Юстиниан и феодора

Сегодня 12 января 2019 года Главная → учителю

6 класс История средних веков

  • Император Юстиниан со свитой. Мозаика северной стены апсиды церкви св. Виталия. 546-548 гг. Равенна.

  • ЮСТИНИАН JUSTINIANOS I ВЕЛИКИЙТауресий, Верхняя Македония, 482 — Константинополь, 565. Византийский император. Родился в иллирийской семье, получил хорошее образование, служил при дворе своего дяди, императора Юстина I, в 527 стал его преемником, возглавив Византию Восточную Римскую империю. Человек необычайной культуры, Юстиниан I направил все свои усилия на восстановление былого величия Империи, для чего окружил себя даровитыми политиками, среди которых особо выделялись его супруга и главная советчица Феодора — умная, привлекательная и настойчивая женщина, а также известный военачальник Велизарий и юрист Трибониан. Чтобы вернуть себе территории, ранее бывшие западными провинциями Рима, он реорганизовал армию и построил мощный флот, способный быстро достичь даже отдаленных берегов Испании, дабы обеспечить себе господство в Средиземном море. Благодаря безраздельному владычеству на морских путях Византия смогла навязать германским государствам войну, основанную на длительных осадах. Таким образом, после долгих и трудных военных походов полководцы Юстиниана Нарсес, Мундо, Иоанн Троглита, Бесс, Либерии и, прежде всего, Велизарий захватили север Африки, отобрали у вандалов Нумидию, отвоевали у вестготов юго-восток Пиренейского полуострова и Балеарские острова. После победы над остготами и взятия их столицы Равенны они покорили всю Италию, включая Корсику, Сардинию и Сицилию. Однако необходимость держать в западных провинциях крупные воинские соединения привела к тому, что на восточных границах участились набеги персов и варваров. Славянские племена перешли через Балканы, опустошили Грецию вплоть до Пелопоннеса и с берегов Эпира угрожали Фессалоникам и Константинополю. Азиатское кочевое племя гуннов разграбило порты Крыма и Фракии. После взятия персидским царем Хосровом I Антиохии и предпринятого им наступления на восточное побережье Средиземного моря, Византия была вынуждена заключить унизительный для себя мир с Персией 562. Во внутренней политике Юстиниан I провел ряд реформ, направленных на централизацию государственной власти. В руках правителей укрупненных административных округов сосредотачивалось и военное, и гражданское управление. Усиливался налоговый гнет, под контроль были взяты ремесленники и частные торговцы. В религиозных делах Юстиниан I пытался примирить ортодоксальное христианство с моно-физитским учением, согласно которому Христос исключительно Бог, а не Богочеловек. Этого учения придерживалась императрица Феодора, несмотря на то, что монофизитство было осуждено на Халкидонском Соборе как ересь. В 529 по повелению императора была закрыта Афинская академия, последний оплот античной философии. И все же самым важным свершением Юстиниана I стало то, что он собрал и унифицировал все римские законы в один кодекс — Cpus Iuris Civilis, состоявший из нескольких различных текстов: «Институций», излагавших основы римского права; «Дигест», содержавших отрывки из сочинений крупнейших юристов; «Кодекса Юстиниана», составленного из законодательных распоряжений; и «Нобеля Юстиниана», дополнявших и изменявших те положения, которые вошли в «Кодекс». Последний свод был выработан комиссией из 10 видных юристов того времени под руководством Трибониана и оказал решающее влияние на развитие европейской юстиции
    Источник: Мировая энциклопедия биографий. М.Т12 2003 г.
    Словарь терминов:
    Апсида латин. absida от греч. hapsis -свод, арка — выступ здания, обычно полукруглый или многоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом конхой; аналогичная по форме часть внутреннего пространства храма или общественного здания; внутреннее пространство церкви, составляющее часть алтаря.
    Источник: «Малая история искусств» Издательство «Искусство» М. 1975
    Тема: Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
  • Добавлено: 29.5.2011
  • Павел Федоров Город: Нижний Новгород
    2019. При копировании ссылка на www.proznanie.ru обязательна. Дизайн и разработка.

    

    Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувствеМудрова Ирина Анатольевна

    Юстиниан и Феодора

    Флавий Петр Савватий Юстиниан, или Юстиниан Великий, родился в 483 году. Он был византийским императором с 527 вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским. Это был один из наиболее выдающихся монархов поздней античности. Его правление знаменует собой важный этап перехода от античности к Средневековью.

    Юстиниан Великий происходил из бедных крестьян Иллирии. Императором он стал благодаря своему дяде, императору Юстину. В начале 525 года Юстин тяжело заболел, ослабел умом и не мог уже управлять государством. Тогда молодой и энергичный его племянник Юстиниан начал полностью править империей. В 527 году Юстин назначил Юстиниана своим соправителем с титулом августа. Когда император Юстин умер в 527 году, власть наследовал его племянник Юстиниан.

    Незадолго до смерти дяди 40-летний Юстиниан познакомился с прекрасной Феодорой. Родилась она в 501 году на Кипре в семье простолюдина, оттуда семья перебралась в Константинополь, где отец Феодоры получил место сторожа при зверинце на ипподроме. Около 511 года отец умер, и семья осталась совершенно без средств. Вдова сошлась с помощником сторожа в надежде, что ему дадут должность умершего мужа, что со временем и произошло, а малолетние дочери начали выступать в цирке.

    В 15 лет Феодора стала настоящей красавицей. Она была небольшого роста, тонкая, изящная, грациозная, с огромными черными глазами, полными огня и страсти, и роскошной волной длинных черных волос, при этом остроумная и веселая. Случай свел ее с префектом какой-то провинции Эсеболом, который, потеряв голову от ее красоты, увез девушку к себе домой. Но он так увлекся ее ласками, что забыл о своих обязанностях, из-за чего лишился должности и выгнал Феодору на улицу, так как не имел больше средств на ее содержание. Она была вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь, став бродячей актрисой и дешевой куртизанкой, скитаясь по разным городам Востока.

    Прокопий Кесарийский, современник Феодоры, в своей «Тайной истории» не уставал обличать ее за позорные грехи молодости, говоря, что «чары ее сделались всеобщим достоянием». Она осознавала порочность своей жизни и стремилась вырваться из этой среды.

    Случайно Феодора попала в Александрию, которая в то время была оплотом христианской религиозности. Там Феодора познакомилась с монахом Севиром, любившим проповедовать падшим женщинам. Вероятно, проповеди Севира сильно подействовали на Феодору, полностью изменив ее жизненную позицию. Вернувшись в Константинополь, Феодора стала вести жизнь сдержанную и целомудренную, старалась приобрести знание и лоск, что ей вполне удалось благодаря природному уму, а на жизнь зарабатывала тем, что ткала холсты.

    История умалчивает о том, где и как Юстиниан познакомился с Феодорой. Эта встреча не только принесла счастье им обоим, но и способствовала расцвету Византии. Обладая небывалой красотой, светлым умом, остроумием, твердым и решительным характером, она могла вызвать глубокие чувства у Юстиниана, не столь уже молодого человека, занятого политикой и своим будущим.

    Феодора буквально околдовала Юстиниана. Безумно влюбленный, он не отказывал ей ни в чем. Феодора любила деньги — он осыпал ее богатствами, она жаждала поклонения и почестей — он выхлопотал у дяди причисление ее к патрицианскому сословию. Связь с Феодорой оказалась настолько прочной, что Юстиниан решил во что бы то ни стало на ней жениться. Юстин, который мало придавал значения знатности происхождения, без колебания дал своему любимому племяннику согласие на этот брак. Суровая императрица Евфимия, блюдя честь императорского звания, запретила ему жениться на бывшей куртизанке. Судьба, однако, сопутствовала влюбленным. В 523 году умерла императрица Евфимия, а добрый император Юстин разрешил племяннику жениться по любви.

    Чувствуя приближение смерти, Юстин короновал в базилике святой Софии императора Юстиниана I и императрицу Феодору. В августе 527 года император Юстин умер.

    Началось правление Юстиниана. Он собрал вокруг себя умных и способных людей, а Феодора, решительная и умная, во всех делах мужа сразу начала проявлять деятельное участие и была ему опорой. Она была верной женой Юстиниану и держала себя с достоинством императрицы. Юстиниан не скрывал, что во всех делах он советовался с Феодорой, называя ее в манифестах «благочестивейшей супругой, ниспосланной нам Господом Богом».

    Редкий человек незнатного происхождения, пробившийся в аристократическое общество, так быстро осваивался со своим новым положением, так быстро привыкал к своему величию, как это произошло с Феодорой. Редкая императрица, даже царской крови, испытала, подобно Феодоре, столько радостей и удовольствий, которые дает обладание высшей властью. Феодора очень заботилась о своей красоте, для этого она в прямом смысле день и ночь спала, днем — до сумерек, ночью — до рассвета, любила хорошо покушать. Ее обслуживал огромный штат парикмахеров, служанок. Зато Юстиниан был правителем-аскетом, постоянно постился, почти не ел и не пил, веля унести кушанья, к которым едва прикоснулся, очень мало спал, все, что касалось жизненных потребностей, казалось ему ничтожным. Юстиниан всегда был в движении, постоянно занимаясь государственными делами.

    Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм, был полностью перестроен сгоревший собор святой Софии в Константинополе, поражающий своей красотой и великолепием и остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира.

    Однажды в Константинополе начался бунт, грозивший трону и жизни императора. Феодора проявила большое мужество и силу воли. «Пурпур власти — вот лучший саван!» — заявила она. К императору вернулось присутствие духа. В жестокости она не знала меры. Бунт был подавлен, 30 000 человек было убито, власть императора еще более укрепилась. После восстания Юстиниан начал более решительно проводить свою собственную политику, направленную на усиление военной и политической мощи Византии.

    Его жена много сделала для улучшения положения женщин. Феодора проявила бескорыстную заботу и о тех несчастных девушках, которых довела до падения скорее нужда, чем порок. Она основала для покаявшихся монастырь на берегу Босфора в старинном императорском дворце. Чтобы освободить этих бедных девушек от «ига их позорного рабства», она обеспечила это благотворительное учреждение богатым вкладом. Феодора, помня свои молодые тяжелые годы, проявляла чувство жалости к бедным женщинам, особенно невольницам. Она их выкупала сотнями, а затем давала им убежище в монастырях. Она добилась издания закона, запрещавшего торговлю женщинами.

    Влияние Феодоры на мужа продолжалось до самой ее смерти. Феодора умерла от рака в 548 году, едва достигнув 47 лет. Память о ней для Юстиниана была священной, он был безутешен после ее смерти. Современники рассказывали, что даже много лет спустя после смерти государыни, когда император хотел дать торжественное обещание, он клялся именем Феодоры. Однако его энергия в государственных делах стала спадать, дух был надломлен.

    Юстиниан умер в 565 году в Константинополе.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    Похожие главы из других книг

    ЮСТИНИАН ВЕЛИКИЙ И ФЕОДОРА ВЕЛИКАЯ Автократор и блудница Один из самых популярных сюжетов дешевых романчиков в бумажных переплетах всех времен и народов – необыкновенное счастье и везенье прекрасной девушки из низов общества, завоевавшей сердце, а после массы

    Юстиниан I Флавий Петр Саббатий (482–565) Самый знаменитый из византийских императоров, при котором Византийская империя достигла наибольшего могущества, Юстиниан I Флавий Петр Саббатий, родился в местечке Тауриси недалеко от Бедерианы в Македонии. При рождении будущего

    Фаворит и соправитель царя Феодора Иоанновича — Борис Годунов Иоанн Грозный после своей смерти оставил своё государство не только разорённым, но, в результате убийства во гневе своего сына Ивана и внука у беременной невестки, — лишённым предполагаемого наследника.

    Пастырское служение старца Феодора Старец Феодор прятал от людей свои духовные дарования. В последние годы он много болел, принимал и исповедовал духовных чад и прихожан в инвалидной коляске. Старец Феодор иногда выглядел отрешенным от происходящего, и его видимая

    Преступления Феодора Сантаварина У императора Василия I Македонянина был первенец по имени Константин, которого он любил больше всех. Остальных сыновей – Льва, Стефана и Александра – Василий ни во что не ставил, в особенности Льва, которого он вообще терпеть не мог. Лишь

    Феодора и Юстиниан Великая византийская императрица Феодора родилась в семье циркача на острове Крит. Годом рождения будущей великой императрицы называют 500, но достоверных сведений о ее возрасте не сохранилось. Девочка росла в нищете и не помнила отца, который рано

    Праведная царица Феодора (ок. 815 – ок. 867) Праведная царица Феодора. Современная икона. Деян Манделц. Сербия. …Да восстановит былую красу Божия Церковь! …И сказали отроки царя, служившие при нем: пусть бы поискали царю молодых красивых девиц, и пусть бы назначил царь

    Грешная святая императрица

    Лекции 13 минут 1/3

    «Тайная история» Прокопия Кесарийского

    Как придворный историк написал скандальный памфлет на Юстиниана и его жену и как филологам пришлось отстаивать его подлинность перед поклонниками императора

    Сергей Иванов

    Как придворный историк написал скандальный памфлет на Юстиниана и его жену и как филологам пришлось отстаивать его подлинность перед поклонниками императора

    14 минут 2/3

    «Записка готского топарха»

    Как немецко-французский византинист за русские деньги фальсифицировал древнерусскую историю, как у него проснулась совесть и как его разоблачили

    Сергей Иванов

    Как немецко-французский византинист за русские деньги фальсифицировал древнерусскую историю, как у него проснулась совесть и как его разоблачили

    Как не признавали древнерусский шедевр и прославили безграмотную подделку, почему ученые проиграли конспирологам и при чем тут советская власть

    Феодора, жена Юстиниана: жадная, развратная и циничная — в описании современника, раскаявшаяся грешница, ставшая святой, — в описании другого святого

    Подготовила Юлия Богатко

    Свидетельства о жизни византийской царицы Феодоры (500–548; на троне с 527 года) чрезвычайно противоречивы. С одной стороны, она героиня разнообразных исторических сочинений (прежде всего — скандального памфлета Прокопия Кесарийского о нравах византийского двора). С другой — о ней идет речь в рассказах о жизни божьих угодников. Святой Димитрий Ростовский  проповедник и писатель конца XVII — начала XVIII века. упоминает ее в своих «Житиях святых» — правда, в связи с мужем Юстинианом  Память благоверного царя Юстиниана и царицы Феодоры чтят 14 ноября.: «Так, живя в чистоте и благочестии, он царствовал 39 лет и мирно скончался о Господе. За заслуги Церкви и за благочестие он причислен по смерти к лику святых. Вместе с ним причислена к лику святых и его супруга, царица Феодора, которая была сначала грешницей, но потом раскаялась и провела остаток жизни в чистоте и благочестии».

    Двор императрицы Феодоры. Фрагмент мозаики в базилике Сан-Витале, Равенна, VI век © Wikimedia Commons

    Сегодня уже точно известно, что «Тайная история» — исторический подлинник. Прокопий, имевший возможность непосредственно наблюдать жизнь Феодоры, описывал не только ее юность, но и ее замужнюю жизнь как имеющую мало общего с благочестием. Например, так: «Никто никогда не видел, чтобы Феодора примирилась с тем, кто досадил ей, даже после его смерти. Но и сын умершего, словно нечто, принадлежавшее отцу, заполучив в наследство вражду василисы, передавал ее до третьего колена. Ибо ее пыл, крайне расположенный возбуждаться для того, чтобы губить людей, был совершенно не способен к умиротворению».

    Как же случилось, что эта противоречивая женщина была признана святой?
    Судя по описанию Прокопия, юность Феодоры и вправду была яркой:

    «Часто в театре на виду у всего народа она снимала платье и оказывалась нагой посреди собрания, имея лишь узенькую полоску на пахе и срамных местах, не потому, однако, что она стыдилась показывать и их народу, но потому, что никому не позволялось появляться здесь совершенно нагим без повязки. В подобном виде она выгибалась назад и ложилась на спину. Служители, на которых была возложена эта работа, бросали зерна ячменя на ее срамные места, и гуси, специально для того приготовленные, вытаскивали их клювами и съедали. Та же поднималась, ничуть не покраснев, но, казалось, даже гордясь подобным представлением. <…> С таким безграничным цинизмом и наглостью она относилась к своему телу, что казалось, будто стыд у нее находится не там, где он, согласно природе, находится у других женщин, а на лице. Те же, кто вступал с ней в близость, уже самим этим явно показывали, что сношения у них происходят не по законам природы. Поэтому когда кому-либо из более благопристойных людей случалось встретить ее на рынке, они отворачивались и поспешно удалялись от нее, чтобы не коснуться одежд этой женщины и таким образом не замарать себя этой нечистью. Для тех, кто видел ее, особенно утром, это считалось дурным предзнаменованием».

    Прокопий Кесарийский «Тайная история»

    Однако историк конца XIX — начала XX века Шарль Диль, автор многих работ по истории Византии, в своих «Византийских портретах» замечает, что «еще при жизни ее необычайное счастье так поражало современников, что константинопольские обыватели для объяснения его выдумывали самые невероятные истории, множество всяких сплетен, тщательно собранных Прокопием для потомства в „Тайной истории“. После смерти Феодора стала еще больше достоянием легенды».

    Актриса и куртизанка Феодора до знакомства с императором Юстинианом. Франция, 1888 год © Leemage / Bridgeman Images / Fotodom

    Сам Диль рисует ее портрет так: Феодора совсем еще девочкой была привезена родителями в Византий и выросла в развращенной столице империи. Когда ее отец, дрессировщик медведей, скоропостижно умер, матери пришлось «сойтись с другим мужчиной», тоже из цирковых. Девочка росла среди актеров цирка, обе сестры ее уже имели успех на сцене, и все трое стали посещать светские собрания, где «познакомились с грязными прикосновениями и нескромными разговорами». Довольно рано Феодора стала пленять народ как актриса, принимая участие в живых картинах, «где она могла выставлять без всякого прикрытия свою красоту, которой гордилась, и в пантомимах, где могли проявляться вполне свободно ее веселость и живой комизм».

    «Сверх всего остального она обладала исключительно страстным темпераментом и быстро добилась успеха, и не только на сцене.
    В профессии, не требующей добродетели, она развлекала, забавляла
    и скандализировала Константинополь. На сцене она решалась на самые нескромные выходки и показывалась самым откровенным образом.
    В городе она скоро прославилась безумной роскошью своих ужинов, смелостью речей и множеством любовников. Ей не было тогда
    и двадцати лет».

    В общем, заключает Диль, немудрено, что в таких обстоятельствах у нее было «мало развито нравственное чувство».

    И вот в разгар своей славы Феодора исчезает со сцены светской жизни. Историки установили, что в ту пору она сошлась с любовником — правителем одного из городов римской провинции, была им брошена и осталась без средств к существованию. Тогда ей пришлось перебраться в египетскую столицу — Александрию, которая кроме того что была большим коммерческим центром, также известна с IV века как одна из столиц христианства. Богословские споры, религиозные фанатики всех мастей — в такой обстановке оказалась Феодора. Тут она попала под влияние некоторых церковных деятелей, в частности святителя Чин святых высшей степени священства — архиереев. Тимофея IV Александрийского и будущего святого Севира Антиохийского  Антиохийский патриарх (512–518 годы), основатель севирианства. Почитается некоторыми древневосточными церквями как святой., обращавшегося с проповедями к женщинам. Так что, пишет Диль, «когда она возвратилась в Константинополь, это уже была женщина более положительная, зрелая, чувствовавшая усталость от скитальческой жизни и безумных приключений; она старалась, искренно ли или нет, вести самую уединенную и целомудренную жизнь. Одно предание гласит, что она жила в маленьком домике, скромно и честно, занималась пряжей и охраняла дом, как римские матроны доброго старого времени. Тут она и встретилась с Юстинианом». Юстиниан влюбился до безумия, сошелся с ней сначала как с любовницей, потом ее возвел в сан патрикии, осыпал всевозможными милостями, богатствами и наделил полномочиями.

    Вероятно, здесь и начинается другая Феодора — «великая императрица, занимавшая значительное место возле Юстиниана и часто игравшая в делах правления решающую роль, женщина ума выдающегося, редкой сообразительности, энергичная, существо деспотическое и высокомерное, неистовое и страстное, настолько сложное, что часто могла всякого сбить с толку».

    В течение двадцати одного года царствования Феодора вникала во все государственные и церковные дела, ко всему приложила руку: назначала
    и смещала пап, патриархов, министров и генералов, не боялась открыто противостоять воле Юстиниана и даже заменять своими приказами его собственные. Влияние ее на мужа не всегда было положительным и часто оборачивалось печальными последствиями, но историки все же отдают должное тому, что часто она правильно оценивала интересы государства.

    Одна из самых ярких политических побед Феодоры — усмирение бунта, названного словом «Ника»: бунтовщики объединились против Юстиниана, сожгли центр города (храмы, термы, сенат) и выдвинули в качестве претендентов на престол племянников бывшего императора Анастасия — Ипатия и Помпея. Юстиниан, забрав деньги и сокровища, хотел бежать, но Феодора произнесла в синклите вдохновенную речь, в результате которой все одумались, вооруженные силы были приведены в готовность, бунтовщики подкуплены, разделены и перебиты, претенденты на престол казнены, и порядок восстановлен.

    Действительно (и тут все историки соглашаются), колеблющийся
    и нерешительный Юстиниан много своих решений не смог бы провести
    без жены. А его неоценимый вклад в политику государства и церкви Димитрий Ростовский перечисляет в «Житиях…»: он вел успешные войны с врагами Византийской империи, издал полное собрание римских законов, предпринял немало забот к распространению христианства и искоренению язычества, закрыв языческие школы в Афинах и поручив преподавание инокам, крестил
    с помощью епископа Иоанна Эфесского 70 тысяч язычников в Малой Азии
    и построил для обращенных 90 церквей. Борясь с монофизитами, он составил песнь «Единородный Сыне и Слове Божий», которую и сейчас исполняют
    в литургиях, созвал Пятый Вселенский собор для осуждения несторианской ереси и прекращения раздора в церкви. Издал закон об обязательном праздновании Рождества, Крещения, Воскресения Господня и Благовещения. Кроме того, Юстиниан построил множество храмов, самый величественный
    из которых — храм Святой Софии в Константинополе.

    Даже критически настроенный Прокопий отмечает верность и единодушие супругов по многим вопросам: » в своей совместной жизни ничего не совершали друг без друга. Долгое время всем казалось, что они всегда совершенно противоположны друг другу и образом мыслей, и способом действий, но затем стало понятно, что они намеренно создавали такое представление о себе, чтобы подданные, составив о них единое мнение, не выступили против них».

    Императрица Феодора. Испания, XIX век © Look and Learn / Bridgeman Images / Fotodom

    В частности, дружба Феодоры с монофизитами (она вернула их из изгнания и разрешила пользоваться своим дворцом для служб и уставной жизни) объяснялась историками как дальновидная милость и благоволение
    к диссидентам, что в случае их победы могло гарантировать Юстиниану милость теперь уже к нему и его династии.

    Конечно, пишет Диль, возможно, что в «силу своего властолюбивого характера и привычки подчинять все целям своей политики Феодора иногда несколько нескромно вмешивалась в дела, ничуть ее не касавшиеся». Здесь имеются в виду браки, которые любила устраивать императрица. Вот как Прокопий описывает этот ее обычай в «Тайной истории»:

    «…все браки она устраивала с неким божественным могуществом.
    До совершения брака люди не устраивали никакой помолвки
    по добровольному согласию. Но у каждого мужчины жена объявлялась неожиданно, и не потому, что она ему понравилась, что в обычае даже
    у варваров, но потому, что того пожелала Феодора. И то же самое приходилось претерпевать женщинам. Зачастую она удаляла новобрачную из брачного чертога, оставив новобрачного в одиночестве лишь потому, что это ей не нравилось, как в ярости говорила она».

    Феодора действительно считала институт брака святым и пеклась о его упрочении, иногда заставляя силой почитать священные узы. По словам одного историка, она также была «по природе склонна помогать женщинам, попавшим в беду». Сама пройдя через нужду и унижение, она пользовалась своим влиянием, чтобы облегчить участь падших женщин и актрис или же тех,
    кто неудачно вышел замуж и с кем дурно обращались.

    «Феодора радела и о том, чтобы придумать наказания для тех, кто грешил своим телом. И вот, собрав более пятисот блудниц, которые торговали собой, только чтобы не умереть с голоду, и отправив их
    на противолежащий материк, она заключила их в так называемый монастырь Раскаяния, принуждая их переменить образ жизни.
    Некоторые же из них ночью бросились с высоты и таким путем
    избавились от нежеланной перемены».

    К концу Феодориной жизни Севир именует ее «царицей, которая чтит Христа». Для Иоанна Эфесского  Иоанн Эфесский (ок. 507–586) — епископ Асийский. она — «правоверная царица». Михаил Сириянин  Михаил Сириянин — историк, патриарх Антиохии с 1166 по 1199 год. свидетельствует, что она заботилась ο мире церквей больше, чем муж,
    и побуждала его работать в этом направлении. Умело двигая политические фишки, Феодора и Юстиниан сохранили единство империи и церкви.

    29 июня 548 года Феодора умерла от рака. Память о ней для Юстиниана была священной, он имел обыкновение клясться ее именем, а те, кто хотел понравиться императору, напоминали ему о прекрасной и мудрой царице, которая «быв тут, на земле, его верной сотрудницей, молила теперь Бога о своем супруге». 

    Хотите быть в курсе всего? Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу Курсы Курс № 63 Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь? Курс № 62 У Христа за пазухой: сироты в культуре Курс № 61 Антропология чувств Курс № 60 Первый русский авангардист Курс № 59 Как увидеть искусство глазами его современников Курс № 58 История исламской культуры Курс № 57 Как работает литература Курс № 56 Открывая русскую провинцию. Иваново Курс № 55 Русская литература XX века. Сезон 6 Курс № 54 Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы Курс № 53 История завоевания Кавказа Курс № 52 Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России Курс № 51 Блокада Ленинграда Курс № 50 Что такое современный танец Курс № 49 Как железные дороги изменили русскую жизнь Курс № 48 Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо Курс № 47 Лев Толстой против всех Курс № 46 Россия и Америка: история отношений Курс № 45 Как придумать свою историю
    Курс № 44 Россия глазами иностранцев Курс № 43 История православной культуры Курс № 42 Революция 1917 года Курс № 41 Русская литература XX века. Сезон 5 Курс № 40 Человек против СССР Курс № 39 Мир Булгакова Курс № 38 Как читать русскую литературу Курс № 37 Весь Шекспир Курс № 36 Что такое
    Древняя Греция Курс № 35 Блеск и нищета Российской империи Курс № 34 Мир Анны Ахматовой Курс № 33 Жанна д’Арк: история мифа
    Курс № 32 Любовь при Екатерине Великой Курс № 31 Русская литература XX века. Сезон 4 Курс № 30 Социология как наука о здравом смысле Курс № 29 Кто такие декабристы Курс № 28 Русское военное искусство Курс № 27 Византия для начинающих Курс № 26 Закон и порядок
    в России XVIII века Курс № 25 Как слушать
    классическую музыку Курс № 24 Русская литература XX века. Сезон 3 Курс № 23 Повседневная жизнь Парижа Курс № 22 Русская литература XX века. Сезон 2 Курс № 21 Как понять Японию Курс № 20 Рождение, любовь и смерть русских князей Курс № 19 Что скрывают архивы Курс № 18 Русский авангард Курс № 17 Петербург
    накануне революции Курс № 16 «Доктор Живаго»
    Бориса Пастернака Курс № 15 Антропология
    коммуналки Курс № 14 Русский эпос Курс № 13 Русская литература XX века. Сезон 1 Курс № 12 Архитектура как средство коммуникации Курс № 11 История дендизма Курс № 10 Генеалогия русского патриотизма Курс № 9 Несоветская философия в СССР Курс № 8 Преступление и наказание в Средние века Курс № 7 Как понимать живопись XIX века Курс № 6 Мифы Южной Америки Курс № 5 Неизвестный Лермонтов Курс № 4 Греческий проект
    Екатерины Великой Курс № 3 Правда и вымыслы о цыганах Курс № 2 Исторические подделки и подлинники Курс № 1 Театр английского Возрождения Курс № 63 Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь? Курс № 62 У Христа за пазухой: сироты в культуре Курс № 61 Антропология чувств Курс № 60 Первый русский авангардист Курс № 59 Как увидеть искусство глазами его современников Курс № 58 История исламской культуры Курс № 57 Как работает литература Курс № 56 Открывая русскую провинцию. Иваново Курс № 55 Русская литература XX века. Сезон 6 Курс № 54 Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы Курс № 53 История завоевания Кавказа Курс № 52 Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России Курс № 51 Блокада Ленинграда Курс № 50 Что такое современный танец Курс № 49 Как железные дороги изменили русскую жизнь Курс № 48 Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо Курс № 47 Лев Толстой против всех Курс № 46 Россия и Америка: история отношений Курс № 45 Как придумать свою историю
    Курс № 44 Россия глазами иностранцев Курс № 43 История православной культуры Курс № 42 Революция 1917 года Курс № 41 Русская литература XX века. Сезон 5 Курс № 40 Человек против СССР Курс № 39 Мир Булгакова Курс № 38 Как читать русскую литературу Курс № 37 Весь Шекспир Курс № 36 Что такое
    Древняя Греция Курс № 35 Блеск и нищета Российской империи Курс № 34 Мир Анны Ахматовой Курс № 33 Жанна д’Арк: история мифа
    Курс № 32 Любовь при Екатерине Великой Курс № 31 Русская литература XX века. Сезон 4 Курс № 30 Социология как наука о здравом смысле Курс № 29 Кто такие декабристы Курс № 28 Русское военное искусство Курс № 27 Византия для начинающих Курс № 26 Закон и порядок
    в России XVIII века Курс № 25 Как слушать
    классическую музыку Курс № 24 Русская литература XX века. Сезон 3 Курс № 23 Повседневная жизнь Парижа Курс № 22 Русская литература XX века. Сезон 2 Курс № 21 Как понять Японию Курс № 20 Рождение, любовь и смерть русских князей Курс № 19 Что скрывают архивы Курс № 18 Русский авангард Курс № 17 Петербург
    накануне революции Курс № 16 «Доктор Живаго»
    Бориса Пастернака Курс № 15 Антропология
    коммуналки Курс № 14 Русский эпос Курс № 13 Русская литература XX века. Сезон 1 Курс № 12 Архитектура как средство коммуникации Курс № 11 История дендизма Курс № 10 Генеалогия русского патриотизма Курс № 9 Несоветская философия в СССР Курс № 8 Преступление и наказание в Средние века Курс № 7 Как понимать живопись XIX века Курс № 6 Мифы Южной Америки Курс № 5 Неизвестный Лермонтов Курс № 4 Греческий проект
    Екатерины Великой Курс № 3 Правда и вымыслы о цыганах Курс № 2 Исторические подделки и подлинники Курс № 1 Театр английского Возрождения Все курсы Спецпроекты Марсель Бротарс: как понять концептуалиста по его надгробию Что значат мидии, скорлупа и пальмы в творчестве бельгийского художника и поэта Новая Третьяковка Русское искусство XX века в фильмах, галереях и подкасте Видеоистория русской культуры за 25 минут Семь эпох в семи коротких роликах Русская литература XX века Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры Детская комната Arzamas Как провести время с детьми, чтобы всем было полезно и интересно: книги, музыка, мультфильмы и игры, отобранные экспертами Аудиоархив Анри Волохонского Коллекция записей стихов, прозы и воспоминаний одного из самых легендарных поэтов ленинградского андеграунда 1960-х — начала 1970-х годов История русской культуры Суперкурс Онлайн-университета Arzamas об отечественной культуре от варягов до рок-концертов Русский язык от «гой еси» до «лол кек» Старославянский и сленг, оканье и мат, «ѣ» и «ё», Мефодий и Розенталь — всё, что нужно знать о русском языке и его истории, в видео и подкастах
    История России. XVIII век Игры и другие материалы для школьников с методическими комментариями для учителей Университет Arzamas. Запад и Восток: история культур Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции Что такое античность Всё, что нужно знать о Древней Греции и Риме, в двух коротких видео и семи лекциях Как понять Россию История России в шпаргалках, играх и странных предметах Каникулы на Arzamas Новогодняя игра, любимые лекции редакции и лучшие материалы 2016 года — проводим каникулы вместе Русское искусство XX века От Дягилева до Павленского — всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в лекциях и видео Европейский университет в Санкт‑Петербурге Один из лучших вузов страны открывает представительство на Arzamas — для всех желающих Пушкинский
    музей Игра со старыми мастерами,
    разбор импрессионистов
    и состязание древностей Emoji Poetry Заполните пробелы в стихах и своем образовании Стикеры Arzamas Картинки для чатов, проверенные веками 200 лет «Арзамасу» Как дружеское общество литераторов навсегда изменило русскую культуру и историю XX век в курсах Arzamas 1901–1991: события, факты, цитаты Август Лучшие игры, шпаргалки, интервью и другие материалы из архивов Arzamas — и то, чего еще никто не видел Идеальный телевизор Лекции, монологи и воспоминания замечательных людей Русская классика. Начало Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы

    Подписка на еженедельную рассылку

    Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *