Юрьев день

Кто придумал Юрьев день, и кто его отменил.

Многие слышали пословицу «Вот тебе бабушка и Юрьев день», но мало кто знает, что она означает. Кто такой Юрий, почему с ним связана эта пословица, мы расскажем в статье.

Что такое Юрьев день в истории: определение

Со Святым Юрием или Георгием, связано много интересных, необычных историй. Изначально это крестьянин, который жил в зажиточной семье в 3 тысячелетии нашей эры. Он подрос, стал красивым, умным видным юношей и поступил на службу к императору. Вскоре стал его приближенным лицом, служил верой и правдой. Но в то время были серьезные гонения крестьян, и Георгий не выдержал этого, и сказал императору о своем происхождении. Что тоже крестьянин, при этом император доверяет ему, больше чем всем остальным. Он возмутился гноением крестьян. Конечно, императору этого не понравилось, он убил юношу. С тех пор Георгия стали считать святым, потому как он проповедовал христианство и распространял его.

Стоит отметить, что день Святого Георгия отмечался только в России. В других религиях больше этого дня нет. Исходя из этого Юрьев день — это день Святого Георгия, который отмечался 9 декабря, до отмены крепостного права.

Работа на поле

Многие крестьяне ждали Юрьево дня, потому что только в этот день можно было перейти от одного землевладельца к другому. То есть это своеобразный переход от одного барина к другому. При этом крестьянин должен был заплатить определенную сумму. Если быть точнее, то это деньги, благодаря которым он жил на земле его владельца в предоставленном доме. Самое интересное, что в народе называют этот день Егора. Именно благодаря этому возникло выражение «объегорить», то есть обмануть. Не все помещики честно рассчитывались с крестьянами и выплачивали им те деньги, которые они заслужили. Многие из них были просто обмануты, им выплачивали в конце мизерные суммы.

Работа на поле

Когда, при каком царе на Руси был введен Юрьев день, и каковы его правила? Кто отменил Юрьев день, когда его отмечают: дата

Юрьев день был создан в 1497 году Иваном III. Именно он описал и позволил крестьянам один день в году выбирать себе нового барина, и переходить к нему. Фактически это был не один день, а неделя до 9 декабря, и неделя после него. Этот период был выбран не просто так, потому что в это время заканчивались все работы на полях, и впереди была зима. То есть по сути работы никакой по хозяйству особо не было, и человек мог в это время осуществлять переход.

С отменой этого дня несколько сложнее, потому как факты расплывчатые. Много кто из историков настаивает на том, что отменил Юрьев день Иван Грозный, окончательно закрепостив крестьян. Но некоторые из историков отрицают этот факт, и считают, что это случилось гораздо позже. Это сделал его сын под влиянием Бориса Годунова. Фактически этот день в документации не был отменен, но были созданы такие условия, что крестьянам было не под силу выплачивать эти пошлины, переходить к другому барину.

Самое интересное, что тогда многие из крестьян вынуждены были бежать от одних хозяев к другим. Потому как те к ним плохо относились. Но были определенные года, в которые издавались какие-то важные и серьезные указы. В эти года нельзя было переходить от одного барина к другому. Соответственно ранее, все те кто перешли к другим хозяевам, могли быть возвращены назад, к прежнему барину.

Пшеничное поле

Нередко хозяева подавали в розыск, потому как крестьяне просто убегали от одного владельца к другому. Если в течение пяти лет крестьянина никто не нашел, он уже мог считаться вполне свободным. Его не имели права вернуть назад, но все эти 5 лет он должен был где-то прятаться вместе со своей семьей.

Существует мнение, что этот день был отменен 1581 году. Именно в этом году была принята церковная реформа, которая говорила о том, что церкви больше земли не положены. Они не должны выращивать для себя никаких культур, зерна или овощей, и теперь будут жить только за средства, которые выделяют им правители.

Дело в том, что именно в Юрьев день многие из крестьян переходили на монастырские земли. То есть на земли, которые принадлежали церкви, потому что на них было гораздо проще работать. Взимался меньший налог, они меньше платили за пользование землями. Оборудование для обработки этих земель было более модернизированным и работать оказывалось гораздо легче. Поэтому большая часть крестьян перебегала от помещиков на монастырские земли.

Именно эта церковная реформа по сути дела отменила Юрьев день, потому как смысла переходить от одного хозяина к другому у крестьян не стало. Ведь практически все помещики пытались выжать из крестьянина максимум всего. В то же время была увеличена сумма, которую нужно было заплатить барину для перехода от него к другому хозяину. Считается, что принял этот закон сын Ивана Грозного Федор, но многие историки считают, что это случилось под влиянием Бориса Годунова.

Русское поле

«Вот тебе бабушка и Юрьев день» значение, смысл фразеологизма

После 1581 года и возникла пословица «Вот тебе бабушка и Юрьев день». Означает отмену надежд, горькое разочарование. Действительно, многие люди ждали этого дня, чтобы покончить свои отношения с барином, который сдирал с них три шкуры, и перейти на монастырские земли. Но теперь уходить было некуда, потому как у монастырей отобрали эти земли и обрабатывать было нечего. Вариантов работы для крестьян практически не оставалось, кроме как ходить от одного барина к другому.

Много историков считают, что на самом деле церковная реформа мало на что повлияла, потому как тогда были достаточно смутные времена для крестьян. Земли было огромное количество, крестьян мало, поэтому помещики были сами заинтересованы, чтобы у них работали крестьяне и предлагали им довольно неплохие условия. Но тогда возникли случаи ухода крестьян от барина. То есть крестьяне бежали от одного землевладельца к другому.

Русское поле

Окончательно покончено с Юрьевым днем было в 1649 году, при Александре Михайловиче. Тогда был принят документ, который назывался Соборное уложение. Согласно этому документу полностью ликвидировались права крестьян переходить от одного помещика к другому. Соответственно именно с этой даты крестьяне стали крепостными, то есть навсегда прикрепленными за определенной землей и землевладельцем.

Русское поле

Ученые до сих пор спорят, когда было основано крепостное право. Многие придерживаются версии Соборного уложения. Но некоторые считают этот процесс более растянутым во времени.

Народные праздники и приметы 9 декабря.

Главная —> Народный календарь —> Время года Зима —> Народные праздники и приметы в декабре —> 9 декабря (26 ноября по старому стилю)

Народные праздники и приметы, сегодня: Юрьев день. Юрий Холодный. Егорий Зимний.

Сегодня 9 декабря (26 ноября по старому стилю)

Юрьев день. Юрий Холодный. Егорий Зимний. В этот день при отъезде куда-либо в дорогу служат молебствия о благополучии на предстоящий путь. К Егорьеву дню принято было конопатить окна и погреба. До этого дня необходимо было раздать все долги. Не вернуть долг до Юрьева дня — всю жизнь в должниках ходить. В этот день ходили слушать воду в колодцах. Если тиха вода в колодце, не колышется, то спокойная зима будет, а уж если колышется — жди вьюг да буранов. Юрий замостит, а Николай (19 декабря) загвоздит.

День памяти святого Георгия Победоносца, которого в народе называют Егорием или Юрием и вторые именины которого приходятся на 6 мая (Юрий теплый). С этим днем связана известная пословица: Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Когда-то на Юрия крестьяне имели право переходить от одного помещика к другому, о чем заранее сообщали своему помещику на Михайлов день. Многие весь год ждали Юрьева дня, чтобы использовать данное им право. Но указом Бориса Годунова крестьяне были лишены этого права, с того времени и пошла поговорка о бабушке и Юрьевом дне с многочисленными вариантами: Сряжалась баба на Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла.
Считалось, что с Юрьева дня по деревням начинают бродить волки за добычей. В это же время забираются в свои берлоги медведи на зимнюю спячку.
После Юрия холодного люди, по обычаю, выходили к колодцам «слушать воду». Если не слышно было плеска воды — это предвещало теплую зиму.
На Руси два Юрья — один Юрий холодный (зимний), другой голодный (6 мая).

Приметы 9 декабря

Юрьев день. Юрий Холодный. Старинный срок перехода крестьян от одного барина к другому, запрещенный соборным уложением 1649 года. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», «На Руси два Юрья — один Юрий холодный (зимний), другой голодный (вешний)».
В этот день в старину ходили слушать воду в колодцах: коли тихо, не волнуется, зима будет теплая; послышатся звуки — ожидай сильных вьюг и морозов.
Старые овцы жадно едят перед бурей.
Если до этого дня выпадет много снега, то к 6 мая скот будет щипать молодую траву в полях.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Юрьев день

Поселяне об этом дне сохранили свои воспоминания в поговорках: Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! — Наряжалась баба на Юрьев день погулять с боярского двора. — Верстался мужик на Юрьев день радеть о боярском добре. — На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день. — Судила Маланья на Юрьев день, на ком справлять проторы. — Мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день. — Позывал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик и был таков. — Крепки ряды Юрьевым днем. — Мужик болит и сохнет по Юрьев день. Малоруссы сохранили об Юрьеве дне свою поговорку: Вот, тыбе, бабо, и Юрьев день! Сербы имеют свое воспоминание о Юрьеве дне: Дан по дань шать додье, и Дьурдьев день, аль е много неделя, баба говорила (день за день, придет и Юрьев день, но еще не скоро, баба говорила).
Юрьев день осенний был временем перехода крестьян от одного помещика к другому. В Судебнике этот срок определялся: «за неделю до Юрьева дня и неделю по Юрьеве дне осеннем». В Стог лаве (глава 97) было уложено: «А в которых старых слободах дворы опустеют, и о те дворы называти сельских людей пашенных и непашенных по старине, как преже сего было. А отказывати тех людей о сроце Юрьеве дне осеннем, по цареву указу и по старине. А из слобод митрополичьих, и из архиепископльих, и епископльих, и монастырских, которые христиане похотят идти во град на посад, или в села жити, и тем людям идти волно о сроце Юрьеве дни с отказом по нашему царскому указу». Крестьяне, переходя на помещичью землю, обязывались подчиняться помещикам, исполнять условные повинности и платить подати за владение их вотчиною. Обязанные условиями, они не могли отойти прежде срока, уложенного законами; не могли подняться с своими животами, не рассчитавшись за пожилое. Помещик не мог брать и требовать лишнего; сделки бывали при свидетелях и послухах; он не мог удержать его на своей земле: закон ограждал и мужика, и владельца. Переходы совершались после предварительного объявления помещику и при свидетелях. Сбежавший тайно считался беглецом и наказывался пенями. По Судебнику видим, что семь дней назначались для объявлений и сделок, и семь дней для сборов. Царь Борис Феодорович первый остановил бродяжничество крестьян и укрепил их за владельцами. Царь Василий Иоаннович Шуйский, указом 1607 г., марта 9, решительно запретил крестьянские переходы. Царь Михаил Феодорович, введением Писцовых книг и всеобщею переписью, определил права помещичьи и оставил крестьян навсегда при земле владельца.
Помещичьи сборы с крестьян доселе называются в Костромской и других губерниях Юрьевским оброком. Воспоминание крестьян о переходах совершенно исчезло в народе; но доселе сохранился обычай у крестьян при отъезде служить на этот день молебны об успехе в пути.

<< приметы вчера :: 9 декабря :: приметы на завтра >>

Рекомендуемый контент

Краткий исторический словарь — юрьев день

Энциклопедии, словари, справочники — онлайн Поиск в словарях Введите слово для поиска: Выбор словаря: Найти

Юрьев день

юрьев день (26 ноября) дата, с которой на Руси связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам. В общегосударственном масштабе крестьянский выход был ограничен в Судебнике 1497 г. двухнедельным периодом по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 г. подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением «заповедных лет», а затем запрещено законодательством 90-х гг. XVI в. Соборное Уложение 1649 г. подтвердило этот запрет. Рейтинг статьи: Комментарии:

См. в других словарях

1. срок, в течение которого частновладельческим крестьянам разрешалось покидать своего господина – за неделю до и неделю после Ю.д. (26 ноября) ото Судебнику 1497 г.; был связан с окончанием сельскохозяйственных работ. В случае ухода крестьянин платил хозяину «пожилое». Восстановлен в 1601–1602 гг. см. Выход крестьянский). … Российская государственность в терминах 2. 26 ноября старого стиля (один из двух церковных праздников в честь святого Георгия), в России XV-XVI вв. время перехода крестьян от одного феодала к другому. Судебник 1497 г. установил срок перехода за неделю до Ю.Д. и неделю после. Отменен указом о заповедных летах в 1580-1590-х гг. … Краткий терминологический словарь по курсу «Отечественная история» 3. – весенний и осенний – название церковных праздников, посвященных христианскому святому – Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу, Празднуется 23 апреля старого стиля (кончина) и 26 ноября старого стиля (чудо св. Георгия о змее и девице – известный житийный, иконописный, фольклорный и литературный сюжет). Ю. Д. – основные вехи народного календаря. Широко известен в истории в связи с отменой в конце XVI в. права крепостных переходить от одного помещика к другому в осенний праздник св. Юрия. Отсюда поговорка о неожиданной неприятности: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» В шутливом значении Ю. Д. употребляется как выражение, обозначающее короткий период освобождения от обязательств, например на отдыхе и др. … Словарь исторических терминов 4. 26 ноября (по ст. стилю). В кон. XV сер. XVII вв. единственно возможный срок крестьянских переходов. Отменен Соборным Уложением 1649 г. … Краткий словарь историко-правовых терминов 5. весенний (23 апреля) и осенний (26 ноября). Церковный праздник в честь Святого Георгия (Юрия), совпадавший с началом и окончанием сельскохозяйственных работ. В Юрьев день весенний был установлен срок взноса оброка. До конца 16 в. за неделю до осеннего Юрьева дня и в течение недели после него разрешался переход крестьян от одного феодала к другому. Впоследствии несколько раз «права выхода» крестьян на некоторое время ограничивалось (напр., 1581 г.). Окончательно право Юрьева дня было отменен Соборным уложением царя Алексея Михайловича в 1649 г. Тем самым было осуществлено полное закрепощение крестьян. … История России с древнейших времен до 1917 года 6. (осенний), 26 ноября по старому стилю, церковный праздник, посвященный святому Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. По традиции в Ю.д. осуществлялся переход крестьян от феодала к феодалу (см. Выход крестьянский), т. к. к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным податям. Право перехода крестьян временно отменено с введением заповедных лет, запрещено законодательно в 90-х гг. 16 в. (запрет подтвержден Соборным уложением 1649). … Энциклопедия «История отечества»

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога: Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1 1652
2 1440
3 1422
4 1412
5 1412
6 1330
7 1263
8 1255
9 1218
10 1189
11 1163
12 1154
13 1113
14 1095
15 1093
16 950
17 940
18 899
19 889
20 879

Крестьянский выход

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 мая 2017; проверки требуют 13 правок.

Крестьянский выход — право крестьян на переход от одного феодала к другому в XI—XVII веках. В XI—XV веках выход ограничивался для отдельных категорий сельского населения. Судебник 1497 года установил единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия — 26 ноября (Юрьев день) и неделю после него. Крестьянский выход временно запрещён (формально приостановлен) в 1580-х годах введением «заповедных лет», отменён Соборным уложением 1649 года.

История

К. Лебедев. «Крестьянин уезжает от помещика в Юрьев День».

26 ноября — дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам.

Судебник 1497 года был первым законом, регламентирующим начавшееся закрепощение крестьян. Так как годовой цикл сельскохозяйственных работ обычно завершался к концу ноября, то с 1497 года крестьянин мог расплатиться по налоговым и оброчным обязательствам и покинуть имение помещика лишь за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него. С XVI века в связи с оформлением крепостного права в России, было введено ограничение прав перехода крестьян от одного помещика к другому. При этом надо отметить, что до сих пор историками не найден конкретный закон об отмене Юрьева дня. В связи с этим, в исторической науке существует 2 концепции закрепощения крестьян — указное и безуказное. По мнению русского историка В. Н. Татищева крестьяне были закрепощены Борисом Годуновым в 1592 году, но после его смерти текст документа был утерян и так до сих пор не найден. В преамбуле Уложения царя Василия Шуйского о крестьянах 1607 года было записано.

«при царе Иоанне Васильевиче… крестьяне выход имели вольный, а царь Федор Иоаннович, по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьянам заказал и, у кого колико тогда крестьян было, книги учинил…»

К сожалению документ не сохранился, остался лишь только его пересказ Татищева. Тезис о закрепощении крестьян царем Фёдором, подтверждается письмом царю, написанным в 1595 году старцами Пантелеймоновского монастыря.

«Ныне по нашему (царя Фёдора. — Р. С.) указу крестьянам и бобылям выходу нет»

Историк В. О. Ключевский отметил, что опираться надо на строго проверенные факты, а не догадки, и высказал мнение, что конец крестьянским переходам положили не правительственные указы, а сложившиеся к тому времени условия жизни. Исходя из этого он считал версию Татищева об установлении крепостной неволи Годуновым исторической сказкой.

С. Иванов. «Юрьев день». 1908

Б. Д. Греков высказал мнение, что в России в XVI веке появилась барщинная система, которая стала материальной базой крепостного права, в результате чего в 1581 году Иван Грозный издал указ о «заповедных летах». Это означало запрет (заповедь) на выход крестьян в Юрьев день.

Р. Г. Скрынников раскритиковал эту концепцию, так как, по его мнению, представление о широком развитии барщины в это время является ошибочным, а детальный анализ источников показывает, что Иван Грозный не издавал указа об отмене Юрьева дня. В частности, не существует документов, составленных при жизни царя, где бы термин «Заповедные лета» применялся к крестьянам. В царской жалованной грамоте городу Торопцу 1590 года этот термин применяется к городскому населению, которое «с посаду разошлись в заповедные леты». На основании этого документа, Скрынников делает вывод, что термин «заповедные лета» нельзя соотносить с формальной отменой Юрьева дня, так как он означает временное прикрепление податного населения — посадских людей и крестьян к тяглым дворам и наделам, и это, по его мнению, отвергает тезис, что крестьяне были закрепощены Иваном Грозным.

Примечания

  1. ↑ Юрьев день // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М.: Наука, 1980. — 248 с.

Литература

  • Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А. Я. Сухарева. 2003.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *