.115:8. Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову.

Пс.115:9. Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его.

Пс.115:10. Во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим! Аллилуия.

«Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову». «Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его». «Во дворех дому Господня, посреде тебе Иерусалиме». А избавившись от бедствий, не буду не признателен за благодеяния, но воздам Тебе жертву хвалы, принесу в дар благодарственную песнь в присутствии всех единоплеменников, чтобы и они получили от того пользу. Совершу же словесное сие священнодействие во храме, посвященном Имени Твоему. Посему и отсюда можно дознать, что и при имевшем еще силу законе, кто более духовно вникал в закон, те безсловесным жертвам предпочитали жертвы словесныя, предобразуя сим новый завет. Надлежит знать, что и всем добропобедным мученикам приличествует тот и другой псалом; потому что таже цель у тех и других. Ветхозаветные претерпели досточудную смерть за закон и законоположника; и новозаветные предпочли настоящей жизни кончину ради Спасшаго их и сокрушившаго смерть.

◄ Изьяснение 114Изьяснение 115Изьяснение 116 ►

Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского

Поделиться ссылкой на выделенное

Всякий ли человек ложь?

Любителям поэзии хорошо знакомы строки из стихотворения Федора Тютчева «Silentium!» («Молчание!»):

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.

Замечательные стихи поэта-философа о рождении в глубинах сердца мысли и трудностях воплощения ее в слово, трудностях понимания его другими людьми.

По разумению святителя Григория Нисского, такая фраза может означать вот что:

«Кто усиливается словами изъяснить неизреченное, тот поистине лжив, не по ненависти к истине, но по бессилию речи».

Скорее всего, поэт подразумевает эти муки творчества. Но возникает вопрос: если в глубинах сердечных мысль чиста и истинна, а по изречении становится лживой по бессилию речи, не слишком ли категоричен автор? Ведь написано столько истинных книг об Истине и Правде Божией.

Мы не говорим о сознательном искажении того, что у человека на сердце. Федор Тютчев состоял на службе в Коллегии иностранных дел и прекрасно знал поговорку, широко известную в дипломатических кругах: «Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли».

Но это очень похоже на другие слова – из псалмов царя Давида. По мнению псалмопевца, не только мысли и слова, но и весь человек есть ложь. Причем не какой-то определенный грешный, а всякий, живущий на земле (см.: Пс. 115: 2).

Этот 115-й псалом входит в Канон ко Причащению, и поэтому многие православные христиане знакомы с ним.

«Веровах, темже возглаголах, аз же смирился зело. Аз же рех во изступлении моем: всяк человек лож. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму и имя Господне призову, молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Честна пред Господем смерть преподобных Его. О Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея; растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя господне призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме».

К сожалению, мы не всегда внимательно читаем слова молитв (не внимаем) и не понимаем, что значит «всяк человек ложь». Притом что чуть ниже в этом же псалме читаем: «Честна пред Господом смерть преподобных Его». Получается как бы противоречие. Пока жил на земле человек – был ложь, а скончался – может стать преподобным, святым. Как же объяснить это видимое противоречие?

Часто в церковной среде произносят эти слова: «Всяк человек ложь». Но начинаются они вот как: «Сказал я во исступлении своем: всяк человек ложь».

Исступление (по-гречески – экстаз, от древнегреческого ἔκστᾰσις) – пребывание вне себя, нахождение вовне, восхищение, высшая форма молитвенного стояния. Экстаз – особое духовное состояние, которое называется у святых подвижников «умным созерцанием», «духовным зрением», «ведением», «изумлением», «высшим видением». Исступление встречается в Библии, когда говорится о посещении человека Духом Святым.

«В таком “духовном восхищении” подвижник ангелоподобно возносится к созерцанию Святой Троицы и тайн домостроительства нашего спасения. Он приобретает недоступную естественному разуму способность созерцать истинную сущность вещей; ему возвращается первобытное (праотца Адама) просвещение и способность зреть благодатный свет» (преподобный Григорий Синаит).

Так было со святым Моисеем, со святым Давидом, со святым апостолом Петром и святым апостолом Павлом, когда он оказался на третьем небе и слышал слова неизреченные.

По толкованию святых Афанасия и Василия Великих, исступлением Давид называет здесь поражение и удивление, когда, достигнув духом своим Горних обителей и увидев чудную страну живых при содействии Святого Духа, сказал ясно, что всякий человек, находящийся в мире сем, лжив относительно человеческого блаженства, которое и Григорий Богослов назвал ложным благоденствием.

«Став выше человека, презрел я все человеческое. Ибо исступление означает изменение. Сказав: “благоугожду… Господу” (Пс. 114: 8), потом увидев, “что всяк человек ложь” (потому что помыслы человеческие обманчивы), смирился и подверг я себя злостраданиям, чтобы не пасть с высоты стояния своего» (святитель Афанасий Великий).

Давид Духом Святым созерцал падшую человеческую природу – и увидел ее лживость

Если обобщить мысли святых отцов, то Давид Духом Святым созерцал падшую человеческую природу потомков Адама – ветхого человека. И увидел, что человеческие мысли, слова изреченные, поступки, сердце, ум, рассудок, разум – все ложь.

Ну а как же сам царь Давид? Об этом читаем у Василия Великого:

«Пророк здесь не противоречит сам себе, в чем некоторые софисты стараются изобличить его, утверждая, что если всякий человек лжив, а Давид тоже человек, то, очевидно, и сам он был лжив. А если лжив, то ему не надобно верить в том, что он утверждает. А истина такова, как мы скажем. Ибо люди именуются (здесь) те, которыми обладают еще человеческие страсти, но тот, кто стал уже выше плотских страстей и по совершенству ума перешел в состояние ангельское, тот, когда говорит о делах человеческих, очевидно исключает самого себя из ряду прочих людей».

Понятно, что если есть исключение для пророка Давида, то постараемся воспользоваться этим и узнать условия для такого исключения.

По мнению святителя Григория Паламы, исступление в широком смысле «есть удаление от мирского и плотского мудрования…» Иными словами, исступление есть

«непрестанная умная молитва, в которой человеческий ум имеет постоянную память о Боге, освободившись от всяких привязанностей к страстям и так называемому миру греха» (митрополит Иерофей Влахос).

Но для того, чтобы выступить из себя, нужно сначала познать себя, познать то, из чего надо исступать. А по святым отцам, «человек – тот, кто познал себя» (преподобный Пимен Великий).

Нил Синайский: «Когда познаешь себя самого, тогда возможешь познать и Бога»

«Познавшему себя даруется познание всего; и повинующемуся Богу повинуется всё, когда смирение воцарится в членах его» (священномученик Петр Дамаскин).

«Кто возмог познать достоинство души своей, тот может познать силу и тайны Божества» (преподобный Макарий Египетский).

«Как познавший самого себя познает все, так незнающий себя не может узнать и ничего другого» (святитель Иоанн Златоуст).

«Когда познаешь себя самого, тогда возможешь познать и Бога, и как должно, обозреть мыслию твари» (преподобный Нил Синайский).

«Необходимо для желающего стать причастником Света Небесного познать самого себя» (преподобный Никодим Святогорец).

«Кто познал немощь естества человеческого, тот получил опытное познание и Божией силы помогающей» (преподобный Максим Исповедник).

Познавший себя увидел, что есть в нем «сокровенный сердца человек» (1 Пет. 3: 4), в Писании называемый «чадом Божиим» (Ин. 1: 12), «сыном света» (Лк. 16: 8), «рожденным свыше» (Ин. 3: 3), «ожившим из мертвых», «небесным» (1 Кор. 15: 47, 49), «человеком внутренним» (2 Кор. 4: 16), «духовным» (Еф. 4: 21), «новой тварью» (2 Кор. 5: 17).

Но с чего начинается познание себя? По словам епископа Иннокентия Херсонского, «хорош тот, кто искренне считает себя нехорошим, тот только начинает быть хорошим». Это начало, это первая ступень. На вершине ее могут быть мысли преподобного Силуана Афонского:

«Мы можем рассуждать лишь настолько, насколько познали благодать Святого Духа»; «Совершенные от себя ничего не говорят. Они говорят лишь то, что дает им Дух».

Или, по апостолу Павлу, в возрожденном человеке действует сила Божественная, «которая производит и хотение, и действие» (Флп. 2: 13). То есть и мысль истинную, и слово, и действие.

По этому поводу можно привести пример из жития преподобного Силуана Афонского из книги «Старец Силуан» архимандрита Софрония (Сахарова):

«В 1932 году монастырь посетил один католический доктор, отец Хр. Б. Он много беседовал с О. В. по разным вопросам жизни Святой Горы и между прочим спросил:

– Какие книги читают ваши монахи?

– Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Феодора Студита, Кассиана Римлянина, Ефрема Сирина, Варсануфия и Иоанна, Макария Великого, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата, Григория Синаита, Григория Паламы, Максима Исповедника, Исихия, Диадоха, Нила и других отцов, имеющихся в “Добротолюбии”, – ответил О. В.

– Монахи ваши читают эти книги!.. У нас читают их только профессора, – сказал доктор, не скрывая своего удивления.

– Это настольные книги каждого нашего монаха, – ответил О. В. – Они читают также и иные творения святых отцов Церкви и сочинения позднейших писателей-аскетов, как, например, епископа Игнатия (Брянчанинова), епископа Феофана Затворника, преподобного Нила Сорского, Паисия (Величковского), Иоанна Кронштадтского и других.

Об этой беседе О. В. рассказал старцу Силуану, которого глубоко почитал. Старец заметил:

– Вы могли бы рассказать доктору, что наши монахи не только читают эти книги, но и сами могли бы написать подобные им… Монахи не пишут, потому что есть уже многие прекрасные книги, и они ими довольствуются, а если бы эти книги почему-либо пропали, то монахи написали бы новые».

Сказано: «Ложь – это “ветхий” человек, а истина – “новый” человек»

Это значит, что и в наше время есть такие подвижники, у которых и мысль истинная, и воплощенное слово, подобно древним великим святым. Ибо сказано: «Ложь – это “ветхий” человек, а истина – “новый” человек» (Древний Патерик).

И в таком случае «духовный человек» скажет: «Излилось из сердца моего слово благое» (Пс. 44: 2), и «язык мой трость скорописца» (Пс. 44: 2). Потому что верен он Господу своему, сказавшему: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки живой воды» (Ин. 7: 38). Чрево – это сердце с неизреченными мыслями, а живая вода – благодать с воплотившимися словами и делами (святитель Иоанн Златоуст).

Исступление, как мы уже отмечали, – это изменение (перемена ума, древнегреч. μετάνοια). Изменяя свою жизнь, просвещая ум, очищая сердце, исполняя заповеди, причащаясь из Чаши Тела и Крови Христовой, из одного драгоценного сосуда в другой, не менее драгоценный сосуд, понудим себя и постараемся и мы подражать святым подвижникам, сподобившимся услышать от Господа Иисуса Христа при жизни: «Вот истинный израильтянин, в коем нет льсти» (Ин. 1: 47), а по смерти: «Честна пред Господом смерть преподобных Его» (Пс. 115: 6). Аминь.

Епископ Цалкинский Григорий (Кация)

24 августа 2018 г.

Об авторе

Епископ Цалкинский Григорий (Грузинская Православная Церковь) родился в 1972 г. в Сухуми. Учился в Саратове, затем в Москве. По светскому образованию – кардиохирург, доктор медицинских наук. В 2010 году пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. Закончил Тбилисскую духовную академию. В 2013 г. возведен в сан епископа Грузинской Православной Церкви.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

20-10-2013, 00:50

«Всяк человек ложь» ?

В наш время редко встретишь человека, который мог бы сказать: «Я доверяю людям». Практически каждый, достигший зрелого возраста, уже успел разочароваться в ком-либо с кем дружил, кого любил, с кем совместно работал. Люди с опаской относятся друг к другу, ожидая подвоха даже в малых делах. Постоянно анализируют происходящее: почему человек поступил именно так, а не иначе? Даже когда один пытается сделать для другого какое-либо доброе дело ли помочь ему, то у того часто возникает вопрос: почему он это сделал, значит ему что-то от меня надо?
Люди, однажды отдавшие свою душу диаволу, ослушавшись Господа, добровольно стали на многие-многие годы добровольными пленниками лукавого соблазнителя, темные слуги которого неизменно стоят рядом с нами и продолжают свое богопротивное дело — пытаются удалить каждого человека как можно дальше от света правды и любви, исходящего от Господа. Своим мерзким шепотом они искажают все происходящее с нами до такой степени виртуозно, что редкий человек может устоять перед соблазном и не поверить им.
Для чего же они прилагают столько усилий? Зачем диавол старается заполучить в свое ведение как можно больше падших душ? Потому что он считает, что если все люди окажутся в аду, то любящий Господь помилует всех, том числе и падшего Денницу вместе с его Ангелами, ставшими бесами. Таким образом лукавый враг хочет без покаяния вновь вернуться туда, откуда за свою гордыню он был низвержен много столетий назад.
Мы же должны стараться всеми силами сопротивляться его козням и уловкам, ежеминутно прося в молитве помощи у Господа, чтобы Он по своей благодати открыл наши глаза и дал возможность различать Божественную Правду от вражеской лжи. Мы должны стараться соблюдать заповеди Господа Иисуса Христа — учится любить и прощать всех людей, поддерживать и помогать друг другу, потому что каждый из нас является частичкой одного организма — Церкви Христовой, мы связаны все воедино, и боль каждого неизменно отражается и на других.
СВ. МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ) О ЛЖИ:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Я хочу обратить ваше внимание на слова одного псалма, который часто в Церкви читают, и начинается он словами: «Веровах, тем же возглаголах, аз же смирихся зело. Аз же рех во исступлении моем: всяк человек ложь.»
Мы живем во время, которое можно назвать «царством лжи». И это — не только на нашей несчастной Родине, в которой сейчас, фактически, правит тот, кого Господь назвал: «лжец и отец лжи» — сам сатана, но и за пределами нашей Родины, в нашей жизни эта ложь сейчас так распространена, люди до того изолгались, что, действительно, повторяю — царство лжи какое-то сплошное.
Однако первые слова говорят: «Веровах, тем же возглаголах…» — То есть, я верю, веровал и говорил… Или, как можно это распространенно передать: я (веровах) веровал — потому и говорил. Или — я веровал, я говорил в соответствии с тем, как я верую (я верую — и поэтому говорю). Слова эти можно понимать как указание на то, что когда человек судит о чем-то и говорит о чем-то: о явлениях теперешней жизни, хотя бы — он должен это делать с точки зрения веры. И если он — действительно верует, то именно с этой точки зрения и должен он судить обо всем окружающем. Не так, как судит мир! Мир судит по одному, а Божий Закон указывает совсем на другое!
И вот, христианин, если он хочет, действительно, как выражался московский святитель Филарет, «быть, а не казаться христианином» — он и должен на все смотреть с точки зрения веры, с точки зрения религиозной.
Говорят — а часто и справедливо говорят, что Церковь заниматься политикой не может — это совсем не ее дело. Но бросать луч евангельской правды на то, что в мире совершается, хотя бы и политически, она не только может — и должна! И вот для того она Господом и устроена, чтобы она была светильником в мире!
Истина божественная в Церкви хранится нерушимо, и всякий христианин оценивать то, что видит он в мiре и слышит должен, прежде всего — с точки зрения религиозной. Но много ли таких теперь? — Чем угодно руководятся люди при оценке происходящего, при своем отношении к нему — чем угодно руководятся: и выгодой, и — невыгодой, и — теми или иными желаниями своими, пристрастиями, похотями, страстями — чем хотите! — Чем угодно руководятся, но только с этой-то точки зрения — мало кто смотрит теперь на жизнь.
Потому-то она и стала такая пустая духовно, загроможденная суетой, пустой, а часто и — грязной, нечистой… Эта жизнь в духовном отношении все пустее и пустее становится. — Оно и неизбежно, потому что, если мы не стоим на единственно истинной, правильной, религиозной точке зрения, и — не судим о всем, не подходим ко всему именно с этой точки зрения, то — мы сами во лжи, и вокруг нас — ложь. И поэтому — все это в какой-то ком или — в груду лжи сливается.
Вот и будем об этом помнить, возлюбленные. «Всяк человек ложь» — это не значит, что всякий человек лжет всегда и во всем и неправду говорит — нет! а только то, что он не укоренен в Истине. И поэтому — ошибиться и сказать неправду, ложь может всякий и самый хороший человек, потому что и он не предохранен — в силу того, что он — грешный человек, и — от ошибок, и — от заблуждений. Не предохранен!
И поэтому-то псалмопевец и говорил: «всяк человек ложь». — Не на кого, так сказать, опереться! Потому что на кого бы ты не опирался — все равно, эта опора — ненадежная. Помните, как сказано в Ветхозаветном Священном Писании: обопрись только на человека, доверься ему всецело — это все равно, что ты опираешься на надломленную трость. (Она сломается до конца и твою же руку проколет, не давши тебе никакой опоры). Вот так же бывает и в жизни теперь.
Поэтому всякая душа христианская должна помнить, что о всем судить, на все смотреть, все оценивать она должна только с единой, истинной точки зрения — точки зрения Церковного понимания и освещения жизни.
Аминь. По благословению Высокопреосвященнейшего Питирима, митрополита Николаевского и Очаковского Новости

  • 30 Октябрь 2018 На мить доторкнутись до минулого та потрапити в часи пушкінської епохи змогли жителі Березанського району в суботу 27 жовтня завдяки благочинному Березанського району о.Олександру та приватному перевізнику Гонтаренко Олександру. Екскурсійно-паломницька поїздка до м. Одеса розпочалась з відвідування літературно-меморіального музею О.С. Пушкіна.
  • 23 Июнь 2018 13 червня митрополит Миколаївський і Очаківський Пітірім звершив закладку храма на честь святого пророка Ілії в селі Журівка.
  • Все новости

Громада Свято-Покровського храму смт.Березанка просить посильної допомоги у будівництві.

«Всяк человек ложь»

«Всяк человек ложь»… Сколько раз каждый из нас читал, слышал или произносил эти слова псалмопевца! Но насколько же по-разному они могут отзываться в сердце… Одно дело, когда ты просто прочитываешь правило ко Причащению, в которое включен начинающийся этой фразой 115-й псалом. Ты можешь даже не задержаться на ней вниманием. Другое, когда понимаешь, что ты сам – ложь. Тут даже какое-то утешение можно найти: да, ты нечестен, лжив, непостоянен, однако ведь не только ты такой, а и вообще – «всяк человек». Но вот если предали тебя, подвели, бросили, оставили без помощи именно тогда, когда она была нужнее всего… Тогда-то ты постигаешь всю силу, всю скорбную глубину этой пророческой констатации. Потому что это очень тяжело – не просто оказаться одному, наедине со своей бедой и болью, но и понять вдруг, что те, на кого ты надеялся, кого считал верным другом, братом, сестрой, на самом деле не питали к тебе таких же чувств. Или – питали и перестали питать. Такое открытие может не только уязвить душу, иногда оно способно ее фактически убить, разрушить в ней что-то очень важное, необходимое для того, чтобы не существовать, а жить. И можно посему так сказать: чем скорее познаем мы, что «всяк человек ложь», тем меньше разочарований нас ждет, тем меньше трагических сюрпризов. То, к чему ты готов, не ранит так сильно. Или, опять же, не убивает, по крайней мере. Только вот – как жить с этим знанием? Видеть во всех окружающих потенциальных предателей, никому не доверять, ни единому слову не верить? Не сближаться и не сродняться ни с кем, от всего мира отгородиться, спрятаться, раз уж «они такие»? Превратиться в затравленную, напуганную, недоверчиво озирающуюся по сторонам дикую зверушку? Нет… Конечно, нет. Любое понимание испорченности и трагичности нашего здешнего бытия, лишенное любви, как утверждал Екклесиаст, лишь умножает скорбь (Еккл. 1, 18). Тем более – подобное понимание. Ты предан и оставлен, тебе больно и страшно? Прибегни, прильни как можно ближе к Тому, Кто Сам был предан и оставлен всеми. Он утешит, успокоит… И ты увидишь, что несмотря ни на что, на все с тобой бывшее, не один, и не брошен, и не забыт, и не предан. Потому что это Он Один никогда не бросает, не забывает и не предает. Только Он Один! Но и этого не просто «достаточно». В этом вообще – все, что только необходимо. И лишь Господь научит – как любить тех, у кого не хватило любви к тебе, как прощать, даст необходимую для этого силу и не менее необходимую мудрость. Потому что это Господь. И рядом с Ним невозможное становится возможным, нестерпимая боль претворяется в радость, все противоречия снимаются, все преграды рушатся. Только бы быть рядом с Ним – как можно ближе… Игумен Нектарий (Морозов) Ночные хоругви Рассказ Священник Димитрий Первий На непростом жизненном пути православного христианина нужны привалы утешения. В минуты отдыха и дружеского общения особенно ценны поучительные и забавные жизненные истории. Кто-то называет такие рассказы лекарством от уныния, кто-то средством для духовной бодрости. Наверное, у каждого верующего человека есть на памяти какая-нибудь занимательная история. Мне же в этой связи вспоминается такой эпизод. В 2003 году молодежный центр святого Иоанна Богослова из белорусского города Бобруйска организовал крестный ход к дальнему приходу близ деревни Корытное, затерянному в лесной глуши. Порядка тридцати человек шли колонной по обочинам дорог, с фонарем, хоругвями, иконами и киотом. Киот – храмовая икона Спаса Нерукотворного в резном окладе – был весьма внушительного веса, поэтому четверо парней несли его на плечах, на специально устроенных носилках. Так, с пением молитвы Иисусовой, сменяя друг друга в несении святынь, двигался православный духовный отряд. Лето того года выдалось особо урожайным на крестные ходы. Но этот был особенным, и вот почему. В тот день мы сильно задержались в пути. До конечной точки шествия был еще час ходу, а время близилось к полуночи. Проселочная дорога петляла в густом лесу. Из низин потянулся сизый туман. Была полная луна, но она то и дело пряталась в рваные лохмотья облаков. Хорошо известно, что последние километры самые трудные, и ноги просто отказывались идти. Молитва несколько раз ослабевала и совсем затихла. Обессиленные и разбитые, наконец, мы подошли к Корытному. В рассеянном лунном свете показались кресты деревенского кладбища, вдалеке виднелась какая-то ферма. Шли молча, в мыслях были только ужин и тепло костра. И вдруг впереди показался силуэт. Кто-то, наверное, сторож, брел на нас со стороны фермы. Увидев крестный ход, он остановился, почему-то поднял руку… и замер как-то вполоборота. Длинная куртка, может быть плащ, очерчивали фигуру. Белым пятном обозначилось лицо. И тут автор позволит себе немного порассуждать. Все-таки во всех смыслах легче жить верующему человеку. Верующий человек неподвластен действию нелепых предрассудков и суеверий. Утром он легко встает с любой ноги, спокойно относится к пустым ведрам и даже черную кошку может погладить без последствий. Иное дело – человек духовно непросвещенный. Он живет в плену примет и несчастливых совпадений. Место особого мистического ужаса – кладбище. Особенно в полночь. Особенно – в полнолуние… Догадливый читатель уже сообразил, что наш случайный прохожий относился ко второму типу. Вот верующий человек сразу бы понял, что это идет крестный ход. Да, со стороны кладбища. Да, припозднился немного… Но сторож не догадался. При свете луны, из клубов тумана, на него молча надвигались странные тени. Пляшущий огонек фонарной свечи слабо подсвечивал изможденные лица. На высоте над идущими трепетали странные бесформенные тени: это хоругви. А за ними четыре человека на плечах несли какой-то темный массивный предмет. И – тишина… Не меняя строя, ни говоря ни слова, мы прошли мимо сторожа как бесплотные духи. А что нам было делать? Все понимали, что громкий звук или резкое движение просто закончатся обмороком для этого бедного человека. А он так и стоял, не закончив шага и подняв руку словно для приветствия. Минута – и мы опять растворились в тумане… Кто это был? Что подумал о нас этот хранитель колхозного имущества? Нам так и не довелось узнать. Может быть, в тот день родилась еще одна легенда из цикла «мертвые с косами». А может быть (и это очень вероятно), человек произнес тогда первые слова молитвы. Одно только мы усвоили наверняка. С того дня мы имеем в своем арсенале надежное оружие против уныния. Может быть, и читающим эти строки такое средство пригодится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *